Когда и кто придумал шахматы


История шахмат - родина, кто придумал и как возникли шахматы

Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

Спорная версия

Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  1. доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  2. фигурки внешне схожи с шахматными;
  3. всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  4. король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Дальнейшее движение игры по миру

Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

  • 2 игрока;
  • 2 комплекта фигур;
  • отказ от костей;
  • очередность совершения хода;
  • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
  • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

  • арабы – шатрандж;
  • персы – шатранг;
  • буряты – шатар;
  • монголы – хиаштар;
  • таджики – шахмат.

Проникновение шахмат на восток

В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

Основные изменения:

  • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
  • отсутствие рокировки;
  • фигуры расположены в пунктах;
  • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
  • отсутствия взятия фигуры на проходе;
  • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
  • добавлена фигура – пушка.

Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

Тайский и камбоджийский вариант

Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

  • доска 9 на 9 клеток;
  • расположение фигур на полях;
  • превращение фигур по достижении горизонтали;
  • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
  • фигуры одноцветные;
  • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

Малайзия и Бирма

Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

Итак, основные особенности бирманских шахмат:

  1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
  2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
  3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
  4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
  5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
  6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

Характеристики игры:

  1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
  2. На некоторых есть диагональные разметки.
  3. Фигуры расположены в клетках.
  4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
  5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
  6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
  7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

Шахматы на Руси

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

Церковь против игры

Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

Особый вид «сумасшедших» шахмат

Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.

Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.

Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

Долгий путь шахмат

Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:

  • дебют (отдельная часть – гамбит);
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль.

Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.

Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

Шахматы как вид спорта

Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

Читайте также:

levico.ru

Кто придумал шахматы: народное творчество

Доброго времени суток, дорогой друг!

Общепринятое мнение, что происхождение шахмат индийское. Конкретное авторство шахматной игры до сих пор не установлено. Кто придумал шахматы? Историки считают, что изобретение шахмат – плод коллективного творчества нескольких народов.

Относительно происхождения шахмат бытует несколько легенд. Наиболее расхожая такая:

Приблизительно в шестом веке в Индии появилась игра под названием чатуранга.

Доска в чатуранге выглядит следующим образом: Играют четыре человека. Двое против двоих. У каждого свое «войско» определенного цвета. Задача игры – уничтожить все фигуры противника.

Впоследствии, по мере распространения чатуранги на древнем Востоке, количество игроков уменьшилось до двух , и  по 16 фигур каждому. То есть примерно так, как мы знаем шахматы сегодня.

Интересный факт: в чатуранге ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Историки сходятся во мнении, что шахматы с правилами игры, похожими на современные, появились в 6 веке. Именно этим временем датированы найденные рукописи, в которых впервые упомянуты шахматы.

Распространение по миру

Примерно в 7 веке чатурангой заинтересовались арабы, китайцы и другие народы юго-восточной Азии. Соответственно игра претерпевала изменения, включая название.

Шатранж у арабов, у персов — шатранг  . На востоке – китайская сянци, через море — японская версия - сёги. В Таиланде – макрук. Эти разновидности до сих пор занимают доминирующее положение на Востоке.

Примерно в 8 – 9 веках шахматы обосновались в Европе. Начиная с Испании, куда арабы «занесли» шатранж. Затем Франция и к концу 9 века шахматы завоевали сердца большинства народов Европы, включая Скандинавию.

На Русской земле шахматы, как говорят историки, вначале появились прямиком из Персии примерно в девятом веке. Затем, по обыкновению, сказалось влияние просвещенной Европы и где-то веке в десятом, шахматы на Руси окончательно приобрели европейские очертания.

Правила шахмат также претерпевали изменения постепенно.

Интересный факт: В Италии в восемнадцатом веке существовало правило: пешка, при достижении поля превращения, может стать  только той фигурой, которая на доске отсутствует в данный момент. Пешка на последней горизонтали могла остаться пешкой. Превращение происходило в момент взятия какой -либо фигуры соперником. Пешка становилась этой взятой фигурой.

Гонения

В 14-16 веках шахматы  практиковались и в логической версии, и в «азартной». Правила были похожи на правила чатуранги. Когда ход определялся числом, выпавшим на игральных костях.

Этот вид шахмат воспринимался как разновидность игры в кости и подвергался запретам со стороны  церкви, как азартная игра.

Неприятие «азартных» шахмат демонстрировали и многие государственные деятели, приравнивая шахматы к занятиям праздного времяпровождения.

Однако запреты запретами, но шахматы распространялись в европейской культуре все больше. Кстати, в том числе и в среде духовенства. При раскопках шахматы находили и находят едва ли не в каждой усадьбе 15 века.

Постепенно запреты начали просто игнорировать. Более того, в среде придворных, дипломатов, умение хорошо играть в шахматы признавалось правилом хорошего тона.

Развитие теории 

В 16-17 веке правила шахмат постепенно унифицировались. Стало возможным развитие теоретических моделей игры.

Автором одной из первых таких моделей был Филидор. В противовес господствовавшим ранее сугубо комбинационным методам ведения игры, он ввел понятие  борьбы за центр.  Контргамбитные способы ведения борьбы.

По мнению Филидора, ключевую роль в партии играет пешечное расположение. Именно вокруг пешечных цепей строится вся игра.

В 1585 году прошел первый международный турнир в Испании.

Вид спорта

Века с 17 начинают создаваться шахматные клубы. Появились первые профессионалы.

Интересный факт: Итальянский мастер Лоренцо Буснардо по неподтвержденным данным, ужу в 17 веке заработал целое состояние, участвуя в турнирах.

В 18 веке стали проходить национальные первенства, затем международные турниры и матчи.

Первым неофициальным чемпионом мира был объявлен Адольф Андерсен, одержавший победу в турнире в Лондоне в 1851 году. Затем корона перешла к Полу Морфи, затем вернулась к Андерсену, после того, как Морфи перестал выступать.

И наконец, первым официальный мировым чемпионом  стал Вильгельм Стейниц, победивший в матче  И. Цукерторта в 1886г.

Еще одно эпохальное событие –установление контроля времени. Вначале были простые песочные часы. Изобретателем настоящих шахматных часов является англичанин T.Уилсон

Именно с контролем времени во многом связана спортивная составляющая, которая со временем заставила мировое сообщество признать шахматы как вид спорта.

Пути развития шахмат

В 20 веке шахматы активно развивались. Существенный вклад в этот процесс внесла советская шахматная школа. В СССР шахматы культивировались и поддерживались государством.

С распадом страны в шахматах наметился некоторый застой. Шахматам трудно конкурировать по зрелищности  и доходности с такими видами, как футбол например.

ФИДЕ предпринимает попытки сделать турниры более зрелищными и привлекательными для спонсоров. Так, на смену круговой, появилась нокаут-система и некоторые другие изменения, связанные в основном с убыстрением игры.

Конец 20 века ознаменовался еще одним эпохальным событием, – компьютеризацией шахмат. Сегодня лучшие компьютерные программы играют сильнее человека.

Глубокая проработка теории и компьютеризация привели к повышению популярности нетрадиционных видов шахмат. Например, шахмат Фишера, где значение дебютной теории практически сведено на нет.

И все же шахматы в нашей стране возрождаются. Это отрадный факт. Есть уверенность, что это не одноразовый всплеск, а долговременный тренд.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

chessmatenok.ru

Где, когда и как появились шахматы ? | История происхождения шахмат

Кто придумал шахматы? Где изобрели шахматы? Откуда произошли шахматы? А главное, когда появились шахматы? Пожалуй, в нашем веке эти вопросы до сих пор остаются открытыми и неизведанными для нас. В данной статье мы постараемся подробно рассказать Вам об истории происхождения шахмат, ориентируясь на гипотезы учёных и информацию, добытую из древних источников.

Рождение шахмат

Прародиной шахмат является, древнее восточное государство, Индия, ставшая в конце VI века нашей эры основателем общепризнанного развлечения – чатуранга. «Что такое чатуранга?», - спросите Вы. Чатуранга представляла собой доску, состоящую из 64-х клеток и комплекта фигур: одна колесница (ратха), один боевой слон (хасти), одна конница, либо всадник (ашва), четыре пеших солдата (падати) и один король (раджа). Если взглянуть на них, то можно сказать, что они чем-то похожи на нынешние шахматные фигуры.

                           

 Первым письменным документом, свидетельствующим о чатуранге, является роман «Харчашарита», который был написан на древнем литературном языке Индии (санскрите). Он был сотворён поэтом, служащим при дворе короля, Харши Баной, живший приблизительно в середине VII века нашей эры. В данном произведении автор подчёркивает социальное положение большинства мирных жителей: всюду коррупция, казни за виновное деяния и лишь единицы занимаются изучением, познанием чатуранги, развиваясь при этом всесторонне. Помимо этого существует ещё один интересный исторический документ как «Чатранг-Намак», составленный на среднеперсидском языке и повествующий о том, как чатуранга (чатранг) проникла в Персидское государство во времена царствования Хосрова I. При этом Арабское историческое сообщество в большей мере склоняются в том, что, действительно: шахматы берут своё начало в северной части полуострова Индостан и потом просочились сквозь торговые пути, караваны на Ближний Восток.

Большинство арабских историков, основываясь на различных сведениях и фактах, считает, что легенда о человеке, который придумал шахматы, может носить в себе и действительный характер. Та самая легенда имеет следующее содержание: Однажды в королевский двор пришёл незнакомец, который держал в руках какую-то заманчивую, вырезанную точно из дерева доску. Ему удалось пройти к самому правителю, предложив поразмыслить над задачей: «Какое количество зёрен должно получиться на всей поверхности доски, если на последующей ячейке это число увеличивалось бы в двойном размере?». В случае неудачи глава государства должен был выдать проходимцу то количество злаковых культур, сколько вышло в итоге задачи. Спустя время монарху стало понятно, что такого числа зёрен на свете попросту не существует (оно примерно равняется 18,5 секстильонам штук). Учёные предполагают, что того самого проходимца звали Сассой, либо Сиссой бен Дахиром. В любом случае тот, кто догадался изобрести столь необычную, сложную, логическую игру, считается гением, в исчерпывающем его смысле.

Что касается механики и алгоритма действий в чатуранге, мы будем опираться на информацию, добытую из трактата «Кавьяланкара», написанного индийским мыслителем Рудратой в IX веке нашей эры. В данном произведении предлагаются возможные варианты прохождения всего поля доски одни конём, ладьёй (колесницей), либо слоном. Направление движения по игровому полю у ладьи и коня были аналогичны нынешним фигурам, при этом слон с большей вероятностью мог передвигаться на 1 клетку по диагонали во всех четырёх направлениях и на 1 клетку вперёд. Впрочем, досконального свода правил игры в чатурангу не существует, но с каждым годом предпринимаются всё новые и новые попытки обнаружения какой-либо информации о чатуранге.

Путешествие шахмат:

I. Шатрандж

На одном месте шахматы долго задерживаться не стали: после того, как Персия оказалась под покровительством Арабского халифата в середине VII века, игра «чатранг» была переименована в «шатрандж». До наших дней сохранились документы, в которых прописаны основные правила шатранджа:

  1. Игрок считался победителем, если он провёл мат, пат, либо ликвидировал все фигуры противника;
  2. При этом ферзь мог ходить на 1 клетку по диагонали в любом из направлений, а слон – через 1 клетку по диагонали в любом направлении;
  3. Отсутствовала рокировка (особый ход в игре, который позволял горизонтально передвигать короля, аналогичного по цвету, в сторону ладьи).
  4. Арабские мастера шатранджа начинали партию с упорядочивания на своей половине доски всех имеющихся фигур.

Далее данное развлечение перекочёвывает в Монголию, где его называли «шатар», либо «хиашатар». Потом, спустя время, шатрандж попадает к такому славному иранскому народу как таджики, где уже игра приобретает название «шахмат», что означает на русский диалект «властитель повержен».

II. Поход в Азию

Следующим направлением шатранджа стала Юго-Восточная Азия, а именно Таиланд, Япония, Китай, Корея. Жители данного региона были удивлены такому нововведению, правилам, по которым играли в это развлечение, так как у них уже существовали свои «изюминки» в подобных играх:

  1. Отсутствие рокировки как в Европе;
  2. Перемещения фигурок совершаются на, сравнительно, малые дистанции.

Поэтому под влиянием своих специфических черт и тех, которые пришли извне, возникла китайская игра «сянци» (слева), от которой в дальнейшем изобрели корейскую игру «чанги» (справа). Оба игрища неповторимы в своём дизайне и алгоритме действий, что является их основной отличительной чертой от других настольных игр:

  1. Вариант размещения фигур на доске. Вместо клеток (полей) так называемые «пункты» - точки с пересекающимися на них линиями доски. На этих точках размещаются фигурки. Доска разделена на девяноста пунктов.
  2. В Вашей армии прибавлена новая фигура «пушка», позволяющая атаковать по фигурам соперника путём перепрыгивания через них.
  3. Присутствуют фигуры с определённым радиусом воздействия, т.е. их ход возможен лишь в пределах конкретной части доски.
  4. В данных играх слон и конь не «перепрыгают» через клетки со стоящими на них фигурками, подобно шатранджу, а перемещаются в плоскости самой доски.

 

Помимо этого, позднее возникли таиландские шахматы «макрук», в большей степени похожие по своему алгоритму игры на чатурангу. Они отличаются тем, что ладья совершает ход как в шатрандже, а слон – как в чатуранге.

 Но на этом не останавливается развитие шатранджа (шахмат) в юго-восточном регионе: его завершающим компонентом является японская игра «сёги», которая считается предположительным родственником сянци и макрук. Особенности сёги:

  1. Игровая доска стала буквальнее, то есть проста на глаз.
  2. Игра поимела от западных капиталистов некоторые качества, тем самым став более похоже на европейскую модель: фигурки помещаются на клетки, а не на те самые пункты, поле расширилось до 9-и полей в длину и 9-и в ширину; близкородственно к макруку по изначальным положениям и ходам определённых фигурок.
  3. В сёги, так же как и в макруке, наблюдается превращение. Что такое «превращение»? Превращение – это процесс, в котором плоская разрисованная фишка доходит до 1-й из 3-х крайних горизонтальных линий, при этом переворачиваясь и меняя свой рисунок на знак, говорящий о том, что Вы «перевоплотились». А далее перед нами открывается одна очень крутая способность: захваченные Вами фигурки противника имеют право быть выставленными вместо Вашего хода на любые клетки доски в качестве своих (Ваших). Именно по этой причине в данной игре все фигуры принимают 1 цвет, а, что касается их постановки, то они ставятся острым концом в направление оппонента.

III. Новинка в Европе

Поскольку Пиренейский полуостров (нынешняя территория Испании и Португалии) когда-то принадлежал могущественному Арабскому халифату, соответственно и те традиции, обычаи, культурное наследие и достопримечательности стали основой последующего приобретения популярности в Европе.

  

Главным историком шахмат XIX века считался английский математик Марри Гарольд Джеймс Русвен Мэррей. Интерес к истории происхождения шахмат возник у него в 1893-м году. Тогда ему удалось добыть завещания графа Уржеля Эрменгола и графини Эрмезинды Каркассонской, что являлось, своего рода, первоначальным упоминанием о шахматах (XI век). Также Гарольд считает, что в шахматах ранней Европы существовало 2 обычая:

  1. Набирающий высоту к Испании и хорошо знакомый в Англии (непосредственно из-за нормандских походов) и Франции. Для данной традиции было свойственно резервирование культурного наследия арабов, что выявлялось в шахматной номенклатуре: фигурка, которая находилась в непосредственной близи от короля, называлась «ферзь», а офицер назывался на старофранцузском диалекте «aufin», что напрямую свидетельствовало об арабском происхождении.
  2. Закрепившийся в Италии, а спустя время в Германии, на Скандинавском полуострове. Данный обычай обзывают ещё и континентальным обычаем. Здесь шахматы рассматривались уже только в плане игры, поучающей нормам морали и дающей представление о государстве, только в маленьком формате: ферзь был переименован в королеву, а офицер (слон) в епископа. При этом в некоторых государствах наблюдались противоречия, ведь спустя время «королева» выдвинула назад слово «ферзь», а при превращении пешки на доске появляется фигурка королевы. Это явно вызвало волну негодования в Европе, и поэтому в таких странах были введены запреты на превращения, и «королева» называлась «девой», либо «женщиной».

В 1061-м году кардинал епископского сана, то есть старший по чину среди прочих кардиналов, Остии (субурбикарной епархии, относящийся к общей Римской епархии) Пётр Дамиани в своей очередной записке к папе Александру Второму (1061-1073) был недоволен поведением одного из флорентийских епископов – он злоупотреблял игрой в шахматы. С воззрения Петра, данное увлечение было эквивалентно запальчивому игрищу в кости. Гарольд Мэррей, английский историк шахмат, считает, что Дамиани многое знал про шахматы, в которых ход совершался за счёт броска кубиков, отсюда следует, что он мог уклониться от духовного табу путём игры в развлечение без костей. Если говорить о костях, то можно сказать, что они использовались в Европе в XI-XIV вв. в качестве дополнения к шахматам. Многократно предпринимались попытки полной ликвидации этого развлечения в слоях духовенства, но позднее шахматы закрепились в обществе и начали считаться увлечением высокообразованных слоёв.

Одним из самых богатых источников по истории возникновения шахмат в Европе считается «трактат Альфонса Мудрого», написанный в 1283-м г. при короле Кастилии и Леона, Альфонсе Десятом. В данном документе прописаны основополагающие нормы игры в шахматы, в большей мере унаследованные от шантранджа, а также в нём рассказывается о немногих нововведениях, например:

  1. Ферзь и пешка имеют возможность совершить «скачок» на 2 клетки, а не на одну (что касается пешек, то это правило действительно в наши дни).
  2. Заданное разрешение на «скачок» могло быть лишь у ферзя, который прошёл превращение при том условии, если он уже сошёл с шахматной доски.

 

Тем временем, в северной части Италии создаётся труд церковнослужителя Якобуса Цессолеса « Об обычаях людей простых и знатных», гласящий о том, что тот самый «скачок» может быть использован королём, либо королём вместе с ферзём уже на первом ходу игры. Помимо этого Якобус рассказывает, что пат равноценен ничье, а король, который оказался полностью в осаде у одного из оппонентов, то есть «голым», не утверждает автоматическое поражение. 

Большую роль в распространении шахмат по Европе сыграли скандинавские воины-мореходы, именуемые викингами. С эпохой их морских походов историки объединяют, пожалуй, самый популярный шахматный комплекс, найденный в 1831-м году на острове Льюис, что неподалёку от Шотландии. При этом доскональное время и место сотворения семидесяти восьми фигур, которые выдолблены из моржового бивня и китового зуба, неведомо, однако, опираясь на гипотезы, можно предположить, что они были созданы в Тронхейме (на данный момент является третьим по населению городом в Норвегии) во второй половине XII века.    

В Восточной Римской империи (395-1453) шахматы «затрикион» взяли своё начало приблизительно в IX веке, после вытеснения шатранджа из повседневного вида развлечений. Играли в них, как датируется в джокументах, на круглых досках. И опять же в этом государстве наблюдались притеснения данной игры со стороны духовенства.

И вот наконец-то мы добрались до нашей Руси: опираясь на исторические документы, можно предположить, что слово «шахматы» возникло, примерно в XIII веке, однако существуют находки, демонстрирующие шахматы, сделанные в XI-XII вв. «Это – да, но каким образом шахматы, возникшие в Азии, дошли до границ Руси?» Всё очень просто: Русь в целом имела статус вовсе не консервативного государства, то есть славяне были только рады завести какие-либо новые знакомства, следовательно, налаживая при этом торговые пути. Блестящим примером таких торговых путей может послужить содружествоРуси и Арабского халифата, где был популярен шатрандж. Соответственно, данная игра была способна проникнуть на Русь или через западное побережье Каспийского моря, прямиком из Персии или Хазарского каганата или из среднеазиатских земель через Хорезм – развитый цивилизованный на тот момент регион, сквозь который просачивались основные поставки сырья из Азии в Европу.

Казалось бы, теми самыми документами на Руси должны были быть летописи, но – нет. Как считает Исаак Максович Линдер, советский и российский историк шахмат, такой поворот событий объясняется тем, что Русь могла унаследовать обычай порицания шахмат православной церковью в качестве запальчивого игрища от соседнего государства – Византии, так как летописи, в основном, писались духовенством. Городом, где были обнаружены пятьдесят восемь фигурок, датирующихся XII-XV веком, извлеченные из тридцати шести комплектов, является Великий Новгород, а именно Неревский раскоп – жилой квартал раннего Средневековья, который находился на северо-западе города; непосредственным участником этой операции в 1964-м году был сам Исаак Линдер.

В заключение можно сказать: История происхождения шахмат прошла очень длительный, сложный путь практического развития, преодолевая все трудности и препятствия со стороны духовенства. На данный момент нет ни одного континента, где бы они не побывали. В XXI веке игра в шахматы представляется нам, по большому счёту, скучным, не интересным занятием, хотя мы даже не догадываемся какие силы предков были вложены в них на протяжении тысячелетий. Как говорил легендарный Роберт Фишер: «Шахматы – это жизнь», поэтому, дорогие друзья, любите каждый прожитый момент, купив при этом наши высококачественные шахматы!

Магазин настольных игр и сувениров

chess37.ru

Кто придумал шахматы

СРОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ! На 60 дней. Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб. Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий. И мне, как дочери Шахматиста и международного арбитра по шахматам (одного из старейших и самых опытных арбитров России), было очень интересно покопаться в книгах папиной библиотеки и других источниках, и вот что я с большим удовольствием накопала.

На этот счет существует несколько легенд. Можно выбрать любую, какая больше нравится. Хотя можно верить и во все сразу, они не исключают друг друга.

§ Легенда про Талханда, рассказанная Фирдоуси § Про шахматы и зерно § Чатуранга § Шатранг § Где изобрели шахматы § Когда их изобрели § Развитие шахматной игры

Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»

Эта легенда описана тысячу лет назад персидским поэтом Фирдоуси в эпосе «Шахнаме» («Книга царей»).

Жили в древней Индии два брата-близнеца, два царевича — Гав и Талханд. И, как это часто бывало в истории, разгорелась между ними борьба за власть. В поэме говорится, что царица не могла отдать никому из них предпочтение, т.к. одинаково сильно любила обоих сыновей. Это мне, конечно, понятно. Непонятно другое — почему в таком случае она не разделила свое царство пополам. Разделила бы и отдала каждому сыну полцарства. Но она этого не сделала, и в результате каждый царевич собрал себе войско, и был объявлен бой, который должен был определить сильнейшего. И было ясно, что бой будет не на жизнь, а на смерть, т.к. фактически никто не мог оттуда сбежать — поле боя устроили на берегу моря и со всех сторон окружили глубоким рвом с водой. В поэме опять же говорится, что пока шел бой, царица не спала, не ела. Переживала. Стало быть, знала про этот бой и наблюдала издалека. Талханд в этом бою погиб. Когда царице сообщили о смерти Талханда, она впала в отчаяние и стала упрекать Гава, что тот погубил своего брата. Тут как-то не прослеживается логика. Она что, не понимала, что один из ее сыновей погибнет в этом бою? Напрашивается вывод, что, видимо, условием боя было — не убивать царевичей. Как в шахматах — разгромить войско, но самого короля трогать нельзя, можно только объявить мат. Если так, то логика есть. При разборках выяснилось, что Гав не убивал Талханда. На его теле не было ни одной раны. Талханд умер от зноя, голода и жажды, потеряв сознание, сидя на своем слоне. При чем же здесь шахматы? А вот при чем. Царица потребовала, чтоб ей показали все в подробностях — как развивался бой, и как так получилось, что Талханд погиб, не имея ран. Гав, чтобы реабилитироваться в глазах матери, созвал самых мудрых мобедов. Мобед — это священнослужитель в зороастризме. (Члены семейки были зороастрийцами. В Индии до сих пор небольшой процент населения исповедует эту древнюю религию.) Итак, мобеды прибыли — и всю ночь, не смыкая глаз, вникали в суть дела: изучали, какой формы было поле битвы, где располагались рвы, как проходил бой, как перемещались шахи и их войска и прочие подробности. После чего из эбенового дерева они сделали квадратную доску, изображающую поле битвы, а из слоновой кости вырезали и расставили на доске фигуры — два войска лицом друг к другу. На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной доске 64 клетки — 8 по горизонтали и 8 по вертикали). Передний ряд — пехота, за ней — конница. Шах располагался в центре своего войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший помощник. Далее — два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше — два коня. А по краям — две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий ряд — пехота (см. ниже — выделенные красным строчки), т.е. если верить этой легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда. Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!

Но интереснее об этом прочитать первоисточник в переводе Михаила Дьяконова — известного востоковеда. Вот этот текст:

И дальше Фирдоуси описывает правило хода для каждой фигуры:

    В этом тексте столько всего интересного! Например:
  • «Кто поле пройдет, будет славен умом, Подобно наставнику, рядом с царем.»

    Прослеживается аналог превращения пешки (когда пешка, дойдя до противоположного края доски, может превратиться в любую фигуру своего цвета).

  • Или взять образ наставника, который стоит рядом с царем и «всех мудрых мудрей». «Вот шах посредине дружины своей, С ним рядом наставник — всех мудрых мудрей.»

    В современных шахматах рядом с королем вместо наставника располагается ферзь, т.е. по-простому, королева. Разве не символично, что наставник (мужской род) плавно трансформировался в королеву, подругу короля (женский род). :-)

  • Плавно трансформировалось и поле его (её) деятельности: «Наставник в сраженье близ шаха идет И только на клетку уходит вперед».

    В современных шахматах ферзь, как известно, не привязан к королю и гуляет по всей доске без ограничений — как по вертикали-горизонтали, так и по диагонали.

  • Боевые слоны тоже расширили свое поле деятельности. Вернее, удлинили его. «Три клетки идут боевые слоны, Им битвы поля на две мили видны».

    Только из этого текста не ясно, каким образом они перемещались на три поля: прямо — или по диагонали, как сейчас. А вот действительно, по логике вроде бы не должен слон одним ходом допрыгивать до дальнего конца доски, не такие уж они прыткие, слоны-то. Но в современных шахматах допрыгивает запросто. :-)

  • Зато конь с тех давних пор не изменяет себе, так и скачет буквой Г: «И конь может тоже три клетки идти, Но к третьей бежит, уклоняясь с пути».
  • А еще мне лично жаль, что верблюды исчезли из оборота. С верблюдами шахматы были бы еще класснее!
  • Ну и птица Рух, конечно. Скромненько уступила место красавице ладье. А ведь она (птица Рух) была такая огромная, что во время полета своими крыльями закрывала солнце и могла легко поднять в воздух слона! Если бы она не покинула шахматную доску, то развитие шахмат, наверное, пошло бы по какому-то другому пути…
  • А про рокировку что-то ничего не пишут. Видимо, ее в первоначальном варианте не было.

В общем, ход за ходом, Гав при поддержке приглашенных мобедов на этой шахматной доске воссоздал для своей матери-царицы всю картину битвы. Так и возникли шахматы.

А дальше совсем грустно (хотя куда уж грустнее, если Талханд погиб). Мать-царица сидела над этой шахматной доской, убитая горем, без пищи и воды, проливая горькие слезы до тех пор, пока не пришел ее конец.

Легенда №2 «Про шахматы и зерно»

Это самая, пожалуй, распространенная история о том, как жил-был в Индии один брамин, и однажды он придумал шахматы. Просто взял и изобрел их. На досуге. В свободное от своих браминских дел время. И индийскому царю это изобретение так пришлось по душе, что он сказал брамину: — О, великий изобретатель сей прекрасной игры, мудрейший из мудрейших, проси любую награду, все исполню. Так или примерно так сказал индийский царь в восхищении. Хотя в некоторых вариантах этой истории накручена еще идеологическая подоплека — якобы брамин вовсе не просто так изобрел те шахматы, а с великой тайной целью. Царь тот, оказывается, так плохо управлялся с государственными делами, что привел свое царство в упадок, а советы всяких мудрых браминов он не слушал. И чтобы мягко и деликатно показать царю, что один он в поле не воин, и что без помощи остальных государственных фигур (и даже пешек!) он ничего не сможет поделать, вот с этой великой целью и придумал брамин на досуге шахматы. Намек царем был понят правильно, и решил он брамина отблагодарить за преподнесенный урок житейской мудрости. Была там эта идеологическая подоплека или нет, в любом случае результат налицо: «Проси любую награду, все исполню». А брамин не будь дурак… Некоторые варианты этой истории добавляют, что это был тот самый брамин, который изобрел степень числа. Тот самый это был брамин или нет — нам не ведомо, но уж точно возведение в степень ему было известно (в отличие, видимо, от царя). И он легко так говорит: — О, великий царь! Я маленький скромный брамин, и много богатств мне не надобно. Дай мне просто немного зерна, да и хватит. Совсем чуть-чуть. Положи на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два зернышка, на третью — четыре… и так далее… постоянно удваивая. Странный какой-то брамин, — подумал царь, — ну да ладно. Не хочет много зерна — не надо. Дам ему сколько просит. Положил он на первую клетку одно зернышко, на вторую — 2, на третью — 4, на четвертую — 8, на пятую — 16… и т.д…. Сначала опустел его первый амбар… Потом второй… третий… Царь уже был не рад, что связался с этим ушлым брамином. Ему уже не нужны никакие шахматы! Он уже отдал брамину все зерно, которое было в его стране, а к 64-ой клетке еще и близко не подобрался!.. И с тех пор всем детям в школе при изучении возведения числа в степень задают по математике одну и ту же задачку — про несчастного царя, ушлого брамина и зерно на шахматной доске.

И кстати! Некоторые историки шахмат утверждают, что эта легенда относится примерно к тысячному году ДО н.э.! (Это к вопросу «Когда изобрели шахматы»)

История №3 «Чатуранга»

Шахматные историки считают, что прародительницей современных шахмат является древнеиндийская игра чатуранга. Слово «чатуранга» означает «войско, состоящее из 4-х частей»: пехота, конница, слоны и колесницы.

Доска чатуранги, как и современных шахмат, поделена на 64 клетки. В каждом углу размещаются 4 пешки (пехота), 1 конь (конница), 1 слон, 1 ладья (колесница) и 1 король (полководец). Играют четыре человека, двое на двое, у каждого — войско своего цвета (черное, красное, желтое, зеленое).

Цель игры — уничтожение всех сил противника. Но! Движение фигур в чатуранге определялось бросанием игральных костей. Считается, что чатуранга возникла в Индии во 2-4 веках н.э. Из Индии она распространилась в другие страны Востока. Со временем в чатуранге изменилось количество войск, при этом количество фигур осталось прежним — вместо четырех войск по 8 фигур в каждом стало два войска по 16 фигур. Т.е. две армии слились в одну. В каждой армии получилось по два полководца, один из которых и превратился в ферзя (советника). Изменились и правила игры. Короля (шаха) теперь стало нельзя убивать, а можно только устраивать ему ловушки. Еще одно важное изменение — из игры убрали бросание костей.

Такая обновленная версия получила название «шатранг».

Обратите внимание на фото Чатуранги. Там эта игра названа «Чатранг». Даже из названий видно, что это одна и та же игра: Чатуранга — Чатранг — Шатранг.

Легенда №4 «Рассказ о шатранге»

Еще одна интересная легенда, имеющая отношение к истории шахмат. В ней говорится, что индийский царь однажды отправил шаху Ирана с караваном верблюдов шатранг (как мы уже знаем, шатранг — это первоначальный вариант шахмат), чтобы тот разгадал сущность игры. К шатрангу прилагалось письмо на шелке, в котором говорилось, что если шах раскроет тайну этой прекрасной игры, то он превзойдет всех мудрецов, и индийский царь в таком случае пришлет любую подать, которую запросит иранский шах. А если в Иране не найдется такого мудреца, который бы смог разгадать тайну шахмат, то тогда, наоборот, вы будьте добры платить нам подать и присылать ее в Индию, ибо наше знание опережает ваше. Потому что царь славен знаниями, а не сокровищами! При этом индийский посол дал шаху одну подсказку, что в этой игре все образы фигур и пути их передвижений взяты от войны, от правил ведения сражения.

Шах попросил время на разгадывание этой игры семь дней.

Денно и нощно шах со своими мудрецами пытались разгадать смысл игры — где какая фигура должна стоять и как передвигаться. Но безрезультатно. И тут вызвался один товарищ, визирь по имени Бузургмихр, который сказал, что он видит, каков должен быть исход партии, т.е. что должно получиться на выходе, но как добраться до этого исхода, пока не ясно, но он постарается это понять. И шах с радостью и облегчением передал ему шахматную доску с фигурами и отправил думать. «Вся надежда на тебя, — сказал шах. — Не подведи державу». Бузургмихр уставился на доску и стал думать думу. И ведь придумал! В назначенный день созвал шах всех своих приближенных — и индийского посла, конечно же. Уселся визирь перед доской и стал расставлять фигуры. Индийский посол смотрел на это дело во все глаза, и взгляд его все больше и больше опечаливался, потому как все фигуры оказались расставлены правильно. В первом ряду стояли пехотинцы, за ними в центре прятался шах, рядышком с которым стоял мудрейший дастур, указывающий самые правильные пути в сражении. Помните наставника из Легенды №1? Здесь в роли наставника выступает дастур — это тот же мобед (священник в зороастризме), только более высокого ранга (да-да, эти — тоже зороастрийцы). Ну и дальше по списку — слоны, кони, птицы Рух. Все застыли в изумлении. Как ему удалось разгадать правильную расстановку фигур, ведь он их в глаза никогда не видел?.. В награду за то, что визирь не подвел-таки державу, шах щедро одарил его драгоценными каменьями и подарил коня. А визирь Бузургмихр так увлекся интеллектуальными играми, что ушел к себе домой, закрылся там, погрузился в размышления — и изобрел нарды. И что же сделал иранский шах? Правильно! Он отправил эти нарды в Индию. С таким же караваном верблюдов, с каким прибыли сюда из Индии шахматы, и со словами, что в Индии много мудрых браминов, и пусть они попытаются раскрыть смысл игры в нарды. И… о, горе моей любимой Индии!.. Тайну новой игры там раскрыть не смогли. И по уговору, да и в знак преклонения перед человеческой мыслью, индийский раджа погрузил на этих верблюдов золото, одежды, жемчуга и драгоценные камни — и отправил в Иран. Тут и сказочке конец.

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат — Индия. Однозначно! Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад — в страны Арабского халифата, и на Восток — в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же — главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно — никакого конкретного автора у этой игры нет. «Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов» — в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника. Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско. В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии. Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде «История шахмат» (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат — 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали. В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску. В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах! А в 9 веке — первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Некоторые интересные факты из истории шахмат

В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки. Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).

Правила постепенно менялись — с целью ускорения темпа и придания остроты игре.

Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение. Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник — на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи. На всякий случай напомню, что еще раньше — до птицы Рух — эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).

Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха — птица Рух — ладья.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого «С шахматами через века и страны». Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным. В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался «ферзью всяческой». И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра — «ферзью обыкновенной» или «ферзью всяческой».

india-trip.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>