Канкан кто написал
Музыка романтизма: какая она? Жак Оффенбах и канкан
Итак, Оффенбах не писал именно тот самый канкан, который все знают. Но он написал музыку «инфернального галопа». И этот танец, который уже жил своей жизнью, прекрасно «лег» на музыку композитора. С музыкой Оффенбаха он чаще всего и исполняется (встречается еще вариант с музыкой другого мастера оперетты — Легара — из «Веселой вдовы»). В любом случае — вряд ли кто не видел эти весьма энергичные махи ногами всего кордебалета, выстроенного в ряд. Элемент кадрили, родившийся в парижских рабочих кварталах, живет уже два века. Те же два века живет музыка Оффенбаха — и не только пресловутый Канкан, который на самом деле — Галоп богов.
Французский композитор Жак Оффенбах родился 20 июня 1819 года в немецком Кельне в еврейской семье. Он — «следующий по рождению» после Шарля Гуно, если продолжать линию цикла. Отец был кантором синагоги — то есть певчим солистом, а значит музыка была частью жизни семьи. Именно отец сменил фамилию: городок Оффенбах был его родиной, эту фамилию он и передал детям. Любовь к музыке тоже была семейной чертой: все играли на музыкальных инструментах. А младший сын — Якоб (в будущем Жак) особо пристрастился к виолончели.
Но музыкальным центром Европы тогда был Париж. Туда отец и привез сыновей. С деньгами помогли кельнские любители музыки, которые хорошо знали «трио» детей кантора.
В парижскую консерваторию Жака сначала не принимали — как иностранца. Но потом нарушили все правила и взяли. Но Жак Оффенбах бросает учебу, начинает работать виолончелистом в разных парижских оркестрах (а ему 15 лет) и уже пробует потихоньку сочинять.
Семейный отдых парижан состоял тогда в посещении музыкальных театров. Это было главным развлечением среднего и высшего классов общества. В Париже сменялась власть, гремели революции, строились и рушились баррикады, а музыкальные театры ломились от публики. Такова была специфика жизни французской столицы на протяжении всего 19 века.
Мало кто задумывается о том, что театр был когда-то срезом общества даже относительно «посадки» публики. Дорогие места и ложи — для высшего света, демократическая «галерка». Дамы — они в кринолинах и при полном параде — сидят, кавалеры стоят сзади, в театральные бинокли рассматривают не только то, что происходит на сцене, но и друг друга в первую очередь. В театрах даже часто подбирали невест и женихов. Одним словом, Париж могли сотрясать революционные выступления, эпидемии и прочие напасти, но вечером загорались огни и отовсюду звучала музыка.
Жак Оффенбах влился в высшее общество, перешел в католицизм, женился на аристократке — дочери испанского генерала, которая родила ему 5 детей. Брак был длительным и счастливым, по общему мнению. А чтобы не получать отказы от театральных дирекций, он просто основал свой собственный театр. 5 июля 1855 года на Елисейских полях был открыт театр «Буфф-Паризьен», этот день часто считают днем рождения оперетты. «Париж еще не слышал, как башни его семидесяти церквей пробили полночь 5 июля 1855 года, — когда этот мировой город, этот сверкающий, отвратительный, темный, с очевидным прошлым и очень неясным настоящим, Париж миллионеров и бесчисленных нищих, игроков ва-банк и рабочих, Париж показных улыбок и скрытых слез — короче: Париж Наполеона III переживал сенсацию… Сенсацией, которую сегодня вечером переживал бульвар, было открытие маленького театра» (Отто Шнайдерайт).
Одновременно администратор и автор огромного количества музыкально-театральных произведений, Оффенбах легко и непринужденно завоевал Париж. Были периоды взлетов и финансовых трудностей — но Париж уже стал оффенбаховским. А судя по «канкану» — остается до сих пор.
Скоро появилось и само слово — «оперетта». Человечеству на протяжении всей его истории были необходимы и «трагедия», и «комедия». Истоки этих «жанров» восходят к столь архаическим временам, что проследить невозможно. В любом обществе, на любом его этапе развития и трагедия, и комедия присутствовали, а часто и разыгрывались всем сообществом. А музыка непрерывно сопровождала все представления.
Человеку необходимо сопереживать трагедии — причем здесь степень давности «происшедшего» даже не имеет большого значения. Человеку необходимо посмеяться над комедией — и здесь степень давности может иметь значение. Сюжеты комедий обновляются чаще — чтобы окончательно приблизиться к современности, к «здесь и сейчас». Хотя темы — все равно старые, как мир: любовь, неожиданные ситуации, чьи-то козни или плохие черты характера (зависть, жадность и прочее). Когда тема совсем злободневна, когда обыденное и будничное становится общественно-значимым — тогда комедия может стать острой сатирой. Такой сатирой — одновременно социальной и музыкальной стали оперетты Оффенбаха.
Это была сатира на современное ему общество — когда через «фильтр» древнего мифа, а часто и напрямую, он показывал без прикрас жизнь парижского бомонда эпохи Наполеона III.
Кстати, несмотря на то, что Оффенбах высмеивал императора и его приближенных, Наполеон III самолично даровал композитору французское подданство и очень почетный Орден французского легиона. Но Оффенбах остался Оффенбахом. Весёлым, даже немного дурашливым, человеком, который любил розыгрыши и не любил лицемерия. Все это можно проследить по сюжетам и музыке его оперетт.
Так был спародирован древний и всем известный миф об Орфее и Эвридике. Музыкант Орфей, правда, еще остается музыкантом, но уже директором консерватории. И жену он теряет, кажется, с удовольствием, обретая долгожданную свободу: («Если я попытаюсь вернуть ее, я не стою того, чтобы ее потерять»). Есть и героиня под именем Общественное Мнение — она требует от Орфея, чтобы он незамедлительно восстановил образцово-показательную семью, забрав жену от соблазнившего ее Плутона — бога Позёмного царства, то есть Аида. Но семья эта — уже давно не пример для подражания. И сам Орфей не однолюб, а Эвридика еще и терпеть не может музыку своего мужа-музыканта.
Олимпийским богам надоело их олимпийское спокойствие. Да и статус велит им прислушаться к Общественному Мнению. Верховный бог Юпитер ругает Плутона за то, что тот похитил чужую жену. На что последний резонно спрашивает: а сам-то ты каков, Юпитер? Тем не менее боги участвуют в истории «спасения семьи» и сами оказываются в аду. А там они беснуются в галопе-канкане — читай, нет авторитетов, нет неоспоримого.
Это сразу же поняла и французская критика: «Таким путем можно прийти к подрыву всех авторитетов и культурных ценностей», — писали газеты. К тому же существовала (и будет существовать) бессмертная опера Глюка «Орфей и Эвридика», которую тоже спародировал Оффенбах. Мало того, что Оффенбах «святотатственно» отнесся к мифологии, но еще «унизил» знаменитую оперу, а также поглумился над французскими «небожителями». Газеты ругались, публика хохотала и валом валила на спектакли.
У Жака Оффенбаха всегда была склонность к озорству и гротеску. И музыку он любил пародировать тоже — в том числе и музыку своих великих современников. Те, в основном, не обижались.
Художником-оформителем того спектакля, кстати, был другой гений — Гюстав Доре, чьи иллюстрации к Библии известны многим — даже просто «на взгляд». Успех оффенбаховского «Орфея» был огромен, ставится он и сейчас. Причем чем хороши мифы — даже если их поставить с ног на голову, все равно допустимы разные трактовки, а значит — разные постановки.
Другой пример — оперетта «Великая герцогиня Герольштейнская». Здесь уже никакой древности, но сплошной политический подтекст. Маленькое выдуманное немецкое герцогство. И эта крохотная страна любит побряцать оружием, а правительница любит напевать песенку про «саблю моего отца». У Герцогини есть даже свой собственный Фаворит — солдат Фриц. Она его все время повышает в чинах — вплоть до генерала. Когда выясняется, что Фриц все равно любит свою крестьянку Ванду, чины последовательно снимаются. Суть оперетты — сатира на милитаризм. На этом парижском спектакле побывали все европейские и многие азиатские монархи. Побывал и российский император Александр II.
По Европе прошла война — франко-прусская. Немцы обвиняли Оффенбаха в предательстве, французы — в подрыве устоев. Но Оффенбах оставался Оффенбахом. И его музыка сама завоевывала мир. Причем все это происходило естественным путем. Есть какая-то знакомая всем на слух мелодия — ее можно использовать. Потом вдруг выяснялось, например, что Гимн Военно-морских сил США — это Дуэт двух жандармов из оперетты Оффенбаха «Женевьева Брабантская».
О том, как можно все поставить с ног на голову, как из трагедии сделать комедию, и наоборот — можно будет прочитать в следующий раз. Теги: композитор, биографии, Европа, Франция, музыка, история
shkolazhizni.ru
История танца канкан
Главная / Статьи / История танца канканТанец канкан появляется в результате развития английского контрданса в 30-е годы 19-го века. Первоначально исполняется в маленьких французских тавернах местными бедными девицами. Историки считают, что первые основные движения канкана придумывает Шикар, который является ведущим развлекательных шоу.
Первые этапы в развитии танца
История канкана начинается с запрета на исполнения этой танцевальной программы, ввиду присутствия элемента развратного раздевания, который осуждает церковь. Но некоторые куртизанки продолжают танцевать в подобной манере, пытаясь таким образом привлечь богатых мужчин. В первое время танец канкан исполняется бедными девушками в среде парижских рабочих, этим занимались только низшие слои населения, но от этого удивительная атмосфера танцевальной программы не страдает.
Со временем танцевальный номер перестаёт быть запретным, его начинают исполнять мужчины в парах с женщинами, элементы становятся более приличными. Жорж Сёр изобразил участие мужчин в номере в своей картине в стиле импрессионизма. Но постепенно танец канкан входит лишь в репертуар француженок. Пристальное внимание посетителей становится самой ценной наградой для исполнительниц таких номеров.
Канкан и Мулен-Руж
В 1889 году Жозефом Олле основывается известное кабаре Мулен-Руж. В в программу профессиональных танцевальных коллективов Парижа входит танец канкан. Танцовщицы клуба постепенно придумывают новые па, поэтому вскоре именно здесь и формируется цельный образ непристойного, но известного на весь мир номера. Мулен-Руж - то место, которое влияет на многие события в истории танца, здесь и в настоящее время он исполняется и привлекает множество зрителей со всего мира. Одной из самых эксцентричных танцовщиц в Париже в то время является Ля Гулю, её псевдоним дословно с французского переводится как «обжора», настоящее же имя Эльзаса Луиза Вербер. Её первое выступление состоялось в 19 лет, почти сразу она становится яркой звездой танца канкан.
В программе танцевального коллектива Мулен-Руж канкан включает в себя восьмиминутное пиршество красок, поражающих аудиторию. Одной из самых известных композиций для исполнения танца канкан становится музыка, написанная Оффенбахом для финала «Орфея в аду». В Мулен-Руж самыми распространёнными элементами танцевальной программы являются махи ногами, взмахи юбки, прыжки, шпагаты. Постепенно танец канкан становится всё более выразительным, девушки-исполнительницы обнажают стройные ноги в привлекательном белье. Весь танцевальный номер сопровождался красочными декорациями.
В 1905 году с началом Первой Мировой войны приходит весть о закрытии Мулен-Руж. С 1915 по 1921 год кабаре закрыто. В остальное время знаменитый на весь мир французский клуб работает бесперебойно, принимая огромное количество зрителей на своих представлениях. С течением времени в кабаре Мулен-Руж посетителями являются знаменитости музыки и кино, высшие государственные деятели многих стран. Танец канкан привлекает огромную аудиторию и сейчас, в 21-м веке, не изменяя традициям, заложенным ещё в конце 19-го века.
agata1991.ru
Вызывающий и красочный Канкан. Путь танца от кадрили до «Феерии»
Вызывающий и красочный Канкан. Путь танца от кадрили до «Феерии»
Канкану скоро 200 лет. Он узнаваем на слух по энергичным нотам, редкое увеселительное мероприятие обходится без его эффектных взмахов ногами. Что демонстрирует этот шпагат – акробатические способности или легкое поведение? Как изменился танец за последние два века? Все это можно узнать на нашей странице.
Что такое канкан
Эмоциональный, откровенный, эффектный танец. Исполнение канкана достаточно однообразное, основные па – подтяжка колена к груди с последующим его опусканием и высокий бросок ногой вверх. Другие движения во французском имеют лаконичные названия, в то время как в остальных языках у них длинные описания:
- rond de jambe – быстрое вращательное движение голенью при поднятом колене и юбке;
- port d'armes – опора на одну ногу, при этом рука обхватывает другую за лодыжку и держит ее практически вертикально вверх;
- grand écart – шпагат в полете или прыжке;
- колесо.
Визг и крики стали неотъемлемой частью канкана. Танец исполняют повсеместно. Эталоном для подражания вот уже почти 130 лет являются девушки кабаре «Мулен Руж». Париж - родина канкана.
История
Авторитетное справочное издание «Оксфордский спутник музыки» в ранних выпусках в конце 1930-х годов называл канкан шумным современным неприличным танцем–наследником кадрили, развивающимся в Париже в интересах британских и американских туристов, готовых хорошо заплатить, чтобы их как следует шокировали.
Как и многие популярные танцы, канкан имеет неизвестное происхождение. Существует несколько предположений:
- Он мог зародиться в местечке Гранд-Шаумьер (Grande-Chaumière) – опен-эйр конца XVIII–начала XIX веков, располагавшийся в восточной части Франции, куда молодые люди приезжали жить в хижинах и танцевать под открытым небом. Среди них были танцоры, отвергавшие правила. Их гангстерский стиль называли «хеклингом». Позже эти же люди танцевали канкан.
- Время появления первых упоминаний о канкане совпадает с нарастанием недовольства властью, которое вылилось во Вторую французскую революцию и свержение Бурбонов. Канкан мог появиться как одно из проявлений оппозиционного протеста.
- Французский литературовед, профессор Франциск Мишель (Francisque Michel) считал, что танцоры подражали походкой и звуками гусям. По его мнению, название канкан также созвучно с гоготом этих птиц.
- Есть даже источники, связывающие появление танца с поведением страдающих эпилепсией и белой горячкой.
- Наиболее распространенной версией является появление канкана как финальной фигуры кадрили, исполняемой четырьмя парами.
Канкан быстро стал самостоятельным танцем с темпом галопа. Он был популярен на балах среди рабочих Парижа в 1820-30-х годах. Молодые люди парами соревновались в акробатических способностях. Появление характерных взмахов ногами, прыжков, шпагатов многие связывают с выступлениями Шарля Мазурье (Charles-François Mazurier), известного в 20-х годах XIX века мима, танцора и акробата.
В 1830-х канкан танцевали группами, особенно популярен он был среди студентов в общественных танцзалах. С ростом популярности танца появлялись профессиональные исполнители. Танцевали они преимущественно индивидуально. Первыми канканщицами были жрицы любви, подрабатывавшие в свободное от основного занятия время.
В 1840-61 годах засияли первые звезды канкана:
- Элизабет-Селеста де Шабрион (Élisabeth-Céleste de Chabrillan) под псевдонимом Селеста Могадор (Céleste Mogador);
- Левек (Lévêque) – псевдоним Чикард (Chicard).
Группа, полностью состоящая из мужчин, известная как «Кадриль де Клодош» («Quadrille des Clodoches»), выступала в Лондоне в 1870. Это выступление можно назвать апогеем популярности мужского канкана. Женщины-исполнительницы его быстро затмили.
Около 1885 года танцовщица-хореограф Грил Дэгу (Grille d'Égout) открыла первый курс канкана в Монмартре.
К 1890-м годам танец обрел популярность, появились исполнительницы, зарабатывавшие себе на жизнь как танцовщицы полного рабочего дня.
За пределами Франции канкан набирал популярность в варьете, где его танцевали женщины группами в хореографических постановках продолжительностью не менее 10 минут. Отдельные исполнительницы получили возможность продемонстрировать свои способности.
Опыт зарубежных постановок, а также шаги, разработанные профессиональными танцорами в конце XIX – начале XX века, объединил в 1920-х французский хореограф Пьер Сандрини (Pierre Sandrini) в зрелищное шоу «Французский канкан». Постановка разрабатывалась на сцене «Мулен Руж», в ней участвовали индивидуальные канканщицы и британский кордебалет. Самостоятельное выступление прошло в парижском кабаре Пьера Сандрини «Бал Табарин» («Bal Tabarin») в 1928 году.
Интересные факты
- Отношение к танцу менялось в разные годы. Появившийся в начале XIX века, канкан считался скандальным. В середине того же века его воспринимали как крайне неуместным в уважаемом обществе.
- Некоторое время предпринимались попытки подавить канкан из-за его развратности. В XIX веке женщины носили панталоны с открытым паховым швом, высокий взмах ногой мог выглядеть чрезмерно вызывающим. Руководство «Мулен Руж» утверждало, что танцовщицам было запрещено выступать в открытом нижнем белье. Однако доказательства того, что они носили закрытые панталоны, отсутствуют. Некоторых танцоров канкана арестовывали, но официального запрета на танец никогда не было.
- На рубеже XIX-XX веков танец расценивали преимущественно как эротический из-за экстравагантного нижнего белья, появившегося к тому времени, и контрастных черных чулок. Танцовщицы выше прежнего поднимали юбки и трясли ими, включали в постановку движение, которое считалось особенно дерзким и провокационным – наклон вперед и закидывание юбки на спину, выставляя зрителям на показ ягодицы. Это движение прославило известную танцовщицу «Мулен Руж» Ла Гулю, на ее панталонах было вышито сердце.
- Канканщица иногда подходила вплотную к мужчине, предлагала пари, что снимет с него шляпу, не используя рук. Заведомо было известно, что девушка выиграет и получит свое вознаграждение. Но согласившийся мужчина получал возможность бросить взгляд на панталоны, пока девушка взмахивала ногой и ударяла носком туфли по шляпе. Одновременно жест служил предупреждением, что любой, кто позволит себе излишние вольности с танцовщицами, может получить удар в лицо.
- Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) нарисовал несколько картин и большое количество плакатов танцоров канкана. Благодаря ему современники имеют возможность увидеть многочисленные зарисовки выступлений Ла Гулю, Жанны Авриль и Валентина Бескостного.
- Другие художники, запечатлевшие канкан: Жорж Сёра (Georges Seurat), Жорж Руо (Georges Rouault) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
Популярные мелодии
Канкан – энергичный танец с размером 2/4. Многие композиторы написали музыку для него.
Самая известная мелодия принадлежит французу Жаку Оффенбаху (Jacques Offenbach) – «Галоп ада» (Galop Infernal) в его оперетте «Орфей в аду» («Orphée aux Enfers»). Париж увидел постановку и полюбил «Galop Infernal» в 1858 году. Оффенбах принес мировую известность танцу.
Галоп ада (слушать)
Канкан встречается в оперетте Франца Легара (Lehár Ferenc) «Веселая вдова» (Die lustige Witwe) 1905 года. Постановка имеет большой успех по сегодняшний день, входит в репертуар Метрополитен-опера и Венской оперы. Однако канкану Легара оказалось сложно превзойти популярность Оффенбаха. Часто в постановках «Веселой вдовы» музыку заменяют на более узнаваемую.
Канкан из «Веселой вдовы» (слушать)
Канкану посвящена одноименная музыкальная пьеса Коула Портера (Cole Albert Porter) 1954 года. Постановка имела большой успех. Снятый в 1960 году по ее мотивам фильм-мюзикл «Канкан» был номинирован на многочисленные премии, в том числе на Оскар в двух номинациях. Саундтрек получил Грэмми. В главных ролях снялись Фрэнк Синатра и Ширли МакЛейн.
Современный канкан
«Мулен Руж» располагается в парижском «Квартале красных фонарей». Это часть города, куда туристы, а иногда и местные жители направляются за приключениями 18+. Кабаре предлагает услуги исключительно зрелищного характера – шоу и танцы, обязательными элементами гардероба танцовщиц являются стринги, обувь на каблуке и аксессуары. Другая одежда надевается в зависимости от сюжета постановочного номера, может отсутствовать в принципе.
Канкан в репертуаре «Мулен Руж» один из самых «одетых» номеров «Феерии» («Féerie» – единственное шоу знаменитого кабаре, которое показывают дважды каждый день с 2000 года).
Колоритные костюмы передают атмосферу рубежа XIX-XX веков. Танцоры одеты в рубашки, жилеты, бабочки, брюки. На танцовщицах высокие корсеты и пышные юбки, вместо панталон канканщицы носят стринги и подрязки.
Современное отношение к танцу достаточно лояльное. Музыка канкана встречается даже в детском мультфильме «Пингвиненок Пороро».
Знаменитые исполнители канкана
Луиза Вебер (Louise Weber), известная под псевдонимом Ла Гулю (La Goulue – с фр. обжора, большеротая женщина), одержимая танцами, с 16 лет покоряла вечеринки в ночных клубах Парижа. Луиза работала в прачечной своей матери и брала одежду клиенток, чтобы выйти в свет. В «Мулен Руж» ее пригласили в возрасте 23 лет (1889). Проработав всего 6 лет, она стала богатой и знаменитой. Девушка решила покинуть кабаре и заняться собственным бизнесом. Потерпев неудачу, Вебер обанкротилась, пережила несколько глубоких депрессий, алкоголизм. Скончалась в безызвестности в возрасте 62 лет.
Жанна Луиза Бодон (Jeanne Louise Beaudon) танцевала под псевдонимом Жанна Авриль (Jane Avril). Жанна выросла в крайне неблагополучной семье, ее сильно избивали, в итоге она оказалась в психиатрической больнице. Танцевальный талант девушки замечали все, и в возрасте 21 года (1889) отпустили из клиники по приглашению в «Мулен Руж». Она моментально обрела известность. Провела практически всю оставшуюся жизнь на сцене кабаре. Была одинока, в возрасте 73 лет попала в дом престарелых, где скончалась через год.
Самым известным мужчиной-танцором канкана в конце XIX века был Жюль Этьен Эдме Реноден (Jules Étienne Edme Renaudin), псевдоним Валантен ле Дезоссе (Valentin le Désossé – с фр. Валентин Бескостный). Он часто выступал партнером Ла Гулю. О жизни танцора за пределами «Мулен Руж» известно крайне мало. Он принадлежал к семье виноторговцев, чем и зарабатывал себе на жизнь. За свои выступления в кабаре отказывался брать плату, считая занятие хобби, а не работой.
Канкан считается частью мировой танцевальной культуры. Часто особенностью современного исполнения является трудоемкость и изнурительность танца. Тем не менее, он сохраняет элемент непристойности и даже вульгарности.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: смотреть канкан
soundtimes.ru
Канкан – «утиный» танец, ставший визитной карточкой всех кабаре
Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. На сегодня этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили.
Одну из версий названия танца связывают с утками. Французы считают, что их утки крякают «кан-кан». Как известно, одним из характерных па является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом.
Канкан. Наталья Папирна, 2011 год.
Вообще слово «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые утверждают, что классический канкан был исполнен в «Мулен Руж» в 1890 году, но это не совсем соответствует истине. Первое подобие канкана зародилось в рабочих кварталах Парижа еще в 1820-е годы. Он трансформировался из кадрили и галопа. Махи ногами добавил в танец танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц канкана. Танец стал считаться и вовсе непристойным.
Танцовщица канкана.
Мелодия канкана принадлежит композитору Оффенбаху. Впервые она прозвучала в оперетте «Орфей в аду» в 1858 году.
В знаменитом «Мулен Руж» канкан был исполнен впервые на открытии кабаре танцовщицей Селест Могадо. Поначалу в танце принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые также высоко поднимали ноги.
Афиша кабаре Мулен Руж. А. Тулуз-Лотрек.
Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагаты и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец.
• Рубрика: история, танцы
www.fresher.ru