Газ 66 создатель


ГАЗ-66 Легендарный автомобиль — Сообщество «Ретро-автомобили СССР» на DRIVE2

ГАЗ-66 (в просторечии «шишига», «шишарик») — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-1990-е годы.

Конструктор машины — А. Д. Просвирнин.

ИсторияПервые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, принят на вооружение в Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко». Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965.941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

ОписаниеГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующимся дифференциалом заднего моста, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.

Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказалось смертельно опасно для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66-11Тип Двухосный грузовой автомобильГрузоподъёмность 2000[1] кгРазрешенная максимальная масса 5940 кгдлина 5806 мм (с лебёдкой)ширина 2322 ммвысота по тенту без нагрузки 2520 ммвысота по кабине с полной массой 2490 ммколёсная база 3300 ммдорожный просвет 315 ммКолея передних колес 1800 ммКолея задних колес 1750 ммРадиус поворота 9,5 мГлубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м[1].Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждениемрабочий объём 4254 см³мощность 120 л.сКПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачахРаздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостомпривод задний или полныйколёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18Давление в шинах 0,5-3 кг/сммаксимальная скорость с полной массой 90 км/чёмкость топливных баков 210 лконтрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 20марка топлива А-72, A-76, АИ-80Ёмкость АКБ 75 А·ч

Ток отдачи генератора 85 А

www.drive2.ru

ГАЗ-66 "Шишига"

Статья опубликована 24.08.2014 04:46 Последняя правка произведена 24.08.2014 05:31 ГАЗ-66

В 1968 году Горьковский завод сменяет 63-ю модель на 66-у. Этому предшествовала целая череда событий. В середине 60-х проходят испытания ГАЗ-62, близкого по форме и содержанию к ленд-лизовскому Dodge ¾. Впрочем, еще больше он напоминал располневшего «Козлика», ГАЗ-69.

Общемировые конструкторские тенденции заставили разработчиков перейти на бескапотную схему. Это позволяло, при той же колесной базе, удлинить грузовую платформу. Теперь на ней удавалось перевозить не 750 кг, а 1200 килограммов. ГАЗ-62 был революционным автомобилем: рессоры переменной жесткости, герметизированные тормозные барабаны, обдув лобового стекла. Кроме того, впервые в мире, была внедрена так называемая форкамерно-факельная система зажигания.

Суть такой системы зажигания в следующем: в традиционном бензиновом моторе поджигает топливную смесь непосредственно в рабочем цилиндре, при форкамерной схеме, возгорание происходит сперва в отдельном, вспомогательном объеме, а образовавшийся огненный факел инициирует вспышку в основном цилиндре. Такая конструкция ощутимо повышает мощность мотора и значительно снижает расход бензина.

ГАЗ-66 и ГАЗ-62

Машина пошла в серию и выпускалась почти 2 года. Армию она, в общем и целом, устраивала, но были претензии к недостаточной грузоподъемности. Говоря проще – «Сделайте нам такую же, но только покрупнее». Пожалуй, лишь только настоящий специалист сможет отличить модель ГАЗ-62 от ее старшего собрата ГАЗ-66.

Армейские шоферы окрестили автомобиль «Шишига», видимо, потому что при быстром произнесении, 66-я сливалась в один звук. Всем была хороша эта машина, даже по сравнению со своим старшем, вполне заслуженным, одноклассником ГАЗ-63 – небо и земля. Развиваемая скорость больше на 20 км, проходимость и управляемость на порядок выше. За счет низкого центра тяжести, возросла устойчивость на склонах. Что же говорить об омывателе ветрового стекла – эта опция только стала появляться на легковых автомобилях.

Не обошлось и без минусов. Расположение коробки передач было очень неудобным – за спиной водителя. А еще, расположение сидений – прямо над передней осью. В общем, шоферу приходилось не сладко, но в конце концов – это же армия, а не санаторий.

ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, получившим в 1969 году знак качества СССР – вполне заслуженно. Не было, пожалуй, в советской армии ни одной части, где бы обошлись без этого вездехода. Он возил солдат и горючее, ремонтные мастерские и мобильные госпитали. Встречались и уникальные модификации в виде спиртозаправщиков. 50-ти процентным водяным раствором заправлялись системы охлаждения сверхзвуковых перехватчиков.

ГАЗ-66 ВДВ

ГАЗ-66 умел прыгать с парашютом, для войск ВДВ выпускался специальный вариант с брезентовой кабиной и откидным лобовым стеклом. Но в ВДВ использовались и стандартные машины.

35 лет ГАЗ-66 продержался на конвейере, попытка поменять его на другой безкапотник с дизелем не увенчалась успехом. Слишком высокими были затраты на переналадку оборудования. И все таки в 2001 году, на смену 66-му пришел ГАЗ-33097 «Садко». Почему же пришел возврат к исходной схеме, мотор перед кабиной? Афганский опыт показал, что водители капотных машин менее уязвимы при подрыве на мине. Здесь, основной поток смертоносной энергии приходится на двигатель, а в 66-ой огонь на себя принимал экипаж. Еще, на «Шишигу» точили зуб ремонтники, без автогена чинить ее цельносварную кабину было невозможно. Другое дело «Садко» - отвинтил помятое крыло и поставил другое. Что же касается проходимости, то у нового ГАЗ-а она оказалась даже выше. Почему? У автомобильной промышленности есть свои загадки.

Модификации ГАЗ-66

ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6 ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный) ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т. ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544 ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441 ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов

Экспортные

ГАЗ-66-51 (1968—1985)

ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом

Специализированные

АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.

АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых. ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях. ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты». МЗ-66 — маслозаправщик. Р-142 — командно-штабная машина 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники. ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск). ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).

Автобусы

НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).

АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз. ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672. ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.

Технические характеристики ГАЗ-66-11:

ТипДвухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность4 000 кг
Разрешенная максимальная масса5 940 кг
Длина5 806 мм (с лебёдкой)
Ширина2 322 мм
Высота по тенту без нагрузки2 520 мм
Высота по кабине с полной массой2 490 мм
Колёсная база3 300 мм
Дорожный просвет315 мм
Колея передних колес1 800 мм
Колея задних колес1 750 мм
Радиус поворота9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну)0,8 м
ДвигательЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём4 254 см3
Мощность120 л.с.
КППмеханическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробкаС понижающей передачей и отключаемым передним мостом
Приводзадний или полный
Колёсаспециальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах0,5-3 кг/см2
Максимальная скорость с полной массой90 км/ч
Ёмкость топливных баков210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч20
Марка топливабензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора85 А

autohis.ru

Военный Газ-66, технические характеристики и устройство самосвала на дизеле и бензине, размеры машины, обзор двигателя и кабины

Конструкция Газ-66 нашла одобрение со стороны многочисленных любителей езды по бездорожью. Этот грузовик обладает невероятной проходимостью: способен передвигаться по полному бездорожью и пересекать водные преграды, глубиной до 0,8 метров.

История создания

Разработка автомобиля началась в 60х годах прошлого столетия. В процессе проектирования было две выдающихся личности: сначала — Заворотный, а затем его сменил Образцов. Работами руководил Просвирин. За основу грузовика был взят Газ-62, который был выпущен в 1958 году.

В основу нового грузовика легли множественные уникальные конструкционные решения. Двигатель Газ-66 — 8-цилиндровый V-образный, в Советском Союзе его использовали впервые. Кабина располагалась над силовой установкой. Это позволило увеличить объём грузовой платформы, сохранив нужную длину.

«Запаску» вертикально поместили за кабиной. Такое простое решение позволило опустить грузовую платформу. Остальные нововведения не носят глобального характера: появление гидроусилителя, гипоидная передача и т.д.

Опытная серия появилась в 1963 году, которая прошла ряд заводских испытаний. В 1964 году началось серийное производство. Газ-66 самосвал надёжный, его производство продолжалось в течение 35 лет. За это время транспорт успел получить множество наград.

Устройство Газ-66

Советский грузовик имеет рамную конструкцию. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается полным приводом. В 1968 году в устройство машины была внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.

Кузов сделан из металла. По бокам установлены борта, задний борт можно откидывать. Внутри кузова установлены откидные скамейки. При необходимости можно установить тент.

Газ-66 самосвал имеет металлическую кабину, рассчитанную на два сидячих места. На случай дальних поездок можно установить подвесную кровать. Под кабиной размещён двигатель. Доступ к нему можно получить, откинув кабину. Для запуска после простая на морозе используется встроенная подогревательная система.

Коробка Газ-66 имеет четыре ступени, синхронизация осуществляется между 3 и 4 передачами. Раздаточная коробка имеет две передачи. Сцепление сделано по однодисковому типу, для комфортной работы установлен гидропривод.

Барабанный рабочий тормозной механизм имеет гидропривод и вакуумный усилитель — такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз распространяется на все колёса грузовика. Лебёдка Газ-66 встречается на некоторых версиях транспорта, её применяют во многих областях.

Газ 66: технические характеристики

Двигатель Газ-66 имеет 8 цилиндров и 115 лошадиных сил, способен развивать до 3500 оборотов в минуту. Мощности хватает для езды в самых суровых условиях. Работу обеспечивает бензин АИ-76 или АИ-80. Газ-66 дизель можно встретить редко, таких автомобилей было выпущено мало.

Грузовик разгоняется до 90 километров в час. Можно самостоятельно снять ограничитель скорости, тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час. Специалисты не рекомендуют проводить подобные действия, так как рабочий ресурс мотора существенно сокращается.

Изначально транспорт разрабатывался для езды по бездорожью. Все технические характеристики соответствуют езде по таким дорогам. Расход топлива Газ-66 составляет 20-25 литров на 100 километров, всего на Газ-66 дизель и бензине есть два бака на 105 литров. Полный бак обеспечивает ход на 800 километров.

Конструкция мостов

Задний мост

Конструкция заднего моста Газ-66 представлена следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и два цапфа. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колёс для того или иного дорожного покрытия.

Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, шестерни главной передачи, сборного дифференциала и подшипников.

Передний мост

Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади, но вместо полуосей здесь работают шарниры равных угловых скоростей.

Уход за мостами

Чтобы мосты проработали много тысяч километров без поломок, необходимо проделывать следующие процедуры:

  • Проверка наличия и качества масла в картере;
  • Смазывание шарниров равных угловых скоростей;
  • Контроль затяжек узлов и соединений;
  • Контроль протекания мазлов из узлов.

При эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования менять масло в мостах рекомендуется раз в 50-70 тысяч километров. Если машина используется для передвижения по бездорожным условиям, менять масло нужно чаще. После пересечения глубоких водных преград рекомендуется менять масло при первой же возможности: в случае негерметичности мостов вода смешается с маслом.

Передний мост вмещает 7,7 литров масла, задний — 6,4 литров. По центру картеров находится отверстие, через которое сливают старую смесь. Заправка маслом происходит через контрольное отверстие, которое находится сбоку на редукторе. Для заправки используют шприц. Заполняют до тех пор, пока из отверстия не начнёт выливаться масло.

Управляемость автомобиля

Передвижение по полному бездорожью возможно благодаря приводу на обе оси и использование самоблокирующихся дифференциалов. Дорожный просвет — 31,5 сантиметр, благодаря нему можно преодолевать преграды внушительных размеров, включая броды и не большие речки. Система автоматического регулирования давления в шинах устанавливает оптимальное значение под дорожное покрытие.

За торможение отвечает гидравлический механизм с вакуумным усилителем. Такое оснащение не позволяет тормозить при выключенном моторе, поэтому двигаться со спуска накатом для экономии топлива не получится. Удобное управление обеспечено гидроусилителем руля.

Газ-66 самосвал имеет отличную балансировку: вся нагрузка распределена на обе оси одинаково. При прыжках с небольших трамплинов и возвышенности машина приземляется сразу на все колёса, поэтому её обширно применяют в военной отрасли.

Версии и применение в армии

Конструкция Газ-66 делает транспорт универсальным. Он передвигается по любым дорогам, может перевозить как простой груз, так и людей. На базе стандартной модификации было построено множество других: для строительной и военной отрасли. За всё время производства было выпущено около миллиона автомобилей.

Грузовику нашли применение в авиации: на некоторых аэродромах его используют для передвижения самолётов. На некоторых тяжёлых крейсерах его используют для транспортировки груза по кораблю. Главной особенностью является использование в авиации. Сбалансированный центр тяжести и приземление на все колёса сразу позволяют десантировать грузовик с самолёта на любую территорию.

В конструкцию стандартного транспорта были внесены изменения в 80-х годах. Тогда был улучшен двигатель, изменена тормозная система и установлена новая световая оптика. Первая партия обновлённых самосвалов сошла с конвейера в 1985 году. Производство было остановлено в 1999 году, но и по сей день совершается производство ограниченных партий по государственным заказам.

Какой можно сделать вывод?

Газ-66 — универсальный автомобиль, который может передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Грузовик можно использовать для транспортировки различных грузов и людей. В данный момент производство приостановлено, приобрести самосвал можно только на вторичном рынке. Цена колеблется в районе от 70 до 200 тысяч рублей.

militaryarms.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>