Кто изобрел лампочку ильича


Кто настоящий создатель «лампочки Ильича»?

Так сложилось исторически, что наша страна, богатая лесом, углем и нефтью, долгое время (по сравнению с Европой и США) не нуждалась в электричестве сразу после его изобретения. Огромные водные ресурсы России не были востребованы для выработки электроэнергии. Но это совсем не означало, что научная мысль России, работавшая над проблемами получения электроэнергии, стояла на месте. Еще при царском правительстве наш крупный ученый В. И. Вернадский разработал идею создания мощных плотин и огромных водохранилищ. Однако эта идея, как многое в России, какое-то время ждала своего часа для воплощения в практику.

К плану Вернадского впервые серьезно подошли большевики во главе с В. И. Лениным, который сформулировал примитивную формулу построения коммунизма. «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», — заявил Ильич. И если следовать этой формуле, несколько поколений граждан советской страны все-таки такой коммунизм построили! Все бы было неплохо, если бы большевики не умыкнули идею электрификации СССР у русского ученого с мировым именем. Ведь взяв его идею за основу практической стороны коммунизма, они вычеркнули его имя из списка разработчиков, сформировали специальную комиссию по ее реализации во главе с товарищем Кржижановским и выдали План ГОЭЛРО только за свое советское детище!

В. И. Вернадскийru.wikipedia.org

Так лампочка В. И. Вернадского превратилась в «лампочку Ильича», а сам ученый вынужден был не только помалкивать о своем изобретении, но и из природной порядочности уйти со всех научных руководящих постов в университете, чтобы не участвовать в «чистках» ученых и преподавательских коллективов.

А между тем План ГОЭЛРО был с энтузиазмом перевыполнен советскими гражданами уже в 1935 году, а в 1947 году СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире (по сравнению с США) по производству электроэнергии.

Есть еще один русский ученый, имеющий непосредственное отношение к разработке идеи электрического освещения — российский изобретатель П. Н. Яблочков, который не только разработал дуговую лампу, но первый в мире создал систему дробления электрического света. Имя Яблочкова все же вошло в историю науки как создателя «свечи Яблочкова», а вот в научной биографии Вернадского его идея использования энергии воды для выработки электрического тока до сих пор отсутствует. Пора бы восстановить историческую справедливость!

П. Н. Яблочковru.wikipedia.org

Благодаря плану В. И. Вернадского в СССР появились самые крупные в мире теплоэлектростанции, а в домах и квартирах простых обывателей зажегся электрический свет.

Историческая справка:

  • Первая электростанция в России была создана и начала свою работу задолго до Октябрьской революции 1917 года. А именно: она была запущена еще при царском правительстве 9 ноября 1885 года. Электроэнергия этой электростанции подавалась в Зимний Дворец, где, по указу Николая II, должны были проводиться балы только при электрическом освещении. На этой электростанции было установлено только российское оборудование.

  • Многие русские купеческие дома также освещались электричеством уже в начале 1870-х годов.

  • Начиная с 80-х годов 19 века электрические фонари начали освещать мосты и улицы Москвы.

  • А к 1913 году Российская империя занимала ведущие позиции в мире по выработке своей электроэнергии.

shkolazhizni.ru

Кто изобрел «лампочку Ильича»?

Музей «Огни Москвы» – единственный в России, рассказывающий об истории освещения улиц

Говорят, историю творят прадеды, а правнуки ее переписывают. Вот и вокруг плана ГОЭЛРО много мифов. Аббревиатура на слуху у всех, но на всякий случай расшифрую – Государственный план электрификации России. 90 лет назад Андрей Платонов написал рассказ «Лампочка Ильича». Про то, как плану ГОЭЛРО препятствовали кулаки, владевшие мельницами. Мельницы работали от ветра, а потому электрификация деревень была кулакам не выгодна. В рассказе «Лампочка Ильича» кулаки сжигают сельскую электростанцию.

Одни историки считают, что России было не до ГОЭЛРО, так как у нее не было достойной энергетической базы. Другие утверждают, что план ГОЭЛРО стал возможным из-за неплохих стартовых возможностей промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы. По одной даже версии, план ГОЭЛРО был списан с дореволюционного плана электрификации России, разработанного профессором Кленинсборгом. Этот проект предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций с участием государственного и частного капитала, и повсеместную, всеобщую электрификацию промышленности.

То есть, электричество в России все-таки было, но революции и гражданская война почти уничтожили эту отрасль.

А план ГОЭЛРО был принят 97 лет назад на VIII Всероссийском съезде Советов и в любом случае стал локомотивом экономики молодого государства. Вот цифры. В 1917 году в стране было 75 электростанций, а в 1927-м – уже 858. Текущее потребление электроэнергии выросло за это время с 622 тысяч кв./час до 10 000.

А «лампочка Ильича», о которой во времена наших отцов и дедов знал каждый школьник, как таковой, конечно, не было. Это идеологический, пропагандистский образ, венчавший успехи плана ГОЭЛРО. Обо всем этом, и не только, расскажут вам в музее городского освещения «Огни Москвы».

По музейным меркам музей еще очень молодой. Ему 37 лет. По типологии музей скорее прикладной. Его можно отнести к научно-техническим музеям вроде Политехнического, Музея железнодорожного транспорта, Музея связи, или, скажем, Музея воды. Но у музея «Огни Москвы» есть своя фирменная «фишка». Ученики любят его за то, что здесь «прикольно» (как они говорят) проходят уроки физики и истории, а учителя – за то же самое, что и ученики, но с серьезным уточнением: это и урок, и спектакль одновременно, ученики в котором – главные действующие лица.

Из века в век ты путешествуешь вместе с гидом, примеривая на себя роль то фонарщика, то диспетчера «Мосгорсвета», то ученого физика... А то и неистового репортера, задающего экскурсоводу каверзные вопросы.

Хочешь побывать в крестьянской избе XVII-XVIII веков и попробовать разжечь лучину? При лучине вырос великий оперный бас Федор Шаляпин. При лучине учился читать Максим Горький. Его же – тогда еще босоногого Лешку Пешкова – пучком лучины «воспитывала» злобная хозяйка за то, что проглядел самовар. И тот оплавился, раскалившись.

Ты не знал, что такое лучина? Да она обогревала всю «лапотную» Россию, да и Европу тоже!

Гид музея Ленара Гадельшина расщепляет березовое полено на щепу. Вставляет щепу в светцы под таким углом, чтобы она горела как можно дольше. Берет огниво. С силой и несколько раз ударяет кресалом по кремню. Высекает искру. Искра (по сути «атом» раскаленного кремня) падает в сухой мох или в труху гриба трутовика. Труха вспыхивает, как порох. Есть огонь! Как в старинной поговорке: «Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!».

Посмотрите, сколько нового узнали дети о быте прапрабабушек и прапрадедушек за одну минуту! И щепа, и лучина, и светцы, и огниво, и кресало с кремнем, и труха трутовика, воспламеняющаяся, как порох...

И лучина, которую, если уж не было светцов, просто втыкали в отверстие в глиняной стене. Что такое светцы? Простейший светец – это развилка с двумя, тремя-четырьмя рожками из дерева или кованого железа. Уголек лучины падал в корыто с водой или песком, чтобы избежать пожара. Даже самая длинная лучина горела не более пяти минут.

– Наглядный урок не только физики и истории, но и литературы, – делится восхищением преподаватель русского языка и литературы Екатерина Федорова. Она приехала в музей «Огни Москвы» из Санкт-Петербурга специально. – Обидно! Уличное освещение в нашем городе появилось на 23 года раньше, чем в Москве – в день празднования победы русских войск над шведами под Калишем. А такого музея в Питере нет.

– В нашем архиве хранится письмо одного москвича брату на фронт во время Великой Отечественной войны, – снова удивляет нас экскурсовод Ленара. – Брат пишет брату, что спички в Москве большая редкость. Чтобы прикурить, мужики пользуются огнивом. К слову, в нашем музее хранится редчайший раритет – кресало второго века нашей эры.

Ленара погасила электрический свет в зале. Ее озорная прическа (рожки, скрученные из мелких косичек) дает загадочную тень рыси на стене.

Я прошу разрешения зажечь лучину. Вспомнил, что в детстве нашел на бабушкином чердаке в деревне странную «рогатину» из кованого металла на подставке в форме поддона. Гадал, что это за чудо деревенского быта. Оказывается, светцы. Здесь, в музее, свет лучины внезапно озарил и мое недалекое прошлое.

«Извела меня кручина,/Подколодная змея!../Догорай, моя лучина,/ Догорю с тобой и я!».

Песня «То не ветер ветку клонит» сплачивала застолье крепче водки.

Помните выражение «Жив курилка»? Это не про долгожителя, не расстающегося с табачком. Это тоже про тлеющую лучину, которую во время игры передавали из рук в руки со словами: «Жив, жив курилка! Жив, жив, да не умер! А у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька».

По лучине гадали. Наделяли ее священным чудодейственным смыслом. Например, если невесте хотелось узнать, каков будет характер ее суженого, она вздувала с уголька огонь на лучину: если лучина долго не разгоралась, значит, муж будет крут нравом. И наоборот.

Или макали лучину в воду, а потом зажигали. Если лучина разгорается медленно, значит жених «невыгодный». Горящая с искрами лучина означала болезнь, потухающая при горении – близкую смерть, ясно горящая - долгую жизнь.

По четвергам, как стемнеет, в любую погоду, вооружившись фонариками и зонтиками (если идет дождь), можно вместе с экскурсоводом музея «Огни Москвы» пошататься по Армянскому, Кривоколенному, Потаповскому, Сверчкову переулкам, погружаясь в тайны старой Москвы… Такие экскурсии любят и родители, и дети.

Экзотическая коллекция масленичных и керосиновых ламп. Казалось бы, простой стеклянный короб с чахлым фитильком внутри, а за ним – ментальность целого поколения рабочего люда. Фитиль заправляли конопляным маслом, но фонарщики умудрялись добавлять его в кашу. Масла катастрофически не хватало. Фонари гасли еще до полуночи. Тогда в масло стали добавлять скипидар.

Масленичные фонари сменили уличные светильники на спирту, но и те протянули недолго. Фонарщики уже к вечеру были пьяны. Да и дорого обходился спирт городскому бюджету. Настал черед керосиновой лампы. «По старинке, по привычке,/ Зажигаюсь я от спички…»

Точнее всех прощание с «керосиновой эрой» и встречу с электрической лампой описал все тот же Самуил Маршак: «Я – электрическая/ Экономическая/Лампа!/ Мне не надо керосина./ Мне со станции машина/Шлет по проволоке ток./Не простой я пузырек!»

Возможно, кого-то разочарую – «лампочки Ильича» в музее «Огни Москвы» нет. Как нет ее в природе – не изобретал Ильич ламп накаливания. Зато в музее есть макет лампы, гораздо раньше изобретённой русским учёным П.Н. Яблочковым.

– Назовите самые уникальные экспонаты вашего музея, – попросил я директора «Огней Москвы» Наталью Потапову.

– В экспозиции около трехсот фонарей, ламп, осветительных приборов разных лет. Все они уникальны, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например, дуговая лампа 1863 года французского изобретателя Дюбоска и натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Образцы газополных ламп накаливания начала столетия фирм OSRAM и Phillips. Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота – 35 и 55 см).

Гордость экспозиции – лампы Московского электролампового завода (МЭЛЗ), изготовленные в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. Подарочная лампа 1935 года с портретом Сталина в профиль внутри.

Уникален пульт управления освещением всей Москвы. Такого в мире не было. Система была запущена в апреле 1941 года и во время войны одним нажатием кнопки обеспечивала масштабную светомаскировку столицы.

Ртутные лампы уникальны тем, что уже не выпускаются. Даже завода такого нет, который их делал.

– Наталья Владимировна, ваш музей по сути рассказывает о том, как формировалась стратегия уличного освещения столицы. А кто вообще принимает решения, как освещать улицы и исторические здания современной Москвы?

– В 2005 году была разработана Концепция единой световой среды. Чтобы освещать не отдельно каждое здание, а целую улицу. Есть уличное, декоративное и архитектурное освещение. Освещение, скажем, Тверской или Нового Арбата, конечно, отличается от освещения Маросейки или Армянского переулка. И освещение исторического здания, такого, как, например великолепный бело-голубой дворец псевдобаррочного стиля графа Румянцева, в котором сейчас расположено посольство Республики Белоруссии в Москве, должно подчеркнуть его величие, особенность, историческую «изюминку».

– Музей посещает много школьников. Все расписано по часам. У вас есть для них специальные программы?

– Да. Например, тематические мастер-классы. Ребенок вместе с папой или мамой может сделать уникальный светильник, попутно узнав историю свечей и подсвечников, «тайны», связанные с их изготовлением. А, скажем, на интерактивном занятии «В гостях у старого уличного фонаря» дети знакомятся с предметами старинного быта и участвуют в создании музейной экспозиции. В конце занятия все пишут настоящими гусиными перьями и чернилами (такими писал Пушкин) названия старинных предметов, с которыми дети познакомились во время занятия.

– Романтично! А что лично вас привело в вашу профессию? Из тени – в свет! Почему вы стали директором музея уличного освещения, а не, скажем, музея воды?

– Я закончила отделение истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры. Вообще, выросла в Мосгорсвете, – улыбается Наталья Владимировна. – Мама была диспетчером в Мосгорсвете. Тетя начала работать здесь с войны, с 1944 года. И мамины родственники оказались в Москве - из Ярославской и Вологодской областей буквально под конвоем в Москву свозили 16-летних девушек для того, чтобы выучить их на электромонтеров. У меня корни вологодские. Тетка и мама рассказывали, что они дважды бежали назад, в свою деревню. Там хорошо жилось. Тихо. Война коснулась их только тенью. В Москву вывезли 80 девчонок из двух областей. Обучили на электромонтеров.

Тете было 16 лет. Рост - 1м 48 см. Выдали спецодежду, парусиновые ботинки на деревянной подошве. Телогрейки. Они должны были парами работать.

Две девушки с семиметровой лестницей ходили по городу и, лазая по столбам, зажигали светильники, лампы...

Им специальным «указом» разрешали ездить в трамваях. Они стояли на передней и задней подножках и держали лестницу снаружи. Или прыгали на задние ступеньки троллейбуса и тянули лестницу за собой, пока постовой не останавливал. К концу войны эти девушки восстановили в Москве все освещение. Светомаскировку сняли. В конце 1945 года весь город был освещен.

Сегодня Москва – чемпион мира по освещению своих улиц!

Специально для «Столетия»     http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kto_izobrel_lampochku_ilicha_136.htm

hist-etnol.livejournal.com

«Лампочка Ильича»: в прошлом и настоящем

У электрической лампочки нет одного-единственного создателя. История ее появления представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Но современная лампа накаливания – это воплощение идей русского инженера и изобретателя Александра Лодыгина.

Самую первую лампу накаливания - еще с платиновой спиралью - создал в 1809 году англичанин Деларю. Нить из драгметалла стоила баснословно дорого, и бельгиец Жобар сделал в 1838 году гораздо более дешевую угольную лампу накаливания. Но такая лампа светила недолго: угольный стержень быстро разрушался от атмосферного воздуха в колбе. Развивая идею о светимости раскаленного проводника, немец Генрих Гёбель создал в 1854 году первую вакуумную лампу. Обугленную бамбуковую нить он поместил в сосуд с откачанным воздухом - это в разы увеличило время свечения. Но для её промышленного изготовления и широкого использования этого изобретения ещё не было важных предпосылок: возможности создания глубокого вакуума и непрерывного производства электроэнергии. Русский электротехник Александр Лодыгин тоже первые опыты по созданию лампы накаливания проводил с угольной нитью, и 11 июля 1874 года запатентовал свое изобретение за номером 1619 сначала в России, затем почти во всех странах Европы.

За это изобретение от Петербургской академии наук он получил престижную Ломоносовскую премию, а за участие в Венской электротехнической выставке был награжден орденом Станислава III-й степени — редчайший случай для русского инженера.

Через 6 лет, в 1880 году американский изобретатель Томас Эдисон запатентовал свою лампу накаливания с угольной нитью и устойчивым вакуумом. Он несколько раз устраивал очень эффектные демонстрации из более сотен горящих электролампочек, после которых лампы накаливания начали активно вытеснять газовое освещение. К слову, именно Эдисону принадлежит заслуга изобретения цоколя и патрона для лампочки.

А.Н. Лодыгин не остановился на достигнутом, и в 1890 году получил в США патент на электрическую лампу накаливания с металлической нитью из вольфрама - ту самую «лапочку Ильича», которой пользуемся в настоящее время. Также он запатентовал лампы накаливания с металлической нитью из других тугоплавких металлов - осмия, иридия, палладия.

В 1910 году Вильям Дэвид Кулидж изобрел дешевый метод производства вольфрамовой нити и этот металл легко вытеснил все другие виды нитей накаливания. С этого времени начинается массовое производство «вольфрамовых» лампочек Лодыгина, и они завоевали мир.

Коллекция лампочек Музея энергетики Урала недавно пополнилась новым экспонатом – электролампочкой-гигантом на 1000 Вт, ее высота больше 30 см. Это подарок известного в городе краеведа Л.А. Субботиной. Такие мощные лампочки раньше освещали большие производственные и цеховые помещения. Эта лампочка в этом году «юбиляр» - ей исполнилось 30 лет, так как произведена она была в апреле 1984 года.Пока коллекция лампочек в Музее не большая, но интересная. Здесь есть и настоящие «лампочки Ильича» 1930 –х гг, которые были зажжены еще при реализации Ленинского плана ГОЭЛРО.

Есть даже «съедобные» лампочки, выполненные из белого шоколада. Таким сладким подарком Екатеринбургская электросетевая компания порадовала трудовой коллектив в день своего 5-летнего юбилея. Одному из сотрудников стало жалко съедать это кулинарное чудо, лампочки были сохранены и переданы в Музей.

Дата публикации: 24.11.2014 10:30:00 Теги: История, Музей

musen.ru

Кто изобрел лампочку первым?

Кто изобрел лампочку? Точного ответа на этот вопрос нет.

Часто открытия и изобретения появляются сразу у нескольких людей, и далеко не всегда авторство принадлежит тому, кто первый высказал идею, описал гипотезу, опубликовал расчеты, сделал чертежи или внедрил задумку в практику.

Первым может стать тот, кто на самом деле не первый, а хорошо разрекламированный последующий.

Светильники до электрической эры

Освещать пространство вокруг себя люди начали с того момента, как научились использовать огонь. Дальнейшая эволюция средств освещения зависела от открытий в области энергетики.

Для того чтобы ночью было светло, в светильниках использовали:

  • различные растительные масла;
  • нефть;
  • воск;
  • жир животных;
  • лучину, то есть медленно тлеющую деревянную щепку;
  • природный газ и т.п.

Самым древним способом освещения, кроме костра, является использование жира. В сосуд с жиром помещался фитиль из ткани или деревяшки. Жир не позволял фитилю сгорать быстро. Получалось что-то вроде свечи в сосуде.

Окончательно идея свечи развилась после того, как появилось культурное пчеловодство, и пчелиный воск можно было производить в массовом количестве.

После того как люди научились добывать и перерабатывать нефть, наступила эра керосиновых ламп. Они быстро стали народным способом освещения, придя на смену слабому свету лучины и дорогим восковым свечам.

Электрические лампочки смогли появиться только тогда, когда электричество стало стремительно распространяться сначала в городах, а потом и за их пределами.

Как шли к открытию

В основу изобретения лампочки был положен принцип свечения проводника при прохождении через него электрического тока. Он был известен задолго до изобретения лампы. Однако главной проблемой получения надежного, дешевого и долговечного источника света от электрической энергии явились поиски материала для нитей накаливания.

В те времена, когда электричество уже стало реальностью, а лампы накаливания еще не было, ученым и практикам были известны только три материала, пригодные для такого использования, — уголь, платина и вольфрам.

Платина и вольфрам относились к категории редких и дорогих металлов. Уголь оставался самым доступным и дешевым источником получения той самой нити, которая могла нагреваться и долго светиться.

С 19 века начинаются события, которые способствовали появлению известной всем электрической лампы. В 1820 году француз Деларю сделал лампочку с платиновой проволокой. Проволока действительно нагревалась и светилась, но такая пролампочка так и осталась опытным экземпляром.

В 1838 бельгийский исследователь Жобар изобрел лампочку с угольным стержнем в качестве элемента накаливания. В 1854 году немец Генрих Гебель в качестве источника для получения нити накаливания применил бамбук. Он же впервые использовал сосуд с откачанным воздухом. Именно этот сосуд с бамбуковой нитью считается первой электрической лампочкой, которую в таком виде можно было бы использовать на практике.

Кто автор электрической лампочки?

Задаваясь вопросом, кто изобрел первую электрическую лампочку, следует помнить, что в этом случае мы имеем дело с целой чередой последовательных действий, когда ученые и изобретатели подхватывали идеи своих предшественников и развивали их.

  1. Павел Николаевич Яблочков. Этот русский механик изобрел не только первую лампочку, но и первую электрическую свечу. С помощью этих свечей впервые стали освещать городские улицы. Продолжительность их горения составляла не более 1,5 часа. Позже были изобретены светильники с автоматической заменой свечей. Первые свечи Яблочкова, конечно, нельзя назвать удобными. Однако они выполнили свою функцию, положив начало массовому внедрению электричества в практику уличного освещения.
  2. Лодыгин Александр Николаевич. В 1872 году этот российский инженер-изобретатель реализовал мечту людей о постоянном и надежном источнике освещения. Лампа Лодыгина была первой, получившей хоть какое-то практическое применение. Она могла гореть до получаса. На улицах Петербурга первые лампочки Лодыгина загорелись в 1873 году. В этом же году изобретатель получил патент на лампу с угольным стержнем. Таким образом, Александр Лодыгин придумал по-настоящему современную электрическую лампочку. С 1890 года А. Н. Лодыгин начал эксперименты по использованию в нитях накала различных тугоплавких металлов. В результате он впервые предложил использовать в этом качестве вольфрам. Также он впервые предложил откачивать воздух из лампы и наполнять ее инертным газом.
  3. Джозеф Сван. В 1878 году этот английский ученый изобрел не столько саму электрическую лампочку, сколько ее современную модификацию — стеклянную колбу с угольной нитью накаливания.
  4. Хайрем Максим. Этот американский изобретатель известен военным людям и оружейникам всего мира как создатель пулемета с таким русским именем «Максим». Однако он изобрел и оригинальную модель лампочки на угле и бензине. Стеклянная колба частично заполнялась бензином и герметично запаивалась. Пары бензина нужны были для того, чтобы предохранять угольные нити от перегорания.

Томас Эдисон и Ильич

Если исходить из хронологии событий и приоритетов, то изобрел электрическую лампочку Лодыгин Александр Николаевич. При этом П. Н. Яблочкова можно считать основоположником череды изобретений, которые привели к появлению самого массового в мире источника освещения.

Благодаря этим русским изобретателям и последующим разработкам британских и американских исследователей электрическая лампочка стала дешевым и обычным прибором, производящим свет.

Однако в процессе развития идей есть тот, кто ее породил, и тот, кто запатентовал и развил до массового явления.

В 1879 году американец Томас Эдисон усовершенствовал уже существовавшую лампу накаливания и получил патент на лампу с платиновой нитью.

Спустя год он оформил новый патент на лампу с угольной нитью, которая могла работать на протяжении 40 часов. Кроме получения патентов, Эдисон внес свой реальный вклад в создание лампы накаливания, изобретя цоколь, патрон и выключатель.

Таким образом, Томас Эдисон запатентовал электрическую лампочку в качестве своего изобретения на год позже действующей модели Максима и почти спустя 6 лет после публичной демонстрации лампочки Лодыгина.

Патентная деятельность Т. Эдисона имела свои коммерческие плоды: объединившись с Джозефом Сваном, он создал свою компанию по производству первых электрических лампочек накаливания.

Т. Эдисон и Х. Максим, оказавшись конкурентами в таком уже коммерчески значимом деле, вступили в бюрократическую тяжбу друг с другом. Т. Эдисон оказался более предприимчивым и расторопным. Х. Максим в этом поединке не только не получил патент, но и, понеся существенные убытки, вынужден был отступиться и уехать в Европу.

А кто в таком случае изобрел лампочку Ильича? Для молодого поколения ответ на этот вопрос может таить свои загадки. Дело в том, что такое название фигурировало только в Советском Союзе, перейдя в лексикон россиян как историческое явление.

Лампочка Ильича — это на самом деле название не столько прибора, сколько целого явления. В 1921 году, когда вся Россия находилась в глубоком экономическом кризисе после разрушительной гражданской войны, Государственной комиссией по электрификации России был принят план ГОЭЛРО. Он представлял собой первый в новой стране стратегический план развития хозяйства, основанный на формировании энергетической базы.

Электрификация всей страны проводилась небывалыми темпами. Вскоре в селах, где освещали свои жилища только лучиной или керосиновой лампой, появились электрические лампочки.

Поскольку план ГОЭЛРО был детищем Владимира Ильича Ленина, лампочки, которые зажигались в избах дальних селений, стали называть лампочками Ильича.

Таким образом, изобретение электрической лампы связывают с именем Т. Эдисона, потому что он вовремя запатентовал уже изобретенный прибор и начал его производство в промышленных масштабах.

В России лампу накаливания ассоциируют с именем человека, снабдившим всю страну доступной электроэнергией, зажигавшей лампочки, изобретенные А. Н. Лодыгиным.

lediznaet.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>