Капитал кто написал


Капитал (книга) - это... Что такое Капитал (книга)?

«Капита́л» (нем. Das Kapital) — главный труд К. Маркса по политической экономии, содержащий критический анализ капитализма.

Работа написана с применением диалектико-материалистического подхода, в том числе к историческим процессам. Опубликована в 1867 году и является расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работе «К критике политической экономии».

Научная новизна идей Маркса

Маркс опирался и широко использовал идеи Адама Смита и Давида Рикардо. Именно эти английские экономисты показали трудовую природу стоимости.

Существование той части стоимости продукта, которую Маркс назвал прибавочной стоимостью, было установлено задолго до Маркса, точно так же с большей или меньшей ясностью было высказано, из чего она состоит, именно: из продукта того труда, за который присвоивший его не заплатил никакого эквивалента. Но дальше этого не шли. Одни — классические экономисты — самое большее исследовали количественное отношение, в котором продукт труда распределяется между рабочим и владельцем средств производства. Другие — социалисты — находили это распределение несправедливым и искали средства для устранения несправедливости. И те и другие оставались в плену экономических категорий, которые они нашли у своих предшественников.

Для того чтобы знать, что такое прибавочная стоимость, он должен был знать, что такое стоимость. Прежде всего необходимо было подвергнуть критике саму теорию стоимости Рикардо. Маркс исследовал труд как способность создавать стоимость. Он установил, какой труд, почему и как образует стоимость; что стоимость вообще есть не что иное, как кристаллизованное рабочее время. Маркс исследовал затем отношение товара и денег и показал, как и почему — в силу присущего ему свойства стоимости — товар и товарный обмен должны порождать противоположность товара и денег. Основанная на этом теория есть первая исчерпывающая теория денег, получившая теперь всеобщее признание. Он исследовал превращение денег в капитал и доказал, что оно основывается на купле и продаже рабочей силы. Заменив в товарном обмене категорию «труд» на «рабочую силу» (способность к труду), он разрешил одно из противоречий, которое привело к гибели школу Рикардо: невозможность согласовать взаимный обмен овеществлённой стоимости и труда с рикардовским определением стоимости через труд.

Установив разделение капитала на постоянный и переменный, Маркс смог описать ход процесса образования прибавочной стоимости и таким образом объяснить его, чего не смогли сделать его предшественники. Это разделение даёт ключ для решения многих экономических проблем.

Маркс исследовал саму прибавочную стоимость и установил две её формы: абсолютную и относительную прибавочную стоимость. Он показал, какую роль играли они в историческом развитии капиталистического производства. Основываясь на теории прибавочной стоимости, он развил первую рациональную теорию заработной платы, и впервые дал основные черты истории капиталистического накопления, изложил его исторические тенденции.

Трудности школы Рикардо, решенные Марксом

Во-первых, по Рикардо, труд есть мера стоимости. Значит, труд должен обмениваться на эквивалентное количество труда. Но живой труд при обмене на капитал (в форме зарплаты) имеет меньшую стоимость, чем овеществленный труд, на который он обменивается. Заработная плата, стоимость определённого количества живого труда, всегда меньше, чем стоимость продукта, который произведён этим самым количеством живого труда или в котором этот труд выражается. В таком понимании вопрос действительно неразрешим. Маркс дал следующий ответ. Сам труд стоимости не имеет. Труд — это процесс, деятельность, при которой создаётся стоимость. Он так же не может иметь особой стоимости, как сила тяжести не имеет собственного веса, в то время, как именно сила тяжести порождает вес всех предметов. Не труд покупается и продается как товар, а рабочая сила. Как только она становится товаром, её стоимость измеряется трудом, воплощённым в ней как в общественном продукте. Эта стоимость равна труду, общественно необходимому для её производства и воспроизводства. Следовательно, купля и продажа рабочей силы на основе такой её стоимости отнюдь не противоречит экономическому закону стоимости.

Во-вторых, по Рикардо, два капитала, применяющие одинаковое количество одинаково оплачиваемого живого труда, предполагая все прочие условия равными, производят в течение равного времени продукты равной стоимости, а также прибавочную стоимость или прибыль равных размеров. Если же они применяют неодинаковые количества живого труда, то они не могут произвести прибавочную стоимость (прибыль) равных размеров. Но в действительности равные капиталы в равное время производят в среднем равную прибыль независимо от того, много или мало живого труда они применяют. Это противоречие Маркс разрешил в 3-м томе «Капитала».

Оценка актуальности политэкономии Маркса

Юрий Иванович Семёнов, историк и философ, даёт следующую оценку актуальности политэкономии Маркса:[1]

К. Маркс и Ф. Энгельс были не лишены иллюзий. К числу их относится убеждение, что капитализм уже изжил себя, что он стоит на краю гибели. Эта иллюзия сказалась и на целом научном экономическом учении К. Маркса. Но особенно она проявила себя во взглядах основоположников марксизма на социалистическую революцию и социализм. … Марксистская политэкономия капитализма была создана в основном в середине XIX в. С тех пор в экономике капитализма произошли существенные изменения. Жизнь ушла вперед, а теория продолжала оставаться в основном такой, какой она вышла из-под пера К. Маркса. Результатом явилось расхождение между ней и реальным положением вещей. Экономическая теория марксизма в том виде, в котором она продолжала излагаться, явно устарела. Но это вовсе не значит, что она должна быть полностью отброшена. Многие основные положения, сформулированные К. Марксом, продолжают сохранять свое значение. Это важно подчеркнуть, ибо многие из пишущей братии сейчас категорически заявляют, что К. Маркс вообще не был экономистом, что таковым он считался только в нашей стране в результате указаний сверху, что в экономике он ничего не смыслил и все его труды в этой области не имеют никакого отношения к экономической науке и вообще науке. …

Основное ядро экономических построений Маркса остается в силе. Необходимостью является дальнейшее развитие марксистской политэкономии капитализма на основе обобщения данных, накопленных экономической наукой за более чем сотню лет, и творческого усвоения достижений этой науки в области теории.

dic.academic.ru

«Капитал» – единственный бестселлер, который даже автор не прочел целиком

10 величайших писателей XX века

Полтора века назад прозябавший в Лондоне немецкий эмигрант начал работу над единственным в мире бестселлером на тему политэкономии. Эмигранта звали Карлом, а труд его, естественно, носил название «Das Kapital».

«Капитал» – еще и единственный бестселлер, который практически никто не одолел в полном объеме. Еще бы – ведь это четыре толстых тома, три из которых не читал даже сам автор: после его смерти они были кое-как собраны из черновиков Энгельсом и Каутским. Даже студентов советских вузов не заставляли штудировать их целиком, милосердно ограничиваясь первыми главами. В итоге многие свято уверены, что эпохальный труд начинается словами: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма».

Между тем это начало совсем другого текста – «Манифеста коммунистической партии», простенькой агитки, сочиненной Марксом для рабочих, которых он именовал не только «передовым классом», но и, в минуты раздражения, «стадом ослов».

«Капитал», предназначенный для посвященных, начинается иначе: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как огромное скопление товаров». Далее на восьмистах страницах первого тома, усыпанных цифрами и сносками, досконально исследуется превращение товаров в деньги, накопление прибавочной стоимости и создание на ее основе капитала – истинного хозяина общества. Последующие тома, по существу, не добавляют к этой схеме ничего нового, въедливо исследуя отдельные ее детали.

Между делом автор открывает знаменитую схему общественных формаций: рабовладение-феодализм-капитализм. Последний, согласно «Капиталу», ведет к максимальной централизации и монополизации экономики, готовя тем самым собственную гибель.

«Централизация средств производства и обобществление труда, – оптимистически завершает Маркс, – достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Правда, в «Капитале», в отличие от «Манифеста», ничего не говорится о грядущей революции и будущем справедливом обществе. Нет ни хлестких фраз, которые можно разобрать на цитаты, ни гневных филиппик в адрес угнетателей. Все вяло, затянуто, наукообразно – совсем нетипично для бестселлера! Однако в этой паутине слов и цифр бьется, задыхаясь, подлинное чувство. Иным кажется, что это зависть – автор помимо своей воли любуется ловкостью капиталистов, извлекающих прибыль чуть ли не из воздуха. Кстати, первый английский перевод «Капитала» разошелся на ура как раз потому, что шустрые издатели рекламировали его как пособие по приумножению богатства.

Сам Мавр, как называли классика родные, своим рекомендациям не следовал – он прожил жизнь бедно и безбытно, а когда деньги все же попадали к нему в руки, тратил их на всякую ерунду. Например, купил антикварный хлыст для верховой езды, хотя ни разу в жизни не садился на лошадь. Яростного борца со стяжательством мучило желание обладать буквально всем окружающим – красивыми вещами, женщинами и, разумеется, истиной.

Итак, версия первая: Маркс завидовал капиталистам и именно поэтому готовился отправить их на «свалку истории». Версия вторая: он искренне заботился об униженных и оскорбленных и, как новый Данко, готов был повести их к свету, указывая путь томом «Капитала» взамен пылающего сердца. Версия третья, поднадоевшая не меньше двух других: жидомасонский заговор…

И никто, похоже, не додумался прочесть «Капитал» как волшебную сказку, какими Карл наверняка зачитывался в детстве – не всегда же он был бородатым жрецом науки! Судите сами: злой Капитал похитил прекрасную царевну Товар, без которой ни солнце не светит, ни земля не родит. Заточив бедняжку в своем замке Монополия, злодей заставляет ее днем и ночью производить прибавочную стоимость. Но уже спешит на помощь рыцарь Пролетариат, который должен освободить царевну, чтобы могла она накормить голодных и согреть озябших. Как полагается, у рыцаря есть чудесный помощник – тот самый призрак, что носится кругом и пиарит грядущие перемены. Право, такая интерпретация «Капитала» ничуть не хуже остальных. Она хотя бы объясняет, почему люди переписывали этот малопонятный трактат от руки, шли за него в тюрьму, а порой и на смерть.

Все это началось с 1867 года, когда в Лондоне вышло в свет первое издание «Капитала» по-немецки. За ним очень скоро последовали английское, французское, итальянское; уже в 1872 году вышел русский перевод Германа Лопатина. И пошло-поехало: в итоге труд Маркса перевели на 150 языков, включая эсперанто и пиджин-инглиш. Значит, он оказался как раз тем, что другой классик по другому поводу назвал «очень нужной и своевременной книгой».

Правда, как раз те, кому выпало воплощать Марксовы постулаты в жизнь, «Капитал» читали невнимательно. Некогда было – то тюрьма, то революция, то разборки с «врагами народа». Поэтому каждый из них – и Сталин, и Мао Цзэдун, и Фидель Кастро – толковал марксизм по-своему, ориентируясь на рассказы товарищей и немногие прочитанные брошюрки. Честным оказался один Мао, признавший, что не прочел всего Маркса – зато прочувствовал его идеи сердцем. То же, очевидно, делали и советские чиновники – их знакомство с основоположником обычно сводилось к сдуванию пыли с толстых коричневых томов, украшавших полки.

Так уж вышло, что внимательно читали Маркса только те, кому совершенно не хотелось реализации его пророчеств – то есть профессиональные философы и социологи. У них-то и накопилась масса ехидных вопросов к гиганту мысли, а заодно и к его толкователю Энгельсу. Те писали, что с годами угнетение трудящихся будет расти, превращая их в настоящих рабов. Что рабочие вот-вот поднимут революцию, причем начнется она в наиболее развитых странах и неминуемо охватит весь мир. Что социализм непременно приведет к упразднению государства и созданию истинного рая на земле. Как известно, все произошло ровно наоборот, что сильно подорвало доверие к идеям обоих классиков. Кроме того, имя Маркса привыкли связывать со всем, что вытворяли его самозваные ученики. В итоге безобидного теоретика, который даже котенка не мог утопить (для этого звали верную служанку Ленхен), объявили ответственным за гибель ста миллионов человек. После краха «реального социализма» в 1991-м казалось, что марксизм похоронен окончательно, и в его могилу вбит осиновый кол.

И тут случилось неожиданное – Маркса начали расхваливать самые что ни на есть буржуазные издания. В специальном выпуске «Нью-Йоркера» в октябре 1997-го его назвали «великим мыслителем грядущего», предсказавшим монополизацию, глобализацию и господство «золотого миллиарда». В интервью журналу один из столпов финансового рынка заявил: «Чем больше я работаю на Уолл-стрит, тем больше убеждаюсь, что Маркс был прав. Я абсолютно убежден, что метод Маркса – наилучший для исследования капитализма».

Из пророка революции делают пророка капитала – этим грешит и записной либерал Жак Аттали в новой биографии классика, только что изданной в серии «ЖЗЛ». Да и новые русские олигархи повели себя точно по Марксу – вспомним его слова о буржуазии, которая ради стопроцентной прибыли пойдет на любое преступление. Так что творца «Капитала» рановато сбрасывать со счетов. Проколовшись по части революции, во многом он оказался более прав, чем его критики. Об этом во весь голос говорят сегодняшние «новые левые» – прямые наследники либеральных марксистов 70-х. В Марксе они видят противоядие не только против разгула монополий, но и против бюрократического социализма советского образца. Беда в том, что левые тоже не читали Маркса – а если и читали, то лишь немудреный «Манифест». Поэтому Мавр в их интерпретации становится то пылким анархистом, то веселым развратником, пропагандирующим «общность жен» (если кто не помнит, такой пункт имеется в том же «Манифесте»). Но из Марксовых трудов встает совсем иной образ – человека жесткого, уверенного в непогрешимости своей теории и готового ради нее на все. Это он, а не кто-то другой, первым заговорил о гражданской войне, о конфискациях и тюрьмах для буржуазии. Он ввел в обиход «классовую мораль» – нравственность одного класса не годится для другого. Отсюда оставался один шаг до «партийной морали» – нравственно все, что полезно делу пролетариата. Еще и партии не было, а Маркс уже окружал ее деятельность тайной, создавал «черную кассу» и жестоко преследовал отступников от «генеральной линии». Словом, делал все то, за что ревнители «еврокоммунизма» век спустя клеймили Ленина и Сталина.

…А потом убегал от партийных дрязг в читальный зал библиотеки Британского музея, где среди книг, в уютном свете лампы так сладко думалось о будущем, где не останется бедняков, где каждому воздастся по потребностям и омерзительный Капитал сгинет, растечется ненужным больше золотом, из которого будут делать писсуары (по обычной своей непрактичности Маркс не задумался о более полезных способах применения этого металла). Дома работать было нельзя: теснота, грязь, толпа вечно голодных детей, а потом и внуков. За четверть века, в течение которой писался «Капитал», умерли двое из четырех детей автора и его жена, не вынесшая жалкой жизни; две оставшихся дочери впоследствии покончили с собой. Критики Маркса не раз ставили это ему в вину, однако он всего лишь жил той же жизнью, что и скромные герои его книги – разоренные крестьяне, вкалывающие за гроши рабочие, бездомные и никому не нужные эмигранты. Одним словом, человеческий планктон, на котором рос и жирел тогдашний «дикий» капитализм, а сегодня подрастает наш, ничуть не более симпатичный.

Страдания этих людей вкупе со страданиями самого Маркса и его домашних создавали вокруг него невообразимый хаос, с которым он, как подобает немецкому философу, боролся с пером в руках. Попытка упорядочения этого хаоса – еще одна, не менее важная причина появления «Капитала», на страницах которого бессмысленная погоня за прибылью преображалась в добровольную и радостную работу каждого на благо всех. Мечта об этом жива и поныне – и потому призрак Маркса, уже неотличимый от вызванного им призрака коммунизма, до сих пор не желает покидать наш мир.

Эксклюзивный материал предоставлен журналом «Что читать».

Смотрите также:

www.aif.ru

Кто написал бессмертную книгу Капитал? Биография автора Капитала

Кто написал бессмертную книгу «Капитал»? В Советском Союзе не было человека, который не смог бы ответить на этот вопрос. Да и сегодня многим известно имя автора книги «Капитал». Не только тем, кто окончил вуз до 1991 года.

Особенности

Книга «Капитал» это труд по политической экономике. В нем содержится критический анализ капитализма. Тот, кто написал бессмертную книгу «Капитал», был в советское время одним из самых цитируемых авторов. В своей работе он применял диалектико материалистический подход.

Автор книги «Капитал» жил в девятнадцатом столетии. Первую часть своего произведения опубликовал в 1867 году. Два последующих тома были изданы уже после смерти автора.

Примечательно, что в этом произведении идет речь не только об экономике. Тот, кто написал бессмертную книгу «Капитал», знал толк и в кулинарии. А точнее в том, как приготовить питательную похлебку, используя недорогие ингредиенты. В этой книге представлен рецепт супа Румфорда, который использовался в приготовлении скромного блюда для солдат в годы Второй мировой войны, а сегодня применяется Армией спасения. Стоит рассказать поподробнее о том, кто написал бессмертную книгу «Капитал».

Философские труды

Первое свое произведение Карл Маркс написал в 1839 году. Это был труд, посвященный античной философии. В 1841 году Маркс защитил докторскую диссертацию. Примерно в это время примкнул к младогегельянцам, которые придерживались атеистических взглядов. После окончания университета Маркс планировал заняться преподавательской деятельностью. Но не вышло. Пришлось устроиться журналистом и писать статьи за копейки. Молодого философа все чаще посещали революционные мысли, и все меньше устраивала цензура, которая в ту пору имела немалый вес. После написания ряда статей на весьма острую тему газету, в которой он работал, закрыли.

Эмиграция

Не будем рассказывать подробно обо всех событиях из биографии Карла Маркса. Вспомним самые интересные факты. В 1849 году Маркс был выслан из Германии. Некоторое время он с семьей проживал в Париже, но после демонстрации, которая произошла в июне 1849 года, его выслали и из французской столицы. В конечном счете он переехал в Лондон и здесь прожил до конца своих дней.

Там, где встречается фамилия Маркса, непременно упоминается Энгельс. Автор книги «Капитал» всю свою жизнь испытывал нужду. Материально его поддерживал Энгельс, отправлявший регулярно единомышленнику небольшие суммы. В пятидесятые годы Маркс усиленно работал над своей экономической теорией, большую часть времени проводил в библиотеке Британского музея. Несмотря на безденежье, занимался общественной деятельностью. В 60 е годы организовал рабочую организацию. Это было первое общество в мировой истории, призванное защищать интересы представителей пролетариата.

«Капитал»

Маркс страдал катаром, что и стало причиной его смерти. В 1867 году он опубликовал первый том своего знаменитого труда. Заболевание, которое обострилась после смерти жены, привело к плевриту и бронхиту. Маркс умер в возрасте 64 лет, так и не получив британского гражданства. В одном из писем своим соратникам Энгельс назвал его вождем международного пролетариата.

В «Капитале» Маркса говорится о противоречиях между буржуазией и рабочими. Автор бессмертный книги считал, что эти противоречия не преходящие, а основные. Причем они выступают в качестве двигателя изменений в капиталистическом обществе. В «Капитале» Маркса впервые рассмотрены такие понятия, как «прибавочная стоимость», «рабочая сила». Кроме того, он описал сущности ренты, прибыли, эксплуатации, наемного труда.

Как известно, марксистская теория приглянулась революционерам, которым удалось в 1917 году изменить ход российской истории. Согласно точке зрения немецкого философа, религия не что иное, как самосознание человека, который не обрел себя. Или обрел, но потерял. Религия это отражение действительности, а вместе с тем и протест против нее.

Среди современников Карла Маркса были те, что читали его идеи гениальными. Но встречалось немало критиков философии автора книги «Капитал». В 1999 году в Великобритании был проведен опрос. Согласно его результатам, и сегодня многие считают Маркса одним из величайших мыслителей в мировой истории.

autogear.ru

О чём «Капитал» К. Маркса

(Прошу прощения за длинный текст, врезка почему-то отказалась работать.)

В связи с тем, что в последнее время мне всё чаще попадаются в сети различные мифы о содержании «Капитала» К. Маркса, я решил, что имеет смысл выложить здесь его краткое описание, те более, что могу это сделать простым копированием своего поста с форума написанного четыре с половиной года назад http://forum.cprf.info/forum/viewtopic.php?f=8&t=21771 . К стати, там есть и пример того, как можно одни и те же цитаты из «Капитала» трактовать совершенно по разному. Привожу пост полностью, с небольшим вступлением.«Понятия коммунизм, коммунист марксизм, марксист довольно часто используются в публикациях и в полемики на форумах, но вкладываемый в эти понятия смысл зачастую далеко не однозначен. Чтобы лучше понимать друг друга, не мешало бы несколько более конкретно определиться с данными понятиями.Как известно коммунистическая идеология по своей сути возникла задолго до того как стали известны взгляды Маркса по данному вопросу. И мысль о том, что частная собственность на средства производства является основой эксплуатации человека человеком, впервые была высказана так же задолго до Маркса. И борьба за справедливость и равноправие (разумеется, в разных пониманиях и того и другого) велись всегда. Из всего этого можно сделать вывод, что коммунистическое мировоззрение в целом, базирующаяся на убеждении в необходимости устранения эксплуатации человека человеком и установления равноправных отношений между людьми, зародилось за долго до Маркса. И все кто придерживается данных убеждений, могут называть себя коммунистами. Но пути достижения упомянутых целей могут быть самыми разными. Коммунистами были и Маркс и Ленин и Сталин и Троцкий и Мао Цзэдун и Пол Пот. Как говорится, выбирай на вкус. В современном политическом спектре России присутствуют, пожалуй, все виды. Но самое интересное, что практически все они относят себя к марксистам. Причем эти свои убеждения основывают на том, что они полностью разделяют взгляды Маркса, изложенные в «Коммунистическом манифесте» и некоторых других его публикациях. С таким же успехом каждый знающий четыре действия математики и убежденный в ее полезности может считать себя математиком. Вот только настоящим математикам разговаривать с ним будет довольно не просто. То же самое происходит на коммунистических форумах, особенно ярко это выражено на форуме КПРФ. Там правит бал абсолютное невежество в данном вопросе, что, скорее всего, отражает и состояние внутри партии в целом.«Капитал» это как курс математики в школе, его не надо «творчески изучать», его надо просто изучить и принять или аргументировано отвергнуть (весь или какие то части). А если приняли (в том объеме, в котором приняли) то дальше не только можно, но и нужно творчески развивать и использовать при анализе нынешней ситуации в обществе.Основы марксизма, его методология исследования исторического развития общества, позволяющая и проводить анализ нынешнего состояния общества, и делать прогнозы на будущее, изложены в основной работе Маркса «Капитал». Даже из тех, кто знает отдельные вопросы изложенные в «Капитале», большинство не представляет взаимосвязи этих вопросов, а следовательно и марксистской диалектики развития общества в целом. При чем бытует мнение, что «Капитал» доступен только профессионально подготовленным людям, хотя это совершенно не так. Он писался как раз для широкой публики, возможно поэтому, он и получился таким объемным (русское издание порядка двух тысяч страниц). Конечно «Капитал» не охватывает всех вопросов. Там, например, практически отсутствует разбор таких фундаментальных понятий как государство и демократия, хорошо изложенных Лениным в «Государство и революция». Но все-таки, даже самое поверхностное ознакомление с «Капиталом» в целом, а не с кусочно-вырванными элементами, может заставит кого-то задуматься, а кого-то поубавить свой воинствующий пыл. О чем же, в общем, сей великий труд? Именно в общем, поскольку только перепечатывание оглавления заняло бы с десяток страниц. Попробуем по порядку.В первом томе Маркс исследует процессы возникновения товарного производства и товарообмена, возникновение денег, возникновение цеховых производств, вводит понятия стоимости (меновой), потребительской стоимости и прибавочной стоимости. Маркс показывает, что товарообмен возник на основе разделения труда и специализации, когда человек понял, что за его продукт труда другие люди готовы отдать свои продукты труда, на изготовление которых у него ушло бы времени больше, чем на тот, который он отдает в обмен. Таким образом, изначально меновая стоимость определяется количеством общественно-необходимого труда (времени) заключенного в товаре. Деньги возникли так же как специфический товар на производство которого, затрачивается труда столько же, как и на тот на который он меняется, но при этом товар, выполняющий роль денег, имеет постоянный спрос, что в последствии во многом стало определяться его ролью, а так же компактен и не портящийся от времени, и, следовательно, удобен в транспортировке и хранении. Показывается процесс простого товарообмена (простого воспроизводства) товар – деньги – товар при котором все полученные за товар деньги тратятся на воспроизводство рабочей силы и воспроизводство средств производства, и расширенного воспроизводства, когда вырученные за товар деньги превышают приведенные выше затраты и появляется возможность пустить их на расширение производства. Т.е. в процессе производства, именно в процессе производства возникает прибавочная стоимость.Прибавочная стоимость возникла, когда человек стал способен производить больше чем тот минимум, который ему нужен для своего существования, для воспроизводства рабочей силы. Необходимым условием изъятия прибавочной стоимости являлось отчуждение средств производства от непосредственного производителя. Собственником средств производства оплачивается не труд, а стоимость рабочей силы, т.е. осуществляется тот минимальный уровень оплаты труда, который достаточен для воспроизводства рабочей силы. Т.е. что бы человек сам мог существовать и со временем воспроизвести подобную себе замену. При капиталистическом способе производства это обеспечивается превышением предложения труда над спросом его. Что во многом определяется предельно возможной продолжительностью рабочего времени, что в свою очередь опять же становится возможным из-за превышения предложения труда над спросом. Круг замкнулся.Второй том «Капитала начинается с более детального рассмотрения процесса обращения капитала. Рассматриваются отдельно особенности кругооборотов денежного, производительного и товарного капиталов, а так же влияние времени обращения и издержек на результат обращения (прибавочную стоимость). Рассматриваются основной и оборотный капиталы, особенности их обращения и связь с нормой прибыли, роль накопления в расширенном воспроизводстве. До этого времени рассматривался и анализировался отдельно взятый капитал, далее начинается рассмотрение обращения всего общественного капитала в целом. Рассматриваются взгляды более ранних экономистов: Смита, Риккардо и Шторха, Рамселя, Дестюта, Траси. Более детально рассматривается роль и особенности накопления в расширенном воспроизводстве.Первая часть третьего тома начинается с рассмотрения превращения прибавочной стоимости в норму прибавочной стоимости и прибыль, прибыли в норму прибыли (среднюю прибыль на единицу вложенного капитала). Здесь раскрывается механизм как прибавочная стоимость на отдельно взятых производствах, посредством конкуренции трансформируется в среднюю норму прибыли на вложенный капитал вообще, во всем мире, охваченном процессом капиталистического производства. Это, кстати, дает ключ к пониманию механизма эксплуатации слаборазвитых стран промышленно развитыми и почему высокий уровень эксплуатации трудящихся в слаборазвитых странах не приносит (как правило) баснословных прибылей собственникам конкретно этих производствОбосновывается тенденция нормы прибыли к понижению, тем, что с ростом объемов производства, техники и технологии отношение стоимости непосредственно рабочей силы, являющейся основой для исчисления и нормы прибавочной стоимости и нормы прибыли, ко всему капиталу, объективно снижается.Рассматривает превращение товарного и денежного капиталов в товарно-торговый и денежно- торговый соответственно (купеческий). При этом весь процесс обращения рассматривается как продолжение процесса производства в его специфической форме. Описывается возникновение менового и кредитного и банковского дела, превращение денег в товар и торговля этим товаром. Раскрывается связь между процентными ставками и нормой прибыли, процентом на капитал и предпринимательским доходом. Раскрывает суть банков, как посредников между «действительным кредитором и заемщиком денежного капитала». «Его (банка) прибыль, вообще говоря, состоит в том, что он берет в займы под более низкие проценты, чем отдает взаймы».Во второй части третьего тома более подробно рассматривается деление капитала на процент и предпринимательский доход, причины и условия возникновения кризисов при высоком использовании заемных средств и накоплениями банками значительного денежного капитала отличного от действительного. Раскрывается суть различия между денежным и действительным капиталом, независимость массы ссудного капитала от имеющихся денег. Более детально рассматривается функционирование банковского капитала во всех его проявлениях, ассигнации, золото, векселя, акции, государственные обязательства и т. д.Далее раскрывается суть природной ренты. Что, кстати, дает возможность не только понять, как наши сырьевики грабят народ, но и почему частная собственность на землю (при прочих равных условиях) непременно приведет к росту с/х. продукции. И заканчивается разделом «Доходы и их источники». В котором производится разбор распределения доходов, как между классами так и внутри, на основе триединой формулы: капитал – прибыль (собственнику капитала), земля – земельная рента (собственнику земли), труд – заработная плата (собственнику рабочей силы).

Разумеется, на всех этапах Маркс показывал, как отношение к собственности влияет на распределение совокупного общественного продукта, как это распределение усложняется с развитием капиталистического производства и общества в целом, не меняя своей сущности. Разумеется, здесь перечислены не все аспекты изложенные в «Капитале», поскольку, как уже упоминалось, даже оглавление «Капитала» занимает больший объем, чем предложенное здесь описание. Да и цели такой не ставилось. Цель данного изложения в том, что бы дать понять ярым «марксистам», что суть «Капитала» не в необходимости уничтожения эксплуатации человека человеком, это суть просто коммунистического мировоззрения, а в анализе и методологии анализа развития человеческого общества на основе всеобщих законов философии и на общих экономически законах. Маркс был коммунистом и поэтому он много писал о формах и методах борьбы трудящихся за свои права. Но он был не просто коммунистом, он был основоположником научного коммунизма, марксизма. В современном мире прийти к власти может только партия научного коммунизма, а не просто коммунистическая. КПРФ безусловно коммунистическая партия, но марксистская ли?»

bobrov-s.livejournal.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>