Ксерокс кто изобрел
Кто придумал Ксерокс - Когда Изобрели?
Копирование и размножение документов, разумеется, возникли одновременно с самими документами. Но в целом делать копии люди начали гораздо раньше возможно, в тот момент, когда древний художник захотел изобразить на стене пещеры точно такого же мамонта, как в жилище соседа. А поскольку никаких технических средств для этого еще не существовало, надеяться приходилось только на свою память и глазомер что не могло не отразиться на идентичности копии.
Тысячелетия спустя были изобретены технологии гравирования и печати, которые давали возможность получить новый текст или рисунок в необходимом количестве экземпляров, но копировать уже имеющийся документ приходилось все так же вручную: вырезать гравировочную матрицу с образца, набирать текст и делать его оттиск или вообще по старинке перерисовывать или переписывать. Можно было скопировать оригинал, наложив на него прозрачную бумагу, или использовать камеру-обскуру но это не решало проблему.
В 1714 г. англичанин Генри Милл изобрел пишущую машину, позволявшую быстрее и проще записывать, а также копировать и размножать печатный текст. К сожалению, машина делала всего один экземпляр документа, и лишь в 1806 г. Пеллегрино Турри изобрел копировальную бумагу, и стало возможным получать до пяти копий одновременно.
Гектограф.
Кроме того, с помощью пишущей машины можно было делать трафареты-восковки для изобретенного Томасом Эдисоном мимеографа (ротатора), производившего значительное количество копий. Еще одним множительным устройством был предложенный российским инженером Михаилом Алисовым гектограф он давал до 100 копий с желатиновой матрицы.
И все же, строго говоря, все эти устройства еще не были копировальными в буквальном смысле этого слова. С их помощью можно было сделать набор или промежуточный оттиск, а затем получить несколько одинаковых экземпляров документа, но, к примеру, копию книжной страницы они выполнить не могли. Иначе говоря, это было не факсимильное (дающее точную копию), а полиграфическое воспроизводство исходного документа. Чтобы добиться настоящего копирования, нужно было изобрести нечто вроде фотографии на бумаге. Такие аппараты, использовавшие химические проявители, инфракрасное излучение и специальную бумагу, появились в середине XX в., но процесс копирования, ставший общеупотребительным в последние десятилетия, опирается на физические явления, в частности на фотопроводимость полупроводников.
В 1934 г. американский физик Честер Карлсон, имевший опыт работы в патентном бюро и знавший цену хорошим копиям документов, начал свои исследования, связанные с фотографическим и печатным процессами. Его внимание привлекла публикация о том, что электропроводимость определенных материалов меняется под воздействием света. Этот принцип он и решил положить в основу своей разработки.
В своей лаборатории в подсобном помещении гостиницы «Астория» на Лонг-Айленде Карлсон проделал любопытный опыт. Наэлектризовав трением пластинку поликристаллической серы, он осветил ее через пленку, несущую изображение. Сера является фотопроводником, при освещении в ней возникают носители тока, которые разряжают освещенные участки. Поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность порошком с противоположным зарядом, крупинки порошка притянутся к соответствующим участкам, и изображение проявится. Для проявления Карлсон использовал давно известный в физике трибоэлектрический эффект. Он смешал порошки сурика и серы, частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами, и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили слова: «Астория, 22 октября 1938 года». Эту дату можно считать днем рождения ксерографии.
Ч. Карлсон.
Первый ксерографический отпечаток.
В 1942 г. Карлсон запатентовал свое изобретение, которое назвал электрофотографией, и занялся внедрением его в производство. Он демонстрировал опытный образец представителям различных компаний, доказывая, что копировальный аппарат необходим для успешного ведения бизнеса, однако повсюду получал отказы. Их мотивировали тем, что аппарат очень громоздкий, к тому же в процессе копирования сильно загрязняет листы бумаги. Только через два года изобретателю удалось продать лицензию на дальнейшую разработку и производство копиров фирме Haloid Company.
Название «электрофотография» показалось покупателям слишком «научным», и к сотрудничеству привлекли профессора-филолога, который нашел более приемлемое в коммерческом плане наименование «ксерография», от греческих слов xeros «сухой» и grapho «пишу». Это название Карлсон сократил до привычного нам «ксерокс». В 1948 г. копировальные аппараты появились на рынке, первая модель называлась просто Model А.
Принцип действия копира заключался в следующем. Перед печатью фотобарабан заряжался коронным электрическим разрядом, после чего производилось экспонирование при помощи лампы и системы зеркал. Покрытие барабана в освещенных местах теряло диэлектрические свойства, что приводило к стеканию в этих местах электрического заряда на массу. Затем красящее вещество (тонер) с вала проявки переносилось на разряженные участки за счет своего противоположного заряда. Лист бумаги прокатывался по барабану и попадал в узел термозакрепления (фьюзер), где тонер расплавлялся и впрессовывался в структуру листа.
Копия первого копировального аппарата Ч. Карлсона.
Одна из первых моделей фирмы Xerox Model D.
В том же 1948 г. немецкий изобретатель Эйсбен независимо от Карлсона создал свой копировальный аппарат, использующий тот же принцип, но несколько отличающийся с точки зрения конструкции. Основанная Эйсбеном фирма Develop Corp., владеющая 16 патентами на множительную технику, до сих пор выпускает копиры. Через некоторое время производить копировальную технику стали и другие американские и европейские компании.
В 1953 г. выпускник Московского университета Владимир Фридкин, основываясь на исследованиях болгарского физика Георгия Наджакова, создал копировальный аппарат, использующий несколько иной принцип. Наджаков обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает сохраняющаяся длительное время внутренняя электрическая поляризация. Такой фотопроводник с постоянной электрической поляризацией был назван фотоэлектретом. В аппарате Фридкина фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта как у Карлсона. Однако фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Оно могло храниться скрыто, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Опытный образец аппарата ЭФМ-1 был изготовлен на заводе «Полиграфмаш». В Вильнюсе была открыта лаборатория электрофотографии, а на одном из кишиневских заводов готовились к массовому выпуску копировальных аппаратов, но по политическим соображениям работа была прекращена: доступность множительной техники правительству показалась опасной.
Тем временем Haloid Company в 1959 г. выпустила полностью автоматическую модель копировального аппарата Xerox 914. Чтобы получить копию, достаточно было загрузить в него оригинал, самую обыкновенную (а не специальную, как у других производителей) бумагу и нажать кнопку. Новая модель сразу же завоевала настолько большую популярность, что компания сменила название на Xerox Corporation. Для рынка копировальной техники Xerox 914 стал тем же, чем знаменитый «Форд-Т» для автомобильного рынка.
Здание корпорации Xerox.
Компания не только продавала свои довольно дорогие аппараты, но и сдавала их в аренду, тем самым еще больше укрепив свои позиции. Позднее она разработала и выпустила на рынок первый аппарат факсимильной связи, ставший предшественником современного факса. В 1966 г. была изготовлена модель, габариты которой оказались в шесть раз меньше, чем у Xerox 914, она легко помещалась на письменном столе. К концу 19б0-х годов торговый оборот компании перевалил за миллиард долларов.
В 1968 г. копировальные аппараты компании Xerox появились в СССР, а в 1974 г. в Москве было открыто представительство компании. В русском языке название торговой марки стало нарицательным для обозначения любой копировальной техники, правда только зарубежного производства: появившиеся примерно в то же время отечественные копиры «ЭРА» и «РЭМ» ксероксами не называли. Любопытно, что в Монголии, куда первыми начала поставлять копиры компания Canon, копировальная техника называется «канонами».
В рамках борьбы с монополизацией Федеральная торговая комиссия США в 1970-х годах обязала Xerox безвозмездно предоставить основные патенты на изобретение Карлсона всем заинтересованным в этом компаниям. В результате японские компании Ricoh, Canon и Sharp молниеносно заполнили американский и европейский рынки своей качественной и более дешевой продукцией. К чести корпорации Xerox, она справилась с возросшей конкуренции и продолжает занимать ведущие позиции в производстве копировальной техники.
Сотрудница Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина за копировальной машиной. 1974 г.
Цветной Xerox 6500. 1973 г.
Совершенствование копировальных аппаратов продолжается полным ходом. В последние десятилетия появились цифровые лазерные копиры. Лазерный луч наносит на фотобарабан темные участки изображения, тонер при этом «прилипает» только к незаряженным участкам барабана, а от остальной поверхности его отталкивает одноименный электрический заряд. И хотя в будущем использование бумажных документов в связи с переходом на электронные носители неизбежно сократится, до тех пор ксероксам предстоит еще немало потрудиться.
Высокоскоростной копировальный автомат Konica.
Согласно последней оценке консалтинговой компании Infotrends, с помощью копировальной техники компании Xerox Corporation по всему миру было сделано более 3 трлн копий и распечаток. Компания имеет представительства в 130 странах мира, около 55 тыс. сотрудников и более 5 млн заказчиков. Годовой оборот Xerox превысил 15 млрд долларов.
25.10.2018altpp.ru
Ксерокс
Сегодня можно с определенной долей уверенности заявить, что изобретения, которые дали замечательную возможность печатать, копировать и размножать документы, стали настоящими катализаторами цивилизации. Посредством их человечество получило великую возможность передавать знания, мнения и опыт в компактной, сохраняемой и общедоступной форме.Такой привычный для нас сегодня аппарат, как ксерокс фактически можно сравнить с изобретением печати Иоганном Гуттенбергом. Ведь он произвел не меньший переворот в жизни мировой общественности.
История существования копировальной техники весьма продолжительна, даже если мы не будем учитывать таких предшественников современных копиров, как печатный станок и копировальная бумага. Пожалуй, по своей протяженности она вполне сопоставима с историей возникновения и существования вычислительной техники. К сожалению, в нашей стране фотокопировальные аппараты стали популярны и получили широкое распространение как в офисах фирм, так и среди обычных потребителей совсем недавно. Но весь остальной прогрессивный мир знает и использует их несомненные преимущества уже с середины прошлого века, что при современных темпах научно-технического прогресса - срок весьма почтенный.
Считается, что прообразом копировального аппарата является прибор под названием мимеограф. Изобретателем данного аппарата является гениальный ученый Томас Алва Эдисон (1847-1931). В мимеографах для копирования текста использовались листовые трафареты, которые накладывались на вращающийся барабан. Данный барабан содержал в себе жидкую краску. Таким образом, трафареты отпечатывали изображение на проходящих под ними листах бумаги. Каждый трафарет единоразово мог воспроизводить до 5000 копий, что являлось весьма внушительным количеством. Но у него был один явный недостаток - каждый трафарет приходилось изготавливать специально, и изображение, которое было отпечатано другим способом (например, на печатной машинке), не годилось в качестве оригинала. В добавок ко всему даже по тем временам аппарат был чересчур громоздким, сильно загрязнял рабочее место краской и распространял вокруг себя пренеприятный запах.
Довольно интересным фактом является то, что значительно доработанные и усовершенствованные мимеографы, использующие современные технологии сканирования изображения и способные самостоятельно изготовлять трафареты (которые теперь называют также мастер-пленками), достаточно широко распространены и сегодня и фактически являются альтернативой крупнотиражным фотокопировальным станциям. Сейчас особенно хорошо известны две торговые марки, занимающиеся производством таких аппаратов: компания «Riso», производящая так называемые ризографы, и фирма «Ricoh», выпускающая припорты (известные также под названием - копи-принтеры).
Когда-то наряду с мимеографом было широко известно такое устройство, как гекто-граф, в котором промежуточным носителем при передаче изображения являлся лист со специальным желатиновым покрытием. Но, безусловно, этот агрегат был гораздо менее перспективен и удобен, нежели мимеограф, так как позволял воспроизвести только 200-300 копий. Не удивительно, что он не смог выжить в процессе естественного отбора.
Насколько бы разнообразными ни были варианты производства бумажных копий, все они по большому счету относились не к копированию в традиционном понимании этого термина, а к тиражированию: ведь для производства каждого вида копий обязательно требовалось создание специального рабочего оттиска.
Вот в этот то момент на авансцену величаво и поднимается фотокопировальный процесс... В то время когда, наконец, был изобретен сухой электростатический фотокопировальный метод, все прочие способы производства копий были слишком несовершенны. Прототипы копировальных аппаратов требовали постоянного присутствия высокооплачиваемого инженера. Кроме того, копии могли получаться еще хуже, чем выходили из печатных машинок, а офис становился похожим на грязный рабочий цех.
Таким образом, делопроизводство практически полностью приходилось вести методом перепечатки документов через копировальную бумагу.
Такое, мягко говоря, неудобное положение, когда деятельность, связанная с тиражированием большого числа копий, фактически превращалась в тяжелый труд, и явилось тем фактором, который заставил первооткрывателя сухого электростатического переноса Честера Ф. Карлсона (1906-1968) приступить к созданию новой инженерной системы, которая могла бы заниматься воспроизводством копий гораздо быстрее, дешевле, качественней, и, что самое главное, более проще, чем старые монстроподобные агрегаты.
Честер Ф. Карлсон был уроженцем Сиэтла (штат Вашингтон). С четырнадцати лет он фактически стал единственным кормильцем в семье и содержал своих больных родителей. Однако это не помешало ему закончить колледж, и в 1930 году он получил степень бакалавра физики в Калифорнийском технологическом институте.
Непродолжительное время после окончания колледжа Карлсон работал в «Bell Telephone Company», затем он с большим трудом устроился в патентный отдел нью-йоркской электротехнической компании «P. R. Mallory Company», адвокатом по делам авторских прав.
Именно здесь впервые молодой Честер и столкнулся вплотную с необходимостью делать огромное количество копий документов, чертежей и рукописей вручную.
Желание каким-либо образом автоматизировать этот процесс навело его на мысль о создании машины, которая могла бы изготавливать копии одним нажатием кнопки.
Карлсон осознал, насколько велика потребность в простом и дешевом способе производства высококачественных копий. После этого он твердо решил посвятить все свое свободное время работе над решением этой проблемы. В 1934 году он начал знакомиться со всеми материалами того времени, которые так или иначе относились к фотографическому и печатному процессам. В одном из научных журналов Карлсон обнаружил сообщение о том, что некий венгерский ученый пытался дублировать чертежи, используя порошок, заряженный статическим электричеством, и с тех пор потерял покой. На данном принципе он и решил построить свои изыскания.
И только после долгих и продолжительных экспериментов, которые заняли целых четыре года, Карлсон, наконец, смог получить материальное подтверждение своих идей и сделал первую в истории сухую фотокопию. А произошло это 22 октября 1938 года, в недрах одного из небольших номеров отеля «Астория», расположенного на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Самый первый оттиск, вошедший в историю, представлял собой всего лишь одну надпись: «10.-22.-38 ASTORIA». Уже через год им был получен первый из многочисленных патентов на свое изобретение. Но рано было еще говорить о том, что все проблемы уже решены и копировальный аппарат наконец увидел свет, даровав свободу бесчисленному числу машинисток.
Как и большинство новаторов и изобретателей, Честер Карлсон не собирался поначалу ставить свое изобретение на поток. Пределом желаний было продать идею какой-нибудь крупной корпорации и получить за нее большие деньги, да еще, если повезет, процент с продаж. Однако проблема (или удача) талантливых изобретателей в том, что их идеи часто настолько революционны, что никак не вписываются в рамки традиционного рынка. В эти идеи не верит никто, кроме самих изобретателей.
Еще целых четыре года были потрачены Карлсоном на безуспешные попытки заинтересовать своим революционным изобретением производителей офисного оборудования. К сожалению, людям свойственно сомневаться во всем новом и непривычном. То, что было очевидным для рядового клерка, в глазах руководителей компаний выглядело, по меньшей мере, сомнительным. Большое количество фирм, среди которых были такие монстры, как IBM, Remington и General Electric, ответили на его предложение отказом. «Мне так никого и не удалось убедить, что мое изобретение - ключ к огромной и совершенно новой индустрии», - вспоминал впоследствии о тех днях Честер Карлсон. Но, наконец, Карлсону удалось договориться с некоммерческой организацией «Bettell Memorial Institute», которая занималась научными изысканиями, вложить средства в его дальнейшие работы над усовершенствованием нового процесса, который Карлсон называл «электрофотографией».
В 1947 году мало кому известная фирма «Haloid Company», занимавшаяся производством фотобумаги и проявлявшая интерес к передовым открытиям в своей и смежных отраслях, обратила внимание на работы Карлсона и выкупила права на использование его патентов.
После этого процесс начал продвигаться значительно быстрее, ведь за дело взялась коммерческая организация. Первой задачей, вынесенной на повестку дня, стало разрешение вопроса, какое звучное торговое название дать изобретенному Карлсоном процессу сухого электростатического переноса изображения. В результате долгих мучений остановились на предложении преподавателя классических языков университета штата Огайо. Он предложил термин ксерография, который был образован от двух греческих корней: xeros (сухой) и graphein (писать). Это решение оказалось судьбоносным, ведь термин дал впоследствии имя и самой компании, которая вначале стала именоваться «Haloid Xerox», затем «Xerox Corporation» и, наконец, «The Document Company Xerox».
Впоследствии авторские отчисления за патенты и имевшиеся у Честера Ф. Карлсона акции фирмы «Xerox» сделали его миллионером. Уже через год в продажу поступили первые рабочие аппараты так называемой модели «А», но из-за множественных недоработок этой модели так и не суждено было стать серийной.
Шло время, разработчики все совершенствовали узлы и детали, принимающие участие в ксерографическом процессе, и, наконец, в 1959 году фирма выпустила модель «914», которая увидела свет после некоторого числа промежуточных неудачных конструкций. Этот аппарат стал для рынка офисного оборудования таким же прорывом, каким в свое время стала компьютерная мышь для персональных компьютеров.
«Xerox 914» был первым полностью автоматическим аппаратом, который делал копии на обычной бумаге (7 штук в минуту). Это была революция. Модель не снималась с производства на протяжении 26 лет. И до сих пор аппараты «Xerox 914» работают в офисах многих фирм Америки. В том же году акции компании «Xerox Corporation» начали высоко котироваться на бирже Нью-Йорка, да и по сей день они занимают одну из самых устойчивых позиций.
Все конкуренты, производившие в то время устройства для копирования, основанные на каких-либо иных принципах, оказались бессильными против ксерографической техники. Они не смогли соперничать с тем качеством, простотой и низкой стоимостью копий, которые были представлены в модели «914» компании «Xerox».
И «верифаксы», и «термофаксы», бывшие конструктивно гораздо проще, чем ксероксы, не могли соперничать с ними, так как работали на специальной дорогой бумаге, что при больших объемах производства копий оборачивалось для потребителей слишком существенным ударом по бюджету. Помимо того, качество и долговечность копий, изготовленных по альтернативным технологиям, оставляли желать лучшего.
Итак, электростатические копировальные аппараты фирмы «Xerox» стали неотъемлемым атрибутом американских, а затем и мировых офисов. Интересным фактом является то, что модель «914» стала настолько популярной, что фирма «Xerox» была вынуждена проводить специальную «антирекламную» кампанию, которая была направлена против использования ее торговой марки для названия всех аппаратов, производящих копии. Но, как мы видим сегодня, все усилия компании оказались тщетны, ведь и сегодня, не смотря на то, что многие из нас пользуются для получения копий аппаратами фирмы «Canon» или каких-либо других компаний, все равно мы называем их «ксероксами», делаем на них «ксерокопии» или просто «ксерокопируем».
Поделиться в соцсетях
websiteaboutbusiness.com
Первый советский «ксерокс» против КГБ
Сегодня копировальная техника — жизненно необходимый инструмент для многих организаций и компаний, ещё не перешедших на полный внутренний электронный документооборот. Марка Xerox давно стала нарицательным названием для всех копиров.
Однако у нас мог быть отечественный «ксерокс». Попытки создать аналогичную технику проводились ещё в середине 1950-х, одновременно с разработками самого Xerox. Но государство тогда видело для себя угрозу в неконтролируемом распространении данных, поэтому намеренно тормозило инновации.
Считалось, что в Советском Союзе при плановой экономике вопрос оперативного копирования документов не стоял так остро, как в странах со свободным рынком. В многочисленных советских учреждениях эту проблему поначалу решали фотографическим способом и микрофильмованием. Техническую и конструкторскую документацию приходилось переносить вручную на кальку, размножать с помощью светокопирования. Всё это было долго, сложно и неудобно.
«Ксерокс» Фридкина
Пожалуй, что самая любопытная история связана с учёным Владимиром Фридкиным, чьё изобретение предвосхитило развитие индустрии на целое десятилетие.
Фридкин окончил в 1952 году с красным дипломом физфак Московского госуниверситата. Но долго не мог начти работу по специальности из-за проблем «по пятому пункту». Антисемитская кампания, проводившаяся в то время, сводила к нулю преимущества красного диплома.
Лишь спустя несколько месяцев Владимиру Фридкину удалось устроиться в НИИ полиграфического машиностроения, хотя изначально он хотел стать ядерным физиком.
В НИИ Фридкину предоставили для работы совершенно пустой кабинет — там стояли лишь стол и стул. Делать что-то продуктивное в таких условиях было непросто.
Фридкин много времени проводил в читальном зале библиотеки имени Ленина, где хранилось большое собрание документов, научных работ и книг со всего мира. Однажды он прочитал статью американского физика Честера Карлсона, которая была посвящена фотокопированию. Тогда в Советском Союзе ничего подобного не было. Фридкин загорелся идеей создать копировальный автомат.
Он обратился в отдел электротехники своего НИИ и попросил выделить ему генератор тока высокого напряжения. На родном физфаке МГУ он раздобыл кристаллы серы и необходимый фотоувеличитель. Все эксперименты изобретатель проводил в своём маленьком кабинете. Ему удалось собрать устройство, названное «Электроскопическим копировальным устройством №1». Цифра «1» в названии подразумевала, что за первой моделью последуют другие.
Владимир Фридкин:
Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта. Процесс задумывался ещё и как метод создания оптической памяти. Фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Макет был сделан быстро. Я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта.
Сначала Фридкин пробовал копировать страницу из книги, приказы по институту, затем перешёл к фотографиям. Однажды он сделал копию со снимка московской улицы и показал её директору своего НИИ. Тот восторженно воскликнул: «Ты хоть сам-то понимаешь, что изобрел?!».
Инженерам института тут же был отдан приказ довести до ума существовавшие наработки и собрать образец машины, который смог бы делать фотокопии. Таким образом, Фридкин создал первую в СССР копировальную машину. Стояла осень 1953 года.
Владимир Фридкин:
Много лет спустя я узнал, что в США, в компании «Галоид», позже переименованной в «Ксерокс», в это же время стали появляться первые модели. Но их работа основывалась на другом принципе.
Первый советский копировальный аппарат представлял из себя коробку высотой около одного метра и шириной полметра. На ней был закреплён генератор тока и два цилиндра. Устройство оказалось удивительно простым и понятным. Посмотреть на изобретение приезжал лично министр. Он был настолько впечатлён увиденным, что поручил организовать массовое производство новых аппаратов на заводе в Кишинёве. А в Вильнюсе открыли специальный НИИ, занимавшийся исследованиями электрографии.
Владимир Фридкин, которому тогда было всего 22 года, стал заместителем директора института. Он получил хорошую денежную премию. Про изобретателя даже сняли телефильм, посвящённый достижениям советской науки.
В 1955 году создатель советского копировального аппарата перешёл на работу в Институт кристаллографии. Собственное изобретение он забрал с собой. Почти каждый день к нему кабинет заходили коллеги, чтобы скопировать какую-нибудь научную статью из иностранного журнала. Но в 1957 году всё это закончилось. «Как-то ко мне пришла заведующая спецотделом — такие отделы были в каждом институте — и сообщила, что ксерокс надо списать», — рассказывал Фридкин. КГБ считала, что машина может быть использована для распространения запрещённых в СССР материалов.
Власти тогда не поощрали развитие связи. Например, каждый радиоприёмник в обязательном порядке регистрировался. Органы госбезопасности требовали хранить оттиски со всех печатных машинок, если потребуется установить автора распечатки. Шла борьба с «самиздатом». Рукописи запрещённых авторов ночами размножались на пишущих машинках. А тут обнаружился оцелый копировальный аппарат без присмотра.
Вскоре было закрыто и производство новых аппаратов. Первую из собранных моделей разобрали на части. По легенде, наиболее её ценную часть — пластину полупроводника — сохранили и повесили в женском туалете института как зеркало.
Спустя годы Советский Союз стал закупать копировальные аппараты за границей. Это была техника фирмы Xerox. Один из таких аппаратов был привезён и в Институт кристаллографии, в котором продолжал работать Фридкин. Но использовать технику уже было можно только под надзором специального человека, следившего за тем, что и кем копируется.
«РЭМ» и «Эра»
В конце 1960-х в СССР вернулись к идее создания своих копировальных аппаратов. На Казанском оптико-механическом заводе начали собирать устройство «РЭМ» — ротационную электрографическую машину. Её выпускали в двух модификациях — РЭМ-420 и РЭМ-620. Цифры обозначали ширину рулонной бумаги. Мощность электрооборудования первых аппаратов была очень большой. Например, РЭМ-620 потреблял почти 8 кВт электроэнергии. Весили они около тонны и работало на них по два человека.
Чуть позже аналогичные аппараты стали делать другие заводы — БелОМО и Грозненский завод полиграфических машин под маркой «Эра». Примечательно, что в Грозном делали малоформатные аппараты под А3 и А4, которые работали не только с рулонной бумагой, но и с отдельными листами.
«РЭМ» и «Эра», в отличие от аппарата Фридкина, по принципу действия и оптической схеме во многом повторяли «ксероксы» 1950-60-х годов. Но когда западные модели делались всё более надёжными, эргономичными и компактными, главным преимуществом советских была низкая стоимость расходных материалов.
Первые копировальные аппараты советского производства были ещё и достаточно пожароопасны. При остановке движения бумаги она практически сразу же загоралась под действием потока тепла от инфракрасного излучателя. В помещениях, где стояла техника, приходилось устанавливать специальную систему пожаротушения, а на корпусе аппарата крепить углекислотный огнетушитель.
Среди тех, кто работал с аппаратами «Эоа» и «РЭМ», бытовала такая поговорка — «Оператор, который не горел и не тушил аппарат, как танкист, который в бою не был». При приёме на работу кадровики всерьёз спрашивали: «Сколько раз горели?».
Подобную технику производили до конца 1980-х годов. На этом история советских «ксероксов» закончилась.
Владимир Фридкин:
В 1965 году нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашёл ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское — избрали почетным членом.
Кроме того, в 2002 году Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил Владимираа Фридкина премией Берга за «выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области».
Сейчас изобретателю 87 лет.
ediweb.com
История Xerox

Честер Карлсон, изобретатель электрографии и ксерографии.
Первый «электрофотографический» отпечаток.

Ксерографический копир Model A.
Первый автоматический офисный аппарат Xerox 914.

Персональный компьютер Xerox ALTO.
Исследовательский центр Xerox PARC.
Прототип современных планшетных компьютеров.
Цифровая печатная машина iGen3.

Государственная награда США в сфере высоких технологий «The U.S. National Medal of Technology».
1938– 32-летний американец Честер Карлсон, адвокат по авторским правам, делает открытие, которое в дальнейшем станет стартовой точкой для 8600 патентов (именно столько действующих патентов принадлежит сегодня Xerox). Увлекаясь техническими новинками и изобретениями, Карлсон создает в своей домашней лаборатории в Нью-Йорке первый в истории «электрофотографический» отпечаток (электрофотография – технология переноса изображения при помощи светочувствительного полупроводника и порошка-красителя на бумагу или другой материал);
1942 – Честер Карлсон получил патент на электрофотографию
1948 – После консультаций с профессором филологии из Огайо научный термин «электрофотография» заменяется на оригинальное название Xerox (от греч. xeros - сухой + grapho - пишу), которое становится официально зарегистрированной торговой маркой;
1949 – Xerox первым выводит на рынок продукт, использующий технологию электрофотографии, – ксерографический копир Model A;
1959 – Благодаря первому автоматическому офисному аппарату Xerox 914 появляется возможность копировать документы на простую бумагу. Техническая новинка получает фантастический коммерческий успех;
1961 – Компания по производству и продаже фотобумаги The Haloid Company, владеющая правами на изобретение Честера Карлсона и представившая на рынок первый в мире ксерографический копир, меняет свое название на Xerox Corporation;
1970 – открыт исследовательский центр Xerox PARC (Palo Alto Research Center)
1964 - 1975 – Исследовательские прорывы Xerox. Разработан принципы факсимильной связи, легшие в основу первого в мире факса – Long Distance Xerography LDX. В исследовательских лабораториях Xerox сформулирована идея лазерной печати, создан экспериментальный механизм лазерной развертки. Стоимость первого аппарата составила около 35 тыс. долларов. Стоимость аналогичного устройства сегодня – менее 30 долларов. На рынке появляется Xerox Telecopier 200, первое устройство для факсимильной связи с использованием обычной бумаги;
1974 – В Xerox PARC собран персональный компьютер Xerox ALTO с первой в мире компьютерной мышью и первым графическим оконным интерфейсом, который будет скопирован для ведущих операционных систем;
Компания создала концепцию Ethernet и сконструировала сетевую архитектуру на базе компьютеров Xerox Star;
Открывается представительство Xerox в СССР;
1977 - Xerox выводит на рынок первый промышленный лазерный принтер, Xerox 9700, обладающий феноменальной скоростью печати – 120 страниц в минуту;
1980 – Промышленные лазерные принтеры Xerox вытесняют из центров обработки данных печатающие устройства IBM;
Компания выводит на рынок первые МФУ принтер-сканер-копир;
Создается первая издательская система для PC – Xerox Ventura Publisher;
От Xerox отделяется в самостоятельную фирму компания Adobe, будущий лидер рынка графического и полиграфического программного обеспечения;
1994 – В ответ на рост мировой IT-индустрии Xerox концентрирует ресурсы на создании и обслуживании корпоративных сетей, систем электронного документооборота, цифровой печати, оперативной полиграфии, электронных архивов;
Создание нового логотипа компании;
1995 – Предвосхищая создание устройств, взорвавших следующее десятилетие, Xerox PARC разработали и запатентовали технологию – устройство с сенсорным экраном размером с ладонь;
2000 – Xerox создает цифровые методы защиты и идентификации документов DataGlyph и метод нанесения дополнительного изображения/информации;
Компания получает в США свой 15-тысячный патент и входит в список лучших разработчиков технологий;
Идеи и патенты Xerox ложатся в основу многоразовой «электронной» бумаги SmartPaper и универсальной поисковой системы Google;
2002 – Xerox объявляет о выпуске цифровой печатной машины iGen3, способной соперничать с офсетом по качеству, производительности и себестоимости печати и предоставляющей возможности персонализации. Новинка завоевала многочисленные награды: GATF Intertech Technology (2004), Лучший из лучших (Gallery of Superb Printing, 28th annual contest), Gold Ink Awards (2004) и «5 звезд» (BERTL, 2006);
2007 – Xerox выпускает на рынок 40 новых устройств для домашнего, офисного и промышленного использования; Корпорация Xerox была удостоена государственной награды США в сфере высоких технологий «The U.S. National Medal of Technology» за активную работу в течение более чем 50 лет по созданию инновационных технологий: маркировочных знаков, материалов, электроники, коммуникаций и программного обеспечения;
2010 – После приобретения компании ACS Xerox стала крупнейшим провайдером услуг в области документоемких бизнес-процессов, а также расширила список технологических решений для коммерческих и государственных предприятий по всему миру. Доход объединенной компании составляет 22 млрд долл., штат 130 000 сотрудников, представительства расположены в 160 странах мира;
2012 – Xerox – в секторе «Лидеры» отчета Gartner по аутсорсингу в сфере финансов и бухгалтерского учета;
Xerox выпускает ЦПМ Xerox iGen 150 – одно из самых производительных решений в сегменте цветных листовых ЦПМ с увеличенной на 25% скоростью печати (150 стр./мин.);
Xerox подтвердил звание одной из самых инновационных компаний мира, получив в 2011 году свыше 1618 патентов, Всего с 1930 г. компания «Xerox» зарегистрировала около 58 000 патентов по всему миру;
2013 – Xerox представила программную платформу Xerox ConnectKey™, объединяющую контроллер МФУ и ряд приложений, в том числе для мобильной печати и защиты информации. Запуск этой платформы стал, по мнению аналитического агентства IDC, наиболее выдающимся достижением корпорации Xerox в 2013 году;
Xerox приобретает французскую компанию Impika. Благодаря приобретению Xerox представляет на рынке наиболее полное портфолио струйных печатных машин;
Корпорация отмечает 75-летний юбилей изобретения ксерографии;
Xerox признан мировым лидером рынка аутсорсинга офисной печатной инфраструктуры ведущими аналитическими агентствами – IDC, Gartner, Quocirca и Forrester Research;
2014 – Xerox Eurasia отмечает 40 лет присутствия на рынке Евразии.
www.xerox.ru