Детство отрочество юность кто написал


АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ (ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ).

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ (ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ).

В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами,-отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.

Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал Детство. Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в Современник. Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в России появился новый выдающийся писатель, не ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для всех.

Позднее печатаются Отрочество (1854) и Юность (1857), составившие вместе с первой частью автобиографическую трилогию .

1 Эта степень присваивалась тогда успешно окончившим университет.

Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Самоуглубление, неутомимое наблюдение над самим собой было для писателя школой познания человеческой психики. Дневник Толстого (писатель вел его с 19 лет в течение всей своей жизни) был своеобразной творческой лабораторией.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах обнажается внутренняя жизнь человека - сложный, противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой раскрывает, по словам Чернышевского, диалектику человеческой души , т. е. едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием.

Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.

Детство, Отрочество, Юность имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.

Повесть Детство начинается событием пустяковым: Карл Иваныч убил муху над головой Николеньки и разбудил его. Но это событие сразу же приоткрывает внутреннюю жизнь десятилетнего человека: ему кажется, что учитель нарочно его обижает, он горько переживает эту несправедливость. Ласковые слова Карла Иваныча заставляют Николеньку раскаяться: он уже не понимает, как за минуту перед тем мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку. Николень-ка плачет от досады на самого себя. На участливые расспросы учителя мальчик не может ответить и выдумывает, что видел дурной сон: будто maman умерла и ее несут хоронить. И теперь уже мрачные мысли о выдуманном сне не покидают расстроенного Николеньку...

Но это только утро, а сколько еще событий за день оставляют след в душе ребенка! Он знакомится уже не с мнимой, а с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Иваныча, который двенадцать лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает что-то вроде первой любви к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади...

Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей. В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева-

1 Диалектика души - сложный, противоречивый процесс внутренней жизни человека.

рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо стать? К чему стремиться?

Наиболее пристально и сурово анализирует Николай Иртеньев-рассказчик свое отношение к людям низших слоев, к простому народу. Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного пути.

Одна из глав Детства посвящена Наталье Савишне. Она вынянчила мать Николеньки, потом стала экономкой. Николенька, как и все его родные, так привык к любви и преданности Натальи Савишны, что не испытывал никакого чувства благодарности и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она, довольна ли? И вот случилось так, что Наталья Савишна осмелилась наказать своего любимца за испачканную скатерть. Николенька разревелся от злости. Как!-говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез.- Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно! Робкие, ласковые извинения Натальи Савишны заставили мальчика снова заплакать - уже не от злости, а от любви и стыда.

Но мальчик еще далеко не понял, как постыдна барская спесь. Это понимает только второй Николай Иртеньев - рассказчик, с сыновней любовью вспоминая Наталью Савишну, с горьким укором рисуя свою истинно барскую неблагодарность. А младшему Николеньке Иртеньеву предстояло получить еще немало жизненных уроков, чтобы понять необоснованность своих притязаний на особое место среди людей.

Самый суровый из этих уроков относится к тому времени, когда Николенька стал уже студентом и, подражая старшему брату Володе и его приятелям, устремил все свои душевные силы на достижение идеала comme il faut

В сознании Николеньки все люди делились на порядочных (с ними можно было находиться в равных отношениях), непорядочных (их Николенька ненавидел) и простой народ (он заслуживал только совершенного презрения). Быть человеком comme il faut для сливок тогдашней дворянской молодежи означало: отлично говорить по-французски, иметь длинные отчищенные ногти, уметь кланяться и танцевать, носить панталоны и сапоги, вполне соответствующие моде, и сохранять на лице равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки.

Но в университете Николай Иртеньев встретил молодых людей, которые, судя по их манерам, были явно не comme il iaut и тем не менее оказались людьми интересными, умными, духовно богатыми. Это были разночинцы. В 50-е годы их влияние на общество становилось все заметнее и значительнее. Николеньку тянет

1 Comme il faut (франц.)-буквально: как надо; синоним слова порядочность, понимаемой как свойство людей высшего, аристократического круга.

не к студенческой аристократии, порядочной и пустой, а в компанию разночинца Зухина.

Попытавшись было похвастаться перед Зухиным и его друзьями своим знанием литературы, Иртеньев убедился, что в литературе, как и в музыке, в физике,- словом, во всем, кроме выговора немецкого и французского языков, они разбирались лучше него и нисколько не гордились этим. Так что же такое была та высота, с которой я смотрел на них? Мое знакомство с князем Иваном Ивановичем? выговор французского языка? дрожки? голландская рубашка? Да уж не вздор ли все это?-начинало мне глухо приходить иногда в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному молодому веселью, которое я видел перед собой.

Рассказ об университетском периоде жизни Николеныш кончается главой Я проваливаюсь. Можно понять, что речь идет не только о провале на экзамене, после чего пришлось покинуть университет: провалилась мораль и философия молодого аристократа, в его жизни назревал перелом.

Еще по данной теме::

  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Чтоб жить честно. Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется,...

  • ТОЛСТОЙ Л.Н. - ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

    ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на восемьдесят третье...

  • СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ.

      СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войс...

  • ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА»

    ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» Варвара Андреевна Корейш... была дочерью воинского нача...

  • ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869).

      ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: ...

russkay-literatura.ru

Толстой «Детство. Отрочество. Юность» – анализ - Русская историческая библиотека

Литературная деятельность Льва Толстого начинается без эпохи ученичества, подражаний и поисков своего пути. Он выступает с повестью «Детство», написанной уверенно и литературно блестяще. Впоследствии он сурово осуждал излишнюю «литературность» этого произведения и считал его неискренним. Но для своего времени живой и трогательный рассказ о детстве Николеньки Иртеньева казался «исповедью детской души».

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Конечно, психология маленького героя Толстого едва ли характерна для обыкновенного десятилетнего мальчика, но автор и не скрывает, что Николенька – мальчик необыкновенный. Он резко выделяется из группы детей, его окружающих; с братом Володей, сестрой Любочкой, с товарищем Сережей Ивиным и с «первой любовью» – Сонечкой Валахиной у него сложные и странные отношения. Он тянется к ним, подражает и завидует их непосредственным натурам, хочет быть как они, и в то же время чувствует, что он на них не похож и что все его попытки войти в их жизнь – бесплодны. Духовное одиночество исключительной личности, постоянно себя анализирующей, остро и глубоко осознающей свою особенную судьбу, – основное чувство Николеньки.

Он живет в своем внутреннем мире, как мечтатель, одаренный творческой силой воображения и ненасытной жаждой любви, но он никого не может ввести в этот мир, и роковая замкнутость становится для него источником страданий. Он неловок, мнителен, болезненно – застенчив и самолюбив. Гордая самоуверенность уживается в нем с припадками ненависти и отвращения к самому себе. Он приходит в отчаяние от своей непривлекательной наружности, от неумения вести себя в обществе, от своего равнодушия к близким людям. Его сознание раздвоено: «я» наблюдающее строго следит за «я» действующим и иронизирует над ним. Поразительно показана эта работа двойного сознания в сцене у гроба матери. Чувства и мысли Николеньки протекают как бы в двух планах: он пламенно отдается какой-нибудь страсти и хладнокровно рассуждает о ней, как о чем-то постороннем

В «Юности» рассказывается о глубоком религиозном порыве, охватившем Николеньку после исповеди; нельзя сомневаться, что переживание его было глубоко и искренне, а между тем и оно становится объектом наблюдения, любования, эстетической оценки. Возвращаясь из монастыря, он рассказывает о своем состоянии извозчику, чтобы еще увеличить расстояние между внутренним чувством и внешним наблюдением. Понятно, что при такой сознательности каждого душевного явления для Николеньки самым мучительным вопросом является вопрос об искренности. Толстой всю жизнь искал правды, прежде всего своей правды, и беспощадно разрушал все, что казалось ему ложью и самообманом. Эта страсть к разрушению связана с глубочайшими свойствами его раздвоенности. Толстой правдой называл цельность, и именно эта цельность была для него недостижима.

«Детство» составляет часть большого автобиографического произведения «История четырех эпох», которое осталось недописанным. После «Детства» появилось продолжение под названием «Отрочество». Третья часть – «Юность» обрывается на драматическом эпизоде провала на экзамене. Автор обещает рассказать о «своем моральном развитии в более счастливой половине юности», но это обещание он не сдержал. Война на Кавказе и в Крыму увела его от воспоминаний прошлого и открыла перед ним новый живописный мир настоящего.

rushist.com

Книга «Детство. Отрочество. Юность (сборник)»

Я не знаю, почему, но после курса литературы в школе остается впечатление, что русская классика это сплошная тягомотина и тоска зелена. Это те книги, которые должен прочитать каждый, но никто не хочет этого делать.

Почему? Не знаю.

Я давно не читала русской классики, и эта книга стала отрадой моих глаз. Каждое слово, каждый оборот, все на своем месте. Как же, черт возьми, приятно читать книгу на том языке, на котором её написал автор. Я наслаждалась каждым словом, каждой буквой.

Произведение погружает с головой в размеренную жизнь дворянского семейства. И так приятно сидеть вместе с героем в гостиной и слушать, как Любочка или Катенька играют вальсы, как Мими делает замечания по-французски, как люди ведут беседы о политике, искусстве, погоде и видах на урожай.

А эта глубина переживаний молодого героя? Целая буря чувств, скрытая в человеке. Где еще можно увидеть такого поразительно живого персонажа? Он же совершенно, абсолютно реален!

Несмотря на то, что книга написана более 100 лет назад, она удивительно современна и актуальна. Она про всех и каждого. Кто из нас не помнит этой резкой перемены настроения в детстве, когда ты злишься на кого-то из близких за малейший пустяк, но вот тебе улыбаются и злость проходит. Ты стыдишься, и сердце переполняется нежностью и признательностью к тому, кто секунду назад казался злейшим врагом.

В отрочестве, как мне кажется, всем нам хотелось быть лучше. Хотелось написать правила жизни и неукоснительно им следовать. Вряд ли кому-то это действительно удалось…

Кто же не воображал в юности, что без памяти влюблен? Не романтизировал и не драматизировал своё чувство. Думаю, что и таких найдется не много.

Не уверена, что это произведение можно до конца понять и прочувствовать в рамках школьной программы. Ведь в школе учатся те, кто еще находится в состоянии отрочества и юности. Те, кому сложно взглянуть на происходящее со стороны. Вероятно, только по прошествии лет понимаешь, как же хороши, наивны и невинны были твои детство, отрочество и юность.

www.livelib.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>