Кто и зачем придумал пуанты


Кто придумал пуанты? И главное - зачем?

Впервые техника исполнения балетного танца на кончиках пальцев или sur les pointes des pieds появилась во Франции. Пуанты в переводе с французского означает “острие”. Танцевать на пуантах стало модным в начале восемнадцатого века.

***

Первой встала на кончики пальцев итальянская танцовщица Фортуната Анджолини в постановке Шарля Дидло “Зефир и Флора”. Именно всемирно известный балетмейстер Шарль Луи Дидло сделал обязательными балетные па на пуантах для балерин. Мода на пуанты приобрела огромную популярность практически во всех балетных постановках, ведь когда балерина встает на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретает невиданную легкость и грациозность.

В эпоху “романтизма” на пуантах в основном исполнялись партии фей, волшебниц и подобных им волшебных сказочных созданий, дабы подчеркнуть в танце эфемерность их существования. Другие, более приземленные герои, исполняли танец на полупальцах или sur le demi-pointes. Кроме того, если в балетной постановке необходимо было подчеркнуть разное социальное положение героев, то, соответственно, персонаж аристократического происхождения исполнял свою партию на пуантах.

***

Мужская партия в балете всегда исполнялась либо на полной стопе, либо на полупальцах максимум . Если артист балета становился на пуанты, то только ради исполнения женской роли, то есть ради юмора или пародии.

Балетные пуанты изготавливаются либо вручную как, например, в Большом театре, либо в небольших более-менее автоматизированных мастерских.

***

В последнее время некоторые компании вместо деревянного стакана, который используется в пуантах для придания устойчивости опорной ноге, предлагают полимерные материалы, значительно облегчающие и без того адскую работу балерин. Однако, некоторые ведущие балетные школы и труппы предпочитают изготовление балетных туфель по-старинке, поскольку это помогает правильному формированию мышечного аппарата для исполнения воздушных балетных па на пуантах.

Источник: авторский канал Make Dance

tancor.info

Пуанты: как появилась обувь балерины

Все мы привыкли видеть танцовщиц балета порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

Начало балетных туфель

Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг ноги балерины узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического вида обуви происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

Первые экземпляры

Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

Позже в качестве танцевальной обуви стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

Современные пуанты

Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность – супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Авдотья Истомина. Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

Создание пуантов

Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.

fb.ru

Танец на кончиках пальцев. Как появились первые пуанты?

Этой атласной туфельке скоро 200 лет

29 апреля 1727 года родился французский балетный реформатор Жан-Жорж Новерр.

Он буквально «взломал» тогдашнюю европейскую систему балетных ценностей. Сам Новерр заявил, что

«разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, на место рутины призвал изящный вкус».

Именно дату его рождения приняли в расчёт в ЮНЕСКО, когда в 80-х годах прошлого века объявили 29 апреля Международным днём танца.

Праздновать его предлагается всем, кто желает. Способ можно выбрать на своё усмотрение. Можно, к примеру, изучить историю появления на свет одного из символов балета – пуантов. Давайте так и сделаем.

Этой атласной туфельке скоро 200 лет. И хотя своему названию пуанты обязаны французскому языку, появились они в Италии. Танец на кончиках пальцев изменил балет. А Мария Тальони, первой станцевавшая в них, навсегда вошла в историю.

Принцип «двух у» является главным для примы Большого театра Екатерины Шипулиной. Ноге должно быть удобно и устойчиво. От этого зависит легкость движений.

Таможенники спросили ее: “Мадам, где ваши драгоценности?” Она сняла туфли и показала на ноги: “Вот они!”

Лет 100 назад в пуантах танцевали сильфид, богинь и фей. Сейчас – любые партии. Круглую пробку в основании носка заменили крахмальным клеем, который пропитывает внутренние слои туфельки, по форме напоминающей стакан. Жесткий носок фиксирует ногу балерины. Танец на пятачке, длиной от 4 до 7 сантиметров, – самый изящный балетный трюк.

Кажется, что танцевать на пальцах легко, но грациозность стоит дорого. Разбитые в кровь пальцы, стертые мозоли, травмы, изматывающие многочасовые экзерсисы. Для пуантов разработана специальная техника, которая формирует стопу.

От ног французских балерин невозможно отвести взгляд. Самые изящные и чувственные. Этуаль «Опера Гарнье» Элизабет Платель училась на французских, а танцевала на английских пуантах. Изменой это не считает, c’est la vie.

«Пуанты впечатляют зрителя, а балерине они дают шанс вырасти, добавить сантиметров десять и стать невесомой. Мы все выросли на гравюрах с Марией Тальони и Шарлоттой Гризи, стоящих кончиками пальцев на цветке»,

– отмечает директор балетной школы Парижской Оперы Элизабет Платель.

Пуанты –  не самая долговечная обувь. У Оксаны Кардаш, примы-балерины Театра Станиславского и Немировича-Данченко, уходит в год тридцать пар. На спектакль берет не меньше четырех. Предсказать, как поведут капризные туфельки на сцене, невозможно.

Процесс изготовления – долгий и кропотливый. В пуантах – 54 элемента. Атласный верх, внутри проклеенный прокладочной тканью. Жесткая подошва из натуральной кожи.

От длинной юбки до «облачка из газа»: история балетной пачки

Место для пальцев в виде стакана. Это самая главная деталь, которая находится над пяточком. Его делают из шести слоев наклеенной мешковины. Вклеивают в носок пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа.

Главное здесь – не испачкать клеем атласный верх туфельки. Специальным молоточком, надетым на колодку, придают форму носка. Сушат 15 часов при температуре 55 градусов. Верх покрывают блестящим или матовым атласом.

Пуанты делают ногу балерины изящной и сильной. Заставляют держать равновесие и танцевать все эти невероятные аттитюды, арабески, и фуэте. Понятно, что в балете все зависит от мастерства и таланта танцовщицы.

Но сама она во многом зависит от невесомых туфелек – пуантов. В переводе с французского это еще и точка. В которой сходятся напряжение, хрупкость и точность танца.

Елена Ворошилова, Игорь Горбачев, Новости культуры 

www.classicalmusicnews.ru

Тайны балетных пуантов

Образ действительно восхитительный - нежный, хрупкий, женственный, эталон безупречной красоты и изящества. Может ли он существовать без пуантов? Эти маленькие атласные туфельки – настоящий фетиш, символ принадлежности к сказочному миру балета. Именно они сделали классический танец неподражаемым.

Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?

Происхождение Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.

История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.

Первый шаг на пуантах Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом. Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.

Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.

Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

Безупречное «устройство» Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки», которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах. Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.

Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.

Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.

Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).

Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки, которые по традиции пришивает сама балерина.

Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).

Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы? Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.

Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета. Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.

Эталон ««Grishko» Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».

«Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.

В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.

Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.

Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.

Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.

www.elementdance.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>