Казаки кто написал


Казаки (повесть), история создания, сюжет, отзывы

Казаки

НазваниеКазаки
ЖанрПовесть
АвторЛев Николаевич Толстой
Язык оригиналаРусский
Написан1862
Публикация1863 («Русский вестник», № 1)

Казаки — опубликованная в 1863 году повесть Льва Толстого о пребывании юнкера в станице терских казаков.

История создания

«Казаки» стали плодом десятилетней работы Толстого. В 1851 году как юнкер он отправился на Кавказ; ему пришлось прожить 5 месяцев в пятигорской избе, ожидая документы. Значительную часть времени Толстой проводил на охоте, в обществе казака Епишки, прототипа Ерошки из будущей повести. Затем он служил в артиллерийской батарее, расквартированной в расположенной на берегу Терека станице Старогладовской. Успех вышедшего в 1852 году первого произведения Льва Николаевича («Детство») сподвиг его на продолжение литературной деятельности. Летом 1853 года Толстой написал главу рукописи, озаглавленной им «Терской линией», о быте казаков. Повествование велось от лица прибывшего в станицу человека, и этот способ сохранялся до последней редакции «Казаков». В августе Толстой написал 3 главы кавказского романа «Беглец», лишь малые части которого вошли в финальной версии «Казаков». Далее писатель не возвращался к этой теме до 1856 года, когда возобновил работу над казачьей повестью (без упоминания об офицере). Офицер появился в апреле 1857 года, когда Толстой заново написал 3 главы «Беглеца». Именно там появились, хотя и скупо описанные, многие персонажи будущих «Казаков».

Весной 1858 года Лев Николаевич снова работал над кавказским романом, и к маю было написано, без особых художественных изысков, 5 глав. Хотя они закачиваются свиданием Лукашки (тогда ещё называемого Киркой) с Марьяной, уже тогда писатель остановился на развязке, напечатанной в «Казаках». Тогда же стиль повествования был переведён в письма главного героя, офицера Ржавского. Осенью Толстой существенно обработал и расширил те же 5 глав. Зимой Лев Николаевич продолжил проработку и углубление первой части кавказского романа. Во время поездки по Швейцарии 1860 года писатель создал главу из третьей части планируемого романа, где Ржавский стал Олениным. К февралю 1862 года, когда Толстой вернулся к роману, он уже продал права на его публикацию Михаилу Каткову. Написав ещё 3 главы третьей части, в которых Оленин уже 3 года прожил с Марьяной, Толстой решил отказаться от создания романа. Однако Катков не согласился принять обратно плату за роман, и Лев Николаевич решил свести готовые главы романа в повесть. Он посвятил этой цели лето и осень 1862 года, добавив также несколько новых ярких эпизодов.

Сюжет

Юнкер Дмитрий Андреевич Оленин отправляется из Москвы на Кавказ в его новую войсковую часть. Москва, где он был замешан в любовной истории, наскучила молодому человеку. По прибытии Оленин расквартировался в станице Новомлинской у Терека в ожидании своего полка. Вскоре хозяева его дома дают добро в ответ на сватовство к их дочери Марьяне удалого казака Лукашки. Оленин, подружившись со старым казаком Ерошкой, начинает охотиться в окрестностях, и вскоре в нём просыпается любовь к местной природе и презрение к цивилизации, из которой он происходит. Его восторгают так непохожие на городских обитателей казаки, и сам он мечтает стать одним из них. Молодая и крепкая казачка Марьяна восхищает его, хотя он и не смеет заговорить с ней. Прибывший князь Белецкий, знакомый Оленину по старой жизни, а ныне неприятный, устраивает пирушку, где юнкер получает возможность сблизиться с Марьяной. Оленин решает жениться на Марьяне и остаться здесь жить, добиваясь от девушки согласия на свадьбу. Перед тем, как он успевает испросить разрешения на брак у родителей девушки, Оленин с Лукашкой и другими казаками отправляются к реке, где переправились на казачий берег несколько чеченцев. Бой заканчивается победой казаков, но Лукашка получает смертельное ранение от чеченца, мстящего за убийство своего брата. После смерти Лукашки Марьяна ополчается на Оленина и отказывается от каких-либо отношений с ним. Оленин понимает, что больше ему здесь делать нечего, и покидает станицу.

Отзывы

Повесть была опубликована в январе 1863 года журналом Каткова «Русский вестник». «Казаки» получили самый широкий критический отклик среди всех произведений Толстого, написанных к тому моменту. Идея повести — прелесть близкой к природе жизни в отрыве от современной цивилизации — была понята всеми. Эдельсон поддержал Толстого, указав, что современный человек почерпнул из развития цивилизации лишь привычку к удобству и комфорту. Анненков назвал причиной перемен Оленина отсутствие самобытного характера, присущее большинству образованных россиян. В то же время многие критики, например Евгения Тур и Полонский, отрицательно отнеслись к идее романа, отказав образованным людям в праве на стремление к деградации. Художественный стиль «Казаков» получил широкой признание даже среди критиков главной идеи. Много раз перечитывали повесть с восторгом отзывавшиеся о ней Тургенев и Бунин.

В 1961 году вышла одноимённая советская экранизация повести.

www.cultin.ru

Кто такие казаки?

Краткое содержание статьи:

Образ казака всем нам знаком, ведь мы его встречаем в книгах, фильмах, а также можем наблюдать изображение этих воинов на картинах. О том, как появилась столь развитая структурированная социальная община, многие годы спорят историки и этнографы.

Происхождение названия

Считается, что название «казаки» возникло на Руси – так называли независимые вооруженные отряды, которые располагались на незаселенных территориях.

В конце XIV века существовало несколько крупных казачьих войск в низовьях рек:

  • Запорожское;
  • Донское;
  • Волжское;
  • Уральское.

Казалось бы, этническое происхождение воинов казачьих войск разное, но быт и структура существования этих военных поселков были весьма схожи.

Гумилев Лев Николаевич, был первым ученым, который заявил о том, что «казаки» – это особый этнос. До сих пор историки, антропологи и этнологи не могут прийти к общей точке зрения на счет этноидентификации воинов казачеств.

Как зарождалось казачество?

На сегодняшний день существует несколько версий возникновения столь развитых военных общин:

  1. Казаки – это осевшие племена восточных народов (хазаров, касогов, черкесов);
  2. Зарождение казачества прослеживается в тюркских империях в эпоху, которая была до возникновения славян. Некоторые ученые в доказательство этой теории приводят схожесть термина «казак» и тюркского слова qazaq или kazakh, что в переводе – вольный кочевник;
  3. Казаки – беглые славяне, которые поселились в пустующих землях приазовских и причерноморских степей приблизительно в XV веке.

Регулярное упоминание о казачестве в летописях Руси началось в сороковых годах XV века. Пока у истории нет точного ответа, на вопрос как именно оно зародилось, но о культуре и структуре войск известно достаточно много.

Военная культура

Рассмотрим воинскую культуру на примере самого многочисленного Донского войска.

В основе воинской культуры казачества лежали:

  • Рукопашный бой;
  • Стрельба из ружья;
  • Владение саблей;
  • Уверенная езда на лошадях.

Воинские навыки передавались от старшего поколения к младшему. Во время национальных казачьих игр, воины показывали все свои боевые навыки, которые мотивировали молодёжь на вступление в ряды казачьих войск.

В быту воины часто применяли и развивали свои навыки, это особенно помогало в охоте, ведь расстановка ловушек, слежка за целью по следам – все это делало мужчин настоящими мастерами охоты и давало множество преимуществ перед противником.

Особая воинская культура позволяла воспитать воинов от самого рождения – нужно было вырастить универсальных бойцов, способных выживать в экстремальных условиях, выносливых и психологически стойких.

Чтобы вступить в ряды казаков, нужно было сдать своего рода «экзамен». У каждого казаческого войска было свое испытание. Например, у сечевых казаков было несколько своеобразных проверок, которые часто описывались в литературе – «крещение» и «кашеварение».

Некрещенных в войско не брали, ведь казаки были людьми глубоко верующими, поэтому просили перекреститься, если человек делал это правильно – его брали на Сечь.

Тест на «кашеваренье» показывал казакам, какой характер у претендента: человека просили сварить кашу и позвать казаков, когда она будет готова. Пока мужчина варил кашу, запорожцы прятались недалеко в траве. Когда кушанье было готово, претендент звал казаков, а те игнорировали его, смотря на реакцию. Если человек начинал причитать и «киснуть» – его посылали домой, а если мужчина начинал буйствовать и ругаться, то его принимали на службу.

Казаки в искусстве и литературе

«Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» – наверное самая известная картина с изображением украинских казаков, которую написал Иван Ефимович Репин в 1880 году.

Существует множество менее известных, но не менее информативных картин с изображениями воинов различных казачеств:

  • Картина Рембрандта «Польский офицер» отображала одежду и вооружение посполитых казаков;
  • В картине Юзефа Бранта «Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука» изображалась вся мощь кавалерии, в которой служили русские и украинские казаки.
  • Сергей Иванович Васильковский написал множество картин с изображениями гетманов, сотников, воинских писарей и других.;
  • Иконы с изображениями «Иргенских мучеников»( казаков Иосифа, Симеона, Василия, и Киприана), Икона Покровы Пресвятой Богородицы с изображением кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского, и др.

О казаках существует множество литературных произведений, рассказов, песен. Все мы читали произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Быт, культура, характер казака – все подробно описано в произведении классика.

Казаки XXI века

Речь пойдет не о мужчинах в ярких одеяниях, с шашками в руках, ездящих на лошадях и устраивающих шоу, а о потомках настоящих казаков – как им живется сейчас в мегаполисах, хранят ли они свои традиции и практикуют ли боевые техники, которые им передали предки?

Последователи любят подчеркивать, что казаки – это народ, со своими традициями, историей и наследием. Сейчас им нет нужды защищать землю, на которой они живут, в силу этого, они могут работать кем угодно, хоть и дворниками, но все же будут оставаться казаками.

Многие потомственные казаки были возмущены Федеральным законом №154 «О государственной службе российского казачества», ведь согласно ему, служащим мог стать любой доброволец, независимо от вероисповедания, национальности и воспитания.

Но, нельзя сказать, что введение закона плохо повлияло на развития казачества, ведь ныне история этой культуры собирается буквально по крупинкам, а служащие в особых казачьих войсках чувствуют гордость, что они входят в общину казаков.

Видео: 7 фактов о казаках

В данном ролике историк Аркадий Орлов расскажет, как же появился этот народ, несколько малоизвестных фактов про них:

1-vopros.ru

Откуда произошли терские казаки

С появлением казаков на важных торговых путях, Турция и Персия обратилась к Московским властям с жалобой, что казаки дорогу закрыли, с купцов берут оброк, а иных грабят. На что Москва отвечала: «Сами знаете, что на Тереке и на Дону живут воры, беглые люди, без ведома Государева, не слушают они никого, и нам до казаков какое дело». Но дело все-таки было, уже с 1577 года по приказу царя на Кавказ стали переселяться волжские и донские казаки, ставшие оплотом будущего Терского казачьего войска. Постепенно терцы переходят на службу царю, появляются казачьи разъезды и станицы. Так к началу XVIII века на Терке было построено 88-километровая кордонная линия. Главной целью царской России было обезопасить границы от нападений горцев и турков, и тем самым постепенно расширять границы России. При Петре I Гребенское казачье войско стало иррегулярным воинским формированием, подчинившись Военной коллегии. По указу Петра I из числа терских казаков создается Аграханское казачье войско, а в 1736 году создаются Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачьи войска. В 1786 году Россия и Турция договорилась о разделе границ по реке Кубань, для обороны новой границы Терское и Гребенское казачьи войска получили новое имя – Кавказской линии казаков.

Свою известность казаки «линейцы» получили во времена Кавказских войн. Вот тут-то и понадобились все знания и умения терских казаков, которые с малых лет познали все тяготы жизни на Кавказе. За проявленные подвиги казаки «линецы» были направлены для охраны самого императора в Собственный Его Императорского Величества Конвой. А уже через год войско стало частью России. Казаки получили право на землю, леса и рыбные промыслы. В том же году был назначен первый наказной атаман – генерал–лейтенант Петр Верзилин. По окончанию Кавказской войны, в линейном войске насчитывалось более 10 000 казаков. Для более эффективного управления войском, по инициативе главнокомандующего войсками и наместником Кавказа Александром Барятинским, было принято решение об упразднении Кавказского линейного войска и создания в 1860 году Кубанского и Терского казачьих войск.

russian7.ru

Казак - это кто? История казачества

В процессе исторического развития любого народа возникали моменты, когда определённая этническая группа отделялась и тем самым создавала отдельную культурную прослойку. В одних случаях такие культурные элементы сосуществовали мирно со своей нацией и миром в целом, в других – боролись за равное место под солнцем. Примером подобного воинственного этноса можно считать такую прослойку общества, как казаки. Представители данной культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. На сегодняшний день учёные не могут разобраться, является ли эта этническая прослойка славянского народа отдельной нацией. История казачества восходит к далёкому XV столетию, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.

Этимология слова «казак»

Множество современных людей имеет общее представление о том, что казак – это воин или же тип воинов, которые жили в определённый исторический период и сражались за свою свободу. Однако подобная трактовка достаточно суха и далека от истины, если учитывать ещё и этимологию термина «казак». Существует несколько основных теорий происхождения этого слова, например:

- тюркская («казак» - это вольный человек);

- слово происходит от косогов;

- турецкая («каз», «казак» означает «гусь»);

- слово исходит от термина «козары»;

- монгольская теория;

- туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

- в татарском языке «казак» - это воин авангарда в армии.

Существуют и другие теории, каждая из которых совершенно по-разному объясняет данное слово, однако можно выделить наиболее рациональное зерно из всех определений. Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, готовый к нападению и бою.

Историческое происхождение

История казачества начинается в XV веке, а именно с 1489 года – момента первого упоминания термина «казак». Исторической родиной казачества является Восточная Европа, а точнее, территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить тот факт, что в XV веке названная территория была нейтральной и не относилась как к Русскому Царству, так и к Польше. В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам крымских татар. Постепенное заселение на эти земли выходцев как из Польши, так и из Русского Царства повлияло на развитие нового сословия – казаков. По сути, история казачества начинается с момента, когда обычные люди, крестьяне, начинают обживать земли Дикого поля, при этом создавая собственные самоуправленческие военные формирования, дабы отбиваться от набегов татар и других народностей. Уже к началу XVI века казацкие полки превратились в мощную военную силу, которая создавала большие трудности соседним государствам.

Создание Запорожской Сечи

Согласно историческим данным, которые известны на сегодняшний день, первая попытка самоорганизации казаками была предпринята в 1552 году князем волынским Вишневецким, более известным как Байда.

Он за свои средства создал военную базу, Запорожскую Сечь, которая располагалась на острове Хортица. На ней протекала вся жизнь казаков. Расположение являлось стратегически удобным, так как Сечь перекрывала проход татарам с Крыма, а также находилась в непосредственной близости к границе Польши. Более того, территориальная расположенность на острове создавала большие трудности для штурма Сечи. Хортицкая Сечь просуществовала недолго, потому что в 1557 году её разрушили, однако вплоть до 1775 года подобные укрепления строились по одному и тому же типу – на речных островах.

Попытки подчинить казачество

В 1569 году образовывается новое литовско-польское государство – Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз как для Польши, так и для Литвы был очень важен, а вольные казаки на границах нового государства действовали вразрез с интересами Речи Посполитой. Конечно, подобные укрепления служили отличным щитом от татарских набегов, однако они были совершенно не контролированы и не считались с авторитетом короны. Таким образом, в 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август издаёт универсал, которым регламентировал найм на службу короны 300 казаков. Они были записаны в список, реестр, что обусловило их название, – реестровые казаки. Подобные подразделения всегда находились в полной боевой готовности, чтобы максимально быстро отбивать набеги татар на границы Речи Посполитой, а также подавлять периодически возникающие восстания крестьян.

Казацкие восстания за религиозно-национальную независимость

С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, дабы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, которые пытались подчинить земли ещё не сформировавшейся Украины.

Наиболее сильная тяга к независимости начала проявляться среди казацкого сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем запорожским войском вступил в Киевское братство. Подобное действие ознаменовало сплочённость казацких традиций с православной верой.

С этого момента битвы казаков несли не только освободительный, но ещё и религиозный характер. Возрастающее напряжение между казацтвом и Польшей привело к знаменитой национально-освободительной войне 1648 – 1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Помимо этого, следует выделить не менее значительные восстания, а именно: восстание Наливайко, Косинского, Сулимы, Павлюка и др.

Расказачивание во времена Российской Империи

После неудачной национально-освободительной войны в XVII веке, а также начавшейся смуты военная мощь казаков была существенно подорвана. К тому же казаки потеряли поддержку со стороны Российской Империи после перехода на сторону Швеции в битве под Полтавой, в которой армию казаков возглавил Иван Мазепа. Вследствие данной череды исторических событий в XVIII веке начинается динамический процесс расказачивания, который достиг своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или же вступить в гусарские, драгунские полки, чем многие и воспользовались. Тем не менее оставалась существенная часть казацкого войска (около 12 000 человек), которая не принимала предложение Российской Империи. Чтобы обеспечить былую сохранность границ, а также каким-либо образом узаконить «казацкие остатки», по инициативе Александра Суворова было создано Черноморское казачье войско в 1790 году.

Кубанские казаки

Кубанское казачество, или же русские казаки, появилось в 1860 году. Оно было сформировано из нескольких военных казацких формирований, существовавших на тот момент. После нескольких периодов расказачивания эти военные формирования стали профессиональной частью вооружённых сил Российской Империи. Базировались казаки Кубани в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края). Основой кубанского казачества стало Черноморское казачье войско и Кавказское казачье войско, которое было упразднено вследствие окончания кавказской войны. Это военное формирование было создано как пограничные силы для контроля ситуации на Кавказе. Война на этой территории была окончена, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Русские казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской Империей. Помимо того, представители этого войска были задействованы во времена Великой Отечественной войны. На сегодняшний день быт казаков Кубани, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донские казаки

Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла параллельно с запорожским казачеством в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности. Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах. Во время Октябрьской революции донское войско основало своё собственное государство, но централизация на его территории «Белого движения» привела к разгрому и последующим репрессиям. Отсюда следует, что донской казак - это человек, который принадлежит к особому социальному формированию, основанному на этническом факторе. Культура донских казаков сохранилась и в наше время. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

Роль казачества в мировой культуре

На сегодняшний день история, быт казаков, их военные традиции и культура активно изучаются учёными всего мира. Бесспорно, казаки являются не просто военными формированиями, а отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру. Современные историки работают над воссозданием мельчайших фрагментов истории казачества, дабы увековечить память этого великого источника особенной восточноевропейской культуры.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>