Кто был первым министром внутренних дел россии


Министры внутренних дел России - это... Что такое Министры внутренних дел России?

В статье представлен хронологический список лиц, возглавлявших Министерство внутренних дел Российской империи, Временного правительства, РСФСР и позднейших государственных образований.

Министры внутренних дел Российской империи

  1. Кочубей, Виктор Павлович (8 сентября 1802 — 24 ноября 1807).
  2. Куракин, Алексей Борисович (24 ноября 1807 — 31 марта 1810).
  3. Козодавлев, Осип Петрович (31 марта 1810 — 24 июля 1819).
  4. Голицын, Александр Николаевич (3 августа — 4 сентября 1819) — управляющий министерством.
  5. Кочубей, Виктор Павлович (4 сентября 1819 — 28 июня 1823).
  6. Кампенгаузен, Балтазар Балтазарович (28 июня — 29 августа 1823) — управляющий министерством.
  7. Ланской, Василий Сергеевич (29 августа 1823 — 19 апреля 1828) — управляющий министерством.
  8. Закревский, Арсений Андреевич (19 апреля 1828 — 19 ноября 1831).
  9. Блудов, Дмитрий Николаевич (12 февраля 1832 — 15 февраля 1839).
  10. Строганов, Александр Григорьевич (10 марта 1839 — 23 сентября 1841) — управляющий министерством.
  11. Перовский, Лев Алексеевич (23 сентября 1841 — 30 августа 1852).
  12. Бибиков, Дмитрий Гаврилович (30 августа 1852 — 20 августа 1855).
  13. Ланской, Сергей Степанович (20 августа 1855 — 23 апреля 1861).
  14. Валуев, Пётр Александрович (23 апреля 1861 — 9 марта 1868).
  15. Тимашев, Александр Егорович (9 марта 1868 — 27 ноября 1878).
  16. Маков, Лев Саввич (27 ноября 1879 — 6 августа 1880).
  17. Лорис-Меликов, Михаил Тариэлович (6 августа 1880 — 4 мая 1881).
  18. Игнатьев, Николай Павлович (4 мая 1881 — 30 мая 1882).
  19. Толстой, Дмитрий Андреевич (30 мая 1882 — 25 апреля 1889).
  20. Дурново, Иван Николаевич (28 апреля 1889 — 15 октября 1895).
  21. Горемыкин, Иван Логгинович (15 октября 1895 — 20 октября 1899).
  22. Сипягин, Дмитрий Сергеевич (20 октября 1899 — 2 апреля 1902; до 26 февраля 1900 — управляющий министерством).
  23. Плеве, Вячеслав Константинович (4 апреля 1902 — 15 июля 1904).
  24. Святополк-Мирский, Пётр Дмитриевич (26 августа 1904 — 18 января 1905).
  25. Булыгин, Александр Григорьевич (20 января — 22 октября 1905).
  26. Дурново, Пётр Николаевич (23 октября 1905 — 22 апреля 1906).
  27. Столыпин, Пётр Аркадьевич (26 апреля 1906 — 5 сентября 1911).
  28. Макаров, Александр Александрович (20 сентября 1911 — 16 декабря 1912).
  29. Маклаков, Николай Алексеевич (16 декабря 1912 — 5 июня 1915).
  30. Щербатов, Николай Борисович (5 июня 1915 — 26 сентября 1915).
  31. Хвостов, Алексей Николаевич (26 сентября 1915 — 3 марта 1916).
  32. Штюрмер, Борис Владимирович (3 марта — 7 июля 1916).
  33. Хвостов, Александр Алексеевич (7 июля 1916 — 16 сентября 1916).
  34. Протопопов, Александр Дмитриевич (16 сентября 1916 — 28 февраля (13 марта) 1917).

Министры внутренних дел Временного правительства

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР

Народные комиссары:

1930—1934 гг. — все республиканские НКВД были расформированы, их функции частично были переданы ОГПУ при СНК СССР, частично — Наркомюсту.

НКВД (МВД) СССР

1960—1966 гг. — МВД СССР не было. Существовало Министерство Охраны общественного порядка РСФСР и других союзных республик.

МВД (МООП) РСФСР

  • Николай Стаханов (1955—1961)
  • Вадим Тикунов (1961—1966)

МООП (с 1968 МВД) СССР

МВД РСФСР/России

dic.academic.ru

Глава 12. Приложение №3. Народные комиссары и министры внутренних дел СССР, РСФСР и Российской Федерации

РЫКОВ Алексей Иванович (1881-1938)       Нарком внутренних дел с 25 октября по 4 ноября (7-17 ноября) 1917 г.       Профессиональный революционер. Учился, но не окончил юридический факультет Казанского университета. Назначен наркомом II съездом Советов. 10 ноября 1917 года подписал постановление о создании милиции. Подал в отставку и вышел из ЦК РКП(б), так как считал возможным создание «однородного социалистического» правительства, сформированного из представителей всех партий, входящих во ВЦИК. В 1918-1920 и 1923-1924 годах -председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - заместитель Председателя Совнаркома РСФСР.  С 1924 по 1930 год - Председатель Совнаркома СССР. С 1931 по 1936 год - нарком связи СССР. На судебном процессе по делу о «правотроцкистском блоке» 1938 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно.    ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958)       Нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 по март 1919 г.      Профессиональный революционер. Депутат IV Государственной думы. С 1919 по 1938 годы - председатель Всеукраинского ЦИК. С 1926 по 1939 годы - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1940 года - заместитель директора Музея Революции.    ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович (1877-1926)         Нарком внутренних дел РСФСР с марта 1919 по август 1923 г.       Член компартии с 1895 года. Во время Октябрьской революции 1917 года -член Военно-революционного комитета, руководившего вооружейным восстанием. В первые дни после революции был сторонником использования милиции Временного правительства для охраны общественного порядка. С 1917 года - председатель ВЧК при СНК РСФСР, преобразованной в феврале 1922 года в Главное политическое управление при НКВД РСФСР. В ноябре 1923 года было образовано Объединенное государственное политическое управление на правах самостоятельного наркомата (ОГПУ РСФСР), которое возглавил Ф.Э. Дзержинский, оставив пост наркома внутренних дел. Одновременно с руководством ВЧК и НКВД РСФСР с 1921 года - нарком путей сообщения РСФСР (с 1922 г. - НКПС СССР). С 1924 по 1926 год - председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б).    БЕЛОБОРОДОВ Александр Георгиевич (1891-1938)      Нарком внутренних дел РСФСР с августа 1923 по ноябрь 1927 г.      Участник рабочего и революционного движения на Урале. Рабочий. Член компартии с 1907 года. В 1918 году - председатель Уральского областного Совета. Отдал распоряжение о расстреле царской семьи, находившейся на территории Уралоблсовета. В 1919 году - уполномоченный Совета обороны по подавлению восстания казаков на Дону. Заместитель начальника политуправления Реввоенсовета. С 1919 года - заместитель наркома внутренних дел. Назначен наркомом по рекомендации Ф.Э. Дзержинского. Снят с должности наркома как «активный участник троцкистской оппозиции». В 1927 году исключен из РКП(б) и постановлением Особого совещания ОГПУ отправлен в ссылку сроком на три года. В 1929 году возвращен из ссылки, восстановлен в РКП(б), назначен уполномоченным Комитета заготовок при СНК СССР на работу в Ростовскую область. В 1936 году арестован. В 1938 году расстрелян. В 1958 году реабилитирован.    ТОЛМАЧЕВ Владимир Николаевич (1886-1937)      Нарком внутренних дел РСФСР с января 1928 по январь 1931 г.      Член компартии с 1904 года. В 1919 году - член Реввоенсовета Крымской республики. В 1921-1922 годах - секретарь Кубано-Черноморского обкома ВКП(б). С 1924 по 1928 годы - заместитель председателя Северо-Кавказского крайисполкома. При наркоме В.Н. Толмачеве НКВД союзных и автономных республик были упразднены. Руководство милицией осуществлялось ОГПУ СССР. В.Н. Толмачев был исключен изВКП(б) как член «фракционной группировки Смирнова, Толмачева, Эйсмонта», которые обсуждали между собой возможность замены И.В. Сталина на посту Генсека ЦК ВКП(б). Вскоре был репрессирован. В 1937 году расстрелян. В 1962 году реабилитирован.    ЯГОДА Генрих Григорьевич (1891-1938)       Нарком внутренних дел СССР с июля 1934 по сентябрь 1936 г.      Член компартии с 1907 года. В 1917 году - член Высшей военной инспекции РККА. С 1919 года - член коллегии Наркомата внешней торговли. С 1920 года - член Президиума ВЧК, с 1924 года - заместитель председателя ОГПУ СССР. В июле 1934 года было упразднено ОГПУ и образован НКВД СССР. Наркомом был назначен Г.Г.Ягода, исполнявший обязанности председателя ОГПУ вместо скончавшегося в мае 1934 года В.Р. Менжинского. В 1935 году Ягоде было присвоено звание «генеральный комиссар государственной безопасности». В сентябре 1936 года снят с должности наркома внутренних дел. С 1936 по апрель 1937 года - нарком связи СССР. Снят с должности с официальной формулировкой «...вследствие обнаруженных должностных преступлений уголовного характера». В 1938 году на судебном процессе по делу «правотроцкистского блока» приговорен к расстрелу.    ЕЖОВ Николай Иванович (1895-1940)         Нарком внутренних дел СССР с сентября 1936 по декабрь 1938 г.        Член компартии с 1917 года. С 1922 года - секретарь Марийского обкома ВКП(б), секретарь Семипалатинского губернского, Казахского краевого комитетов ВКП(б). В 1929-1930 годах - заместитель наркома земледелия СССР. В 1930-1934 годах - заведующий Распределительным отделом и Отделом кадров ЦК ВКП(б). С 1934 года - заместитель председателя Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). С начала 1938 года наряду с руководством НКВД является наркомом водного транспорта. Генеральный комиссар государственной безопасности. В феврале 1940 года Военной коллегией Верховного суда приговорен к расстрелу.    БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953)      Нарком внутренних дел СССР с декабря 1938 по декабрь 1945 г., министр внутренних дел СССР с 15 марта по 26 июня 1953 г.      Работал в органах ЧК Закавказья, председатель ГПУ Грузии, секретарь компартии Грузии, секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Генеральный комиссар государственной безопасности, Маршал Советского Союза. Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР 23 декабря 1953 года приговорен к расстрелу.    КРУГЛОВ Сергей Никифорович (1907-1977)      Министр внутренних дел СССР с декабря 1945 по март 1953 г. и с июня 1953 по февраль 1956 г.      Генерал-полковник.      Окончил Московский институт востоковедения. В 1936-1937 годах учился в Институте Красной профессуры. Был ответственным организатором ЦК ВКП(б), особоуполномоченным НКВД СССР. С 1940 года - заместитель наркома внутренних дел СССР. В 1941 году - начальник управления оборонным строительством, командующий 4-й саперной армией. В 1956 году - заместитель министра строительства электростанций. В 1957 году -заместитель председателя совнархоза Кировского административно-экономического района. С 1958 года - на пенсии по болезни и инвалидности. В январе 1960 года исключен из КПСС, погиб в июне 1977 года, попав под поезд.     ДУДОРОВ Николай Павлович (1906-1977)       Министр внутренних дел СССР с февраля 1956 по январь 1960 г. Звание не присваивалось.      Окончил Московский химико-технологический институт. В 1941-1944 годах -начальник различных главков в Министерстве строительных материалов и Министерстве строительства СССР. Заведующий отделом строительства МГК КПСС, заместитель председателя Моссовета. В 1954-1956 годах - заведующий отделом строительства ЦК КПСС. В 1960-1962 годах - генеральный правительственный комиссар Всемирной выставки в 1967 году в Москве. В 1962-1972 годах - начальник Главного управления промышленности и строительных материалов Мосгорисполкома. С 1972 года на пенсии.    СТАХАНОВ Николай Павлович (1901-1977)       Министр внутренних дел РСФСР с февраля 1955 по июнь 1961 г. Генерал-лейтенант.      Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Служил в пограничных войсках. В 1942-1952 годах - начальник пограничных войск. В 1952 году - заместитель министра госбезопасности СССР. В марте 1953 года назначен начальником Главного управления милиции МВД СССР. С 1954 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В феврале 1955 года, наряду с МВД СССР, образуется МВД РСФСР. Министром внутренних дел РСФСР назначен Н.П. Стаханов. С 1961 года на пенсии.    ТИКУНОВ Вадим Степанович (1921-1980)      Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) РСФСР с июня 1961 по сентябрь 1966 г. Генерал внутренней службы второго ранга.      Окончил Алма-Атинский юридический институт. В 1942 году - секретарь Ак-тюбинского обкома ЛКСМ Казахстана. В 1944 году работал в ЦК ВЛКСМ. С 1945 года - второй секретарь ЛКСМ Эстонии. С 1947 по 1952 годы - первый секретарь Владимирского обкома ВЛКСМ, секретарь Владимирского горкома КПСС, Владимирского обкома КПСС. В1952-1959 годах - заведующий сектором, заместитель заведующего отдела административных органов ЦК КПСС. В 1959-1961 годах - заместитель председателя КГБ СССР. С 1967 по 1969 год - в отделе ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездам за границу. В 1969-1974 годах - чрезвычайный советник-посланник в Румынии. В 1974-1978 годах - чрезвычайный и полномочный посол СССР в Верхней Вольте, а в 1978-1980 годах - в Камеруне.    ЩЕЛОКОВ Николай Анисимович (1910-1984)      Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) СССР с сентября 1966 по декабрь 1982 г. Генерал армии, доктор экономических наук.      В 1939-1941 годах - председатель Днепропетровского городского Совета. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 года - заместитель министра местной промышленности УССР. С1951 года - первый заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР. В 1965-1966 годах - второй секретарь ЦК КП Молдавии. В 1982-1984 годах - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Покончил жизнь самоубийством.    ФЕДОРЧУК Виталий Васильевич (р. 1918)       Министр внутренних дел СССР с декабря 1982 по январь 1986 г. Генерал армии.      Окончил Высшую школу КГБ. В 1936-1939 годах - курсант военного училища. С 1939 года - в органах государственной безопасности. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С 1970 года - председатель КГБ УССР. В мае-ноябре 1982 года - председатель КГБ СССР. С 1986 по 1991 годы - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. На пенсии.    ВЛАСОВ Александр Владимирович (р. 1932)       Министр внутренних дел СССР с января 1986 по октябрь 1988 г. Генерал-полковник.      Окончил Иркутский горно-металлургический институт. В 1954-1964 годах -на комсомольской и партийной работе в Иркутской области. С 1965 года - секретарь, второй секретарь Якутского обкома КПСС. В 1972-1975 годах - инспектор ЦК КПСС. С 1975 года - секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, с 1984 года - первый секретарь Ростовского обкома КПСС. В 1988-      1991 годах - Председатель Совета Министров РСФСР, заведующий отделом      социально-экономической политики ЦК КПСС. На пенсии.    БАКАТИН Вадим Викторович (р. 1937)       Министр внутренних дел СССР с октября 1988 по декабрь 1990 г. Генерал-лейтенант.      Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1960 по 1973 годы - на партийной работе: второй секретарь Кемеровского горкома, заведующий отделом, секретарь Кемеровского обкома КПСС. С 1983 по 1985 годы - инспектор ЦК КПСС. В 1985-1987 годах - первый секретарь Кировского обкома КПСС. В 1987-1988 годах - первый секретарь Кемеровского обкома КПСС. В 1990-1991 годах -член Президентского совета СССР. В августе - декабре 1991 года - председатель КГБ СССР, Межреспубликанской службы безопасности. С марта      1992 года - вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».    ПУГО Борис Карлович (1937-1991)       Министр внутренних дел СССР с декабря 1990 по август 1991 г. Генерал-полковник.      Окончил Рижский политехнический институт. В 1961-1973 годах - на комсомольской и партийной работе в Латвии, секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1974-1976 годах - инспектор ЦК КПСС, заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК Компартии Латвии, первый секретарь Рижского горкома партии. С 1976 года - в органах государственной безопасности, с 1980 года - председатель КГБ Латвийской ССР. С 1984 года - первый секретарь ЦК Компартии Латвии, с 1988 года - председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Покончил жизнь самоубийством.    БАРАННИКОВ Виктор Павлович (1940-1995)      Министр внутренних дел РСФСР с сентября 1990 по август 1991 г. Министр внутренних дел СССР с августа по декабрь 1991 года. В декабре 1991 - январе 1992 года - министр безопасности и внутренних дел РСФСР. Генерал армии.      Окончил Высшую школу милиции. В органах внутренних дел с 1961 года. В 1992-1993 годах - генеральный директор Агентства федеральной безопасности РФ, министр безопасности РФ.    ТРУШИН Василий Петрович (р. 1934)       Министр внутренних дел РСФСР с октября 1989 по сентябрь 1990 г. Генерал-полковник внутренней службы.      Окончил Московский горный институт. Был секретарем Московского горкома партии, начальником ГУВД Мосгорисполкома. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел СССР. На пенсии.    ДУНАЕВ Андрей Федорович (р. 1939)       Министр внутренних дел РСФСР с сентября по декабрь 1991 г. Генерал-лейтенант внутренней службы.      Окончил Высшую школу милиции и Академию МВД СССР. С 1959 года на различных должностях в органах внутренних дел. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел РСФСР. В1992-1993 годах - первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. На пенсии.    ЕРИН Виктор Федорович (р. 1944)       Министр внутренних дел Российской Федерации с января 1992 по июль1995 г. Генерал армии. Герой России.      Окончил Высшую школу МВД СССР. В органах внутренних дел с 1964 года. В 1990-1991 годах - заместитель, первый заместитель, министр внутренних дел РСФСР. В сентябре-декабре 1991 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В декабре 1991 - январе 1992 года - первый заместитель министра безопасности и внутренних дел РФ. С июля 1995 года - заместитель директора Службы внешней разведки РФ.     КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич (р. 1946)       Министр внутренних дел Российской Федерации с июля 1995 по 23 марта1998 г. Генерал армии.      В1966 году окончил Орджоникидзевское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР, затем - Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба. Доктор экономических наук. Прошел во внутренних войсках путь от командира взвода до заместителя министра внутренних дел РФ - командующего внутренними войсками МВД России. Депутат Государственной Думы III созыва.           СТЕПАШИН Сергей Вадимович (р. 1952)        Министр внутренних дел РФ с марта 1998 по май 1999 г. Генерал-полковник.      Окончил Высшее политическое училище МВД СССР и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, доктор юридических наук, профессор. Трудовой путь: преподаватель Высшего политического училища МВД СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, министр юстиции. С мая по август 1999 года - председатель Правительства Российской Федерации. Ныне -председатель Счетной Палаты РФ.    РУШАЙЛО Владимир Борисович (р. 1953)       Министр внутренних дел Российской Федерации с мая 1999 по март 2001 г. Генерал-полковник.      Окончил Омскую высшую школу милиции. Работал в МУРе. Организовал Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью и возглавлял его. Был заместителем начальника ГУБОП МВД РФ, заместителем министра внутренних дел России. С марта 2001 года - Секретарь Совета Безопасности РФ.    ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович (р. 1950)          Министр внутренних дел Российской Федерации с марта 2001 г. Специальное звание не присваивалось.

        Родился 15 декабря 1950 года в семье военного летчика и учительницы. В 1954 году семья Грызловых переехала в Ленинград, где Б.В. Грызлов окончил физико-математическую школу с золотой медалью. После школы поступил в Ленинградский электротехнический институт связи, по окончании которого получил специальность радиоинженера и начал работать в НПО имени Коминтерна (ВНИИ мощного радиостроения). Участвовал в разработке космических систем связи. В 1977 году перешел в Ленинградское производственное объединение «Электроприбор», где проработал почти 20 лет, пройдя путь от ведущего конструктора до директора крупного подразделения. С 1996 по 1999 годы трудился в сфере высшего образования: по его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время возглавил Учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета («Военмех» имени Д.Ф. Устинова). В 1999 году возглавил Межрегиональный фонд делового сотрудничества «Развитие регионов». В декабре 1999 году избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку межрегионального движения «Единство». В январе 2000 года избран лидером фракции «Единство» в Госдуме. 28 марта 2001 года назначен министром внутренних дел Российской Федерации. Женат, имеет двоих детей.

02.xn--b1aew.xn--p1ai

Глава 4. Рождение МВД

 8 сентября 1802 г. - день рождения министерства внутренних дел. В этот день в Российской империи впервые появились восемь новых государственных учреждений, положивших начало новому подходу к государственному управлению важнейшими отраслями - министерскому. Манифестом императора Александра I были образованы министерства иностранных дел, коммерции, финансов, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, просвещения, юстиции и внутренних дел. Сменившие петровские коллегии, эти государственные органы резко повысили «специализацию» и эффективность деятельности центральных учреждений во всех вышеназванных сферах государственной жизни.      Почему же потребовалась такая кардинальная ломка госаппарата?      Во-первых, со времен петровских реформ к моменту образования министерств прошла почти сотня лет. Преобразования Петра I резко ускорили все процессы перехода России от феодальной формации к капиталистической. И это, естественно, требовало пересмотра принципов, форм и методов государственного управления. Механизм деятельности коллегиальной системы управления к началу XIX в. устарел и не поспевал за бурным развитием капитализации во всех отраслях жизни.      Во-вторых, западноевропейские государства, раньше пережившие промышленную революцию и переход к капиталистической формации, уже перешли к этому моменту на отраслевые принципы управления и в качестве центральных госучреждений уже имели министерства.      В-третьих, к восшествию на престол императора Александра I предыдущий император Павел I успел запутать своими непродуманными и скорыми реформациями ту колеги-альную систему управления, которой пользовалась Российская империя со времен Петра I и усовершенствованная Екатериной II.      В - четвертых, рост городов и неразрешенность крестьянской проблемы, чрезмерно «силовые», волюнтаристские попытки европеизации российской патриархальной жизни, связанной сильнейшими общинными традициями, инициировали сильный рост преступности и серьезнейших нарушений обобщественного спокойствия. Это породило в свою очередь сильную нужду в оформлении в качестве самостоятельных структур государственных учреждений, конкретно реализующих полицейские функции в качестве составляющего фактора (или вектора) всей схемы управления Российской империей.      Таким образом, создание министерства внутренних дел России стало практической реализацией объективной потребности в более четком структурном оформлении таких важнейших государственных функций, как полицейские.

      Из манифеста об учреждении министерств от 8 сентября 1802 г.

      ... Ч. Должность министра внутренних дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В управлении своем имеет он все части государственной промышленности, кроме части горной, в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных прикасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии.      Александр I в осознании такой потребности шагнул значительно дальше Петра I. Тот при создании коллегиальной системы управления не рискнул выделить в качестве самостоятельного направления полицейские дела, уповая на армию, и не создавал специальной полицейскую коллегии. Хотя, как известно, имел на этот счет рекомендации. Возможно по той причине, что видел потребность только в политическом сыске, а для решения проблем поддержания правопорядка и общественной безопасности считал достаточным иметь сильный аппарат госуправления и регулярную армию, которую широко использовал для разрешения всех проблем внутреннего хозяйственного характера, в т.ч. и для реализации полицейских функций.      Александр I при выработке решения о переходе к министерской системе государственного управления воспользовался рекомендациями т.н. Негласного комитета, в состав которого входили его ближайшие друзья и соратники В. Кочубей, П. Строганов, Н. Новосильцев и А. Чарторыйский. Таким образом, это было не волюнтаристским решением 24-летнего императора, а решением обдуманным коллегиально на основе анализа как предыдущего опыта управления и ситуации в Российской империи, так и управленческого опыта целого ряда государств с различным политическим режимом - абсолютистских Австрии и Пруссии, конституционно-монархической Англии и республиканской Франции.       Министерство внутренних дел оказалось самым мощным из всех вновь созданных центральных госучреждений. В его руках сосредотачивалось большинство государственных функции внутреннего характера. Структурно оно сразу делилось на четыре подразделения, именовавшихся «экспедициями». При этом первая, третья и четвертая экспедиции ведали делами весьма далекими от полицейских. Это - управление продовольственными делами страны и т.н. «соляной частью», разрешение проблем аграрного и промышленного производства, управление государственными предприятиями, извлечением и использованием природных ресурсов, реализация переселенческой политики, строительство дорог и пр. В ведении МВД находилась также система здравоохранения, т.н. «богоугодные заведения», сословные учреждения, почтовая связь и т.д. Отвечало оно и за содержание тюрем.      Реализацией полицейских функций государства в МВД занималась вторая экспедиция. Все последующие изменения или прямые попытки вывести полицейские функции на самостоятельный министерский уровень оказались безрезультатными. И даже спустя более сотни лет, к 1917 г., эти функции исполнял Депортамент полиции, находившийся в составе МВД. В момент создания вторая экспедиция именовалась «экспедицией спокойствия и благочиния» и структурно состояла из двух отделений. Первое из них несло функции своеобразной предтечи дежурной части и информационно-аналитической службы, т.к. занималось сбором информации о происшествиях и профилактикой «ложных слухов». Но основным делом первого отделения второй экспедиции МВД было руководство деятельностью сельской полиции, и оно несло ответственность за «повиновением крестьян законной власти».      Второе отделение ведало делами городской полиции и пожарных частей. Но и оно явилось предтечей сразу двух из современных милицейских структур - инспекции по личному составу и управления собственной безопасности. По той причине, что принимало и рассматривало жалобы на полицию.      Первым министром внутренних дел Российской империи стал ближайший друг императора Александра I князь Виктор Павлович Кочубей, пробывший на этом посту пять лет -по ноябрь 1807 г. Впоследствии он ещё раз на четыре года возвращался на должность министра внутренних дел - с ноября 1819 г. по июнь1923 г. Можно оказать что именно им были заложены основные принципы организационной структуры, принципов и методов реализации полицейских функций государства в императорской России.      Вместе с В.П. Кочубеем в министерство внутренних дел пришли известнейшие российские деятели. Его товарищем (заместителем) стал один из членов вышеупомянутого Негласного комитета и друг императора П.А. Строганов. Канцелярию МВД возглавил хорошо известный в российской истории реформатор М.М. Сперанский, которого смело можно называть отцом российской бюрократии.      Уже в первый период деятельности МВД России стало работать по совершенно иным принципам, чем это было раньше. Во-первых, оно смогло несколько улучшить материально-финансовое положение подведомственных ему полицейских органов и лиц, несших полицейскую службу. В городские бюджеты стали включаться специальные расходные статьи на содержание местной полиции.      Во-вторых, МВД стало на путь более гласного общения с гражданами. В 1804-1809 г.г. оно стало издавать первый в истории страны официальный периодический «Санкт-Петербургский журнал», в который писал даже сам император Александр I. Журнал впервые в российской истории начал публикацию не только отчетов министра внутренних дел, но и сообщал обществу сведения статистического характера об убийствах, несчастных случаях со смертельным исходом, пожарах, публиковал материалы по проблемам организации и деятельности полиции, тюрем, праву и экономике, в т.ч. и аналогичному опыту за рубежом.      Эту же задачу, но в более популярной форме, рассчитанной на самый широкий круг населения, решало и выходившее в 1809 -1819 г. другое издание - газета «Северная почта».      Первые годы деятельности МВД позволили В.П. Кочубею и М.М. Сперанского на основе анализа работы в 1806 г. подготовить для императора проект реорганизации министерства. По нему заметно, что В.П. Кочубей и М.М. Сперанский двигались в направлении создания специализированного чисто полицейского министерства. К этому же, видимо,стремился и Александр I, без колебаний утвердивший проект реорганизации.      Самой существенной реорганизации подвергалась полицейская «Экспедиция спокойствия и благочиния». Она не только сменила название и стала именоваться «экследицией государственного благоустройства», но и увеличила численность и структуру. Помимо двух вышеупоминавшихся отделений и канцелярий в ней появились пять «столов» во главе со столоначальниками.      Первому из них отдавались функции сбора информации о преступлениях и происшествиях, заграничных гостях России и выезжающих из нее (т.е., были заложены начала паспортно-визовой службы), а также контроль за порядком содержанием зрелищ и собраний (своеобразные цензурные функции).      Второй стол можно назвать предтечей транспортной милиции и дорожно-патрульной службы, т.к. в его ведении был контроль за состоянием российских дорог и соблюдением порядка на них. Он же занимался разработкой и изменением штатов городской полиции, ночной и пожарной стражи, тюремных учреждений, под его началом была деятельность конвойных команд. Помимо всего, он к тому же участвовал в организации набора рекрутов в армию.      Третий стол представлял из себя своеобразную кадровую службу полиции, поскольку ведал вопросами приема и увольнения, перемещения по службе, наказания и награждения полицейских чинов.      Функции второго отделения были распределены по трем оставшимся столам.      Как утверждают авторы краткого исторического очерка «Органы и войска МВД России», реформированная полицейская экспедиция оказалась самой большой в министерстве внутренних дел. Через нее проходило более половины из 25 тысяч входящих в МВД документов и 16 тысяч исходящих из него. И большинство из документов прямо относились к компетенции именно экспедиции государственного благоустройства.      На местах, в т.ч. и в Башкирии, министерство внутренних дел осуществляло реализацию полицейских функций через губернаторов, которые сами в качестве должностных лиц, что называется, «проходили по ведомству МВД».      В свою очередь губернатор управлял деятельностью местной полиции через свою канцелярию, губернское правление и ряд созданных при нем губернских присутствий (комитетов). Конкретно, через второе отделение правления, частично через рекрутское присутствие ( в плане обеспечения набора в армию), строительную и дорожную комиссии, тюремный попечительский и врачебно-полицейский комитеты. Бурно развивающаяся в тот период российская экономика волей-неволей втягивала полицию, помимо исполнения чисто полицейских функций, во многие сферы жизни. Таким уж было само министерство, имевшее самый широкий круг функций и полномочий.      Во главе уездной полиции ещё с 1775 г. стоял уездный исправник со своим полицейский управлением, которое именовалось земским судом. В его состав входили помимо исправника 4-5 заседателей из дворян и два - от государственных крестьян. Земский суд имел свою канцелярию, два «стола» - исполительный и следственный. Предварительное следствие в тот период находилось в ведении полицейских органов.      Чуть позже, с 1837 г., уезд стал подразделяться на более мелкие администативно-территориальные единицы - станы. Возглавляли их становые приставы, назначаемые лично губернатором из числа полицейских офицеров. Становому приставу служила опорой сельская выборная полиция удельных и государственных крестьян - старосты, пятисотские, сотские , десятские и вотчинная полиция помещичьих владений. Центром стана определялся либо заштатный город, либо местечко.      Надо сказать, что в Башкирии ко времени образования МВД во многом сохранялась система полицейских структур от екатерининских Уставов благочиния.      С 1816 г. в Уфе во главе городской полиции стал полицмейстер. Весь город был разделен на три полицейских «части» со «съезжим домом» - канцелярией частного пристава в каждой из них. В свою очередь каждая «часть» делилась на кварталы (до сотни домовладений) во главе с квартальными надзирателями и их помощниками. По штату того времени полиция Уфы состояла из трех частных приставов, трех квартальных надзирателей и полицейской команды - унтер-офицер, 33 рядовых пеших, 11 откомандированных из Оренбургского казачьего войска казаков и 45 будочников ( т.е., несших службу в караульных будках).      Сельская полиция долго сохраняла более традиционную структуру, сложившуюся не столько под влиянием административных преобразований разного времени, сколько исторически... Причем, с самым широким использованием общинных традиций.      Во второй четверти XIX в., введенное в действие с 3 июня 1837 г. «Положение о земской полиции» еще раз закрепило практически ту же существовавшую с екатерининских времен схему полицейского управления в сельской местности ( земский суд - исправник с собственным правлением-канцелярией и заседателями - станы во главе со становыми приставами - сельские старшины -старосты - сотские - десятские). Но с этого периода были четко определены функции земской полиции, принципы ее деятельности (одновременно с Положением был утвержден «Наказ чинам и служителям земской полиции»).В одной связке с полицией работала в сельской местности и почта в соответствии с утвержденным «Положением о земской почте».      Созданные низовые полицейские структуры - станы названия по месту расположения не имели, а были просто пронумерованы. Деятельность каждого из них контролировалась персонально кем-либо из членов земского суда. А сами становые приставы в случаях присутствия в суде обладали всеми правами членов земского суда.

      Уфимский уезд был разделен на четыре стана. Канцелярия - «становая квартира» первого располагалась в деревне Новая, вторая - в деревне Усердино, третья - в деревне Новорождественской ( Ллаторке ), четвертого - в селе Сикияз. Количество станов в уезде было неодинаковым, а территория включала в себя, как правило, территорию нескольких нынешних районов. Так , 4-й стан Стерлитамакского уезда включал в себя сегодняшние территории Стерлибашевского, Федоровского и частично - Мелеузовского районов. Избираемые селянами сотские в полицейском плане «обслуживали» от сотни до двухсот дворов, а десятские - от десяти до тридцати дворов.

02.xn--b1aew.xn--p1ai

Первый заместитель Министра внутренних дел России Александр Горовой поздравил ветеранов с праздником

Сегодня в Москве первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой в режиме видеоконференцсвязи с территориальными органами поздравил ветеранов и в торжественной обстановке вручил Знамя организации председателю Российского совета ветеранов генерал-полковнику внутренней службы Ивану Шилову. Чувашию на мероприятии представляли: врио министра внутренних дел по Чувашской Республике полковник полиции Андрей Тимофеев, председатель Совета Чувашской республиканской общественной организации ветеранов ОВД и ВВ Михаил Киселев, руководители подразделений Министерства и активисты ветеранского движения.

Александр Горовой подчеркнул, что сегодня ветеранская организация системы МВД – самая многочисленная и авторитетная в стране. Объединяет как сотрудников, прослуживших в органах внутренних дел, так и ветеранов Великой Отечественной войны, участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также тех, кто проходил службу в бывших республиках Советского Союза.

По его словам, ветеранский актив оказывает ощутимую помощь ведомству в профессиональном, патриотическом и нравственном воспитании сотрудников. Кроме того, они вносят вклад в профилактику детской и подростковой преступности, шефствуют над детскими домами. Их опыт и знания помогают раскрывать ряд преступлений.

Первый замминистра Александр Горовой поблагодарил ветеранов за поддержку, а также отметил, что руководство МВД России всегда будет проявлять заботу о старшем поколении и делать все возможное для их социальной защищенности.

По информации пресс-центра МВД России

21.xn--b1aew.xn--p1ai


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>