Детство никиты кто написал


Детство Никиты

Повесть имеет автобио­гра­фический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом — чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло — привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей — мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» — ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось — его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты — самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Продолжение после рекламы:

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог. Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел. Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся — его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней, — делай, что хочешь.

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя — «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок — двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками.

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет — алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели — вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда — надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну — страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

Ни с кем, только с одной Лилей у него могли быть те странные слова, особенные взгляды и улыбки. А с другой девочкой — это уж было предательство и стыдно.

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день — учился ездить верхом. Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика. Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

Ещё один день этого окаянного пекла, и — вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети...

Аркадий Иванович тоже грустил — его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность — ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа — боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей — всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далёкие миры.

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством... не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту — разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником — таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

briefly.ru

Детство Никиты

Девятилетний барчук Никита живет в поместье отца. Мальчик взрослеет в деревенской среде, окруженный озорными сверстниками. Он постепенно постигает азы дружбы и верности, отваги и  достоинства, чести и преданности – то есть учится быть настоящим человеком. И, главное, его окутывает атмосфера такого безотчетного счастья, какое бывает только в детстве…

Светлая и немного ностальгическая повесть классика русской литературы по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей.

Для среднего школьного возраста.

Художник – А. Масейкина

Переплет / 208 с. / Формат 150 × 220 мм

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Детство он провел на хуторе Сосновка под Самарой, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому. Первоначальное образование мальчик получил дома под руководством приглашенного учи­теля.

В 1897 году семья переехала в Самару. Здесь Алеша окончил реальное училище и в 1901 году  отправился в Петербург. Поступив на отделение механики Технологического института, он начал писать первые стихи. В 1907 году, незадолго до защиты диплома, юноша оставил институт, решив полностью посвятить себя литературному труду. Известность начинающему писателю принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства, высоко оцененные Максимом Горьким.

Во время Первой мировой войны Толстой работал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». После поездок на фронт опуб­ликовал серию очерков и рассказов о войне.

Октябрьскую революцию 1917 года Толстой воспринял враждебно. В 1919 году он эмигрировал, но через четыре года вернулся в СССР, где и прожил до самой смерти (1945).

Талант А. Н. Толстого сочетался с удивительным трудолюбием: он работал не покладая рук на протяжении четырех десятилетий и оставил потомкам рассказы, стихи, романы и пьесы, киносценарии, многочисленные очерки и статьи.

Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1922 году. В ней Толстой вос­создал безмятежную жизнь дворянской семьи, живущей в поместье, удивительно точно передал то безотчетное счастье, то наслаждение жизнью, какое бывает только в детстве. Эти чувства испытывает главный герой повести – мальчик Никита…

Светлая и немного ностальгическая повесть по праву считается одной из лучших русских книг для детей.

www.enas.ru

Краткое содержание Толстой Детство Никиты

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию  Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Фицджеральд Последний магнат

    Повествование в романе ведётся от лица Сесилии Брейди дочери известного голливудского продюсера. Она летит в самолёте домой, в Голливуд, ведь её отец Пат Брейди, известный кинорежиссёр, и она хочет приобщиться к его ремеслу

  • Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский

    Раздавался колокольный звон в Ревеле, звал прихожан к вечерней службе. Старый рыцарь Бернгард фон Буртнек сидел у окна и пил пиво. В комнату вошел доктор Лонциус.

  • Краткое содержание Диккенс Пойман с поличным

    Чарльз Диккенс своим романом Пойман с поличным стал одним из основоположников писательского жанра детективных историй.

  • Толстой Алексей Константинович

    Первые рассказы писателя были написаны в 1842 году. Позже, начиная с 1855 года, в различных журналах выходят его лирические стихотворения. Толстой всегда воспринимал красоту в своих произведения

  • Краткое содержание Астафьев Зорькина песня

    Жизнь – прекрасна, потому что природа делает ее именно таковой, интересной, красивой и просто настоящей.

2minutki.ru

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются основные события жизни Никиты в течение года, последнего года перед началом учения. Между жизнью десятилетнего ребенка и природой есть тесная взаимосвязь. Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное. Зима — это рай, это любовь, это праздник, но тоже связана со смертью.

Ключевые слова: детство, зима, праздник, снег, сказка.

«Детство Никиты» было написано в 1920 году, когда Толстой находился в эмиграции в Париже. «Детство Никиты» является автобиографической повестью.

Поводом для написания произведения, как свидетельствовал сам писатель, стала вот эта причина. «Я обещал — пишет Толстой—маленькому издателю для журнальчика детский рассказик» [1. с. 597]. Толстой был очень увлечен организацией детского журнала «Зелёная палочка», предназначавшегося для детей русских эмигрантов. И тема детства появилась в творчестве писателя не случайно: ещё в 1902 году Толстой, тогда начинающий литератор, предполагал начать работу над книгой воспоминаний. «...кажется, буду участвовать в журнале «Юный читатель», — писал он матери. — я уже начал детские вспоминания, кажется, что удачно» [1. с. 598]. И в 1912 году Толстой тоже писал небольшой рассказ «Логутка», который предвосхищает некоторые сюжетные линии «Детство Никиты». И сам Толстой тоже считал, что впечатления детства во многом сформировали его как художника, способствовали открытию им в себе писательских способностей.

Повесть «Детство Никиты» была восторженно встречена читателями и критикой, сохранились многочисленные высказывания современников. Например: отзыв о «Детство Никиты» Горького таков: «Про умное легче писать, — сказал Горький, — у меня, грешного, в моей книге мальчик много знает и очень об этом старается рассказать. Даже у Льва Николаевича Толстого, когда он молодым был, в «Детстве» мальчик умен. В литературе мальчики умны и много рассуждают. А вот у Алексея Николаевича в «Детстве Никиты» мальчик совсем ни о чём не думает, он просто живёт, и какой это настоящий человек, как много мы за него думаем!» «...У Толстого мальчик живой, круглый, — пишет Шкловский, — сменяются времена года, приходит осень, как будто в первый раз увиденная, потом зима, весна шумит в оврагах — широкими потоками, замешанными с талым снегом, и через них плывет на коне домой весёлый не пугающийся человек...» [1. с. 599]

В это же время эпохи Толстого есть и другие произведения на тему детства в России. В 1852 году Лев Толстой написал «Детство», «Отрочество», «Юность». В 1913–1923 году Горький Максим писал «Детство», «В людях», «Мои университеты». В 1918 году Борис Пастернак писал «Детство люверс». В 1929 году Иван Бунин писал роман «Жизнь Арсеньева».

В китайской литературе также есть много произведений о детстве. Например, в 1921 году Лу Сюнь писал «Отрочество ЖуньТу», в 1940 году Сяо Хун написала «Легенда реки Ху Лань». В 1960 году Линь Хайинь «Зимний сон», «Детство», «Верблюд».

В Китае есть много статей о произведениях Алексей Толстого.

– Чэн Цзайси писал статью «Опыт творчества Алексея Толстого», публиковал в журнале «Общество и наука» на страницах 162–166 30 июня 1979 года.

– Лянь Цзя публиковал в журнале «Литература России» статью «Алексей Толстой и русский характер» на страницах 125–126 29 августа 1981 года.

– Чжу Вэнь писал статью «Первый настоящий исторический роман – «Пётр Первый», публиковал в журнале «Исследование иностранной литературы» на страницах 10–43  2 апреля 1986 года.

– Чжу Вэнь – «Хождение по мукам Алексей Толстого», публиковал в журнале «Журнал Шанхайского педагогического университета» на страницах 102–106 2 апреля 1986 года.

– Кэ Вин писал статью «Образ чудака в творчестве первого периода Алексей Толстого», публиковал в журнале «Филология» на страницах 10–15 2 марта 1990 года.

– Чжан Вэньюй писал статью «Настойчивый характер, красивая душа—русский характер», публиковал в журнале «Художественный анализ известных произведений» на страницах 83–85 28 марта 2001 года.

– Цзэн Сыи писал статью «Мир детства и человечность – «Детство Никиты», публиковал в журнале «Исследование литературы» на страницах 114–119 в феврале 2007 года.

– Дай Кэкэ писал статью «Об огромном реализме Алексей Толстого», публиковал в журнале «Художественный анализ известных произведений» на страницах 132–134 1февраля 2010 года.

В статье «Мир детства и человечности — Детство Никиты», Цзэн Сыи так писал о «Детстве Никиты»: Повесть-описание жизни целого года Никиты отображал мир детства и человечности, в мире детства у всех есть жизнь, есть эмоция, есть мысль, все удивлённо видят как в первый раз, все богато фантазией. Есть наполнение тонкими наблюдениями и поэтичной красотой. Мир человечности вначале является таким миром, в котором равноправное отношение между людьми и мир наполнен заботой и любовью.

В Китае есть много произведений о природе: Чжу Цзыцин писал рассказ «Красота луны у пруда» в 1927 году, ЛаоШэ писал рассказ «Зима Цзи Нань» в 1931 году. Чжу Цзицин писал «Весна» в 1933 году, Юй Дафу писал рассказ «Осень старшей столицы» в 1934 году. Шэнь Цуувэнь писал повесть «Очерки путешествия по реке Сян» в 1934 году.

Прелесть повести «Детство Никиты» заключается в том, что писатель много писал о красотах природы — зима, весна, лето и осень. И детство мальчика тесно связывается с природой. Зима, какая описана у Толстого, как он писал о ней и что приносит Никите и человеку? Зима в повести «Детство Никиты» как сказка, в которой всё есть - солнце, снег, сугробы, следы, каретник, сараи и скотные дворы. А еще ветлы, река, поле, избы, деревня, пыль, лёд, свет лампы, заячьи следы, стекло, ворона, ''кошка'', пруд, желтые камыши, салазки, ветер. Зима у Толстого такая красивая, такая белая и чистая, так и холодная, и самое главное, она живая, в ней все имеют свою жизнь.

Места, где Никита видел зиму - разные. Сначала Никита видел её через окно. «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый». [1. с.211] Здесь можно заметить, что специфика зимы — холодная, белая и чистая. Утром проснулся и увидел такой чистый пейзаж, и душа становится чистой и настроение прекрасным, то есть природа очищает душу.

Потом он вышел из дома, во дворе все покрыто белом снегом. Следы человеческие и животных лишь добавляют красоты окружающему. «Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег». [1. с. 215] В этой фразе писатель использует приём олицетворения. «Каретник, сараи и скотные дворы» - всё носит шапку как человек, именно поэтому в мире детей все живые, всё, как человек, имеет свою жизнь. Никита тоже видел огромные, широкие ветлы, покрытые инеем, каждая веточка была точно из снега. Дерево — это образ жизни, оно не боится мороза, хотя листья опадали от холода, они ещё живые. Имена зима дала им такой характер—настойчивость.

Потом Никита подошёл к берегу. На берегу были большие пушистые сугробы. Снег как символ зимы имеет много значений, например: снег отражает стремление людей к счастью, благополучию и плодородию. Есть такая пословица: много снега — много хлеба. На берегах много больших пушистых сугробов, то есть это символ урожая будущего. «Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки». [1. с. 215] Эти фразы изображали пейзаж около реки. Деревня, дым, изба, пыль—всё это открывает дверь простой зимней жизни людей. Хотя зима холодная, но между природой и человеком ещё есть гармония, запах жизни ещё ощущается.

Следующее изображение зимы - сад в снегу, который Никита видел через окно старшего дома. В саду деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, и на поляне синели заячьи следы. Это как бы показывает нежные стороны зимы. Но у самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта, которая потом вдруг полетела. Ворона не очень хорошая птица, и через ворону и атмосферу старшего дома можно ощутить страшную сторону зимы. Не удивительно, зима как и все в мире, тоже имеет две стороны - хорошую и плохую.

Никита и мальчики побежали по пруду, на пруду есть ''кошка'' и болота, опасные для людей. «Мишка зажег спичку и поднес к скважине, «кошка» вспыхнула, и надо льдом поднялся желтоватый бесшумный язык пламени». В некоторых местах сугробы выше крыш «Избенку бобыля, дурачка Савоськи, завалило совсем, одна труба торчала над снегом. Третьего дня Савоську всем миром выкапывали лопатами». [1. с. 223] Мы можем отметить, что зима также связана с опасностью и смертью. Но прелесть зимы именно в ее двойственном характере. Люди приняли её хорошие стороны, но также искали методы защищать себя от ее плохих проявлений. Зимой люди помогали друг другу. И связь между людьми становилась теснее, сердца ближе.

И в деревне в сугробах Никита видел, как «две девочки, обмотанные платками, затащили на сугроб салазки, сели на них, протянув перед собой ноги в валенках, ухватились за веревку, завизжали и покатились через улицу мимо амбарушки и дальше по крутому берегу на речной лед». [1. с. 224] Девочки катались на салазках. Дети не знают, что такое смерть, что такое опасность. Они не боятся снега, не боятся зимы. Они соединились со снегом в единое. И зима приносит им удовольствие, веселье, счастье и интерес к миру. Игра со снегом - это источник веселья людей зимой.

Вечером Никита сидел дома с мамой и Аркадием Ивановичем. Он слышал, «затянуло басом - «ууууууууууу», тянет, хмурится, надув губы». Никита думал, что это звук человека. Но на самом деле это неприятный сильный ветер. Сильный ветер тоже символ зимы. К счастью, стены дома защищают людей от него. Лампа осветила дом, свет жёлтый, тёплый. Никита фантазировал о ветре, возник интерес к природе. Но именно от вечера и ветра Никите скучно, у него мягкая тоска. Поэтому прибытие Лилечки приносит ему большое удовольствие.

Писатель изображал зиму в этих местах: за окном, во дворе, на берегу, в саду, на пруду, в деревне, дома. Все эти места могут составить один круг, жизнь человека - каждый день внутри этого круга, именно это круг приносит человеку удовольствие, веселье и счастье, и защищает собой от плохих. Зима приносит человеку не только красивый пейзаж: чистый, белый, синий. Но и веселье, удовольствие, когда они играют со снегом. Зима также может очистить душу человека. Научит людей помогать друг другу и уметь защищать себя от плохого.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками. Толстой уделял большое внимание празднованию Рождества. Лиля и Виктор пришли, и они принесли веселья Никите. «Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В ее светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки». [1. с. 231] Она такая красивая, такая милая, как сказка. Она совсем символ зимы, белая, голубая, и самая главная— она чистая.

И в саду зима дала им хорошую погоду, красноватое солнце, длинные облака, розоватые деревья, белый снег, тёплый свет, всё как пейзажная картина. Никита стоял в саду, через окно он увидел два синих удивленных глаза и над ними стоящий бабочкой голубой бант. Это Лиля, такая красивая, как красавица в сказке. Но Толстой не только писал красоту зимы, он тоже отметил что-то опасное - две собаки, Шарик и Каток, рычали друг на друга. Для людей, особенно для детей, такие собаки опасные, но дети не могут понимать это. Для детей всё красивое, всё как сказка, они не знали, что внутри сказки тоже есть страшное.

Клеить ёлочные украшения - традиция праздника Рождества. И дети тоже очень любят делать эту работу. «…листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька, с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга». [1. с. 234] Все эти бумаги разного цвета, разные коробки и шарики привлекают внимания детей. Дети начали работать молча, дыша носами, они трудились, стали серьёзными, и они вырастали. И они тоже ощущали интерес и весенние труды.

Атмосфера праздника является весёлой, счастливой. И утром Никита проснулся от счастья. Утро было ясное и морозное. Окна замерзли густым слоем лапчатых листьев. Окружающая атмосфера как пейзажная картина. Никита и другие дети были так счастливы. Он пошёл на двор, надо всей деревней стоял столбом синий дым. И огромные осокори над прудом совсем свесили снежные ветви, отчетливо видные на сине-мерзлом небе. Всё это как сказка, и подарки пришли. Подарок Никите — двухвесельная крутоносая лодка. Лодка — это символ пути, символ судьбы. Отец Никиты надеется, что у Никиты будет хорошая судьба и он будет выбирать правильный путь.

Ёлка играет большую роль в празднике. Ёлка — это свет жизни, надежда будущего. Это ёлка такая высокая, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. Люди в красивых одеждах готовятся к празднику. Когда в окне на морозных узорах затеплился голубоватый свет, звезда взошла. Это время, когда Христос родился. Ёлка стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. В то время всё появились: любовь, надежда, новая жизнь, счастье. Они танцевали вокруг ёлочки, вместе пели песню, все такие весёлые, такие хорошие, как сказка, как чудо. Но внутри чуда есть не только любовь, есть не только счастье, но и тайна. Тайна страшная, как во сне Никиты, как страшная тайна в старом доме.

Можно сказать, что дети могут смотреть на красивую природу как на сказку, но не могут отметить, что внутри сказки есть страшное, есть смерть. Они тоже ощущают праздник как чудо, но не могут отметить, что внутри чуда есть тайна. Они ещё не могут понимать, что мир состоит не только из хорошего, но и из тайного.

Зима имеет много образов. Как меняется образ зимы в сознании ребёнка? В этой зиме пришла Лилия, для Никиты зима - счастье, Никита нашёл любовь. «Глядя на узоры, Никита почувствовал, как слова какие-то сами собой складываются, поют, и от этого, от этих удивительных слов и пения, волосам у него стало щекотно на макушке». Зимой Никита счастливый. «Уж ты лес, ты мой лес, Ты волшебный мой лес, Полный птиц, и зверей, И веселых дикарей... Я люблю тебя, лес...Так люблю тебя, лес…» [1. с. 244] Стихами Никита показывает свою любовь. В этом моменте в сознании Никиты зима — это образ рая, где есть любовь. Потом Никита и Лилия вошли в старый дом, они смотрели сломанные часы, старый портрет и кот. В старом доме рай разрушили, осталась смерть, и зима стала образом смерти. Лилия ушла и от разлуки с ней Никита унылый и вокруг него память и боль. Зима стала образом тоски. Одним словом, образ зимы в сознании ребёнка поменяется с образа сказки до образа рая, с образа смерти до образа тоски.

Вывод, у зимы есть два основных образа. С одной стороны зима как природа, она красивая, сказочная. Зима — это время праздника, Рождество. С другой стороны, внутри зимы есть что-то страшное, есть смерть и тоска.

Литература:

  1.    А. Н. Толстой «Детство Никиты»// Толстой А. Н Собрание сочетаний: В 10-ти т. –Т. 3— М.: Худож. Лит. 1982. С.
  2.    Чэн Цзайси «Опыт творчества Алексей Толстого»// Общество и наука. 1979. 30 июни. С. 162–166.
  3.    Лянь Цзя «Алексей Толстой и Русский характер»// Литература России. 1981. 29 августы. С. 125–126.
  4.    Чжу Вэнь «Первый настоящий исторический роман—Пётр первый»// Исследование иностранной литературы. 1986. 2 апреля. С. 10–43 в.
  5.    Чжу вэнь «Хождение по мукам Алексей Толстого»// Журнал Шанхайского педагогического университета. 1986. 2 апреля. С. 102–106.
  6.    Кэ Вин «Образ чудаки в творчестве первого периода Алексей Толстого»// Филология. 1990. 2 марты. С. 10–15.
  7.    Чжан вэньюй «Настойчивый характер, красивая душа—Русский характер»// Художественный анализ известных произведений. 2001. 28 марты. С. 83–85.
  8.    Цзэн Сыи «Мир детства и человечность — Детство Никиты»// Исследование литературы. 2007. февраль. С. 114–119.
  9.    Дай Кэкэ «Об огромном реализме Алексей Толстого»// Художественный анализ известных произведений. 2010. 1 февраля. С. 132–134.

moluch.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>