Фейерверки кто придумал


Как и когда изобрели фейерверк?

Сегодня невозможно представить ни одного мало-мальски торжественного мероприятия без этого чудесного огненного сопровождения. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.

Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков — его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем — смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку — цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы.

В России мода увенчать какое-нибудь грандиозное представление огненным зрелищем связана с именем Петра I, который наблюдал фейерверки у немцев. 26 февраля 1690 г. в честь восемнадцатилетия Петра I состоялся первый крупнейший в России фейерверк — пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты. И вот, перед глазами восторженной публики в небе из фейерверков вырисовывается Геркулес, раздирающий пасть льва (к слову, один залп фейерверков в те времена стоил 10 тысяч рублей, а одна корова — 3 рубля).

И хотя Петр I явился законодателем «фейерверочной» моды — он вовсе не основоположник фейерверков в России как таковых, как принято считать. Не нужно забывать, что согласно документам, первые отечественные фейерверки, именуемые «потешными огнями», были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском. Но в те времена фейерверки устраивались нечасто и были сплошь завозными, как правило, из Германии. И все-таки разнообразная практика по устройству огненных представлений во время царствования Петра I сыграла большую роль в развитии этого искусства. В Петербурге на стрелке Васильевского острова даже соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В XIX веке это искусство достигло необычайных высот. Открытие французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие бариевой и стронциевой кислот позволило еще более повысить насыщенность и яркость сияния пламени. Кстати, те же китайцы придают очень важное значение цвету фейерверковых огней. Не в ходу у них синие огни, ассоциирующиеся со страхом и тревогой. А голубые, напротив, — символ светлого начала. Самый же любимый цвет небесных звезд в Китае — красный, поскольку являет собой олицетворение прочной власти.

В России же в послевоенное время пышность фейерверковых зрелищ была утрачена и сведена к более простым по технике исполнения залпам. Живописные картины, радующие глаз при Петре I, остались в далеком прошлом. Но это зрелище даже в виде нехитрого салюта продолжает вызывать колоссальную бурю эмоций и по-детски неуемный восторг. А конкуренция фирм, организующих небесные «огнепады», позволяет надеяться, что новые вершины не за горами. Ведь поле для шедевров огромно — целое небо… ] Теги: фейерверк, бамбук, празднование, Китай

shkolazhizni.ru

Кто и как придумал салют

Петр Сальников | 10.05.2015

9 мая в Москве и еще 25 городах России прогремел праздничный салют, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Первый документально подтвержденный салют в России состоялся в 1709 году, когда в Москву после победы под Полтавой вошли войска Петра I во главе с императором. Практика поджигания взрывоопасных предметов, которые ярко и весело бабахают, зародилась еще раньше, более тысячи лет назад. Отвратительные мужики рассказывают о том, как из бамбуковой палки салют эволюционировал в событие, которое показывают по крупнейшим телеканалам.

Первыми до изобретения фейерверков додумались китайцы. Изначальная форма была довольно аскетичной. Бамбуковую палочку бросали в огонь, и через какое-то время полая емкость разрывалась с громким хлопком — предполагалось, что шум отпугивает злых духов. Легенда гласит, что простой китайский повар смешал нитрат калия, уголь и серу, в результате заодно придумав ранний прототип пороха. Эту смесь засыпали в бамбук и бросали в костер — тогда взрыв получался еще громче и заодно сопровождался скромной иллюминацией. Цели, правда, были прежними: защититься от привидений.

Статуя Ли Тяня в Люянге, Китай

Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай. Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм. Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.

Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.

Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.

В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе. В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности. Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте. Это была довольно опасная профессия.

Сам образ «зеленого человека» уходит корнями в историю многих европейских народов и широко представлен в архитектуре и фольклоре

Фейерверки и салюты особенно полюбились европейским правителям, которые взяли за правило украшать бойкой иллюминацией свои замки по особым поводам. Один из первых прецедентов был зафиксирован в 1486 году, когда женился король Англии Генрих VII. В 1685 году придворный пиротехник английского короля Джеймса II устроил настолько впечатляющий салют, что немедленно был посвящен в рыцари.

К концу эпохи Возрождения специалистов по пиротехнике централизованно обучали в специальных школах. Особенно широкое распространение эта наука получила в Италии; именно итальянцы стали первыми для разнообразия добавлять в привычную формулу цветные элементы.

С тех пор принцип не претерпел критических изменений: что 1000 лет назад, что сейчас, основа салюта — трубка с взрывоопасной смесью, с добавлением различных окрашивающих металлов. Тем не менее, формулу до сих пор активно развивают, стараясь сделать ингредиенты безопасными для окружающей среды.

Сейчас в России можно посмотреть салют на 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и в Новый год.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

disgustingmen.com

Фейерверк

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

Слово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки. Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения  Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

Поделиться в соцсетях

websiteaboutbusiness.com

Фейерверк - это... Что такое Фейерверк?

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Fireworks closer view

Фейерве́рк (нем. Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа) — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э.[источник не указан 288 дней] В Европе фейерверк впервые появился в Италии. В России фейерверки появились в XVII веке (1675 год, Устюг)[источник не указан 159 дней].

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения — огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России — это Масленица, праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Ключевую роль в распространении фейерверка сыграл Марко Поло, который после долгих странствий привёз порох из Китая.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

«Палладин остров» — фейерверк 1763 г. в Петербурге. Проект Я. Штелина

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. В царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин. Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года. На Неве перед Летним садом, согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким, а сооружал строения Ю. М. Фельтен. Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Возрождаться у нас фейерверки стали со времён Великой Отечественной Войны.

И только в последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя не только так называемые «бомбы», но и различные фонтаны, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки и спецэффекты для помещений. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк» и называть фейерверк «салютом». Салют — это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия. Салют — это традиция военных парадов, например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей; отличительная особенность — однообразие пиротехнических эффектов. Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение. При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение. При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация. На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест массового для запуска фейерверков.
  4. Если не сработало. Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается.

[1]

  1. ↑ история возникновения фейерверков в Китае и России

Фотогалерея

См. также

  • Шутиха
  • Петарда
  • Бенгальский огонь
  • Римская свеча
  • Батарея салютов

Литература

  • Е. Сариева. Фейерверки в России XVIII века // Развлекательная культура России XVIII—XIX вв. Очерки истории и теории. — СПб.: 2000. С. 88-98
  • Чудес фейерверков. Kazuma Saeki// Наука фейерверков,SOFTBANK Creative Corp.、2011.7. ISBN978-4-7973-6450-7

Ссылки

  • История фейерверков в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>