Гусарская баллада кто написал стихи


Гусарская баллада - это... Что такое Гусарская баллада?

«Гуса́рская балла́да» — советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1962 году режиссёром Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной.

Сюжет

Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной модницей. Но Шурочка — воспитанница двух старых вояк — дяди-майора и его денщика, заменившего ей няньку — отлично держится в седле, умеет фехтовать. Желая показать дяде маскарадный костюм для предстоящего бала, она выбегает в сад, одетая корнетом, и… сталкивается нос к носу с будущим женихом. Ржевский принимает Шурочку за родственника своей невесты и пытается выяснить, насколько та глупа и жеманна. Такое предвзятое отношение возмущает девушку, и она решает ему слегка отомстить. При их встрече Шурочка вовсю и с явным удовольствием играет роль недалёкой девицы, голова которой забита модными романами, вышиванием и мечтами об «идеальной любви». Ржевский в ужасе: его хотят окрутить с дурой! При первом же удобном случае он спешит выбежать из комнаты, изрядно повеселив тем молодую проказницу. Тем не менее, ей нравится поручик, хоть она не признаётся в этом даже себе. Неизвестно, как бы повернулись события дальше, если бы в жизнь России не вмешалась война с Наполеоном.

Объявление о начале войны приходит в разгар бала и майор Азаров даёт распоряжение прекратить праздник. Гости разъезжаются. Мужчины готовятся выехать на передовую, женщины обсуждают, чем смогут помочь фронту. Шурочка остаётся одна и решает бежать из дома в мундире корнета, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. Дядька Иван соглашается быть её ординарцем.

На следующее утро, проезжая через поле, Шурочка находит тяжело раненого курьера и берётся доставить его пакет по назначению. Случайно она натыкается на французов, которые бросаются в погоню. Отбиться от неприятеля ей помогают русские войска. Привезшего важный пакет корнета принимают в дивизию и определяют в штаб корпуса.

Проходит полгода. Случайно Шурочка встречает Ржевского: она привезла пакет для партизанского отряда Давыда Васильева, где воюет Ржевский. Гусары оставляют молодого корнета поужинать, и за столом Шурочка передаёт поручику «привет от кузины». Если она хотела смутить Ржевского, то глубоко просчиталась. На расспросы других гусар «что за кузина? Вот попался Ржевский! Держи ответ…» поручик начинает рассказывать байку о том, как уродливая племянница майора, на которой его хотят женить против его воли, влюбилась в него по уши с первого взгляда. На попытки Шурочки возразить, что «кузина», конечно глупа, но вполне милая девушка, Ржевский горячо возражает, что корнет совсем не разбирается в женщинах. Заканчивается тем, что Ржевский и Шурочка заключают пари: если поручик спасёт от какой-либо опасности глупую модницу, какой он выставил кузину Азарова, то он на ней женится. Застолье прерывается известием о появлении французского обоза. Партизаны захватывают его и в одной из карет обнаруживают певицу Луизу Жермон. Когда-то между Жермон и кавалергардом Пелымовым из их отряда был роман, но потом влюблённые поссорились. Ржевский пытается понравиться Луизе и приносит ей живые цветы, невесть каким образом достав их среди зимнего леса. Однако Луиза отдаёт цветок «тому, кто мне милей всех нынче». Нет, не Пелымову, как все ожидали, а… молоденькому безусому корнету. Между Шурочкой, которая, дразня поручика, приняла подарок, и Ржевским вспыхивает ссора, переходящая в дуэль. Лишь появление самого Давыда Васильева предотвращает стычку. Пользуясь случаем, Шурочка просит Давыда Васильева принять её в отряд, но получает отказ.

Возвращаясь в штаб, Шурочка и Иван видят, как французы захватывают в плен русского генерала, который оказывается адъютантом императора графом Балмашовым. Вдвоём они отбивают его и доставляют в штаб. На ступенках штаба девушка сталкивается с графом Нуриным, их соседом, который в удивлении спешит к Кутузову с сообщением, что корнет Азаров на самом деле — женщина. Вызвав Азарова, фельдмаршал узнаёт правду и взбешён до крайности: «Чтоб баб — в солдаты? Без такой подмоги мы перешибли Бонапарту ноги, и выгоним его с Руси без баб!» На все просьбы оставить её в войсках Шурочка получает приказ сию же минуту отправляться домой. Не помогают даже чисто женские слёзы. Лишь появление императорского адъютанта Балмашова прерывает этот разнос. Балмашов рассказывает, как на него напали французы, и быть бы ему в плену, если бы не молоденький корнет, который так и не назвал себя. Кутузов говорит, что это — истинный герой, достойный ордена. Шурочка обиженно шмыгает в углу носом. Тут её замечает Балмашов и признаёт в корнете своего спасителя. Кутузову не остаётся ничего другого, как наградить лихую девицу. После ухода адъютанта он таки позволяет ей остаться, присваивает ей чин корнета официально и разрешает перейти в партизанский отряд Давыда Васильева.

Спустя какое-то время отряд выходит к имению Азаровых. Шурочка, зная тут все тропинки, предлагает план дезинформации противника и захвата дома. Для лучшего осуществления планов решено переодеть её в форму наваррских стрелков, снятую с пленного испанца Винсенто Сальгари. Придя к французам, Шурочка выдаёт себя за потерявшего свою часть испанца, но тут в дом приходит настоящий Винсенто, которому удалось бежать. На удивлённые вопросы французов Сальгари, помня хорошее обращение Шурочки с ним в плену, заявляет, что она — его младший брат, по семейной традиции тоже носящий имя «Винсенто». Всё идёт по плану, пока не появляется майор Азаров и, узнав Шурочку, раскрывает её секрет. Обман обнаруживается, обоих «братьев» французский генерал Дюсьер велит расстрелять на рассвете. Следившие за операцией в окно Пелымов и Иван спешат в отряд.

Партизаны нападают на имение, выбивают оттуда французов. При этом гибнет Сальгари, перешедший на сторону русских. Шурочка, памятуя о пари, переодевается собственной «кузиной» и кидается на грудь поручику. Когда она встречает его уже в виде корнета, то напоминает Ржевскому о его обещании жениться на спасённой девице. Однако, тот заявляет, что уж мальчишке Азарову на свадьбе не гулять: их дуэль так и осталась незавершённой. Появившийся майор Азаров раскрывает карты: бесстрашный корнет не племянник ему, а племянница. Ржевский осознаёт, что любит Шурочку, и эта история счастливо заканчивается.

Прообраз Шурочки Азаровой — кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова.

В ролях

В эпизодах:

  • Владимир Граве — французский офицер, сражающийся с Ржевским
  • Владимир Гусев — раненый капитан с пакетом
  • Борис Иванов — Дюсьер, французский генерал
  • Лев Любецкий — губернатор
  • Юрий Мартынов — адъютант французского генерала
  • Э. Смирнов — эпизод
  • Павел Шпрингфельд — Летье, французский офицер
  • Геннадий Юдин — генерал
  • Владимир Балон — адъютант Кутузова (в титрах не указан)
  • Леонид Евтифьев — адъютант (в титрах не указан)
  • Зоя Исаева — кузина Зизи (в титрах не указана)
  • Е. Кирьякова — дама (в титрах не указана)
  • Нина Крачковская — кузина Надин (в титрах не указана)
  • Герасим Лисициан — эпизод (в титрах не указан)
  • Артур Нищёнкин — эпизод (в титрах не указан)

Съёмочная группа

Интересные факты

На 73 минуте фильма на каминной полке в доме Азаровых, занятом французами стоит бутылка Мартини, тогда как первый вермут под маркой Мартини был выпущен в 1863 году.

См. также

  • Поручик Ржевский
  • Давным-давно (пьеса)

Ссылки

  Кино

dal.academic.ru

Стихотворение «Гусарская баллада», поэт Сибирёв Олег

Однажды, Пушкин весь день домогался своей жены Натальи Николаевны Гончаровой. Но то ли у нее было плохое настроение, то ли она просто не хотела, в общем, она ему отказала. Обиженный супруг уехал на бал в усадьбу графа Шереметьева.

Появившегося на балу Александра Сергеевича приветствовали восторженные взгляды:

– Смотрите, это Пушкин! Пушкин!

– Где, где!? Ах, это же Пушкин!

Только гусары на приход Пушкина никак не отреагировали.

Осмотрев с минуту всех присутствовавших на балу дам, Александр Сергеевич подошел к самой молодой и самой красивой даме – княжне Голубкиной.

– Пушкин! – коротко представился он и, схватив княжну за руку, решительно поволок ее в дальний угол огромного зала.

– Я не понимаю... – в нерешительности произнесла княжна.

– Сейчас поймешь. – так же кратко ответил поэт.

Смахнув со стола, стоявшего в дальнем углу зала, фужеры с шампанским и горящие свечи, Александр Сергеевич повалил княжну на стол и раздвинул ей ноги.

– Нахал! – в ужасе закричала княжна.

Но это ровным счетом не имело никакого значения, потому что Пушкин уже занимался своим мужским делом.

Все, кто присутствовали на балу, устремили свои взгляды в дальний угол зала.

– Какое безобразие! – раздались возмещенные женские возгласы, – Какой ужас! Какое падение нравов! Кошмар! Где полицмейстеры!

Некоторые дамы даже попадали в обморок. А вот гусары, не долго думая, оперативно окружили столик с «любовниками» плотным кольцом и начали давать княжне ценные советы и рекомендации.

– Ай да Пушкин! – восторженно кричали они, – Ай да сукин сын! Наш человек оказывается! Настоящий гусар! А мы-то думали!

В ту же минуту в зал ворвались полицмейстеры и начали стаскивать насильника с девушки. Княжна же напротив – неожиданно прижав к себе «Солнце русской поэзии», стала бить полицмейстеров ногами, не желая пропустить восторг от Божественного слияния высокого искусства и бренного бытия.

Гусары в свою очередь настойчиво попросили полицмейстеров подождать, когда все кончится, и те отступили.

Оглушительные крики княжны возвестили о том, что все кончилось.

– А-а-а-а... – нежно застонала она.

– Тебя как зовут? – спросил Пушкин.

– Леночка.

– Очень приятно! – сказал Александр Сергеевич.

– Мне тоже... – ответила княжна.

– Пошла на бал девицей, домой вернулась жрицей! – скаламбурил Пушкин, застегивая ширинку.

– Пушкин! Вы арестованы! – крикнул старший полицмейстер.

Не обращая на них никакого внимания, Александр Сергеевич предъявил стражам порядка удостоверение депутата Государственной Думы и, под восторженные возгласы гусар, скрылся в неизвестном направлении.

© Сибирёв О.А.

poembook.ru

КАК СНИМАЛИ "ГУСАРСКУЮ БАЛЛАДУ"

Фильм «Гусарская баллада» уже отметил 51-летний юбилей, он совпал с 201-летней годовщиной Бородинской битвы, а снимался фильм к её же, битвы, 150-летию. За первый год проката его посмотрели 49 млн зрителей…

Гусары, на полку!

Однако в 1962 г. судьба этой героической «духоподъёмной» комедии оказалась непростой, и она чуть было не попала «на полку» и запрета избежала чудом — благодаря чистой случайности. Сам Эльдар Рязанов рассказывает: «Предыдущий мой фильм «Человек ниоткуда», 1961 г., запретили и «с полки» сняли лишь в 1988-м.

В поисках вещи для экранизации я вспомнил о пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Идея была одобрена: в сентябре 1962 г. — 150-летие Бородин­ской битвы. Неожиданно это же стало и препятст­вием: как это к великому юбилею выпустить легкомысленную комедию?!

Однако «Балладу» запустили в производство. Но сложности не кончились и здесь. Я хотел, чтобы Кутузова играл только Игорь Ильинский, снявшийся у меня в «Карнавальной ночи» в роли Огурцова. Тут уж восстало руководство «Мосфильма»: актёр-комик не может играть великого полководца, зрители же обхохочутся. А я как раз считал, что в комедии его и должен играть только комик.

Но! Когда я приехал к Ильинскому, он играть наотрез отказался: не буду, я недостаточно стар для Кутузова, да и роль эпизодическая. Я уговаривал, врал, что студия мечтает, чтобы именно он сыграл. Уговорил. И его блестящая игра (без утверждения сверху) убедила в итоге руководст­во студии.

Когда копию законченного фильма отправили в Минкульт — вот тогда и начались главные неприятности. На «Мосфильм» приехала сама министр Екатерина Алексеевна Фурцева. И я услышал, что я исказил и окле­ветал великого полководца, что Ильинский в его роли — это бестактно, его надо заменить, иначе фильм закроют, а уж показывать его в юбилейные дни — об этом не может быть речи (а годовщина была через 10 дней).

Я был уничтожен. И вдруг… За неделю до ожидаемой даты выхода «Баллады» на экран копию фильма пожелали увидеть в газете «Известия», и «нелегальную» картину отправили в редакцию. Показывать её было запрещено, но главным редактором «Известий» был тогда зять Н. С. Хрущёва А. И. Аджубей, и он лично явился на просмотр с сыном лет 8-9.

Внуку вождя не понравились уже первые кадры, и он заорал: «Не хочу, не буду смотреть!» И — о, ужас! — Аджубей встал, и они вышли. И вдруг (опять вдруг!) в зал вернулся он уже один. Ушёл после просмотра, не сказав ни слова. Но через два дня в субботнем приложении к «Известиям», «Неделе», появилась крошечная, но комплиментарная заметка о фильме. А ещё через несколько дней была триумфальная его премьера в лучшем кинотеатре Москвы — «Россия».

Поэт поневоле

На самом деле началось всё с того, что Рязанов увидел ещё в 17 лет в Театре Красной армии (ныне Театр Российской армии) спектакль по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», он во время войны имел оглушительный успех. Рязанову и спустя 20 лет пьеса очень нравилась: превосходные стихи, живые, разговорные, смешные, патриотические. Жанр, соединивший героическую комедию и очаровательный водевиль с переодеванием девицы в корнета и любовным сюжетом.

Режиссер Эльдар Рязанов. Источник фото: russianlook.com

Воодушевлённый идеей экранизации пьесы Гладкова, он, разумеется, должен был познакомиться с автором. Но автор — кто? Где он? Ведь со времён того громкого успеха он, и тогда неизвестный, как бы исчез — ни строки нигде!

Оставалось разыскать Гладкова Александра Константиновича, подписать договор о сценарии, а время поджимало. И — вперёд, сокращения-то и переделки «под кино» совсем небольшие. Но снова подвох: есть, оказывается, устойчивое мнение «в кругах», что «Давным-давно» написал… не Гладков!

При той, первой постановке, оказывается, Гладков при любых переделках неизменно что-то врал, где-то скрывался, словом, ни одной строки из автора выжать так и не удалось. Так откуда же взялось столь талантливое произведение, созданное явно крупным поэтом? И Рязанов узнаёт — Гладков в 1940-м сидел в тюрьме «по уголовке», за кражу книг из Ленинской библиотеки (он был ярым книголюбом). А вскоре после его освобождения как раз и появилась вдруг пьеса. Быть может, тот, кто её сочинил, знал, что из тюрьмы не выйдет, вот и отдал, подарил, лишь бы свет увидела?

Всё это, конечно, предположения, кстати, уже обнародованные в книге мемуаров Рязанова. А он имеет полное право предполагать: за три месяца, предоставленные им Гладкову по договору на доработку пьесы под сценарий, тот точно так же прятался, исчезал, уехал даже из Москвы якобы творить. И точно так же не сочинил ни строки. Вот и пришлось тогда взяться за перо самому режиссёру и неожиданно стать «поэтом поневоле».

Нафталиновый снег

Думаю, что после этого многое уже в процессе съёмок показалось Рязанову цветочками. Тем более что цветочки и в самом деле должны были вот-вот прорасти, а снимать следовало лютую морозную зиму.

Эту проблему режиссёр называет «охотой за снегом»: двор усадьбы (которую построили из полуразрушенной церквушки) вся съёмочная группа, вооружившись лопатами, сначала присыпала остатками снега. Потом его засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу дома покрасили в белый цвет «под снег». На перилах разложили вату, посыпанную всё тем же нафталином. И обман удался!

О тяжёлых съёмках с лошадьми, техникой и пиротехникой уж и говорить нечего. Бились же артисты деревянными мечами и в итоге, войдя в раж, наломали кучу дров. Но главное — состоялся дуэт Шурочки и легендарного поручика Ржевского.

А выбор у режиссёра был царский (см. фото). «Лазарев был одним из серьёзных претендентов, — вспоминает Рязанов, — Тихонова я обожал, Юрский в пробах был очень хорош. Всё-таки победил Юрий Яковлев. Но вот когда ему подвели лошадь… Его взгромождали на неё человек 7-8. И она понесла в карьер, а был гололёд, и Юра едва удержался в седле.

На роль поручика Ржевского пробовались: 1 — Сергей Юрский, 2 — Александр Лазарев, 3 — Вячеслав Тихонов. На роль Шурочки: 4 — Алиса Фрейндлих, 5 — Светлана Немоляева, 6 — Людмила Гурченко.

Травмоопасности, понятно, на съёмках было предостаточно. «Хорошо, что я вообще сейчас здесь, а не в тюрьме», — говорит Рязанов. Лариса Голубкина признаётся: «Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И ещё целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы».

А почему была выбрана на роль Шурочки-корнета Лариса Голубкина? Талия — 56 см, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, ничего ещё нет — «ни тут ни там». «Ведь не должно же было быть так, что сотня полных идиотов не могли столько времени понять: среди них, рядом — баба!»

Лариса Ивановна Голубкина
  • Родилсась 9 марта 1940 г. в Москве, в семье кадрового офицера.
  • В 1955 г. поступила в Московское музыкальное педагогическое училище, а в 1959 г. – в ГИТИС на отделение музыкальной комедии.
  • Блестяще дебютировала в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». После окончания ГИТИСА стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (нынешний ЦАТРА).
  • Снялась в фильмах «Гусарская баллада», «День счастья», «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Трое в лодке, не считая собаки».
  • Была супругой актера Андрея Миронова. Дочь – актриса Мария Голубкина, внуки – Иван и Анастасия.

 

Еще на тему:

Кто Вы, поручик Ржевский?

sanurvolmaris.mypage.ru

Как снимали фильм «Гусарская баллада» | Это интересно

«Не будем унывать! Коль у невесты плечи Не слишком уж худы и речью не из дур, — Ту се кон ве!.. Спускай стрелу, амур!

Как пулю от врага — её я грудью встречу.»

© Поручик Дмитрий Ржевский Это фильм-праздник. Как жаль, что нет подобных фильмов давным-давно, давным-давно, давным-давно… Занимает по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Как известно, в основу сценария «Гусарской баллады» легла пьеса Гладкова «Давным-давно», шедшая в то время в Театре Советской Армии. По текстовому объему пьеса примерно в полтора раза превышала метраж сценария. Причем, написанная стихами, пьеса особенно трудно поддавалась текстовому сокращению. Здесь нужно было сохранить и ритм, и размер стихотворных строф, и не исказить содержания диалогов.

Режиссер попытался «объять необъятное»: и содержание не потерять и текст не исказить. Работа эта была чрезвычайно трудной, но безумно интересной. Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии сам стал писать стихи. Сначала была пьеса Геннадия Гладкова «Давным-давно». Потом спектакль на сцене Театра Советской Армии. И, наконец, в 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова).

Съёмочная группа фильма «Гусарская баллада»

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю. В. Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд.

Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».

На съёмках фильма «Гусарская баллада»

Первый кадр – небольшая церквушка на опушке леса – был найден совершенно случайно. Сев в Удино на автобус, мы собирались доехать до Рогачево, но возле Федоровки увидели что-то смутно знакомое и выскочили.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать!

Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».

Но главной засадой стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали). И — снег: к съемкам зимы приступили лишь 1 марта. С первым выручила группа циркачей под руководством Михаила Туганова, но цирковые лошади ведь выступают в тепле, бегают по кругу против часовой стрелки. А тут мороз, сугробы, ветер… к тому же жеребцы оказались очень темпераментными, лезли на любую лошадь. Рязанов ходил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову: — Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные… Тем временем началась настоящая охота за снегом. Сперва снимали в тени – там где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса… Снег подвозили на машинах. Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось в помине…

На съёмках фильма «Гусарская баллада»

Весь двор усадьба засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу покрасили в белый цвет. Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком… А артисты, выехавшие на пленер, тем временем раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе. И расслаблялись как могли. Когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи? — орал он, указывая на упитанных «партизан». Среди «партизан» оказался и Юрий Белов, у которого только что закончился медовый месяц. Он снимался, чтобы… отоспаться.

Глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок. А сытый Белов шутил, ослабляя подпругу спящих в седле товарищей. Когда те просыпались — оказывались на земле…

Как-то коллеги отомстили ему выстрелив из газового пистолета в комнату. Но Белов пулей выскочил в окно — причем в исподнем и со второго этажа… На роль поручика Ржевского пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.

Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…

Юрий Яковлев: «Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка…

Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…»

Именно Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада». Фрейндлих тогда не один раз приезжала на кинопробы в Москву. И даже в съемочной группе уже никто не сомневался, что у Шурочки Азаровой будет лицо Алисы Фрейндлих. Однако в самый последний момент главную роль Рязанов вдруг отдал Ларисе Голубкиной, витиевато извинившись перед своей питерской любимицей: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»

Пробы к фильму «Гусарская баллада»: Лариса Голубкина, Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих

Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе»: «Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость. И внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой. Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминает Лариса Голубкина. – « Я помню, как я стояла в гусарском костюме на Мосфильме, в перерыве смотрела в окно и думала, что завтра я здесь буду стоять, но уже в другом времени, в другом состоянии, в другом моем ощущении, – вспоминает Лариса Голубкина, – и мне так хотелось тогда остановить этот период – он был такой прекрасный.

Совершенно невероятно – 1,5-2 года назад я была в школе, и вдруг через 2 года стою на Мосфильме в гусарском костюме. Ко мне все относились очень трепетно, я даже помню на съемочную площадку пришли два молодых человека – Коля Бурляев и Никита Михалков, которого утвердили на Петю Ростова. Он пришли и на меня смотрели восторженно – девочка в гусарском костюме.»

Гусарская баллада» принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность. После фильма у нее появился целый отряд фанаток. Девушки изображали из себя гусар, разговаривали басом и покуривали.

Даже отец, не одобрявший профессиональный выбор Ларисы, после выхода фильма «Гусарская баллада» изменил свое отношение к актерской профессии. И, по словам самой актрисы, гордился своей дочерью.

Из воспоминаний Э. Рязанова: «…Мы снимали сцену драки в павильоне. Лариса, наряженная в мундир испанца, должна со шпагой в руке спрыгнуть с антресолей в залу и ввязаться в фехтовальный бой. Командую: «Начали!» Лариса подбежала к краю антресолей, собралась прыгнуть, но вдруг ей стало страшно, и она воскликнула: «Ой, боюсь!» Я начал уговаривать ее.

Снова скомандовал — снимаем второй дубль! Кричу: «Начали!» Лариса с разбегу приблизилась к краю антресолей — и опять включился внутренний тормоз. Тогда я, рассерженный задержкой, в запале закричал: «Посмотри, сейчас я оттуда запросто соскочу!» Когда я подбежал к краю, то сразу же понял испуг Ларисы. Снизу высота не казалась такой большой. Однако, если я струхну, кадр не снимем… Выхода нет… Будь что будет!

И, закрыв глаза, я безрассудно нырнул вниз. Судьба оказалась ко мне милостива, и я приземлился благополучно. Поднимаясь с пола, я проворчал таким тоном, будто для меня подобные соскоки — сущие пустяки: «Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно».

На этот раз Лариса прыгнула без задержки. Правда, на третьем дубле у нее подвернулась лодыжка, и ее на носилках унесли в медпункт. Но кадр был в кармане, а травма у артистки, по счастью, оказалась легкой.»

После «Карнавальной ночи» Рязанову было очень трудно «пробить» кандидатуру Игоря Ильинского на роль фельдмаршала Кутузова в другом его фильме «Гусарская баллада». «Как? — возмущались киноначальники. — Огурцова в фельдмаршалы? Ни за что!». И опять на выручку режиссеру пришел Пырьев. Он сказал Рязанову: «Ты — снимай, а если что — всю ответственность беру на себя».

Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на хитрость. Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже невозможно.

Рязанов так и поступил, а когда отснятый материал показали «кому положено», вопросы об Ильинском отпали сами собой. Актеры утверждались на роль, только продемонстрировав умение держаться в седле. Но в случае с Юрием Яковлевым об этом как-то забыли… А ведь цирковые жеребцы на воле становятся просто бешеными… И исход первого же эпизода с участием Яковлева едва не стал летальным. Однако через несколько дней Яковлев уже уверенно держался в седле, а Рязанов перестал причитать: «Какой я дурак, что согласился на это все…» Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском, ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц.

Также запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги, первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной, великолепный Игорь Ильинский в роли Кутузова, не менее великолепный Антоний Ходурский в роли графа. И музыка Тихона Хренникова тоже замечательная.

Источник: 15061981.diary.ru

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Вы также можете:

  • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
  • Добавить статью в заметки на:

mywebs.su


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>