Гробовщик кто написал


«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

Повесть «Гробовщик» - одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 г. в так называемую Болдинскую осень. Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления – реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счёту. Писатель вводит образ повествователя Белкина, не тождественного личности самого Пушкина. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования.

Проблематика

«Гробовщик» - самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося. Смех перед лицом смерти – защитная реакция человека на пугающую неизвестность. С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?

С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов. Если гробовщик живёт за счёт мёртвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней? Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовёт их на пир. Когда мертвецы к нему приходят (во сне), у Адрияна подкашиваются ноги. Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником – отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет (как будто оживает поговорка «жив курилка, жив»). Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый. Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?

Герои повести

Гробовщик Адриян – главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном жёлтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь – сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика. А прибыль его нечестная, о чём говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина всё-таки умерла. Гробовщик обещал обо всём похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.

У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца. В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьёй, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остаётся неизвестным.

Жанр

«Гробовщик» входит в цикл «Повестей Белкина». Во времена Пушкина повестью называлось то, что сегодня мы зовём рассказом: небольшое прозаическое произведение с малым количеством героев, повествующее об одном событии в одной сюжетной линии. Так что с точки зрения современного литературоведения «Гробовщик» - это рассказ. В середине 19 в. мистическая тематика с последующим пробуждением была распространена.

Сюжет и композиция

Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы. Там все порядочно захмелели и пили за здоровье тех, на кого работают.

Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен. И читатель, и гробовщик воспринимают его как жизнь. Гробовщику снится, что после утомительного дня похорон купчихи он возвращается домой. И тут начинается вторая часть сна, фантасмагорическая: к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы. От смерти его спасает только пробуждение. Нападение мертвецов – момент наивысшего напряжения, кульминация. Экспозиция – рассказ о переезде, развитие действия – пирушка у сапожника, сны гробовщика, развязка – счастливое пробуждение. В кольцевой композиции всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.

  • «Гробовщик», краткое содержание повести Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье...», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Гробовщик»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

goldlit.ru

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине бесценно и наследие его огромно, и поэтому сегодня наш разговор пойдет об одном из знаковых произведений великого русского писателя — повести «Гробовщик». Данная книга была написана первой и открывала собой цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений. Попробуем проанализировать ее и открыть для вас кое-что новое о данной работе.

История создания

Повесть «Гробовщик» была создана А. С. Пушкиным 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино (во время Болдинской осени, наиболее продуктивного периода в творчестве писателя). Остальные четыре книги были созданы вскоре вслед за первой.

Образ гробовщика имеет реального прототипа – напротив дома, в котором жила невеста Пушкина, находилась лавка гробовщика Адриана.

Жанр, направление

Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.

Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.

Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.

Суть

Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.

Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).

Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.

Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.

Главные герои и их характеристика

Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).

Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.

Темы и проблемы

Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал  человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва.

Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.

Главная мысль

Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.

Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.

Чему учит?

Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать. История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать. Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.

Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.

Автор: Маргарита Гуськова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Гробовщик (повесть), история создания, сюжет, хронология, ирония над масонством

НазваниеГробовщик
АвторАлександр Пушкин
Написан1830
Язык оригиналаРусский
ЖанрМистика
Публикация1831

«Гробовщик» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.

История создания

Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.

Сюжет

История рассказана автору приказчиком Б. В. Повесть начинается с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с улицы Басманной на Никитскую с двумя дочерьми. На новом месте он открывает свою похоронную лавку. Его приглашает к себе сосед из дома напротив, немец по имени Готлиб Шульц, отметить свою серебряную свадьбу. Адриан соглашается и в назначенное время отправляется с дочками к соседу.

Гости долго распивают пиво, после чего один из гостей, толстый булочник, поднял рюмку и воскликнул: «За здоровье тех, на которых мы работаем, unserer Kundleute (нем. — наших клиентов)!». Гости начали кланятся друг другу, тогда будочник Юрко повернулся к Адриану и сказал: «Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Это ужасно разозлило гробовщика; придя домой, он раздражённо объявляет, что позовёт к себе праздновать новоселье мертвецов, которых хоронил. Он лёг спать, однако вскоре его разбудили и позвали подготовить к похоронам умершую женщину.

Адриан вернулся домой поздней ночью и заметил у своей калитки человека в треуголке, который хотел войти в дом. Адриан подумал, что это вор, но, увидев его, гость подошёл к нему. Адриан пригласил его войти. Гробовщик заметил, что по его дому ходят люди. Он вошёл и увидел сидящих за столом пирующих мертвецов. В человеке, встретившего его на улице, Адриан узнал бригадира, похороненного во время проливного дождя. Тот пояснил, что они откликнулись на его приглашение (те, которые были в силах встать из могил). Один из мертвецов, от которого остался только скелет, подошёл к Адриану, обрадованный встрече и обнял его. Адриан со страхом оттолкнул скелет, тот упал и рассыпался. Все мертвецы, возмущенные его поступком, набросились на него.

На этом месте Адриан проснулся, с ужасом вспомнил всё произошедшее и с облегчением вздохнул, поняв, что это был сон.

Хронология

Согласно указаниям, в тексте повести можно определить, что действие происходит в 1817 году, а гробовщиком Адриан стал в 1799.

Ирония над масонством

В повести несколько раз встречаются иронические ссылки на масонские обычаи.

Объявление «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» саркастически намекает на масонские ритуалы, во время которых человеческие черепа, кости, скелеты и гробы использовались как аллегорические предметы для изъяснения тайного смысла масонского учения. Так, во время посвящения в мастера ложи посвящаемый повергался в гроб тремя символическими ударами молота. Гроб, череп и кости символизировали презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Для ритуальных целей такого рода подержанные гробы, видимо, можно было «починять» или брать новые «напрокат».

И далее «…тремя франмасонскими ударами в дверь…». Число три у масонов в целом имеет мистическое значение. Троекратный стук в дверь, в частности, символизировал «три слова евангельских»: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

www.cultin.ru

Гробовщик (повесть) - это... Что такое Гробовщик (повесть)?

«Гробовщик» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.

История создания

Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.

Сюжет

История рассказана автору приказчиком Б. В. Повесть начинается с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с улицы Басманной на Никитскую с двумя дочерьми. На новом месте он открывает свою похоронную лавку. Его приглашает к себе сосед из дома напротив, немец по имени Готлиб Шульц, отметить свою серебряную свадьбу. Адриан соглашается и в назначенное время отправляется с дочками к соседу.

Гости долго распивают пиво, после чего некий Юрко предлагает выпить за здоровье клиентов. Гости начали кланятся друг другу, тогда Юрко повернулся к Адриану и сказал: «Пей за своих мертвецов». Это ужасно разозлило гробовщика; придя домой, он раздражённо объявляет, что позовёт к себе праздновать новоселье мертвецов, которых хоронил. Он лёг спать, однако вскоре его разбудили и позвали подготовить к похоронам умершую женщину.

Адриан вернулся домой поздней ночью и заметил у своей калитки человека в треуголке, который хотел войти в дом. Адриан подумал, что это вор, но увидев его, гость подошёл к нему. Адриан пригласил его войти. Гробовщик заметил, что по его дому ходят люди. Он вошёл и увидел сидящих за столом пирующих мертвецов. В человеке, встретившего его на улице Адриан узнал бригадира, похороненного во время проливного дождя. Тот пояснил, что они откликнулись на его приглашение (те, которые были в силах встать из могил). Один из мертвецов, от которого остался только скелет подошёл к Адриану, обрадованный встрече и обнял его. Адриан со страхом оттолкнул скелет, тот упал и рассыпался. Все мертвецы, возмущенные его поступком, набросились на него.

На этом месте Адриан проснулся, с ужасом вспомнил всё произошедшее и с облегчением вздохнул, поняв, что это был сон.

Хронология

Согласно указаниям в тексте повести можно определить, что действие происходит в 1817 году, а гробовщиком Адриан стал в 1799.

Ирония над масонством

В повести несколько раз встречаются иронические ссылки на масонские обычаи.

Объявление «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» саркастически намекает на масонские ритуалы, во время которых человеческие черепа, кости, скелеты и гробы использовались как аллегорические предметы для изъяснения тайного смысла масонского учения. Так, во время посвящения в мастера ложи посвящаемый повергался в гроб тремя символическими ударами молота. Гроб, череп и кости символизировали презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Для ритуальных целей такого рода подержанные гробы, видимо, можно было «починять» или брать новые «напрокат».

И далее «…тремя франмасонскими ударами в дверь…». Число три у масонов в целом имеет мистическое значение. Троекратный стук в дверь, в частности, символизировал «три слова евангельских»: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».[1]

Примечания

  1. ↑ Комментарии к повести на сайте издательства «Просвещение».

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>