Касперский создатель антивируса


Создатель антивируса Евгений Касперский: Хактивисты родом из западных стран. Русские хакеры — это классические киберпреступники, зарабатывающие деньги

Создатель самого известного русского антивируса Евгений Касперский путешествует почти шесть месяцев в году. Это неудивительно, ведь офисы его компании покрывают почти весь мир — от Буэнос-Айреса до Мельбурна.

«Антивирус Касперского» хорошо знают в Европе и Америке, но плохо покупают в Китае, Южной Корее и Японии. Об особенностях работы на разных рынках, национальной индустрии кибербезопасности и причинах, по которым компания не будет проводить IPO, это интервью. Мировая экономика переживает сейчас непростые времена, фондовые рынки штормит. Как вы оцениваете ситуацию?

Мне сложно дать экспертную оценку текущей экономической ситуации, поскольку я не экономист и не финансовый аналитик. Но как специалист в области информационной безопасности могу с полной уверенностью сказать, что эффективные киберполицейские мероприятия влияют на киберпреступность, ее активность и ситуацию с IT-секьюрити значительно сильнее, чем фондовые рынки и мировая экономическая ситуация.

«Лаборатория Касперского» несколько лет назад планировала IPO. Но ходили слухи, что лично вы против размещения. Почему? Есть ли такие планы сейчас?

Нет, мы не планировали выход. И в ближайших планах размещения на бирже тоже не стоит. IPO — это же не синоним успеха. В мире есть как очень успешные частные компании, так и неуспешные публичные. Меня волнует, что с компанией будет через 10, 20, 50 лет, поэтому наша стратегия предполагает инвестиции в проекты, которые сыграют не сегодня, а завтра и даже послезавтра.

Этого требует развитие самой индустрии. А статус публичной корпорации предполагает контроль краткосрочных результатов. Поэтому нам выгодно оставаться частной компанией, в этом наше преимущество. Да и экономическая ситуация сейчас не способствует IPO. У нас скорее обратная проблема, мы бы сами вложились, например, в стартапы — у нас огромный опыт по выходу на зарубежные рынки. Рук на все не хватает. А не планируете покупать другие компании, чтобы дополнительные руки появились? Мне кажется, что стратегия активных слияний и поглощений — это не наше. Одна из важных составляющих успеха «Лаборатории» — это ее внутренний дух, команда, коллектив, «банда», у которой есть цель и которая движется вперед. Если бы у Колумба на корабле не было морального духа и хорошей дисциплины, он никогда не открыл бы Америку. Слияния и поглощения — это приход других людей, других технологий, которые нужно адаптировать. Этот процесс может занять очень много времени.

У нас уже был опыт покупки «Спамтеста» для нашего проекта «Антиспам», был куплен у компании «Ашманов и партнеры» в 2005 г. Прошло 3-4 года, пока эти технологии были полностью интегрированы в наши продукты, а люди за это время стали «нашими людьми». Сейчас мне кажется, что проще было найти новых сотрудников, выделить бюджет и сделать все с нуля. В итоге мы получили бы аналогичный продукт. Так что мы не придерживаемся активной стратегии поглощения, но если вдруг увидим компанию с близкими нам технологиями и близкими по духу людьми, то будем рассматривать возможноcть покупки. Мы идем по лесу, грибов не ищем, но если увидим хороший гриб, то мы его обязательно возьмем.

Так есть ли грибы? И что это за технологии, которые вам потенциально интересны для приобретения?

Грибы иногда случаются. Несколько раз переговоры доходили до серьезных этапов, но пока ничего не произошло. Что касается технологий, то это точно не технологии на замену существующим. То есть прямых конкурентов мы покупать не собираемся — у нас свои технологии сильные. И нам пока не нужно покупать какой-то рынок, везде сами органически хорошо развиваемся.

Если мы и будем кого-то покупать, то это будут новые технологии, комплиментарные к нашим, в той или иной степени связанные с защитой информационных систем. Например, технологии защиты мобильных систем, возможно, криптографические технологии, какие-то новые идеи, которых еще нет на рынке, — допустим, системы специальной защиты системы клиент — сервер. Причем это может быть банковский клиент, online-banking, защита транзакций в компьютерных играх. Так что, возможно, будут новости о том, что мы кого-то приобрели. Но не обещаю. Но могу обещать, что не будет новостей о том, что приобрели нас.

— Почему?

А зачем? Что я буду тогда делать? Сидеть на острове под пальмой и кокосами в акул кидаться? Мне это не интересно.

В январе «Лаборатория Касперского» продала часть акций фонду General Atlantic. Говорят, основным продавцом стала Наталья Касперская. А недавно она покинула и совет директоров. С чем это связано? Люди часто уходят из компаний, в этом нет ничего необычного. Комментировать сделку я бы не хотел, но все знают, что у Натальи сейчас совершенно другие бизнесы, в которые она активно инвестирует. «Лаборатория Касперского» продала совсем небольшой пакет, с нашей стороны это была своего рода одобрительная, поддерживающая сделку транзакция. Компания получила символическую сумму. На данный момент мне принадлежит контрольный пакет акций компании, и в ближайшее время я продавать свои акции не собираюсь. Говорят, что у вас с Касперской серьезный конфликт и что ее буквально выдавили из компании…

Говорить могут все, что угодно. Я не хочу комментировать слухи. Решение о смене председателя совета директоров принято собранием акционеров. Владельцы компаний меняют, назначают и увольняют директоров. И это их абсолютное, самое первое и главное право.

Расскажите о ваших планах, какие страны сейчас вам интересны с точки зрения роста продаж?

Географически нам развиваться практически некуда, у нас везде есть либо офисы, либо партнерская сеть. Покрыто все — от Буэнос-Айреса до Мельбурна. Как-то наш управляющий директор, который занимается европейским и африканским рынком, хотел составить список стран Африки, где у нас нет партнера. Так вот, он не смог — мы есть везде.

Главный рынок для нас сейчас — Западная Европа. Здесь нас уже хорошо знают, и это главный источник нашего дохода. Затем — США. Когда мы начинали в Америке, наш директор сказал мне, что вход на рынок делится на три категории. Первая — это когда ты стоишь на выставке с бейджем, к тебе подходят, читают и спрашивают: «Касперский? А это что такое?»

Следующий этап — это когда подходят и говорят: «А, я вас знаю!» А третий этап — это когда говорят: «Мы вами пользуемся». Так вот, сейчас в Европе мы между второй и третьей стадией, в США — ближе ко второй. А вот будущее в смысле развития рынка и продаж, безусловно, за Азией.

Все традиционно указывают на Китай как на самый растущий рынок. Как у вас там дела? Когда продадите каждому китайцу по антивирусу?

Они не купят! Китай — очень богатая страна, это величайшая экономика. Но если поделить все на население, то получается, что они зарабатывают, как в Албании. Обычные китайцы очень бедны. Также они экономят на всем, поэтому там высокий уровень пиратства. Китайский рынок очень сложный для производителей антивирусов. Все ведущие игроки недавно вышли в Китай с бесплатными предложениями, чем буквально разрушили местный рынок, а также свое будущее на нем.

Потому что если ты выходишь на рынок с бесплатным продуктом, то как ты его потом будешь продавать за деньги? Поэтому сейчас китайский антивирусный рынок резко обрушился: исчезают небольшие местные производители, коммерческие продукты Rising и Kingsoft остались только в корпоративном сегменте. Говорят, что единственный консюмерский продукт, который еще покупается в Китае, — это мы (смеется).

Два других азиатских рынка, где у нас пока не складывается бизнес, — это Южная Корея и Япония. Южная Корея — очень сложный рынок, потому что очень патриотичный. Корейцы покупают только корейское. Например, увидеть европейский или японский автомобиль на улицах Сеула можно, но будет сразу бросаться в глаза.

В Корее есть два местных антивируса. Они, конечно, очень слабенькие, но зато свои. И занимают не менее 80% рынка. Корейцы до сих пор пользуются Microsoft только потому, что корейской операционной системы нет. Так что мы, конечно, присутствуем в Южной Корее, но очень слабо, я недоволен. С Японией другая проблема. Это очень консервативный рынок, там хорошие позиции у крупных американских компаний, пришедших раньше нас. Какие страны для вас точки роста? Точки роста есть и на зрелых рынках, и на развивающихся. Очевидно, что у нас еще много возможностей в Штатах, в Японии. Интересны растущие рынки, например Юго-Восточная Азия. Скоро открываем офис во Вьетнаме. В конце 1960-х, после войны, экономика страны сильно пострадала, но сейчас в стране 80-миллионное население, очень активное с точки зрения использования технологий. Там много хороших инженеров, многие говорят по-русски. При этом стоимость рабочей силы пока очень низкая, и многие сейчас переносят фабрики из Китая во Вьетнам. Вьетнам создает ту же самую модель, что и Китай пару десятилетий назад. Очень перспективны для нас рынки Латинской Америки, Ближнего Востока. Там традиционно к русским продуктам, в том числе и софту, относятся радушно. Стратегия выхода на рынки очень простая — развивать партнерскую сеть и уважать местные традиции.

В этих странах надо быть немного локальным. Например, в Китае у нас есть местный партнер — гонконгский китаец, много лет проживший в Австралии. Он понимает и китайский менталитет, и европейский. Первое, что мы с ним сделали, — выбрали для «Лаборатории Касперского» новое название. По-китайски мы называемся «Кабасиджи», что означает «большая сильная машина движется вперед». Это кажется смешным, но в Китае к таким вещам очень серьезно относятся. Например, «Кока-кола» смогла выйти на этот рынок только с третьего раза — после того, как придумала понятное для местных название.

А как выглядит Россия на фоне остальных рынков?

В России у нас по-прежнему сильные позиции: компания — абсолютный лидер рынка, занимает примерно половину потребительского и корпоративного сегмента. Мы очень серьезно относимся к нашему присутствию в России, к нашим домашним клиентам: каково бы ни было развитие бизнеса на других территориях, они у нас всегда в приоритете.

Кстати, несмотря на высокую долю рынка, мы продолжаем расти и здесь. Российская экономика сейчас на подъеме, у большего количества компаний появилась возможность пользоваться легальным софтом. Этот тренд, безусловно, больше всего касается SMB-рынка, крупные предприятия, как правило, контрафактом не балуются. Потребительский рынок тоже динамично развивается, и тоже во многом за счет роста покупательной способности. Появились возможности, и к российским пользователям пришло понимание того, что софт надо покупать. Раньше доминировало мнение, что не надо. Я, кстати, всегда говорил, что ситуацию с пиратством изменят не бесконечные усилия производителей, а экономическая ситуация в стране.

Вы сказали, что с точки зрения географии вам развиваться почти некуда. А с точки зрения продуктов? Продуктовое развитие как раз ключевой момент нашей стратегии с особенным фокусом на корпоративные решения. Как корпоративный игрок в России мы давно состоялись. Среди наших клиентов много ведущих компаний страны — Сбербанк, «Газпром», РЖД, «Вымпелком», ряд министерств и ведомств — МО, ФНС, Минфин и многие другие. На международном рынке мы начали с продажи «коробок», поэтому сейчас больше известны прежде всего как потребительская компания, продающая антивирусы в розницу.

По данным IDC, например, в 2010 г. мы стали третьими в этом сегменте после Symantec и Trend Micro. Хотя корпоративный бизнес тоже развивается. Недавно, например, подписали сделку с BASF, сотрудничаем со многими министерствами разных стран, в том числе с военными ведомствами. Правда, о большинстве клиентов, какими бы «вкусными» ни были сделки, мы говорить, к сожалению, не можем.

Корпоративный продукт у нас существует уже 10 лет, и именно в развитие технологий корпоративной защиты мы активно инвестируем последние несколько лет. Результат этих инвестиций клиенты смогут оценить буквально в следующем месяце. В октябре состоится «мировая премьера» нового решения. Однако представлять мы будем не только продукт, но и наше видение развития современных компьютерных угроз. Ситуация в этой области претерпевает значительные изменения, а значит, должен адекватно меняться и подход к организации информационной безопасности. Цикл покупки в корпоративном сегменте гораздо более долгий, чем в потребительском, и не предполагает частых переходов с одного производителя на другого. Именно поэтому заказчикам крайне важно быть уверенным в том, что их партнер знает, какова будет ситуация с информационной безопасностью не только сегодня, но и завтра. Мы знаем и именно с этим знанием разрабатывали новое решение.

Нет смысла вдаваться в технические подробности, скажу лишь, что мы очень серьезное внимание уделили не только уровню защиты, но и управляемости решения, а также технологическим ноу-хау, таким, как, например, использование облачных технологий. Так что с выходом нового корпоративного решения мы рассчитываем растить долю во всех сегментах международного рынка — и в корпоративном, и в потребительском.

Правда, не знаю, как немцев и французов заставить покупать по две коробки — не хотят! (Смеется.) Но сильное корпоративное решение — не последняя продуктовая волна. Через 3-5 лет мы сконцентрируемся на мобильной безопасности. Кроме того, мы уже закончили прототипирование и скоро начнем внедрять в других странах защиту от ddos-атак. У вас были ddos-атаки?

У нас есть сервис от таких атак. Чем мы не собираемся заниматься. Прежде всего несофтверными бизнесами, точнее, не IT-бизнесами. Я не исключаю, что через некоторое время мы начнем выпускать криптотокены и даже оборудование для защиты корпоративных сетей. Это может быть оборудование с firewall, антиспамом. Я не обещаю, но не исключаю.

Сейчас все компании внедряют облачные решения, продают софт как сервис. «Антивирус Касперского» по-прежнему активно продается в коробках. Как долго коробки еще будут существовать как бизнес?

Он не только в коробках активно продается. Причем наши продажи в онлайн стремительно растут. Недавно на конференции для наших партнеров-ритейлеров я сказал: мобильные телефоны, которые идут на смену домашним ПК, не подразумевают ритейловых продаж софта. Пользователь будет покупать софт только онлайн или вместе с телефоном. Коробочный бизнес еще существует, потому что компьютерная софтверная индустрия появилась раньше интернета и народ привык покупать коробки.

На сегодняшний день для онлайн-продаж мы активно используем не только наш сайт, но различные партнерские порталы, в том числе AppStore, Nokia Ovi и Android Market. Сейчас продажи в ритейле падают везде, и что-то мне подсказывает, что скорость падения коррелирует с демографической ситуацией: молодежь не будет покупать коробки. Они вообще ничего не будут делать офлайн, если это можно сделать онлайн.

Они и голосовать не пойдут на избирательные участки. И правительства разных стран будут вынуждены раздать всем интернет-паспорта. И это не «большой брат» — если не будет интернет-паспортов, то не будет и демократии. Через 20-30 лет все будут голосовать только онлайн. И коробочный бизнес закончится естественным образом, уйдет вместе с поколением, которое привыкло покупать софт в обычных магазинах. Книги бумажные тоже когда-то исчезнут. Поэтому ритейлеры уже сейчас должны готовиться к смене бизнес-модели.

Основная работа «Лаборатории Касперского» — создавать антивирусы. А можете оценить, сколько зарабатывают вирусописатели?

Дать точную оценку очень сложно, ведь киберпреступники не платят налоги и не отсылают данные в Gartner и IDC. Могу сказать, что зарабатывают они очень много, на порядки больше, чем производители антивирусов. Как-то мы собрали статистику по криминальным бизнесам в сети, связанным только со зловредным ПО. И у нас получилось $100 млрд — это сумма убытков от действий этого ПО в год.

В эту сумму не включены убытки от кражи номеров кредитных карт, рассылки спама, продажи порноконтента. Это не доходы вирусописателей, а именно убытки, которые всегда больше. А компания McAfee проинтервьюировала несколько сотен своих клиентов на тему киберпреступности вообще, а затем применила эти данные ко всей мировой экономике. У нее вообще получился триллион долларов ущерба в год. И это неудивительно, киберпреступников — десятки тысяч человек, поймать можно только самых глупых и наглых.

Например, одна международная банда в 2005 г. получила с помощью охранника доступ в компьютерную сеть банка Sumitomo и поставила на компьютеры сотрудников банка кейлогеры, передававшие преступникам все, что писали банковские служащие. Однажды в пятницу преступники пришли в банк и попытались совершить несколько транзакций на сумму в 229 млн фунтов стерлингов. Это были хорошие айтишники, сумевшие открыть счета на разных кокосовых островах, выбравшие жертв, у которых на счетах лежали солидные суммы. Но в итоге они не смогли заполнить простой банковский бланк. А когда они пришли в банк на следующий день, их уже ждала охрана. А как Россия выглядит на этом фоне? Есть ли мифическая российская киберпреступность?

К сожалению, на общем фоне Россия выглядит не очень хорошо. Много хакерских атак, большое количество мошеннических сервисов, свободно доступных в сети, — это бывшие организованные преступные сети. Они, конечно, спрятались, но никуда не ушли. Как известно, топ-5 спамеров — это в значительной степени наши соотечественники. Почему это происходит?

Уровень преступности в России в целом очень высокий, да еще и программисты здесь хорошие. Так что получается, что и русские хакеры — лучшие в мире (смеется). Но при этом не стоит забывать, что киберпреступность — явление интернациональное и действия злоумышленников не ограничены территорией одной страны. В последние годы своеобразными центрами мировой киберпреступности являются Китай, Россия и страны Латинской Америки. Последнее время активизировались так называемые хактивисты — хакерские группы Anonymus, LulzSec. Это в основном молодые люди, которые проводят хакерские атаки, не преследуя корыстные цели, а таким образом выражая свой протест. Интересно, что хактивисты в основном родом из западных стран. Русские же хакеры — это классические киберпреступники, зарабатывающие себе таким способом деньги.

www.apravda.com

Кому не нужен антивирус

Не так давно Роберт О’Каллахан, бывший разработчик Firefox, опубликовал провокационное мнение, главный тезис которого звучит так: антивирус не нужен, удалите его, вам хватит базового уровня защиты, предоставляемого операционной системой.

Давайте рассмотрим поподробнее все тезисы Роберта и развеем несколько мифов.

Антивирус не нужен?

Никому не придет в голову отрицать, что вредоносного ПО очень много. Причем оно не где-то в далекой стране, оно повсюду. По статистике «Лаборатории Касперского», в 2016 году при серфинге в Интернете веб-атакам вредоносных объектов класса Malware хотя бы раз подверглись 31,9% компьютеров.


По данным KSN, за 2016 год решения «Лаборатории Касперского» отразили 758 044 650 атак, которые проводились с интернет-ресурсов, размещенных по всему миру. Зафиксировано 261 774 932 уникальных URL, на которых происходило срабатывание веб-антивируса. Нашим веб-антивирусом было обнаружено 69 277 289 уникальных детектируемых объектов (скрипты, эксплойты, исполняемые файлы и так далее). Атаки шифровальщиков отражены на компьютерах 1 445 434 уникальных пользователей. Попытки запуска вредоносного ПО для кражи денежных средств через онлайн-доступ к банковским счетам отражены на компьютерах 2 871 965 пользователей. Подробнее здесь.

Безусловно, есть очень ответственные пользователи, которые строго выполняют рекомендации по безопасности: всегда устанавливают обновления прикладного ПО и операционной системы, посещают исключительно доверенные интернет-ресурсы, никогда не открывают ссылки и вложения, в том числе пришедшие от близких друзей, коллег по работе и так далее.

Риск заражения для этих пользователей действительно минимален. Ведь такие события, как взлом популярного веб-ресурса или обнаружение критической уязвимости в популярном софте, хоть и происходят регулярно, но все-таки не так часты, чтобы вероятность заражения «опытного пользователя» стала статистически значимой.

Но большинство интернет-пользователей, как домашних, так и корпоративных, хотят чуточку больше раскованности и беспечности, я бы даже назвал это «цифровой свободой». Они хотят иметь возможность, не особо задумываясь, кликнуть по ссылке, которую прислала им мама. Хотят, чтобы установленное ПО обновлялось само, без всяких настроек и заморочек. Хотят перейти на сайт, на котором раньше не бывали, но о котором говорят все друзья. Они любят исследовать цифровой мир. Ну а сотрудник какой-нибудь компании хочет помимо прочего еще и посмотреть присланное резюме соискателя на открытую вакансию, то есть открыть документ, в 100 случаях из 100 пришедший непонятно от кого.

Если вы относите себя к первой категории, это похвально, но не стоит своей уверенностью заражать всех остальных — тех, кому защита действительно нужна. Вы только сделаете их самоуверенными, но никак не более защищенными.

Да, соблюдение правил кибербезопасности — это, наверное, самая эффективная защита. Неслучайно мы уделяем столько внимания обучению пользователей. Но представьте себе свою бабушку или своего ребенка. Им точно не нужен антивирус? Антивирусы нужны так же, как ремни и подушки безопасности. Хорошо, когда они не пригождаются. Но если пригождаются, то могут многое спасти.

Что плохого в заражении вредоносом

Некоторые беспечные пользователи задаются вопросом: «Если я подхвачу вредонос, то что с того, никто ведь не умрет. Я не занимаюсь финансами в Интернете, ничего не оплачиваю картой, секретов у меня нет».

Действительно, вредоносы бывают разные, какие-то просто шпионят за вами и собирают ваши предпочтения в рекламных целях, какие-то кликают по ссылкам от вашего имени, чтобы накрутить счетчики посещаемости. Какие-то атакуют далекие сервера, используя ваш компьютер в качестве плацдарма, чтобы в случае чего полиция пришла к вам, а не к ним. Есть трояны, которые скрытно включают веб-камеру в вашем ноутбуке или телефоне и наблюдают, чем вы заняты по ночам.

Если все это вас ничуть не пугает и вам действительно нечего скрывать, представьте такой сценарий. Одно неловкое движение — клик по документу в письме от близкого друга — и ваши данные зашифрованы. Ваш фотоальбом (свадебные, детские, личные фотографии), ваши документы (договоры, завещание, роман, который вы пишете полжизни) — все. Даже если вы используете облачное хранилище вроде Dropbox с автоматической синхронизацией файлов или сервис-бэкапа, это ничего не гарантирует. Весьма велика вероятность, что данные будут зашифрованы локально и тут же перезаписаны в облаке.

Взамен же вы получите шанс (причем не гарантию, а именно шанс) расшифровать вашу «цифровую жизнь», отправив пару сотен долларов выкупа злоумышленнику, который будет упиваться властью над вами и, может быть, после получения выкупа соблаговолит вернуть вам ваши воспоминания. А может, и нет — как показало наше исследование, в одном случае из пяти этого не происходит.

Вы можете и дальше думать, что это все ерунда и не страшно, а можете просто установить качественное защитное решение.

Встроенного в Windows 10 антивируса достаточно?

Но вернемся к нашему другу Роберту. С одной стороны, он говорит, что антивирус не нужен, но тут же отмечает, что встроенный в ОС антивирус все-таки отключать не стоит.

Трудно определить, признает ли все-таки тем самым Роберт необходимость защиты или просто считает, что все защитные решения одинаковы. Если вдруг второе, то ИТ-специалисту Роберту стоит поглубже изучить сферу информационной безопасности.

А читателям поясним, что антивирусы действительно сильно отличаются и по качеству защиты, и по влиянию на систему, и по уровню ложных срабатываний.

Результаты работы антивируса можно оценить не только по отзывам довольных пользователей, но и по наградам, выданным независимыми тестовыми лабораториями. Вот лишь один пример — сравнение защитного решения «Лаборатории Касперского» с базовой защитой ОС. Специально на Windows 10 по заказу Роберта.

Сравнительное тестирование AV-Test защитных продуктов «Лаборатории Касперского» и Microsoft в Windows 10. Источник.

Как видите, по количеству ложных срабатываний (колонка Usability) или по влиянию на производительность системы (колонка Performance) отставание Microsoft Windows Defender от Kaspersky Internet Security хоть и существенное, но не такое критичное. Но если говорить о главном параметре антивируса — защите пользователя от угроз (колонка Protection), то тут Windows Defender до нас как до луны: 3 из 6 баллов говорят сами за себя.

Более того, по непонятной причине Роберт в качестве защитного решения для тех, кому антивирус не нужен (по его мнению), предлагает одного из самых неопытных игроков на антивирусном рынке. Взгляните на сводную картинку ниже, тут отражено, кто попадает в тройку победителей по результатам 94 разнообразных тестов и обзоров защитных решений. Найдите решение от Microsoft.

По вертикальной оси — процент попаданий продуктов вендора в тройку лучших. По горизонтальной оси — количество участий в тестах. Размер кружка отражает количество занятых первых мест.

Зачем антивирусу интеграция с браузером?

Роберт также недоумевает, почему защитные решения так пристально следят за браузером, перехватывают и анализируют трафик. Он пишет, что если бы не «бесполезные антивирусы», то разработчики браузера сами бы сделали качественную защиту.

Здесь важно пояснить, что разработчики браузера действительно много работают, чтобы минимизировать риск эксплуатации критических уязвимостей в самом браузере, и им было бы удобнее, если бы антивирус никак не влиял на процессы браузера и «защищал его, стоя в сторонке».

Однако напомним Роберту, что эксплуатация уязвимостей в браузере и его расширениях — это хоть и важный канал проникновения угроз к пользователю, но далеко не единственный. Современное защитное решение должно также защищать от фишинга, вредоносных скриптов, непристойного контента, навязчивой рекламы, слежения за пользователем, обеспечивать безопасность платежей, да и просто банально не давать пользователю самостоятельно скачать и запустить вредоноса. И все это непосредственно связано с браузером, но либо сам браузер от этого не защищает вовсе, либо защита находится на зачаточном уровне.

Именно поэтому тесное взаимодействие антивируса и браузера необходимо. Для «Лаборатории Касперского» обеспечение совместимости и максимальное удобство пользователей — задача не менее важная, чем для разработчиков браузеров. Поэтому у нас есть группа, которая отвечает за проактивное тестирование совместимости и устранение проблем еще на этапе подготовки бета-версий браузеров. В случае обнаружения проблем мы активно контактируем с разработчиками браузеров.

Некоторые другие тезисы Роберта

Некоторые из «нападок» Роберта не касаются «Лаборатории Касперского» напрямую, но мы бы тем не менее хотели их тоже осветить.

Роберт пишет, что для защиты необходимо устанавливать патчи для софта и ОС. И это правда, установка патчей действительно снижает риск заражения по одному из каналов. Мы считаем это настолько важным, что сделали в Kaspersky Internet Security 2017 новый компонент — «Обновление программ«, чтобы нашим пользователям не пришлось заниматься этим вручную.

Роберт пишет, что в антивирусах тоже бывают баги и уязвимости. Это правда, но «Лаборатория Касперского» очень ответственно относится к ошибкам в своих продуктах, поэтому у нас есть программа Bug Bounty. Это означает, что нашедшему уязвимость в продукте ЛК полагается денежная премия.

Роберт пишет, что некоторые антивирусы могут повлиять на производительность системы. Могут. Но продукты «Лаборатории Касперского» оказывают минимальное влияние на систему, что подтверждается независимыми сравнительными тестами.

Немного конспирологии

Есть еще один странный момент в «крике души» бывшего разработчика Firefox. Он жалуется, что PR-команда ограничивала его в нападках на антивирусы — якобы антивирусные компании могут «облить грязью» в ответ. Хотя Роберт действительно регулярно высказывает свое недовольство разными компаниями и их продуктами, я ни разу не слышал о каких-то санкциях со стороны объектов его внимания. Непонятно, на чем основаны страхи О’Каллахана.

«Роберт О’Каллахан и раньше высказывал недовольство программным обеспечением. В 2010 году он поссорился с Microsoft, когда она заявила, что Internet Explorer — единственный браузер с поддержкой программного ускорения, в 2013-м раскритиковал Blink, новый на тот момент движок в браузере Chrome. В 2014 году он призвал прекратить использовать Chrome, чтобы не позволить Google монополизировать Интернет, а в 2017-м заявил, что все производители браузеров, за исключением Mozilla, заботятся о собственном заработке, а не об интересах пользователей». Источник.

С другой стороны, мнение о том, что «антивирус мертв и не нужен», мы слышим на протяжении вот уже 20 лет. Однако в последнее время настаивать на этом почему-то стали именно производители браузеров. Например, Даррен Билби, специалист по безопасности из компании Google, тоже заявил совсем недавно «о бесполезности антивирусного ПО».

Не могу утверждать с уверенностью, но, возможно, это связано с тем, что антивирус действительно может мешать производителям браузеров зарабатывать деньги. Посудите сами: браузеры по большей части бесплатны, а монетизируются за счет контекстной и другой рекламы. Антивирусное ПО же зачастую защищает и от рекламы, и от слежения за пользователями. Иными словами, защита пользователей вступает в конфликт с интересами производителей браузеров.

Впрочем, не будем гадать. Наше дело — обеспечивать качественную защиту. Это и называется True CyberSecurity.

www.kaspersky.ru

История бренда Лаборатория Касперского

Антивирус Касперского

Один из самых крупных как в России, так и во всем мире, создатель программного обеспечения, предназначение которого — информационная безопасность. Продукция предназначается как для бизнеса, так и частных пользователей. Количество пользователей данного ПО исчисляется уже миллионами. Выпускаются решения для самых разных операционных систем и платформ.

История компании началась в далеком 1989 году, когда домашний компьютер все еще оставался экзотикой. Но вот компьютерные вирусы экзотикой уже не были. Правда, распространялись они тогда, в основном, посредством дискет. Компьютер никому тогда еще неизвестного программиста Евгения Касперского подхватил полиморфный вирус Cascade (у нас он был более известным под именем «Буквопад» — внезапно все символы на экране компьютера обваливались в нижнюю строку). Евгений избавился от напасти (посредством антивируса еще советской разработки), но идея создания антивирусного ПО всерьез захватила его, превратившись для начала в хобби. В дальнейшем хобби превратилось в средство заработка. Евгений начал писать книги, посвященные компьютерным вирусам, выступать с лекциями в университетах.

Двумя годами позже в научно-техническом центре КАМИ был основан отдел по разработке антивирусов, в котором работала группа разработчиков, собранных Касперским. В 1994 году отдел был возглавлен Натальей Касперской, женой Евгения. Именно она начала закладывать коммерческий успех проекта, налаживая связи, развивая партнерскую сеть, занимаясь продажами.

В 1994 году произошло и еще одно знаменательное событие — программа AVP (прототип нынешнего «Антивируса Касперского») стал победителем в международном тестировании антивирусного ПО. Тестирование проводилось Гамбургским университетом и было первым в своем роде. Этот успех и определил будущее Касперского.

Дата рождения Лаборатории Касперского — 21 июня 1997 года. Именно тогда произошло отделение от КАМИ. В этом же году молодую компанию ожидал успех — финский разработчик антивирусного ПО DataFellows приобрела лицензию на использование «движка» AVP в собственном антивирусе F-Secure. 1999 год ознаменовался открытием первого зарубежного представительства — в Великобритании.

В 2000 году AVP был переименован в «Антивирус Касперского». На сегодняшний день — это один из самых популярных в странах СНГ антивирус.

К концу 2002 года началось рассечение ассортимента выпускаемой продукции. Появились решения для борьбы со спамом и хакерскими атаками. Годом позже начинается выпуск ПО и для портативных устройств.

Штаб-квартира «Лаборатории» находится в Москве. Представительства разбросаны по всему миру. Множество компаний в десятках стран объединены в единую партнерскую сеть.

Интересные факты:

Полиморфный (т. е. не имеющий постоянного программного кода) вирус Cascade («Буквопад») привел в мир антивирусного ПО не только одного лишь Касперскго. В 1988 году он стал причиной весьма серьезных проблем в бельгийском офисе компании IBM. В результате последняя также занялась разработкой антивирусов. Правда, изначально компания создавала данное ПО лишь для внутреннего использования.

Лаборатория Касперского в рейтингах

место рейтинг, год
2015
405Крупнейшие компании России, 2015

www.brandreport.ru

История появления антивируса Касперского

Любая компьютерная программа имеет свою историю, зачастую куда-более интересную, чем художественные фильмы современности, например, история создания Windows вряд ли поместиться в одну статью, на нее придется потратить немало времени, чтобы ознакомить вас с тем, как раньше выглядели привычные «окна». Для начала мы решили взять историю антивируса «Касперского», который более чем известен в наше время, ну что ж, погнали!

Технологии начали стремительно развиваться именно в конце 20-ого века, уже тогда появлялись личности, которые были знакомы с азами программирования и для того, чтобы показать свое превосходство, создавались вирусы. Один из таких вирусов попал на компьютер к Евгению Касперскому, причем при столь удачных обстоятельствах этот вирус можно считать началом вирусной компьютерной эпидемии в стране. Но, длилась она не долго, поскольку Евгений Валентинович, будучи хорошим программистом, довольно быстро нашел решение и создал «лекарство» в виде антивируса. После он неплохо вошел во вкус, и его компания существует до сих пор, она отлично борется с самыми серьезными вирусными угрозами, которые возможны на сегодняшний день.

Когда Касперский начал профессиональную деятельность?

На улице 1991-ый год. Касперский, уже будучи более-менее известной личностью в узких кругах, собрал своим единомышленников и начал работать вместе с компьютерной компанией под названием «Ками», именно там был создан первый антивирусный отдел, который был возглавлен Наталией Касперской, она в свою очередь занималась развитием партнерской программы.

Первый успех

Чуть позже, а именно в 1994 году, Антивирус Касперского был заявлен в роли участника на состязании лучших антивирусных программ, которое проходило в гамбургском тестовом центре, в этом году известный ныне антивирус без проблем занял самое первое место, с легкостью победив своих конкурентов, что и стало ключевым этапом развития антивирусного ПО Касперского.

Серьезная работа

Где-то в ноябре 2000 года главный продукт под названием «Лаборатория Касперского» был переименован в Антивирус Касперского, на тот момент ПО было установлено не только на офисных компьютерах и домашних, но и в серьезных рабочих станциях, в том числе и на серверах, что уже приносило большой доход программисту.

Подводим итоги

Конечно, сейчас существует огромное количество антивирусов, но вы можете гордиться, что русский человек является автором того программного обеспечения, которое входит в список самых лучших антивирусов планеты.

yaslit.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>