Кто изобрел колесо первым


История появления Колеса.

 

Гончарный круг, повозка, ветряная мельница, шариковая ручка, велосипед, современный автомобиль – это короткий перечень механизмов, где колесо играет главную роль. В нашем повествовании мы используем еще одно колесо – колесо Истории, чтобы с его помощью проследить главные моменты в эволюции гениального изобретения.

Интересный факт: В июле 2001 года австралийский юрист Джон Кэо получил инновационный патент на колесо с формулировкой «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». Этим он обратил внимание общества на несовершенство австралийского патентного закона.

Итак, первое вращение колеса Истории…

Рождение колеса

Первым документам – глиняным табличкам с изображением невиданного технического устройства ученые приписывают возраст - шесть тысяч лет!

Историки считают, что прообразом колеса были деревянные катки, с помощью которых люди перетаскивали тяжести. Наши предки заметили, что если под мамонта или огромный камень попадается толстая ветка или брёвнышко, то груз быстрее передвигается дальше. Вот тогда под громоздкие предметы стали подкладывать бревна, чтобы облегчить транспортировку. По записям на папирусе многотонные каменные плиты, примененные в постройке египетских пирамид, были доставлены на место именно таким способом.

Чуть позже неизвестный рационализатор обратил внимание, что бревна после многочисленного использования стираются в центре, а по краям остаются нетронутыми. Тащить груз по таким каткам значительно легче. Тогда древние решили обжигать бревна посередине, не затрагивая краёв. Так родилась первая повозка. В неё впрягали тягловых животных, а те медленно перевозили грузы. Любой камешек на пути мог запросто разрушить колесо, вырезанное из цельного дерева, поэтому мысли об усовершенствовании изобретения не давали людям покоя.

Ещё один поворот колеса Истории…

Каменное колесо

Современным археологам до конца неизвестно, как использовалось это изобретение. Перевозить грузы на каменных колесах – задача непростая. Найденные круглые каменные глыбы относятся к периоду Неолита (каменный век). Считается, что с их помощью люди возводили свои жилища.

Чуть позднее,500 тысяч лет назад, люди решили использовать каменные колеса для иных целей. Большинство огромных колес, найденных на территории Израиля, Турции, служили дверьми в подземные помещения. Это были откатные, отдвижные и даже вращающиеся круглые камни. Им дали название – каменные колеса – двери. Аналогичные находки сохранились в подземельях Южной Америки и Тибета.

Третий поворот колеса Истории…

Глиняное колесо

V век до нашей эры. Самые ранние глиняные модели колес археологи нашли в Триполье (современная Украина и Румыния). Чуть позже глиняные колеса катились по землям Германии, Польши, южнорусских степей Северного Причерноморья и Кубани.

Остается лишь предполагать, как колеса из такого недолговечного материала выдерживали груз и не рассыпались от малейших неровностей дорог, но несколько веков они служили нашим предкам.

Четвертый поворот исторического колеса…

Колесная пара

IV век до нашей эры. Месопотамия (Современный Ирак). Многочисленные рисунки с изображением повозок относятся к этому времени. Колеса повозок – отпиленные торцы бревен, насаженные на ось и зафиксированные клиньями. Именно тогда шумеры (жители Месопотамии) хоронили своих царей вместе с деревянными колесницами.

Реконструкция древних колес

Колесные пары, изобретенные в это время, имели серьёзные недостатки. Трудности возникали при малейшем повороте: нагруженные тележки часто опрокидывались и разваливались.

Ещё один поворот колеса Истории…

Колесо со спицами

 

II тысячелетие до нашей эры. На Южном Урале местные умельцы изобрели колесо со спицами. В это же время в Малой Азии появилось колесо со ступицей с неподвижно закрепленной осью и гнутым ободом. Кельты придумали обивать обод железом, и грохот приближающихся колесниц был слышен задолго до появления самой повозки. Теперь их маневренность увеличилась, ведь каждое колесо вращалось со своей скоростью. Для меньшего трения об ось ступицы смазывали дегтем.

Колеса стали прочнее. Они составлялись из многих деталей, наподобие пазлов, и в случае поломки достаточно было починить испорченный фрагмент, а не менять колесо целиком. Но сильная тряска, которая начиналась при любом движении, причиняла неудобства. Вместо металла, закрепленного на ободе, люди использовали кожу. Но этот мягкий материал быстро стирался и не обладал хорошей амортизацией.

Следующие тысячелетия мало изменили колесо. В Средневековье человечество увлеклось Крестовыми походами, а колесу нашли страшную роль. Инквизиторы придумали чудовищную казнь – колесование.

Современные колеса с шинами из резины.

 

Первые автомобильные колеса

XVIII век. Открытый в Эквадоре де ла Кондамином натуральный каучук завезли в Европу. Массивными каучуковыми бандажами стали обтягивать обод колес конных экипажей. И это усовершенствование (грузолента) стало родоначальником современной шины.

Год 1823. Чарльз Макинтош пропитал жидким каучуком кусок льняной ткани, придав ей воздухонепроницаемые свойства. В результате на свет появились два уникальных творения – резиновая шина и непромокаемый плащ (макинтош).

1887 год. Некий Джон Данлоп отрезает кусок поливного шланга, приспосабливает к нему ниппель, прячет «резиновую колбаску» в кольцо и приобретает титул создателя пневматической шины.

Колесо Истории продолжает вращение, и может быть, вскоре появятся новые варианты колеса – гениального творения человечества.

В следующих статьях вы сможете узнать о том, кто придумал бензин и изобрел фотоаппарат? 25.10.2018

www.qhhq.ru

Кто изобрел колесо?

В этой истории интересно не только то, кто изобрел колесо, но и то, кто не сумел этого сделать.

Дисковое колесо, то есть без обода и спиц, и тележка были изобретены на 1000 лет позже лодки и весел, приблизительно в середине IV тысячелетия до н. э. В это же время были приручены лошади, используемые в транспортном процессе.

Постепенно конструкция колеса совершенствовалась, и во II веке до н. э. стали появляться первые колеса со спицами, ступицей и гнутым ободом. Еще позже для придания необходимой прочности и долговечности обод сделали металлическим.

Колесо изобрели праиндоевропейцы. К IV веку до н. э. они создали отлично налаженное сельское хозяйство, и численность населения довольно быстро росла. Возникала необходимость в постоянном освоении новых земель. Это известно из сходных мифов древних греков, иранцев и индусов о поисках пахотных территорий. В частности, к ним относят миф об аргонавтах, искавших золотое руно в Колхиде.

Необходимость в освоении новых земель обострилась, когда к середине IV века до н. э. значительно снизилась температура воздуха и одновременно усилилась континентальность климата, что привело к падению продуктивности и надежности сельского хозяйства индоевропейцев. Вначале они мигрировали вдоль рек и иногда для перемещения хозяйственных грузов использовали волокуши и катки, которые, в сущности, были вариантами пахотных орудий, применяемых для сельскохозяйственных нужд.

Именно каток стал прообразом колеса, так как, чтобы он ехал более управляемо, у него делали тоньше серединную часть, например выжигали. Получалось что-то вроде катушки. Потом уже догадались отделить диск от оси.

Ухудшение плодородия земель привело к необходимости развития скотоводства. А это требовало пастбищных земель, которых было много в степях Евразии. Колесный транспорт позволил племенам со скотоводческим укладом хозяйства перейти к кочевому образу жизни. Он обеспечил передвижение с домашним инвентарем, женщинами и детьми на большие расстояния. Отгонно-пастбищному скотоводству была присуща периодичность кочевания, а теперь племена могли не возвращаться на место поселения, двигаясь все дальше и дальше. Так изобретение колеса и повозки резко усилило миграционные возможности праиндоевропейцев, и они расселились по всему евро-азиатскому континенту.

А вот в Америке необходимости в такой мощной миграции не было, да и лошади там были неизвестны. Поэтому стимулы для изобретения колеса отсутствовали, и североамериканская цивилизация колеса так и не дала.

В Киргизии найдены наскальные рисунки, на которых изображается конная повозка: видны два колеса, собственно повозка, лошадь и возница. Композиция рисунка еще вполне примитивная и беспомощная, но как ясно представлены важнейшие детали!

Изобретение колеса способствовало развитию многих ремесел. Оно нашло применение, например, в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке. Каждое из этих изобретений — настоящая революция.

В нынешнее время диапазон использования колеса огромен. Оно входит в состав практически всех механизмов — от гигантских турбин до крохотных часиков. Без преувеличения можно сказать, что наша цивилизация мчится на колесах.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Кто изобрел колесо?

По-видимому, колесо придумали люди, которые жили на азиатском континенте. Возможно, что образовались первые колеи для колес несколько тысяч лет тому назад. Основываясь на обнаруженных следах во время раскопок, можно предположить, что цельный кусок камня или дерева представляли собой первые колеса. Они имели округлую форму. Так что, услышав вопрос «где изобрели колесо?», вы можете смело ответить, что Азия была родиной первого колеса. Именно в Азии еще с незапамятных времен было известно колесо. В этих странах огромное значение имело передвижение тяжелых предметов с помощью колеса. С Азии и на Восток стали распространяться колесные средства транспорта. 

Кто придумал колесо

Самой большой и не решённой загадкой истории является до сих пор изобретение колеса. Если верить археологическим находкам, то возраст первого колеса насчитывает несколько десятков веков. Оно было найдено в районе Месопотамии. До изобретения колеса, грузы передвигали с помощью такого транспорта, который в наше время называется сани. Так кто изобрел колесо? Вот это и есть загадка всего человечества. На шумерской пиктограмме (35 век до н.э.) было найдено первое изображения колеса. А вот на полуострове Малая Азия было изобретено первое колесо со спицами. На сегодняшний день этот полуостров относится к Турции. Вскоре, а именно в 20 веке до н.э., это изобретение достигло границ Китая, Европы и Индии. Изначально колеса использовали для перевозки людей в колесницах. Затем же применение колеса стало шире – изобретали виды транспорта для передвижения груза по территории Египта. А вопрос, кто изобрел первое колесо, все еще остается открытым.

В Древней Греции широко применяли различные повозки и колеса, а затем стали распространяться они и в Риме. В Америке повозки и колеса стали использоваться только после прихода на ее земли европейцев.

Что касается других стран и континентов, то там для перевозки людей использовали животных (ослы, лошади, ламы, яки, верблюды и другие). Груз переносили на голове, плечах и спине, позже начали также использовать животных, а потом уже и различный транспорт.

elhow.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>