Фандорин кто написал
Книги про Фандорина — Борис Акунин
Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.
Установилось мнение, которое я не разделяю, что читать произведения про Эраста Петровича следует согласно хронологии происходящих событий. Тем, кто придерживается такого же мнения опубликую книги про Фандорина в хронологическом порядке:
Эраст Фандорин. Книги по порядку согласно хронологии событий
(год происходящих событий, название произведения, место действия)
- 1876 – конспирологический детективный роман Азазель (Москва, Лондон, Санкт-Петербург)
- 1877-1878 – шпионский детектив Турецкий гамбит (Болгария, Румыния, Турция)
- 1878 — герметичный детектив Левиафан (борт океанского лайнера рейса Саутгемптон — Калькутта)
- 1878 — Между строк — второй том издания Алмазная колесница (Йокогама, Токио,японские горы)
- 1881 — рассказ Сигумо, сборник Нефритовые чётки (Йокогама)
- 1882 — рассказ Table-talk, там же, (Москва)
- 1882 – детективный роман о наёмном убийце Смерть Ахиллеса (Москва)
- 1882 — экспериментальная пьеса Инь и Ян (подмосковная усадьба Сигизмунда Борецкого)
- 1883 — рассказ Из жизни щепок, Нефритовые четки (Москва)
- 1884 — рассказ Нефритовые четки, одноименный сборник (Москва)
- 1886 — повесть о мошенниках Пиковый валет, сборник Особые поручения (Москва)
- 1888 — рассказ Скарпея Баскаковых, Нефритовые четки (Пахринский уезд Московской губернии; по мотивам Собаки Баскервилей Конан Дойла)
- 1889 — повесть о маньяке Декоратор, Особые поручения (Москва)
- 1890 — рассказ Одна десятая процента, Нефритовые чётки — (Москва, Санкт-Петербург; по мотивам романа Незнакомцы в поезде Патрисии Хайсмит)
- 1891 — рассказ Чаепитие в Бристоле, там же (Бристоль)
- 1891 — политический детектив Статский советник (Москва)
- 1894 — повесть Долина мечты (штат Вайоминг)
- 1896 — великосветский детектив Коронация, или Последний из Романов (Москва)
- 1897 — повесть Перед концом света (Вологодчина)
- 1899 — повесть Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых (Нормандия, недалеко от Сен-Мало)
- 1900 — декадентский детектив Любовница смерти (Москва)
- 1900 — диккенсовский детектив Любовник смерти (Москва) — действие происходит параллельно Любовнице смерти
- 1903 — технократический детектив Планета Вода, сборник Планета вода (Карибы)
- 1905 — Ловец стрекоз— первый том издания Алмазная колесница (Санкт-Петербург, Москва)
- 1906 — ностальгический детектив Парус одинокий, сборник Планета вода (Заволжская губерния)
- 1911 — театральный детективный роман Весь мир театр (Москва)
- 1912 – идиотический детектив Куда ж нам плыть?, сборник Планета вода (Польша)
- 1914 — авантюрный детектив Чёрный город (Баку)
- 1918 — последний роман Не прощаюсь (Поезд Самара-Москва)
В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.
Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.
Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.
Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.
В 2017 году вышла новая книга Бориса Акунина Седмица Трехглазого. Убить змееныша – умело анонсированная издателями как новая книга про Фандорина. Дословно в аннотации читаем:
Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!
Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.
В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь. Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.
Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.
Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.
Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.
Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации
(год издания, название, жанр, год и место действия)
- 1998 — Азазель
- 1998 — Турецкий гамбит
- 1998 – Левиафан
- 1998 — Смерть Ахиллеса
- 1999 — Особые поручения — сборник повестей:
- 1999 — Статский советник
- 2000 — Коронация, или Последний из романов
- 2001 — Любовница смерти
- 2001 — Любовник смерти
- 2003 — Алмазная колесница — этнографические детективные истории:
- Ловец стрекоз — том первый
- Между строк — том второй
- 2006 — Инь и Ян
- 2006 — Нефритовые чётки — сборник рассказов и небольших повестей:
- Сигумо
- Table-talk
- Из жизни щепок
- Нефритовые чётки
- Скарпея Баскаковых
- Одна десятая процента
- Чаепитие в Бристоле
- Долина мечты
- Перед концом света
- Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых
- 2009 — Весь мир театр
- 2012 — Чёрный город
- 2015 — Планета Вода — сборник из трех повестей:
- Планета Вода
- Парус одинокий
- Куда ж нам плыть?
- 2018 — Не прощаюсь
- 2021 ?
Книги про Фандорина продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры. Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука Николаса Фандорина объединяет романы: Алтын-толобас (2000), Внеклассное чтение (2002). Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков (2005), Детская книга для девочек (2012). Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.
Оценка 5 из 5
www.knigaotziv.ru
Список книг про Эраста Фандорина
Эраст Фандорин — главный персонаж исторических детективов, написанных Борисом Акуниным. Писателю удалось создать серию с уникальной особенностью — каждый роман имеет свой стиль — конспирологический детектив, шпионский, этнографический и т.д.
Фандорин стал воплощением лучших качеств аристократа 19 века — благородный, умный, преданный делу, следующий принципам. Благодаря смекалке, находчивости и своим талантам он постоянно выходил с триумфом из любой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Цикл книг про Фандорина обрел огромную популярность среди аудитории. Представляем вам список всех книг про Эраста Фандорина Бориса Акунина по порядку.
Азазель (1998)
События романа «Азазель» разворачиваются в Москве 13 мая 1876 года.
Эраст Фандорин — молодой парень 20 лет, отличающийся бесстрашием, благородством и большой удачей. Но главное его достоинство — он талантливый сыщик. Он работает в полицейском управлении письмоводителем, и неожиданно увлекается одним запутанным делом. Он решает вовлечься в расследование.
Подозрительное самоубийство богатого студента приводит его к обнаружению подпольной организации, в которую входят очень влиятельные люди. Во время расследования главный герой пройдет немало испытаний, и даже найдет любовь…
Турецкий гамбит (1998)
В этом романе автор переносит читателей в 1877 год, когда в самом разгаре — русско-турецкая война.
Очень смелая и довольно эмансипированная девушка по имени Варвара Суворова хочет пойти на решительный шаг — поехать в Турцию, где идут сражения, чтобы ответить «да» своему возлюбленному. Дорога оказывается очень долгой и сложной, и Варя могла бы попасть в ужасную ситуацию, но на помощь пришел Эраст Фандорин.
Книга поразит читателей деталями крупных сражений, политическими интригами и увлекательными шпионскими играми.
Левиафан (1998)
В 1878 году Париж сотрясает неожиданная и ужасная новость — убитыми обнаруживают лорда Литтлби и его 9 помощников.
Полиция берется за это дело, что установить какие мотивы и цели были у злоумышленника, совершившего это преступление. Подозрительным кажется то, что убийство было совершено не ради денег — почти ничего не пропало, кроме статуэтки Шивы. И статуэтка совсем не подходит для настоящего мотива убийства стольких человек.
Коммисар полиции в ходе расследования понимает, что все нити ведут на корабль «Левиафан», где, скорее всего, и находится убийца…
Смерть Ахиллеса (1998)
Книга является продолжением увлекательных приключений и расследований Эраста Фандорина.
Главный герой постоянно меняется, от романа к роману он становится все более опытным, рассудительным и находчивым. Но самое главное — он всегда верен своему делу.
События романа не просто увлекают, они заставляют вдумываться, замечать все детали, которые в будущем могут сыграть важную роль в раскрытии дела. Интрига держит в напряжении до самой последней страницы. Две сюжетные линии красиво переплетаются, образуя цельный образ…
Особые поручения (1999)
«Особые поручения» представляет собой сборник, который включает в себя две повести «Пиковый валет» и «Декоратор».
В обоих рассказах Эраст Фандорин пытается распутать сложные дела, чтобы сохранить безопасность в городе и защитить честь московского градоначальника. Преступники могут продумать все до мелочей, но Эраст все равно их перехитрит…
«Пиковый валет» — В городе орудует группа мошенников под названием «Пиковый валет». Они отличаются изобретательностью и особой наглостью, считая, что их никогда не поймают. Но как же они ошибаются…
«Декоратор» — В Москве начинается паника — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом и вырезанными внутренними органами. На лице или шее каждой жертвы красуется кровавый отпечаток поцелуя — отличительная черта лондонского Джека-Потрошителя. Неужели серийный убийца теперь в столице?
Статский советник (1999)
События книги «Статский советник» разворачиваются в конце 19 века. Революционная гроза вот-вот накроет город. Боевая группировка социалистов умудряется совершить убийство генерала-адъютанта Храпова, которого должен был защищать Эраст Фандорин.
Теперь знаменитому сыщику нужно срочно раскрыть дело и найти убийц, ведь только это спасет его покровителя от отставки. Однако все усугубляется еще тем, что в Москву прибывает для расследования дела Пожарский…
Коронация, или Последний из романов (2000)
Роман «Коронация, или Последний из романов» рассказывает о периоде, когда в столицу прибывает императорский двор для предстоящей Коронации на царство.
После прибытия во время одной из прогулок был похищен младший сын великого князя. Через некоторое время за него пытаются получить выкуп — драгоценности. В случае неповиновения ребенок будет убит.
Начальник решает доверить это дело Фандорину, поскольку ситуация крайне сложная, щепетильная и не должна стать достоянием общественности…
Любовница смерти (2001)
События романа «Любовница смерти» происходят в столице в 1900 году. Акунину удалось очень точно и детально передать атмосферу того периода.
В Москве вдруг начинает работу странный и таинственный клуб для желающих покинуть этот мир.
При этом существует некая сила, которая способна сподвигнуть людей на это. Страждущие видят определенное знамение и после этого воплощают в жизнь свое намерение. Всё это наводит панику в городе, поэтому Фандорин решает взяться за распутывание этого дела. А для этого надо вступить в это сообщество самоубийц…
Любовник смерти (2001)
«Любовник смерти» — девятая книга из цикла романов про Эраста Фандорина.
Главная героиня этой истории — девушка, которую прозвали Смерть. И на это есть весьма серьезные причины. Во-первых, ей самой много раз приходилось смотреть в лицо смерти, а во-вторых, все ее возлюбленные и женихи умирали, не дожив до счастливой семейной жизни.
Невзирая на такую славу поклонников у нее всегда было много. На этот раз на ее обратил внимание Сенька Скориков. И с этого момента его жизнь меняется — он становится свидетелем ряда убийств, обнаруживает клад, сам чуть не погибает и в итоге знакомится с Фандориным, единственным человеком, который может ему помочь выбраться из этих неприятностей…
Алмазная колесница (2002)
Роман «Алмазная колесница» состоит из двух томов, которые продолжают знакомить читателей с жизнью Эраста Фандорина.
Первый том «Ловец стрекозы» рассказывает о том, как известному сыщику приходится разгадывать планы хитрого шпиона Рыбникова во времена русско-японской войны.
«Между строк» поведает о посещении знаменитым детективом Японии. Автор рассказывает о его стычках с ниндзя, самураями и отношениях с гейшами. Особую любовь в главном герое вызывает страстная красавица О-Юми…
Инь и Ян (2006)
В особняке покойного миллионера Сигизмунда Борецкого проводится собрание, на котором должны огласить его завещание. Племянница Инга получает все деньги и шикарный дом, а племянник Ян — только старинный веер.
Для выяснения значимости веера в особняк прибывает Фандорин. Он узнает, что веер имеет магическую особенность — он может делать окружающих или самого хозяина лучше или хуже при соблюдении специального ритуала. Но, как известно, что одному человеку хорошо, то другим — беда. После этого открывается настоящая охота за волшебным веером, и кому он в итоге достанется неизвестно….
Нефритовые чётки (2006)
Эта книга не является романом в полном смысле этого слова. Она представляет собой сборник повестей и историй из жизни знаменитого сыщика.
Эраст Петрович очень любит путешествовать. Он жил не только в России, но и во многих других уголках мира. И где бы он ни появился — в США, Британии или Японии — он всегда увлечен загадками.
На страницах этой книги читатели смогут узнать много нового о характере и событиях в судьбе Эраста Фандорина.
Весь мир театр (2009)
13-й роман из цикла книг о приключениях Фандорина перенесет читателей в смутное и напряженное время. События разворачиваются в 1911 году.
Фандорин решает посетить спектакль «Бедная Лиза», но в итоге страстно влюбляется в актрису, исполняющую главную роль. Став свидетелем подозрительного инцидента Фандорин проникает в театр, чтобы выяснить как и зачем в букете Элизы оказалась гадюка. Но расследование идет плохо, ведь главного героя полностью захватывают любовные переживания. В это же время, в театре начинается череда странных убийств…
Чёрный город (2012)
Книга красочно воссоздает панораму 1914 года, канун Первой мировой войны в удивительном и старинном Баку, который богат сырьем и привлекателен для революционеров и террористов. Именно здесь теперь приходится трудиться умному и смелому сыщику Эрасту Фандорину.
Сможет ли он и в этом случае быть на шаг впереди злоумышленников? Сможет ли он выдержать схватку с могущественной группировкой. Приключения начинаются уже с первых страниц книги, и постепенно их динамика лишь усиливается!…
Планета Вода (2015)
Сборник «Планета Вода» включает в себя 3 детективных истории — «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть».
«Планета Вода» — Фандорин прекращает свое участие в подводной экспедиции ради того, чтобы найти маньяка, который скрывается на одном из островов Атлантического океана.
«Парус одинокий» — Во время расследования страшного убийства женщины, в которую он когда-то был влюблен, Фандорин оказывается в Заволжской губернии…
«Куда ж нам плыть?» — Фандорину предстоит раскрыть дерзкое ограбление поезда и все улики ведут к революционерам.
Не прощаюсь (2018)
Представляем вашему вниманию последний роман в цикле книг про знаменитого Эраста Фандорина.
На дворе 1918 год и новосозданное советское государство всё еще находится в смуте. По улицам бродят чекисты. В столицу массово перебираются бывшие купцы, матросы, гимназисты-прохиндеи..
Эта книга расскажет о дальнейшей судьбе Фандорина, ведь читатели популярного цикла наверняка захотят узнать смог ли выжить главный герой после полученной пули в голову и трехлетней комы. Станет ли Фандорин прежним?..
Читайте также:
- Фильмы по книгам Бориса Акунина
topspiski.com
Все романы об Эрасте Фандорине. Какой самый удачный? Рейтинг Галины Юзефович — Meduza
Александра Мудрац / ТАСС / Scanpix / LETA
8 февраля выходит последний роман о знаменитом сыщике из серии исторических детективов «Приключения Эраста Фандорина». Книга называется «Не прощаюсь». Эраст Фандорин — едва не самый любимый герой в постсоветской литературе, объединивший и поссоривший немало читателей. В день выхода «Не прощаюсь» литературный критик Галина Юзефович составила рейтинг всех книг из вселенной Фандорина; в списке книги расположены от худшей к лучшей.
Три посредственные повести, формально объединенные темой воды и рассказывающие о похождениях Эраста Петровича в разные годы. Первая — собственно «Планета Вода» — отсылает к творчеству Герберта Уэллса и содержит полный набор уэллсовских штампов и клише плюс еще пару бонусных, заимствованных из триллеров про маньяков. Вторая (и лучшая) повесть сборника «Парус одинокий» несколько разочаровывает предсказуемостью сюжета (единственный кандидат в убийцы — сюрприз! — им и оказывается). Третья, «Куда ж нам плыть?» — неудачная попытка пошутить на темы русской революции и беспринципности ее вождей. Самая слабая книга цикла, после которой многие читатели поставили точку в отношениях с Фандориным.
Странный роман, в котором Эраст Петрович не столько расследует преступления, сколько томится от неразделенной любви к красивой, но глупой и жеманной актрисе. Вялый сюжет, совершенно не похожий на самого себя герой, опереточные страсти и развязка по принципу «ну надо же что-то со всем этим делать».
«Декадентский», по определению самого автора, роман о клубе самоубийц, обыгрывающий мотивы одноименной повести Роберта Льюиса Стивенсона. В принципе, если вы знакомы с первоисточником, то особых откровений можете не ждать.
Веселая авантюрная повесть о ловких мошенниках, которым удается долгое время водить за нос московское начальство, покуда на их пути не встречается блистательный Эраст Петрович. В «Пиковом валете» у Фандорина впервые появляется помощник — бывший филер жандармского управления Анисий Тюльпанов, комический неудачник и обладатель поистине золотого сердца. Живо и задорно, но все же детектив без убийства всегда проигрывает детективу с убийством.
Не то чтобы хороший детектив, но вполне недурной исторический роман о гражданской войне (куда лучше тех, что выходят у Акунина в последние годы в серии «История государства Российского»). В финале Эраст Петрович, вроде бы, и правда погибнет, оставив читателю в качестве скромной компенсации ключик к другим книгам Акунина — «Шпионскому роману» и полузабытому циклу «Смерть на брудершафт».
Роман, в котором главное действующее лицо не Фандорин, а некто Сенька Скорик — молодой человек с криминальным прошлым и самыми дурными наклонностями, которому Эраст Петрович, тем не менее, помогает встать на путь исправления. Все было бы неплохо, но Скорику определенно недостает харизмы, а Фандорин появляется в тексте реже, чем хотелось бы.
Подлинно трагический роман, в котором Фандорин переживает жестокую утрату, осознает собственное старение и чуть ли не впервые за всю свою блестящую карьеру совершает сразу несколько катастрофических промахов. Не все в порядке с сюжетом, но колорит Баку времен «нефтяной лихорадки» воссоздан неплохо, да и герою сочувствуешь вполне по-настоящему.
Роман, в котором Фандорину придется столкнуться не с одним, а сразу с двумя злодеями — явным и тайным. При этом злодей явный не лишен благородства и способен вызвать сострадание — в отличие от злодея тайного, полностью лишенного всего человеческого. Экспозиция сильно затянута, но динамичная вторая часть способна, в общем, окупить этот недостаток.
Экспериментальная новелла о таинственном веере, изложенная сразу в двух версиях — «белой» (рациональной и оптимистичной) и «черной» (мистической и мрачной). Не столько настоящий детектив, сколько изящная безделка с легким налетом чертовщины.
Коллекция изящных детективных рассказов — не столько захватывающих, сколько показывающих мастерство писателя во владении самыми разными видами и подвидами детективного жанра.
Эраст Петрович ловит убийцу во время Балканской войны, прямо на театре военных действий. То, что поначалу кажется обычным криминальным романом, ближе к концу оборачивается широкомасштабной шпионской драмой. К несчастью, контрапунктом к головокружительному фандоринскому расследованию, от которого зависит судьба империи, Акунин вводит комическую любовную линию эмансипированной девушки Вареньки и ее незадачливого жениха, которая немного смазывает общее впечатление.
Динамичный и страшноватый детектив о маньяке, убивающем женщин на манер лондонского Джека-потрошителя. Эрасту Петровичу предстоит пережить две тяжелые потери: в финале книги его покинет возлюбленная Ангелина Самсоновна (самая обаятельная из спутниц Фандорина) и сойдет с дистанции верный Анисий Тюльпанов.
Прекрасный образчик герметического детектива: все подозреваемые в жестоком убийстве лорда Литтлби, его детей и слуг, собрались на одном корабле, плывущем из Европы в Японию. По ходу дела Акунин нарушает одно из базовых правил детектива, однако делает это так ловко, что упрекать его за это неловко.
Масштабный роман в двух частях. В первой Фандорин во время русско-японской войны ловит японского шпиона (а попутно примеряет на себя роль Дарта Вейдера). Во второй — служит в русской миссии в Иокогаме, где видит первые признаки неизбежного противостояния между Россией и Японией, а также обзаводится помощником, другом и наставником — бывшим якудзой по имени Маса. Мощная интрига, глубокая внутренняя драма героя и потрясающая Япония — словом, один из лучших романов цикла.
Первая, самая трогательная и одна из самых увлекательных книг фандоринского цикла (неслучайно именно с нее стартовала ураганная популярность Бориса Акунина). Юный и розовощекий Эраст Петрович расследует дело о чудовищном заговоре, охватившем самые разные слои российского общества, попутно взрослея и набираясь опыта. Именно в «Азазеле» он при трагических обстоятельствах потеряет любимую девушку, а взамен приобретет седые виски, легкое заикание и романтический флер.
На сей раз в фокусе авторского внимания — события в семье Романовых. Накануне коронации Николая II похищен его двоюродный брат — четырехлетний великий князь Михаил, и похититель, загадочный доктор Линд, требует за голову ребенка колоссальный выкуп. Эраст Петрович пускается в погоню за злодеем, а помогает ему в этом Маса — его верный вассал и камердинер. Первый (и, пожалуй, единственный) роман Акунина, в котором писателю удалось выйти за рамки развлекательной прозы и вплотную приблизиться к стандартам высокой словесности.
Самый совершенный и сложно устроенный из всех детективов Акунина. Убит легендарный генерал Соболев — товарищ Фандорина по Балканской войне, герой всей Российской империи, прозванный «русским Ахиллесом». Эраст Петрович должен не только найти убийцу, но и лицом к лицу встретиться с кошмаром своей юности — человеком, единожды разрушившим его жизнь. Аллюзии на античную мифологию, три фальшивых концовки и самый обаятельный злодей всего фандоринского цикла — одиннадцать баллов из десяти по детективной шкале.
meduza.io
Эраст Фандорин
Эраст Петрович Фандорин — герой, которого придумал российский писатель Борис Акунин. Главное действующее лицо серии исторических детективов, действие которых разворачивается во второй половине XIX и начале ХХ века в Москве, Петербурге, на Балканах, в Японии, в США и Европе. По задумке автора, каждая новая книга представляет один из существующих детективных жанров, поэтому каждый роман о Фандорине имеет свои особенности и подзаголовок — этнографический детектив, конспирологический детектив, герметический детектив, шпионский детектив и т.д.

Характеристика героя соответствует аристократическому идеалу XIX века. Фандорин благороден, прекрасно образован, неподкупен и верен принципам, хорош собой и для своего времени высок ростом (1,78 м), имеет безукоризненные манеры. Дамы относятся к Эрасту Петровичу с интересом, но герой, в силу драматических обстоятельств, остается одинок. Есть у героя и «суперспособности» — Эраст Петрович неизменно выигрывает в азартных играх и спорах. Своеобразная компенсация за печальную участь отца.

Судьба героя драматична. Фандорин происходит из старинной дворянской семьи, однако мать умирает при родах, а отец со временем разоряется из-за пристрастия к азартным играм и сомнительным финансовым прожектам. После смерти отца от сердечного приступа молодой человек остается вовсе без средств к существованию. У Эраста нет денег даже на то, чтобы оплатить собственную учебу в университете и продолжить образование. Чтобы обеспечить себе жизнь, достойную его положения, герой поступает на службу в московское полицейское управление.
Биография Эраста Фандорина
Особенность серии о Фандорине в том, что порядок книг не соответствует тому порядку, в каком происходили события по внутренней хронологии романов. Факты биографии героя разбросаны по романам и сборникам.
После смерти отца молодой Фандорин служит письмоводителем в сыскном управлении в низшем гражданском чине коллежского регистратора. Здесь герой вовлекается в опасное дело, связанное с тайным обществом – могущественной организацией «Азазель». Расследование начинается с самоубийства московского студента. Распутав этот клубок, Эраст Петрович попадает на службу в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занятое сыском и следствием по политическим делам.

Карьера героя идет вверх, однако в частной жизни наступает полный крах. Молодая жена Эраста, Лизанька фон Эверт-Колокольцева, трагически погибает на глазах у героя сразу же после венчания. После этой травмы герой никогда уже не вступает в официальный брак и не имеет законнорожденных детей. Однако с 1911 по 1914 год Эраст Петрович живет в гражданском браке с Елизаветой Альтаирской-Луантэн, актрисой театра «Ноев Ковчег». Знакомство героев происходит в романе «Весь мир театр».
У Фандорина есть двое сыновей от разных женщин. Первый появляется в книге «Алмазная колесница» как японский шпион, известный под именами господин Стэн и штабс-капитан Василий Рыбников. Это сын Эраста Петровича от куртизанки Мидори Тамба из клана Момоти, с которой тот познакомился в Японии. История отношений Фандорина и Мидори рассказывается во втором томе «Алмазной колесницы», а события, связанные с Рыбниковым, описаны в первом томе и эпилоге романа.

Второй сын Фандорина – Александер – упоминается в рассказе «Нефритовые четки» и в серии романов «Приключения магистра».
Жизнь Эраста Петровича предположительно обрывается накануне Первой мировой войны, в 1914 году, в Баку, где герой охотится за опасным террористом, приспешником большевистского вождя Ленина. Фандорин предан и обманом завлечен туда, где героя оглушают, связывают и предлагают выбор: дать клятву, что он прекратит преследование террориста, или умереть. Фандорин отказывается от соглашения с преступниками и получает пулю в голову. Эти события происходят в романе «Чёрный город».
Сюжет
Потеряв молодую жену в финале первой книги цикла («Азазель»), Эраст Петрович отправляется изживать горе на полях сражений Русско-Турецкой войны. Герой участвует в боях, получает контузию и попадает в плен, но затем возвращается в ставку российского Главнокомандующего с чрезвычайно ценными сведениями. Вместе с новой спутницей, суфражисткой Варварой Суворовой, герой ищет в русской ставке турецкого шпиона.
Описанные события происходят в книге «Турецкий гамбит». Дальнейшая судьба героя становится известна из романа «Левиафан». Фандорин отправляется в Японию как секретарь посольства Российской империи. По дороге герой попадает в переделку на пассажирском корабле «Левиафан», расследует серию загадочных убийств и заводит мимолетный роман.

В двух томах романа «Алмазная колесница» рассказывается о приключениях Фандорина в Японии и во время Русско-Японской войны. Герой заводит любовь с куртизанкой Мидори и учится искусству ниндзя. В очередной раз Эраст Петрович вынужден распутывать клубок интриг и терять любимую женщину. Еще одна небольшая история из жизни героя в Японии описывается в сборнике «Нефритовые чётки», в рассказе «Сигумо».
В 1882 году Фандорин возвращается из Японии в Москву, где расследует несколько преступлений — дело об убийстве Михаила Соболева, загадочное исчезновение наследницы громадного состояния, убийства предпринимателя Леонарда фон Мака и торговца антиквариатом Пряхина. Эти события отражены в сборнике «Нефритовые четки» и романе «Смерть Ахиллеса».

В сборнике «Особые поручения» вводится новый персонаж — Анисий Тюльпанов, мелкий чиновник и помощник Эраста Петровича. Вдвоем герои разбираются с изобретательным мошенником по кличке Момус и оказываются втянуты в загадочное дело землевладельцев Баскаковых, чья история напоминает события «Собаки Баскервиллей» Артура Конан Дойля.
Анисий Тюльпанов гибнет после событий повести «Декоратор», где герои ловят орудующего в Москве маньяка, чей почерк похож на знаменитого Джека Потрошителя. Дальше Эраст Петрович снова работает один.
В 1891 году жизнь героя совершает крутой поворот. В результате событий, описанных в романе «Статский советник», герой вступает в конфликт с братом императора, Великим князем Симеоном Александровичем. Эрасту Петровичу остается только эмигрировать. Герой уезжает сначала в Великобританию, а затем в США, где занимается частным сыском.

В Англии Фандорин получает в «напарницы» проницательную мисс Палмер, квартирную хозяйку, с которой вместе раскрывает таинственное исчезновение старого лорда. В США героя ждет калейдоскоп Дикого Запада — ковбои, индейцы, мормоны, всадник без головы и короткий бурный роман с одной лихой мисс. Эти события описываются в сборнике «Нефритовые чётки».
В романе «Коронация, или Последний из романов» Фандорин возвращается в Москву, где пытается остановить преступного доктора Линда, который похитил члена императорской фамилии прямо во время коронации императора Николая Второго.
Дома герой не задерживается и в 1899 году отправляется во Францию, где вступает в противостояние со знаменитым преступным гением Арсеном Люпеном. Герою выпадает шанс поработать с английским сыщиком Шерлоком Холмсом и его коллегой доктором Ватсоном (рассказ «Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых», сборник «Нефритовые чётки»).

В первом томе «Алмазной колесницы» герой сталкивается с собственным внебрачным сыном от Мидори, японской куртизанки, которая только инсценировала смерть, но не погибла. К сожалению, эта тайна так и остается скрытой от мастера сыска. Сын Фандорина становится японским шпионом, который готовит ряд диверсий, чтобы парализовать снабжение российских военных и помочь Японии выиграть Русско-Японскую войну.
В 1911 году пожилой Фандорин расследует серию убийств в театре и влюбляется в актрису Альтаирскую-Луантэн, о чем рассказывается в романе «Весь мир театр». Герой даже сочиняет пьесу «в японском духе», чтобы склонить к себе даму сердца. Однако уже через год становится ясно, что совместная жизнь не задалась. В повести «Куда ж нам плыть?» Эраст Петрович ввязывается в расследование ограбления поезда, только чтобы улизнуть от супруги. Жизненный путь Фандорина завершается в Баку, в 1914 году, о чем рассказано в романе «Чёрный город».
Интересные факты
- Эраст Петрович уже четырежды радовал поклонников появлением в кино, и каждый раз образ Фандорина на экране воплощал новый актер. Первая экранизация, телесериал «Азазель», вышла в 2002 году. Роль молодого чиновника сыскного ведомства Фандорина досталась Илье Носкову, став первой в его карьере и открыв театральному актеру Носкову двери в кинематограф. Следующим Фандориным стал актер Егор Бероев в фильме «Турецкий гамбит», где Эраст Петрович достиг уже положения титулярного советника, а действие происходит в обстановке Русско-Турецкой войны. Олег Меньшиков сыграл Эраста Петровича в фильме «Статский советник», который, как и предыдущая экранизация, вышел в 2005 году. Роль князя Пожарского, звезды сыска, который прибывает из Петербурга с именным повелением и «отодвигает» Фандорина от следствия, играет в фильме Никита Михалков.

- Ко всем фильмам Борис Акунин сам писал сценарии. При этом часть моментов в книгах и фильмах решены по-разному. Заметно отличается концовка в «Статском советнике». В книге Фандорин отказывается служить под началом нового генерал-губернатора Симеона Александровича и уходит. После этого Эрасту Петровичу приходится податься в эмиграцию и провести годы за границей, в США и Великобритании. Там герой занимается частным сыском и оказывается на родине снова только в 1896 году, в книге «Коронация, или Последний из романов». На экране же зрители видят, как после отказа Фандорин возвращается и, передумав, принимает предложение Симеона Александровича.

- После большого перерыва у зрителей есть шанс снова увидеть Фандорина на экране в исполнении Данилы Козловского. Фильм по мотивам повести «Декоратор» должен был выйти в 2017 году, но пока никаких подробностей о точной дате выхода нет. Есть надежда, что в 2018-ом зрители все-таки увидят, как Эраст Петрович ловит в Москве знаменитого Джека Потрошителя, жестокого маньяка, который зверски убивает и расчленяет юных барышень.

- Герои Бориса Акунина попали и на театральную сцену. Московский театр РАМТ поставил спектакль «Эраст Фандорин» в 2002 году. А в 2006-ом там же были созданы две новые постановки — «Инь и Ян. Чёрная версия» и «Инь и Ян. Белая версия». Книгу «Левиафан» превратило в одноименную театральную постановку творческое объединение «Восемь в кубе». Спектакль демонстрировался с 2010 года, а в 2012 сменил название на «Приключения Фандорина».

- Детективную серию об Эрасте Фандорине можно не только читать, но и слушать! Аудиоверсии книг выпускаются с 2003 года издательским домом «СОЮЗ». К текущему моменту озвучены 14 книг серии. Все книжки начитаны профессиональными актерами, а в записи одной из них — «Коронация» — поучаствовал сам автор, Борис Акунин.
Цитаты
За те двадцать лет, что выходят книжки и фильмы о приключениях Эраста Фандорина, у читателей и зрителей накопилось уже немало любимых и узнаваемых цитат оттуда.
«Вы верите, что мир существует по неким правилам, что в нём имеется смысл и порядок. А я давно понял: жизнь есть не что иное как хаос. Нет в ней вовсе никакого порядка, и правил тоже нет. Собственные правила — это не желание обустроить всё мироздание, а попытка хоть как-то организовать пространство, находящееся от тебя в непосредственной близости».«Вечная беда России. Всё в ней перепутано. Добро защищают дураки и мерзавцы, злу служат мученики и герои».«Я знаю о тебе много, ты обо мне знаешь мало. От этого возникает недоверие, от недоверия происходит непонимание, непонимание приводит к ошибкам».«Когда противник во стократ сильнее, у человека, обладающего достоинством, остаётся лишь одно оружие — присутствие духа».«Общая тайна, которой ни с кем другим нельзя поделиться, связывает прочнее общего дела или общего интереса».«Благородный муж знает, что мир несовершенен, но не опускает рук».«По опыту знаю: чем больше вокруг бардака, тем спокойнее».Фото
24smi.org