Бухучет кто придумал


Что такое бухгалтерский учет?

Когда я был студентом младших курсов и на вопрос: «На кого учишься?», отвечал «бухгалтерия», то часто сталкивался с такими классическими реакциями: «фууу, вся жизнь одни циферки», «на бухучете же одни девчонки», и контрольное — «Что больше никуда не взяли?». Обычно я на это говорил, что мне нравится, и я хочу еще. Классическое «совковое» представление о бухгалтерии — это когда сидят тетки, пьют чай с печеньем и не работают. Так вот, это не про всех.

Бухгалтерский учет — это профессия, которая требует от человека самодисциплины и самоконтроля, ответственности за свою работу, внимательности и не терпит неконкретности — это техническая профессия. Бухгалтеру постоянно требуется повышать своё образование — выходят новые законы, новые поправки и иные нормативные акты. В работе наблюдается очень высокий процент преемственности учета — закон как известно обратной силы не имеет — то, что было актуально до 01.07.2008, потеряло свою актуальность сейчас — старые объекты необходимо учитывать по-старому, а новые — по-новому.

Как известно, самая известная дорога — короткая. Поэтому для того, чтобы понять, что же такое бухгалтерский учет, можно попробовать обратиться в википедию. Ведь, как известно, навикипеденный человек эрудированнее нагугленного.

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет представляет собой механизм отражения фактов хозяйственных операций для целей налогообложения и управления (далее «коммерческой деятельности»).

Иными словам, бухгалтерский учет — это когда и налоги, и зарплата, и покупки, и продажи и все-все остальные ходы записаны.

Бухгалтерский учет придумал Лука Пачоли, итальянский монах и математик, живший на рубеже XV и XVI веков. Будучи ребенком он помогал одному купцу вести деловые записи, позднее деловой учет стал его ремеслом. Книга «Трактат о счетах и записях» принесла Луке широкую известность. Пачоли был очень активен и описывал массу идей, нашедших применение в бухучете. Но особенного внимания заслуживают его «Главная Книга» и «Двойная Запись».

«Главная Книга» — это действительно самая главная бухгалтерская книга, в которую внесена вся деловая история фирмы. Это сводный журнал истории (аналитический регистр), который содержит информацию о всей коммерческой деятельности организации. На современном языке — это журнал регистрации хозяйственных операций. Покупка, продажа, производство, зарплата — это все хранится в бухгалтерских книгах.

«Двойная запись» («Венецианская запись») — это когда в одной строчке пишут что взяли и куда положили, то есть и записывают и Дебет (Дт) и Кредит (Кт) бухгалтерской проводки. Двойная запись позволяет видеть «начало» и «конец» бухгалтерской проводки, с какого счета деньги ушли — и на какой счет пришли.

К примеру, 11.09.2010 двести рублей были перечислены в кассу с расчетного счета. В бухгалтерии это выглядит так: Дт 50/1 («Касса организации») — Кт 51 («Расчетный счет») 200 р. Таким вот образом и производятся бухгалтерские проводки.

Андрей Копеев

Поделиться 21

newslab.ru

Кто изобрел двойную бухгалтерию?

Применяемая в бухгалтерии, в том числе в современной бухгалтерии, двойная запись – одна из старейших информационных технологий. Между тем, кто ее изобрел, совершенно не известно. У меня на этот счет собственная гипотеза. Она обнародована несколько лет назад, но тираж книги незначителен – не думаю, что хотя бы десяток хабравчан с ней ознакомились. Остальным разве не любопытно? Чтобы придать посту должную интригу, сообщу, что к изобретению двойной бухгалтерии приложила руку поросль молодых и талантливых древнеримских айтишников. Изображение одного из них, за ноутбуком допотопной модели, прилагается.

Ладно, про древнеримского программиста я пошутил. Какой же он древнеримский, когда древнегреческий? Однако про двойную бухгалтерию – никаких шуток. От нее столько людей плачут горючими слезами, что шутить язык не поворачивается. Для тех счастливчиков, которые от двойной бухгалтерии далеки, объясняю ситуацию. Основателем двойной бухгалтерии считается Лука Пачоли, опубликовавший в 1494 г. первый бухгалтерский труд под названием «Трактат о счетах и записях». Монах-математик ни дня не проработал бухгалтером и имел к бухгалтерии весьма отдаленной отношение, что очень заметно по трактату, читать который попросту скучно, как скучно читать большинство современных бухгалтерских учебников. Одно это указывает, что Пачоли был не автором методики, а элементарным компилятором (что в те времена не считалось зазорным). Большинство историков учета склоняется к мнению, что действительный изобретатель остался неизвестным: так, какой-нибудь средневековый купец или все купеческое семейство, десятилетия или даже века хранившее технологию в секрете от конкурентов. Или даже не средневековое семейство, а более древнее – древнеримское, к примеру. Скажу сразу, что также склоняюсь к древнеримскому варианту. Однако тут надо понимать, в чем основная сложность. Сложность не в том, чтобы добыть какие-то письменные доказательства изобретения двойной записи – таких, вероятно, не сохранилось, – а в том, чтобы понять, для каких целей была изобретена двойная запись. Назначение двойной записи – в истории ее изобретения самое загадочное! Сама по себе двойная запись – довольно цельная и плотно сбитая технология. Она обладает набором известных преимуществ и набором не менее известных недостатков, но то, что двойная запись является технологией, отрицать невозможно. Но – всякая технология для чего-то предназначена, а двойная запись словно ни для чего не предназначена: технология сама по себе, словно инопланетная. Представьте свалившийся с неба прибор: провода, датчики, клеммы и разъемы какие-то, и даже более-менее ясно, как работает… а предназначение в целом фиг разребешь. Вот и с двойной записью та же история. Устройство ее довольно хитрое, но если в двух словах, выглядит так. Имеются две неравные величины: А (актив) и П (пассив). Если из А вычесть П, получится разница, само собой разумеется. Назовем разницу К (капиталом). Берем формулу (т.н. балансовое уравнение):

А – П = К

Переносим П в правую часть, получаем:

А = К + П

Только посмотрите, как круто вышло! Теперь, если мы начнем регистрировать величины А и П (в чем заключается цель бухгалтерии), но вместе с ними начнем также регистрировать (не вычислять, как напрашивается, а именно регистрировать!) разницу между ними К (капитал), то образуется двойная запись с ее дебетом и кредитом и общей для них суммой проводки. Дебет-кредит, совмещенные в одной бухгалтерской проводке, – это добавление к равным величинам равных величин, то же с вычитанием. Что получится в таком случае? Одинаковые величины и получатся, что еще может получиться?! Нехитрая такая арифметика за первый класс, но зачем она – эта самая бухгалтерская балансировка – была придумана и внедрена в практику, вот в чем вопрос? Объясняют по-разному, но каждый раз неубедительно: то ли для проверки бухгалтерских книг, то ли для подсчета капитала, то ли в связи в появлением акционерных компаний. Причины, с моей точки зрения, все неубедительные. В России о двойной записи узнали в конце XVIII в., еще полвека двойной записи потребовалось для внедрения в практику, однако и до той поры русские вели бухгалтерию: издавались нормативные акты, заполнялись ведомости, пересчитывалось имущество. Бухгалтерия была, а двойной записи, представьте, не было! Вот я и выдвинул собственную гипотезу, объясняющую, на кой ляд потребовалось вместе с А (активами) и П (пассивами) регистрировать также К (капитал). По моей версии, двойная запись была изобретена в Древнем Риме, в связи с проведением цензов (тут я не оригинален). Ценз – перепись населения, проводившаяся раз в 5 лет. Сам ценз проходил следующим образом. Каждый юридически самостоятельный гражданин под клятвой сообщал сведения о себе: полное имя, место рождения, имя отца или (для вольноотпущенных рабов) бывшего хозяина, возраст и подлежащую обложению налогом собственность. На основании собственности, которой владел римлянин, ему присваивался тот или иной цензовый разряд, а в целом – определялись его права и привилегии. Ну и замечательно, но при чем здесь двойная бухгалтерия? А вот при чем. В справочниках написано, что ответственными за проведение в Древнем Риме цензов являлись цензоры, избиравшиеся из числа консуляров (бывших консулов). Цензоры имели право сократить число гражданских прав, которыми пользовался римлянин по результатам ценза, даже вывести сенатора из состава сената имели право. При этом, как утверждают справочники, в расчет принимались не только чисто политические и административные соображения, но и личная жизнь каждого гражданина, то есть цензоры брали на себя функцию блюстителей нравственности. Ну и как вам чиновник с подобными широченными полномочиями, представили? Мне не удалось установить, имели ли право цензоры умалять римлян в гражданских правах только во время проведения цензов или между ними, то есть на постоянной основе, но сильно подозреваю, что имели. Иначе каким образом государственные мужи могли наблюдать за нравственностью сограждан, если цензы проходили раз в пять лет? Статус чиновника с такими содержательными функциями, как у цензора, должен был поддерживаться постоянно, поэтому полномочия цензора обязаны были включать текущую ревизию цензовых списков. Обоснованное предположение? Мне кажется, обоснованное. Тогда сообразите, каким образом цензоры могли ревизовать списки римских граждан в перерывах между цензами. Суть ревизии, при любых ее национальных особенностях и юридических оформлениях, могла сводиться к одному: к римскому гражданину заявлялся цензор, с целью проверки его имущественного состояния – не забудем, что ревизия цензовых списков римских граждан предполагала в первую очередь проверку имущественного состояния, а потом остальное. По результатам имущественной проверки и сопутствующих ей наблюдений цензор определял: является ли поведение данного римского гражданина нравственным? не следует ли умалить данного римлянина в правах? достоин ли он принадлежать к известной социальной прослойке? Если я прав, становится понятным тот кнут, которым древних римлян заставляли вести домашний письменный учет: цензоры. Приходим к выводу, что каждый законопослушный римлянин, из страха перед посещением цензора, вел учет домашнего имущества. Это еще не объясняет изобретение двойной записи, но приближает к ней, особенно если выяснить, какой письменный учет могли вести древние римляне во времена проведения цензов. Главное даже не какой, главное – на каком носителе. В Древнем Риме, если верить современным справочникам, использовались следующие носители информации: папирус, деревянные дощечки, пергамент, кора дерева, глиняные черепки, штукатурка. На котором же из информационных носителей почтенные отцы римских семейств вели домашний учет и каким непостижимым образом используемый носитель связан с изобретением двойной записи? Каким же носителем пользовались древние римляне для письменного учета домашнего имущества? Кору дерева, глиняные черепки и штукатурку отметаем сразу: это просто сложно представить. Предполагаю, что папирус не использовался римлянами для выполнения учетных записей по той причине, что был дороговат все-таки. На протяжении древнего периода папирус являлся основным писчим материалом для стран Средиземноморья, но только при выполнении некоторых видов писчих работ: допустим, литературные тексты на папирусных свитках записывались и юридические договоры составлялись, а ежедневные хозяйственные записи – нет, в целях экономии. Иначе хозяйственные папирусы сохранились бы в массовых количествах, но их не сохранилось: значит, попросту не было. Тогда пергаментные кодексы, который в качестве информационного носителя куда более долговечней и привлекательней папирусных свитков? Тоже навряд ли. Пергамент был дороже папируса – кожа крупного рогатого скота все-таки! – поэтому его применение в домашнем учете выглядит еще менее вероятным. Во-вторых, применение пергамента не проходит по хронологии. Для уяснения последовательности событий я составил следующую хронологию. Прикиньте сами, что и когда, если верить официальным справочным данным, происходило.

3 тыс. до н.э. – первые сохранившиеся папирусы;

578-534 гг. до н.э. – учреждение цензов, первоначально имущественных; середина 5 в. до н.э. – значение цензов сильно возросло; 443 г. до н.э. – введена должность цензора; 312 г. до н.э. – проведение первого денежного ценза; ок. 180 г. до н.э. – начало производства пергамента; середина 1 в. до н.э. – должность цензора ликвидирована; 74 г. н.э. – отмена цензов; 1 в. н.э. – достоверно засвидетельствовано существование кодексов; 2 в. н.э. – изобретение бумаги; 4-5 вв. н.э. – свиток начал вытесняться кодексом; 8 в. н.э. – проникновение бумаги в Европу. 11 в. н.э. – прекращение использования папируса в качестве писчего материала. Пергамент начал производиться через сто с лишним лет после проведения первого денежного ценза и за два с половиной века до их отмены. Пока производство пергамента было налажено, что вряд ли произошло быстро, цензы начали приходить в упадок… а принимая во внимание дороговизну пергамента… и то, что пергаментные кодексы появились при отмене цензов… Очень сомнительно, чтобы жившие во времена цензов древние римляне пользовались для ведения домашнего учета пергаментом. Если историки не врут, и домашний учет в Древнем Риме, осуществляемый во времена цензов, все-таки был письменным, остается предположить, что велся он на диптихах – складывающихся из двух частей письменных дощечках, покрытых слоем воска: письмо на них могло быть нацарапано грифелем, а затем стерто. (Рисунок на древнегреческой вазе изображает не ноутбук, а письменный прибор диптих… как вы догадались, конечно). Сколько требовалось диптихов для записи имущества одной семьи? Давайте сообразим. Если допустить, что на одном диптихе могло быть записано не более сорока строк (двадцать на одной доске и двадцать на другой – а что, думаете, больше умещалось? это по навощенной-то поверхности острой палочкой?), а общее количество записей составляло, положим, тысячу (хозяйственная утварь, домашние животные, рабы и т.п.), получается двадцать пять диптихов… размером с ноутбук. Как вам понравится ведение компактного домашнего учета, не самой большой семьи, на двадцати пяти ноутбуках?

В пользу предположения, что домашний учет велся на диптихах, говорит дружное упоминание историками особой счетной комнаты (tablinum) для хранения домашних учетных документов. Термин tablinum – «архив» является этимологически родственным tabula – «доска, плита, таблица», и tabella – «дощечка, планка». Так какие информационные носители хранились древними римлянами в tablinum-ах? Неужто папирусы или пергаменты?

И самое важное. При проведении ценза римлянин присягал о величине (общем стоимостном остатке), но не об имущественных оборотах. Из определения цензов в справочниках никак не следует, что древнеримское законодательство обязывало вести граждан приходо-расходный учет… и где доказательства того, что древние римляне его действительно вели, как это безосновательно предполагается большинством историков? Разница между приходо-расходным учетом и учетом сальдо (остатков), надеюсь, ясна: в первом случае записывается, сколько имущества из хозяйства выбыло и сколько поступило (приход-расход), а во втором случае регистрируются только наличные имущественные остатки на текущую дату. Для сальдового учета возможность добавлять поверх старых записей новые было весьма полезно и желательно. Для ежедневного чернового учета нужно было что-то недорогое и нерасходуемое, а простая навощенная доска была, без сомнения, доступным и распространенным материалом, и ее не требовалось выбрасывать при обновлении записи. Тут-то все и сходится в одну плотную логическую точку: сам довольно непривычный для сегодняшнего дня факт ведения домашнего учета; сальдовый учет, который римляне имели возможность осуществлять на доступных им носителях; множественность потребных для учета информационных носителей; цензоры, имевшие право под предлогом цензовой проверки вторгаться в римское жилище; и служащая предметом нашего рассмотрения двойная запись. Как вы думаете, стал бы высокий чиновник, заявившийся в римский дом для ревизии имущественного состояния, пересчитывать учетные показатели, запечатленные на десятках, а возможно, и сотнях диптихов? Нникакой нормальный чиновник, в том числе древнеримский, на такое с его точки зрение издевательство не согласился бы. Как вы вообще представляете себе диалог между цензором и подвергшимся цензовой проверке римлянином?

«Здравствуйте, я цензор, мне нужна общая стоимость вашего имущества». «Двадцать мин». «Чем можете подтвердить?»

«А вон у меня в tablinum-ме девяносто диптихов валяется. Хотите – пересчитывайте».

Нет, цензор потребовал бы первоначально ознакомиться с общей цифрой текущего имущественного состояния, чтобы затем, при сомнениях в достоверности учетных данных, приступить к детальной проверке. Ждать, пока ревизуемый хозяин семейства суммирует тысячу и более цифр, цензор тоже не согласился бы, возжелав, чтобы итоговый показатель ему предъявили немедленно. Откуда подвергшемуся цензовой проверке римлянину было, по первому требованию цензора, взять требуемый показатель? Понятно, что показатель должен был быть подсчитан заранее, то есть находиться в вычисленном состоянии постоянно, на случай нежданного визита. В принципе, исполнить цензорское требование довольно просто, нужно всего лишь вместе с остатками по каждой имущественной позиции иметь подсчитанную итоговую сумму. Если цензор удовлетворится итоговой суммой, тем лучше, а не удовлетвориться – пускай лично осуществляет арифметическую проверку по имеющимся диптихам. Потребовать от проверяемого большего, сами понимаете, невозможно. Я предполагаю, что римлянин, осуществлявший домашний учет, вместе с остатками своего имущества на текущую дату записывал на диптихе итоговую сумму – ту самую, в которой он присягал во время ценза. При изменении имущественного состоянии римлянин затирал устаревшую запись и вносил новую, но вместе с тем – на случай визита цензора – держал отдельный диптих с итоговой суммой своего имущества. Ничего невыполнимого, правда? Цензор требует общую сумму, а глава семейства вежливо отвечает:

«Пожалуйста, вот она у меня на итоговом диптихе значится».

Не поняли? Давайте еще раз. Римлянину, регистрировавшему изменения имущественных остатков на диптихах, было непрактично заново пересчитывать однажды вычисленный итог, поэтому римлянин мог действовать и наверняка действовал другим способом: не пересчитывал общий итог по показателям, записанным на нескольких (десятках или сотнях) диптихов, а вносил равноценные изменения лишь в изменившиеся показатели, в том числе в общий итог, тем самым существенно упрощая себе арифметические расчеты. Попросту говоря, римлянин выполнял бухгалтерскую проводку! Так, по моему мнению, и возникла двойная запись, с ее учетом наряду с реальными объектами (А – активами, и П – пассивами) общего стоимостного итога (К – капитала) и вытекающими из двойной записи методологическими последствиями, еще не вполне очевидными, но уже узнаваемыми. Когда цензор заявлялся в римский дом, хозяин предъявлял ему в качестве документального свидетельства своего имущественного положения складированные в tablinum диптихи: сначала тот, на котором был записан итоговый результат, а при необходимости более тщательной проверки остальные диптихи, на которых фигурировали остатки по каждому виду имущества. Диалог между хозяином семейства и цензором выглядел уже другим, нежели представленным ранее, образом:

«Здравствуйте, я цензор, мне нужна общая стоимость вашего имущества». «Двадцать тысяч сестерциев». «Предъявите итог». «Вот, пожалуйста, мой итоговый диптих. Убедитесь сами, что в нем записано: двадцать тысяч сестерциев, копеечка в копеечку». «Цифра вызывает у меня сомнения. В частности, сомневаюсь, что ваши данные по быкам соответствуют действительности». «О великий Юпитер, какая незаслуженная обида! Прошу вас, уважаемый цензор, пройти в мой семейный tablinum. Сейчас я найду диптих, в котором записываются быки… вот он, этот диптих… Пожалуйста, убедитесь сами: у меня имеется четыре быка». «Ну и где они?» «В поле, дорогой цензор, конечно же, в поле… Но при малейшем сомнении с вашей стороны я могу пригнать их в стойло. Это займет пару часов, не более».

«Не нужно, я вам верю».

Учет собственного капитала в Древнем Риме случился не потому, что кто-то очень башковитый ни с того ни с сего придумал особо передовую методологию. Нет – будь двойная методология изобретена в иных условиях, она не имела бы на массовое распространение ни малейшего шанса! Изобретение двойной записи произошло по той причине, что простому римскому обывателю было удобно записывать собственный капитал в качестве самостоятельного объекта, наряду с реальным имуществом, на навощенную дощечку – ни по чему больше. Это сердцевина моих рассуждений – то самое, чего не объясняет ни один из историков, придерживающихся гипотезы зарождения двойной записи в Древнем Риме, или в феодальной Италии, или любой другой гипотезы. Ну хорошо, двойная запись зародилась, а почему именно там? и почему именно она? Да потому – отвечаю я, – что именно в Древнем Риме сложились уникальные политико-экономические условия: домашняя бухгалтерия, сальдовый учет и угроза внезапной проверки общего имущественного итога, что сделало методологически выгодной регистрацию собственного капитала в качестве самостоятельного объекта. Что произошло с двойной записью дальше? Римляне начали использовать папирусные и пергаментные кодексы книг. Позднее в Европу проникла бумага – информационный носитель, широко используемый по сию пору, – что позволило субъектам учета вести полноценный приходо-расходный учет. При приходо-расходном учете необходимость в учете капитала в качестве самостоятельного объекта отпала, поэтому двойная запись должна была утерять для римлян всякую актуальность… тем не менее К (капитал) продолжал, в качестве самостоятельного объекта, учитываться! Почему так произошло? Историческая загадка. Казус сохранения учета собственного капитала в условиях приходо-расходного учета можно объяснить только устоявшейся традицией, привычкой по совершении хозяйственной операции править данные на двух диптихах, но никак не на одном. Если взамен убывшего поступал другой объект, исправлению подлежали записи об этих двух объектах; если же операция было некомпенсируемой, невзаимообразной, подлежал исправлению также итог – диптих с данными о капитале. Привычка править при одной операции сразу несколько объектов настолько въелась в плоть и кровь римлян, что они не смогли отказаться от нее в новых условиях. Цензы отменили, и римский учет домашнего имущества канул в небытие. Однако он сохранился у купцов и менял (аргентариев и трапедзитов), для которых учетное дело оставалось делом совершенно необходимым и естественным. Появление новых информационных носителей изменило учетные технологии, раздвинуло границы, но приученные за несколько веков торговцы сохранили ненужный уже, оставшийся от таблично-сальдового учета методологический прием в качестве безвредного и необременительного (на тот момент) атавизма. Тут, в конце XV в., на авансцену истории вышел Лука Пачоли, догадавшийся поместить методику купеческих записей в математический трактат, тем обессмертивший свое имя. Такая вот гипотеза о происхождении двойной бухгалтерской записи – не более фантастическая, чем другие, и столь же непроверяемая. Я ко всем ним – к своей гипотезе и к другим гипотезам тоже, – отношусь не слишком серьезно и вообще руководствуюсь в данном вопросе мнением, которое Николай Васильевич Гоголь высказал в «Мертвых душах»:

«Сперва ученый… начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? не из того ли угла получила имя такая-то страна? или: не принадлежит ли этот документ к другому, позднейшему времени? или: не нужно ли под этим народом разуметь вот какой народ? Цитирует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намек или, просто, показалось ему намеком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, задает им запросы и сам даже отвечает на них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно – и рассуждение заключено словами: так это вот как было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки нужно смотреть на предмет! Потом во всеуслышанье с кафедры, – и новооткрытая истина пошла гулять по свету, набирая себе последователей и поклонников».

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Метки:
  • двойная запись
  • двойная бухгалтерия
  • бухгалтерия
  • бухгалтерский учет

habr.com

Бухгалтерский учет. Возникновение, история, развитие

С появлением денег (их аналогов), как универсального средства оценки стоимости товаров и услуг, взяла начало и история бухгалтерского учета, который стал необходимым инструментом для максимально объективного упорядочивания товарно-денежных отношений между людьми.

История развития бухгалтерского учета

Древний мир

Даже в те времена, когда в качестве денег выступали красивые и редкие ракушки или любые другие «ценные» предметы, их нужно было как-то учитывать.

Историки склонны полагать, что зарождение хозяйственной деятельности потребовало и наличие определенного учета. Естественно, что ни о какой системе в современном понимании не могло быть и речи, но зачатки простой бухгалтерии помогали оценивать имеющийся в наличии товар в «денежном» эквиваленте и учитывать его и в натуральных показателях.

Конечно, древний подсчет товаров имел недостатки и не давал возможность определять прибыль или инвентаризировать материальные ценности. История развития бухгалтерского учета, как и любой другой сложной дисциплины, — длительный временной процесс, требующий прежде всего формирования хозяйственности, совершенствования эквивалентов оценочной стоимости и становления четких финансовых и экономических отношений между людьми.

Но фоне других в те времена выделялась система бухучета Римской империи, которая положила начало терминологии современной бухгалтерии. Именно римляне ввели такие понятия, как дебет и кредит, сальдо и депозит, а также многие другие.

Во втором тысячелетии нашей эры история бухгалтерского учета совершила резкий прогрессирующий скачок, произошло разделение простой бухгалтерии на два отдельных направления:

  • Собственно простая бухгалтерия

Дисциплина предполагала подсчет всех имущественных активов, а итогом работы специалиста-бухгалтера считалось определение доходов и расходов хозяйственника.

Такое направление бухгалтерии прежде всего интересовало состояние кассы, а именно строгий учет поступлений в нее (в том числе и ожидаемых) и всех денежных расходов.

Система была налажена таким образом, что прибыль и убытки рассчитывались и устанавливались заранее, и в течение установленного промежутка времени выполнялась их регистрация. Также продолжает главенствовать римская система бухучета — как наиболее эффективная и развитая в мировом сообществе (несмотря на крушение великой Римской империи).

Эпоха Возрождения

Элементарное счетоводство древних римлян перестало удовлетворять постоянно прогрессирующим товарно-денежным отношениям и потребностям развивающейся банковской системы. На смену римскому укладу пришла система итальянского учета, ведь в те времена Италия стала одной из самых влиятельных торговых держав.

Регистрация всех финансовых и хозяйственных операций стала выполняться упорядоченно — в специально заведенный журнал записывались все сведения, касающиеся финансовой деятельности. Отдельно регистрировались и счета — их также оформляли в специальном журнале. Иногда эти две формы совмещались или комбинировались, такая форма бухучета сохранилась и в наши дни (Журнал-Главная). Отныне простая бухгалтерия перестала существовать, и считается, что с момента появления такой двойной формы записи началась история возникновения бухгалтерского учета в современном понимании этого термина.

Что означает термин «двойная запись в бухгалтерии»? В понимании того времени — это система, абсолютно логичная и максимально информативная, которая включала в себя все приходно-расходные операции, кредитные истории, инвентарный счет. Впервые такой вид учета описал итальянец Лука Пачиоли в своем знаменитом труде «Все об арифметике, геометрии и пропорции».

В трактате (одиннадцатый том) «О счетах и записях» он рассказал о сложившейся на тот момент системе учета: ведении журналов, двойной бухгалтерской записи, упорядоченном оформлении.

Несмотря на то, что все историки сходятся в едином мнении о том, что Пачиоли не является истинным автором этого трактата, а лишь упорядочил имеющиеся сведения и издал труд под своим именем, именно этого итальянца современное мировое сообщество считает отцом современно бухгалтерии.

Даже Международный день бухгалтерии отмечается в день выхода в свет труда Пачиоли — 10 ноября. Такой парадокс объясняется развитием книгопечатания. Если Пачиоли смог напечатать свой труд в 1494 году, то книга другого итальянца Бенедетто Котрульи «О торговле и современном купце», написанная им от руки в 1458 году, была издана более чем через 100 лет. Таким образом, труд Котрульи, описывавший ту же двойную систему записи, от которой началась история бухгалтерского учета в современном понимании, из-за недоразвитости книгопечатания не стал столь же популярным, что и труд Пачиоли.

Благодаря средневековому Возрождению мировое финансовое сообщество обязано появлению своего главного термина. История ныне широко распространенной профессии бухгалтер началась с назначения на эту должность Христофа Штехера — соответствующий указ был издан императором Римской империи Максимилианом I. Само же название связано с основным инструментом бухгалтерской деятельности — книгой, и в Россию оно пришло во времена правления Петра I, особо ценившего иностранные названия (der Buchhalter — книговод).

Новое время

Дальнейшее развитие хозяйственности не заставило ждать и развитие счетоводства — история возникновения бухгалтерского учета в современном понимании этого термина прослеживается в трудах следующих деятелей:

  • 1549 год — введено правило Швайкера, гласившее, что без документа нет и соответствующей бухгалтерской записи.
  • 1606 год — французом М. ван Даммом за основу всего бухучета и любой хозяйственной операции предлагается первичная документация (в продолжение правила Швайкера).
  • 1631 год — француз М.Тома предложил усовершенствовать бухгалтерский журнал, добавив в него колонки, содержащие информацию о частной и общей суммах.
  • 1676, 1688 годы — Ж.П.Савари предложил, а итальянский ученый Ф.Гаратти позднее поддержал идею разделения систематической записи на основной и аналитический счета. Также введена в действие принципиально новая форма учета, используемая и ныне, — оборотная ведомость. Терминология пополнилась понятием «баланс» — этим словом называлось движение всех ценностей хозяйственника описанием их появления или причинами их выбытия.
  • 1802, 1803 годы — отдельно друг от друга Э.Дегранж и А.Мендес доказали необходимость упорядочивания записей, в том числе хронологических и систематических. Кроме того, в качестве правила был выделен следующий постулат: итоговые суммы Журнала и Главной книги должны быть равны.

Что касается моральных аспектов бухучета, то известные деятели Нового времени характеризуют это направление деятельности как особо важную ветвь развития мира, которая имеет гораздо более ценное значение, чем другие области человеческой деятельности. В 1889 году бухгалтерия была признана официально наукой, определение которой дал австриец Ф.Скубиц, — наука, численно характеризующая всю деятельность и все состояние предприятия.

На границе двух Эпох — Нового и Новейшего времени — произошло знаменательное событие: французом Жаном Батистом Дюмарше был изобретен герб бухгалтеров. На гербе и в настоящее время изображают:

  • солнце — как освещение хозяйственной деятельности;
  • весы — как символ баланса;
  • кривую Бернулли — как символ вечности учета после его изобретения и становления.

Девизом бухгалтерского учета стали три понятия, емко определяющие важность отрасли, — наука, совесть и независимость.

Новейшее время

В современном мире понятие бухгалтерского учета сводится к одному определению — это система, целью работы которой является формирование всей финансовой отчетности предприятия и оптимизация управленческого учета.

Если ранее, в предыдущее время, различие учетных систем различных государств не особо влияло на товарно-денежные отношения, то век высоких технологий заставил мировое сообщество разработать единую стратегию ведения бухучета. Таким образом, 29 июня 1973 года история бухгалтерского учета зашла на новый виток своего развития — представители 14 государств (США, Австралии, Англии, Германии, Италии, Индии, Иордании, Канады, Мексики, Нидерландов, Франции, ЮАР, Южной Кореи и Японии), среди которых были банкиры, инвесторы и известные промышленники, организовали международный комитет.

Целью работы Комитета стала разработка единых бухгалтерских стандартов, принимаемых мировым сообществом.

Стандартизация — важный прорыв в мировой бухгалтерии, существенно облегчающий развитие межнациональных отношений.

Что касается России, то в настоящее время идет реформирование финансовой отрасли с приведением бухгалтерии к общепринятым стандартам. Важный шаг в этом — утверждение и принятие в 1992 году специальной Государственной программы, благодаря внедрению которой станет возможным успешное ведение бизнеса на мировом рынке и интеграция Российской Федерации в мировую экономику.

Основные ведомства, отвечающие за реализацию программы, — Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития, Федеральная службы государственной статистики. Естественно, основная цель работы этих ведомств — недопущение дополнительных финансовых и ресурсных затрат на российских предприятиях при переходе на мировые бухгалтерские стандарты.

В современном финансовом мире бухгалтерский учет — это идеальная система, упорядочивающая материальные ценности, денежные средства, обязательства и источники их образования. И особо ценится значение учета и при осуществлении руководства любым предприятием.

cleverbuh.ru

Бухучет для чайников или простыми словами о сложном

Приветствую вас, дорогие друзья! Деньги любят счет, не так ли? А вы знаете, что если вести семейный бюджет, то можно неплохо сэкономить? Бухучет просто незаменим для того чтобы держать все под контролем как в кругу семьи, так и в организации. Если вы искали самоучитель Бухучет для чайников, чтобы прочитать простыми словами о сложном понятии бухгалтерского учета, то добро пожаловать! Эта статья как раз такая.

Встречайте: самая древняя профессия на земле – бухгалтер!

Конечно, с самой древней профессией немного перегиб. Однако знали ли вы, что еще в XV веке итальянцы, а именно монахи, изобрели один из главных принципов бухгалтерского учета? Да-да, так всеми ненавистный метод двойной записи был впервые описан итальянским монахом Лукой Пачоли. Принцип двойной записи нисколько не изменился за эти последние 500 с лишним лет.Бухгалтерский учет – это обобщение всей имеющейся финансовой информации, будь то семья или целое огромное предприятие. Если рассматривать бухучет именно на предприятии, то он ведется либо самим директором, либо главным бухгалтером. Если компания небольшая и ей не требуется главбух, то тогда пользуются услугами сторонних фирм, т.е. получают аутсорсинг услуги. Кстати, а вы в курсе что это такое? Советую узнать подробнее. Аутсорсинг – это то, с помощью чего тоже можно неплохо сэкономить.

Что является предметом бухгалтерского учета? Прежде всего, это все имущество компании и даже ее обязательства. Так, долги предприятия, а также ожидаемые поступления от контрагентов тоже будут входить в бухгалтерский баланс.

Для чего нужно вести бухучет? Бухгалтерия – это одно из самых важных подразделений в компании и если можно обойтись без отдела маркетинга, то без бухгалтера далеко не ушел еще ни один уважающий себя предприниматель. Даже в кругу семьи принято считать деньги, что уж говорить о месте, которое является вашим вторым домом? Как, вы еще не переехали жить на работу? Срочно лишить вас премии!

Задачами бухгалтерского учета можно назвать:

  • составление полной картины о деятельности предприятия;
  • минимизация выхода на отрицательные показатели хозяйственной деятельности;
  • поиск резервов;
  • контроль за соблюдением законодательных норм;
  • контроль за пользованием ресурсами в организации.

Что включает в себя бухгалтерский учет?

Учет на предприятии ведется с помощью небезызвестной программы 1С: Бухгалтерия. Более того, бухгалтер должен разбираться в документоведении, а также уметь пользоваться интернет-банкингом. Вообще, все задачи учета можно решить следующим образом:

  • Документирование. Документ – это подтверждение того, что хозяйственная операция имела место быть. Правильно оформленный документ – подтверждение того, что на предприятии работают профессионалы.
  • Оценка. Оценка – это выражение операции в ее денежном эквиваленте, т.е. любая хозяйственная операция должна иметь стоимостное выражение.
  • Двойная запись. Советую познакомиться с дебитом и кредитом, если вам еще не представили этих двух джентльменов. Каждая операция должна быть продублирована, чтобы у вас была возможность сверить точность данных. Что такое дебит и кредит в бухучете, вам можно знать поверхностно, если вы, конечно же, не бухгалтер.
  • Расчеты. Здесь можно обойтись без лишних пояснений. Бухгалтерский учет своими словами – это калькулирование, производимое бухгалтером.
  • Баланс – главный документ в бухгалтерском учете. Его могут запросить как налоговая, так и контрагенты и вы всегда должны быть наготове.
  • Отчетность – определенные показатели, сгруппированные с помощью таблиц за конкретный отчетный период. Кстати, предоставлять отчетность в налоговую теперь можно и онлайн, была бы у предприятия электронно-цифровая подпись.

Особняком стоит и такой момент в бухучете, как план счетов. План счетов – это целая система, согласно которой регистрируются и группируются операции в бухучете.Помимо перечисленных составляющих учёта стоит отметить, что он базируется на нескольких принципах. Так, основным принципом считается принцип периодичности, т.е. составление отчетности за месяц, квартал, полугодие и год. Это позволяет сравнивать показатели за разные период и видеть развитие или наоборот спад деятельности компании в динамике.

Конфиденциальность – это второй принцип бухгалтерского учета. Подавляющее большинство компаний придерживаются принципа, согласно которому данные баланса организации строго конфиденциальны и разглашать их воспрещается. Исключение составляет некоторая часть некоммерческих организаций.

Третий принцип мы уже с вами затронули – это денежное измерение, т.е. любая хозяйственная операция в компании должна иметь стоимостное выражение.

Отдельно хотелось бы выделить особый нюанс в бухучете, а именно ведение документации.

Документы – это основа ведения деятельности, и именно с помощью них осуществляется регистрация всех операций.

Документ – это улика, а улики любят порядок. Любой бухгалтер уделяет особое внимание ведению архивов что в печатном, что в электронном виде, а также знает, какие документы имеют юридическую силу, а какие нет.

Юридическую силу имеет только та документация, на которой правильно расставлены все реквизиты. Например, если на какой-либо первичной документации нет подписи, то и принять ее к учету будет невозможно.

Организационная форма и бухучет

Вам даже не стоит обращаться к учебникам «Бухучет с нуля», чтобы определить нужен ли вам он или нет. Так, в зависимости от формы организации компания может вести полноценный или упрощенный бухгалтерский учет. Конечно, выбор работы как ИП, ООО или даже АО зависит не только от будущей формы учета, однако, неплохо было бы ознакомиться с разницей, чем мы сейчас и займемся.ИП — это форма организации предпринимательской деятельности, при которой не создается юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель – это прежде всего физическое лицо, которое ведет деятельность для получения прибыли. У ИП не может быть отдельного от физического лица имущества и, следовательно, если он станет банкротом, то расплачиваться придется всем, вплоть до последней нитки.

ООО и АО – это организации и ответственность они несут уже своим капиталом, а не имуществом учредителей. Также разница состоит в том, какое количество человек может принимать в управлении непосредственное участие. Более того, организовать АО несколько сложнее.

Полноценный бухгалтерский учет ведется только в ООО и АО, что подразумевает собой наличие и бухгалтерского баланса, и показателей прибыли и убытков, а также полноценное ведение архива. Индивидуальные же предприниматели согласно Федеральному Закону №402-ФЗ имеют право не вести полноценный бухгалтерский учет. Однако не путайте бухгалтерский учет с его налоговым собратом, т. к. сдавать отчетность в ФНС ИП все-таки должен.

Сроки подачи отчетности определяются выбранной системой налогообложения. Чаще всего индивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, однако, вы можете выбрать и ЕНВД, и ЕСХН и даже патент. Как правило, для ведения налогового учета ИП требуется нанять бухгалтера, если, конечно, он не способен вести учет самостоятельно.

Рассмотрим ведение учета у ИП более подробно

Первым и основным моментом, требуемым безотлагательного решения, является наем работников. Готовы ли вы стать работодателем и нести ответственность за своим подопечных? Нести ответственность за официально устроенных людей в вашем ИП очень непросто.

Бухгалтерия ИП после найма работников полностью меняется. Так, на данный период времени, за 1 отчетный год вы должны будете сдать целых 7 отчетов, в том числе в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и, конечно же, в налоговую. И поверьте, подача среднесписочной численности работников – самое безобидное, что вам придется сделать.

Что ИП, что и ООО, должны соблюдать сроки подачи отчетности, иначе есть риск налететь на штрафы (вам это надо?). Пени, недоимки, блокировка расчетного счета… Какие только изыски не сервирует на наш бухгалтерский стол щедрая налоговая инспекция.Самостоятельно ли вы будете вести бухучет или с помощью бухгалтера, советую вам относиться к этому максимально серьезно. Используйте специальное программное обеспечение (1С, например), а также сохраняйте все документы, с которыми вам приходилось работать.

Надеюсь, вы остались довольны статьей. Может быть вы уже опытный бухгалтер и вам есть чем дополнить мой скромный обзор? Жду ваши комментарии. До новых встреч!

P.S. Посмотрите видео про бухучет, объясняют хорошо и наглядно.

С уважением, Технические Эксперты.

fullstartup.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>