Комиссар мегрэ кто написал


Мегрэ - это... Что такое Мегрэ?

Борис Тенин в роли Мегрэ .

Жюль Жозе́ф Ансе́льм Мегрэ́ (фр. Jules Maigret), более известный как Комиссар Мегрэ (фр. commissaire Maigret) или Жюль Мегрэ — герой популярной серии детективных романов и рассказов Жоржа Сименона, мудрый полицейский.

О личности комиссара Мегрэ

В первой книжке, где упоминается Мегрэ («Петерс-латыш»), он выведен как лицо второстепенное. Эту книгу Жорж Сименон за 4—5 дней отпечатал на машинке, на борту «Остгота». Так и «родился» комиссар Мегрэ, широкоплечий, грузный человек, в шляпе-котелке и плотном драповом пальто с бархатным воротником и неизменной трубкой в зубах. В последующих романах он стал главным действующим лицом.

Биография Мегрэ описана: в «Деле Сен-Фиакр» — о его детстве и юности, в «Записках Мегрэ» — о встрече с будущей мадам Мегрэ и женитьбе на ней, о поступлении в полицию и этапах его работы на набережной Орфевр.

Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ родился в 1915 году в деревне Сен-Фиакр под Матиньоном в семье управляющего поместьем графа Сен-Фиакра. Там прошли его детство и юность. Сименон неоднакратно упоминает о крестьянских корнях Мегрэ.

Мегрэ своим талантом и упорством в Париже дослужился от рядового инспектора до должности дивизионного комиссара, руководителя бригады по расследованию особо тяжких преступлений.

Мегрэ невозможно представить без трубки, их у него целая коллекция. Его жена домохозяйка, очень любит готовить. Позднее даже была написана кулинарная книга Ж.Куртина «Рецепты мадам Мегрэ», в которой собраны рецепты блюд, упоминающихся в романах Жоржа Сименона.

У супругов родился ребёнок, который вскоре умер, что стало настоящей драмой для госпожи Мегрэ. Об этом вскользь упоминается в рассказе «Рождество в доме Мегрэ». Больше детей у них не было, и этот факт навсегда отразился на отношении комиссара к детям и молодым.

Госпожу Мегрэ не следовало огорчать в рождественское утро, потому что вид детей, играющих с подарками, всегда наводил её на мысли о несостоявшемся материнстве. Поэтому комиссар был особо внимателен в этот день. В результате событий, происшедших в ходе расследования, в семью Мегрэ попала девочка, оставшаяся без родителей. Мегрэ заботились о ней, как о своей дочери. Источник — «Рождество в доме Мегрэ».

На пенсии комиссар удалился в свой собственный домик, приобретённый задолго до назначенного срока в Мён-Сюр-Луар. Однако, несколько раз ему приходилось покидать домик и мчаться в Париж, чтобы снова заняться расследованием преступления.

У супруги Мегрэ имеется племянник, который тоже решил работать в парижской полици, но не преуспел. Он влипает в неприятнейшую историю, которую приходится распутывать комиссару.

Комиссар не владел иностранными языками. Поэтому ему приходилось несладко в Англии и Америке, где он бывал несколько раз. Это выводило комиссара из себя, что однако не помешало ему блестяще расследовать английские и американские тайны.

Своему любимому герою — комиссару Мегрэ — Сименон посвятил 76 романов и 26 рассказов.

Комиссар Мегрэ в кинематографе

Приключения Мегрэ стали сюжетом для 14 кинофильмов и 44 телевизионных передач. За воплощение образа комиссара Мегрэ брались такие замечательные актеры как Жан Габен, Гарри Бауэр, Альбер Прежан, Чарльз Лафтон, Джино Черви, Бруно Кремер и т. д.

Фильмы

  • 1949 «Мужчина на Эйфелевой башне» (The Man on the Eiffel Tower / L’Homme de la tour Eiffel) — Чарльз Лафтон
  • 1956 «Maigret dirige l’enquête» — Морис Мэнсон (Maurice Manson)
  • 1958 «Мегре раставляет силки» (Maigret tend un piège) — Жан Габен
  • 1959 «Мегрэ и дело Сен-Фиакр» (Maigret et l’affaire Saint-Fiacre) — Жан Габен
  • 1959 «Мегрэ и потерянная жизнь» (Maigret and the Lost Life) (ТВ) — Бэзил Сидни (Basil Sydney)
  • 1963 «Maigret voit rouge» — Жан Габен
  • 1964 «Maigret: De kruideniers» (ТВ) — Кеес Брюссе (Kees Brusse)
  • 1969 «Maigret at Bay» (серия на ТВ) — Руперт Дэвис (Rupert Davies)
  • 1981 «Signé Furax» — Жан Ришар (Jean Richard)
  • 1988 «Мегрэ» (ТВ) — Ричард Харрис
  • 2004 «Мегрэ: Ловушка» (Maigret: La trappola) (ТВ) — Сержио Кастеллитто (Sergio Castellitto)
  • 2004 «Мегрэ: Китайская тень» (Maigret: L’ombra cinese) (ТВ) — Сержио Кастеллитто (Sergio Castellitto)

Телесериалы

Телеспектакли

Памятник комиссару Мегрэ

Памятник комиссару Мегрэ.

В 1966 году в голландском городке Делфзейле, где в первом романе цикла «родился» комиссар Мегрэ, был поставлен памятник этому литературному герою, с официальным вручением Жоржу Сименону свидетельства о «рождении» прославленного Мегрэ, где значилось следующее:

«Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20 февраля 1929 года…. в возрасте 44-х лет… Отец — Жорж Сименон, мать неизвестна…».

Список книг

1928

  • Петерс-латыш (Pietr-le-Letton)

1931

  • Коновод с баржи «Провидение» (Le charretier de la Providence)
  • Покойный Г-н Галле
  • Висельник из Сен-Фольена
  • Цена головы (aka Человек с Эйфелевой башни)
  • Желтый пес (Le chien jaune)
  • Тайна перекрестка «Трех вдов» (La nuit du carrefour)
  • Преступление в Голландии (Un crime en Hollande)
  • Кабачок ньюфаундлендцев (Au rendez-vous des Terre-Neuvas)
  • Танцовщица «Веселой мельницы»

1932

  • Двухгрошовый кабачок (La guinguette a deux sous)
  • Тень на шторе (L’ombre chinoise)
  • Дело Сен-Фиакр
  • У фламандцев
  • Порт туманов
  • Маньяк из Бержерака (Le fou de Bergerac)
  • Бар «Либерти»

1933

1934

  • Мегре (aka Мегре возвращается)

1936

  • Баржа с двумя повешеными (повесть, первая книжная публикация : 1944)
  • Драма на бульваре Бомарше (повесть)
  • Открытое окно (повесть)
  • Господин Понедельник (повесть)
  • Жомон, остановка 51 минуту (повесть)
  • Смертная казнь (повесть)
  • Капли стеарина (повесть, Les larmes de bougie)
  • Улица Пигаль (повесть)

1937

1938

  • Приют утопленников (повесть)
  • Стан — убийца (повесть)
  • Северная звезда (повесть)
  • Буря над Ла-Маншем (повесть)
  • Госпожа Берта и ее любовник (повесть)
  • Нотариус из Шатонефа (повесть)
  • Небывалый господин Оуэн (повесть)
  • Игроки из Гран-Кафе (повесть)

1939

  • Поклонник мадам Мегрэ (повесть)
  • Дама из Байе (повесть)

1942

  • В подвалах отеля «Мажестик»
  • Дом судьи
  • Сесиль умерла
  • Death Threats (Menaces de mort, повесть)

1944

  • Подпись «Пикпюс»
  • А Фелиси-то здесь!
  • Инспектор Кадавр

1947

  • Трубка Мегрэ (повесть)
  • Мегрэ сердится
  • Мегре в Нью-Йорке
  • Бедняков не убивают (повесть)
  • Показания мальчика из церковного хора (повесть)
  • Самый упрямый клиент в мире (повесть)
  • Мегрэ и инспектор недотепа (повесть, Maigret et l’inspecteur malgracieux (malchanceux))

1948

  • Отпуск Мегре
  • Мегрэ и мертвец (Maigret et son mort)

1949

  • Первое дело Мегрэ
  • Мой друг Мегрэ
  • Мегре у коронера
  • Мегрэ и старая дама

1950

  • Приятельница мадам Мегрэ
  • Семь крестиков в записной книжке инспектора Лекера (повесть, опубликована на англ. языке 16 ноября 1950 г.)
  • Человек на улице (повесть)
  • Торги при свечах (повесть)

1951

  • Рождество Мегрэ (повесть)
  • Записки Мегрэ
  • Мегрэ в «Пикреттс»
  • Мегрэ в меблированных комнатах
  • Мегрэ и Долговязая (Maigret et la grande perche)

1952

  • Мегрэ, Лоньон и гангстеры
  • Револьвер Мегрэ

1953

  • Мегрэ и человек на скамейке
  • Мегрэ в тревоге (Maigret a peur)
  • Мегрэ ошибается (Maigret se trompe)

1954

  • Мегрэ в школе
  • Мегрэ и труп молодой женщины (Maigret et la jeune morte)
  • Мегрэ у министра

1955

  • Мегре ищет голову
  • Мегрэ расставляет ловушку

1956

  • Промах Мегрэ (Un echec de Maigret)

1957

1958

  • Мегрэ путешествует
  • Сомнения Мегрэ (Les scrupules de Maigret)

1959

  • Мегрэ и строптивые свидетели
  • Признания Мегрэ

1960

  • Мегрэ в суде присяжных
  • Мегрэ и старики

1961

1962

  • Мегрэ и порядочные люди (Maigret et les braves gens)
  • Мегрэ и субботний клиент

1963

  • Мегрэ и бродяга
  • Гнев Мегрэ

1964

  • Тайна старого Холандца (Мегрэ и привидение)
  • Мегрэ защищается

1965

1966

  • Мегре и дело Наура
  • Человек, обокравший Мегрэ (библ.)

1967

1968

  • Мегрэ в Виши
  • Мегрэ колеблется
  • Друг детства Мегрэ

1969

1970

  • Мегрэ и виноторговец
  • Мегрэ и сумасшедшая (La folle de Maigret)

1971

  • Мегрэ и одинокий человек (Maigret et l’homme tout seul)
  • Мегрэ и информатор

1972

Ссылки

  • КОМИССАР Мегрэ
  • Список книг
  • Сименон Жорж

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Комиссар Мегрэ | Детективный метод

Комиссар полиции Мегрэ (своего имени он терпеть не может, и даже жена называет его только по фамилии) обрел свой облик в первом романе и практически не изменился к последнему. Мегрэ появляется сорокапятилетним, уже известным  в профессиональном кругу. У него слегка серебрятся сединой виски, тяжелое черное пальто, котелок, набор курительных трубок, галстук, который ему никогда не удавалось завязать как следует. В его фигуре виделось нечто плебейское. Он был огромный, ширококостный, с вырисовывавшейся под костюм тугой мускулатурой. К тому же у него была своя особая манера держаться, как бы на особицу. Это не всегда нравилось даже коллегам. Тут было нечто большее, чем уверенность, и в то же время это нельзя было назвать надменностью.

Мегрэ женат, в отличие от многих литературных сыщиков, и мадам Мегрэ — его верная подруга, заботливая домохозяйка, проявляющая искренний интерес ко всему, чем занят ее муж. Этот лирический мотив, проходящий через романы, создает едва ли не единственный образец взаимопонимания и душевной теплоты, аналог которому тщетно было бы искать в том мире, где работает Мегрэ.

В профессиональном плане — это герой-одиночка, несмотря на всю декларированную его привязанность к младшим коллегам, помощникам Люка, Жанвье, Лапуэнту. В первых романах еще действовал инспектор Торранс, которого Жорж Сименон, погорячившись, убил в Питере-Латыше, а потом вернул к жизни как ни в чем не бывало. Позже Торранс станет частным сыщиком и откроет свое Агентство «О», но по-прежнему будет сотрудничать с инспектором Люком и начальником Уголовной полиции. Серия рассказов Дела агентства «О» характеризуется ироническим, отчасти даже юмористическим отношением автора к описываемым расследованиям, повелению героев.

Мегрэ — из тех инспекторов, которых называют ходячими. Его стиль работы — это подробные, обстоятельные беседы с широким кругом лиц, которые могут дать, по его представлению, информацию не только о перемещениях объекта, но, в большей степени, о его манер поведения, стиле жизни. Мегрэ, как золотоискатель, просеивает пустую породу, надеясь в каждом лотке отловить хотя бы крупицу ценной информации. Его метод и не требует коллективного творчества, ибо он больше всего напоминает исключительно развитую интуицию, базирующуюся на склонности к психоанализу.

Сименон, словно упреждая упреки в неразработанности собственного процесса расследования, нередко дает внешнюю оценку деятельности своего героя в кульминационные моменты: …едва ли кому-нибудь под силу представить себе ликование Мегрэ в эту минуту. Впрочем, такой человек есть — это люка, который смотрит на своего начальника и поклясться готов, что у того слезы на глазах.

Комиссар распутал весь клубок сам, ни располагая никакими данными, если не считать таких, на которые никто не обратил внимания, распутал благодаря своей феноменальной интуиции и устрашающему умению вживаться в ближних своих (Подпись «Пикпюс»).

Традиции полицейского романа, к которому внешне должен был бы быть близок сериал Мегрэ, учитываются Сименоном весьма слабо. По сути лишь экспозиция Питера-Латыша, выполненная в классическом стиле, рассчитана  на узнавание любителями детектива. Немногие его компоненты (внешняя слежка, использование криминалистики) выглядит подпорками для основной темы. Быстро обнаружив небольшой круг лиц, связанных с главарем международной банды мошенников, нанесшим визит в Париж, Мегрэ получает весьма исчерпывающую информацию о главном предмете своих забот. Ему остается уловить момент, когда за игроком выступает человек. Именно на человеческих слабостях, а точнее — на человеческом в любом из преступников и строит свою линию расследования Мегрэ.

Ему не требуются, как правило, отпечатки пальцев, лабораторные анализы и прочая криминалистическая атрибутика официального полицейского дознания. Все это если и проводится в романах, то на периферии действия и служит подтверждением догадок инспектора. Создается впечатление, что в процессе следствия Мегрэ просто впитывает в себя, как губка, традиции и привычки людей того круга, к которому принадлежит подозреваемый, — вплоть до того, что начинает ощущать себя в шкуре объекта преследования. Длительность процесса погружения зависит от конкретной среды, но в любом случае рано или поздно наступает момент, когда информация достигает некоей критической массы, и Мегрэ обретает твердую уверенность не только в том, кто убил, но и в представлении обо всей подоплеке событий, приведших к преступлению.

Так, в Кабачке ньюфаундленцев (название оригинала На свидание в Тер Нова), одном из ранних романов Мегрэ, знакомясь со странным происшествием в небольшом рыбацком поселке, основную часть романного времени проводит в местном кабачке, где отдыхают после рейса экипажи. Плебей, как нарочито подчеркивает автор, Мегрэ чувствует себя в этом притоне вполне комфортно, а главное — способен вызвать на откровенность практически каждого, в ком заинтересован.

Вживание в атмосферу места происходит настолько эффективно, что для Мегрэ не составляет большого труда даже представить себе канву событий на борту рыболовецкого судна — ту самую предысторию, которая оказалась причиной гибели двух человек.

То, что Сименон верен себе, подтверждает, например, и такое маленькое наблюдение. В романах, разделенных более чем тридцатью годами, один к одному повторяется финальная сцена: инспектор мирно беседует с главным преступником за бутылкой вина, в домашнем халате, при обоюдном желании воссоздать объективную картину предшествовавших событий (Кабачок ньюфаундленцев и Мегрэ и виноторговец).

Вообще роль карающего меча закона чужда Мегрэ. Это неправильный полицейский, то дающий возможность преступнику покончить с собой, не доведя дело до судебной огласки (Гнев Мегрэ), а то и вовсе отпускающий его с миром, так как убежден, что имеет нравственное право поступить таким образом (Человек, повесившийся в церкви).

А в романе Городок в тумане (Инспектор Кадавр) ситуация смоделирована так, что только неофициальное расследование позволяет автору полностью раскрыть тайну убийства молодого человека и в то же время не применять никаких санкций по отношению к убийце.

Погружение Мегрэ в быт провинциального городка Сент-Обен, исполненное писателем традиционно обстоятельно, показывает всю убогую и ханжескую мораль его обитателей. Посильную помощь ему оказывает местный юноша, приятель убитого. Он из тех, — говорит о ком-нибудь Луи. Быть из тех в его понимании означало быть соучастником в заговоре молчания, принадлежать к числу людей, которые хотят жить, словно все в этом мире устроена наилучшим образом…

Классическое для Сименона отношение пары следователь — подозреваемый выразил сам Мегрэ в этом же романе: Мне кажется — я даже почти убежден в этом! — что, хотя вы и виновны в гибели Альберта Ретайо, вы в тоже время сами жертва. Я даже скажу  больше: вы были орудием преступления, но по-настоящему не вы виноваты в его смерти.

С годами фигура Мегрэ, его внутренний мир, философское отношение к событиям занимают все большее место в романах. Некоторые из них прямо посвящены биографии героя (Дело Сен-Фиакра, Записки Мегрэ). Детектив интенсивно сближается с трудными романами. Мы с Мегрэ порядком изменились, — говорит Сименон в шестидесятые годы. — И в романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в своих социально-психологических романах. Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного культурного уровня.

Несмотря на то, что Мегрэ в процессе расследования почти не появляется в своем кабинете, романы с его участием нельзя отнести к динамичным. Основное их содержание — это диалоги, которые ведет комиссар полиции со множеством людей. Это именно беседы, а не допросы (Мегрэ с ужасающей очевидностью понял, что можно мгновенно парализовать сразу несколько человек простым вопросом: «что именно вы делали между шестью и семью вечера?»), а смысл их хорошо виден из фрагмента разговора Мегрэ со своим давним другом доктором Пардоном:

— Вы из тех, кто призван восстанавливать справедливость… И однако можно сказать, что, арестовывая виновного, вы делаете это как будто с сожалением.

— Так бывает, верно.

— В то же время вы принимаете расследование близко к сердцу, как если бы это касалось вас лично.

Мегрэ невесело усмехнулся.

— Ведь каждый раз я соприкасаюсь с чьей-то нелегкой судьбой и как бы заново прохожу жизненный путь этого человека, отыскивая мотивы его поступков… Когда вы идете к неведомому для вас больному, разве его излечение не становится вашим личным делом и вы не боретесь за его жизнь, словно этот больной самое дорогое для вас существо?

detectivemethod.ru

Книги история Комиссара Мегрэ Жорж Сименон Краткое содержание произведения.

Во время войны Жорж Сименон, уже ставший к этому времени знаменитым писателем, помогает эвакуировать бельгийских беженцев в район г. Аарашель на берег Атлантического океана. Неподалеку от этого города он живет с семьей на ферме до конца войны, много и плодотворно пишет. В 1945 г. он переселяется в США, затем в Канаду, много путешествует, посещает разные страны. В Европу он возвращается только в 1955 г. и окончательно поселяется в Швейцарии.

В его послевоенном творчестве возрастает число книг без Мегрэ. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Книги история Комиссара Мегрэ Жорж Сименон. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Он, правда, продолжает выпускать по два-три романа в год, где действует этот полюбившийся читателям персонаж, но главное внимание уделяет теперь произведениям, в которых показано, что же происходит с личностью, когда нет помощи со стороны мудрого, справедливого и человечного Мегрэ. Сименон назвал эти романы «трудными» (некоторые из них переводились на русский язык: «Человек из Лондона», «Братья Рико», «Президент», «И все-таки орешник зеленеет» и др.). И не потому, что они трудны для чтения, напротив, они увлекательно написаны, а потому, что в них речь идет о трудных случаях в жизни людей, оказавшихся, как правило, в трагической ситуации социального одиночества. В этих книгах передано с особой, сименоновской, убедительностью и почти физически ощутимой достоверностью гнетущее чувство загнанности, обреченности, которое испытывает обыкновенный, не сильный человек в гибельном конфликте со средой.

Почти все «трудные» романы имеют сходную основную структуру построения и развития сюжета. Но в каждом из них—свое наполнение социально-конкретным и индивидуально-человеческим материалом, и часто своя, особая тема. Тем этих множество. Здесь и злоключения «маленького человека», и некоммуникабельность в семье и в обществе, и борьба людей из-за денег, из-за власти, и несправедливая жестокость правосудия, и травля «чужаков» в сложившейся среде, и изображение изгоев общества (клошары, изгнанники, проститутки), и тема молодежи, ее жажда жизни, ее уязвимость и противопоставление фальши внешнего блеска подлинным простым ценностям и много других. Большинство книг Сименона отмечены демократизмом и резко критическим отношением к «сильным мира сего».

Послевоенная эпоха, социальные изменения накладывают отпечаток на произведения романиста, определяют их общую тональность. По мере углубления кризиса капиталистической системы в 50—60-е гг. и обнажения ее бесчеловечности все более драматизируются коллизии «трудных» романов Сименона. Порой ситуации, выбранные писателем, выглядят болезненно-патологическими. Отображая человеческие пороки, Сименон не отворачивается от «клинических» подчас случаев. Но в отличие от декадентской или фрейдистской литературы он видит социальные причины бед и несчастий и не сводит их к проявлениям несовершенства человеческой природы. Герои Сименона, страдающие от страхов и неврозов, отчуждены социальными механизмами от нормальной жизни. Их губит это невольное отключение от социальных связей. Мрачное, беспросветное, трагическое завершение человеческой жизни характерно для многих «трудных» романов. Но Сименон не пессимист. Он заявляет: «Я верю в человека». Недаром он видит свою миссию в том, чтобы не дать людям утратить человечность, открыть им простую истину, как важно оставаться людьми.

Но как бы ни был увлечен Сименон изданием «трудных» романов, он не прекращает писать о Мегрэ. Этого прежде всего требуют миллионы читателей, ибо популярность Мегрэ с годами явно стала нарастать (особенно в связи с множеством телефильмов о нем).

В названии книг о полицейском комиссаре, опубликованных после войны, непременно присутствует его фамилия: «Мегрэ и человек на скамейке», «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ путешествует», «Мегрэ сердится« и т. п. Тогда как в 30-е гг. в заглавия выносились или определение совершенного преступления, или обозначение мест действия: «Господин Галле повесился», «Се-силь умерла», «Шлюз № 1», «В подвалах отеля «Мажестик» и др. И это делается не только для того, чтобы отличить серию о Мегрэ от «трудных» романов, но еще и потому, что значительно возрос удельный вес этого персонажа, несколько сместился акцент в самом повествовании. Главное внимание автора теперь привлекают не столько детективный сюжет и техника расследования, сколько личность самого Мегрэ, его облик, его характеристика, история его жизни: «Первое дело Мегрэ», «Записки Мегрэ». Больше места уделяется теперь описанию его настроения, его ощущений, его одежды и его еды, подчеркивается старомодность Мегрэ и стабильность его вкусов и привычек. Чаще и подробнее говорится о жене комиссара—мадам Межрэ, об их быте, об их доме, о поездках за город и т. д. Словом, поздний Мегрэ приобрел большую значимость как личность, а непосредственно детективная сюжетная линия стала менее разветвленной и значительно упростилась. Действие романа теперь почти лишено побочных, ведущих в тупик ходов, четко сосредоточено на основной версии и на описании обстановки, помогающей ее доказать.

Такая концентрация внимания на облике Мегрэ позволяет автору как бы сгустить, сделать более наглядными и ощутимыми человечность, порядочность, честность, демократизм и нравственную чистоту этого персонажа. Образ Мегрэ стал своеобразным символом утраченных в буржуазном обществе человеческих, этических ценностей. Поэтому Сименона, да и его читателей, нисколько не смущает тот факт, что его герой, который в 26-летнем возрасте приходит в 1913 г. работать в полицию, действует в облике пожилого комиссара уже в 30-е гг. и появляется в том же возрасте (от 45 до 53 лет) и в 50-е и 60-е гг. Автор этим сознательно подчеркивает константную основу образа. Мегрэ остается всегда прежним и неизменным, всегда хорошим человеком, а мир вокруг него меняется к худшему. Такое сопоставление помогает писателю более наглядно и резко обличать углубившиеся пороки капиталистической действительности.

Но вместе с тем в романах о Мегрэ, написанных с середины 50-х и до 70-х гг., заметно ослабевает или несколько видоизменяется его функция спасителя, своего рода «наладчика судеб», защитника несправедливо обиженных и униженных, которая была его главным качеством в ранних книгах и вызвала к нему любовь читателей. «Наладчик судеб! Если б только это могло быть всерьез!»—с горечью записывает в своих дневниках Ж. Сименон, опубликованных в книге «Когда я был старым» . Однако, несмотря ни на что, Мегрэ, как и положено этому персонажу, по-прежнему стремится восстановить справедливость, спасти по мере сил человеческие и нравственные ценности. Но конкретные результаты этой его деятельности оказываются в романах последних пятнадцати—семнадцати лет творчества Сименона-романиста далеко не всегда успешными. Ограничение возможностей Мегрэ делает этот образ более достоверным, реальным, но вместе с тем и более «заземленным». Он перестает быть добрым волшебником, фольклорно-романтическим героем, непременно торжествующим победу над злом. Нет больше места Мегрэ — Санта-Клаусу, с мешком подарков, в нынешней суете его затолкают, забьют, отберут подарки. В романах о Мегрэ теперь явственно ощущается горечь и трагический привкус. Фактически эта серия сближается, почти сливается в единое целое с «трудными романами». И дело не только в том, что оказывается незащищенным «маленький человек», которого не в силах больше спасти детектив — носитель Добра, но и сам Мегрэ попадает нередко в положение персонажей «трудных» романов, переживает трагедию социального одиночества. Особенно это заметно в книгах, где герой Сименона входит в противоречие с той системой, частью которой он является как чиновник полиции. В этих случаях его социальная роль входит в конфликт с его человеческой сущностью. Гуманист, «наладчик судеб», оказывается бессильным перед государственно-бюрократическим аппаратом, стоящим на страже общества, враждебного личности.

Четыре романа настоящего сборника: «Мегрэ у министра» (1954), «Признания Мегрэ» (1959), «Гнев Мегрэ» (1963) и «Мегрэ и виноторговец» (1970)—дают яркое представление об образе позднего Мегрэ и его социальной трагедии.

«Мегрэ у министра»—произведение несколько необычное для серии романов о Мегрэ. В нем речь идет не о расследовании убийства, а о разоблачении грязной политической интриги. К середине 50-х гг. во Франции с особой очевидностью проявились продажность, коррупция, гнилость политиканов Четвертой республики, как бы возрождались те пороки Третьей республики, которые должны были, как надеялись прогрессивные силы Франции, исчезнуть после эпохи Сопротивления, выдвинувшей политических деятелей, более близких к народу и честных. Но их стали постепенно оттирать, а на их место шли прожженные политические карьеристы, сложившиеся еще до войны. Эту особенность отмечал, например, известный французский политолог Ж.-Фове: «Если режим был порочен, неприспособлен, архаичен, то не было ли это частично результатом того, что с самого начала народные элементы движения Сопротивления были устранены в пользу старых деятелей Третьей республики»Жорж Сименон, который жил в это время в Америке, пристально следил за развитием политической жизни Франции, и в своем романе он. конкретно продемонстрировал, как именно «были устранены» с политической арены деятели, вышедшие из движения Сопротивления. В сложившемся к 1954 г. политическом климате эти люди уже выглядели «белыми воронами». Сименон увидел в этой ситуации пример той трагедии социального одиночества, от которой страдали персонажи его «трудных» романов. Поэтому он создает образ министра Огюста Пуана, который «был избран депутатом после войны за твердый характер и безупречное поведение» и хотел, по словам автора, «внести немного чистоты и порядочности в общественные дела». Но в этой среде политиканов царят деятели, которые напоминают «кучу крабов, копошащихся в грязной корзине». Для этой «корзины», конечно, более подходящая фигура—беспринципный и грязный политикан Маскулен, не гнушающийся никакими средствами для достижения своих целей, а Пуан там чужеродный элемент. Он мешает мерзавцам типа Маскулена. Они его, несомненно, опозорили бы и раздавили, если бы не помощь со стороны Мегрэ. Полицейский комиссар и министр Пуан были внутренне родственны. «Это люди одной породы»,— пишет автор. И даже внешне они похожи, оба близки к народу и по происхождению и по симпатиям. Спасая Пуана, Мегрэ одновременно защищает порядочность, честность, гуманность и демократизм, которые втаптываются в грязь Маскуленом и ему подобными. Сименон пишет о таких людях с нескрываемой ненавистью, показывает, как они омерзительны.

Однако по ходу действия становится очевидным, что Мегрэ далеко не всесилен. Его талант сыщика, все его детективные усилия приводят лишь к тому, что он спасает репутацию Пуана, но оказывается не в состоянии публично разоблачить Маскулена и подлинных преступников, виновных в гибели ста двадцати восьми детей. Он доказал лишь непричастность Пуана к этому преступлению, но не смог помешать Маскулену делать карьеру, а тем, кто нажился на гибели детей, процветать и богатеть.

Дело в том, что и сам Мегрэ в какой-то степени тоже чужероден той системе, которую он обслуживает. Он может действовать только в узко определенных, ограниченных пределах уголовной полиции. Но характер дела, с которым сталкивается Мегрэ, шире этих пределов, так как оно затрагивает политический аппарат режима, фактически виновного в преступлении. А режим имеет своего защитника в виде Сюрте Насьональ, Управления полиции, непосредственно подчиненного министерству внутренних дел. Сименон не раз подчеркивал в разных книгах антагонизм между Сюрте и уголовной парижской полицией, где «работает» Мегрэ. Следует сказать, что Сименон не совсем точен, сводя деятельность Сюрте лишь к функциям политического сыска. В это управление входят и другие полицейские службы, в том числе и Уголовная полиция, работающая вне Парижа. Но Сименону было важно подчеркнуть, что Сюрте Насьональ значительно ближе к правительству и через свой сыскной политический отдел непосредственно отстаивает его интересы, а не интересы народа. Тогда как у полиции с набережной Орфевр, по мнению Сименона, еще есть хоть какие-то возможности действовать объективно, восстанавливая истину. Поэтому, характеризуя полицейских с улицы Соссэ (резиденция Сюрте), он показывает их более склонными к гнусным и подлым поступкам, чем полицейских с набережной Орфевр (Уголовная полиция). Поэтому и непосредственный исполнитель грязного замысла Маскулена был в прошлом работником Сюрте. В своем расследовании Мегрэ все время наталкивается на представителей с улицы Соссэ, которые или следят за его действиями, или пытаются им препятствовать, что наглядно показывает ограниченность практических возможностей Мегрэ в деле отстаивания справедливости.

Если в романе «Мегрэ у министра» главный герой может хотя бы частично исправить положение, то в «Признаниях Мегрэ» показано, что он оказывается не в состоянии предотвратить судебную ошибку, спасти невинно осужденного.

В отличие от большинства книг о Мегрэ история, рассказанная в этом романе, не развертывается на глазах у читателя, а как бы всплывает в памяти комиссара, чем подчеркивается ее несколько особый, исключительный характер. Очень важно, что этот случай герой Сименона вспоминает в беседе с доктором Пардоном — персонажем, неоднократно появляющимся на страницах серии о Мегрэ. Доктор Пардон чувствует свое бессилие, столкнувшись с неизлечимой болезнью. Комиссар Мегрэ — по мысли автора—тоже своего рода врач (недаром он начинал учиться на медицинском факультете), целитель социальных недугов—также встретился в своей практике с безнадежным случаем, когда он не может выполнить свою целительную, спасательную функцию.

Казалось бы, все в этом романе строится по привычной, ставшей уже классической схеме: человек попал в беду, улики против него, ограниченный судебный чиновник его обвиняет, а детективное расследование, которое проводит Мегрэ, восстанавливает подлинную картину преступления, и человек должен быть спасен. Но здесь человека осуждают, несмотря на расследование, проведенное Мегрэ. Побеждает глупый и злой судебный следователь Комелио, который, кстати сказать, в других книгах обычно был посрамляем Мегрэ. В чем же дело? Может быть, вдруг поглупел мудрый комиссар и утратил свой талант детектива? Нет, Мегрэ остается прежним и все, что он делает в этой истории, поражает прозорливостью и удивительным искусством проникновения в обстановку и в психологию людей. Дело в том, что резко возросла реальная сила Комелио и ему подобных. Роман был написан в 1959 г. под непосредственным впечатлением установления Пятой республики во Франции, которая законодательным порядком укрепила авторитарно-бюрократическую власть исполнительных органов государственного аппарата, в том числе судебное ведомство. Одним из первых законов нового режима был Ордонанс от 22 декабря 1958 г., который наделяет особым статусом магистратов (прокуроров, судей, судебных следователей), усиливает их влияние и значимость, дает им более высокие, чем прежде, привилегии.

Комелио принадлежит к магистратам. Эти люди, как правило, из социальной элиты, окончившие университет и высшую школу Магистратуры, заняты только своей карьерой, далеки от народа, от реальной жизни. Мегрэ всегда противостоял им и одерживал над ними победу именно потому, что он был силен своей близостью к народу, своим знанием людей, жизни, психологии. Но вот теперь магистраты получили закрепленную законом возможность помешать Мегрэ выполнить его функцию. В начале романа он жалуется Пардону: «За годы работы я наблюдал, как постепенно уменьшались наши права в пользу чиновников судебного ведомства». Случай с Огюстом Жоссе фактически проводится для того, чтобы показать, как пагубно для правосудия такое усиление роли магистратов и сужение прав офицеров Уголовной полиции. «Я орудие в руках прокурора»,— горестно констатирует Мегрэ, практически лишенный возможности влиять на ход следствия по делу Огюста Жоссе, которого он справедливо считал невиновным. Словом, установилась система, сковывающая деятельность Мегрэ по спасению людей. И дело не только в несовершенстве юридических механизмов Пятой республики. Сименон преобразует этот конкретный, вроде бы частный случай в типичный и обобщающий пример, иллюстрирующий углубление трагедии личности в обществе, которое становится все более враждебным подлинным человеческим ценностям.

В 60-е гг. сгущается атмосфера безнравственности и подлости, В романе «Гнев Мегрэ» Сименон показывает, что преступник, воплощающий этот мир грязи и цинизма, покушается на самое святое и ценное, на то, что составляет внутренний стержень и основу облика Мегрэ,— на его порядочность, безукоризненную честность и высокую нравственность. Расследование банального преступления, каких было много в книгах серии,—убийство на Монмартре владельца ночных кабаре, приводит комиссара к чудовищному открытию: убийца брал взятки якобы для того, чтобы вручить их самому Мегрэ, то есть силы зла, с которыми он боролся всю жизнь, пытались помимо его воли как бы втянуть в свою игру, объявить его, поборника Добра и Истины, соучастником своих гнусных дел, представить циничным и лицемерным. Можно понять его «гнев», его возмущение и ярость. Он сам мог бы стать жертвой, быть опозоренным, оказаться в ситуации, подобной той, в которой находился Пуан в «Мегрэ у министра». Поэтому расследование, которое он проводит, спасает уже не кого-нибудь, а его самого. Он, мудрый и всесильный в ранних романах, теперь в любой момент может разделить участь тех несчастных, которых ему доводилось защищать от несправедливости. Сименон показывает. тем самым, до какой степени пал нравственный климат общества.

Есть в романе еще один важный аспект, подтверждающий это углубление морального упадка. Убийство совершает адвокат, который по своей профессии призван не убивать, а защищать людей. Это так же чудовищно, как если бы врач стал душить пациента. Сама противоестественность преступления, равно как и попытка очернить Мегрэ вызывают «гнев» не только у сименоновского героя, но и у его создателя. Он разоблачает в этом произведении тяжелый недуг общества, утратившего последние остатки нравственности и человечности.

В романе «Мегрэ и виноторговец» комиссару удается прекрасно выполнить свою роль опытного детектива, он показал себя во всем блеске мастерства. Но дело дошло до того, что все его таланты, поставленные на службу враждебного интересам простых людей Государственного аппарата, оборачиваются во вред тому самому «маленькому человеку», которого он раньше защищал и спасал в критическую минуту. Здесь он отыскивает, ловит и фактически обрекает на гибель жертву, а не преступника. Детективный сюжет в этом романе вывернут наизнанку: убит подлинный преступник, а действительно пострадавшим является тот, кто убил. Расследование Мегрэ вскрывает глубокие социальные причины этого убийства. Детективное повествование становится здесь средством постепенного раскрытия образа убитого, богатого виноторговца Оскара Шабю. Не случайно Сименон показывает этого человека «чужаком» в той среде социальной элиты, в которую он пробился. Это обстоятельство заставляет его вести себя так, чтобы его сочли «своим», и потому он как бы утрирует, подчеркнуто акцентирует те качества, которые совершенно необходимы ему для преуспевания в высших сферах. Выясняется, что для этого нужно быть наглым, предельно жестоким человеком, абсолютно безнравственным и бессердечным дельцом и не гнушаться никакими средствами в делах, дабы добиться выгоды. Иными словами, чтобы стать «своим» в этой среде, нужно быть циничным, подлым и гнусным. А ведь речь идет о министрах, банкирах, коммерсантах, крупных дельцах. Оскар Шабю, таким образом, аккумулировал все негативные, бесчеловечные качества господствующего класса. В этом персонаже создан психологический портрет хищника современной формации. «Ему нужно было принижать все и вся, чтобы чувствовать себя сильным и могущественным». Естественно, что ужесточается и его эксплуататорская сущность и усиливается пренебрежение интересами и даже жизнью тех, кто на него работает. Поэтому его столкновение с Жильбером Пигу приобретает типичный характер. Он практически обрек своего бухгалтера, совершившего оплошность, на гибель, выгнав его в сорок пять лет на улицу. К тому же жена Пигу, впитавшая безнравственность и паразитические идеи «общества потребления», в конечном счете помогла Оскару Шабю добить этого несчастного, затравленного человека. Выстрел Пигу в своего ненавистного хозяина—естественная реакция доведенной до отчаяния жертвы. В нем отозвалась ненависть всех Жильберов Пигу ко всем Оскарам Шабю, отразились поляризация общественных сил, острота напряженных социальных противоречий.

Мегрэ целиком на стороне Жильбера Пигу и ему подобных. Он сам готов был бы выстрелить в мерзавца типа Оскара Шабю. Но по своему служебному положению он должен защищать именно Шабю и преследовать Пигу. Никогда еще с такой очевидностью не обнажался трагический конфликт между Мегрэ-чиновником и Мегрэ-человеком.

Из настоящего сборника видно, как в поздних романах о Мегрэ все явственнее проступает его бессилие изменить к лучшему ухудшающийся на его глазах мир. Поздний Мегрэ вырастает в трагическую фигуру. И не случайно прекратил о нем писать Сименон. Дело, по-видимому, не только в усталости и возрасте писателя, но и в том, что тема мудрого и доброго комиссара полиции, защитника «униженных и оскорбленных», явно исчерпала себя. Пришло время иных, более радикальных и практических способов защиты «маленького человека» в дегуманизированном капиталистическом мире.

Ю. Уваров

www.testsoch.info

Сименон, Жорж, биография, комиссар мегрэ

ИмяЖорж Сименон
Оригинал имениGeorges Simenon
Имя при рожденииGeorges Joseph Christian Simenon (Жорж Жозеф Кристиан Сименон)
Дата рождения13.02.1903
Место рожденияв Льеже, Бельгия
Дата смерти04.09.1989
Место смертив Лозанне, Швейцария
Род деятельностиписатель, Бельгии
Годы активности1919-1972
Жанрдетектив
Язык произведенийфранцузский
ДебютНа Мосту Стрелков, 1919

Жорж Жозеф Кристиан Сименон (Georges Joseph Christian Simenon, 13 февраля 1903, Льеж, Бельгия — 4 сентября 1989, Лозанна, Швейцария) — франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе. На его счету 425 книг, среди которых около 200 бульварных романов под 16 псевдонимами, 220 романов под настоящим именем и трехтомная автобиография. Наиболее известен серией детективов о полицейском комиссаре Мегрэ.

Биография

Жорж Сименон родился 13 февраля 1903 г. в Льеже в семье служащего. Его отец работал в страховой компании. В детстве сталкивался с квартирантами, снимавшими угол в доме родителей Сименона, которые давали образы для будущих произведений. Получил католическое воспитание и образование (Иезуитский колледж), хотя ярым католиком не был. В 1919 прекращает своё образование, даже не сдав выпускные экзамены в коллеже Сент-Льюис, начиная работать в газете Gazette de Liège. Работа репортером помогла Сименону уже в то время начать исследовать жизнь города, в это время задумываются первые его произведения. Вместе с тем, в то время молодой Сименон вёл достаточно разгульную ночную жизнь, вращаясь в самых разных кругах Льежа.

В 1919 Сименоном написана первая крупная работа «На Мосту Стрелков» (вышла в 1921).

В 1922 после смерти отца перебирается с женой (с которой познакомился ещё в Бельгии) в Париж, продолжив там литературную и журналистскую деятельность. Париж привлёк Сименона и дал ему ещё больше пищи для романов. Несмотря на женитьбу, продолжал оставаться влюбчивым человеком и, по мнению многих, имел огромное количество продолжительных и не очень связей.

В 1928-35 много путешествует, в том числе по Франции, на паруснике «Остгот». Сименон проплыл по рекам Бельгии и Голландии, выходил в Северное море до Бремена и Вильгельмсхафена. Ему нравилось работать на паруснике, он печатал свои романы, отдыхал на палубе и наслаждался жизнью. На обратном пути они снова оказались на севере Голландии, в городке Делфзейл, где Сименон приступил к созданию детективного романа о комиссаре Мегрэ.

Комиссар Мегрэ

Так, в 1929 родился первый роман Сименона с участием комиссара Мегрэ, героем, сделавшим Сименона всемирно известным писателем, хотя сам этот роман — «Петерс Латыш» — известен мало. К этому времени относятся такие произведения, как «Нокс неуловимый», «Мадемуазель Икс», «Господин Галле скончался», «Цена Головы». Кроме того, сочиняет множество несложных романов, которые сам считал «коммерческими» («Записки машинистки» и др.).

Издатель Фейар, которому Сименон принес свой первый детективный роман, по мнению многих, имел безошибочное чутьё в отношении того, будет произведение иметь успех или нет. Писатель вспоминал потом в своей автобиографической книге «Я диктую», как, прочитав рукопись, Фейар сказал: «Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваши романы не похожи на настоящий детектив. Детективный роман развивается, как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. Да и комиссар ваш отнюдь не совершенство — не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается всё печально. Любви нет, свадеб тоже. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?»

www.cultin.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>