Кто из художников написал данаю


«Даная» Рембрандта. Портрет жены, любовницы и автопортретет в одной картине

Рембрандт. Даная. 1634-1648 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

“Перед Данаей Рембрандта я умер от упоения” Корней Чуковский

Считается, что если бы “Данаю” Рембрандта не облили кислотой, она бы была малоизвестна. Ведь по такому же принципу “Мона Лиза” Леонардо стала знаменитой. Не украли бы ее однажды, и мало кто сейчас знал бы о Джоконде.

Может быть и так. Вряд ли бы так часто гуглили “Данаю”. Но все равно бы гуглили. Слишком она необычная.

Наверняка вы знаете сюжет “Данаи”. Отец заключил свою дочь в тёмную башню из-за предсказания. Которое гласило, что его внук убьёт его. Дабы тот никогда не родился, бедной девушке предстояло всю жизнь провести в заточении. С ней была заключена лишь старуха-надсмотрщица.

Но девушка понравилась Зевсу. Он проник к ней в темницу в виде золотого дождя. Провёл с ней ночь. Родился Персей, который повзрослев, убил своего деда. Случайно, конечно.

Художникам, начиная с Эпохи Возрождения, очень нравился этот сюжет. “Данаю” писали и предшественники Рембрандта, например, Тициан. И его современники, как Орацио Джентилески.

Слева: Тициан. Даная. 1556 г. Государственный Эрмитаж. Справа:  Орацио Джентилески. 1621 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США 

Однако изображение мифа у Рембрандта отличается от версий других художников.

У Тициана и Джентилески Даная – это идеализированный образ. Даная Рембрандта более человечна. Очевидно, что прототипом служила реальная женщина.

У Рембрандта на картине мы не видим главного атрибута мифа – золотого дождя. Но ответ на эту загадку уже найден. Об этом ниже.

Ещё на картине присутствует служанка и Купидон. Они тоже не такие однозначные, как у других художников.

Теперь обо всем по порядку.

1. Портрет жены или любовницы ?

Известно, что Рембрандт написал “Данаю” для себя. Изобразив свою жену Саскию. На руке Данаи мы даже видим кольцо, похожее на обручальное.

Картина была его собственностью до банкротства в 1654 году, когда она была описана в пользу погашения долгов.

Почему же Даная Рембрандта так мало похожа на его жену?

Сравните Саскию в образе Данаи и в образе Флоры.

Справа: Рембрандт. Саския в образе Флоры (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж.

Разница между этими женщинами очевидна. У Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Также обратите внимание, что и манера письма отличается. Даная написана более тёплыми красками и вибрирующими мазками. Флора же изображена более сухо и детализировано.

Не кажется ли вам, что слишком разная манера для двух картин, написанных в один и тот же год?

Разгадать эту загадку нам помог рентген, который сотрудники Эрмитажа сделали в 60-х годах 20 века.

Благодаря ему мы узнали, что в 1634 году Рембрандт действительно изобразил Саскию. Ее черты явственно проступали. А также рентген показал, что на прежней Данае было жемчужное ожерелье. Которое Саския так любила. А ещё она была прикрыта простыней.

Однако Саския умерла в 1642 году. Утешила художника Гертье Диркс. Она была няней его сына. И в 1648 году Рембрандт переписал картину. Возможно, даже по просьбе Гертье.

Действительно, сходство Данаи с ней более очевидное.

Слева: Рембрандт. Гертье Диркс. 1645 г. Национальная галерея Шотландии

Вот так в Данае художник соединил черты двух женщин. Правда со второй из них он расстался плохо. Гертье Диркс требовала, чтобы художник женился на ней. Подала на него в суд. Который обязал его выплачивать ей ежегодное содержание.

Она до конца жизни преследовала Рембрандта, как его кредитор. Так как художник обанкротился, ему нечем было выплачивать ей содержание.

2. В “Данае” есть автопортрет ?

Согласно мифу к Данае была приставлена старуха-служанка. Которую между прочим казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Посмотрите на эту старуху. Что-то здесь явно не так.

Рембрандт. Даная (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Я обратила внимание, что черты лица “старухи” мужские. И уж слишком похожа она на самого Рембрандта. У него даже есть автопортрет в таком же берете.

Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Сохранился набросок к картине. На нем отчётливо видно, что старуха – в характерном женском чепце. А вот на картине никакого чепца нет. Лишь берет, излюбленный головной убор художника.

Рембрандт. Рисунок к картине “Даная”. 1635 г. bu.org

Ещё один интересный момент. Помимо ключей, “старуха” держит как будто … палитру и кисти. Хотя, конечно, по официальной версии в ее руках – мешок. Который нужен для сбора золотых монет. Ведь они по легенде сыпались вместе с золотым дождём.

Я нашла у преподавателя Бостонского университета версию о том, что Рембрандт изобразил самого себя*. Как свидетеля любовного чуда.

Такой приём был свойственен Рембрандту. Так, мы видим его у ног распятого Христа на картине “Воздвижение креста”.

Рембрандт. Воздвижение креста. 1632-1633 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. artchive.ru

Вот так Рембрандт решил изобразить себя рядом со своей женой. И это тоже не первый их совместный “портрет”.

Себя он как-то изобразил в образе Блудного сына. Ещё веселящегося в разгульном угаре с красоткой на своих коленях. Для которой и позировала Саския.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

3. Какой же миф изобразил Рембрандт ?

Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Ведь нет главного атрибута: золотого дождя.

К тому же Даная смотрит вперёд, а не вверх, откуда по легенде на неё снизошёл Зевс.

Отгадку нашли опять-таки благодаря рентгену. Изначально в 1634 году дождь был! А Даная со служанкой смотрели вверх.

Но по какой-то причине Рембрандт изменил не только внешность Данаи. Но и заставил ее смотреть вперёд, а не вверх. А вместо дождя на девушку полился свет.

Мне очень нравится версия искусствоведа Сергея Андронова. Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа.

Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову.

Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет.

В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине.

Почему “Даная” Рембрандта особенная

Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?

Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.

Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил. И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов.

Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. 1631 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва; справа: Обнаженная Саския. 1639 г. Государственный Эрмитаж 

Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные. От этого она завораживает, пленяет.

Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной. И Рембрандт вновь ничего не приукрасил.

PS. Многослойность Данаи спасла ей жизнь

Не буду подробно рассказывать, как один неадекватный человек однажды (1985 г.) облил шедевр Рембрандта серной кислотой и несколько раз пырнул его ножом. Об этом немало писали.

Важно одно. То, что Рембрандт переписывал картину, ее и спасло. Именно толстый слой краски сыграл немалую роль в ее восстановлении. А реставрировали ее 12 лет. Картина вернулась в Эрмитаж в 1997 году.

О другой картине мастера читайте в статье “Возвращение Блудного сына. Почему это шедевр?”

* Zhenya Gershman “Rembrandt “I” witness”. Опубликовано на сайте Бостонского Университета bu.org

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

arts-dnevnik.ru

Эрмитаж: главные экспонаты - «Мадонна с Младенцем» да Винчи и Рафаэля, «Даная» Тициана и другие.

Эрмитаж входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции — три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу — и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля, написано пусть и не так же мастерски, как остальные его работы, но с большим чувством. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо — известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши — символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса».

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов — красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года — за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта Государственного музея «Эрмитаж»..

www.culture.ru

Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»

15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошёл в историю. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве!». Однако эти показания нельзя считать надёжными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.

Несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же и уже к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, сильно пострадала центральная часть картины — фигура Данаи. Кислота оставила в красочном слое глубокие отметины. Практически полностью была уничтожен фрагмент, изображающий драпировку на ногах.

На реставрацию картины ушло 12 лет. После атаки эксперты предлагали поместить оригинал в хранилище, а в музее выставить копию. Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. АиФ.ru рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис.

Куда исчез золотой дождь?

Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.

Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.

Жена с чертами любовницы

Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. «Данаю» Рембрандт начал писать спустя два года после того, как они поженились, а значит, писал не по памяти.

В 1956–1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс, которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме.

Без сожаления

Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.

«Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — заявил Майгис одной из литовских газет. 

www.aif.ru

25 картин, зная которые, сойдешь за умного

Стиль: Позднее Возрождение.

Описание картины: в основе сюжета полотна Тициана – миф о Данае, красотой которой пленился Зевс и проник к ней в спальню в виде золотого дождя. В результате на свет появился Персей. Всего были написаны пять Данай, которые хранятся в музеях по всему миру.

Художник был венецианцем, а школа живописи этого города сильно отличалась от того, что делали итальянцы в то время. В частности, в Венеции было особенное отношение к свету. Тициана многие даже называют предтечей импрессионизма. Даная на его полотне – это венецианский образ античной дамы, которая находится в состоянии эротического томления. Она похожа на простую женщину со своими земными желаниями. До Тициана художники не осмеливались так изображать чувственность.

Где находится: Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Стиль: барокко.

Описание картины: про Караваджо говорили, что он был гениальным чудовищем. Такое прозвище он получил за пугающий реализм в картинах. Он не стеснялся изображать святых с грязными руками, ногами и следами загара. Картина «Положение во гроб» создавалась для церкви Кьеза Нуово. Для того чтобы картина получилась естественной, Караваджо выкапывал из могил трупы, приносил в мастерскую и заставлял натурщиков держать их на весу. Тем, кто отказывался, художник угрожал убийством.

Помимо реализма для Караваджо характерно переосмысление света и тени в произведениях. Только на первый взгляд его картины кажутся темными. Художник для усиления драматизма погружает во тьму все происходящее, а ключевые композиционные моменты выделяет боковыми ударами света. Караваджо перевернул страницу в истории живописи, позже его находки нашли развитие в эпоху барокко. Кстати, «Положение во гроб» в итоге было отвергнуто церковниками.

Где находится: Ватикан, Пинакотека.

Стиль: барокко.

Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. В основе сюжета лежит миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, которые похитили дочерей царя Левкиппа. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин. И на этой картине они настолько огромны, что кажется, похитители вот-вот упадут под их тяжестью. Все фигуры вписаны в круг. Цветовое решение построено на контрастах: бледным телам обнаженных женщин противопоставлены крепкие загорелые мужчины. Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями.

Картина представляет собой классическое произведение в стиле барокко, жизнелюбивого направления в искусстве. В XVII веке человек уже почувствовал скоротечность жизни, и это заставило людей по-иному воспринимать окружающий мир. Поэтому и в похищении нет ни драмы, ни страдания – все похоже просто на игру.

Где находится: Германия, Мюнхен, Старая пинакотека.

Как готовили наложниц: секреты султанского гарема

Стиль: барокко.

Описание картины: самое значительное и известное полотно знаменитого испанского мастера придворного портрета. И единственная картина Веласкеса, на которой Филипп IV и его супруга Марианна изображены вместе. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. В центре картины – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита со своей свитой, которая выглядит старше и умнее своих лет. Перед Веласкесом стояла сложная задача: он был придворным художником и обязан был возвышать королевских особ. Однако при этом он стремился сделать портреты максимально похожими, передать черты характера и сохранить индивидуальность.

Торжественное полотно позволяет понять времена расцвета барокко и погрузиться в придворную культуру Испании. Особое место в творчестве Веласкеса занимают карлики. Их держали при дворе как домашних животных. Чтобы подчеркнуть эту аналогию, художник изображает на переднем плане собаку.

Где находится: Испания, Мадрид, музей Прадо.

Стиль: барокко.

Описание картины: нидерландская живопись отличается простотой сюжетов. Художники описывали тихую повседневную жизнь. В этой картине сочетаются бытовой жанр и натюрморт. Основное внимание сосредоточено на кувшине, струйке молока и хлебе, стоящем на столе. Несмотря на небольшой формат произведений Вермеера, он считается не малым, а великим голландцем.

Популярность этой картины заключается в том, что там нет скрытых смыслов: она создана для того, чтобы наслаждаться цветами, положением теней и спокойной обстановкой тихого домашнего уюта. Изначально подобные произведения создавались для простой публики и считались предметами роскоши, которые должны быть в каждом доме.

Где находится: Нидерланды, Амстердам, Государственный музей.

Какое древнерусское имя вам подходит?

www.wday.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>