Кому можно написать жалобу на судебных приставов


Куда жаловаться на судебных приставов и что может быть предметом жалобы?

Служба судебных приставов, как и любая другая структура, может работать неидеально.

Однако её деятельность контролируется законом, а значит, каждый имеет право требовать от приставов надлежащего исполнения своих обязанностей.

Куда можно пожаловаться на судебных приставов (на неудовлетворительную работу или бездействие), читайте далее.

Инструменты судебного пристава

Результатом действий пристава должно стать взыскание долга любыми законными способами.

На это ему отводится два месяца, но на деле этот период может быть неоднократно продлён.

Итак, каких же действий взыскатель вправе ожидать от исполнителя, работающего над его делом.

  1. Пристав имеет полное право на любые запросы касательно денежных средств должника, его ценных бумаг и имущественного положения.
  2. При необходимости он может накладывать арест на счета должника.
  3. Наконец, пристав может и обязан проводить мероприятия по розыску должника, если его местонахождение неизвестно. В целях повышения эффективности розыскных мероприятий он имеет право привлекать к ним сотрудников правоохранительных органов.

Чаще всего сотрудники ФССП объясняют своё бездействие высокой загруженностью. Для того, чтобы повысить приоритет своего дела в глазах пристава, взыскатель должен непосредственно контролировать процесс его работы.

Взаимодействие с приставом

По закону, взыскатель имеет полное право следить за ходом работы по его делу.

Об этом говорит статья 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Однако не стоит ограничиваться материалами производства, которые будет предоставлять пристав.

Можно помогать ему, предоставляя больше информации о должнике, его контактах и местах, где его следует искать.

Постоянное плотное общение с приставом обеспечит его более полную заинтересованность в деле и поможет быстрее это дело закрыть. Однако если пристав недостаточно эффективно работает или допускает какие-то нарушения, взыскатель имеет полное право пожаловаться на него.

Что может быть предметом жалобы

Прежде чем составить жалобу, необходимо быть уверенным в том, что претензии действительно будут не надуманными, и ходатайствующий имеет на это законные основания. Итак, что именно может быть обжаловано:

  • бездействие пристава;
  • постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • взыскание исполнительского сбора;
  • незаконные действия по оценке, аресту, изъятию и продаже имущества;
  • наложение приставом штрафа за неисполнение каких-либо его требований;
  • другие незаконные действия, ущемляющие права участников исполнительного производства.

Для того, чтобы удостовериться, что пристав действительно действует не в рамках своих служебных полномочий, следует подробно ознакомиться с документами, регулирующими деятельность ФССП.

Это прежде всего федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Как правильно составить жалобу

Образец жалобы на судебного пристава

Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать следующие детали:

  • Должность, фамилия и инициалы служащего, на которого подаётся жалоба.
  • Основания для жалобы (нарушенные права предъявителя, факты, подтверждающие их нарушение и законодательные нормативы, гарантирующие эти права).
  • Описание обстоятельств дела с подробной датировкой.
  • Предмет жалобы: деятельность или же бездействие пристава, либо судебное постановление.
  • Данные о предъявителе жалобы: фамилия, инициалы, где проживает.

Закон не обязывает прикладывать к жалобе никакие документы, однако для скорейшего и более подробного рассмотрения без каких-либо искажений можно подшить к ней исполнительные листы и другие материалы, которые однозначно указывают на бездействие или неправомерные действия пристава.

Куда и как направлять жалобу

Рассмотрим, кому, куда и как жаловаться на судебных приставов.

Порядок письменного выражения претензий к работе судебных приставов чётко описан в Федеральном законе № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Следует знать несколько общих моментов при подаче жалобы.

  1. Первая жалоба направляется непосредственно приставу. Он, в свою очередь, обязан в течение трёх дней передать её соответствующим сотрудникам службы судебных приставов. Служба обязана предоставить письменный ответ на жалобу не позже, чем через 30 календарных дней.
  2. В случае, если действия из предыдущего пункта не произвели никакого эффекта, следует направить ходатайство в Управление Федеральной службы судебных приставов РФ. Управление чаще всего принимает оперативные меры для удовлетворения законных требований ходатайствующего, а также определяет соразмерное наказание для исполнителя, против которого направлена жалоба.
  3. Если же и такое ходатайство не разрешило ситуацию, пострадавший имеет полное право обратиться в районный суд по месту работы судебного исполнителя. Если заявитель — юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд. Срок подачи заявления в этом случае не должен превышать 10 дней с момента совершения нарушения или с момента выяснения заявителем факта этого нарушения. Если же этот срок по каким-то причинам превышен, следует к заявления приложить просьбу о продлении с подробным обоснованием уважительности причин.

Кроме этих инстанций, жалоба может быть подана непосредственно через сайт ФССП, где для этого имеется специальная форма. Не стоит и упоминать, что все материалы, касающиеся жалобы — копии обращений, ответы, отписки и другие, — взыскатель должен хранить. Если жалоба направляется почтой, это обязательно должно быть заказное письмо, и корешок от него тоже следует сохранить.

Заключение

Подводя итоги, вспомним основные моменты, которые помогут ускорению работы над делом, переданным ФССП.

  1. Нужно подробно изучить обязанности пристава и свои права.
  2. Не пренебрегать общением с приставленным к делу сотрудником, отслеживать ход исполнительного производства и по мере возможности помогать ему.
  3. При выявлении нарушения или неисполнения приставом своих обязанностей, немедленно направить ему прямую претензию, которую он обязан лично передать в соответствующий отдел ФССП.
  4. Следующий шаг — жалоба непосредственно в Управление ФССП РФ. Чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы принудить пристава к выполнению своих обязанностей в полной мере.
  5. Окончательной инстанцией для разбирательства является районный (для физических лиц) или арбитражный (для юридических лиц) суд.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Поделиться:

11 Комментариев

lawyer-guide.ru

Куда жаловаться на судебных приставов в 2018 году - на действия, бездействие, образец жалобы, в прокуратуру, кому и куда

Судебные приставы в рамках законодательства наделены рядом достаточно весомых полномочий, которые позволяют им буквально вторгаться в жизнь должников.

Но закон не только наделяет представителей закона некоторыми правами, но и требует от них досконального исполнения норм. Именно поэтому, если пристав не справляется со своими обязанностями либо превышает свои полномочия, привлечь его к ответственности тоже можно.

Нормы закона

Судебные приставы являются официальными представителями закона, в обязанности которых входит исполнение судебных решений, принятых судами РФ.

Данная служба создана не только с целью контроля за обязательностью тех же ответчиков, но и в связи с необходимостью соблюдения законных интересов всех сторон — и истцов, и ответчиков, не говоря уже о нормах закона, обязательных для всех.

При этом, учитывая, что спорных вопросов во время взимания той же задолженности, которая сопровождается изъятием имущества должников либо же исполнения иного решения, возникает достаточно много, нормативными актами прописаны не только сами процедуры, но и определены четкие границы полномочий приставов.

Так, основными законам, которыми в своей деятельности ФССП и руководствуется, являются:

Причины и основания

В России по состоянию на начало 2018 год насчитывается более 40 миллионов граждан, которые на основании решения суда являются задолжниками по тем или иным основаниям, в то время как штат сотрудников ФССП не настолько велик, чтобы охватить всех.

И, тем не менее, они обязаны:

  • устанавливать места работы задолжников;
  • выяснять источники доходов;
  • описывать и взыскивать имущество должников в соответствии с установленной законом процедурой;
  • разрабатывать планы по погашению задолженности поэтапно при сотрудничестве с ответчиком;
  • соблюдать сроки уведомления сторон об определенных процессуальных действиях;
  • рассчитывать задолженность с учетом прожиточного минимума и уровня инфляции;
  • в преддверии наложения того или иного ограничения выяснить все обстоятельства, которые могут и воспрепятствовать тому же изъятию автомобиля в рамках закона;
  • сохранять конфиденциальность в отношении всех своих подопечных;
  • уважать и соблюдать права, как ответчиков, так и истцов;
  • исполнять решения суда в установленные сроки, даже если они сокращены до минимума;
  • подавать в розыск, как на должников, так и на родителей деток, удерживающих малышей не законно;
  • изымать детей из семей, родители в которых лишены своих прав.

Как выглядит процедура взыскания?

Как показывает практика, судебные приставы далеко не всегда действуют в рамках своих полномочий, допуская нарушения не только прав сторон, но и игнорируя свои обязанности.

Сама процедура взыскания задолженности выглядит следующим образом:

  • После вступления решения оно передается на руки не только ответчику, но и истцу. Если должник не желает исполнять решение, тот же кредитор вправе обратиться в местное отделение ФССП с исполнительным листом, который и служит основанием для возбуждения исполнительного производства на протяжении следующих трех дней во исполнение ч.8 ст.30 ФЗ №229.
  • В самом постановлении пристав обязан предусмотрен граничный срок для добровольного погашения ответчиком долга и уведомить оного о необходимости исполнить решение на протяжении следующих пяти дней после получения документа на руки. Кстати, в указанном документе пристав обязывает должника предъявить данные об имуществе, на которое не может быть обращено взыскание в порядке ст.446 ГПК РФ. Далее приставу дается 2 месяца на взыскание задолженности, которые в ряде случаев можно и увеличить при необходимости за счет рассрочек и отсрочек.
  • Если ответчик в указанный срок не погасит долг либо же не явится к приставам лично и не предложит план погашения долга в соответствии с имеющимися доходами, приставы уже в порядке ст.86 ФЗ №229 могут явиться домой и описать практически все имущество, причем не разбираясь предварительно, где чей шкаф или компьютер. Конечно, часть имущества той же жене вернуть возможно, но для этого понадобится время, а также оформление дополнительных документов на основании доказательств, что тот же диван принадлежит супруге, а не должнику.

На неправомерные действия и бездействие

В рамках закона приставу дано примерно два месяца на то чтобы уточнить сведения о доходах ответчиков и исполнить решение суда, но на практике указанные сроки достаточно часто нарушаются. Так зачастую, приставы не уведомляют должников о возможности добровольного погашения долга и автоматически блокируют те же зарплатные карточки с последующим списанием всех средств. А между тем в ст.99 ФЗ №229 сказано, что пристав может изъять только от 50% до 70% ежемесячного дохода, учитывая, что должнику тоже нужно на что-то жить.

Также весьма распространенными нарушениями приставов являются:

  • нарушение сроков регистрации поступивших исполнительных листов;
  • возбуждение производств, по которым обязательства были исполнены в добровольном порядке;
  • необоснованный отказ в возбуждении исполнительного производства;
  • непринятие мер по выявлению имущества и установления источников дохода должников;
  • возврат решений без исполнения и документального оформления о предпринятых действиях;
  • нарушение сроков исполнения уже вынесенного решения, то есть намеренная волокита дел;
  • незаконные действия при изъятии имущества;
  • неправильный расчет при оценке имущества, стоимость которого не соответствует рыночным ценам;
  • прямая передача имущества должника без оценки и организации торгов с изначально заниженной стоимостью.

По алиментам

Взыскание задолженности по алиментам является практически приоритетным, учитывая, что детки не должны страдать от неплатежеспособности своих родителей.

Именно поэтому ст.99 ФЗ №229 данный вид долга отнесен к исключениям, позволяющим удерживать все средства до 70%.

Однако те же недобросовестные папы намерено скрывают свое основное место работы, которое приставы не спешат устанавливать посредством той же рассылки запросов, вследствие чего сим процессом занимаются уже мамы.

Еще одним из ожидаемых нарушений является игнорирование индексации присужденных сумм в порядке, определенном ст.117 СК РФ.

Так в рамках указанной статьи именно пристав обязан пересчитывать размер алиментов, назначенных в твердой денежной сумме, пропорционально к прожиточному минимуму, который, кстати, меняется несколько раз в год.

О не уведомлении должника

В силу ст.30 ФЗ №229 при возбуждении исполнительного производства должник должен быть уведомлен о сроках погашении долга и возможности добровольной передачи части имущества. Однако приставы зачастую игнорируют сие правило и сразу же применяют достаточно жесткие меры по удержанию имущества без письменного уведомления и вручения копии постановления.

Если не берут трубку

Как правило, в уведомлении истца и ответчика о возбуждении исполнительного производства указываются номер телефона пристава, который и ответственен за взыскание.

Однако, как показывает практика, связаться с работником ФССП по приведенным контактам почти невозможно, так как трубку телефона никто не берет, и это на протяжении долгого времени.

А между тем, приставы обязаны поддерживать контакт с обеими сторонами процесса. Игнорирование общения с ними уже является нарушением норм закона.

На хамство

Безусловно, служба ФССП весьма загружена бесконечным количеством дел, находящихся в их производстве. Однако усталость или банальное отсутствие свободного времени не дает права приставам разговаривать с посетителями и просителями в недопустимом тоне, учитывая, что существует этика поведения служащих, представляющих государственные структуры.

Именно поэтому на то же хамство судебных приставов также можно пожаловаться наряду с другими, допущенными ими же, нарушениями.

Кому и куда жаловаться на судебных приставов в 2018 году?

Неправомерные действия ФССП, а также их систематическое игнорирование прямых обязанностей стало скорее нормой, чем исключением, ввиду чего многие и не знают, куда жаловаться на судебных приставов.

Однако данная служба не является последней инстанцией, и найти управу на их бездействие тоже можно посредством жалобы в официальные инстанции.

В управление старшему (главному) приставу

В силу норм главы 17-18 ФЗ №229 бездействие либо же ненадлежащее исполнение норм закона может быть обжаловано, учитывая, что все стороны исполнительного производства имеют свои права.

Так, в рамках ст.123 ФЗ №229 тот же истец может написать жалобу в отношении рядового пристава на имя его непосредственного руководителя, а именно, старшего судебного пристава либо же его заместителя.

Однако при составлении жалобы нужно обратить внимание, кем же утверждено постановление о возбуждении искового производства.

Если утверждает старший пристав, значит, жалоба подается на более высокий уровень, то есть уже главному приставу и так далее уже в порядке подчиненности.

В прокуратуру

В силу норм ст.1 ФЗ №2202-1 прокуратура уполномочена не только на рассмотрение жалоб в отношении определенных организаций и учреждений, но и государственных структур, таких как ФССП.

Так, при получении жалобы от истца либо ответчика о ненадлежащем поведении приставов прокурор в обязательном порядке инициирует проверку, а также оформит предписание об устранении нарушений, причем не позднее чем в 30-дневный срок.

В районный суд

Естественно, есть у граждан право на обжалование определенных действий либо же бездействие приставов и в судебном порядке в рамках Методических рекомендаций, определенных в Письме ФССП №12-01-23906-АП.

Так, в п.1.2 указанной нормы сказано, что и истец и ответчик при наличии доказательств об игнорировании норм искового производства имеет право обратиться в суд для подачи жалобы на постановление либо же претензии по рассмотрению и исполнению сего документа другим лицом.

Есть ли горячая линия по телефону?

Не у всех лиц, пребывающих на учете в связи с производством, есть возможность лично нанести визит в управление ФССП для подачи жалобы. Поэтому в случае выявления факта бездействия пристава можно свое обращение предоставить и в телефонном режиме.

При этом, отдельной линии для приема жалоб нет, но предусмотрена горячая линия для приема заявок граждан, которые посредством указанного на сайте приставов номера могут задать все интересующие их вопросы, а также оставить жалобу.

Номера указаны на сайте ФССП:

В Москве

Столица РФ располагает весьма обширным количеством официальных инстанций.

Написать жалобу на действия либо бездействие пристава можно во все вышеперечисленные структуры, причем одновременно, учитывая, что очередности подачи жалобы, а также запрета на рассмотрение несколькими инстанциями законом не установлено.

Телефоны и адреса Центрального аппарата ФССП

Через Интернет онлайн

Для полноценного обслуживания граждан РФ в период исполнения искового производства управлением ФССП создан официальный сайт: http://fssprus.ru, посредством которого, войдя в раздел «Обращения» и выбрав соответствующий регион, можно оставить жалобу и в электронном виде.

Кстати, в другом разделе можно посмотреть, кто же курирует отдельно взятый вопрос и какие шаги уже предприняты, в частности наложены ли те же ограничения на зарубежные поездки.

Про особенности оформления интернет-обращений можно узнать на этой странице сайта ФССП: http://fssprus.ru/form/

Через Госуслуги

Можно направить жалобу на не правомерные действия приставов, в частности, волокиту, и посредством сайта Госуслуг.

Так, в упомянутой норме сказано, что любой граждан имеет право обратиться к приставам и в электронном виде, но при условии, что поданные документы должны быть заверены электронной подписью, которая в свою очередь проставляется с соблюдением правил, установленных Приказом ФССП №837.

Как написать и оформить?

Безусловно, процесс подачи жалобы кажется достаточно простым, учитывая, что предстоит составить всего лишь заявление в письменном виде.

Однако в виду того, что многие не знают куда пожаловаться на действия либо же бездействия приставов, процесс составления указанного документа вызывает определенные трудности.

Требования

А между тем, подать жалобу совсем не сложно, если руководствоваться нормами ст.124 ФЗ №229, которой утверждены основные требования и содержание документа:

  • Так, в силу ч.1 ст.124 жалоба должна быть оформлена в письменном виде и в обязательном порядке содержать подпись лица, которое его составило.
  • При этом документы, которые подтверждают обоснованность жалобы прилагать не обязательно в силу ч.3 ст.124 ФЗ №229, учитывая, что при необходимости тот же старший пристав запросит их дополнительно.

Как правильно составить документ?

Также в упомянутом документе нужно указать следующие данные:

  • сведения о гражданине, подающим жалобу, в частности Ф.И.О., место проживания согласно прописке;
  • Ф.И.О. пристава, а также его должность и постановление, которое подлежит обжалованию;
  • основания, по которым официальный документ и обжалуется с приведением конкретных данных, датами, отсутствием уведомлений и т.д.;
  • требования, то есть передать дело на рассмотрение иного пристава либо же применить санкции к ныне действующему, с дальнейшим ускорением удовлетворением исполнительного листа.

Образец жалобы на бездействие (действия)

В качестве наглядного примера можно воспользоваться образцом следующей жалобы:

В прокуратуру

Пример жалобы в прокуратуру:

В суд 

С бланком искового заявления об оспаривании законности действий судебных приставов в плане несоблюдения закона можно ознакомиться ниже.

Административный иск (бланк)

Пример иска об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

Повторно, если не отреагировали

Как правило, прокуратура и суд не оставляют без рассмотрения полученные жалобы и принимают решение в установленные законом сроки. А вот начальник приставов может в порядке соблюдения интересов своих подчиненных и проигнорировать жалобу, вернее отписаться в формальном виде без каких-либо существенных изменений в процессе, учитывая, что вероятность дисциплинарной ответственности его не радует.

Именно поэтому при получении отписки желательно направить жалобу повторно, но уже более вышестоящему руководству ФССП с приложением и первой копии письма и ответа на него, а также продублировать указанный пакет документов уже в адрес прокуратуры.

Как происходит рассмотрение?

Процесс рассмотрения жалобы на действие либо бездействие судебного пристава зависит от учреждения, в которое подается указанный документ.

Так, если жалоба поступила к старшему приставу, он имеет право затребовать материалы по исковому производству у своего подчиненного, проверить все предпринятые меры, а также обязать его провести иные мероприятия.

При выявлении нарушений пристав будет подвергнут дисциплинарному взысканию в виде того же выговора.

Если жалоба направляется в прокуратуру, процесс выглядит следующим образом:

  • прокурор затребует материалы искового производства;
  • проверяет их в соответствии с данными, отраженными в жалобе;
  • направляет предписание на устранение нарушений в определенный срок, по истечении которого пристав обязан отчитаться.

Естественно наказание в данной ситуации тоже предусмотрено, опять же на дисциплинарном уровне.

И в суде жалоба рассматривается по аналогичному же принципу, который подразумевает истребование определенных документов, признания действий пристава не законными, с последующим вынесением решения об устранении выявленных недостатков.

При этом судебные издержки взыскиваются с ФССП, которая в свою очередь взимает их уже с провинившегося пристава.

Когда могут отказать?

В рамках закона приставы обязаны принимать рассмотрению все жалобы, однако некоторые них все же не принимают на вполне законных основаниях.

Отказать в приеме заявления о бездействии либо же ненадлежащих действиях судебного пристава могут по следующим причинам:

  • обжалование результата оценки, если процедура была осуществлена оценщиком в порядке норм ст.85 ФЗ №229;
  • несоблюдение норм к форме и содержанию жалобы;
  • упущение сроков, которые обозначены в 10-дневный срок со дня вынесения постановления либо с даты, когда о факте нарушения прав предъявителю стало известно в порядке норм ст.122 ФЗ №229;
  • вынесение решения суда по аналогичной жалобе.

Требуется ли госпошлина?

Граждане РФ не обязаны дополнительно нести материальные расходы в случае нарушения их же прав ввиду бездействия судебных приставов, в связи с чем ст.333.36 НК РФ податели жалоб освобождаются от уплаты государственной пошлины при рассмотрении подобных дел судами всех юрисдикций.

Срок рассмотрения

Также как и исковое производство, жалоба на волокиту дела, а также неправомерные действия пристава имеет свой срок рассмотрения.

В частности:

  • В силу ст.126 ФЗ №229 старшему либо главному приставу дается 10 дней на изучение жалобы и принятие решения, которое и оглашается заявителю в форме вновь изданного постановления и направляется на протяжении следующих трех дней.  
  • Прокуратура же наделена более широкими полномочиями, ввиду чего срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней.

Можно ли и как отозвать?

Практически любой процесс можно остановить, включая и рассмотрение жалобы, которую можно отозвать вплоть до принятия решения.

При этом одного звонка не достаточно, а потребуется письменное заявление с просьбой об отзыве с обоснованием, к примеру, тем же исполнением определенных действий, которые ранее не производились.

С образцом отзыва жалобы можно ознакомиться ниже:

Заявление об отзыве жалобы на пристава

Советы и рекомендации

Судебные приставы, конечно, имею колоссальную нагрузку, однако это не является причиной игнорирования норм закона.

Граждане имеют право жаловаться на их бездействие в любое время в установленные законом сроки.

Однако, прописанные законодательные нормы не всегда гарантируют успех.

Поэтому жалобу желательно изначально направлять главному приставу, который в любом случае поставит вопрос на контроль.

Также достаточно действенным способом является привлечение к рассмотрению вопроса о бездействии судебных приставов средств массовой информации, которые весьма охотно освещают проблемы нарушения прав рядовых граждан, особенно если дело касается ошибок, допущенных государственными структурами, такими как ФССП.

onlineur.ru

Куда жаловаться на приставов: как написать и правильно подать жалобу

Единственным органом принудительного исполнения в России является служба судебных приставов. Тот круг широких полномочий, которые даны ей государством в лице закона, должен способствовать эффективной работе судебного пристава во благо взыскателей. На практике же часто встречается бездействие и беззаконие исполнителей. Помочь их преодолеть и заставить пристава работать может жалоба на него в порядке подчиненности, в прокуратуру или в суд.

В жизни часто права и интересы нарушаются, и за их защитой граждане и юридические лица обращаются в суд. Последний принимает решение, например, о взыскании денежного долга. Суд выписывает исполнительный документ. Его будет исполнять служба судебных приставов, возбуждая исполнительное производство. А если на этом все и закончится? Длительное время от органа принудительного исполнения не будет никаких новостей и, казалось, про долг забыли окончательно. В этом случае нужно будет знать, куда жаловаться на приставов, чтобы исполнение наконец сдвинулось с мертвой точки.

Что и куда обжалуется

Таблица 1. Какие действия (бездействие) пристава можно обжаловать

Руководитель (начальник) органа принудительного исполнения (старший или главный судебный пристав)Прокуратура Суд (федеральный или арбитражный)Посредством сети Интернет: личный кабинет на сайте ФССП, интернет-приемная прокуратуры
Незаконные действия судебного пристава, которые ущемляют права и интересы граждан, его бездействие по исполнительному производству и по поступившему обращению, принимаемые им процессуальные решения (постановление о наложении ареста на счета, имущество, о прекращении или окончании исполнительного производства и другие)

Нормативно-правовая база деятельности судебного пристава

Исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы должны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, документы ФССП России и его территориальных подразделений.

Судебные приставы, в зависимости от возложенных функций, подразделяются на:

  • судебных приставов-исполнителей (те, кто непосредственно исполняет требования исполнительных документов);
  • судебных приставов по охране установленного порядка деятельности судов (могут лишь содействовать исполнению).

Регламентируют их работу два документа: ФЗ № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве».

Обязанности судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав-исполнитель выполняет следующие обязанности:

  • при предъявлении исполнительного документа проверяет его на соответствие необходимым требованиям и выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (либо мотивированное постановление об отказе в возбуждении);
  • знакомит стороны при их обращении с материалами исполнительного производства, давая им возможность производства выписок и снятия копий;
  • при наличии некоторых обстоятельств обязан взять самоотвод и не может вести исполнительное производство (когда имеет заинтересованность, одна из сторон является близким родственником и подобное);
  • применяет все разрешенные законом мероприятия по исполнению исполнительного документа (ограничение на выезд за границу, арест на доходы, имущество, денежные средства в кредитных организациях, принудительный привод и прочие);
  • работает с персональными данными должников, запрашивая и обрабатывая их для исполнения требований исполнительных документов;
  • рассматривает ходатайства и заявления в рамках исполнительного производства, принимая по ним решения и разъясняя способ и порядок их дальнейшего обжалования;
  • в случае выявления признаков противоправного деяния готовит соответствующее сообщение на имя начальника органа дознания (старшего пристава) для принятия им решения;
  • объявляет и производит розыск должника, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу о его отобрании, передаче или определении порядка общения, либо о возвращении его как незаконно ввезенного в РФ;
  • рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах компетенции по ряду статей КоАП РФ;
  • по гражданскому делу на основании судебного акта производит розыск гражданина-ответчика и (либо) ребенка.

Круг обязанностей данных должностных лиц регламентируется статьей 12 ФЗ «О судебных приставах».

Жалоба на пристава

Помимо превышения полномочий, порой переходящего в произвол, также часто встречается пассивность работника ФССП. Тогда необходимо подготовить и подать жалобу за бездействие судебного пристава.

Кто и что может обжаловать

Подать жалобу могут следующие лица:

  • взыскатель и должник;
  • иные лица (если действиями исполнителя или его решениями затронуты их интересы и нарушены права).

Основаниями для обжалования могут быть:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • окончание (прекращение) исполнительного производства;
  • отказ в предоставлении для ознакомления материалов исполнительного производства;
  • неправомерные действия по аресту на имущество, его оценке, изъятию и продаже;
  • наложение административного штрафа;
  • принудительный привод;
  • применение мер принудительного взыскания без предоставления должнику срока для исполнения добровольно (пример: направление копии исполнительного документа с постановлением об удержании долга по месту работы должника до истечения пятидневного срока на добровольное погашение долга);
  • длительное бездействие по исполнительному производству, приводящее к нарушению процессуальных сроков и прав взыскателя.

Перечень приведенных оснований для обжалования действий, решений и бездействия судебных приставов не закрытый.

Что написать в жалобе на пристава

Жалоба должна содержать:

  • наименование и адрес органа, куда подается;
  • наименование и фамилия, имя, отчество того должностного лица, на которое подается жалоба;
  • если известно, то указывается номер исполнительного производства, по которому производится обжалование;
  • полная информация о заявителе (фамилия, имя, отчество, наименование для юридического лица, адрес и телефон);
  • если подается представителем, то пишутся и его данные, а также сведения о доверенности с приложением ее копии;
  • суть жалобы и требования заявителя;
  • подтверждающие документы (прикладываются в копиях; если содержатся в материалах какого-либо дела, откуда получить не представляется возможным, то заявитель просит запросить их);
  • ставится дата и подпись заявителя (либо его представителя).

Обращение составляется в официально-деловом стиле, в двух экземплярах.

Куда и как жаловаться на бездействие и решения пристава

Когда должностные лица ФССП злоупотребляют данными им правами либо бездействуют, написать жалобу можно:

  • в порядке подчиненности на имя начальника отдела – старшего судебного пристава;
  • на имя руководителя – главного судебного пристава;
  • в прокуратуру по месту работы пристава;
  • в федеральный суд по месту службы сотрудника ФССП (там, где ведется исполнительное производство) либо в арбитражный суд.

Обращение подается письменно. Жалобу необходимо оставить в канцелярии органа, куда она адресована, лично заявителю либо его представителю под роспись. Можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Также к услугам граждан и юридических лиц электронные сервисы, позволяющие направить жалобу через интернет: сайты органов прокуратуры и ФССП (http://fssprus.ru/form). В этом случае заполняются предлагаемые карточки, на сайте приставов обращение подписывается электронной подписью.

Еще один вариант подачи обращения – на личном приеме написать жалобу в ФССП или прокурору в прокуратуре.

В суд жалобу приносит лично заявитель или его представитель либо направляют заказной почтой.

Важно! В случае коррупционных действий сотрудников службы судебных приставов необходимо позвонить по телефону доверия 8 (495) 870-6996, указанному на официальном интернет-сайте ФССП России либо на номер нужного территориального подразделения (можно найти в интернете).

Ниже приведен образец жалобы на пристава.

Скачать образец жалобы на пристава

Сроки и порядок рассмотрения жалобы в прокуратуре и ФССП

Подать жалобу можно в течение десяти суток с момента вынесения должностным лицом обжалуемого решения, совершения действия либо установления его бездействия. Течение срока начинается тогда, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких мероприятиях.

В случае подачи жалобы через судебного пристава, чьи решения, действия или бездействие оспариваются, последний перенаправляет ее вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в течение трех дней.

Ответ по жалобе, поданной в порядке подчиненности, готовится в течение десяти суток с момента ее поступления на рассмотрение.

Внимание! Если в этот период в суд поступит заявление по таким же основаниям, то разрешение жалобы в ФССП приостанавливается.

По итогам рассмотрения обращения в службе судебных приставов выносится решение об отказе в удовлетворении жалобы либо о признании ее обоснованной полностью или в части. В последних двух случаях руководитель может отменить обжалуемое постановление совсем или частично, обязать судебного пристава вынести решение в соответствии с требованиями законодательства, самостоятельно принять новое решение.

Жалоба на судебного пристава, поданная в прокуратуру, рассматривается в течение 30 суток. Когда по ней не нужна дополнительная проверка, ответ готовится в срок до пятнадцати дней. В исключительном случае (когда нужно запросить дополнительные материалы) проверка может быть продлена еще на тридцать суток, о чем заявителя уведомят, как правило, письменно. Ответ на жалобу, поступившую в электронном виде, дается на указанный заявителем адрес электронной почты и письменно на почтовый.

Обжалование в суде

В арбитражный суд жалобу адресуют, когда:

  • оспаривается решение, действие или бездействие по исполнительному документу, выданному арбитражным судом;
  • обжалуется решение, действие или бездействие по документу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • оспаривается постановление о взыскании исполнительского сбора, расходов, о задолженности по алиментам, когда должником является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

В других случаях жалобу подают в федеральный суд. Суды рассматривают поступившую жалобу в течение десяти дней.

Скачать образец жалобы на пристава в суд.

yakapitalist.ru

Образец жалобы на судебных приставов

Судебные приставы занимаются собственно исполнением решения суда, однако в некоторых случаях их действия неправомерны, поэтому возникает вопрос, куда жаловаться на сотрудников. Образец жалобы, список вышестоящих инстанций, срок ответа на заявление – обо всем этом подробно рассказывается далее.

 Бланк жалобы на действие (бездействие) судебного пристава (word)

Закон о деятельности приставов

Гражданину, который намерен обжаловать действия сотрудников службы ФССП, полезно знать о полномочиях приставов согласно законам.

Для этого полезно ознакомиться с содержанием нормативных документов. В основном это федеральные законы, Акты Правительства, Министерства юстиции, а также правовые акты самой ФССП. Главный федеральный закон, который был принят еще в 1997 году и с тех пор претерпел большое количество редакций, – это закон №118. Он имеет соответствующее название – «О судебных приставах».

Это и есть основной источник информации, на основе которого можно определить:

  • права сотрудников;
  • их обязанности;
  • границы ответственности;
  • условия и границы применения в том числе физической силы, а также оружия и других средств принуждения.

Что может пристав

Практически все профессиональные обязанности сотрудника связаны с исполнением решений суда:

  1. Обеспечение безопасности всех сторон, участников суда, в том числе сотрудников, свидетелей.
  2. Поддержание общественного порядка на всех этапах процесса.
  3. Охрана здания в определенном режиме (если такое решение было принято должностными лицами).

Чтобы понимать, как и куда жаловаться, можно обратить внимание и на права судебного пристава, которые даны ему по отношению к отдельным гражданам (подлежащим приводу):

  1. Приводить всех лиц, обязанных явиться в суд, в том числе принудительно.
  2. Выдворять всех лиц, сопровождая их до пункта пропуска на госгранице (если такое решение было принято в суде).
  3. Обыскивать, досматривать гражданина, требовать у него документы для проверки личности.
  4. Изымать опасные предметы, взрывчатые вещества, оружие, наркотики, алкоголь, другие вещества, материалы и предметы, которые представляют потенциальную опасность для окружения.

Сотрудник(и) применяет физическую силу только в тех случаях, когда лицо уклоняется от выполнения обязанности явиться в суд или же совершает противоправные действия, не подчиняется приставу (статья 16).

Чего не может пристав

В федеральном законе №118 четко прописываются и ограничения деятельности, например:

  1. Нельзя применять силу без предупреждения (исключения составляют только опасные случаи, когда гражданин угрожает жизни работника и/или окружающих).
  2. Запрещается применять силу и огнестрельное оружие, если это непосредственно угрожает жизни и здоровью окружающих.
  3. Нельзя разглашать информацию, которая относится к частной жизни гражданина и/или его семейной жизни.
  4. Осуществлять иные действия, которые не предусмотрены законодательством.

Ответственность сотрудников

В статье 19 в общем виде прописываются границы ответственности работы пристава. Сотрудник обязан соблюдать нормы законодательства, иначе гражданин может обжаловать его действия и/или бездействия, конкретные поступки. Если они привели к возникновению материального и/или морального ущерба, применяются нормы гражданского законодательства – гражданин обращается в соответствующий суд.

Если же речь идет о вреде здоровью, применяются нормы уголовного законодательства. Опять же истец (потерпевший) должен обращаться в суд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Непосредственный надзор за деятельностью представителей ФССП осуществляет Прокуратура района, субъекта и РФ (в том числе Генеральный прокурор РФ). Сегодня эту должность занимает Юрий Яковлевич Чайка.

Обжалование действий сотрудника: пошаговая инструкция

Если гражданин считает, что его законные права нарушаются (были нарушены), он может жаловаться на судебных приставов – при этом существует четкий порядок, куда необходимо обратиться:

  1. Сначала обращение направляют старшему приставу, которому непосредственно подчиняется сотрудник, нарушивший права гражданина (с его точки зрения).
  2. Далее подают претензию главному сотруднику ФССП по региону. Его ФИО, контакты, часы приема, порядок обращения можно уточнить по телефону или же на сайте местной ФССП (например, по Краснодарскому краю или Республике Чувашия). Возможно также подать обращение не самому главному сотруднику, а его заместителю – о конкретном порядке действий заявитель уточняет в ведомстве.
  3. Последний в этой цепочке – главный пристав РФ, он же глава ФССП. В настоящий момент эту должность занимает Аристов Дмитрий Васильевич.

На официальных страницах Министерства юстиции РФ, а также на сайте ФССП можно найти соответствующую контактную информацию – вот пример телефона, факса, электронной почты для жителей города Москвы.

При этом гражданину не возбраняется отправлять свои обращения и в любые другие инстанции. Например, часто на вопрос, куда жаловаться в случаях несогласия с действиями сотрудников или на конкретного судебного пристава, можно ответить так:

  1. Судебный орган, в котором и работает этот сотрудник. Гражданин может обратиться в суд и составить соответствующее заявление, в котором потребовать компенсацию морального и/или материального вреда. Как правило, в таких случаях целесообразно посоветоваться с профессиональными юристами, чтобы оценить шансы на успех дела заблаговременно.
  2. В прокуратуру по району или субъекту РФ.
  3. В Администрацию Президента РФ. Сегодня ее возглавляет Антон Александрович Вайно.
  4. Уполномоченному по правам человека РФ. На сегодняшний день это Татьяна Николаевна Москалькова.

На самом деле этот список далеко не полный. Например, практически в каждом регионе есть правозащитные (в том числе некоммерческие) организации, а также собственный уполномоченный по правам человека. Таким образом, есть большое количество должностных лиц и органов, куда можно жаловаться на те или иные действия/бездействие судебного пристава.

Образец жалобы

Гражданин может обжаловать любые нюансы, которые ему кажутся противозаконными:

  • отношение сотрудника;
  • применение физической силы и/или оружия, других средств;
  • угроза жизни и здоровью;
  • ущерб здоровью;
  • бездействие, приведшее к негативным последствиям (например, не была вовремя оказана помощь, извещены родственники и т.п.);
  • неправомерный арест имущества и др.

Сама по себе подача жалобы на любого сотрудника – это безусловное право гражданина. Документ составляется в произвольной форме, вне зависимости от того, куда именно гражданин решил жаловаться и на какого именно судебного пристава. Лучше стремиться к деловому стилю изложения с возможными (но необязательными) отсылками на те или иные доказательства:

  • нормы законов и других документов;
  • фактические доказательства неправомерности поведения сотрудника (свидетельские показания, медицинские справки и т.п.).

В документе обязательно указывают:

  1. Орган или должностное лицо, куда гражданин решил жаловаться на работу (или бездействия) судебного пристава.
  2. Свои ФИО, контактные данные.
  3. Обстоятельства дела – в связи с чем составлено обращение.
  4. Конкретные требования по факту обращения.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

Вот пример такого обращения, на который можно ориентироваться как на образец.

При необходимости к заявлению можно приложить документы, которые подтверждают позицию гражданина. В некоторых случаях вышестоящие лица не смогут рассмотреть жалобу по существу в отсутствие этих бумаг.

Видео комментарий по составлению жалобы можно увидеть здесь.

А вот комментарий о порядке обжалования действий работников ФССП.

Сроки подачи и рассмотрения

Подать заявление можно только в письменной форме в течение 10 рабочих дней с того дня, когда было установлено нарушение. Срок рассмотрения в общих случаях составляет 30 календарных дней (как и во многих других ведомствах). Однако могут возникнуть обстоятельства, при которых для объективного рассмотрения дела срок нужно увеличить. Тогда соответствующее лицо (директор или заместитель директора) издает распоряжение о продлении.

В любом случае по результату проверки гражданин получает на руки ответ (также в письменном виде) об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы с обоснованием любого решения. Далее заявитель может принять решение и обратиться к вышестоящему сотруднику ФССП или же обратиться в другие учреждения (например, в прокуратуру). Порядок и сроки обращений в этих случаях необходимо уточнять именно в этих организациях.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если гражданин обращается в ФССП, он обязан соблюдать тот порядок, который предусматривается для подобных случаев. То есть приведенную выше последовательность действий нарушать нельзя. Если, к примеру, гражданин сразу обратиться к главному приставу региона, его обращение перешлют к уполномоченному лицу. Срок пересылки составляет не более 3 рабочих дней.

Таким образом, гражданин должен знать, куда жаловаться и как подать свое обращение на судебных приставов. В любом случае никаких санкций за саму жалобу не последует, исключая случаи оскорбительных, нецензурных выражений в тексте и т.п. К тому же гражданин может отозвать заявление в любой момент до вынесения решения по существу.

2ann.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>