Кто был первый на луне


Первые на Луне

Первый полет на Луну был совершен советским космическим аппаратом. Запущен он был в 1958 году, 2 января. Согласно программе полета, аппарат «Луна 1» прошел от поверхности спутника Земли в 6000 километрах. В этом же году, немного позднее, другой космический аппарат из той же серии достиг лунной поверхности.

Для того чтобы высадились первые люди на Луне, была проделана огромная работа. Началась она в конце 1960-х годов в США. Осуществить полет на спутник Земли и успешное возвращение человека было решено в течение ближайших десяти лет.

Наряду с решением первоочередной задачи по созданию ракеты-носителя, способного вывезти не меньше трехсот тонн на околоземную и не меньше ста тонн на окололунную орбиту, велась работа над созданием «Аполлона» (космического корабля).

Старт «Аполлона-11» был осуществлен в 1969 году, 16 июля. 20 июля были совершены первые на Луне шаги. В составе команды корабля были Эдвин Олдрин (пилот) и Нил Армстронг (командир). На окололунной орбите команду ждал в командном модуле Майкл Коллинз (пилот).

Приближение корабля к лунной поверхности подняло пыль. Космонавты обратили внимание, что пыль разлеталась практически параллельно поверхности.

Первые на Луне шаги были осторожными. Скорость передвижения была не больше 0,5 м/с. Первые на Луне следы отпечатывались в пыльной поверхности, углубляясь в нее приблизительно на сантиметр. Соблюдение равновесия не вызывало особенных затруднений.

Как впоследствии говорил Армстронг, притяжение на спутнике намного приятнее, чем на Земле, даже немного приятнее, чем невесомость. При случайном падении на живот можно было подняться без труда, затруднения вызывал подъем после падения на спину.

Пока первые на Луне космонавты изучали поверхность, поднималось Солнце. Небольшая высота Солнца над горизонтом не позволяла четко разглядеть цвета. При выходе из кабины американцы обнаружили, что лунный грунт и обломки пород темно-серого цвета. На момент прилунения поверхность хорошо освещалась. Не было видно звезд. Хорошо была видна Земля.

Земля в период полета космонавтов располагалась примерно в 30 градусах от зенита. При взгляде на нее преимущественно различались синий и белый цвета. Однако достаточно четко можно было разглядеть и серо-коричневый.

Находясь на поверхности спутника Земли, космонавты не чувствовали никаких запахов. Однако, вернувшись в лунную кабину и сняв шлемы, резко ощутили запах грунта. Лунную пыль они принесли с собой на обуви и скафандрах. Запах был едкий.

Высадка людей на поверхность спутника Земли являлась выдающимся достижением в истории покорения космических просторов. Первый человек, высадившийся на Луне, пробыл там не больше двух часов.

После «Аполлона-11» в течение последующих нескольких лет к спутнику Земли были направлены космические экспедиции шесть раз. По оценкам ученых, пять из них были весьма успешными. В результате неполадок корабль «Аполлон-13» не смог достичь поверхности Луны. Облетев лунную орбиту, он вернулся на Землю.

В общем, на поверхности спутника Земли были двенадцать астронавтов. Длительность пребывания людей на Луне составила, в целом, несколько суток. Вне кабины было проведено порядка двадцати двух часов, астронавты даже проехали на самоходном аппарате несколько десятков лунных километров.

За все время посещения поверхности спутника был произведен достаточно большой объем исследований. В ходе научного изучения было собрано порядка 380 килограммов лунного грунта. Изучением этих образцов занимались не только в лабораториях Америки, но и других государств.

После запуска «Аполлона-17» полеты на Луну были приостановлены. Возобновились они по прошествии двадцати лет. В 1994 году небольшой спутник был запущен на лунную орбиту.

fb.ru

Кто первым побывал на луне?

» Космодромы и освоение космоса » Кто первым побывал на луне?

 

Для того чтобы полететь на Луну, нужно преодолеть притяжение Земли и вырваться за пределы её орбиты.

Мы говорим, что самолёт «приземлился», когда он совершает посадку на землю. Когда космический аппарат совершает посадку на Луну, это слово уже не подходит. Первым «прилунился» советский корабль Луна-9, который коснулся поверхности Луны в 1966 г.

А первыми людьми на лунной орбите были астронавты, находившиеся на борту американского корабля Аполло-8 в 1968 г. 20 июля 1969 г. американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин первыми из землян совершили прогулку по Луне.

Когда Нил Армстронг ступил на Луну, он произнес слова, ставшие знаменитыми: «Этот маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества».

Первым человеком, который ступил на поверхность другого космического тела, был американец Нил Армстронг. 24 июля 1969 года космический корабль «Аполлон» доставил астронавтов на Луну, а потом забрал их обратно на Землю.

Что такое программа «аполлон»?

Программа космических исследований Соединённых Штатов Америки была названа «Аполлон» (или «Аполло») по имени древнегреческого бога Аполлона. В программу «Аполлон» входили пилотируемые людьми полёты к Луне. Аппарат «Аполлон»-! 1 «прилунился» в 1972 году, а астронавты сделали первые лунные шаги по поверхности нашего ближайшего космического соседа.

Это интересно...

Астрономы полагают, что во Вселенной на каждый атом вещества приходится примерно 400 литров космического пространства.

kosmokid.ru

Первый на Луне

Пять лет назад умер человек, оставивший первые следы на Луне — таким он запомнился для большинства людей на планете. Мало кто знает, что он также был пилотом прототипа лунного модуля (LLRV), и первым человеком, осуществившим ручную стыковку космических аппаратов (в ходе миссии Джемини-8), лётчиком-испытателем, и палубным пилотом. Причём каждый раз — его жизнь «висела на волоске».

Детство, учёба и военная служба

Армстронг родился 5 августа 1930 года, в семье аудитора — так что семья часто перемещалась: за его детство семья сменила 20 городов. Любовь Нила к самолётам проявилась в раннем возрасте, после того как в два года отец отвёз его на Национальные воздушные гонки, а уже в пять лет (в 1936 году) — ему представилась возможность полетать самому.

В 1944 году (в возрасте 14 лет), после смерти отца, он поступил в лётную школу своего города. И уже на своё 16-летие — получил лицензию пилота (раньше чем водительские права). На следующий год он поступил в бакалавриат университета Пердью по направлению авиационная техника, согласно договору с Военно-морским флотом (который оплачивал его обучение). По договору, после двух лет обучения в университете, и дополнительных двух лет лётной подготовки — он должен был год отслужить в ВМС США.

После обучения в университете, он прибыл 26 января 1949 на лётную подготовку, которую закончил 16 августа 1950 года — спустя две недели после своего 20-летия, получив звание палубного пилота. И уже в 20 с половиной лет (5 января 1951 года), он совершил первую посадку на авианосец «Эссекс» на самолёте Грумман F9F «Пантера».

Его авианосец был направлен в Южную Корею, где в тот момент шла корейская война. Через пять дней после первого вылета, его F9F-2 был подбит зенитным огнём, и от правого крыла отвалился кусок длинной около метра. Самолёт частично сохранил управляемость, и ему удалось дотянуть до дружественной территории, но из-за потери элеронов — у него не осталось другого шанса, как катапультироваться. Приземлившись, он был подобран джипом, который вёл его сосед по комнате в лётной школе. В общей сложности в Корее он совершил 78 вылетов, продолжительностью в 121 час, после чего покинул военно-морской флот 23 августа 1952 года.

Далее Нил вернулся к учёбе, и в 1955 году получил степень бакалавра наук по авиационной технике, после чего решил стать лётчиком-испытателем. Он подал документы в High-speed flight station (ныне известная как «Лётно-исследовательсий центр им. Армстронга») под эгидой NACA (предшественник NASA). Но в тот момент там не было свободных мест, так что с марта по июль 1955 года его направили в «Lewis flight propulsion laboratory» (ныне известная как «Центр космических исследований им. Льюиса»).

Карьера лётчика-испытателя

Здесь он летал на разных моделях самолётов, одним из которых был B-29 «Superfortress» (потомок «Летающей крепости» времён второй мировой). Во время вылета 22 марта 1956 года на этом самолёте (в качестве второго пилота), ему надо было сбросить ракетно-реактивный самолёт D-558-2 «Skyrocket», подвешенный под фюзеляжем, на заданной высоте.

В ходе подъёма, на высоте 9 км 4-й двигатель остановился, после чего его пропеллер начал вращаться под действием набегающего воздуха. Пилотам требовалось остановить его вращение тумблером (чрезмерный разгон пропеллера грозил его разрушением), однако после недолгого замедления — пропеллер снова начал раскручиваться. Ими было принято решение сбросить «Skyrocket», и провести аварийную посадку (так как сесть с подвешенным самолётом — они не могли):

Они опустили нос самолёта, чтобы набрать скорость необходимую для сброса «Skyrocket», и в момент отделения — пропеллер 4-го двигателя разрушился. Обломки пропеллера повредили 3-й двигатель, и задели 2-й, пилотам также пришлось отключить 1-й двигатель, чтобы скомпенсировать вращающий момент. Они выполнили медленный кружащий спуск (по спирали), и приземлились в безопасности.

В качестве лётчика-испытателя он участвовал в испытаниях F-100 Super Sabre A и C, F-101 Voodoo, F-104A Starfighter, а 15 августа 1957 года ему представилась возможность полететь на знаменитом Bell X-1B (поздней модификации самолёта, впервые преодолевшего звуковой барьер), на котором в процессе посадки сломалось переднее шасси (что происходило с этим самолётом и ранее). Он также провёл 7 вылетов с ноября 1960 по июль 1962 года на экспериментальном ракетоплане X-15, на котором достиг высоты 63,2 км (ниже линии Кармана), и скорости 5,74 Маха.

В 1958 году он был выбран в программу, предусматривающую запуск в космос астронавта США раньше советского космонавта, но уже 1 августа того же года — программа была расформирована в пользу программы «Меркурий», а 1 октября — NACA (Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию) был преобразован в NASA (существующее до сих пор). Из той девятки добровольцев только двум было суждено добраться до космоса: Джозефу Уокеру и Нилу Армстронгу, и только одному (Нилу) — удалось добраться до орбиты Земли.

В ноябре 1960 года он был выбран как один из 7 пилотов по программе X-20 Dyna-Soar, которая также в дальнейшем была закрыта. Из этой группы в космосе и вовсе оказался один Нил: хоть Уильям Дана и был признан NASA астронавтом спустя 39 лет после своего полёта свыше 50 миль (считающиеся границей космоса в США) на X-15, но ему так и не удалось пересечь линию Кармана (общепринятую границу космоса).

Карьеру астронавта Армстронгу спас преждевременный уход из программы X-20 Dyna-Soar — он успел подал заявку в программы «Аполлон» за неделю до крайнего срока приёма заявлений (назначенную на 1 июня 1962 года). Программа X-20 Dyna-Soar была закрыта 10 декабря 1963 года, когда 3-й набор NASA был уже закончен, в 4-ом — набирали только учёных, а до 5-го — было ещё 2,5 года.

Джемени-8

20 сентября 1965 года он был назначен на миссию «Джемини 8» в которой они должны были сделать первую стыковку космических аппаратов для США (и первую ручную — в мире), а его напарник, Дэвид Скотт — выполнить второй в США выход астронавта в космос. Вся операция должна была занять 75 часов.

Аджена была запущена на орбиту 16 марта 1966 года, в 15.00 по UTC на ракете Атлас. Примерно через два часа, убедившись что она оказалась на верной орбите — на ракете Титан 2 был запущен пилотируемый Джемини-8. Радар автоматической системы сближения захватил «Аджену» с расстояния 332 км, и система подвела Джемини-8 на расстояние в 46 м к модулю, и после получасового осмотра (что с модулем всё в порядке), Армстронг осуществил стыковку в 22.14 того же дня.

Практически сразу после стыковки Аджена выполнила команду на 90° разворот (хранившейся в её памяти), в результате чего связка начала вращаться. Армстронг выдал команду двигателям Джемини-8 на погашение вращения, но оно тут же начало снова нарастать. Заметив падение топлива в баках ориентации до 30%, они поняли, что проблема заключается в том, что один из её двигателей не выключился. Они отстыковались от Аджены (в которой находилось много топлива, и которая могла разрушиться под действием вращения), выдали импульс на отход от неё, и полностью отключили двигатели орбитальной ориентации.

После этого они в ручном режиме погасили вращение двигателями посадочной ориентации (на что ушло почти 75% запаса топлива данной системы). В процессе аварии частота вращения достигала 1 об/с, перегрузки — 3,5 g, а у астронавтов проявился эффект туннельного зрения, который угрожал полной потерей сознания. Из-за потери большей части топлива — выход в космос пришлось отменить, и вместо 75 часов — их миссия аварийно завершилась после десяти с половиной.

Далее он был назначен помощником в ходе подготовки запасного состава Джемини-11, и выполнял роль CAPCOM-а в ходе миссии (это единственный человек, который связывается с астронавтами от лица ЦУПа — в США на эту роль часто выбираются действующие астронавты). После этой миссии президент Линдон Джонсон попросил его, и его жену отправиться в месте с ним в турне по 11 странам.

Программа «Аполлон»

В ходе подготовки к высадке на Луну пилотам требовалось отработать вертикальную посадку, так что NASA заказало у Bell Aircraft Corporation два испытательных, и три тренировочных летательных аппарата для отработки лунной посадки (LLRV и LLTV). Которые за свой внешний вид, не похожий ни на какие другие летательные аппараты — получили прозвище «летающих кроватей» (подобный аппарат появился у нас ещё раньше, но использовался он для отработки посадки палубного штурмовика ЯК-38 на палубу авианосца, а не посадки на Луну, зато получил сходное прозвище — «летающий стол»).

В ходе полёта 8 мая 1968 года аппарат потерял управляемость, и разбился. Армстронг успел катапультироваться за 1,5 секунды до столкновения с землёй. После аварии — он как ни в чём не бывало отправился в офис на остаток дня заниматься бумажной работой.

После назначения командиром в запасной состав Аполлона-8, согласно стандартной ротации кадров — 23 декабря 1968 года он был назначен в основной состав экипажа Аполлон-11 (также командиром). Однако решение о том, что Армстронг будет первым выходить на поверхность было принято только в марте 1969-го, в качестве одной из причин называлось отсутствие у него большого эго.

На пресс-конференции 14 апреля это было утверждено официально. В качестве причины называлось то, что командиру лунного модуля (Баззу Олдрину), сидящему у выхода — труднее выбираться, так как дверь открывается во внутрь. Такое решение, возможно, чуть не стоило обоим астронавтам жизни: выходя из лунного модуля, Армстронг зацепил своим громоздким скафандром тумблер, которым должен был запускаться взлётный двигатель. Миссию спас фломастер, находившийся у Олдрина в кармане скафандра. Сломанный тумблер, и тот фломастер — Олдрин хранит до сих пор.

В ходе снижения над Луной, они установили что перелетели на несколько километров предполагаемое место посадки. Компьютер модуля выдал две ошибки, но после связи с ЦУПом выяснилось, что они не представляют опасности, и посадку можно продолжать. В предполагаемом месте посадки оказалось много камней, Армстронг принял решение перевести посадку в ручной режим, и поискать другое место. На момент посадки — у них оставалось топлива менее чем на 30 секунд штатной работы (ещё 20 секунд неприкосновенного запаса выделялось на запуск взлётного модуля, в случае отмены посадки). В ходе этого процесса пульс Армстронга достиг в пике 160 ударов в минуту (хотя даже при старте Сатурн-5 он не поднимался выше 110 ударов).

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.»

По оценкам, эту фразу Нила Армстронга услышало в прямом эфире 450 млн человек (из 3,6 млрд человек, живших на тот момент), по всему миру, за исключением Китая и СССР. После возвращения и 18 дней карантина, он посетил 25 стран за 35 дней, в том числе и СССР:

Вскоре после этого, он объявил что не собирается больше лететь в космос. Он был назначен заместителем директора по авиации в ARPA (известная теперь как DARPA), но ушёл от туда проработав всего год. В 1970 году он получил степень магистра наук, и получил должность профессора аэрокосмических наук в университете Цинциннати, где проработал 8 лет (до 1979 года).

После ухода из NASA в 1971 году, он работал председателем в нескольких коммерческих фирмах, и даже снялся в рекламе Chrysler. Он дважды возвращался в NASA: для расследований аварии Аполлона-13, и катастрофы шаттла «Челенджер». В 1985 году он посетил Северный полюс, в числе этой экспедиции также были Эдмунд Хиллари и Стив Фоссетт. Последние годы жизни он провёл на своей ферме в штате Огайо, проводя свободное время за полётами на планере.

За свою карьеру он летал на более чем 200 моделях самолётов, вертолётов и планеров; а также являлся держателем 40 мировых рекордов в авиации и космонавтике.

se7en.ws


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>