Кто из великих целителей прошлого написал трактат о медицине


Гиппократ - основоположник медицины

Гиппократ (около 460 – около 377 гг до н.э.) – древнегреческий врач, педагог, сформулировал этические основы европейской медицины, часто называется «отцом» медицины в привычном для нас понимании слова, автор нескольких научных трактатов.

Сведения о Гиппократе у Сорана Эфесского и Платона.

Сведения о жизни Гиппократа немногочисленны и носят крайне противоречивый запутанный характер. Многие факты из биографии ученого ставятся под сомнение современными исследователями. Одним из основных источников знаний о самом Сократе является его биография, написанная Сораном Эфесским. Основным недостатком этого произведения является то, что написано оно было только через 5 веков после смерти Гиппократа. Напрямую, в произведении нет упоминаний об источниках, которые использовал античный автор, именно поэтому под сомнения ставятся многие приводимые им факты, а некоторые его описания считаются безусловным вымыслом.

Соран пишет, что Гиппократ родился в 460-ом году до нашей эры. Период его наиболее активной деятельности он относит к временам Пелопонесской войны 431-404 годов до н.э. В труде античного автора приводятся различные версии того, до какого возраста дожил врач. Он указывает, что сведения об этом противоречивы, но все историки сходятся на том, что прожил Гиппократ не менее 90 лет. Косвенным подтверждением этому является Протагор Платона, в котором Гиппократ упоминается как еще живущий врач.

Великий греческий врач родился на острове Кос, но никогда не ограничивал свою деятельность только своей малой родиной. Насколько мы можем сейчас утверждать, Гиппократ за свою жизнь успел попутешествовать по всему греческому миру и побывать во многих провинциях. Как следует из античных источников, в один момент врача обвинили в поджоге, и ему пришлось покинуть родной остров. 

Многие, описываемые им в своих книгах случаи, происходили на острове Фасос, и также в Абдере, самом близком к Фасосу городе материка. Из этого можно сделать вывод, что значительную часть своей жизни Гиппократ провел именно в этом регионе. Кроме того, в его книгах упоминаются Кизик, что на берегу современного Мраморного моря, Лариса и Мелибей, что в Фессалии. Согласно Сорану, именно в Ларисе и умер врач. После себя он оставил богатое наследие, которое, к сожалению, в значительной мере уже утеряно. Однако сохранились отрывки из некоторых крупных его сочинений.

Гиппократов корпус.

Одной из самых значимых работ Гиппократа, которая дошла до нас, является Гиппократов корпус. Корпус, то есть «сборник», содержит примерно 70 различных сочинений. Как предполагается, некоторые из них являются отдельными частями некогда единых трудов, которые были утеряны. В этот сборник входят различные работы, как самого врача, так и переложения чужих трудов. Согласно некоторым предположениям сам корпус является скорее остатками научной библиотеки, а не оформленным самостоятельным трудом.

Трактат о медицине и искусстве врачевания.

К 5-му веку до н. э. относят трактат, в котором активно обсуждается искусство врачевания. Традиционно, это произведение приписывается самому Гиппократу, хотя иногда его авторство и ставится под сомнение. В этом научном труде отвергается гипотеза о том, что все болезни проистекают от взаимодействия тепла, холода, влажности и сухости. В трактате говорится, что большое значение для здоровья имеет диета, а также правильная работа «соков» организма. К тому же, в этом произведение неоднократно подчеркивается, что медицина, в отличие от других наук, имеет дело с относительными, а не абсолютными истинами – то, что полезно для одного человека, может быть вредно для другого. 

Трактат «О воздухах, водах и местностях».

Это произведение по праву считается одним из важнейших научных трудов Древнего мира. В этой работе, автор (которым считается Гиппократ) аргументировано, приводя различные примеры, рассматривает влияние нескольких факторов на здоровье человека. В частности, в трактате объясняется предрасположенность к болезням, которая может быть вызвана неблагоприятным климатом – жарким летом, суровой зимой. Также автор уделяет внимание преобладающему направлению ветров в местности проживания и даже ориентации городов относительно сторон света. Большое значение также приписывается качеству воды, даются практические советы о том, какие источники следует предпочитать.

Научная ценность трудов Гиппократа.

В своих произведениях Гиппократ большое внимание уделял описанию различных случаев болезней. В частности, он первым стал заниматься прогнозированием болезни. Исследовав различные клинические случаи, он сделал обобщение опыта наблюдений. В частности, он указывал, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через определенные промежутки времени, что, например, характерно для малярии. На основании этих циклических процессов, Гиппократ предложить делать выводы о том, идет ли больной на поправку или его состояние ухудшается.

Большое значение при лечении, врач уделял соблюдению «диеты», под которой понимал не только правильное питание, но и весь образ жизни, включая физическую активность, использование теплой одежды и т.д. В трактате «О режиме» он подробно описал направление, которое в будущем будет называться профилактической медициной. В этом произведении подробно описывалось то, каким образом можно свести к минимуму вероятность заболеть той или иной болезнью.

Большим достижением для медицины стала пропаганда индивидуального подхода к каждому больному. В то время некоторые медицинские школы считали, что всякого больного можно лечить одинаково. Гиппократ яростно критиковал подобную точку зрения. 

Клятва Гиппократа.

В Гиппократовом корпусе, среди множества различных работ есть и клятва, которую, по мнению автора, должен выполнять каждый врач. В ней устанавливаются высокие моральные принципы, которыми должен руководствоваться представитель врачебной профессии, указывается необходимость помощи всем нуждающимся. Высокие гуманистические идеалы этой клятвы были достаточно прогрессивны для того времени, остаются они актуальными и по сей день.

Вернуться к статьям

professiya-vrach.ru

А.К. Цельс. Реферат. СПбГМУ, 2004

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра Истории медицины

Реферат

Авл Корнелий Цельс

и его труд «О Медицине».

Санкт-Петербург

2004 год

Время не всегда милосердно к гению человека, чаще совсем наоборот. Множество выдающихся людей, немало произведений искусства и научных открытий прошлого теряются во тьме веков, до наших дней доходят лишь упоминания и смутные легенды. Но бывает и так, что на поверхность мутных волн истории вдруг всплывает обломок далекого прошлого, и не жалкая щепка, а частица творения истинного Мастера. И хотя частица эта — единственное, что дошло до нас, она порой позволяет судить о даровании его создателя лучше, чем многотомные биографии и пространные критические статьи. Время сурово обошлось с Авлом Корнелием Цельсом, не пощадив его многотомного трактата “Искусства”, в котором тщательно разрабатывались самые разные направления: философия и сельское хозяйство, теория военного искусства и филология. Только одна часть грандиозного труда — лаконичный и необыкновенно емкий справочник по медицине — пережила века, что оказалось достаточным, чтобы обессмертить имя автора.

Среди замечательных произведений, которые по праву вошли в золотой фонд мировой медицины, одно из первых мест занимает труд А. Цельса «О медицине». Эта книга впервые вышла в свет 500 лет назад, в 1478 году во Флоренции, однако написана она была еще почти на 1500 лет раньше.

Автор этого выдающегося труда древнеримский ученый энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс родился, по предположениям историков, в 30-25 гг. до н.э. он получил разностороннее образование. Полагают, что медицине его обучали жившие тогда в Древнем Риме выдающиеся греческие врачи Мечет, Трифон и Евельпист. Не исключено, что Цельс обучался также в основанной в то время в Риме медицинской школе (Schola medicorum). Цельс был автором обширной энциклопедии «Artes» («Искусства»), обобщавшей знания древних по самым различным вопросам — агрономии, юриспруденции, философии, риторике, военному делу. Написанная в начале I века нашей эры (около 25—30 гг. н. э.), книга «О медицине» — единственный дошедший до нас труд Цельса — составляет часть (VI — XIII книги) этой энциклопедии. Умер Цельс в 40—45 гг. н. э.

В своей книге Цельс достаточно подробно изложил взгляды своих предшественников, прежде всего «отца медицины» Гиппократа, которого он ставил очень высоко, а также Герофила, Эразистрата, Асклепиада и других знаменитых врачей (кстати, именно благодаря Цельсу человечество узнало о многих достижениях древних врачей: его труд — ценнейший памятник медицины, существовавшей в течение многих веков до нашей эры). Однако Цельс далеко не всегда и не во всем соглашался со своими предшественниками и порой, опираясь на собственный опыт, критиковал их. Основанием для высказывания собственного мнения по тем или иным проблемам медицины послужил богатый врачебный опыт Цельса, приобретенный в валетудинариуме—древнеримской больнице для рабов. Так, он категорически возражал против практиковавшихся некоторыми из его предшест­венников (в так называемой Александрийской школе древней медицины) вскрытии пре­ступников —живых людей. «Рассекать тела живых людей, —писал врач-гуманист, — и жестоко и нет необходимости. ...Что можно изучить только на живых людях, по­кажет опыт при лечении раненых, хотя и более медленным способом, но значительно бо­лее гуманным». Иное дело —вскрытия трупов, которые и тогда не поощрялись, а впо­следствии были запрещены церковью под страхом смертной казни. «Вскрывать трупы умер­ших, —учил Цельс, —необходимо изучающим(медицину), поскольку они дол­жны знать положение и порядок размещения органов».

Критически резюмируя достижения современной медицины по терапии, хирургии, патологии, диететике, Цельс постоянно подчеркивал важность рационального подхода к проблемам симптоматики, диагностики, лечения и прогноза заболеваний. «Медицина долж­на быть построена на рациональных началах,—утверждал Цельс,— ее следует строить, ис­ходя из очевидных фактов, отбросив все скрытые причины, устраняя их не из поля зре­ния врача, а из самого искусства врачевания».

Характерно, что свой труд древнеримский врач начал с отлично написанных раз­делов о гигиене и диететике здорового человека. Говоря об образе жизни, он рекомендо­вал «как можно чаще заниматься физическими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе — продолжительную молодость». Весьма рациональны его советы пользоваться баней, регу­лярно питаться, заниматься гимнастикой, вести разнообразный образ жизни. Немало по­лезного содержалось и в рассуждениях о влиянии на здоровье тепла и холода, сна и бессонницы, голодания и переедания, длительной ходьбы, морских путешествий и пр., а также в рекомендациях по диете при отдельных заболеваниях.

Излагая свои общепатологические взгляды, Цельс подробно описывал признаки от­дельных болезней, а затем говорил об общих способах их лечения, выделяя на первое место кровопускания (этот лечебный метод использовался затем в медицине в течение многих столетий), а также банки, растирания и диетическое питание. Он предлагал рекомендации по лечению заболеваний всего организма, к которым относил часто встречавшиеся тогда лихорадки (одно-, трех- и четырехдневную, а также чумную и др.), помешательство, же­лудочные спазмы, летаргию, падучую болезнь, водянку, царскую болезнь (желтуху), апоплексию, слоновую болезнь, паралич. Цельс подробно описывал способы лечения честных заболеваний —болезней головы и лица, шеи и горла, легких и печени, селенки и почек, кишечника, матки, суставов и пр.

Разнообразные методы лечения Цельс рекомендовал применять индивидуально, не только в зависимости от диагноза, но и с учетом состояния больного: «Нельзя сразу отказываться от того, что требует от врача умственного напряжения и проницательности —писал он, — так как особенная ценность врачебного искусства состоит не в том, чтобы считать, сколько лет больному, и не в том, чтобы придерживаться какого-либо единственного взгляда на лечение, а в том, чтобы, взвесив силы больного, вывести из этого заключение». Иными словами, необходимо индивидуализировать лечение в зависи­мости от состояния больного, диагноза и прогноза заболевания.

Нередкими в древности (да и в последующем) были факты, когда даже при очень тяжелых заболеваниях и травмах врачей считали единственными виновниками летального исхода. Описывая инкурабельные формы болезней, Цельс подчеркивал: «Я полагаю, что об этом надо сказать не потому, что в подобных случаях есть какое-либо лечение, но, чтобы по указанным признакам можно было распознать такое состояние больного и чтобы потерявшие кого-либо при подобных обстоятельствах не считали виновным врача». Из

того видно, что Цельс заботился об укреплении авторитета своих коллег и выступал против бытовавших тогда предрассудков.

Древняя медицина использовала много различных лекарств. В книге Цельса приве­чены подробные данные по фармакологии и фармакотерапии —о свойствах и приготовле­нии лекарств, об их действии (самостоятельном и в смеси с другими), способах назначе­ния и дозировках, о различных лекарственных формах. В то же время в отличие от мно­гих своих предшественников, признававших лечение одними только лекарствами (этим отличалась, например, Александрийская школа), Цельс считал необходимым сочетать их применение с гигиеническими и диетическими рекомендациями, с тем, что он квалифицировал как «гигиенический образ жизни, чрезвычайно полезный при всех телесных не­дугах».

Наибольшее значение имели те разделы труда Цельса, которые посвящены хирургии. На это справедливо указал в своей диссертации, посвященной Цельсу, русский врач А. Бернард (1907).Хирургия, писал древнеримский ученый, «хотя и не пренебрегает ле­карствами и гигиеническим образом жизни, однако предпочитает действовать рукой: ее результат среди всех отделов медицины самый очевидный». К этому разделу медицины он относил лечение прежде всего ран и всевозможных язв, а также различной другой патоло­гии, особенно патологии костей.

Цельс нарисовал отличный портрет хирурга, изложив требования, которые предъ­являла к нему медицина: «Хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту; он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку; и ле­вая его рука должна быть так же готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить, и чтобы он, будучи взволнован его кри­ками (все операции производились без обезболивания),не спешил больше, чем того требует дело, и не оперировал больше, чем это необходимо. Но пусть он также делает все так, как будто крики больного нисколько его не задевают». Эти требования к хирургу оставались неизменными в продолжение почти двух тысячелетий, вплоть до середины XIX века, когда появление обезболивания изменило характер хирургии.

Во времена Цельса раны, нанесенные различным холодным оружием, были частой причиной хирургического вмешательства. Возможность спасения жизней защитников Империи, очевидно, всесторонне занимала Цельса. Не удивительно, что он подробно описал раз­личные ранения, в первую очередь от метательного оружия (стрел, дротиков, камней для пращи), и указал, что нужно сделать при каждом из них, подчеркнув главное—прежде всего удалить метательное оружие из тела. Используя его трактат, можно, скажем, даже составить справочник разновидностей наконечников стрел, применявшихся в древности. Кроме того, он особо выделил симптоматику ранений сердца, легкого, печени и других внутренних органов, а также ранений голов­ного и спинного мозга. «Рассмотрев, кого можно спасти, когда что-либо поражено, —ука­зывал Цельс, —следует немедленно предусмотреть два случая: чтобы человек не погиб от истечения крови или от воспаления».

Среди нововведений, которые впервые описал Цельс, наиболее важны способы ос­тановки кровотечения. Это прежде всего тампонада. «Надо закрыть рану сухой корпией, — писал он, —наложить сверху губку, смоченную и отжатую в холодной воде, и прида­вить ее сверху рукою. Если при этом кровь плохо останавливается, надо чаще менять корпию, и если она мало помогает в сухом виде, то намочить ее в уксусе». Если же там­понада не помогала и кровотечение продолжалось, следовало наложить лигатуры на сосу­ды: «Надо захватить вены, из которых льется кровь, —рекомендовал он, —перевязать в двух местах вокруг пораженного места(т. е. места кровотечения )и отде­лить их, чтобы вены сами по себе сходились и, несмотря на наличие пораженного места, имели бы закрытые отверстия». В случаях, когда наложить лигатуры не представлялось возможным, рекомендовалось прибегнуть к прижиганию. Кстати, описанный Цельсом ме­тод прижигания ран использовался затем в медицине в продолжение около полутора тысячелетий.

После остановки кровотечения, советовал Цельс, следовало «заживить рану» —на­ложить шов или «застежки» (зажимы), которые «стянули бы края, однако не слишком сильно, чтобы впоследствии рубец был менее широк». Затем на рану надо было нало­жить смоченную в уксусе (или в вине) и отжатую губку или приложить лекарство, а потом привязать широкую полотняную повязку. «Когда кончится воспаление, —напоми­нал Цельс, —рану надо очистить».

Цельс подробно описал, что надо делать при осложненных ранах, например при возникновении гангрены. «В таком случае первое, что нужно сделать, если позволят силы, это —пустить кровь, —рекомендовал он. —Затем отрезать все, что отмерло, вплоть до здорового тела, а также, при некотором натяжении, ближайшее к заболевшему место». В книге Цельса изложены способы лечения фурункулов, карбункулов, язв, отморожений, абсцессов, а также свищей и опухолей кожи.

Много внимания уделил Цельс симптоматике и методам операций при пупочной гры­же (с перевязкой грыжевого мешка), указав на необходимость готовить больного к операции —«воздерживаться от пищи накануне операции... очистить клизмой желудок. При операциях по поводу пахово-мошоночной грыжи «как только разрез, сделанной в паху, достигнет средней оболочки, —писал Цельс, —необходимо рану прихватить двумя крючками за самые края, пока врач, раздвинув все мельчайшие перепонки, не освободит ее от них... Вырезаемая средняя оболочка иссекается без опасности...»

В книге Цельса содержатся ценные факты о повреждениях костей —переломах и вывихах. «Всякая кость при насильственных действиях, —писал он, —или повреждается, или раскалывается вдоль, или переламывается, или пробивается насквозь, или дробится от ушиба, или смещается со своего места». В соответствии с этим он рекомендовал при раз­личной патологии костей принимать действенные меры. «То, что полностью охвачено гни­лостным процессом, —указывал Цельс, —должно быть полностью удалено; если же ниж­няя часть кости здоровая, то вырезать надо только то, что затронуто порчей ...Надо, на­сколько возможно, одновременно и кожу взрезать, и кость обнажить, и очистить боль­ное место от всякой пораженной гнилостным процессом материи». Несомненный интерес

представляли практические советы Цельса: как делать резекцию кости, что предпринимать при переломах костей черепа, челюсти, ключицы, ребер, верхних и нижних конечностей, какую помощь следует оказать при различных вывихах.

Цельс обогатил современную ему хирургию описанием ряда новых операций. Так, он первым сообщил об операции при катаракте: впоследствии ее производили в течение мно­гих столетий хирурги разных стран. И хотя в античную эпоху ученые представляли строение глазного яблока не совсем верно, главы трактата, посвященные лечению патологий органов зрения, — интереснейшие во всем научном наследии Цельса. Даже Хиршберг, один из наиболее последовательных и суровых критиков римского целителя, признает, что описание глазных операций в трактате “О медицине” заслуживает внимания. Кроме того, Цельс впервые определил четыре местных признака воспаления, по которым можно распознать злокачественную опухоль (до него в данном вопросе не было ясности даже в употреблении специальной терминологии), дал подробное описание также одной из форм трихофитий, называемую в настоящее время “кернион Цельса”.

Вплоть до конца 20-х годов XIXвека производилась по впервые описанному Цельсом способу операция бокового промежностного камнесечения (так называемый разрез Цельса). Немало нового предложил Цельс и в вопросах плас­тической хирургии, хирургического лечения озены, болезней полости рта, патологии костей, болезней прямой кишки, различной гинекологической и акушерской патологии — именно Цельс первым в Европе описал поворот на ножки плода в родах,.

Если не считать работ Герофила, Эразистрата, Цицерона и Аретея, то со времени Гип­пократа до Цельса, т. е. на протяжении трех веков, в древней Греции и Риме не было из­вестных медицинских сочинений, касавшихся и вопросов психоневрологии. В труде же Цельса, состоящем из 8книг, вопросы психиатрии и неврологии занимают довольно важное место. Ю. Каннабих кратко изложил классификацию психических расстройств, кото­рой придерживался Цельс. В эту классификацию входили френит, меланхолия, безумие.

В сочинении «Demedicine» Цельс, касаясь общей психопатологии, упоминает расстройства сознания, помешательство, бред, летаргию, бессонницу, эйфорию, депрессию, судорожные состояния, опьянение, похмелье. Он касается также этиологии различных психических заболеваний и при этом отмечает значение конституции, возраста, эмоциональных состояний, а также климата. Говоря о телосложении («природе гела») и исходя из того, что «одни люди худощавые, другие туч­ные, одни теплые, другие холоднее; одни с большой влажностью, другие —с сухостью» Цельс делает вывод, что следует как-то выравнивать эти крайности в природе тела. Одним нужно полнеть, другим худеть; одних согревать, других охлаждать и т. д. Цельс довольно подробно разбирает вопрос о том, как врач может добиваться этого путем назначения режи­ма, диеты, соответствующих лекарств и т.д. Он считал, что «самым устойчивым телосложе­нием является соразмерно-стройное, не худощавое и не тучное» (по нашим современным представлениям нормастеняя).

Все болезни Цельс разделял на острые и хронические и писал, что «длительным болез­ням более подвержен старческий возраст, острым —молодой». Эпилепсия чаще начинается в юношеском возрасте. Что касается климата, по его словам, «самым здоровым временем года является весна, ближайшим к ней —зима, опаснее лето, а самым опасным осень». Но дальше Цельс, подробно разбирая отдельные заболевания, указывает, что меланхолия и помешательство чаще начинаются весной, эпилепсия —весной или осенью, лихорадоч­ный бред —зимой. При этом большое значение имеет перегревание или переохлаждение тела. Отмечается также роль душевных волнений и связанных с ними колебаний пульса, дыхания, температуры тела, его влажности и т. п.

Помимо перечисленных нервно-психических заболеваний, Цельс упоминает также «гидрофобию»(бешенство), которую связывает с укусом бешенной собаки. По его словам «это самый ужасный вид болезни… для пораженных этой болезнью – плохой прогноз». В качестве лечебных мер называются: кровососные банки на рану, прикладывание солевых растворов, прижигание раны. Наконец в сочинении «DeMedicine» рассматриваются различные органические заболевания центральной нервной системы: гидроцефалия, апоплексия, паралич, табес (атрофия), кахексия. Апоплексия или «удар» связывается, с одной сторо­ны, с ударом молнии, с другой —с болезнями головного мозга.

Среди неблагоприятных прогностических симптомов при различных соматических за­болеваниях, особенно лихорадочных, Цельс отмечает плохое самочувствие и настроение, душевную вялость, отсутствие желания говорить и двигаться («когда тело цепенеет»), усиление головных болей, саливацию, частую зевоту, бессонницу, чрезмерную сонливость («летаргия»), конвульсии, ночные кошмары, путаницу в мыслях, сильную усталость, пара­личи. Появление «безумия», изменение и потеря сознания, скрежет зубов, упадок пульса и дыхания означают приближение агонии.

По сравнению с другими древними авторами Цельс рекомендует более мягкие и лег­кие лечебные процедуры при психических расстройствах. Большое внимание он уделяет и психотерапевтическим воздействиям на психику больных. Кроме того, следует еще раз подчеркнуть, что первенствующее значение он придавал профилактическим мерам. В целом, оценивая взгляды Цельса в психоневрологии, можно говорить о том, чтоон был сторон­ником сомато-психического направления.

Психиатрические взгляды Цельса, несомненно, представляют большой интерес для современных психиатров.

Энциклопедический труд Цельса «О медицине», содержащий огромное количество разнообразных теоретических и практических сведений и по сути дела обобщавший дости­жения древней медицины, был высоко оценен его современниками. Для целителей минувших эпох Цельс был одним из самых признанных авторитетов. Его справочник наличествовал в библиотеке едва ли не каждого уважающего себя врача. Цельса цитировали, им восхищались, к нему обращались за советом. Недаром Парацельс выбрал себе именно такой, а не какой-либо иной псевдоним: “равный Цельсу”. Видно великий революционер от медицины считал Авла Корнелия главным умом минувшего, с которым лестно было себя соотнести и открывателю новых путей в области врачевания. Тем не менее, даже тогда, уже не говоря о наших днях, историки и энтузиасты-поклонники знали о жизни Цельса весьма и весьма немного, а студенты даже и не слышали об этом светиле прошлого. Нельзя сказать, что для интеллигентного гражданина Римской империи Авл Корнелий Цельс был фигурой малозначащей. Вовсе нет. Упоминаниями о деятельности этого выдающегося ученого-энциклопедиста так и пестрят тексты древних авторов. Небезызвестный Плиний Старший отдает дань уважения Цельсу в своей “Естественной истории”. Марк Фабий Квинтиллион, прославленный мастер слова, в своем сочинении “Обучение оратора” не раз упоминает о блестящем языке Цельса, и даже утверждает, что не было лучшего оратора, чем он, за исключением Цицерона. Высокая оценка, особенно если вспомнить, каким почти божественным авторитетом обладал Цицерон среди своих сограждан. Луций Юний Модерат Колумелла также отмечает достижения Цельса, заявляя, что пятитомная энциклопедия “Аrtes” представляет собой “весь свод знаний”, имевшихся в распоряжении римского народа на момент ее написания. Другие деятели культуры восхищались Авлом Корнелием не меньше, называя его “Медицинским Цицероном” и “Латинским Гиппократом”, но… ни один не взял на себя роль биографа столь прославленной личности.

Но хотя все то, о чем писал Цельс, впоследствии многие века применялось в медицине, этот столь популярный у древнеримских врачей труд был утерян. Он был найден в 1443г. священником церкви св. Амвросия Фомой Парентучелли де Сарцана, ставшим за­тем римским папой Николаем V.После первого издания (Флоренция, 1478)этот фунда­ментальный научный труд, ярко отражающий достижения древней медицины, стал широ­ко известен во всем мире: в различных странах книга была издана более 70раз.

В 1959г. советские ученые осуществили первый полный перевод труда А. Цельса на русский язык —эта книга вышла в свет под ред. акад. АМН СССР В. Н. Терновского и зав. курсом латинского языка IIМосковского медицинского института Ю. Ф. Шульца. «Сочинение Авла Корнелия Цельса «О медицине»,— справедливо указывается в предисловии к этому изданию, —обширный и интересный труд, в котором изложены основ­ные принципы и теории медицинской науки догаленовского Рима».

В заключение хотелось бы сказать, что хотя мы и мало знаем о жизни Авла Корнелия Цельса, все же известно достаточно, чтобы по достоинству оценить вклад этого человека в науку и культуру. Разумеется, жаль, что в нашем распоряжении нет ни биографии, ни портрета или скульптурного изображения выдающегося энциклопедиста, однако пенять на судьбу в данном случае все же излишне. Лучше воспользоваться советом восточных мудрецов, которые в данной ситуации сказали бы: “Если вас интересует личность этого человека, возьмите в руки его сочинения, и у вас окажется его наилучший портрет. Если же вас не удовлетворит результат, и вы пожелаете узнать еще и мелкие особенности его внешности, то от себя добавим, что у него были две руки, две ноги и одна голова”.

Афоризмы Цельса.

  1. Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

  2. Болезни не красноречием, а лекарствами лечатся.

  3. Быстро, безопасно и приятно (должен лечить врач).

  4. В холодной воде - исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа.

  5. Действие хирургии среди разделов медицины - самое очевидное.

  6. Не важно, что вызывает болезнь, важно, что ее устраняет.

  7. Покой - наилучшее лекарство.

  8. Чрезмерное наполнение желудка вредно для здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мирский М.Б. А. Цельс и его труд «О медицине».

\\Клинич. медицина, 1978, т.56, №9, с 144-147

  1. Афанасьев В.Д. Психиатрические взгляды Цельса.

\\ Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1975, т. 75, вып. 2, с. 281- 284

  1. Авл Корнелий Цельс и его медицинская энциклопедия.

\\ Сов. здравоохранение, 1979- № 4, с. 70-72

studfiles.net

Древняя медицина Египта, Китая, Индии. История медицины

Болезни существуют столько же, сколько и человечество, а значит, во все времена люди нуждались в помощи знающего специалиста. Древняя медицина развивалась постепенно и прошла долгий путь, исполненный больших ошибок и робких проб, порой основываясь только на религии. Лишь единицы из массы древних людей смогли вырвать свое сознание из лап невежества и подарить человечеству великие открытия в области врачевания, описанные в трактатах, энциклопедиях, папирусах.

Медицина Древнего Египта

Древнеегипетская медицина стала колыбелью знаний для врачей Древнего Рима, Африки и стран Ближнего Востока, но ее истоки ведут к Месопотамии, в которой уже в 4000 году до нашей эры были свои врачи-практики. Древняя медицина в Египте сочетала в себе религиозные верования и наблюдения за человеческим организмом. Первым врачом и основоположником считают Имготепа (2630-2611 гг. до н. э.), хотя египтологи только недавно доказали реальность его существования: многие века он считался вымышленным богом. Этот человек был гением своего времени, как Леонардо да Винчи в Средние века. Базовые познания о строении человека египтяне получили благодаря бальзамированию умерших – уже тогда они знали, что сердце и мозг являются самыми главными органами.

Все болезни в древней медицине Египта разделялись на два лагеря: естественные и демонические (сверхъестественные). К первой категории относились заболевания, связанные с полученными травмами, плохим питанием и некачественной водой, кишечными паразитами или неблагоприятными погодными условиями. Пристальное внимание уделялось гигиене тела: по закону, каждый человек обязан был пройти раз в три месяца курс промывания пищеварительной системы (клизмы, рвотные и слабительные средства).

Сверхъестественными причинами считались одержимости злыми духами, демонами и вмешательством богов: методы экзорцизма среди низших слоев населения пользовались большим спросом и существовали благодаря жрецам. Также использовались различные рецепты с горькими травами - считалось что это отгоняет духов. Всего древних рецептов на вооружении медиков было около 700, и практически все они были природного происхождения:

- растительные: лук, финики и виноград, гранат, мак, лотос;

- минеральные: сера, глина, свинец, селитра и сурьма;

- части животных: хвосты, уши, тертые кости и сухожилия, железы, иногда использовались насекомые.

Уже тогда были известны лечебные свойства полыни и касторового масла, семени льна и алое.

Основными источниками для исследований древней медицины Египта считаются папирусы, надписи на пирамидах и саркофагах, мумии людей и животных. До нашего времени в оригинальном состоянии сохранились несколько папирусов о медицине:

  • Папирус Бругша – это самый древний манускрипт по педиатрии. Включает в себя учение, повествующее о здоровье детей, женщины и методах лечения их болезней.
  • Папирус Эберса – рассказывает о заболеваниях разных органов, но при этом содержит множество примеров применения молитв и заговоров (более 900 рецептов от болезней пищеварения, дыхательной и сосудистой систем, болезнях глаз и ушей). Этот научный труд долгое время считался медицинской энциклопедией древних врачевателей.
  • Кахунский папирус – включает в себя трактат по гинекологии и ветеринарии, при этом, в отличие от других свитков, практически не содержит религиозного подтекста.
  • Папирус Смита – его автором считают Имготепа. В нем описано 48 клинических случаев травматологии. Информация разная – от симптомов и методов исследования до рекомендаций по лечению.

В древней медицине Египта применялись первые скальпели и пинцеты, маточные зеркала и катетеры. Это говорит о высоком уровне и профессионализме врачей- хирургов, пусть даже они и уступали в мастерстве индийским лекарям.

Основная медицина Индии

Индийская медицина древних времен опиралась на два авторитетных источника: свод законов Ману и науку Аюрведу, которая берет начало из Вед – древнейших священных текстов на санскрите. Наиболее точный и полный пересказ на бумаге был написан индийским лекарем Сушрутой. В нём описываются причины заболеваний (дисбаланс трех дош и гун, из которых состоит тело человека), рекомендации к лечению более 150 недомоганий различного характера, кроме того, описано около 780 лекарственных трав и растений, изложена информация по их применению. Особое внимание при диагностике обращали на строение человека: рост и вес, возраст и характер, место проживания, сферу деятельности. Индийские врачеватели считали своим долгом не лечить болезнь, а искоренять причины ее возникновения, что ставит их на вершину медицинского Олимпа. При этом хирургические знания были далеки от совершенства, несмотря на удачные операции по удалению желчных камней, кесаревому сечению и ринопластике (что пользовалось спросом благодаря одному из наказаний – отрезанию носа и ушей). Около 200 хирургических инструментов достались в наследство современным специалистам именно от врачевателей из Индии.

Индийская традиционная медицина разделяла все средства по их воздействию на организм:

- рвотные и слабительные;

- возбуждающие и успокаивающие;

- потогонные;

- стимулирующие пищеварение;

- наркотические (применялись в качестве обезболивающего в хирургии).

Анатомические познания лекарей были недостаточно развитыми, но при этом лекари разделяли человеческое тело на 500 мышц, 24 нерва, 300 костей и 40 ведущих сосудов, которые, в свою очередь, делились на 700 ветвей, 107 суставных соединений и более чем 900 связок. Очень много внимания уделялось также психическому состоянию больных - аюрведа считала, что большая часть всех болезней идет от неправильной работы нервной системы. Настолько обширные познания - как для древней медицины Индии - делали врачевателей этой страны очень популярными за ее пределами.

Развитие медицины в Древнем Китае

Медицина Древнего Востока зародилась в четвертом веке до нашей эры, одним из первых трактатов о болезнях считается «Хуанди Ней-цзин», причем Хуанди – это имя основоположника китайского направления в медицине. Китайцы, так же как и индусы, считали, что человек состоит из пяти первоэлементов, дисбаланс которых и приводит к различным болезням, об этом очень подробно и было рассказано в «Ней-цзин», которую в 8 веке переписал Ван Бин.

Чжан Чжун Цзин – китайский лекарь, автор трактата «Шань хань цза бин лунь», повествующего о методах лечения лихорадок различного типа, а Хуа То – хирург, начавший использовать швы в полостных операциях и анестезию опием, аконитом и коноплей.

Для лечения различных болезней медики уже тогда применяли камфару, чеснок, имбирь и лимонник, из минеральных пород особо приветствовались сера и ртуть, магнезия и сурьма. Но на первом месте стоял, конечно, женьшень – этот корень боготворили и изготавливали на его основе множество различных препаратов.

Особой гордостью китайских медиков была пульсовая диагностика: преобладание учащенного пульса указывало на слишком активную нервную систему, а слабый и прерывистый, наоборот, свидетельствовал о ее недостаточной активности. Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению последнего в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Ван-Шу-Хе, написавший «Трактат о пульсе», в мельчайших подробностях все это описал.

Также Китай – родина точечного прижигания и иглоукалывания. Исторические тексты рассказывают о целителях Бьянь-цио и Фу Вэне, авторах трактатов, посвященным этим методам. В своих трудах они описывают несколько сот биологически активных точек на теле человека, влияя на которые, можно полностью излечить любую болезнь.

Единственно слабое звено в древней медицине Китая – это хирургия. В Поднебесной империи практически не использовались методы лечения переломов (пораженное место просто помещали между двух деревянных дощечек), не практиковали кровопускание и ампутацию конечностей.

Отец медицины

Таковым принято считать Гиппократа (греч. Иппократис), древнегреческого врача в 17 поколении, жившего в 460 году до нашей эры и положившего начало развитию медицины в Древнем Риме. Знаменитое обещание медиков перед вступлением в должность - «клятва Гиппократа» - это его детище. Отцом великого лекаря был Гераклид, тоже выдающийся ученый, а мать Фенарета была акушеркой. Родители сделали все, чтобы в двадцатилетнем возрасте их сын имел славу хорошего врача, а также получил посвящение в жрецы, без которого о качественной практике в сфере медицины не могло быть и речи.

Гиппократ в поисках разных успешных методов лечения объездил множество стран Востока, а вернувшись домой, основал первую медицинскую школу, поставив во главе угла науку, а не религию.

Творческое достояние этого гения настолько огромно, что постоянный издатель его трудов Charterius истратил на его печатание сорок (!) лет. Более ста его сочинений собраны в единый «Гиппократов сборник», а его «Афоризмы» до сих пор пользуются огромным спросом.

Самые известные врачи старого мира

Множество величайших врачей древней медицины внесли в эту науку что-то свое, давая своим предкам идеи для размышлений, наблюдений и исследований.

1. Диоскорид, древнегреческий врач 50 века н. э., автор трактата «Лекарственные вещества», являвшегося ведущим учебником по фармакологии до 16 века.

2. Клавдий Гален – древнеримский естествоиспытатель, автор многочисленных трудов о лекарственных растениях, способах их применения и изготовления препаратов из них. Все водные и спиртовые настои, отвары и различные вытяжки из растений до сих пор носят имя «галеновые». Именно он начал проводить испытания на животных.

3. Харун ар-Рашид – арабский правитель, первым построивший государственную больницу в Багдаде.

4. Парацельс (1493-1541) – швейцарский врач, которого считают основоположником современной химической медицины. Критически относился к Галену и всей древней медицине в целом, считая ее малоэффективной.

5. Ли Шичжэнь – специалист в сфере медицины Древнего Востока, китайский лекарь 16 века, автор «Основ фармакологии». Труд, состоящий из 52 томов, описывает около 2000 лекарственных препаратов, преимущественно растительного происхождения. Автор настойчиво выступал против использования таблеток на основе ртути.

6. Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865-925) – персидский ученый, естествоиспытатель, его считают первооткрывателем в области психиатрии и психологии. Авторству этого выдающегося врача принадлежит знаменитая «Аль-Хави» - всеобъемлющая книга по медицине, открывающая миру основы офтальмологии, гинекологии и акушерства. Рази доказал, что температура – это реакция организма на болезнь.

7. Авиценна (Ибн Сина) – гений своего времени. Родом из Узбекистана, автор «Канона врачебной науки» – энциклопедии, по которой еще несколько сотен лет другие лекари обучались врачебному искусству. Считал, что любую болезнь можно вылечить правильным питанием и умеренным образом жизни.

8. Асклепиад Вифинский – греческий врач, живший в 1 веке до нашей эры. Основоположник физиотерапии (физкультура, массаж) и диетологии, призывал современников и потомков поддерживать равновесие между здоровьем тела и духа. Делал первые шаги в молекулярной медицине, для того времени являвшейся чем-то фантастическим.

9. Сунь Сымяо – китайский лекарь династии Тян, написавший 30-томный труд. «Царь лекарств» - так называли этого гения, внесшего весомый вклад в развитие медицинского дела. Указывал на важность питания и правильного сочетания продуктов. Изобретение пороха – это также его заслуга.

Как и чем лечили в древности

Медицина древнего мира, невзирая на всю гениальность известных лекарей, была довольно устрашающей. Впрочем, судите сами. Вот лишь несколько интересных фактов о методах лечения:

1. Метод отпугивания и отвращения болезни активно практиковали в Древнем Вавилоне: чтобы болезнь оставила человека, его кормили и поили редкостной дрянью, плевали на него и давали тумаки. Такое «лечение» частенько приводило к новым заболеваниям (что немудрено).

2. В Египте при царе Хаммурапи медицина была довольно опасным делом, так как один из законов царя обещал смерть врачевателю, если его больной умрет на операционном столе. Поэтому чаще использовались заклинания и молитвы, которые были описаны на 40 глиняных табличках.

3. Египетские жрецы оставляли больного спать в храме, во сне к нему должно было явиться божество и огласить метод лечения, а также грех, за который его наказали болезнью.

4. Не менее впечатляла и хирургия Древней Греции. Здесь устраивали целые представления из операций, в которых загримированный лекарь изображал бога медицины Асклепия. Иногда в процессе действа пациенты умирали – скорее от длинных высокопарных тирад, чем от недостаточного умения горе-врача.

5. Широко распространенную «падучую» болезнь лечили дурманом, беленой и полынью.

6. В Египте и Месопотамии часто сверлили дырки в черепе (иногда даже несколько), чтобы избавить больного от мигрени, вызванной злым духом.

7. Туберкулез лечили снадобьями, изготовленными из легких лисиц, и мясом змеи, вымоченным в опии.

8. Панацеей от всех болезней считался териак (напиток из 70 составляющих) и философский камень.

Средневековье: упадок медицины

Самым весомым достоянием медицины в Средние века стало введение обязательной лицензии на врачевание: этот закон первым принял король Сицилии Роджер Второй, а позже подхватила Англия, образовав в 15 веке Гильдию хирургов и парикмахеров (которые часто делали кровопускание больным) и Франция с Коллежем святого Комо. Начали четко вырисовываться и формироваться учения об инфекционных болезнях и методы здравоохранения. Ги де Шольяк, деревенский хирург 14 века, активно пропагандировал недопущение «шарлатанов» к лечению людей, предложил новые методы в работе с переломами (вытяжение с помощью груза, применение пращевидной повязки, ушивание краев открытых ран).

В Средние века привычными были постоянный голод, неурожаи, что заставляло людей употреблять испорченную пищу, при этом «культ чистого тела» был в немилости. Эти два фактора способствовали развитию инфекционных заболеваний: горячки, чумы и оспы, туберкулеза и проказы. Нерушимая вера в целительные свойства «святых мощей» и колдовство (при этом знания лекарей-современников отрицались начисто) провоцировали еще большее развитие болезней, которые пытались лечить крестными ходами и проповедями. Смертность в несколько раз превышала рождаемость, а продолжительность жизни редко превышала тридцать лет.

Влияние религии на медицину

В Китае и Индии вера в богов особо не мешала развитию медицинского дела: прогресс основывался на естественных наблюдениях за человеком, влиянии растений на его состояние, популярны были методы активных аналитических опытов. В странах Европы, напротив, суеверия, страх перед гневом божьим рубили на корню все попытки ученых и медиков спасти людей от невежества.

Церковные гонения, проклятия и походы против ереси имели гигантские масштабы: любого ученого, попытавшегося высказаться в пользу разума и против божественной воли относительно исцеления, подвергали жестоким пыткам и различным видам казни (широко было распространено аутодафе) - для устрашения простых людей. Изучение анатомии человека считали смертельным грехом, за который полагалась казнь.

Также огромным минусом был схоластический метод лечения и преподавания в редких медицинских школах: все тезисы должны были безоговорочно приниматься на веру, иногда не имея под собой твердой почвы, а устойчивое отрицание приобретаемого опыта и неумение применять логику на практике сводили на «нет» многие достижения гениев современности.

Где обучались врачи в древние века?

Первые медицинские школы в Китае появились только в 6 веке нашей эры, до этого искусство врачевания передавалось только от учителя к ученику в устной форме. Школа государственного уровня впервые открылась в 1027 году, ее ведущим учителем был Ван Вэй-и.

В Индии метод устной передачи от учителя к ученику сохранялся вплоть до 18 века, при этом критерии отбора были крайне жесткими: лекарь должен был являть собою образцом здорового образа жизни и высокого уровня интеллекта, знать в совершенстве биологию и химию, идеально ориентироваться в лекарственных растениях и методах приготовления снадобий, быть примером для подражания. Чистоплотность и опрятность стояли на первом месте.

В Древнем Египте врачеванию обучали жрецы в храмах, при этом зачастую применялись телесные наказания для нерадивых учеников. Параллельно с медициной шло обучение каллиграфии и риторике, причем каждый обучающийся лекарь принадлежал к особой касте и храму, который и получал в будущем гонорар за лечение больного.

Массовое обучение медицине масштабно развернулось в Древней Греции и разделилось на две ветви:

1. Кротонская врачебная школа. Ее основной идеей был следующие тезис: здоровье – это баланс противоположностей, и болезнь должна лечиться противоположным по сути (горькое – сладким, холодное – теплым). Одним из учеников этой школы был Акмеон, открывший миру слуховой канал и зрительные нервы.

2. Книдская школа. Ее основные знания были схожими с учениями Аюрведы: физическое тело состоит из нескольких элементов, дисбаланс которых приводит к болезни. Эта школа продолжала совершенствовать наработки египетских лекарей, так образовалось учение о симптомах болезни и диагностика. Эврифон, ученик этой школы, был современником Гиппократа.

Клятва врача

Впервые клятва была записана на бумаге в 3 веке до нашей эры Гиппократом, а до этого довольно долго передавалась устно из поколения в поколение. Считается, что первым ее произнес Асклепий.

Современная клятва Гиппократа уже далека от оригинала: ее слова многократно менялись в зависимости от времени и национальной принадлежности, последний раз ее сильно исказили в 1848 году, когда в Женеве был оглашен новый вариант речи. Практически половина текста была вырезана:

- об обещании никогда не делать абортов и процедур кастрации;

- ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназии;

- обещание никогда не иметь интимной связи с пациентом;

- ни при каких обстоятельствах не ронять своего достоинства, воздерживаясь от незаконных действий;

- часть своих доходов пожизненно отдавать учителю или школе, обучившей врача медицинскому делу.

Из этих пунктов видно, насколько современная медицина снизила морально-этическую планку врача как высокодуховного человека, оставив лишь базовые функции - оказание помощи страждущим.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>