Чонкина кто написал


Владимир Войнович - Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. Перемещенное лицо

Владимир Войнович

Перемещенное лицо

Мне кажется, я заслужил место в книге рекордов. Этот роман писался без одного года полвека. В 1958 задуман, в 2007-м окончен. Задуман был сразу как эпическое, растянутое во времени сочинение. Отсюда и название «Жизнь и необычайные приключения». Меня все время удивляло, почему, читая книгу в том виде, в каком она была, ни один человек не спросил: «Приключения-то есть, а где же жизнь?» Жизни в первых двух книгах было всего-то лето и начало осени 1941 года.

В самом начале, замыслив роман, я сочинял его больше в уме, думал о разных поворотах сюжета, комических ситуациях, пересказывал их своим друзьям и тем удовлетворялся. Записывать не спешил, полагая, что времени впереди много. Его и в самом деле выпало достаточно, но не всякое оказалось пригодным для спокойного сочинительства. Мне кажется, что писать нечто эпическое можно только в эпическом состоянии духа, а оно у меня с конца шестидесятых годов и, по крайней мере, до середины восьмидесятых было не таковым. Ядерная сверхдержава объявила мне войну, пытаясь остановить, как говорится, мое перо. Когда в Союзе писателей меня учили уму-разуму, писатель Георгий Березко нервически взывал: «Войнович, прекратите писать вашего ужасного Чонкина». В КГБ меня настойчиво просили о том же, приведя более веские аргументы в виде отравленных сигарет.

Меня не посадили, но создали условия, способствовавшие больше сочинению не эпического полотна, а открытых писем то гневных, то язвительных, которыми я время от времени отбивался от нападавших на меня превосходящих сил противника. Я не оставлял своих попыток продолжения главного дела, но, раздраженный постоянными уколами и укусами своих врагов, все время сбивался на фельетонный стиль, на попытки карикатурно изобразить Брежнева или Андропова, хотя эти люди как характеры и прототипы возможных художественных образов никакого интереса не представляли. Они заслуживали именно только карикатуры и ничего больше, но роман-то я задумал не карикатурный.

Кстати сказать, я обозначил когда-то жанр сочинения как роман-анекдот, из чего некоторые критики сделали разнообразные выводы, но это обозначение было просто уловкой, намеком, что вещь-то несерьезная и нечего к ней особенно придираться.

Покинув пределы СССР, а потом вернувшись в него освобожденным от постоянного давления, которому подвергался долгие годы, я много раз пытался вернуться к прерванной работе, исписал несколько пачек бумаги и почти все написанное выбросил. Ничего у меня не получалось. И сюжет складывался вымученный, и фразы затертые, что меня ужасно мучило и удивляло. Я думал, как же это так, ведь еще недавно было же во мне что-то такое, что привлекало внимание читающей публики. И все-таки, продолжая свои усилия, я снова и снова с тупым упорством толкал свой камень в гору.

Некоторые мои читатели убеждали меня, что «Чонкин» и так хорош и продолжения не требует, но я, написав две первые книги, чувствовал, что не имею права умереть, не закончив третью. Мое состояние можно было бы сравнить с состоянием женщины, которая, выносив тройню, родила только двоих, а третий остался в ней на неопределенное время.

Был момент, когда мне вдруг совсем надоело «искусство ставить слово после слова» (Б. Ахмадулина), и я вообще бросил писать, сменив перо (точнее, компьютер) на кисть. Сорок лет подряд я хорошо ли, плохо ли, но писал что-нибудь практически каждый день. Никогда не испытывал недостатка в сюжетах и образах, а тут как отрезало. Ни образов, ни сюжетов. Текущая перед глазами жизнь не возбуждает потребности как-нибудь ее отразить. Рука не тянется к перу, перо к бумаге, и компьютер покрылся пылью. Потом я вернулся в литературу только частично: писал публицистику и мемуары. Они тоже, кстати, давались с трудом. А уж пытаясь сочинить хотя бы небольшой рассказ, и вовсе чувствовал полную беспомощность начинающего. Как будто никогда ничего не писал.

В конце концов я решил, что, наверное, все, колодец исчерпался и нечего зря колотить ведром по пустому дну. И с мыслью об окончании «Чонкина» тоже пора проститься.

Высшие силы оказались ко мне снисходительны и позволили дожить до момента, когда я с радостью понял, что приговор, вынесенный мне мною самим, оказался преждевременным.

Тут я позволю себе отвлечься на лирику и посвятить читателя в некоторые подробности моей личной жизни. Будучи сторонником брака на всю жизнь, я тем не менее до недавнего времени был женат дважды. С первой женой через восемь лет разошелся, со второй прожил сорок лет до ее последнего вздоха. Так получилось, что первая книга «Чонкина» была написана при одной жене, вторая при другой. Их присутствие в моей жизни так или иначе влияло на эту работу, которая в осуществленном виде временами сильно осложняла жизнь мою и моих жен, деливших со мной все последствия моих замыслов и поступков. Поэтому я решил, что правильно поступлю, если посвящу, хотя бы задним числом, первую книгу памяти Валентины, а вторую Ирины.

Ирина умирала долго и тяжело. А когда все кончилось, я почувствовал полное опустошение, апатию и стал просто чахнуть. То есть как-то жил, что-то делал, писал что-то вялое, но не получал от этого да и от самого своего существования никакого удовольствия. Меня вернула к жизни Светлана, тоже какое-то время тому назад потерявшая самого близкого человека. Будучи существом жертвенным, она привыкла всегда о ком-то заботиться и, утратив предмет главной заботы, находилась в похожем на мое состоянии. Мне кажется, мы оба вовремя нашли друг друга.

Светлана окружила меня таким физическим и душевным комфортом, что мне ничего не осталось, как восстать из пепла. Я понял, что опять желаю жить, писать и, что интересно, даже могу это делать. Там, в колодце, оказывается, что-то все-таки накопилось. Я стер пыль с компьютера и остервенело застучал по клавишам, испытывая необычайное, давно забытое вдохновение. На семьдесят пятом году жизни я работал, как в молодости. Путал день с ночью, поспешая за героями, которые, как раньше, сами себя творили. Могу сказать уверенно, что без Светланы этого бы не случилось. Поэтому третью книгу я по справедливости и с любовью посвящаю ей.

Часть первая

Вдова полковника

Присвоение Ивану Кузьмичу Дрынову очередного генеральского звания и звания Героя Советского Союза, естественно, привлекло к себе внимание советских журналистов. Тем более что случилось это в начале войны, когда Красная Армия на всех фронтах отступала и генералов чаще расстреливали, чем награждали. А тут генерал оказался обласкан властью, и ходили слухи, что лично товарищ Сталин пил с ним чуть ли не на брудершафт. Конечно, журналисты кинулись к генералу со всех сторон, но расторопнее всех оказался, как всегда, корреспондент «Правды» Александр Криницкий, уже писавший о подвигах Дрынова. Будучи лично знакомым с генералом и представляя главную партийную газету, он прежде других добился у Дрынова повторного приема. Прием состоялся в подмосковном санатории, куда генерал был послан для короткого отдыха и восстановления сил.

libking.ru

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина - это... Что такое Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина?

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — роман-анекдот Владимира Войновича.

Первая, и самая известная книга трилогии (позже получившая название «Лицо неприкосновенное»), написана в 1963—1969 годах.

Впоследствии авторский замысел развился во вторую («Претендент на престол», 1979) и третью («Перемещённое лицо», 2007) книги о Чонкине.

Сюжет

Книга первая. «Лицо неприкосновенное»

Действие первой части романа происходит в 1941 году в СССР, перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового.

В воинской части неподалёку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью, далёкой от образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, занимаясь тем, что убирает навоз. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне Красное.

Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с почтальоном Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре. Начинается война и о Чонкине с его самолётом благополучно забывают. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки «гибрида помидора и картофеля» местного самодеятельного селекционера Гладышева, убеждённого последователя Т. Д. Лысенко. Мстительный колхозник написал на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Чонкин был легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюры. Генерал, удивлённый тем, что полк сражался с одним рядовым и девушкой, награждает его медалью. Но затем, увидев чекистов, отбирает медаль назад (выдирая её из гимнастёрки), и чекисты увозят Чонкина из деревни.

В это же время, в полном соответствии с тезисом Ф. Энгельса о том, что, как человек создал труд, так и труд создал человека, высказанным им в книге «Диалектика природы», мерин по кличке Осоавиахим становится человеком, после чего работать в колхозе отказывается. Вскоре он гибнет от шальной пули, а под копытом у него находят записку: «Прошу считать меня коммунистом».

Персонажи романа

  • Иван Чонкин — солдат РККА, рядовой.
  • Нюра — почтальон, колхозница, сожительница Чонкина.
  • Кузьма Матвеевич Гладышев — колхозный кладовщик и самодеятельный селекционер.
  • Афанасий Миляга — капитан НКВД, глава районного отделения НКВД.
  • Дрынов — генерал, командир дивизии.

Проблематика

Главный герой романа представляет собой сочетание Иванушки-дурачка — носителя народной нравственности и здравого смысла, и бравого солдата Швейка Ярослава Гашека. Конфликт, который возник вокруг публикации романа, главным образом проистекал из парадоксальной природы произведения. Маленький нелепый человек, рядовой солдат большой войны оказывается в центре событий, которые никак не соответствуют масштабам его личности.[2]

…сказка, вообще фольклор, сразу приходит в голову при размышлении об образе Чонкина, […]. Вероятно, в этом залог его успеха и долгой читательской жизни. Чонкин опирается на народный архетип. А это среди прочего значит, что и его, Чонкина, можно интерпретировать, видоизменять, использовать, как того же Иванушку Дурачка или Емелю. Пётр Вайль [2]

Работая над романом автор во многом опирался на фольклор и мифы, которые возникали вокруг армии и войны. Так описывает автор своего героя:

Чонкин не идиот, он обыкновенный простодушный человек, хотя немножко смахивает и на Швейка, и на Василия Тёркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет, и на Тиля Уленшпигеля. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши, обычные советские ситуации. Владимир Войнович [3]

Даже в конце 1980-х годов, с началом эпохи перестройки, горячая дискуссия вокруг романа не угасала. Автора обвиняли в издевательстве над идеалами, очернении облика советского солдата, который выиграл войну. В 2002 году Екатеринбургская епархия резко выступила против гастрольного показа спектакля «Иван Чонкин» в постановке Алексея Кирющенко, считая образ Чонкина оскорблением самого понятия армия и истории.[4][5]

История создания и публикация

Замысел романа появился у Владимира Войновича ещё в 1958 году с небольшого рассказа «Вдова полковника». Постепенно обдумывая роль главного персонажа, писатель начинает работу над романом. Первая часть книги («Лицо неприкосновенное») была закончена в 1970 году. Официально напечатать роман, являющийся откровенным вызовом системе, не представлялось возможным.[6]

Роман выходит в «самиздате» и подпольно перепечатывается и распространяется в СССР. В 1960-х годах Владимир Войнович вошёл в литературную и политическую оппозицию с властями.

Выпуск в 1975 году [1] первой части «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина» отдельной публикацией на Западе (издательство YMCA-Press[1]) стал окончательным приговором для карьеры Войновича — как члена Союза писателей СССР.

В 1979 году опубликована вторая часть романа: «Претендент на престол, или Дальнейшие приключения солдата Ивана Чонкина».

В конце 1980 года Войнович был выслан в ФРГ.

Впервые публикация сокращённой версии романа в СССР была осуществлена только с началом эпохи перестройки в журнале «Юность» (1988, № 12; 1989, № 1, 2).

В 2007 году вышла третья часть — «Перемещённое лицо», повествующая о послевоенной судьбе героев (по авторскому предисловию, приключений в первых двух книгах достаточно было, а тема жизни как раз осталась нераскрытой).

Адаптации

В конце 80-х Эльдар Рязанов страстно желал снять фильм по роману. Английские продюсеры навязывали на заглавную роль М. Барышникова, но режиссёр отказался.

Были сняты два фильма про Ивана Чонкина:

Кино- и театральными переложениями романа Войновича много лет занят Алексей Кирющенко. Студентом театрального училища, он поставил этюд по только что опубликованному в журнале «Юность» роману, а затем выпустил дипломный спектакль в Театре на Таганке. Последние несколько лет его новый антрепризный спектакль «Чонкин» прокатывается в разных уголках страны. В ролях: Анатолий Гущин (Чонкин), Александра Проскурина (Нюра), Яна Романченко (Нюра), Валерий Гаркалин (Миляга), Алексей Кирющенко (Бригадир Талдыкин, Миляга), Илья Бледный (Плечевой, Лейтенант НКВД Филипидзе, Младший лейтенант Букашев) [8]

  • «Самолёт Вани Чонкина» — инсценировка Юлия Кима, музыка В.Дашкевича [9].

Литература

Ссылки

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 См., напр.: Войнович В. Иван Чонкин и Никита Струве // Войнович В. Дело № 34840.
  2. ↑ 1 2 Радио «Свобода». Герои времени: Чонкин. — Автор и ведущий: Пётр Вайль. ссылка проверена 18 марта 2009
  3. ↑ Левин, Владимир. Привет от Чонкина: Интервью с Владимиром Войновичем // Мы здесь. ссылка проверена 18 марта 2009
  4. ↑ В Екатеринбургской епархии обиделись на Войновича // News.ru. 2002 22 февраля. ссылка проверена 18 марта 2009
  5. ↑ «Таганку» снова оклеветали // Московский комсомолец. 2002. 26 февраля.
  6. ↑ Бек, Татьяна. Владимир Войнович и его герои // Литература. 2000. № 24, июнь. С.2—3. ссылка проверена 18 марта 2009
  7. ↑ видео — Миляга, — А.Кирющенко, Младший лейтенант Букашев, — И. Бледный  (Проверено 1 августа 2009)
  8. ↑ Коновалова Е. Не Гаркалиным единым // Вечерний Красноярск. 2006. 6 декабря.
  9. ↑ видео — Юлий Ким читает своего «Чонкина», — Минск 1994  (Проверено 1 августа 2009)
  10. ↑ Шебеко, Лада Двадцать лет спустя… [: гастроли Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского // Театральный Петербург. 2001. 1 июля.
  11. ↑ Мать Чонкина неизвестна. Но трое признали себя его отцом [: гастрольный спекаткль во МХАТе им. Чехова ]
  12. ↑ Конькова, Татьяна. Сермяжная правда Вани Чонкина: О новом спектакле театра «Красный факел» «Как Иван Чонкин самолёт сторожил» // Вечерний Новосибирск. 2008. 28 февраля.
  13. ↑ видео представления  (Проверено 1 августа 2009)
  14. ↑ фото представления  (Проверено 1 августа 2009)
  15. ↑ «Самолёт Вани Чонкина»  (Проверено 1 августа 2009)
  16. ↑ фото представления  (Проверено 1 августа 2009)

dic.academic.ru

Чонкин - это... Что такое Чонкин?

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — роман-анекдот Владимира Войновича.

Первая, и самая известная книга трилогии (позже получившая название «Лицо неприкосновенное»), написана в 1963—1969 годах.

Впоследствии авторский замысел развился во вторую («Претендент на престол», 1979) и третью («Перемещённое лицо», 2007) книги о Чонкине.

Сюжет

Книга первая. «Лицо неприкосновенное»

Действие первой части романа происходит в 1941-м году в СССР перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового.

В воинской части неподалеку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью далёкой от образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, занимаясь тем, что убирает навоз. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне Красное.

Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с колхозницей почтальонкой Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре. Начинается война и о Чонкине с его самолётом благополучно забывают. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки картофеля местного самодеятельного селекционера Гладышева. Мстительный колхозник написал на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто. Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Советской Армии.

В это время, в полном соответствии с тезисом Ф. Энгельса о том, что, как человек создал труд, так и труд создал человека, высказанным им в книге «Диалектика природы», мерин по кличке Осоавиахим становится человеком, после чего работать в колхозе отказывается. Вскоре он гибнет от шальной пули, а под копытом у него находят записку: «Прошу считать меня коммунистом».

Персонажи романа

История создания и публикация

Замысел романа появился у Владимира Войновича ещё в 1958 году с небольшого рассказа «Вдова полковника». Постепенно обдумывая роль главного персонажа, писатель начинает работу над романом. Первая часть книги («Лицо неприкосновенное») была закончена в 1970 году. Официально напечатать роман являющийся откровенным вызовом системе не представлялось возможным. [2]

Роман выходит в «самиздате» и подпольно перепечатывается и распространяется в СССР. В 1960-х годах Владимир Войнович вошёл в литературную и политическую оппозицию с властями.

Выпуск в 1975 году [1] первой части «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина» отдельной публикацией на Западе (издательство YMCA-Press[1]) стал окончательным приговором для карьеры Войновича, как члена Союза писателей СССР. В конце 1980 года Войнович был выслан в ФРГ.

Впервые публикация сокращённой версии романа в СССР была осуществлена только с началом эпохи перестройки в журнале «Юность» (1988, № 12; 1989, № 1, 2).

В 1979 году опубликована вторая часть романа: «Претендент на престол, или Дальнейшие приключения солдата Ивана Чонкина».

В 2007 году вышла третья часть «Перемещенное лицо» повествующая о послевоенной судьбе героев.

Проблематика

Главный герой романа представляет собой сочетание Иванушки-дурачка — носителя народной нравственности и здравого смысла, и бравого солдата Швейка Ярослава Гашека. Конфликт, который возник вокруг публикации романа, главным образом проистекал из парадоксальной природы произведения. Маленький нелепый человек, рядовой солдат большой войны оказывается в центре событий, которые никак не соответствуют масштабам его личности. [3]

…сказка, вообще фольклор, сразу приходит в голову при размышлении об образе Чонкина, […]. Вероятно, в этом залог его успеха и долгой читательской жизни. Чонкин опирается на народный архетип. А это среди прочего значит, что и его, Чонкина, можно интерпретировать, видоизменять, использовать, как того же Иванушку Дурачка или Емелю. Пётр Вайль [3]

Работая над романом автор во многом опирался на фольклор и мифы, которые возникали вокруг армии и войны. Так описывает автор своего героя:

Чонкин не идиот, он обыкновенный простодушный человек, хотя немножко смахивает и на Швейка, и на Василия Тёркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет, и на Тиля Уленшпигеля. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши, обычные советские ситуации. Владимир Войнович [4]

Даже в конце 1980-х годов, с началом эпохи перестройки, горячая дискуссия вокруг романа не угасала. Автора обвиняли в издевательстве над идеалами, очернении облика советского солдата, который выиграл войну. В 2002 году Екатеринбургская епархия резко выступила против гастрольного показа спектакля «Иван Чонкин» в постановке Алексея Кирющенко, считая образ Чонкина оскорблением самого понятия «армия» и истории. [5] [6]

Адаптации

  • В конце 80-х страстно желал снять фильм по роману Эльдар Рязанов. Английские продюсеры навязывали на заглавную роль М. Барышникова, — режиссёр отказался.

видео — Миляга, — А.Кирющенко, Младший лейтенант Букашев, — И. Бледный: молодой лейтенан уверен что взял немецкого языка, а на самом деле…, — Отрывок из романа

  • Кино- и театральными переложениями романа Войновича много лет занят Алексей Кирющенко. Студентом театрального училища, он поставил этюд по только что опубликованному в журнале «Юность» роману, а затем выпустил дипломный спекаткль в Театре на Таганке. Последние несколько лет его новый антрепризный спекаткль «Чонкин» с успехом прокатывается в разных уголках страны. В ролях: Анатолий Гущин (Чонкин), Александра Проскурина (Нюра), Яна Романченко (Нюра), Валерий Гаркалин (Миляга), Алексей Кирющенко (Бригадир Талдыкин, Миляга), Илья Бледный (Плечевой, Лейтенант НКВД Филипидзе, Младший лейтенант Букашев) [7]
  • «Самолёт Вани Чонкина» — Юлия Кима, муз. В.Дашкевича

видео — Юлий Ким читает своего «Чонкина», — Минск, 1994

фото

видео

  • «Золотую маску» 2008 в номинации «Лучший мюзикл» получил спектакль Хабаровского краевого музыкального театра «Самолёт Вани Чонкина» (премьера — 3 марта 2007). Режиссёр: Владимир Оренов. В ролях:  — Денис Желтоухов (Чонкин), Владлен Павленко (Кузьма Матвеевич Гладышев, «Золотая маска—2008», «Лучшая мужская роль в оперете / мюзикле» — фото)

видео 1 — «Самолёт Вани Чонкина»

видео 2 — «Самолёт Вани Чонкина»

Примечания

Библиография

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Иван Чонкин - это... Что такое Иван Чонкин?

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — роман-анекдот Владимира Войновича.

Первая, и самая известная книга трилогии (позже получившая название «Лицо неприкосновенное»), написана в 1963—1969 годах.

Впоследствии авторский замысел развился во вторую («Претендент на престол», 1979) и третью («Перемещённое лицо», 2007) книги о Чонкине.

Сюжет

Книга первая. «Лицо неприкосновенное»

Действие первой части романа происходит в 1941-м году в СССР перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового.

В воинской части неподалеку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью далёкой от образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, занимаясь тем, что убирает навоз. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне Красное.

Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с колхозницей почтальонкой Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре. Начинается война и о Чонкине с его самолётом благополучно забывают. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки картофеля местного самодеятельного селекционера Гладышева. Мстительный колхозник написал на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто. Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Советской Армии.

В это время, в полном соответствии с тезисом Ф. Энгельса о том, что, как человек создал труд, так и труд создал человека, высказанным им в книге «Диалектика природы», мерин по кличке Осоавиахим становится человеком, после чего работать в колхозе отказывается. Вскоре он гибнет от шальной пули, а под копытом у него находят записку: «Прошу считать меня коммунистом».

Персонажи романа

История создания и публикация

Замысел романа появился у Владимира Войновича ещё в 1958 году с небольшого рассказа «Вдова полковника». Постепенно обдумывая роль главного персонажа, писатель начинает работу над романом. Первая часть книги («Лицо неприкосновенное») была закончена в 1970 году. Официально напечатать роман являющийся откровенным вызовом системе не представлялось возможным. [2]

Роман выходит в «самиздате» и подпольно перепечатывается и распространяется в СССР. В 1960-х годах Владимир Войнович вошёл в литературную и политическую оппозицию с властями.

Выпуск в 1975 году [1] первой части «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина» отдельной публикацией на Западе (издательство YMCA-Press[1]) стал окончательным приговором для карьеры Войновича, как члена Союза писателей СССР. В конце 1980 года Войнович был выслан в ФРГ.

Впервые публикация сокращённой версии романа в СССР была осуществлена только с началом эпохи перестройки в журнале «Юность» (1988, № 12; 1989, № 1, 2).

В 1979 году опубликована вторая часть романа: «Претендент на престол, или Дальнейшие приключения солдата Ивана Чонкина».

В 2007 году вышла третья часть «Перемещенное лицо» повествующая о послевоенной судьбе героев.

Проблематика

Главный герой романа представляет собой сочетание Иванушки-дурачка — носителя народной нравственности и здравого смысла, и бравого солдата Швейка Ярослава Гашека. Конфликт, который возник вокруг публикации романа, главным образом проистекал из парадоксальной природы произведения. Маленький нелепый человек, рядовой солдат большой войны оказывается в центре событий, которые никак не соответствуют масштабам его личности. [3]

…сказка, вообще фольклор, сразу приходит в голову при размышлении об образе Чонкина, […]. Вероятно, в этом залог его успеха и долгой читательской жизни. Чонкин опирается на народный архетип. А это среди прочего значит, что и его, Чонкина, можно интерпретировать, видоизменять, использовать, как того же Иванушку Дурачка или Емелю. Пётр Вайль [3]

Работая над романом автор во многом опирался на фольклор и мифы, которые возникали вокруг армии и войны. Так описывает автор своего героя:

Чонкин не идиот, он обыкновенный простодушный человек, хотя немножко смахивает и на Швейка, и на Василия Тёркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет, и на Тиля Уленшпигеля. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши, обычные советские ситуации. Владимир Войнович [4]

Даже в конце 1980-х годов, с началом эпохи перестройки, горячая дискуссия вокруг романа не угасала. Автора обвиняли в издевательстве над идеалами, очернении облика советского солдата, который выиграл войну. В 2002 году Екатеринбургская епархия резко выступила против гастрольного показа спектакля «Иван Чонкин» в постановке Алексея Кирющенко, считая образ Чонкина оскорблением самого понятия «армия» и истории. [5] [6]

Адаптации

  • В конце 80-х страстно желал снять фильм по роману Эльдар Рязанов. Английские продюсеры навязывали на заглавную роль М. Барышникова, — режиссёр отказался.

видео — Миляга, — А.Кирющенко, Младший лейтенант Букашев, — И. Бледный: молодой лейтенан уверен что взял немецкого языка, а на самом деле…, — Отрывок из романа

  • Кино- и театральными переложениями романа Войновича много лет занят Алексей Кирющенко. Студентом театрального училища, он поставил этюд по только что опубликованному в журнале «Юность» роману, а затем выпустил дипломный спекаткль в Театре на Таганке. Последние несколько лет его новый антрепризный спекаткль «Чонкин» с успехом прокатывается в разных уголках страны. В ролях: Анатолий Гущин (Чонкин), Александра Проскурина (Нюра), Яна Романченко (Нюра), Валерий Гаркалин (Миляга), Алексей Кирющенко (Бригадир Талдыкин, Миляга), Илья Бледный (Плечевой, Лейтенант НКВД Филипидзе, Младший лейтенант Букашев) [7]
  • «Самолёт Вани Чонкина» — Юлия Кима, муз. В.Дашкевича

видео — Юлий Ким читает своего «Чонкина», — Минск, 1994

фото

видео

  • «Золотую маску» 2008 в номинации «Лучший мюзикл» получил спектакль Хабаровского краевого музыкального театра «Самолёт Вани Чонкина» (премьера — 3 марта 2007). Режиссёр: Владимир Оренов. В ролях:  — Денис Желтоухов (Чонкин), Владлен Павленко (Кузьма Матвеевич Гладышев, «Золотая маска—2008», «Лучшая мужская роль в оперете / мюзикле» — фото)

видео 1 — «Самолёт Вани Чонкина»

видео 2 — «Самолёт Вани Чонкина»

Примечания

Библиография

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>