Духлесс кто написал


Духless. Повесть о ненастоящем человеке

Очень кратко Герой, полный самокритики, самоиронии и сарказма, рассказывает о пустой и фальшивой окружающей его гламурной жизни.

Повествование ведётся от первого лица.

Get Rich or Die Tryin’

Москва 2000-ные годы. Сидя в пафосном ресторане со случайным приятелем и почти не слушая того, безымянный герой рефлексирует по поводу окружающей его жизни и персонажей, поддельных и неискренних. Он ненавидит всю эту богатую и понтовую публику и себя, являющегося неотъемлемой её частью. Он проводит пьяный безобразный вечер со случайной знакомой.

Утром герой приходит в офис компании, которую называет Мордором, где он четыре года трудится топ-менеджером. Это французская фирма, торгующая консервами. Он саркастично характеризует деятельность персонала как пускание пыли в глаза, а отношения сотрудников — как в волчьей стае. Себя он считает «проституткой», «ублажающей» руководство. Методы ведения бизнеса считает тупыми и совковыми, директора — алкоголиком, а большинство сотрудников — лишними и ленивыми. «Лицемерие и ханжество — вот истинные короли мира» — делает вывод циничный герой. Стиль его работы — озадачить подчинённых, чтоб меньше трудиться самому.

Раздав поручения сотрудникам, которых герой считает андроидами, работающими от батареи, он схватывается по поводу производственных проблем с финансистом Гаридо, с которым у него давняя корпоративная вражда. Их начальник с плохо скрытым злорадством наблюдает за перепалкой сотрудников: в компании принято не сотрудничать, а конкурировать.

Продолжение после рекламы:

После работы герой едет в ресторан, не потому, что голоден, а потому что так принято. Он подсаживается к едва знакомым профессиональным тусовщикам и принимает участие в бессмысленной беседе. Оглядываясь, он видит пустые лица.

И никто здесь совершенно не рад друг другу, просто выдавать свои эмоции не принято. Если бы хоть на секунду дать волю нашим чувствам, вы бы увидели исключительно кривые от зависти и тоски морды.

Внезапно герой встречает старого приятеля-тусовщика Мишу Вуду — «воплощение клубной культуры и night fever style, человек из первой пятёрки московских клубных промоутеров». Ходят слухи, что он вернулся из-за границы с целью начать своё дело.

Приятели рады друг другу и зажигают всю ночь. В отличие от пустопорожних разговоров окружающих тусовщиков, Миша серьёзен: он решил открыть самый крутой ночной клуб. У него с компаньоном не хватает денег, и герою предлагается стать соинвестором. Он обещает подумать и обсудить идею с другом.

Герой с компанией Миши закатывается в другой клуб, где ему предлагают понюхать кокаин. Внезапно в туалетной кабинке, с наркотиком в руках, его арестовывают оперативники ФСКН. Герой уже было распрощался со свободой, когда его от полицейских откупает Миша. В порыве благодарности герой решает вложится в его бизнес. Он договаривается с Вадимом, топ-менеджером, с которым дружит семь лет, вместе стать Мишиными соинвесторами.

Герой хочет увидеть Юлию, в которую влюблён уже год. Их отношения платонические, потому как герой не хочет испортить их душевную близость. Влюблённые гуляют на Патриарших прудах, Юля убеждает героя, что он хороший человек, только уставший и «заигравшийся в циника», и ему стоит заметить море любви вокруг него. После свиданий с девушкой он чувствует себя лучше, чем сам о себе думает.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Друзья едут смотреть будущий бизнес, где Миша с компаньоном демонстрируют им ремонтируемое помещение. Вадим решает вложить в дело все скоплённые деньги. После подписания документов герой находится в эйфории от того, что вскоре станет богатым и знаменитым и наконец займётся любимым делом.

В головном офисе проходит совещание по итогам финансового года. Присутствуют французское руководство и региональные представители. По мнению героя, всех присутствующих интересуют не успехи компании, а размер премиальных бонусов, особенно чужих. И ещё здесь все завидуют москвичам.

В комнате в этот момент повисла огромная шаровая молния, сотканная из всеобщей ненависти... Можно сказать, что ненависть — это основной двигатель нашего бизнеса.

За бумажными показателями успеха стоят человеческие судьбы — в этом герой очень хорошо отдаёт себе отчёт: «Я представляю, скольких людей мы сгноили или уволили во имя достижения этих пресловутых ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ».

Герой сверхдоволен собой и своими профессиональными, хоть и не вполне заслуженными, успехами.

Вечер герой проводит в новом, только открывшемся клубе, в котором всё как везде: выпивка, наркотики, оглушительная музыка, проститутки, полузнакомые приятели... В одиночестве возвращаясь домой, герой рыдает от тоски.

Утром, мучаясь от похмелья и ненависти к себе, он раздумывает над тем, когда же он перестал быть настоящим человеком и успел стать ничем.

... пространство внутри Садового кольца вечерами [населено] людьми-пустышками. Когда-то они были нормальными людьми, ... но затем, в какой-то момент, они поняли, что легче превратиться в персонажей гламурных журналов...

Окружающую его действительность и персонажей герой называет «зоной» и «мумиями»: «Срок твоего заключения здесь не известен. Тебя сюда никто не сажал, ты... сам выбрал свой путь. Обратного не предвидится». Иногда герою кажется, что начальник этой «зоны» — он сам, а «мумии» объединены общей религией, имя которой — БЕЗДУХОВНОСТЬ. Герой приходит к неутешительным выводам: «Если раньше люди решали глобальную задачу — состояться в этой жизни, то сегодня их прапраправнуки решают задачу, как попасть в этот клуб и состояться сегодняшним вечером...».

В выходной герой погружается в манящий мир Интернета, насквозь фальшивый, как и реальный. Он рассказывает, как среди воинствующей в Сети серости искал духовность и будто бы даже нашёл среди почитателей контркультуры и современной литературы. Но, сходив на пару встреч с ними, быстро разобрался, что духовностью здесь и не пахнет, а «...цели всех этих революционеров такие же примитивные, как и у многих других представителей социума. Стрельнуть денег, найти новых собутыльников... трахнуться по пьянке с любой тёлкой...». Герой грустно советует: «Если в Интернете вы увидите интересное сообщество людей, ... ни в коем случае не ищите с ними встречи в реальности. Наслаждайтесь на расстоянии, если не хотите новых разочарований».

В баре «Кружка» герой встречается с представителями андеграунда, с последователями Лимонова — нацболами. Громкие и пустые речи адептов о будущей пролетарской революции маскируют вполне приземлённые желания: пообщаться, напиться на халяву, занять денег без отдачи. Герой саркастично высмеивает псевдореволюционных бездельников, умеющих только критиковать режим, но не желающих работать. Ему пытаются возражать молодые нацболы, но вскоре их боевой запал угасает и сборище превращается в пьянку.

Герой общается с лидером сайта контркультурщиков — пьяницей Авдеем. Тот сперва просит устроить его на работу, а не увидев позитивного отклика, предлагает организовать бизнес по раскрутке сайтов, причём на деньги героя, так как сам Авдей всегда без гроша. Уже на выходе лидер нацболов, недавно называвший героя «классовым врагом», пытается стрельнуть у него денег на выпивку. «Врага» настигает очередное жизненное разочарование.

Утром герою предстоит лететь в Петербург с ревизионной проверкой тамошнего филиала. Существует подозрение, что дирекция филиала ворует деньги фирмы, и ему предстоит это доказать или опровергнуть.

Insomnia

Перед посадкой в поезд герой встречается с Юлей и снова смущён и очарован ею, как влюблённый школьник.

В поезде он зол и раздражён всем: попутчиками, едой, сервисом, и только найденная в багаже порция кокаина возвращает ему хорошее настроение. Довольный жизнью, он сходит с поезда. Принимают его как большое начальство, кем он и является.

Герой не любит Петербург из-за его депрессивной атмосферы, промозглости и скуки. Он иронично отзывается о городе и горожанах: «Основная тема высокодуховных жителей Питера — это зацикленность на собственной значимости и особенности». Поэтому он без сантиментов относится к Северной Пальмире.

В питерском филиале царит атмосфера безделья, кумовства и воровства. Перед московским начальством лебезят и много врут. Герой отмечает вызывающий вид крупных дистрибьюторов и несчастный — мелких. Средние торговые представители оставляют герою компромат на питерское руководство.

Вечером он встречается с приятелем Мишей — большим оригиналом и интеллектуалом.

Пожалуй, он единственный из моих знакомых, общение с которым не строится вокруг обсуждения денег, баб, тусовки и бизнеса и лежит в плоскости духовных диалогов.

Герои обкуриваются травкой до беспамятства и ведут разговор о духовности, которая у питерских есть, а у москвичей — нет. В понимании Миши «...это нельзя объяснить, это можно только ощущать на уровне высоких материй». Герой же противоречит приятелю и утверждает, что «это такая смысловая связка у питерской интеллигенции. Ну, знаешь, как у алкашей во дворе связка „бля“... А вы вместо „бля“ подставляете „духовность“, что в сути контекста просто одно и то же».

Потом приятели походя прохаживаются по политике, внешней и внутренней, экономике, национальной идее, точнее её отсутствии, социальной справедливости... В наркотическом угаре герою снится президент России В. Путин в виде Бэтмэна, отечески журящий его за курение анаши.

Наутро герой обедает с питерским директором филиала Гулякиным. Они встречаются в кафе «СССР» с соответствующей советской стилистикой, и герой размышляет о том, как любят питерцы к месту и не к месту поминать своего земляка — нынешнего президента Путина.

Питер охватил синдром «магнита», как я его называю. Почти каждый питерец старается притянуть себя (прямо или косвенно, через город) к Путину.

Герой уличает Гулякина в воровстве и обещает доложить об этом французскому руководству. Питерец держится смело, отпирается, но всё же признаётся и предлагает герою взятку. Москвич отказывается от денег, но призывает больше не воровать и предлагает в будущем вернуть ему долг услугой.

Гулякин упрекает героя в том, что он не похож на окружающих, живёт не так, как все, и унижает людей, которые умеют работать. В ответ на обвинения герой высказывает свою жизненную позицию: «...Я здесь живу, я здесь работаю,.. люблю женщин,.. развлекаюсь. И я не хочу никуда уезжать, я хочу, чтобы всё это (честная и комфортная жизнь) было здесь, в России... Я не хочу жить в мире, где все происходит „потому, что так положено“. И я не хочу быть таким, как ты...».

В клубе «Онегин» герой с другом Вадимом важничают как москвичи, пошлят и хамят окружающим, нюхают кокаин и напиваются. В приступе меланхолии он звонит в Москву Юлии, и она утешает его. Поговорив с ней, герой больше не чувствует себя одиноки, взбадривается и вечер заканчивается в пьяном и наркотическом угаре.

Утром герой читает СМС-ки от Юлии и ему становится стыдно за своё лицемерие и цинизм. Он отвечает ей прочувствованным сообщением.

Мне кажется, что весы качнулись. И та их чаша, наполненная кусочками хорошего, осколками, покоящимися где-то в глубине меня, пошла вниз, перевесив все мои гадости, казавшиеся до сегодняшней ночи доминантами.

Совестливый настрой недолго держится у героя и, вспомнив окружающую его атмосферу, он приходит к негативному выводу: «Я никому не верю, я всех боюсь... Я всех обманываю, меня все обманывают. Мы все — заложники собственной лжи...».

По дороге домой в поезде герой грустно ностальгирует по своей прекрасной юности, сравнивая её с ужасным настоящим. Он философски обобщает итоги деятельности своего поколения 30-летних, считая, что на его братской могиле напишут: «Поколению 1970–1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где всё должно было быть иначе...».

Герой встречается с Юлией в кафе. Из-за её опоздания, своей ревности и раздражения, он наполняется немотивированной агрессией. Обвиняет подругу в наивности, лжи и лишнем вмешательстве в его жизнь. Себя также не щадит: «Я шут гороховый, готовый стебаться над всеми, в том числе над собой. Я с детства быстро устаю от игрушек, мне тут же что-нибудь новенькое подавай. Я и жизнь свою проматываю этой ежедневной погоней за развлечениями. Я же бегу сам от себя, мне самому с собой скучно, тошно и мерзко». Призывает её бежать от него без оглядки, пока она не увязла с головой в мерзком болоте его жизни. Юлия уходит, а герой сам себе противен и сожалеет, что уничтожил самое лучшее, что у него было.

На выходе из клуба его избивают бомжи и спасает наряд полиции. В одном из полицейских он узнаёт оперативника из ГНК, арестовавшего его неделей ранее. Его охватывают подозрения.

На следующий день — открытие ночного клуба, совладельцы которого они с Вадимом и Мишей Вуду. Телефоны Миши не отвечают, и обеспокоенные друзья приезжают к клубу. Их удивляет отсутствие праздничного оформления и какая-то безлюдность помещения. Клуб закрыт, и друзья понимают, что «партнёр» Миша обманул и ограбил их. Вадим впадает в истерику, обвиняет друга в легкомыслии и безответственности и уезжает.

Герой едет в клуб, напивается и нюхает кокаин. Ему плохо от всех неудач, навалившихся разом, и хочется забыться.

Люди, мне плохо. Мне ужасно. Вы не видите? Я сейчас сдохну здесь. Сдохну от вашего равнодушия и пустоты. Эй, кто-нибудь, поговорите со мной! Вы слышите? — ору я в зал, подняв вверх обе руки.

В пьяном угаре он избивает гомосексуалиста, приставшего к нему.

Воскресным утром герой страдает от похмелья и депрессии. Он думает, как бы толковее провести выходной, но понимает, что ему некому позвонить, да и никому не хочется из-за пустоты окружающих персонажей. Он листает гламурные журналы, просматривает приглашения в клубы и свои фото оттуда же — ему кажется, что он видит пустые белые листы. Внезапно ему звонит Юлия, и просит встретить её из поездки через несколько дней. Обрадованный, он просит у неё прощения, и девушка обещает не помнить зла.

Герой встречается с Вадимом в кафе. Тот истерично ищет пути выхода из западни, в которую попал, потеряв деньги компании, и предлагает приятелю аферу для возмещения ущерба. Тот призывает друга одуматься, всё забыть и продолжать жить дальше, никого не обманывая. Обозлённый Вадим подозревает его в связях с мошенниками и грозит проблемами.

Понимая, что друга он потерял, герой едет на вокзал, садится в случайную электричку и засыпает. Ему снится фантасмагорический сон с участием полузнакомых персонажей, которые преследуют его.

И тут у меня создаётся полнейшее ощущение замкнутого круга и какого-то глупого, но вместе с тем ужасного проступка, который я совершил.

Проснувшись, он выходит на незнакомой станции, сидит на лесной поляне, рассматривает труп крысы и ассоциирует с ней гламурную тусовку Москвы.

Герой теряет сотовый телефон, встаёт на мосту и впервые за много лет любуется чудесным лесным пейзажем, освещённым восходящим солнцем. Перед ним как в калейдоскопе пробегают картины собственной жизни, наполненной пустотой и фальшью. Глядя на восходящее солнце, герой желает, чтоб его огонь никогда не погас.

briefly.ru

Духless. Повесть о ненастоящем человеке - это... Что такое Духless. Повесть о ненастоящем человеке?

«Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» — дебютная книга Сергея Минаева, первое издание которой было выпущено издательством «АСТ» в 2006 году. Роман написан от первого лица — коммерческого директора московского представительства крупной французской компании по продаже консервированного гороха «Тандюэль»[К 1]. Описывается его повседневная жизнь, включая общение с коллегами по работе, посещение известных московских клубов, употребление алкоголя и наркотиков. Главный герой пропитан цинизмом и самоотрицанием. Автор поднимает в книге различные проблемы мироустройства, проблемы российского общества и места человека в этом обществе.

Книга стала популярной среди российских читателей[1] во многом благодаря удачной рекламной кампании[2][3][4][5], развёрнутой издательством[6]. Роман был дважды переиздан в России в 2007[7] и 2011 годах[8][9], а также издан в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Болгарии и Вьетнаме. Суммарный проданный тираж превысил 1 миллион экземпляров[10][неавторитетный источник? 72 дня].

Сюжет

Главный герой — топ-менеджер в российском филиале крупной русско-французской компании, занимающейся производством консервов под брендом «Тандюэль». Он возглавляет московский отдел маркетинга. Получает за свою работу большие деньги, ездит на дорогом автомобиле, живёт в шикарной квартире, постоянно окружён красивыми девушками. Казалось бы, жизнь удалась. Но с каждым днём ему всё сильнее надоедает такая жизнь, он постоянно ищет новых развлечений. Прожигает время и деньги в пафосных ночных клубах и ресторанах вместе со всей светской тусовкой, находясь в алкогольном или в наркотическом опьянении. Со временем ему всё это начинает казаться омерзительным, он начинает искать возможность вырваться из всего этого. И только общение с девушкой Юлией помогает ему хоть на время почувствовать себя спокойнее.

На одной из очередных тусовок в модном ночном клубе герой встречает своего старого друга Михаила. Тот был промоутером в США, а теперь вернулся в Москву. У них завязывается разговор, на котором они находят общий язык. Выясняется, что им обоим не нравятся все эти светские тусовки, где люди являются ненастоящими с ненастоящими чувствами, говорят о брендах, разводят сплетни, тайком зло завидуют друг другу. Михаил говорит, что такие люди тоже нужны, на них нужно зарабатывать деньги. Он рассказывает главному герою, что собирается открывать новый клуб. Уже почти всё готово, нужно лишь вложить ещё около ста тысяч долларов. Герой решает, что это его возможность что-то изменить в своей жизни. Он доверяет Михаилу, так как его все знают. Окончательно он решает вложиться в это дело после того, как Михаил выручает его в сложной ситуации, когда сотрудники отдела по борьбе с наркотиками ловят героя, подсунув ему пакет с кокаином в карман.

У героя нет ста тысяч, поэтому он подбивает на это дело своего друга Вадима. Тот, не долго думая, соглашается внести свою долю в размере пятидесяти тысяч долларов. Михаил привозит их на место, где будет будущий клуб, показывает документы, вписывая их в качестве соучредителей. В итоге Вадим вносит даже большую сумму, а именно 100 тысяч долларов. Главный герой останавливается на сумме в 50 тысяч долларов, не желая занимать у Вадима и аргументируя это тем, что вкладывается не ради большей доли и больших денег, а ради того, чтобы изменить свою жизнь.

После чего герой отправляется в командировку в Санкт-Петербург с целью финансовой проверки деятельности питерского филиала компании. Глава отделения в Петербурге Гулякин предлагает ему взятку, но герой отказывается, сказав, что теперь Гулякин ему должен. По возвращении из Питера, герой вместе с Вадимом в день открытия нового клуба, соучредителями которого они являются, едут в клуб, но не обнаруживают там ни новой вывески, ни звуков музыки, ни даже следов строительных работ. Герой не может дозвониться до Михаила, понимая, что тот мошенник, и, должно быть, уже уехал в Америку вместе с их деньгами. Вадим устраивает истерику. Герой не понимает почему тот так сильно переживает. Уже позже Вадим признаётся, что все свои 100 тысяч он взял у компании. Вадим начинает обвинять героя во всём этом, что это он втянул его в эту аферу. Герой начинает испытывать отвращение к нему, понимая, что потерял единственного друга.

Герой, встречаясь с Юлией, всё сильнее портит с ней отношения своим поведением и грубостями, срываясь и постепенно упуская её, не понимая, что только с ней ему будет хорошо. Находясь в клубе в пьяном угаре, он разговаривает с пристающим к нему гомосексуалом, который разговорами о духовном пытается расположить его к себе. Герой только через некоторое время понимает, что тот просто один из тех, которые снимают парней в клубах. Герой начинает избивать его. Читатели через некоторое время понимают, что нет никакого гомосексуала, и он существует лишь в воображении героя, которого охрана выводит из клуба.

Наутро герой, проснувшись в своей квартире, понимает, что телевизор показывает просто белый экран, в журналах также все страницы белые. Он не знает, куда и с кем ему поехать завтракать. В этот момент ему звонит Юлия, он очень рад ей и приглашает её позавтракать, но она не может, так как не в городе. Герой извиняется перед ней за те грубые слова, что он сказал ей в последний раз. На что она отвечает, что всё нормально и предлагает поговорить об этом при встрече. Юлия просит встретить её на вокзале, когда она приедет, и герой говорит, что обязательно встретит. После того, как кладёт трубку, он понимает, что так и не сказал ей ничего серьёзного.

После завтрака, герой садится на электричку, даже не зная куда едет. В поезде он засыпает и просыпается только спустя девять часов, выходит на неизвестной станции. Находит поляну, где садится на поваленное дерево и начинает разглядывать окружающий пейзаж. Тем временем на улице темнеет. Он бредёт вдоль полотна и выходит к реке с огромным железнодорожным мостом через неё. Он выходит на середину этого моста, ощущая себя маленьким в сравнении с его огромными дугами. В этот момент в его голове проносятся различные мысли: о смерти, о детстве, о магическом цветке, исполняющем желания, у которого, он вероятно попросил бы вернуться обратно в детство. Начинает светать. Герой ложится на мост и закуривает сигарету. Он лежит и вспоминает все самые яркие моменты своей жизни. Всё это проходит в его голове очень медленно до того момента, как он отправляется в свою первую командировку в Париж. После этого его жизнь убыстряется и стремительно проносится в голове, заканчиваясь тем, что он встречает Юлю на каком-то железнодорожном вокзале, которая идёт к нему в красном платье, а затем это сменяется аэропортом, где герой двадцать лет назад сидит на красном чемодане, так как опоздал на рейс и не едет ни в какую командировку.

Персонажи

  • Рассказчик — главный герой романа. Работает топ-менеджером в российском филиале крупной русско-французской компании, занимающейся торговлей консервов под брендом «Тандюэль». Он успешен, зарабатывает большие деньги и тратит их на тусовки в модных клубах, наркотики и выпивку. Страдает от поисков самого себя в этой жизни, старается выбраться из этого замкнутого круга, прожигания своей жизни. Нигде в романе не упоминается его настоящее имя. В фильме его зовут Максим. Герой нуждается в каких-то переменах, он чувствует, что его жизнь однообразна и скучна. Но он ничего не может с этим поделать, так как не способен принимать собственные решения, которые не диктуются средой обитания, собственным статусом, модой и мнением его окружения. Лишь общение с девушкой Юлей привносят в его жизнь проблески чувств и надежды. В финале герой, многое понимая, оказывается на жизненном перепутье.
  • Юлия — девушка, в которую влюблён главный герой. Она очень мила, отзывчива и старается заботиться о нём. Но ей не нравится та жизнь, которую он ведёт. Главный герой только в финале романа понимает, что именно она нужна ему, когда, возможно, уже слишком поздно.
  • Михаил — известный промоутер, который собирается открывать новый модный ночной клуб в Москве. Но ему требуются ещё денежные вложения. Он убеждает главного героя и его друга Вадима вложить свои деньги. Главный герой верит Михаилу, так как он его старый друг и его все знают. Но Михаил оказывается мошенником и уезжает вместе с деньгами друзей, так и не открыв никакого клуба.
  • Вадим — лучший друг главного героя. Они оба вкладываются в несуществующий клуб и теряют вложенные деньги. Но если главный герой потратил свои собственные деньги, то Вадим взял деньги на работе, за что ему грозит увольнение, а, возможно, и уголовное преследование. Вадим обвиняет друга в том, что это он виноват, потому что втянул его в это. После этого главный герой разочаровывается в нём и перестаёт считать своим другом.

История

Роман в какой-то степени автобиографичен[11]. По собственному признанию Минаева, он списывал книгу с самого себя в конце 1997 года, когда работал во французской компании «Вилиам Питерс», занимающейся продажей французской марки вина «Малезан» в России. Писатель занимался этой маркой в частности в 1995—1998 годах. В романе «Вилиам Питерс» превратилась в русско-французскую компанию, продающую в России консервы «Тандюэль». А 1997 год превратился в 2007[12]. Главный герой романа — это собирательный образ многих абсолютно реальных людей. Прообразом подруги главного героя Юлии стала Юлия Лащинина, которой посвящена книга, но в романе Минаев её несколько романтизировал. По словам писателя, данный персонаж в реальной жизни — его любимая девушка[11].

Автор не говорит, что сподвигло его к написанию книги, отвечая, что он и сам этого не знает. Использование английского языка в названиях глав и частей, а также использование в слове «духless», которое означает «бездуховность»[5], сразу двух языков Минаев объяснил «желанием показать свою учёность»[11] и стильность[5]. Российский литературовед, критик и радиоведущий Николай Александров написал по поводу названия романа: «Странноватое гибридное слово „духless“ почти автоматически вызывает ассоциацию с банальным словечком topless. Оно, кстати говоря, вполне соответствует характеру книги»[13]. Подзаголовок «Повесть о ненастоящем человеке» отсылает читателя к известной книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Успех книги автор склонен объяснять тем, что «попал в нерв поколения». Помощь грамотной пиар-компании Минаев также не отрицает — раскрутить роман ему помог его друг Константин Рыков, который сказал «Интерфаксу», что издательство «сознательно обкатывало это произведение в Интернете для того, чтобы понять, как его воспринимают потенциальные читатели»[4]. Многие СМИ выдвигали версию о том, что книга — кремлёвский проект (указывая в частности на эпизод романа, в котором Владимир Путин во сне главного героя предстаёт в образе бэтмена, закрывающего своими крыльями Россию от всех бед), но Минаев так и не смог понять, где в романе может быть заказ, и в чём он состоит[14].

Книга появилась на полках магазинов 7 марта 2006 года и за последующие 11 недель продаж стала бестселлером[15]. Первый тираж книги (10 000 экземпляров[16]) был распродан за неделю. По словам Александра Грищенкова, пресс-секретаря департамента общественных связей и PR издательской группы «АСТ», «они не ожидали такого успеха, книгу расхватали буквально за несколько дней, тираж пришлось допечатывать». В рейтинге с 27 марта по 2 апреля 2006 года книга занимала прочное второе место по продажам в торговом доме «Москва» среди художественной литературы в твёрдом переплёте, уступая лишь книге Ника Перумова «Война мага. Том 3»[17][1]. В апреле 2006 года роман появился в интернет-магазине Ozon.ru и сразу же попал в список бестселлеров[17]. В «АСТ» назвали «Духless» «самым успешным запуском» в истории издательства[1].

В адрес издательства «АСТ» обратилась компания «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг», которая является представителем компании EMI Musiс Publishing Ltd на территории РФ и стран СНГ. Суть претензии была в том, что «составной частью книги являются тексты музыкальных произведений» Лу Рида и группы The Smiths — три песни, авторские права на которые принадлежат EMI и «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» на территории РФ и стран СНГ. Ущерб оценивался в 1 миллион рублей, более того, «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» требовала изъять книгу из розничной продажи. Кроме того, «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» также направила письма и в магазины, в которых продавалась книга «Духless», например, магазину «Москва» и сети «Букбери». С магазинов компания потребовала по сто тысяч рублей[18][19]. На время разбирательства книгу Минаева не включили в списки книг для почтовой пересылки. Но в магазинах она по-прежнему входила в списки лидеров продаж[20].

Темы

Одна из глав романа называется «Разбогатей или умри, пытаясь», что является высмеиванием культа денег и карьеризма. Автор считает, что успешность, карьеризм и культ денег — абсолютно разные вещи, то есть нужно стараться быть успешным, но нельзя делать карьеру и деньги культом своей жизни. Главный герой романа растрачивает впустую свою жизнь. Автор видит два решения данной проблемы: идти дальше и меняться в лучшую сторону или застрелиться. Герой пытался вырваться из замкнутого круга своей жизни, но у него ничего не получалось, так как он боялся взять на себя ответственность и совершать личные поступки, не продиктованные окружением, друзьями, средой обитания, он слишком капризный, избалованный и пустой человек. Писатель считает, что спасти его может только любовь. По словам Минаева, главный герой в конце романа оказывается на перепутье, жизненном перекрёстке, и это совсем не конец дороги, и пессимистичным финал романа автор также не считает[11]. В то же время в другом интервью автор сказал, что «герой в конце находится у разбитого корыта, которое он долгие годы сам бил и наконец-то разбил»[21].

Минаев пишет о бездуховности. Действие книги при этом происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Но автор не видит разницы между московскими ресторанами и клубами и, например, магнитогорскими или любыми другими. При этом автор, говоря о духовности и бездуховности, использует мат, считая, что роман о современной Москве нельзя написать языком Тургенева. Также в романе затрагивается проблема брендомании, которая, по мнению автора, приняла большие масштабы не только в Москве, но и во всём мире, так как это выгодно самим брендам, и люди ничего не могут с этим поделать[11].

Александр Бушев выделяет феномен билингвальности. Роман переполнен английскими словами и выражениями, которые просто написаны кириллицей, а иногда и латиницей. Главный герой — бизнес-профессионал из международной компании в Москве. Язык как романа, так и героев воплощает их ценности. Мир романа — это мир мультинационального бизнеса. По мнению Бушева, кумиры героев романа находятся на Западе, а заимствования и англицизмы являются синонимами престижности[22].

Писатель показывает менеджеров крупных современных корпораций глупыми людьми. На самом деле Минаев не считает их таковыми, но уверен, что они быстро движутся в этом направлении. Корпоративная мысль нивелирует личность и уничтожает индивидуальное мышление[21]. Также автор уверен, что среди читателей его романа немало глупых людей, таких же как и многие герои романа[11]. Своих героев Минаев считает не только жертвами корпораций, но и жертвами СМИ, так как «они живут в плену мифов, поведенческих стереотипов, которые выстраивает медиаиндустрия, они воспринимают их как единственно верные»[21].

Минаев сравнивает героев своего романа с героями таких произведений, как «Горе от ума», «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин», считая, что ничего не изменилось. Стоит лишь взять, например, Печорина, одеть его в современный костюм, посадить работать в офис корпорации и вместо бала или светского салона отправить в клуб или ресторан — получится то же самое[21].

Алексей Фанталов увидел главную тему романа несколько в другом. Он считает, что книга эта не столько о «менеджерах с пейджерами», сколько о возрастном кризисе тридцатилетия, периоде переоценки ценностей. Фанталов считает, что бездуховность — это проблема не только того общества, которое описывает Минаев, а всего современного общества, так как сейчас проблема «прокормить семью и выжить» в развитых странах решена, и большинство просто не знают, что делать дальше. Критик настаивает, что бессмысленна жизнь не только клубных наркоманов и проституток, но и, например, в среде государственной бюрократии, армии, образовательных и культурных учреждениях[5].

Критика

Мнения критики и общественности о романе разделились. Критики в целом оценивают роман как вторичный по сравнению с западными аналогами — Бегбедером[13], Уэльбеком и Эллисом[23]. Среди плюсов романа критики выделяют достаточно точное описание поколения, с которым соотносит себя автор, высокую информативность романа, ценность этой книги как «этнографического очерка» и альтернативы романам Оксаны Робски, которая так же как и Сергей Минаев вышла из бизнес-среды и пишет про тот же гламур, только с женской точки зрения. Минусов у романа критики выделяют значительно больше, нежели плюсов. Большая часть рецензентов негативно отнеслась к роману как к художественному произведению, отмечая засилье языковых заимствований и англицизмов, многословность, неправдоподобность главного героя, вторичность, недостаток чего-то положительного в романе, за исключением плохо раскрытого персонажа Юли, и отсутствие сюжета и конфликта.

Среди поклонников романа оказались такие разные фигуры, как Илья Кормильцев[24] и Ксения Собчак[25]. Илья Кормильцев назвал «Духless» одной из главных русских книг 2006 года, написав, что работники офисов, наконец, получили в руки нужный текст. В качестве минуса романа критик выделил его вторичность, а главными составляющими назвал «философию, секс, драгс и техно»[24]. Минаев назвал мнение Кормильцева единственным авторитетным для него[11]. Ксения Собчак после прочтения романа была приятно удивлена, так как в книге, по её мнению, очень тонко описаны мир тусовок, а также экономические и политические события[25].

Среди тех, кто не принял книгу, — Самуил Лурье, Лев Данилкин, Наталья Куницина, Анатолий Королёв, Алиса Ганиева, Елена Елагина и Владимир Соловьёв, который очень негативно отозвался о книге на волнах радиостанции «Серебряный дождь». При этом радиостанция до этого отозвалась о произведениях Сергея Минаева с большой похвалой[15].

Самуил Лурье считает, что роман читать не так-то легко, потому что «энергия какой-то настоящей обиды всё превозмогает». По мнению критика, автор пытается обличить сгнивший уже капитализм от имени растленного им поколения. Лурье не поверил, что бывают люди с таким бюджетом, как главный герой, и при таких принципах. «Великосветская ирония, люмпен-буржуазный быт, пролетарский пафос. Немножко слишком пылкий», — подводит итог критик[26]. Лев Данилкин из журнала «Афиша» недоумевает, почему роман получил столь большое общественное признание. Критик не понимает, почему в книге так ничего и не произошло. Данилкин сравнивает работу Минаева с работами таких писателей как Андрей Рубанов, Захар Прилепин, Александр Проханов в пользу последних, так как они находят что-то хорошее, находят героя, а Минаев, по словам критика, «констатирует полный „духлесс“ и сваливает»[27].

Кандидат филологических наук Наталья Куницина на сайте Газета.ру увидела в романе «Духless» с его «мужским гламуром» альтернативу творчеству Оксаны Робски с её «женской темой». Куницина отмечает, что здесь нет сюжета как такового, а главный герой и есть та самая «бездуховность». Критик отмечает тот факт, что героя не радует ничего: ни та часть общества, в которой живёт он сам, ни та, где «лохи без денег, девушки без дорогой косметики, потёртые интеллигенты с дешёвым алкоголем». Куницина делает вывод: «Очередная „Гламорама“ по-русски, разведённая из густой философско-психологически-мистически-детективной истории в жиденький растворчик обычного русского нытья»[28].

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королёв сравнил книгу Минаева с «блюдом в духе вокзальной забегаловки». По его мнению, в романе нет практически никаких художественных достоинств: ни характеров, ни конфликта, ни сюжета. Но это, считает Королёв, и не нужно, так как роман по сути своей является «этнографическим очерком», когда автор описывает общество, в котором прожил какое-то время или живёт и сейчас. Отмечает критик и то, что в какой-то степени успехом своей книги автор обязан Оксане Робски, так как после успеха её книги «Casual» издатели решили, что читатели ждут подробностей из жизни богатых, чем создали новую моду на подобные книги. Королёв не видит ничего хорошего в этом, так как успех такого рода книг — тревожный сигнал об истинном умонастроении молодых читателей[9].

Алиса Ганиева в своём авторском разделе журнала «Новый мир» написала, что роман Минаева скорее очень старательно подражает художественной литературе, нежели на самом деле ей является, так как по сути — коммерческий проект. В то же время, отмечает Ганиева, «книга попадает в цель, ложится в современное сознание»[29]. Обозреватель журнала «Нева» Елена Елагина восприняла роман как «плоскую пародию и гротеск», где и персонажи, и всё остальное — «картонные, неживые, сконструированные»[30].

Жюри премии «Большая книга» долго обсуждало, выдвигать ли в длинный список Сергея Минаева, автора «Духless», и в результате отказалось от этой идеи[31]. В 2007 году Сергей Минаев получил антипремию «Полный Абзац» за книги «Духless» и «Media Sapiens». «Впервые мы вручали гран-при человеку, чьи романы достойны обладать статуэтками по всем номинациям, — говорится в заявлении оргкомитета. — Обе книги наводнены грамматическими, пунктуационными и фактическими ошибками. И, кроме того, это худший перевод Фредерика Бегбедера на русский язык»[32].

Культурное влияние

По мнению Ольги Лебёдушкиной, Минаев «породил феномен всей отечественной „офисной прозы“» — описания жизни молодых, богатых и успешных героев, уставших от потребительского комфорта и страдающих от «королевской грусти». В свою очередь, Лебёдушкина прослеживает истоки прозы Минаева — Бегбедер, Эллис, Крахт и Уэльбек[23].

После выхода романа многие критики стали писать, что одним из главных трендов 2006 года является борьба с гламуром. Причём с гламуром начинает бороться сам гламур. Книга понравилась москвичам, уставшим от гламура. Так, книгу поддержали представители клубного движения в лице компании Zeppelin Pro и известного промоутера Георгия Петрушина. На пригласительных билетах были изображены узнаваемые бренды, написанные с ошибками, как на подделках, а VIP-зона была стилизована под вещевой рынок. На лотках продавались майки со стразами, поддельные часы с поддельными камнями и книга «Духless». Среди участников были Богдан Титомир, Игорь Верник, владелец компании «Дымов» Вадим Дымов, а также сам Сергей Минаев и внук первого российского президента Борис Ельцин. Группа «Кровосток» развлекала гостей антигламурными хитами[17].

Понравилась книга и студентам из глубинки. Например, Александр Гаврилов написал, что в Пекине случайно попал в компанию тамошних русских студентов, дальневосточных мальчиков и девочек. Один из мальчиков спросил его, читал ли он «Духless». Тот ответил, что читал, но думает, что это какая-то белиберда. Мальчик не согласился с ним, рассказав, как он читал книгу, пока ехал в междугороднем автобусе, подсвечивая мобильным телефоном, когда стемнело. По прибытию мальчик выбросил книгу со злостью. На вопрос Гаврилова, почему она его так разозлила, тот ответил, что не разозлился, книга хорошая, но автор очень точно в суть попал, ведь не всё в жизни только про деньги. После этого случая «Минаев бешено поднялся в глазах Гаврилова», так как критик посчитал хорошим знаком, когда «во время разговора о книге из неё проступает хотя бы некоторая, пусть зачаточная, суть»[33].

Алексей Фанталов считает, что, несмотря на то, что «Духлесс» активно рекламируется и продаётся, масса людей о нём даже не слышала. Это показывает ограниченность понятий — «модная книга», «стильная музыка» и пр. Сам Фаталов нисколько не жалеет о том, что прочитал книгу, так как информация, предоставляемая писателем показалась ему интересной[5]. Священнослужители также поддержали роман Минаева. Более того, протоиерей Валентин Тимаков увидел глубину мысли в книге, назвав роман «подлинным путём культуры». Тимаков сказал, что задачей Церкви и государства является нахождение и поддержка авторов, которые занимаются проблемами внутреннего мира и поисками решений внутреннего кризиса человека[34]. Лизе Биргер из издания «Большой город» показалось это странным, поэтому она попыталась найти 10 цитат из романа, которые так приглянулись священнослужителям[35].

По мотивам романа «Духless» снят одноимённый кинофильм[36][37]. Рабочее название фильма — «Духless. Конец гламура». В качестве дистрибьютора выбрана компания Universal[38]. Режиссёром фильма выступил Роман Прыгунов, на счету которого до этого было два полнометражных фильма «Одиночество крови» и «Индиго», а ещё ранее он снимал музыкальные клипы. Книгу к экрану адаптировал Денис Родимин, который написал сценарии для фильмов «Бумер», «Бумер. Фильм второй» и «Олимпиус инферно». Оператором стал Фёдор Лясс, а продюсерами — Пётр Ануров, Дмитрий Рудовский, Фёдор Бондарчук и Ольга Белова. Главную роль сыграл Данила Козловский. Михаил Ефремов сыграл роль Кондратьева — босса главного героя. В интервью журналу «Playboy» Ефремов сказал следующее: «Какой „Духлесс“?! Ой, уйди, уйди из-за этого стола. Вот скажешь — как в воду… „Духлесс“… При чём тут „Духлесс“ вообще? Зачем путать божий дар с яичницей?.. Хотя в „Духлессе“ я тоже снимался»[39]. Сначала планировалось, что фильм выйдет осенью 2011 года[38]. В итоге в 2011 году фильм не вышел, а премьера состоялась 21 июня 2012 года на 34-м Московском международном кинофестивале, где «Духлесс» был выбран в качестве фильма открытия[40]. На российские экраны картина вышла 4 октября 2012 года.

Писать продолжение романа Сергей Минаев не собирается, так как продолжение «Духless», на его взгляд, «это сродни такому гастрольному чёсу по провинции: „Духless-2“, „Духless возвращается“. Если рассматривать как коммерческий проект, то „Духлесс“ можно ещё четыре раза наштамповать, но ему это неинтересно»[41].

Ссылки

Примечания

Комментарии

  1. ↑ Очевидный намёк на существующую марку консервированных овощей «Бондюэль».

dic.academic.ru

Фильм Духless (2011): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Режиссер Роман Прыгунов Актеры Данила Козловский, Мария Андреева, Артем Михалков, Никита Панфилов, Артур Смольянинов, еще Максу скоро тридцать. К этому рубежу он много, по современным меркам, достиг. Топ-менеджер русско-французского банка, он разработал свою жизненную философию. Считая себя разновидностью дорогой проститутки, он прогибается под сильных мира сего и прогибает других. Дорогая машина, квартира, тусовки, девицы, наркотики – он тратит себя исключительно на это, живет моментом. Все меняется, когда золотой мальчик, цинично прожигающий молодость, встречает девушку, у которой есть идеалы.Одновременно, у Макса начинаются серьезные проблемы на работе. Продюсеры Петр Ануров, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, еще Монтаж Николай Булыгин Сценаристы Денис Родимин, Сергей Минаев Оператор Федор Лясс Художники Евгений Качанов, Жанна Пахомова, Юлия Субботина, еще Композитор Павел Есенин

  • Эпизоды с уличными беспорядками оказались сложными в реализации, поэтому на их организацию и съемки создатели потратили почти две недели
  • Несмотря на международную популярность первоисточника, Данила Козловский никогда не слышал о книге до того, как прочитал сценарий
  • Всего после двух недель проката фильм стал самым кассовым проектом 2012 года
  • Некоторое время Данила Козловский снимался с гипсом на руке, но благодаря актерскому таланту и умелым ракурсам камеры, этого не видно в кадре
  • Утром после сцены в клубе, Макс просыпается с ссадиной на щеке. Когда он стоит в душе ссадины нет, а в кабинете босса, куда Макс заходит, придя на работу царапина появляется уже с другой стороны.
  • В сцене, когда Макс якобы вышвыривает Эльвиру из машины, видно, что девушка вываливается сама, без посторонней помощи.
  • Накурившись на крыше, Макс видит Путина в образе Бэтмена, а другу на утро говорит, что видел Супермена.
Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Утром Макс просыпается, умывается, завтракает, одевается и едет на работу. Он руководитель кредитного департамента в крупном российско-французском банке. Подчиненные его боятся, руководство ценит. Его босс собрался на пенсию и хочет, чтобы Макс повысил кредитные показатели банка, ведь от этого зависит, насколько безбедной будет его старость. Макс берется за проект кредитования крупного девелопера, технично отодвигая в сторону потенциальных конкурентов. Он хорошо знает, как при помощи пиара накрутить дивиденды.

Пиар также лежит в основе его отношений со светской львицей Машей, за счет которой он протискивается на глянцевые страницы. Однако после инцидента в ресторане, устроенного инициативной группой борцов за справедливость, Макс ссорится Машей и прекращает их отношения, вышвырнув ее из машины. Из памяти у него не выходит девушка, которую он видел среди идейников, взорвавших канистру с краской в ресторане. Порывшись в сети, он находит девушку и ее единомышленников.

В порядке эксперимента Макс соглашается принять участие в очередной акции «революционеров», но после в пух и прах разбивает их нестройную теорию. Макс не готов отказаться от своей обеспеченной жизни. Он ищет альтернативные источники дохода. Вместе с другом, Макс планирует вложиться в новый ночной клуб в центре Москвы.

Одновременно с этим он делает все, чтобы утопить своего давнего недруга-коллегу, который нацелился на место босса. Макс едет в питерский филиал банка, чтобы собрать на него компромат и ему это удается. По возвращению в Москву Макс обнаруживает, что его жестко подставили.

Топ-менеджера с треском вышвыривают с работы, он лишается всех атрибутов сытой жизни, ссорится с Юлей и серьезно попадает на деньги из-за затеи с клубом. Друг, с которым Макс планировал влиться в этот бизнес, кончает с жизнью, что совершенно выбивает Макса из колеи. Он начинает пить не просыхая, отдает все, что у него осталось, больным детям и скатывается до бомжевания на помойках. Неожиданный звонок Юли дарит ему надежду.

  • misha.naumoff2012 6 января 2017 Оценка фильма 7 из 10 В данной рецензии попытаюсь рассмотреть книгу Сергея Минаева в контексте фильма снятого по книге. Произведение современного творчества именуется «Духless или повесть о ненастоящем человеке». Рейтинг обоих произведений не колеблется выше шестёрки, а потому рассчитывать на философские глубины ни там, ни здесь не имеет смысла, но всё же кино оказалось немного лучше чем книга, потому что служит чуть более яркой к ней иллюстрацией, чем само произведение… Читать далее
  • #естькино 3 января 2017 Оценка фильма 7 из 10 Тот самый неловкий момент, когда фильм оказался в разы лучше книги, хотя как показывает обычная практика чаще всего получается наоборот. Книга, так скажем, сомнительного писателя, Сергея Минаева наделала в свое время немало шума, вокруг гламурной московской тусовки, с его откровенной пошлостью и нецензурными выражениями, что конечно никак не красит её с художественной составляющей… Читать далее
  • Лизавета 10 мая 2013 Оценка фильма 9 из 10 Ну, жизненно....Не ожидала , что будет что-то хорошее. Именно поэтому долго не смотрела и не хотела. А сегодня что-то вдруг.... Не жалею. Товарищ в конце концов осознал, где он духовно находится, когда оказался там физически. После осознания есть шансы выбраться. А до того, как осознал - у него не было шансов… Читать далее

www.ivi.az

Книга «Духless. Повесть о ненастоящем человеке»

Забавно читать шедевры модной когда-то новорусской прозы через 10-15 лет после издания. И вот над ЭТИМ сломано столько копий? В книге однозначно есть задор, переданный ей молодым писателем, который, к сожалению, хочет за 350 страниц объяснить слишком глобальные вещи, однако быстро вязнет в собственной узколобости.

Главный герой - максималист, сноб, циник, эгоист как бы ненавидит и отрицает себя, но раскаянию не веришь, потому что в нем слишком много кокетства нарцисса. Его слезливая самокритика похожа на переживания законченного алкаша по поводу вредной привычки грызть ногти. Минаев ходит вокруг да около, но боится признаться, что главная причина морального разложения героя - само его существование в сломленной и распаханной под ноль стране, он инородное тело, болезнь уродующая тело социума. Повесть пробуждает классовую ненависть к московским ханурикам, рано научившимся выгодно для себя жулить, а потом мающихся от безделья и осознания ничтожности всего вокруг. В их головах выросло уродливое восприятие окружающего мира: оказывается он подлый, вороватый, жадный до бабла, а им хочется чего-то свежего и чистого, но при этом совершенно не хочется расставаться с дорогими клубами, телками, платиновыми кредитками, заморской жратвой. В понимании Минаева - большие деньги пришли к его героям честно, они совершенно точно заслуживают правильных для их траты условий, но их сломала среда, состоящая из корпоративных ядов и быдловатого населения, заразивших своим совковым дурновкусием мир, созданный, повидавшими лондоныпарижи юными капиталистами.

Разумеется, в перерывах между страданиями и тошнотворными загонами в духе обиженного подростка, главный герой издевается над людьми, разоблачает скурвленных коллег, строит дураков-подчиненных, бросает случайным попутчикам хлесткие уничижающие фразы. Важно понимать, что герой здесь Фигура, симпатичная автору. Поскольку Минаев придал ему свои черты, то боится создать ей хоть минимальный дискомфорт: все собеседники обязательно будут проигрывать в интеллекте, осязаемых проблем, помимо душевных нет, антагонисты ВСЕГДА сильно мельче и обязательно уступают, и даже босс как бы тушуется, встречаясь с остроумным напором подчиненного. Если герой выпивает, то подчеркивается, что вокруг выпивают все, в клубах/ресторанах он всегда вызывает интерес, женщины не в силах отказать ему, на фоне своих друзей выделяется некоторым благородством и умеренностью. Автор (не персонаж, это очень заметно) довольно неуклюже рассуждает на политические темы и совершенно гротескно лупцует со страниц политически неприятных ему людей (сцена с лимоновцами) - из-за своей потрясающей неуместности, это вообще худшая часть всего повествования.

Чтот касается технической стороны книги. Минаеву совершенно не удаются диалоги - люди так не говорят и не общаются. Развития героя нет: на первой странице и на последней персонаж представляет из себя одну и ту же личность. Он ничего не переосмыслил и не поменял, а только прилег сособенно мощно подумать в конце. Все остальные персонажи - картонные декорации, не влияющие ни на что, у них нет особенного спектра чувств, в основном ими движет жадность, похоть, тупость, трусость, развращенность. Нет никакой развязки-завязки - только болото рефлексии, перемежаемые суетливыми перемещениями: клуб-ресторан-хата-офис-клуб-ресторан-хата-офис. Конфликта тоже нет, но он и не особенно нужен с таким-то персонажем. Получилась бы пустота против пустоты.

Из плюсов. Автор довольно неплохо знает язык, остроумен. Нельзя отрицать определенную честность. Видно, что Минаев все же талантлив, книга читается легко, особенно если не зацикливаться на многострачных рассуждениях.

www.livelib.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>