Долгая дорога в дюнах кто написал


Олег Руднев - Долгая дорога в дюнах

Олег Руднев

Долгая дорога в дюнах

Кинороман

За телевизионный художественный фильм «ДОЛГАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ» авторам сценария Олегу Рудневу и Дмитрию Василиу, а также группе создателей фильма в 1983 году присуждена Государственная премия СССР

Море…

Сегодня оно несло к берегу мутно-прозрачные зыбкие горы. Кружило их, сталкивало и с грохотом обрушивало на мелководье. Широкие пенные языки с жадным шипением вылизывали отмель, подбирались к остову старого, изглоданного временем карбаса. В поселке уже никто не помнил, как и когда очутилась здесь эта дырявая посудина — брошенная за ветхостью или вынесенная невесть откуда шалой волной.

Печальный символ утлой рыбацкой судьбы.

Набухшие клочкастые облака нависли над землей так низко, что трудно было представить: где-то там, за ними, могут быть покой и солнце.

Зента сидела на сером холодном песке, бессильно привалившись к борту. Закутанная в черное, с выбившимися из-под платка прядями седых волос, она казалась старухой.

Увертываясь от ветра, к карбасу подошла Айна.

— На-ка, поешь, — протянула Зенте завернутую в полотенце миску.

Зента не шевельнулась.

— Господи! — с отчаянием выдохнула Айна. — Проглоти хоть кусок!

Но Зента не слышала. Айна заплакала, опустилась на песок рядом с подругой.

— Околеешь ты здесь… Кому от этого польза?

Так и не дождавшись ответа, отряхнула подол, сказала хмуро:

— Ладно. Мне доить пора. Миску, когда пойдешь, не забудь.

Она уже отошла на порядочное расстояние, когда Зента вдруг позвала каким-то странным, сдавленным голосом:

— Айна, смотри!.. — и медленно поднялась.

Женщина обернулась, вглядываясь в кипящий волнами простор.

— Господи!.. — и бросилась вверх по дюнам, к поселку. — Люди! На помощь! Люди!

В поселке ударил колокол. Из домов стали выбегать рыбаки, на ходу запахивая брезентовые куртки, нахлобучивая зюйдвестки. За ними тянулись на берег женщины, ребятишки. Столпившись на отмели возле карбаса, все они недоверчиво вглядывались в ревущее море. Кажется, там, за кромкой прибоя, и в самом деле что-то плясало на волнах. Но что? Обломок? Мачта? Человек, намертво вцепившийся в нее?

Андрис Калниньш — кряжистый, крепкий, с короткой бородкой на медно-красном лице задумчиво сунул в рот незажженную трубку. Если б хоть точно знать, что там — человек.

— Ну, что же вы? — гневно метнулась к рыбакам Зента. — Трусы! Ждете, пока его разобьет у берега? Это он, он! Я вижу! — Она подбежала к самому краю отмели, закричала, захлебываясь ветром: — Янка-а!

Черная стена воды выросла перед ней. Зента даже не успела испугаться. Калниньш выхватил ее из прибоя — мокрую, оглушенную.

— Иди к женщинам, Зента. — Он сунул трубку в карман. — Мы сейчас… — Кивнул рыбакам, и четверо самых дюжих мужиков поволокли с дюн лодку.

— Отец, гляди-ка! — Лаймон, плечистый парень с такой же, как у Калниньша, только еще мягкой бородкой, рывком сбросил с себя куртку — глаза его светились надеждой. — Вроде не зря стараемся.

— Цыц ты! — резко обернулся к нему Андрис. — Плюнь три раза.

— Всыпать бы тебе три раза, — добавил юркий, похожий на гнома Фрицис Спуре. — Знал бы тогда, как под руку каркать.

Но теперь и он ясно видел: волны подтаскивали свой загадочный груз все ближе. Конечно — мачта. И человек на ней. Похоже, даже рукой машет, зовет. Может, и кричит, да разве разберешь в таком грохоте?

— Раз, два! Навались! — рыбаки сунули лодку в приглубину за отбежавшей волной.

Но тут же встречный вал выбросил их на отмель. Чудовищной силы волна, вынырнув из свинцовой глубины, как щепку перевернула посудину, разметала бегущих людей. И выкинула, наконец, свой непонятный груз на берег: в песке, будто чудовище, корячилось огромное, вырванное где-то с корнями дерево. Мокро лоснился толстый, дочерна обглоданный морем ствол. С кривых, завитых в тугие узлы ветвей стекала вода. Издали их можно было принять за что угодно.

Калниньш молча сплюнул, повернулся и тяжело зашагал к дюнам. Рыбаки торопливо оттаскивали лодку — от греха подальше. Зента больше не упиралась. Послушно, безвольно, как больной ребенок, брела рядом с Айной. Торопилась уйти, чтобы не слышать этот злобный, торжествующий рев.

Ночью она лежала без сна, без дум. Так лежат покойники, которым забыли закрыть глаза. Неутихающий грохот шторма глухо доносился сквозь толстые бревна стен. От мерных ударов чуть заметно вздрагивало пламя свечи, оплывавшей в медном шандале.

Со стены, с фотографий, на нее смотрел Янис — молодой, чуть старше, чем теперь Артур. И так они похожи, отец и сын, — одно лицо. Рядом с мужем она — двадцатилетняя, в праздничном платье, со щекастым крепышом на руках.

Над берегом, по дюнам, на печальный звон колокола тянулась молчаливая цепочка людей, одетых в черное. Впереди шел священник. Лошадь с трудом тянула по песчаной дороге телегу с простым струганым гробом. И такими же простыми, будто вырубленными из дерева, казались лица людей — жителей рыбацкого поселка. Колокол, возвещавший о похоронах рыбака — море все же отдало свою жертву, — раскачивался на растрескавшейся от времени и ветров сосновой колоде у кладбищенских ворот. Однорукий печальный старик уныло дергал веревку.

Это маленькое сельское кладбище, приютившееся за дюнами, среди сосен, — последняя пристань рыбака. На аккуратных, заботливо убранных могилках, рядом с белыми крестами, можно было увидеть и маленький якорь — символ надежды и спасения в лучшем мире. Когда гроб опустили на песок у края свежевыкопанной могилы, пастор скорбным взглядом обвел прихожан и качал:

— Простимся, братие, с почившим в твердой и праведной вере рабом божием Янисом.

Опустив, головы, слушали пастора Андрис Калниньш и его сын Лаймон, Фрицис Спуре с дочкой Вирутой, рыжебородый Марцис, Друкис, Петерис с толстухой Эрной, другие односельчане. Арна, жена Калниньша, поддерживала под руку тихо плачущую Зенту — вдову погибшего.

— Возлюбленный брат наш, твой муж, Зента, — продолжал пастор, — Янис Банга — да упокоится душа его на небеси — был добрым христианином и добрым рыбаком… Вспомним же, что и любимейший ученик господа нашего, Иисуса Христа, апостол Петр был тоже рыбак. В опасных трудах неводом в пучине вод добывал свое пропитание… Вознесем же смиренную молитву нашу в великой надежде… Ибо каждого, почившего в твердой и праведной вере, господь, возлюбивший нас, приведет в царствие свое.

Пастор кивнул рыбакам, и они, подхватив концы длинных полотенец, начали опускать гроб в яму. Забилась в рыданиях 3ента, Айна крепче прижала ее к себе. Пастор подошел к краю могилы и, взяв горсть земли, произнес простые, как эта земля, и такие же вечные слова:

libking.ru

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Жанр: мелодрама, семейное кино Действие фильма происходит в Латвии и охватывает период с 1939 года до начала 1970-х годов. События, происходившие в стране, по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь — разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире…

В фильме снимались:   Юозас Киселюс, Лилита Озолиня, Ромуальдас Раманаускас, Эдуард Павулс, Арийс Гейкинс, Лидия Фреймане, Карлис (Карл) Тренцис, Ааре Лаанеметс, Индра Бурковска, Артур Калейс, Дзидра Ритенберга, Эгон Бесерис, Валдемар Зандберг, Мартыньш Вердыньш, Роландс Загорскис, Волдемар Шориньш, Мерле Тальвик-Каппель, Улдис Ваздикс, Паул Буткевич, Улдис Думпис, Харий Лиепиньш, Улдис Лиелдидж, Арнис Лицитис, Янис Плесумс, Гирт Яковлев, Иван Рыжов, Любовь Соколова, Людмила Чурсина, Владислав Ковальков, Велта Лине, Евгений Жариков, Юрий Гусев, Станислав Коренев, Майя Блинова, Николай Крюков, Янис Екабсонс, Андрейс Жагарс, Юрис Леяскалнс, Янис Зариньш, Юрис Плявиньш, Миервалдис Озолиньш

Режиссер: Алоиз Бренч Сценаристы: Дмитрий Василиу, Олег Руднев Производство: Рижская киностудия Премьера фильма состоялась: 2 июня 1982 (ТВ, Москва)

Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча 1981 года не только первый сериал в истории Латвии, это и первый не запрещенный фильм о неоднозначной судьбе латышского народа, о ссылках в Сибирь. Тем не менее, отношение к сериалу «Долгая дорога в дюнах» противоречиво, возможно, по той причине, что фильм был создан по заказу «центра» и претерпел значительную цензуру, в результате чего Сибирь в фильме скорее напоминает курорт, чем место ссылки.

Но, благодаря сериалу «Долгая дорога в дюнах» люди даже в самых отдаленных городах и селах бывшего союза узнали, что на берегу Балтийского моря живет такой народ — латыши, узнали о нелегкой судьбе этих людей, об их культуре. При просмотре киноленты они каждый вечер сопереживали ее героям, прониклись уважением к доселе чуждому для них народу.

Режиссёр фильма Алоиз Бренч

Не это ли лучшее, что может сделать кинематограф — способствовать взаимопониманию между людьми во всем мире?

Думаю, немного будет тех, кто не знает, о чем повествует история 7-серийной телевизионной ленты. Поэтому напомню лишь анонс фильма: «Действие фильма охватывает долгий период времени — с 1939 года до наших дней. Место действия картины — небольшой рыбацкий поселок на берегу Рижского залива. В центре событий история любви Марты и Артура. Их судьбы, как и судьбы других действующих лиц, тесно связаны с историческими перипетиями тех суровых лет.

Роман Олега Руднева «Долгая дорога в дюнах»

Идея о создании многосерийного исторического фильма родилась задолго до его постановки. В то время автор сценария Олег Руднев был председателем комитета Кинематографии Латвийской ССР. Благодаря этой его должности и связям в Москве, им с режиссером-постановщиком Бренчем удалось уберечь от цензуры многие эпизоды, они вдвоем постоянно ездили в Москву сражаться за свои права.

В то время сериалы не снимались и не демонстрировались, к тому же, «Долгая дорога в дюнах» была первая работа, в которой затрагивалась тема высылки в Сибирь, тема, которую до этого упоминать было не принято. Но, коллеги не зря считали Бренча художником с удивительной «чуйкой» и «нюхом» — если он взялся за проект, тот непременно станет популярным, и к его созданию стоит приложить усилия.

Пока Виктор Лоренц в поте лица трудился над доработкой сценария, проходила активная работа по подбору актеров. Бренч всегда давал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии, таким образом в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас.

Изначально в главной роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сняться уже известная российским зрителям по фильму «Родная кровь» Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калниньш.

Исполнительница роли Марты Лилита Озолиня вспоминает, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало — режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе.

Работать с мастером по постановке детективных историй Бренчем было интересно. Хотя многие о режиссере говорят, что он безжалостен к актерам, тем не менее, Бренч или попросту Алик, как его величают коллеги, — это режиссер, который прислушивается к творческим советам актера, старается акцептировать его желания.

Когда Индре Бурковской предложили роль подруги Марты Бируты, она была еще совсем молодая и неопытная актриса. В ее воспоминаниях осталось внимательное отношение к актерам со стороны съемочной группы — в одной из сцен ей после разговора с Мартой надо было бежать в море купаться, но вода тогда была очень холодной. Когда она выбегала из воды, на берегу ее уже ждали заботливые руки с полотенцем. По словам Индры, такие «мелочи» очень вдохновляют актера.

Индра вспоминает, что после показа сериала по центральному телевидению, она с восторгом обнаружила, что на улице узнают не только исполнителей главных ролей, но и ее. Ну а таксисты, независимо от их национальности, с тех пор возили ее бесплатно.

Коллеги знали, что режиссер Бренч на съемочной площадке настоящий натуралист, для него важно, чтобы все было по-настоящему.

Долгая дорога в дюнах

Курьезный случай из съемок одного эпизода вспоминает исполнитель роли рыбака Хенриха Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали не далеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем».

Мы — Юозас Киселюс, Улдис Ваздикс и я — держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули — резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы как кролики барахтались в воде и тонули всю ночь. Теперь из нас утопающих остался только я один — Киселюс и Ваздикс уже на том свете».

Паул Буткевич не чужой для российского зрителя актер. С 1980 по 1991 он жил в Москве, был утвержден на роль Штирлица в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Но потом начались интриги, были и такие, кто утверждал, что латыш не может играть русского разведчика.

Шумиха дошла до министра культуры СССР Фурцевой и до Брежнева. Тогда и решили, что вместо Паула Буткевича сыграет Вячеслав Тихонов, он и роста такого же, так что сшитые костюмы ему подошли.

Еще один яркий пример натуралистического подхода Бренча к съемочному процессу вспоминает актер Арий Гейкин, исполнивший роль трактирщика Аболтиньша: «Снимали сцену, когда мы приходим к Озолсу и убиваем его собаку. Озолс в возмущении хватает меня за грудки, срывая при этом с рубашки все пуговицы. Эпизод снимался многократно, и после каждого заснятого дубля пуговицы на рубашке пришивались снова и снова».

После выхода фильма в эфир, актера Гейкина часто узнавали на улице, как трактирщика Аболтиньша. Однажды актер ехал в троллейбусе, когда какой-то старик в изумлении обратился к нему: «Гейкин, ты что здесь делаешь? Ты же сел в лодку и удрал! Зачем вернулся?»

Долгая дорога в дюнах

Вспоминая о съемках эпизодов в Сибири, Озолиня говорит о прочувствованной связи между происходящим в киноленте и трагедией из жизни ее родителей: «В нашей семье была сестра Вия, три года старше меня. Когда родители из Эльбы возвращались в Латвию, сестра в поезде замерзла на руках у мамы. Снимаясь в сцене, где мы во время пурги ищем в лесу моего сына, я мысленно прочувствовала эту трагедию до самых кончиков нервов».

Главные герои фильма соперничали не только в кино, но и в жизни. Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам.

Наш ответ «Унесенным ветром» — история о войне и любви, родившейся среди песчаных холмов. Там, где сосны подпирают небо и шумит холодное море. Русские бабы, семь вечеров подряд прорыдавшие у телевизоров, называли новорожденных дочек и сыновей Мартами и Артурами. И, пожалуй, единственное, что осталось еще у России и Латвии от общего советского прошлого, — эти уже 20-летние дети с чудными заморскими именами. А мы все так же бредем навстречу друг другу по «Долгой дороге в дюнах».

Долгая дорога в дюнах

Карьера снежной королевы.

Недавно актриса Лилита Озолиня приезжала в Россию, на гастроли с рижским театром. В обычной московской булочной ее обступили покупательницы: «Здравствуйте, Марта! Как у вас дела?»

— Меня часто называют именем героини из «Долгой дороги». Я не удивляюсь, эта роль действительно много значила. Те тяжелые пути и разлуки, которые пришлось пройти Марте, — они у каждого свои. Мой отец был военным летчиком в 30-е годы. Его сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и моя старшая сестра Вия умерла во время переездов.

Двадцать лет назад, сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Она и сейчас «номер один» в Латвии. Дни расписаны по секундам чуть ли не на год вперед: работа в театре, в студии ее имени, где создают имидж известным латвийским политикам и бизнесменам.

— Многое изменилось, но я знаю, что в России этот фильм до сих пор любят. А благодаря человеку, который снял «Долгую дорогу», я пришла в кино. «В Италии есть Феллини, в России есть Рязанов, а у нас — Алоиз Бренч», — так говорили в Латвии про автора «Долгой дороги в дюнах».

Алоиз Бренч. Самый известный в Советском Союзе кинорежиссер-детективщик. Единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь: «Мираж», «Двойной капкан», «Шах для королевы бриллиантов».

Долгая дорога в дюнах

Со стороны Лилита кажется неприступной. Настоящая северная сдержанность. Она всегда оставалась для Алоиза Бренча больше, чем просто актрисой. Он для нее — больше, чем режиссер.

— Алик виновен в судьбе моей жизни, — Лилита путает русские слова. И в этом тоже есть какая-то нездешняя прелесть. — Я училась в последнем классе, мечтала стать врачом, когда он пригласил меня в свой первый художественный фильм. «Поступить в медицинский успеешь!» — убеждал меня Алик. Он был моим близким другом. Играя Марту, я рассказывала Алику детские воспоминания, и он все время повторял: «Делай то, что чувствуешь. Ты лучше меня знаешь, как это было!»

Ты богачка, я – рыбак.

Вначале был сценарий. Пухлая папка с набросками то ли затянувшегося рассказа, то ли незаконченного романа… Олег Руднев. Главный комсомольский вожак курортной Юрмалы — должность такая, что до звезд легко рукой достать. Именно он вызвал «на ковер» прославленного режиссера: «Поставьте по моему сценарию многосерийный фильм!»

Бренч прекрасно понимал, что ему дают карт-бланш. «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» — улицы вымирали, когда шли первые отечественные телесериалы. Но в союзных республиках подобного еще не делали.

Долгая дорога в дюнах

— Если бы не Олег Руднев, фильм бы прикрыли, — утверждает Ася Бренч, вдова режиссера. — Именно он обеспечил поддержку Гостелерадио, встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ. В огромных количествах Олег глотал коньяк и кофе, пытаясь оставить в картине самые острые моменты. Ведь темы, которые там затрагивались, на тот момент казались совершенно не подлежащими обсуждению.

Люди, разделенные сословными и классовыми предрассудками, любят друг друга. Глупая ссора и разрыв. Она выходит замуж за обожающего ее негодяя. Он остается у разбитого корыта, не зная, что где-то растет сын. И долгожданная встреча через тридцать лет, сквозь лихолетье, сквозь Балтику и Сибирь…

— Эта история могла произойти в любом месте и в любое время. Но в ней не было Латвии, этого воздуха, этого моря. Все очень условно, — продолжает свой рассказ Ася Бренч. — Руднев уехал в Москву, чтобы найти человека, который смог бы эти наброски профессионально переписать.

Долгая дорога в дюнах

«В жизни мы тоже любили одну женщину».

Московского сценариста Дмитрия Василиу привезли в Ригу. Режиссер ездил с ним на взморье, на хутора. Они вместе бродили по узким улочкам Старого города. — Я почувствовал характер этой страны, ее желание свободы, — размышляет Дмитрий Георгиевич.

— Иногда мне говорят, что латыши в фильме малоэмоциональные и холодные. Артур, решив, что любимая девушка ему изменила, — дает ей пощечину и не разговаривает с ней много лет. Марта, несмотря на безумную любовь Рихарда, не отвечает взаимностью. «Наши женщины так бы не поступили!» — негодовали в письмах. Но в том-то и дело, что я писал не о русских, у которых все на виду, а о закрытых и сдержанных прибалтах.

Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс — бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливые телезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» — киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Романаускас.

Долгая дорога в дюнах

— Мы с Юозасом-Артуром из Вильнюса, — вспоминает теперь Ромас. — Многие были против, чтобы роли в латышском фильме исполняли литовские актеры. Хотя у нас и школа, и темперамент посильнее будут. В конце концов Бренч настоял на своем. У него была сумасшедшая интуиция на подбор актеров. Он взял мои фотографии, Лилиты, Киселюса и просто прикинул, как наши лица смотрятся рядом.

Юозас и Ромас — однокашники. Учились на одном курсе театрального факультета, были друзьями. — Скорее соперниками, — смеется Ромас. — Мы, еще студенты, влюбились в одну и ту же девушку, ухаживали за ней. Точно так же, как Артур и Рихард. Юозас был положительный, справедливый. И тут я со своим амплуа циника, не лишенного обаяния.

— Кто же победил не в кино, а в жизни? — У реальной девушки был хороший вкус. Она стала моей первой женой.

Долгая дорога в дюнах

И звезды падали.

К возмущению прибалтийских националистов, в фильме нет советских танков, входивших в Ригу в 40-м году. Это осталось за кадром. Лишь веселые советские песни слышит по латышскому радио Марта, прижимая к груди в далекой Германии маленького Эдгара. В упрек Бренчу ставили и еще один эпизод. О том, как уничтожали гитлеровцы зажиточных рижских евреев. Нередко их сдавали сами латыши, чтобы занять красивые дома.

«Теперь война, и в Риге много пустых квартир. Располагайтесь, Марта. Хозяева сюда больше не вернутся…» На ковре валяется плюшевый мишка, на стене — фотографии темноволосой девочки.

— На снимке Шарлотта, детская любовь Бренча. Он где-то отыскал ее старую карточку! — вспоминает Ирина Черевичник, редактор. — Они жили в Риге в одном дворе. Когда немцы пришли за евреями, Шарлотту выдал сосед. Она даже не плакала, только смотрела в глаза Алику, который стоял неподалеку. Девочке нашили на грудь желтую звезду и увели в газовую камеру.

Долгая дорога в дюнах

Всю жизнь Алик сожалел о том, что не смог ее спасти. — Эту киноленту в Латвии до сих пор обвиняют в том, что в ней продемонстрирован советский подход к нашей истории. Люди не представляют, как сложно было в те годы показать хоть какой-то краешек правды, — говорит Тамара Лоренц, вдова Виктора Лоренца, главного консультанта картины.

Сценарист Виктор Лоренц был лучшим «фашистом» советского кинематографа. С лицом истинного арийца, надев на глаза черную повязку, он расстреливал комиссаров в «Судьбе человека» Сергея Бондарчука.

— Отец Виктора — профессиональный политик. Находился в оппозиции ко всем режимам и из-за этого пересидел во всех тюрьмах, — усмехается Тамара Лоренц. — Нас как близких родственников вызывали в «Угловой дом» — рижский КГБ. Виктору легко было консультировать «Долгую дорогу» — о репрессиях и ссылках он знал не понаслышке.

Долгая дорога в дюнах

Сверчок за печкой.

Сибирь, куда сослали «добрые земляки» Марту, обвинив ее из-за брака с Рихардом в связях с фашистами, снимали в Карелии. В глухой деревушке посреди непроходимой чащи, лютой зимой. Километрах в ста вокруг ни души — ни телевизоров, ни магазинов, ни гостиниц. Деревенские сами пекли хлеб, доили коров — тем и держались.

Наши русские актеры к подобным приключениям давно привыкли, но для цивилизованных латышей наступил конец света. Как это — удобства во дворе! — Каждый день съемочная группа поднималась затемно и часа три тряслась на автобусике из Петрозаводска до места съемок, — вспоминает Иван Рыжов — дед Митяй, приютивший ссыльную Марту. — Мне моя роль нравилась — очень достоверная. Сначала старик не любит приезжую, считает ее врагом, но потом понимает, что Марта — хорошая женщина, и начинает заботиться о ней как о родной.

У Лилиты-Марты в Риге осталась крошечная дочка Лилиана, поэтому она искренне привязалась к мальчонке, который играл ее сына. Четырехлетний латыш ни слова не знал по-русски.

— И вдруг однажды пацаненок исчезает. Кругом непроходимые леса, где его найдешь? Как объясняться потом с родителями? — восклицает Иван Рыжов. — Оказывается, деревенские задразнили нашего парня фашистом. Он как-то понял это слово, убежал весь в слезах, заблудился в лесу, продрог. Еле его отыскали. Эта история тоже вошла в фильм.

Долгая дорога в дюнах

— Я не сдерживаю слез, когда слышу песенку, которую Марта напевает Эдгару в ссылке. «За печкою поет сверчок» — так же и я шептала своему сынишке, когда меня бросил муж. Это Алик подслушал мою колыбельную одиночества, — уверена Лония. К концу работы малыш осмелел, учил новых друзей латышскому языку.

— Но будущее мальчика было печальным. Его родная мама умерла сразу после съемок, — говорит Лилита Озолиня. — Я навестила своего «сынишку» пару раз, но вскоре его отец снова женился, и следы «Эдгара» затерялись.

Свобода — это слишком. «Рижская киностудия по заказу Гостелерадио» — в декабре 81-го поток писем с таким забавным адресом захлестнул Латвию. Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех.

Благосклонность критики, государственная премия…

Долгая дорога в дюнах

— Ее получили все главные актеры, кроме меня, — усмехается Ромас Романаускас — Рихард. — Я же был отрицательным персонажем. После этого в жизни началась черная полоса. Я впал в депрессию, расстался с женой, выпивал. Сегодня я горжусь, что так получилось, и все в жизни пробивал все сам. Это закаляет характер. Сейчас играю в театре вполне достойную меня роль — Бога в спектакле «Гость». Женат на очаровательной женщине — правда, банально женат, всего второй раз. Но тогда казалось несправедливым — как же, официальное признание досталось другим! Да если бы не мой герой и не его благородство, откуда бы там взялся хеппи-энд?

Седовласый Рихард по делам бизнеса приезжает в Россию, в Иркутск, где одиноко живет с сыном Марта. Она думает, что отец ее ребенка погиб на войне. И не хочет возвращаться в Латвию, к людям, которые ее судили. Но Рихард уверяет ее, что Артур жив.

Долгая дорога в дюнах

— Это был символический жест. В жизни так не бывает! — усмехается Ирина Черевичник, редактор фильма. — Кто бы пустил в Союз бывшего врага, ведь Рихард служил в гитлеровской армии? Но мы так хотели, чтобы именно он вернул Марте надежду на счастье.

«Для счастья человеку нужно совсем немного: родина, любовь и свобода. У меня осталось только последнее», — говорит герой Романаускаса в сценарии. Слово «свобода» цензоры безжалостно вычеркнули. Посчитали, что это слишком.

Катком по кино.

— Сейчас я понимаю, что для семейного счастья нужно выбирать никогда не предающих Рихардов. Но тайна, которая была в глазах Юозаса-Артура, притягивает все равно, — грустит помудревшая Лилита-Марта. Юозаса Киселюса — Артура не стало десять лет назад. Ему исполнился всего сорок один год.

— Юозас так переживал, что его правильные герои в наше время уже никому не нужны. Это кинозлодеи вроде меня требуются всегда, — вздыхает Ромас Романаускас. — У него развился сложный, закрытый порок сердца. Юозас даже умер как джентльмен — сидел на стуле в больнице и, увидев женщину-врача, резко поднялся ей навстречу. И тут же упал. Слабые сосуды.

Долгая дорога в дюнах

Актер Эдуард Павулс — по фильму вредный отец Марты — в начале 90-х поверил в наступившую свободу, записался в народное ополчение, надел пятнистую форму. Но новая власть, по слухам, подарив идеи, отобрала прежние советские льготы. С тех пор народный артист республики разочаровался в любых переменах, уехал жить под Юрмалу, на дальний хутор, и почти ни с кем не общается.

Режиссер Алоиз Бренч умер в одночасье от обширного инфаркта. Последние годы он трудился в жилищной комиссии рижской Думы. И правые, и левые нередко критиковали его за «Долгую дорогу» — каждый видел в фильме искажение фактов. В день похорон его могилу на кладбище усыпали белыми каллами — цветами любви и смерти. Его последний фильм о монахине Анне — полный тайн и роковых предсказаний — мало кто видел. Он снят по заказу католической церкви. Одну из главных ролей в нем опять сыграла Лилита Озолиня.

Когда-то все они мечтали снять продолжение «Долгой дороги». Ведь в первой части главные герои так и не встретились. Сценарий был готов, средства выделены, но тут Советский Союз распался, и кино свободной Прибалтики стало уже не нужно. Бывшие звезды с породистыми «европейскими» лицами — они надеялись прорваться в Голливуд. Но там хватало своих шпионов и артистократов. Кто-то теперь поет в ночных кабаках, кто-то снимается в дешевых сериалах. Павильоны знаменитой Рижской киностудии переделали под каток.

1001material.ru

"Долгая дорога в дюнах": актеры, роли, история создания

Фильм «Долгая дорога в дюнах», актеры которого рассказали трогательную историю двух героев, переживших многие исторические и личные катаклизмы, но сохранивших любовь друг к другу, был снят в 80-е гг. и стал любимейшим фильмом многих женщин Советского Союза. Как создавался фильм и чем так покорил советских телезрительниц?

Фильм «Долгая дорога в дюнах»: актеры и роли (1980 г.)

Некоторые главные роли в сериале доверили литовским актерам. При этом создатели фильма «Долгая дорога в дюнах» в большинстве своем были латвийцами. Конечно, многие были не в восторге от такого решения режиссера, но постановщик картины был тверд в своих решениях.

Сериал был выпущен Рижской киностудией и имел такой же потрясающий успех, как «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень».

Музыку к фильму написал знаменитый композитор Раймонд Паулс, а режиссером выступил Алоиз Бренч («Ключи от рая», «Мираж»).

Что касается сюжета, то он затрагивает вечные темы для человечества: любовь двоих людей, которым мешают вместе быть всяческие предрассудки или сословные различия. Горе-роман Марты и Артура растянулся на долгие 40 лет. И когда наконец герои встретились после долгой разлуки, они не могут взять в толк, почему так глупо сложились их судьбы. Все, что остается им, – сожалеть о потерянных годах.

Лилита Озолиня, родившаяся в 1947 г. в Риге, является очень известной латвийской актрисой. Девочка выросла в семье летчика-испытателя. Мать ее работала помощницей на одной из киностудий, поэтому водила свою девочку на кинопробы с десяти лет.

В детстве Лилите так и не посчастливилось сняться в кино, но девушка не оставила эту затею и поступила учиться в студию киноактера при Рижской киностудии.

В 1967 г. девушка дебютировала в кино в еще одной картине Алоиза Бренча – «Когда дождь и ветер стучат в окно». Затем были еще несколько киноработ и, наконец, «Долгая дорога в дюнах».

Актеры фильма в буквальном смысле проснулись знаменитыми после выхода сериала на экраны. В период с 80-х по 90-е гг. Лилита много снималась в кино. Но после распада Советского Союза кино переживало не лучшие времена, поэтому Озолиня сконцентрировала все свои силы на театре.

Но по сей день лучше ролью актрисы считается роль главной героини фильма «Долгая дорога в дюнах» - Марты.

Юозас Киселюс

Юозас Киселюс – литовский актер, который воплотил в картине образ Артура Банги – возлюбленного Марты.

Создатели фильма долго спорили насчет того, стоит ли отдавать главную роль в латышском фильме литовцу. Но картина «Долгая дорога в дюнах», актеры которой полюбились зрителю, вышла на экраны все-таки с участием Юозаса Киселюса. Его кандидатуру отстоял режиссер Бренч лично.

Юозас отдавал предпочтение драматическому театру и в кино снимался нечасто. За всю свою карьеру Киселюс принял участие всего в 18 фильмах. «Долгая дорогая в дюнах», в которой актер исполнил роль честного романтика, стала его счастливым и одновременно несчастливым билетом в большое кино, поскольку после этой картины Киселюсу предлагали в основном однотипные роли. Возможно, именно поэтому он не спешил возвращаться на экран и соглашался сниматься от силы раз в год.

В 91-м году Юозас скончался в одной из больниц Вильнюса от разрыва аорты в возрасте 41 года.

Ромуальдас Раманаускас

Роль подлеца Рихарда Лозберга в фильме сыграл актер Национального драматического театра Литвы Ромуальдас Раманаускас. Именно Рихард Лозберг – сын богатого владельца фабрики – становится причиной того, что Артур Банга и Марта расстаются. В лучших традициях мелодрам главная героиня вынуждена выйти замуж за негодяя, но от прежнего возлюбленного ей остается внебрачный ребенок.

Фильм «Долгая дорога в дюнах», актеры в котором рассказали трогательную историю любви, длившуюся 40 лет, для Ромуальдаса стал седьмым по счету фильмом, в котором он играл роль отрицательного персонажа. Амплуа подлеца и негодяя в дальнейшем прочно закрепилось за актером: за свою жизнь Раманаускас сыграл в 33 фильмах, но роли положительного характера можно пересчитать по пальцам.

В 2015 г. Ромуальдасу исполнилось 65 лет. Последний кинопроект, в котором он участвовал, – это «Война и мир» Роберта Дорнхельма, а также комедия «Банка варенья», снятая в Литве в 2009 г.

Эдуард Павулс

Эдуард Павулс за роль отца Марты был удостоен Государственной премии СССР. Его персонаж Якоб Озолс, наравне с главными героями Мартой и Артуром, в период с 40-х по 80-е гг. натерпелся многого. Сначала его незаслуженно обвиняют в поджоге, затем Якоб как бывший староста оккупированной немцами деревни вынужден прятаться от вернувших себе земли советских солдат.

Актер Эдуард Павулс – достаточно заметная фигура в кинематографе. Сниматься в советских фильмах он начала с 1957 г. За всю свою карьеру сыграл более пятидесяти экранных ролей. В 1986 г. Павулс даже засветился в легендарной картине Данелии «Кин-дза-дза». Последнюю свою роль актер исполнил за 6 лет до смерти в фильме «Мистерия старой управы». В 2006 г. Павулс скончался.

fb.ru

Кто озвучивал известных киногероев. Часть 2

?

Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote, 2014-05-21 10:59:00 Виталий Дубогрей dubikvit 2014-05-21 10:59:00 Благодаря великолепным актерам, сыгравшим роли в советских фильмах, все мы хорошо знаем, как звучат голоса многих киногероев. Но будет ли для вас удивительным том факт, что многие из этих персонажей были озвучены совсем другими людьми.Продолжение подборки актеров с самыми известными голосами за кадром

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981год. Режиссер: Станислав Говорухин. Индеец Джо – Талгат Нигматулин. Озвучил Николай Караченцов«Алые паруса», 1961 год. Режиссер: Александр Птушко. Ассоль – Анастасия Вертинская. Озвучила Нина Гуляева. «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню. Поэтому режиссер пригласил на озвучение меня, — рассказала актриса Нина Гуляева. — А с Птушко я плотно сотрудничала и помогла многим молодым актрисам!»

«Транссибирский экспресс», 1977 год. Режиссер Эльдор Уразбаев Чадьяров - Асанали Ашимов. Озвучил Александр Калягин

«Неуловимые мстители», 1966 год. Режиссер Эдмонд Кеосаян Сидор Лютый – Владимир Трещалов. Озвучил Евгений Весник

«Анна Павлова», 1983 год. Режиссер Эмиль Лотяну Анна Павлова – Галина Беляева. Озвучила Елена Проклова

«Никколо Паганини», 1982 год. Режиссер Леонид Менакер. Паганини - Владимир Мсрян. Озвучил Сергей Шакуров

«Долгая дорога в дюнах», 1980-1981 год. Режиссер: Алоиз Бренч. Марта Озолс – Лилита Озолиня. Озвучила Валентина Талызина

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975 год. Режиссер: Эльдар Рязанов. Надя Шевелёва – Барбара Брыльска. Озвучила Валентина Талызина

«ТАСС уполномочен заявить...», 1984 год. Режиссер: Владимир Фокин. Пилар – Элеонора Зубкова. Озвучила Валентина Талызина

«Бриллиантовая рука», 1968 год. Режиссер: Леонид Гайдай. Анна Сергеевна – Светлана Светличная. Озвучила Зоя Толбузина.Гайдай принял такое решение из-за того, что ему казалось — голос Светличной не подходит к образу. Он хотел сделать голос Анны Сергеевны более сексуальным, таинственным. У Светличной произношение было открытое, простое, к тому же Светличная в те времена слегка тянула гласные звуки и обладала южнорусским говором. А нужен был голос этакой женщины-вамп. Такой голос и был найден

«Герой нашего времени», 1965-1966 год. Режиссер: Станислав Ростоцкий. Григорий Печорин – Владимир Ивашов. Озвучил Вячеслав Тихонов.«...доснимали фильм поздней осенью, Ивашову пришлось делать много дублей, падая из лодки в ледяную воду. Актер простыл и голос пропал. Чтобы не срывать графика выпуска ленты, Ростоцкий с разрешения Ивашова обратился к Тихонову. Так Печорин заговорил голосом будущего Штирлица.»

«Капитан Фракасс», 1984 год. Режиссер: Владимир Савельев. Герцог де Валломбрез – Ивар Калныньш. Озвучил Александр Кайдановский

«Капитан Фракасс», 1984 год. Режиссер: Владимир Савельев. Леандр – Леонид Ярмольник. В одной из сцен пути озвучил Игорь Ясулович

«Королева Марго», 1996 год. Режиссер: Александр Муратов. Граф де Ла Моль - Дмитрий Харатьян. Озвучил Алексей Иващенко

«Король Лир», 1970 год. Режиссер: Григорий Козинцев. Лир, король Британии – Юри Ярвет. Озвучил Зиновий Гердт

«Маленькие трагедии», 1979 год. Режиссер: Михаил (Моисей) Швейцер. Герцог в «Скупом рыцаре» – Филипп Смоктуновский. Озвучил Игорь Ясулович

«Маленькие трагедии», 1979 год. Режиссер: Михаил Швейцер. Фауст в «Сцене из Фауста» и дон Карлос в «Каменном госте» – Ивар Калныньш. Озвучил Сергей Малишевский.Также Сергей Малишевский озвучивал Калныша в фильмах Театр (1978), Инспектор Гулл (1979), Личной безопасности не гарантирую... (1980), Тайна виллы «Грета» (1983), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Крик дельфина (1986), Вход в лабиринт (1989), Взбесившийся автобус (1990)

«Не бойся, я с тобой!», 1981 год. Режиссер: Юлий Гусман. Рустам – Мухтарбек Кантемиров. Озвучил Александр Белявский

«Один из нас», 1970 год. Режиссер: Геннадий Полока. Зигфрид Келлер сотрудник абвера – Николай Гринько. Озвучил Вячеслав Тихонов

«Покровские ворота», 1982 год. Режиссер: Михаил Козаков. Савельич, дедушка маленького скрипача – Эммануил Геллер. Озвучил Георгий Вицин

«Приходите завтра», 1962 год. Режиссер: Евгений Ташков. Николай Васильевич – Анатолий Папанов. Озвучил Евгений Ташков

«Сибириада», 1979 год. Режиссеры: Андрей Кончаловский, Леонид Эйдлин. Родион Клементьев – Михаил Кононов. Озвучил - Виктор Проскурин

«Сказка странствий», 1982 год. Режиссер: Александр Митта. Марта – Татьяна Аксюта. Озвучила Марина Неёлова

«Следопыт», 1987 год. Режиссер: Павел Любимов. Санглие – Андрей Миронов. Озвучил Алексей Неклюдов.«—Андрей Миронов не успел, к сожалению, досняться и озвучить свою роль в «Следопыте». Мне дали послушать «рабочий голос» (тот, что записывает камера) с шумами, посторонними звуками. Голос Миронова было не узнать: низкий, тихий… просто мурашки по коже, — вспоминает Алексей Неклюдов. — Андрей уже сильно болел. А когда его не стало, сценарий фильма переделали так, что персонаж Миронова в середине картины исчезает. А то, что Андрей Александрович успел сыграть, попросили озвучить меня. Я спросил режиссера: «Вы хотите, чтобы я говорил голосом того Миронова, который снимался в „Следопыте“, или мне постараться воспроизвести его обычный бодрый голос?» Мы еще раз прослушали запись, и Любимов говорит: «Нет уж, давайте говорите тем голосом, к которому все привыкли». Режиссер все время добавлял роль Миронова, писал текст даже к тем кадрам, где его персонаж появлялся на дальних планах, — ведь каждый кадр стал дорог!

«Собака на сене», 1977 год. Режиссер: Ян Фрид. Оттавио, мажордом – Фёдор Никитин. Озвучил Александр Демьяненко

«Солярис», 1972 год. Режиссер: Андрей Тарковский. Крис Кельвин – Донатас Банионис. Озвучил Владимир Заманский

«Стряпуха», 1965 год. Режиссер: Эдмонд Кеосаян. Андрей Пчёлка – Владимир Высоцкий. Озвучил Эдмонд Кеосаян.«Актриса Валентина Березуцкая (сыграла в фильме Марию): «Фильм снимали в экспедиции на Кубани, а фонограмму с песнями хора радиокомитета записали заранее в студии «Мосфильма». Все было решено еще до начала съемок. За Володю пел один из солистов хора». Но если актрисы не спели, так хотя бы озвучили свои роли, то Высоцкому, как выясняется, и это не удалось! Сергей Зайцев, много лет занимающийся изучением творчества Владимира Семеновича, пояснил: «Режиссеру не нравился мужественный, с хрипотцой голос Владимира, он считал, что он никак не совпадает с образом Андрея Пчелки — веселого и разухабистого парня. А поскольку у Высоцкого в то время еще не было громкого имени, режиссер не стал считаться с его мнением». По одной из версий, с озвучания Владимира сняли, потому что он запил. Специально из Кубани, где шли съемки «Стряпухи», Высоцкий примчался в Москву на озвучание и... «пропал». Режиссер Эдмонд Кеосаян прочесал всех знакомых Владимира, но найти его не смог. Поэтому решил озвучить героя Высоцкого самостоятельно. Об этом рассказала супруга режиссера»

«Трест, который лопнул», 1982 год. Режиссер: Александр Павловский. Энди Таккер – Регимантас Адомайтис. Озвучил Александр Демьяненко

«Человек-амфибия», 1961 год. Режиссеры: Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский. Ихтиандр Сальватор – Владимир Коренев. Озвучил Юрий Родионов

«Филипп Траум» 1989 год. Режиссер: Игорь Масленников. Отец Питер – Юри Ярвет. Озвучил Михаил Светин

Источник, Источник

Кто озвучивал известных киногероев. Часть 1

Мои предыдущие посты: Tags: Знаменитости, кино, озвучка, снимается кино

dubikvit.livejournal.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>