Дрифтерные сети кто изобрел этот лов


Что такое дрифтерные сети, дрифтерный лов

Дрифтерный лов - это лов рыбы, который осуществляют дрифтеры – промысловые суда. Судно дрейфует по течению и ветру вместе с очень длинной сетью, так называемым дрифтерным порядком, или плавающими сетями, составляя единую систему. Длина сетей может достигать 50 км. Эти сети ловят движущихся рыб. Надобность в дрифтерных сетях возникла в связи с необходимостью добычи некоторых видов рыбы, которые держатся разреженно. Таким способом осуществляют лов тунца, добывают лосося, макрель и сельдь.

Особенности сетей

Дрифтерные (или плавные) сети представляют собой сетное полотно, которое рыба не расценивает как преграду, поэтому сильно натягивает ячеи, намертво в них запутываясь без возможности вырваться. Прямоугольные отдельные сети высотой в 10-12 м и длиной 30 метров связываются между собой в единый дрифтерный порядок, основой которого может служить канат-вожак, а буйки и поплавки поддерживают данную систему на заданной глубине. Используются дрифтерные сети для промышленной добычи рыбы с дрифтеров.

Используемые материалы

Уловистость снастей зависит от многих факторов, в том числе материала и толщины нити, размера ячеек, окраски, посадки полотна на подборы. Если ранее применяли растительные нити, в том числе хлопчатобумажные из крученой нити, то сейчас наиболее часто используются более долговечные и уловистые рыболовные сети капроновые, а также нейлоновые, амилановые и подобные из искусственных волокон.

Высокую эффективность демонстрируют сети рыболовные из мононити (лески), так называемые жилковые. Основным преимуществом данных снастей является их прозрачность. Даже при дневном свете уловистость в прозрачной воде очень высока, в то время как грамотно окрашенные сети из других материалов могут спугнуть рыбу. Кроме того, у них выше жесткость, чем у крученых нитей, что поддерживает ячеи расправленными, не позволяет сетям запутываться и загрязняться. Хотя жесткость немного усложняет работу с ними и увеличивает объем, требуя больше места на палубе.

Конструктивные типы сетей

По своему строению приспособления для лова могут быть одностенными жаберными, двухстенными или трехстенными. Последние два вида еще называют «путанками». Наиболее эффективными являются сети рыболовные трехстенные, состоящие из трех сетных полотен. Снаружи располагаются крупноячейные полотна, называемые режью (ряжью, режой), а посредине идет более мелкий частик (дель). Все три полотна посажены на одни подборы, но частик имеет большую длину и располагается между внешними слоями со значительной слабиной. Проходя сквозь режу, рыба запутывается в частике, попадая в сетной мешок. Двухстенные состоят из двух полотен с разным размером ячеек и эффективны в том случае, когда точно известно, с какой стороны идет рыба.

Для дрифтерного лова чаще всего применяют рыболовные сети капроновые из мононити или же из нейлоновой мононити. Подборы также берутся капроновые. Наиболее эффективны трехстенные плавные сети.

Типы конструкции дрифтерных порядков

Сети между собой соединяться могут разными способами. Можно выделить три основных типа: простой, с верхним или с нижним вожаком. В прибрежной полосе могут использоваться небольшие простые порядки, но в открытом море необходима более надежная конструкция, поэтому применяются порядки с вожаками, обеспечивающими целостность порядка и повышающими надежность.

Простой порядок

Для небольшого дрифтерного порядка порой просто связывают несколько отдельных сетей последовательно между собой нижними и верхними приухами. Так получают простой дрифтерный порядок. Он используется в озерах и морских прибрежных районах малыми судами. Чаще всего в него входит всего лишь 15-20 сетей, но когда берут больше, то в целом не превышают 1-1,5 км.

На буйковые поводцы крепятся буйки, которые и держат порядок на плаву. Нужный горизонт выставляется при помощи регулирования длины поводцов. Снизу сеть утяжеляют, помещая груз в нижнюю подбору. С двух сторон порядка есть также оттуги. Спереди их крепят со стопорным концом – канатом, который идет непосредственно на судно, а сзади оттуги соединяются с подмаячным концом – канатом, закрепленном на маяке. Данный маяк (фонарь или вымпел, закрепленный на буе с утяжелением) показывает, где заканчивается порядок.

Организовать такой порядок легко, но для длинных сетей, а тем более для применения в открытом море, он не подходит. Натяжение сетей во время дрейфа очень высокое, поэтому при такой организации порядок может оторвать от судна или же он будет разрушен.

Назначение вожака

Чтобы значительно сократить риск обрыва, применяют так называемый вожак – толстый канат, к которому крепится порядок по всему протяжению. Рыболовный промысел предполагает объединение воедино до 100-150 сетей. Натяжение при дрейфе приходится на надежный вожак, а не на сами сети. Отдельные сети крепятся не только друг к другу, но и к вожаку, что также усиливает конструкцию.

Сам вожак можно разделить на три части: непосредственно вожак, стопорный (стояночный) конец для соединения с судном и подмаячный конец для крепления маяка. Получается, что к судну крепится именно вожак, который и держит сеть. Стояночный конец делается максимально прочным. Его длина может достигать 200-500 м, что зависит не только от глубины, на которую погружается порядок, но и от состояния моря и силы ветра.

При выборке сетей тягу осуществляют за вожак. Это позволяет механизировать производственный процесс. К тому же применяются автоматы, контролирующие натяжение вожака, при необходимости стравливающие его для снижения избыточного натяжения.

Особенности вожака

В зависимости от техники лова и самого типа судна устанавливается нужная длина поводцов, чтобы удобно было выбирать дрифтерные сети: вожак выбирается через мальгогер, а сеть должна дотягиваться до определенного места на борту, поводцы как раз должны обеспечить нужное расстояние. На малых судах оно составляет всего 1,5-2 метра, а на больших может достигать 10 м.

В связи с тем, что натяжение вожака по мере удаления от судна к маяку уменьшается, вожак часто делают составным, уменьшая толщину каната. Дополнительно это снижает стоимость порядка и уменьшает вес порядка. Но чтобы не появились провесы ближе к концу сети из-за снижения натяжения, порой к маяку добавляют плавучие якоря или изменяют расстояния между буйками.

Порядок с нижним вожаком

Для организации порядка с нижним вожаком отдельные дрифтерные сети соединяются в единое целое также за верхние и нижние приухи, но при этом под сетями на всем протяжении порядка идет вожак. Он с сетями соединен вожаковыми поводцами с помощью быстроразвязываемых узлов. На плаву порядок держат буйки, которые поводцами крепятся в местах соединения сетей или же к верхней подборе. От длины поводцов зависит глубина погружения сетей. Дополнительных грузов внизу не требуется, так как загрузкой служит сам вожак, растягивая сети.

Применяют такой порядок для небольших глубин, погружая сети на 30-40 м. Он удобен в эксплуатации. Для выметки и при выборке порядка работать приходится лишь с вожаковыми поводцами, без хлопот с грузилами.

Порядок с верхним вожаком

При необходимости лова рыбы на больших глубинах чаще применяют порядок с верхним вожаком. В этом случае он проходит над сетями. Буйковые поводцы крепятся именно к нему, достигая длины иногда более ста метров. Между собой буйки соединяют канатом-проводником для удобства выборки. Вожаковые поводцы соединяются с верхней подборой или приухами сетей. На нижние подборы приходится добавлять загрузку в виде чугунных грузил.

Работать с таким порядком сложнее, чем с использованием нижнего вожака, так как необходимо организовывать загрузку, да и дополнительного внимания требует буйковый проводник. Однако подобный дрифтерный лов - это необходимость при лове на больших глубинах. В этом случае нижний вожак может при выборке или даже натяжении намотать на себя сети, поэтому не применяется. К тому же к плюсам верхнего вожака можно добавить также гашение рывков от буйков, поэтому сети будут более спокойными. Минусом является риск отрыва самого буйка на больших волнах.

На деле иногда применяют разноглубинные порядки, чтобы определить, где именно находится та или иная рыба. Для этого нередко создают комбинированные типы порядков.

Вред от применения дрифтерных сетей

В некоторых регионах промысловый лов рыбы с помощью дрифтерных сетей запрещен. Так, не применяют его на севере Тихого океана, чтобы сохранить запасы некоторых видов рыб. Крупномасштабный дрифтерный промысел запрещен Генеральной ассамблеей ООН в открытых водах Мирового океана. Разрешен научный лов такими сетями, но данной возможностью нередко злоупотребляют. Пока нет полного запрета дрифтерного промысла, но уже установлены сокращенные сроки и некоторые ограничения на данный вид рыболовства.

В дрифтерные сети часто попадают морские млекопитающие и морские птицы, которые при этом гибнут. Цифры просто устрашающие. Так, только на Дальнем Востоке в российской экономической зоне из-за этого гибнет свыше 100 тыс. птиц и 2,5 тыс. млекопитающих ежегодно. Да и популяции самих лососевых сокращаются.

Еще одну серьезную угрозу составляет отношение самих рыбаков. Часто так добывают нерку – наиболее ценную из лососевых, при этом остальную рыбу, включая молодь нерки, другие породы лососей, горбушу и кету просто выбрасывают за борт. Такая пересортировка губит бесцельно огромное количество рыбы, что является нарушением правил рыболовства.

fb.ru

Дрифтерный лов – что это такое

Многие прочитали впервые это название в лентах новостей:  1 июля 2015 года Президент России подписал закон о запрете дрифтерного вылова рыбы с 1 января 2016 года, как для отечественных, так и для зарубежных судов.

Почему был принят такой закон, чем опасен этот вид промысла и почему при наборе в поисковиках слова «дрифтерный» чаще всего в выдаче мелькают слова «дрифтерная катастрофа», «стена смерти»?

Дрифтерный лов

(от английского  drift – дрейф) – лов рыбы с  помощью плавных или дрифтерных сетей.  Некоторые виды рыб, в том числе лососевые, которые держатся разреженно в поверхностных слоях воды  вдали от берега, ловят  с помощью специальных сетей (дрифтеров).

Такие сети пропускают рыбу до плавников, пытаясь отойти назад, рыба застревает в ячейках сети, цепляясь жабрами (отсюда еще одно название этих сетей – жаберные). Рыбья молодь гибнет,  поранившись об ячейки.

В среднем длина сети примерно 30 метров, высота 6-12 метров, до 150 сетей связывают друг с другом, получившийся гигантский «невод» длиной до 50 и больше километров (!) называется «дрифтерный порядок».  

Увы, после прохода такой сети в море  наступает «полный порядок»  и пустота: в сетях гибнут морские млекопитающие, птицы и другие гидробионты, вот откуда  пугающее название «стена смерти».

Главной целью промысла в настоящее время являются лососевые, чаще всего – нерка. Поэтому менее ценная рыба, а ее от 70 до 80% улова (!),  как правило, просто выбрасывается за борт.

История дрифтерного промысла

Она началась еще в 19 веке при ловле сельди. В СССР  в 1938 году мурманские рыбаки также для лова сельди впервые использовали дрифтерные сети. Рыбный промысел на Камчатке начал  активно развиваться в начале 20 века. В 1912 году была заключена конвенция между Россией и Японией, по которой японских рыбаков  впустили в российские территориальные воды. Советский Союз (с небольшими вариациями) также разрешал Японии рыбный промысел на Камчатке.

В 30-е годы улов японцев в наших водах  составлял  до 100 тыс. тонн в год, превышая  советский. У Японии было к тому времени на Камчатке  32 рыбоконсервных завода, они строили также и поселки для рабочих этих заводов.

У Советского Союза в это же время было на Камчатке  16 рыбоконсервных заводов.

Лососевые идут на нерест из моря в реки (анадромные рыбы), и  японцы, чтобы повысить улов,  в море напротив устья реки Камчатки стали использовать те самые дрифтерные сети.

После 1945 года японцам запретили лов рыбы в наших территориальных 12-мильных водах.

Расклад получился такой: Япония добывала рыбу в  ближайших морях, а СССР  – в прибрежных водах и реках, поскольку у нас тогда еще не было своих океанических рыболовных судов. Уже тогда некоторые ученые отмечали падение поголовья лососевых, но к ним не прислушались.

Постоянно растущие аппетиты Японии пришлось умерить в 1952 году – спохватились США и Канада, существенно урезав права японцев на лов рыбы у своих берегов, после чего те переместились к азиатскому побережью.

Катастрофа

В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века на Дальнем Востоке СССР  разразилась дрифтерная катастрофа. Резко упал вылов рыбы на Камчатке, это губительно сказалось на экономике края, закрылись десятки перерабатывающих рыбу предприятий, а следом исчезли и жилые поселки при них, людям стало просто негде работать.

К такому печальному результату привела целая цепь событий.

Специалисты Камчатского отделения Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии  описали, как это было.

К 1955 году японцы не только ловили лососей в Тихом океане, но снарядили 2 флотилии в Охотское море к западному побережью Камчатки.  Общее  число  их дрифтерных сетей достигало 100-120 тысяч.  Вся выловленная рыба в основном шла на нерест, и хищническая добыча японцев нанесла в результате огромный ущерб.

Советский улов  тоже был очень большим, в 1953 году он достиг 101 тысячи тонн.

В результате резкого увеличения японского дрифтерного лова сильно уменьшилась популяция лососевых.  В 1958 году советские рыболовные суда ловили в сто раз (!)  меньше рыбы, чем в начале 50-х  годов. Рухнула вся рыбная промышленность, с 1957-го по 70-е годы прошлого века исчезло 48 населенных пунктов, в том числе и крупные поселки,  жители которых занимались рыболовством и переработкой рыбы.

Только в 1978 году СССР запретил Японии лов рыбы в своей исключительной 200-мильной экономической зоне. Это помогло увеличить популяцию лососевых рыб, но рыбная промышленность региона так и не смогла полностью восстановиться.

Новый закон

И вот в 2015 году внесены поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», новая статья 502 под названием «Требования о сохранении анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста» гласит:

«В целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста запрещается применение  плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах РФ, в территориальных водах РФ и в исключительной экономической зоне РФ».

Казалось бы, можно порадоваться –  наконец запретили  хищнический способ добычи рыбы,  «стены смерти» исчезнут, пресечен бесконтрольный дрифтерный  лов японцев в российских водах и т.д. и т.п.  Но не все так однозначно.

Что касается японцев и других иностранных рыбаков, все  справедливо: например,  в 2014  году у камчатского побережья добывали лосося 16 российских и 35 японских судов. Не стоит удивляться, что новый закон так взволновал японцев: ущерб только главного японского центра дрифтерного лова, острова Хоккайдо, составит 200 млн долларов. Теперь японским рыбакам придется перейти на другие способы ловли в нашей ИЭЗ. Но это их проблемы!

 В данном случае  Россия успешно защищает свои национальные интересы.

Однако влияние закона на развитие рыбной промышленности России и российской науки некоторые специалисты расценили  негативно. Правы ли они, какие сложности  могут возникнуть  после вступления нового закона в силу, и насколько они серьезны,  покажет будущее.

Отзывы о продукте из молок лососевых рыб вы можете прочитать в разделе доктор море отзывы нашего сайта.

www.pharmocean.ru

Дрифтерный лов рыбы.

Общие сведения. Дрифтерный лов — это лов рыбы в открытом море плавными, то есть дрифтерными сетями (рис. 4.4) длиной 40-50 м, высотой от 6 до 12 м, которые соединяют между собой и сбрасывают («высыпают») с кормы судна в море. Дрифтерный порядок, длина которого достигает 15-30 км, автономно находится в дрейфе около суток. Выборка сетей происходит за верхнюю и нижнюю подборы (верёвки), к которым и пришивается сетное полотно.

В настоящее время дрифтерные сети применяют для лова лососей и кальмара. Отечественный дрифтерный промысел дальневосточных лососей ведётся с судов типа РС-300 и СРТМ-800.

На структурной схеме представлен состав механизмов и устройств дрифтерного лова:

Весь технологический процесс дрифтерного лова можно разделить на пять этапов: поиск промысловых скоплений объектов промысла; постановка дрифтерного порядка; застой сетей; выборка порядка; обработка улова.

Постановку дрифтерного порядка производят по направлению ветра и на малом ходу с кормовой площадки судна. В конце выметки, когда остаётся 3-4 сети, ГД останавливают, и постановка последних сетей происходит по инерции хода судна. После постановки дрифтерного порядка судно ложится в дрейф.

Для выборки дрифтерного порядка судно подходит против ветра и течения к одной из вех, её цепляют кошкой или багром, поднимают на борт и отвязывают — начинается выборка сетей. По мере выборки сетей на борт судно движется вдоль порядка, маневрируя таким образом, чтобы сети подходили к борту под углом 30-80°. Скорость судна вдоль порядка регулируется в зависимости от скорости выборки сетей и выпутывания рыбы.

Схема комплексной механизации дрифтерного лова лососей разработана Владивостокским ОКБ Промрыболовства. Комплекс «Лосось-300» включает палубную и подвесную сетевыборочные машины, которые служат для выборки дрифтерных сетей в носовой части судна за нижнюю и верхнюю подборы, и одну транспортировочную машину. Все машины с гидроприводами.

Основную нагрузку при выборке дрифтерного порядка несёт машина выборки нижней подборы (рис. 4.6). Тяговое усилие машины — 4200 Н, скорость выборки — от 9 до 132 м/мин.

Машину выборки верхней подборы (рис. 4.7) устанавливают на расстоянии около четырёх метров от машины выборки нижней подборы, ближе к носу судна. Максимальное тяговое усилие и скорость выборки соответственно равны 1690 Н и 128 м/мин.

Освобожденные от улова сети, проходя через формирователь, расположенный на палубе у левого борта, огибая его, поворачиваются на 90° и через сетевод направляются на кормовую площадку, где подготавливаются к очередной постановке.

Сетевод состоит из двух полиэтиленовых труб, диаметром не менее 190 мм, соединённых между собой муфтой.

Машина транспортирования сетей подвешивается на кормовой стреле и представляет собой приводной силовой блок. Максимальное тяговое усилие машины — 4900 Н, максимальная скорость транспортирования сетей — 80 м/мин. Все машины с гидроприводами.

Техническое обслуживание механизмов и устройств дрифтерного лова включает ежедневное, еженедельное, ежемесячное и ежегодное обслуживание.

Ежедневно:

• осматривают сетевыборочные машины;

• привод бортового и кормового ролов и их техническое состояние. Еженедельно:

• проверяют наличие масла в редукторе и при необходимости доливают его до нормального уровня;

• добавляют смазку в колпачковые маслёнки;

• проверяют насосную станцию гидросистемы. Ежемесячно:

• проверяют регулировку предохранительных клапанов;

• исправность гидрораспределителей, гидромоторов и гидронасосов.

Ежегодно:

• два раза в год (весной и осенью) сливают масло из редукторов, промывают их и заливают чистым маслом;

• заменяют рабочую жидкость гидросистемы;

• два раза в год промывают фильтры и в случае загрязнения — всю гидросистему;

• проверяют точность показаний приборов у государственных поверителей.

Дефектоскопия и ремонт гидросистемы. В случае выхода из строя гидравлической системы, прежде всего, необходимо проверить уровень жидкости в системе, а также её качество. После проведённого контроля следует проверить параметры гидромотора путём кратковременного пуска и работу исполнительных механизмов. При появлении стука или резкого звука нужно остановить гидромотор, производящий стук или звук. Осмотреть визуально все соединения на определение утечек масла.

Перед ремонтом гидромотора необходимо провести контрольное испытание с целью выявления неисправностей. Рекомендуется ре монтировать и прочищать всю гидравлическую систему; иногда в целях экономии сдают в ремонт отдельные гидромеханизмы, не включая гидроприводы и арматуру. Данная практика одиночного ремонта не оправдывает себя, так как источниками засорения рабочей жидкости могут служить не только вышедшие из строя гидромеханизмы, но и работающие. Поэтому, после сборки отремонтированного механизма, но без полной переборки всех элементов гидросистемы, без замены всех резиновых манжет и уплотнений, а также без промывки, система длительно работать не будет.

Ремонт гидравлической системы в условиях судна возможен только в части сборки, разборки, замены манжет и уплотнений при наличии одиночного комплекта запасных частей и приспособлений. При таком ремонте невозможно достичь необходимой чистоты трущихся поверхностей.

Предохранительный клапан во время ремонта обязательно разбирается, промывается, притирается по своему гнезду и после сборки регулируется на гидравлическом прессе, или при испытании сетевыборочной машины, пломбируется для исключения разрегулировки обслуживающим персоналом во время эксплуатации.

У гидронасоса характерными дефектами являются: увеличение радиального зазора между корпусом и вершинами зубьев шестерён из-за их изнашивания, осевого зазора между торцами шестерён и крышками корпуса, подшипников и уплотнения. В судовых условиях возможна только замена подшипников и уплотнительных сальников.

Большинство отказов, а также снижение эксплуатационных характеристик всех гидравлических систем возникает из-за наличия в рабочей жидкости загрязнителей (воды, различных механических частиц, в том числе металлических). Для очистки масла гидравлических систем различного назначения применяют мобильную систему — EMMIE, которая удаляет воду и 99% всех механических частиц размером 2-5 мкм.

sudoremont.blogspot.com

ДРИ́ФТЕРНЫЙ ЛОВ

Авторы: В. С. Амелин

ДРИ́ФТЕРНЫЙ ЛОВ (от англ. drift – дрейф), лов ры­бы, дер­жа­щей­ся раз­ре­жен­но (сельдь, мак­рель, ло­сось и т. п.), с про­мы­сло­вых су­дов – дриф­те­ров. Ве­дёт­ся во вре­мя дрей­фа суд­на с по­мо­щью спец. дриф­тер­ных се­тей, об­ла­даю­щих свой­ст­вом за­дер­жи­вать при­кос­нув­ших­ся к ним рыб. Пы­та­ясь прой­ти сквозь сеть и не ощу­щая сет­но­го по­лот­на как пре­гра­ды сво­ему дви­же­нию, ры­ба на­тя­ги­ва­ет ячею се­ти на се­бя до плав­ни­ков, по­это­му не мо­жет пе­ре­ме­щать­ся даль­ше впе­рёд. При по­пыт­ке отой­ти на­зад ры­ба не мо­жет снять с се­бя ячеи.

Свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой (до 100–150 шт.) се­ти об­ра­зу­ют дриф­тер­ный по­ря­док, ос­но­вой ко­то­ро­го слу­жит проч­ный ка­нат (т. н. во­жак). К во­жа­ку кре­пят дриф­тер­ные се­ти и по­вод­цы с буй­ка­ми, с по­мо­щью ко­то­рых сеть рас­прав­ля­ет­ся в ра­бо­чее со­стоя­ние. Цикл ра­бо­ты суд­на дриф­тер­но­го ло­ва скла­ды­ва­ет­ся из вы­мё­ты­ва­ния по­ряд­ка се­тей, дрей­фа, в те­че­ние ко­то­ро­го про­ис­хо­дит за­пу­ты­ва­ние (лов) ры­бы, вы­бор­ки по­ряд­ка, ос­во­бо­ж­де­ния его от уло­ва и под­го­тов­ки по­ряд­ка к сле­дую­ще­му дрей­фу. Дриф­тер обо­ру­ду­ет­ся ме­ха­низ­ма­ми для вы­бор­ки и ук­лад­ки во­жа­ка (дриф­тер­ные шпи­ли или тра­ло­вые ле­бёд­ки, се­те­вы­бо­роч­ные ма­ши­ны, се­те­тряс­ные ма­ши­ны для вы­тря­хи­ва­ния ры­бы из се­тей и ме­ха­низ­мы для вы­бо­ра буй­ко­вых по­вод­цов).

bigenc.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>