Фарфор кто придумал


Первый Фарфор — Кто придумал? | Изобретения и открытия

28 марта 1709 г. Иоганн Фридрих Бёттгер доложил саксонскому курфюрсту Августу Сильному, что секрет фарфора раскрыт. Тем самым придворный алхимик в сотрудничестве с естествоиспытателем графом Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом обеспечил своему повелителю значительный источник дохода. Китайский фарфор был известен в Европе самое позднее с XIII в. Матово поблескивающие вазы и чаши стали непременной принадлежностью всякого уважающего себя европейского двора, и монархи платили невероятные суммы за свои фарфоровые сокровища.

Гонка за фарфоровым секретом

Не удивительно поэтому, что было много желающих разгадать секрет производства фарфора и обеспечить себе таким образом богатство. Однако долгое время все попытки оканчивались неудачей: либо что-то было не так в составе фарфорового теста, либо неправильно подбиралась температура обжига. В ходе этих экспериментов появились фаянс и так называемая каменная масса, однако качество настоящею китайского фарфора долго оставалось недостижимым.

На благо правителя

Уже в 1693 г. Чирнгаузу удалось с помощью собирающей линзы обжигать керамику солнечной энергией. 151708 г. он впервые получит твердый белый фарфор. Посте его смерти метод Чирнгауза развит Иоганн Фридрих Бёттгер. Рецепт фарфорового теста, состав глазури, устройство печи и ход процедуры обжига курфюрст держал в строжайшем секрете. В 1710 г. он велел построить в замке Альбрехтсбург в Мейсене фарфоровую мануфактуру, которая в течение всего XVIII в. Удерживала монополию в Европе. Шпионаж подкуп и переманивание работников были обычными мерами, к которым прибегши правители других земель, желая развернуть собственное фарфоровое производство. В конце концов мануфактур стало много, и «белое золото» потеряло свою исключительность.

Фарфор в современном мире

Сегодня фарфор широко применяется в технике, в том числе как изоляционный материал для нормального тока и в сетях высокого напряжения, в свечах зажигания, катализаторах, ракетных двигателях а также в компьютерном производстве для изготовления резисторов. Большое будущее предсказывают и такой области, как биокерамика — изготовление различных фарфоровых протезов для человеческого тела.

  • Около 700 г. н.э.: в Китае уже производили твердый фарфор.
  • 1575 г.: Франческо Медичи удается наладить во Флоренции производство так называемого мягкого фарфора.
  • 1744 г.: первая фарфоровая мануфактура в Петербурге, основанная по приказанию императрицы Елизаветы.
  • 1779 г.: англичанин Джошуа Веджвуд получает сперва сливочный фарфор необычного кремового оттенка, а затем — знаменитый «джаспер». «яшмовый» фарфор бежевого, зеленого, синего или лилового цвета.

mjjm.ru

Кто изобрел фарфор?

Мировая история о создании фарфора повествует нам о том, что первыми изобретателями были китайцы. Производимый, под большим секретом в 6 веке.

Несмотря на многие попытки запада выведать секрет, загадка твердого фарфора оставалась в тайне около 1000 лет.

Фарфор в Азии

С 15 века китайский фарфор экспортируется в восточные страны, а с 16 века в Европу. Второй странной, после Китая, изготавливать фарфор стали японцы в 1500г.

Конечно с качеством японскому фарфору было далеко до китайского , тем не менее он превосходил в декорировании. В 17 -18 веке с японским фарфором знакомятся в Европе.

Зарождение Европейского фарфора

Только с 1575 года благодаря Франческо I появляются продуктивные попытки, изготовления фарфоровых изделий. К сожалению в истории производства, фарфор Медичи остался маленьким эпизодом в серии безуспешных попыток в создании твердого белого фарфора.

В 1710 году запускается первое производство в Европе. Наибольшую ценность и известность в 18 веке имел фарфор изготовленный английскими мастерами.

Так же Англия имела превосходство и по числу фабрик специализирующихся на изготовлении фарфора и даже вышла на первое место в Европе по их количеству.

Однако самое интересное и способствующее процветанию дела это то, что фабрики существовавшие в Англии действовали на коммерческой основе, что повышало в разы спрос на производимый товар.

Самобытность русского фарфора

Теперь расскажу немного о фарфоре произведенном в Российской империи.В разной международной литературе было много споров о ценности и значении в мировой истории именно Русского искусства изготовления фарфора.

Многие отрицали своеобразную самобытность присущую только мастерам из Российской империи. Первые попытки по организации производства фарфора начались при Петре 1.

По поручению царя в Европу был заслан шпион, для того, что бы выведать секреты мастерства, но плодотворных плодов такая практика не принесла.

Эти неудачи не остановили и не сломили заинтересованных в фарфоре русских купцов и людей высших сословий и они решили пойти действенным и очень трудоемким путем.

Принимается решение отправить на обучение Д. И. Виноградова. Обучение в Саксонской академии принесло свои плоды, возвратившись в Россию с аттестатами он со своими товарищами приступил к своим прямым обязанностям.

Начиная с 1747 года Виноградов делает первые попытки по изготовлению изделий, а в 1752 году заканчивает начальный этап по разработке рецептуры русского фарфора и запускает производство.

В 1753 году появились первые заказы на изделия из фарфора. Благодаря колоссальному труду Д.И. Виноградова создается уникальный самобытный русский фарфор, не похожий на западные аналоги.

При правлении Екатерины Великой русский фарфор претерпел некоторые изменения, т.к. императрица была поклонницей французского стиля в изделиях изготовленных русскими мастерами стали прослеживаться нотки благородного влияния Севра и изделия постепенно начали принимать ярко выраженный французский характер.

Как мы можем наблюдать исходя из мировой истории изготовления фарфора, данный вид ремесленного искусства претерпевал ряд изменений в ходе эволюции и стал эталоном красоты и символом богатства у разных слоев населения.

ktoetotakie.ru

Чем фарфор отличается от фаянса?

Изделия из этих керамических материалов почти всегда окружают человека. Они зачастую радуют глаз своей изысканностью и удобством в пользовании. Однако многие до конца не представляют себе, в чем их отличие при внешнем сходстве.

Звенящий и прозрачный

Этот вид керамики получают в результате высокотемпературного воздействия на очень мелкого помола смесь белой глины, называемой каолином, пластичной глины, полевого шпата и кварца. Если по фарфоровой чашке слегка стукнуть полочной из дерева, она зазвенит чистым высоким звуком различного тона. Стенка такой посуды будет просвечиваться.

Фарфор

Известно, что фарфор имеет китайское происхождение. Впервые его получили в середине первого тысячелетия. Тамошние мастера фарфорового производства  строго хранили его секреты. Сотни лет европейцы бились над его разгадкой, пока в начале XVII века не был экспериментально получен мейсенский фарфор. Долгое время ни на Востоке, ни в Европе не могли определить химический состав фарфорового сырья и технологические тонкости его изготовления.

Позже фарфор стали разделять на твердый и мягкий. Первый представляет собой однородную  белую массу, которую обжигают при 1350-1450°С.  Эта процедура проводится сначала на низком пределе температуры обжига. Затем на изделие наносится глазурь, после чего проводится обжиг на верхнем пределе температуры. В таком фарфоре больше каолина и меньшее количество полевого шпата. У него отсутствуют поры, он отличается высокой прочностью, термостойкостью и своей белизной. Его относят к плотной керамике и используют преимущественно при изготовлении посуды.

Обычно его глазируют, но встречается фарфор, называемый бисквитом, который этой операции не подвергается. Особенным видом твердого фарфора является изобретенный в Англии фарфор, называемый костяным. Это название он получил потому, что до половины его состава составляет фосфат кальция, содержащийся в костях коров. Это очень хрупкий исключительный белизны и просвечиваемости материал, из которого делают преимущественно художественные изделия. Помимо посуды и декоративных целей твердый фарфор используется для производства электроизоляторов и лабораторной посуды.

Существует также мягкий фарфор или полуфарфор, который обжигают при температуре, меньшей, чем нижний порог обжига твердого фарфора. Внешне он схож с твердым фарфором, однако чувствителен к перепадам температуры и механическим воздействиям. Его обычно используют для создания высокохудожественных скульптур. Таким фарфором является и китайский, который содержит меньше каолина. Обычно фарфоровые изделия покрываются глазурью, которой могут заливать расписанную красками поверхность или на нее наносятся краски, которые затем впекаются в глазурь.

Близкий к фарфору фаянс идет на производство недорогой посуды, сантехнических изделий, облицовочной плитки, деталей, декорирующих архитектурные объекты и пр. Для изготовления изделий из него используются те же компоненты, что и для фарфора, но в ином соотношении. Из них примерно 85 % процентов составляет глина. Температура его обжига от 1050 до 1280°С. Внутри он мелкопористый и плотный, обычно белого цвета. Пористость может достигать способствует его водопоглощаемости, которая может достигать 12 %. Поэтому фаянс покрывают прозрачной или не прозрачной глазурью. Он тоже пришел с Востока.

Фаянс

Чрезвычайной популярностью пользовались расписанные по кремовой глазури цветными эмалями изделия, привезенные из Ирана. Начиная с XVI века фаянс стал производиться во Франции, затем распространился на Англию, Германию и Россию. Фаянс использовался в художественных целях. Его расписывали эмалями, украшали рельефами и покрывали цветными глазурями

На территории Российской империи фаянс стали производить в XIX веке. Было запущено несколько фаянсовых заводов. В современной России работают до десятка таких предприятий. Крупнейшие производители фарфора и фаянса в мире располагаются в Великобритании, Германии, Франции и Японии. Принцип производства фаянса сохранился прежний с учетом изменений, вызванных техническим прогрессом. Фаянсовые товары чаще всего готовят путем заливания полужидкой массы сырья в разбираемые формы.

Нестандартные и художественные изделия формуют вручную. Высушенные  в специальных камерах, они проходят процедуры чистки и правки. После этого помещаются в закрываемые огнеупорные формы и обжигаются. Обжиг проходит в два этапа. Сначала он делается для формирования черепка. Затем на изделие наносится слой глазури, которая во время обжига расплавляется. После охлаждения получается спеченная с черепком стекловидная поверхность. Фаянс, который предназначается для сантехнических и электротехнических потребностей, обжигается один раз.

В чем разница

  1. Фарфор от фаянса отличается прежде всего своим составом, обеспечивающем стеклоподобность. В нем меньше пластической глины, больше кварца и полевого шпата. 85 % состава фаянса – глина.
  2. У фарфора значительно выше температура обжига.
  3. Фарфор устойчив к жидкостям. Неглазурованный фаянс может впитывать воду.
  4. Механическая прочность фарфора значительно выше, чем у фаянса.
  5. Фарфор просвечивается на свету, через фаянс свет не проходит.
  6. При постукивании по фарфору раздается чистый звонкий звук. У фаянса он глухой.
  7. Фарфор сохраняет свои качества столетиями. На поверхности фаянс со временем образуются трещины.
  8. Если взять два одинаковых по форме и толщине стенок изделия из фарфора и фаянса, то фарфоровое окажется легче.
  9. Неглазированные части фарфоровой посуды белые, а у фаянсовой могут быть бежевыми.
  10. Изделия из фарфора обычно белого цвета и может покрываться росписью. Такие же предметы других цветов вероятнее всего фаянсовые.

vchemraznica.ru

Фарфор

Фарфор появился впервые в Китае на рубеже 3-4 вв. Судя по всему, и в Китае на первых порах фарфор не был рядовым явлением, так как ему даже посвящают стихи. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту говорит: «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег».

Китайцев привела к созданию фарфора любовь к чаю. Автор специального сочинения об этом напитке Ча-Кин (IX в.) распределял употребляющуюся для чаепития фарфоровую посуду по цвету глазури, что, по мнению автора, оказывает значительное влияние на вкус чая.

В 7-10 веке фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» - отсюда название изделий, дословно «императорское». Поскольку фарфор до 18 века проникал в Европу через Восток, вместе с изделиями арабы передали и это слово.

Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал Марко Поло. Это было в 13 веке.

С самого начала появления фарфоровых изделий, европейцы пытались узнать секрет его изготовлении. Китайский фарфор был очень красив и довольно дорого. Последнее обстоятельство особенно подстегивало европейцев узнать технологию изготовления фарфора.

Более всех успел в этой области французский патер-иезуит Д'Антреколл, который в качестве миссионера прибыл в Китай в конце 17 века. Д'Антреколл опубликовал свои записки, содержащие «секрет» фарфора, но они не имеют никакой технической или производственной ценности, так как никто не знал самого глазного - исходного материала.

В конце 17 в. французу Морену удается получить вещество, похожее на фарфор, но при испытании оказывается, что это совсем не то.

В конце 17 - начале 18 века в Европе начался настоящий фарфоровый бум. Китайский фарфор безумно дорог. Ценность его увеличивается еще и тем обстоятельством, что фарфоровой посуде приписывалось свойство обнаруживать в питье или пище присутствие яда. А в те бурные времена, как вы понимаете, знать такие вещи было немаловажно.

Не надо сбрасывать со счетов и соображения престижа. Больше всех на этом поприще прославился курфюрст саксонский Август II, который буквально неистовствовал в этом, казалось бы, мирном деле. Он просто-напросто разорял страну, скупая изделия из фарфора.

Прусскому королю за серию ваз и блюд в 1717 г. он отдал полк рослых и сильных драгун. Этот факт наводит на размышления: как был дорог фарфор, и как были дешевы люди.

Близкие королю люди видели один выход: возникновение местного производства. Нужен был такой случай. Честь открытия европейского фарфора принадлежит Саксонии и связана с именем Иоганна Фридриха Бетхера (Бетгера).

Иоганн Бетхер родился в 1662 г. В 12 лет - он ученик берлинского аптекаря, вместе с занятием фармацевтикой, молодой человек, в духе времени занимается алхимией. Скоро слава о нем, как об алхимике распространяется слишком широко. Желая избежать неприятностей, Бетхер бежит из Берлина и попадает в руки Августа. Последний заточает Бетхера в замок и заставляет добывать для себя золото. Страшные времена наступают для незадачливого алхимика: каждый день над головой висит ужас разоблачения и соответствующей расплаты. Спасение является в лице физика Чирнгаузена, который дает Бетхеру разумный совет: заняться разгадкой фарфорового секрета. Безусловно, в Бетхере жила исследовательская жилка, и здесь его энтузиазм, помноженный на знания достаточно образованного для своего времени человека, дают результат. Б 1709 г. Бетхер получает фарфоровую белую массу. Это произошло в Дрездене, затем Бетхера переводится в Мейссен, где в 1710 г. и возникает знаменитая Мейссенская мануфактура (здесь Бетхер и скончался).

Мейссенская мануфактура вначале изготовляет фарфор только для удовлетворения прихотей Августа,

Франция получает твердый фарфор только в 1756 году, до этого вынуждена довольствоваться полуфарфором, массой без каолина - главной составной части твердого фарфора.

В Россию, как и многое другое, фарфор пришел с Петром I. До этого нашим соотечественникам, по укладу жизни, фарфор не требовался.

В 1702г. Петр заказал в Китае фарфоровую посуду для новой аптеки в Москве. В 1716 г. выписал из Германии столовый сервиз, сделанный из «каменной массы».

Петр, обладавший несомненным вкусом, являлся большой ценитель фарфора и был заинтересован в раскрытии секрета «фарфоровой массы».

Приглашенные специалисты из Голландии помочь не смогли, одновременно Петр I поручил выведать тайну на Мейссенском заводе, что тоже закончилось ничем, были попытки заимствовать секрет у китайцев. За большие деньги сибиряку Курсину удалось купить у одного китайского фарфорового мастера «секрет». Однако хитрый китаец что-то скрыл от русских - опыты не получились.

Нужно было подходить к решению этой проблемы с другого конца, оставив авантюры.

Изобретение русского фарфора связано с именем русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова, современника Ломоносова.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале. Отец его служил протопопом и ключарем Рождественского собора. Поэтому естественно, что учиться Дмитрий Иванович Виноградов начал в славяно-греко-латинской академии. Это было очень достойное учебное заведение, в котором обучались Ломоносов, Магницкий, Баженов. Академия - высшее богословское учебное заведение, предназначалось для подготовки ученых богословов и служителей церкви. Но кроме богословов России нужны были специалисты. В 1735 г. из Сената последовал Указ о том, чтобы в Академии были отобраны 20 наиболее успевающих студентов и направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Среди отобранных 12 человек были Ломоносов и Виноградов.

В 1536 г. Ломоносов и Виноградов были отправлены для обучения в Германию. Дмитрий Иванович пробыл за границей 8 лет и в 1744 году вернулся в Россию, имея за плечами солидный запас знаний. Назначен он был в Берг-коллегию. Но вскоре был отозван в распоряжение ее величества для выполнения «некоторого дела». Этим важным и секретным делом была организация в России фарфорового производства.

Почти все нужно было начинать с нуля. Единственное, что можно было использовать - знание техники гончарного производства, которое существовало в России с давних пор.

Императрица Елизавета Петровна поручила ближайший надзор за организацией «порцелинного» (фарфорового) дела в России барону Ивану Черкасову. Черкасов взялся за дело с большим старанием. В Швеции был заключен договор с Христофором Конрадом Гунтером, который называл себя мастером и обещал очень скоро наладить производство Фарфора в России.

В России Гунтеру были показаны глины многих месторождений, в конце концов, и гжельские. Гжельские глины знали во времена царя Алексея Михайловича, который в 1663 г. дал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которые годятся к аптекарским сосудам».

Гжельской глиной пользовались при Петре для изготовления огнестойких кирпичей, необходимых для кладки печей.

Когда в 1918 г. приказом Петра были утверждены «Берг и мануфактур коллегии» и специальной регламент, в котором указывалось: «тех людей, который мануфактурные фабрики производить похотят, надлежащими привилегиями снабдить», на этот призыв отозвался купец Афанасий Кириллович Гребенщиков. Вскоре близ Алексеевской улицы в Москве он открыл первую в России фаянсовую Фабрику. На гжельские глины Черкасову, видимо, и указал Гребенщиков. Гунтер обследовал гжельские глины. Вместе с ним в поездке был и Виноградов. Гунтер глинами остался недоволен, пробы не получилось.

С самого начала Дмитрий Иванович, очевидно, понял, что за «мастер» перед ним. К сожалению, слишком долго никто другой не разгадал, что за мошенника за большие деньги держат у себя в лице Гунтера.

Сам Дмитрий Иванович писал: «Сколько таких побродяг находятся в свете, которые из ничего золото хотят делать, другие изо всех камней и земель чистый порцелин составлять обещают».

Наконец, в 1748 г. был издан Указ об отставке Гунтера. Виноградов понимал, что организация фарфорового производства представляет собой сложную техническую задачу, которую можно разрешить лишь «через повторение многочисленных проб и опытов». Иметь только рецепт - этого было мало.

Виноградову предстояло разработать состав фарфоровой массы - найти необходимые компоненты именно из русского сырья.

Он должен был разработать технологические приемы обогащения сырьевых материалов, их измельчения и способы изготовления массы, разработать конструкции печей, найти оптимальный газовый и тепловой режим обжига, найти топливо для печей, разработать состав глазури для черепка, найти состав керамических красок и многое другое. Удовлетворительная масса получена уже в 1747 году, но Виноградов продолжает опыты и, наконец, фарфор получен. «Невская порцелиновая мануфактура» начала свою жизнь. Создана она была в первую очередь для удовлетворения прихотей двора Елизаветы Петровны.

Виноградов скончался в 1758 году в возрасте не более 40 лет. За всю свою жизнь этот талантливый высокообразованный человек не был удостоен какой-нибудь благодарности за свою работу.

Невская мануфактура, переименованная скоро в Императорский фарфоровый завод, должна была наладить производство табакерок, на которые был большой спрос среди русских сановников. Назывались они «пакетовыми» или «пакетошными» и должны были изображать запечатанный конверт с почтовым штемпелем и надписью адресата.

При Павле I был открыт филиал в Гатчине, где производились исключительно художественные живописные вещи. Изображались виды с дворцами, достопримечательности, копии с известных картин. В 1800 г. филиал был упразднен.

Классическим периодом развития европейского фарфора считается 18 век. Материал, секрет которого только раскрыли, ценят, им любуются и художественно обыгрывают. Главное - форма, живописный декор украшал форму и подчеркивал естественную красоту самого материала.

Первым русским частным фарфоровым заводом считается предприятие купца Волкова, но о нем почти ничего не известно, кроме факта самого существования.

Поэтому первым частным заводом в России принято считать завод Франца Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики, где будет делаться фарфоровая посуда «из российских материалов» в Дмитровском уезде около села Вербилки.

С самого начала завод Гарднера серьезно заявляет о себе. Первые лавки по продаже Фарфора организованы в Москве и Твери.

Характерной чертой гарднеровского фарфора 18 в. является простота, придающая ему особую прелесть.

С другой стороны Гарднер не стесняется подделывать мейссенский фарфор, беззастенчиво копируя его, и даже ставит на своем фарфоре саксонские марки.

Гарднер работает на рынок, поэтому он вырабатывает устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи, по которым позднее русскими заводами выпускалась продукция. Примером таких образцов могут служить круглые чайные чашки «трактирки».

На первых порах гарднеровскому фарфору, кроме простаты, демократизма присущи и некоторые недостатки: бедность красок недостаточная белизна, некоторая тяжеловесность. В дальнейшем, когда устранены все дефекты, завод начинает выпускать уникальные вещи. Завод, предназначенный для обеспечения массового потребителя, должен был подчиняться требованиям моды. Поэтому наряду с орденскими сервизами, Гарднер начинает выпускать кукол, пивные кружки, которые являются «патриотическими сувенирами».

После французской революции в фарфоре появляется «стиль империи». Фарфору придают чужие функции, его подделывают под камень, дерево, металл, покрывают сплошной позолотой, искажая или тщательно замаскировывая фактуру фарфоровой массы.

В 1920 г. фабрика Гарднера привлекала к себе шумное внимание всей России, была выпущена фигура монаха со снопом за плечами, а в снопе спрятана девушка. Александр I запретил эту фигурку, но она все-таки появилась на рынках.

Если ранние работы отмечены вкусом, творческим поиском, то ближе к середине века, фабрика все больше и больше покидает свои позиции, доходит до «офицерских сюжетов».

В 1892 г. вдова Гарднера продает фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову и он в конце 19 - начале 20 в. становится самым крупным производителем фарфора в России.

По преданию, богатство династии Кузнецовых пошло от преступного деяния - приезжий купец был приглашен в баньку жителем Гжельских земель кузнецом Яковом Васильевичем и оттуда уже не вышел. На деньги, полученные таким образом, Яков Васильевич основывает первый завод, мечту всех крестьян тех мест. Сын его Терентий Яковлевич в начале 19 века основывает завод в Дулеве.

Постепенно фамилия Кузнецовых становится все более известной.

К концу 18 в. один из Кузнецовых покупает завод в селе Бронницы Новгородской губернии, другой - основывает завод в Риге.

В 1889 г. Матвей Сидорович Кузнецов утверждает «Товарищество фарфорово-фаянсовых заводов М.С. Кузнецовых». Он прибирает к рукам завод в Песочне Калужской губернии, завод Ауербаха в Корчевском уезде Тверской губернии, завод в Рыбинске, основывает фабрики в Харьковской губернии. Наконец, вершиной его объединения становится приобретение гарднеровского завода. Все способы хороши в борьбе с конкурентами. Иногда Матвей Сидорович посылает своих людей на заводы конкурентов, те разваливают все дело, и доведенный до отчаянья хозяин, продает свой завод Кузнецову. Так было с гарднеровским заводом.

Ассортимент завода был богатый, и его не было нужды менять, по-прежнему, выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Много изделий изготавливались для церквей - лампады, свечи, люстры, чаши.

В целом фарфоровая продукция была очень высокого качества, были и хорошие вещи в традициях старых гарднеровских мастеров. Эта посуда предназначалась для средних слоев горожан, жителей деревни, а также для трактиров третьего разряда. Выполненные в простых и скромных формах изделия украшались с большим вкусом росписями обыкновенных русских цветов и ягод. Техническое качество кузнецовских изделий было очень высоким.

В «Товариществе Кузнецова» был большой штат специалистов, ведавших сбытом продукции в той или иной области и даже стране.

Один из сыновей должен был находиться в курсе последних технических и художественных новостей Европы, другой - ведал рынками Востока. Кузнецов поставлял фарфор не только всей России, но успешно конкурировал с предприятиями на Востоке и в Европе. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали его «восточные» товары прочим, в некоторых областях Восточного Китая начинали находить его товары более «китайскими», чем свои.

Кузнецов держал своих специалистов в Строгановском училище, был часто организатором конкурсов на лучшие изделия, он позволял экспериментировать студентам, безвестным художникам, на своих заводах и мастере на его заводах работали выдающиеся русские художники. И дело тут вовсе не во вкусах владельца, не в широте его натуры, а в том, что это был умный и оборотистый хозяин, который из всего извлекал пользу.

Ходили слухи, что в массу на заводах Кузнецова добавляют мышьяк и от него мастера не живут больше чем до 30 лет. Так ли это или иначе, но белизна и тонкость фарфора Кузнецова несомненна.

После Октябрьской революции заводы были национализированы.

Одновременно с дореволюционными образцами, подчиняясь требованиям моды, вводили в орнамент колосья, снопы, серпы, молоты.

Пасторальные сцены остались, пейзаж переодели в современные костюмы. Сцены были примитивны. Пейзажи производили впечатление бутафории. Живопись цветов отмечалась грубым натурализмом.

Все это носило характер приспособления к советской тематике и не отличалось новыми самостоятельными поисками направления.

Хотя работы, вернее поиски Казимира Матвеевича стоили внимания.

В это же время на бывшем императорском заводе выпускался агитационный фарфор. Эмблемы советской власти, агитационные призывы, современная тематика в скульптуре, все это появилось в прикладном искусстве впервые в фарфоре.

В начале 30-х годов художественная промышленность испытала влияние РАПХа (Российская Ассоциация Пролетарских Художников). РАПХ требовал, чтобы оформление художественных изделий, в том числе фарфоровой посуды, служило целям агитации и пропаганды строительства социализма. Все, что не служило этим целям, отрицалось, если декор был просто отвлеченным, красивым, отвечал только эстетическим запросам, он объявлялся враждебным для пролетариата.

И тут началось. Работница в красной косынке, рабочий с молотком, трактора, станки и др.

Фарфору были приданы несвойственные ему функции участника монументальной пропаганды.

901sovet.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>