Камуфляж кто придумал


История камуфляжа

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.

В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.

Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).

Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. пСвязано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

topwar.ru

История отношений художников и камуфляжа

Доходило до того, что рисовали поддельную головную волну спереди судна, чтобы создать обманчивое ощущение, будто корабль движется быстрее. Поддельную головную волну рисовали и сзади судна — так у наводчика складывалось ощущение на грани с уверенностью, что судно движется вперед, когда оно на самом деле отдалялось. 

Девушки в dazzle-купальниках, 1919

Многие нюансы были выявлены во время полевых исследований и во время тестирования камуфляжа, которые проходили в мастерских: моряки тренировались на сотнях моделек, раскрашенных вручную художниками. Затем отбирали паттерн, который удачнее всего маскировал конкретное судно, и уже после этого наносили раскраску.

Энди Уорхол и woodland

В 1986 году Энди Уорхол создает автопортрет с использованием стандартного для американской армии камуфляжа woodland (менее известного под названием ERDL pattern). Таким образом он хотел сыграть на контрасте узнаваемой формы (то есть своей внешности) и абстрактной, скрывающей раскраски. 

Написанная за несколько месяцев до смерти картина стала одной из наиболее известных работ художника. Конечно, этот факт значительно сыграл на популярности именно этого вида камуфляжа. Если в начале века художники вдохновлялись природной структурой, эволюцией и мимикрией, то с этого момента они начинают использовать огромную базу камуфляжных пантонов, создавая однотипные реплики военных узоров. Отношения Уорхола с камо вылились в совместную линию модной одежды, выпущенной с дизайнером Стефеном Спроусом и раскрашенной в милитари-паттерны. Так woodland попал в мир высокой моды, а Уорхол создал способ применения этой раскраски, альтернативный милитаристскому. 

История woodland показывает, как узко мыслит индустрия моды, эксплуатируя наиболее распространенные и штампованные символы. Именно этот паттерн застолбил за собой отражение милитаризма и стал равным самому понятию «камуфляж». Так, если швейцарский бренд Victorinox делает перочинный нож, то он не погружается в вопрос камуфляжа собственной же страны, а наносит woodland-узор как наиболее понятный потребителю.

Таким образом, камуфляж обрел свой собственный штамп и клише.

Futura и Maharishi

В 1994 году англичанином Харди Блечманом был основан бренд Maharishi. Чтобы начать создавать действительно качественные образцы камуфляжных паттернов, нужно знать не просто расцветки камуфляжных рисунков и сферы их применения — необходимо погрузиться в природу явления настолько глубоко, насколько это можно себе позволить. И кто, если не Харди, может тут послужить примером.

Блечман много изучает военную форму разных стран, вдохновляется ее кроем, материалами и структурой и со временем становится одним из главных экспертов мира камуфляжа. Спустя десять лет, в 2004 году, это выльется в монументальный труд — подробную (почти тысяча страниц) энциклопедию камуфляжа «DPM: Disruptive Pattern Material». 

Точка зрения Блечмана, военная форма прямо основана на природной мимикрии, монотонном узоре и разнообразии кроя. Большое исследование Блечмана, которое и вылилось в собственно одежду, раскрывает большой спектр разнообразных камуфляжных паттернов, прямо отсылающих к их природной основе. На органическом подтексте основан, например, его паттерн Bonsai Forest Camo. 

www.furfur.me

История камуфляжа и обзор видов

Еще чуть больше 100 лет назад военная форма была яркой, красочной и многоцветной. Военного можно было увидеть даже издалека, с обычным прохожим спутать его было совершенно невозможно. Такая пышная форма необходима была, во-первых, чтобы запугать противника своим суровым и строгим видом. Кроме этого, полководцы по цветам и видам формы могли различать где свои солдаты, а где противник. В те времена никто и не думал о маскировке.

История камуфляжа начинается более 100 лет назад

История появления

Начало истории камуфляжа идет с конца 19- начала 20 века. До этого времени использование скрытой маскировки применялось очень редко, для осуществления скрытых действий из засады. Применялась маскировка отдельными отрядами. Например, в апреле 1775 года английский отряд был разбит небольшой армией колонистов в бою при Лексингтоне. Стоит отметить, что англичан было около 2000, а колонистов – несколько сотен. Все благодаря охотничьим зеленым куртками енотовым шапкам армия хорошо спряталась в лесу. Это сражение оказалось наглядным примером эффективности маскировки. Читайте обзор характеристик ткани полиэстер на этой странице.

Во времена жестокой битвы между Англией и Индией в 1867 году были большие потери англичан. Все потому, что их форма была очень заметной, в отличие от индийской, что выдавало солдат с ног до головы их противнику. Один молодой майор самостоятельно принял решение сшить военную форму цвета грязи с большим количеством карманов, чтобы сократить количество потерь. Для пошива формы он обратился к индусскому портному, которого завали Хаки , что с персидского переводится как грязь. Именно с этого момента название камуфляж стали называть хаки , что происходит и по настоящее время. А само название камуфляж пошло от животных, которые меняют свой окрас, подстраиваясь под внешнюю окружающую среду. Тогда количество убитых воинов в английской армии сократилось и майора повысили до генерала, но в последствии уволили из армии за несоблюдение традиций страны. Позже еще были разные войны и сражения, когда разными странами начал использоваться камуфляж в качестве военной формы. После окончания второй мировой войны цвет хаки начинают использовать в моде.

На фото пример детского камуфляжа

Типы и особенности

Детский камуфляж в наши дни является необходимым атрибутом для походов или выезда на рыбалку с ребенком. Защитный камуфляжный костюм обеспечит хорошую маскировку ребенку, а также защитит его от укусов насекомых и жалящих растений. Специально для детей камуфляж производят разных расцветок, например, осенний или зимний лес . Детская камуфляжная одежда должна защищать от ветра и влаги, выбирается она по сезону. Кроме этого, при носке такого костюма, ребенок должен чувствовать себя уютно и комфортно.

Женский камуфляж чаще всего встречается в спортивной одежде и в одежде для активного отдыха. Хотя выбор среди последней не очень большой. Зато среди женщин особой популярностью пользуется стиль милитари, где достаточной большой выбор одежды с расцветкой хаки или камуфляж . Встречается даже розовый камуфляж . Читайте инструкцию как определить размер перчаток.

Расцветка зимнего камуфляжа зависит от географии и климатических особенностей в зимнее время. Во времена Второй мировой войны в качестве зимнего камуфляжа использовались белые халаты , которые надевались поверх шинелей. В настоящее время в зимней камуфляжной одежде преобладают серые, белые и черные цвета. В летнем камуфляже преобладают зеленые и коричневые цвета, а также цвет хаки , которые хорошо маскируют человека на природе.

Выбор среди летнего камуфляжа значительно шире, чем у зимнего. Многообразие фасонов и расцветок позволяет подобрать вариант, подходящий вашим запросам.

Охотничий камуфляж подразумевает под собой не только одежду для человека, способную замаскировать его в диких условиях. Сюда относят также различные наклейки и маты, которые помогут сделать максимально незаметными автомобиль, лодку и другую технику. Сюда же относятся и различные аксессуары . Камуфляж подбирается в зависимости от вида охоты и географического расположения. Природа в разных местах разная, а также местность, где охотятся на зайцев, значительно отличается от той, где ведется охота на уток.

Военный камуфляж считается универсальной одеждой, используемой как в армии, так и гражданскими жителями. Военный камуфляж часто используют геологи, спортсмены, туристы, охотники, и просто желающие отдохнуть с комфортом на природе. Такая одежда , как правило, многофункциональна, самые главные ее функции – защита и тепло. Военным армейская форма положена по уставу, она помогает выдержать тяжелые армейские будни

Виды

Сегодня стиль милитари имеет популярность как среди женщин, так и среди мужчин. Кроме того, военная форма может использоваться не только по прямому назначению, но и для других целей, например рыбалка , охота , туризм , отдых

Во многих магазинах нашей страны, торгующих камуфляжем, можно приобрести военную форму стран НАТО, которую также можно использовать на свое усмотрение. Читайте обзор видов спецодежды для автосервиса и советы как выбрать.

На фото камуфляж НАТО для пустыни

У американского камуфляжа имеет около 10 видов расцветок, которые используются разными армиями Америки, в зависимости от природных условий.

На снимке пример американского камуфляжа Marpat, используемым морскими пехотинцами

Камуфляж « Горка » является защитным костюмом от экстремальных ветров. История его начинается с горнострелковой дивизии в армии Вермахта, у которых были свободные куртки по типу анорак . Не только кроем они похожи на современную форму «Горка», но и расцветкой, похожей на оливу.

Один из вариантов камуфляжа горка на фото

Камуфляж «Флора» является общеизвестной расцветкой отечественных военных с 1998 года.

Камуфляж Флора на снимке

Городской камуфляж считается базовым и имеет серые тона.

Пример расцветки городской камуфляж на фото

Песочные тона в основном используются в пустынном камуфляже

Британский оригинальный пустынный камуфляж с преобладанием песочного цвета

В наше время популярным является камуфляж Излом или Скол, который отлично маскирует в ночное время.

На снимке пример куртки расцветки Излом

Камуфляж Сумрак используется в полевых условиях, имеет летнюю расцветку и с преобладанием зеленого цвета. Данный камуфляж позволяет снизить распознаваемость человеческих контуров, может использовать на разных местностях.

Костюм Сумрак на снимке

Камуфляж Камыш имитирует растительность, может быть разной яркости, в основном это оттенки коричневого и песочного.

На фото пример расцветки камуфляж Камыш

Немецкий камуфляж СС более известен как Флектарн. Расцветка имеет до 6 цветов, рисунок имеет взрывной характер, точки разных цветов разбросаны по ткани, создавая шумовой эффект для стирания границ между цветами.

Современная расцветка камуфляжа Флектарн

Трехцветный камуфляж Дубок или Бутан был разработан еще в СССР в 84 году. После распада СССР является униформой Украинских вооруженных сил.

На фото камуфляж Бутан

Камуфляж Кукла представляет собой расцветку в виде мазков кистью, позаимствованных у британской армии, и пятен. Цвета теплые коричневые и зеленые. Ранее такой камуфляж использовался в ФСБ России.

Пример камуфляжа Кукла на фото

Камуфляж мох имеет оттенки зеленого и песочного цветов, с изображением мха. На зимней спецовке могут быть серые оттенки и более темные коричневые.

На фото пример камуфляжа Мох

Камуфляж Леший позволяет замаскироваться даже на открытой местности, благодаря длинному ворсу. Идеален для маскировке на болотистых местностях.

Камуфляж Леший на снимке

Камуфляж Варан является новейшей украинской разработкой. Костюмы данной расцветки передан в Вооруженные силы Украины для экспериментальной носки .

На снимке пример камуфляжа Варан

Камуфляж Амеба состоит из двух цветов с рисунком, похожим на амебу. Во время движения контуры на камуфляже расплываются, создавая специфичный визуальный эффект.

На фото образец отечественно камуфляжа, используемого до 1986 года

Камуфляж Жаба представлен в виде пятнистой расцветки, где пятна разных размеров нанесены на основной фон, состоит из 5 цветов. Такая расцветка хорошо маскирует в любой местности, на любых расстояниях, а также на солнце и в тени, в отличие от других камуфляжей.

Камуфляж Жаба на фото

Камуфляж Тигр идеален для маскировки в Джунглях, в связи с чем используется разными странами.

На фото камуфляж Тигр

Российский камуфляж Питон, тот же американский Kryptek . Основной фон имеет вид теней разных цветов, перетекающих из одной в другую, а верхний слой имеет четкие геометрические фигуры, напоминающие змеиную чешую. Такой рисунок создает эффект трехмерного изображения, благодаря чему лучше костюм лучше сливается с окружающей обстановкой. Ознакомиться с обзором характеристик ткани поликоттон можно здесь.

На снимке камуфляж Питон

Фирма «Сплав» производит форменную и спецодежду, в том числе обувь , снаряжение , все, что необходимо для армии, охранных предприятий и полицейских структур. Данная компания использует для пошива спецодежды камуфляж разных расцветок.

На снимке пример камуфляжа березка , выпускаемого компанией Сплав

Камуфляж Тень представляет собой светло, темно серые и коричневые пятна, больше похожие на волны.

На фото пример камуфляжа Тень

Снайпера чаще всего используют в качестве камуфляжа костюм Леший или Гилли. Еще во времена ВОВ такой камуфляж изготавливался из того, что было под рукой. Плащ-палатка солдата обшивалась кусками сетей и лоскутьями. Благодаря лохматости силуэт размывается и становится практически незаметным в лесу.

Куртка Гилли на снимке

Камуфляжи России

Пиксельный камуфляж Цифра, который в быту называю Тетрис, в 80х годах прошлого века был разработан в Америке. Благодаря цифровому рисунку происходит рассеивание зрения, и во время движения создаются оптические иллюзии. В российскую армия цифровой камуфляж был внедрен в 1998 году, после адаптации его к отечественным ландшафтам.

Камуфляж Цифра на фото

Камуфляж пограничный представлен в виде костюма из свободной куртки с капюшоном и брюк. Кроме пограничников, такие костюмы пользуются успехом у охотников и рыбаков.

На фото камуфляж пограничный

Пограничная служба ФСБ использует камуфляж Березка.

На фото пример камуфляжа ПС ФСБ

Для камуфляжа Спецназа ГРУ используется несколько типов рисунка, все зависит от местности, в которой происходят действия. Самые основные – это Амеба, Лиственный лес , Серебряный лист, ВСР-93, ВСР-98 Флора, Цифровая флора.

Камуфляж Серебряный лист на снимке

В спецодежде ФСИН используется камуфляж Кукла, описание которого можно найти выше.

На фото представлена форма ФСИН

Видео

Смотрите на видео тест-драйв разных видов камуфляжа:

Камуфляж имеет разные расцветки и рисунки, так как в каждой стране своя особенная природа и ландшафт. А задача камуфляжа хорошо замаскировать человека под окружающую среду.

forma-odezhda.ru

Камуфляж - это... Что такое Камуфляж?

Разные виды камуфляжной формы для леса, пустыни и снега

Камуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело)).

В природе

Рыба-камень в Красном море. Даже при искусственном освещении её нелегко найти… …а при естественном освещении она просто не видна

Камуфляж — также защитный окрас животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде.

Некоторые виды, например хамелеон, осьминог, кальмар или камбала, способны менять окраску тела под цвет обстановки (см. Мимикрия).

«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через чёрное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны[1].

Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.

В военном деле

USS Mahomet в ослепляющем камуфляже. Советские офицеры в камуфляжной зимней полевой форме, учения на либавском полигоне, ЦВГ, зима 1985 года. Камуфляжная окраска танка Замаскировавшийся снайпер Снайпер в камуфляжном костюме

Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.[2][источник не указан 142 дня]

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса[3].

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).[4]

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном.[5] В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.

Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме, существовал камуфляж «Дакхантер», используемый 2 бронетанковой дивизией при «Операция Кобра», но из за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим шлемам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).

В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Данный рисунок делает незаметным передвижение военнослужащих. В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности. Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «Пустынный», «Городской» и «Лесной»), DPM, Flektarn и другие.

Для Советского Союза таким рисунком был вначале «Бутан» (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «Флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок «Тёмный». Если «Тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «Бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «Флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.

В моде

В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн. Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе.

Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Cюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.

Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков и части туристов.

Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.

В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.

См. также

Примечания

  • Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1998. — 455 с.: ил. — С. 416—417
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 августа 2012.

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>