Бтр кто придумал


Бронетранспортёр - это... Что такое Бронетранспортёр?

БТР-50. Колонна БТР на марше, ОКСВА Немецкий бронетранспортёр TPz 1 Fuchs («Фукс») Французский бронетранспортёр VAB

Бронетранспортёр (броневой (бронированный) транспортёр, БТР) — боевая бронированная машина, предназначенная для доставки личного состава (стрелков) мотострелковых (пехотных, мотопехотных и так далее) подразделений к месту выполнения поставленной боевой задачи. В исключительных случаях, при отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать пехоту пулемётным огнём.

Ранее, в период Первой мировой войны и после неё, классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр.

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).

Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины. БТР в основном разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнём орудия и ПКТ в наступлении и обороне. Хотя на многих БТР установлены достаточно мощные крупнокалиберные пулемёты, вооружение этих машин, как правило, не является стабилизированным и имеет упрощённые прицелы, что ограничивает его применение в основном целями самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В свою очередь, БМД отличается способностью авиадесантирования с помощью парашюта. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет в разы меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного оборудования.

В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием; таким образом, различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по их боевым свойствам практически исчезли. Внешне отличить такой БТР от БМП можно только по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушка калибром от 20 мм и выше. Тем не менее ряд тяжёлых бронетранспортёров, таких как БТР-Т, имеет вооружение калибром свыше 20 мм, что фактически стирает границу между БТР и БМП. Другим, менее бросающимся в глаза отличием является то, что БМП и БМД, в отличие от БТР, имеют более надёжную защиту от поражающего действия ядерного оружия.

Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.

История развития

250pxMark IX Транспортный танк (бронетранспортёр) на базе Mk I.

Первые БТР (в современном понимании) были построены англичанами во время Первой мировой войны как транспортный танк Mark IX на базе Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ.

После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.

Плавающие бронетранспортёры

M113 — типичный представитель авиатранспортабельных плавающих бронетранспортёров Плавающий бронетранспортёр EFV — первый в мире, способный глиссировать

Очень популярна концепция, согласно которой бронетранспортёр рассматривается как универсальное транспортное средство, способное не только защитить от пуль, но также и преодолевать водные препятствия. Эта концепция обрела популярность ещё в годы Второй мировой войны, когда стало очевидным, что отсутствие какой-либо брони у американских амфибий LVT-1 и LVT-2 (англ. Landing Vehicle Tracked — Десантный Транспорт Гусеничный) является их серьёзным недостатком, который тем не менее может быть легко исправлен за счёт применения бронирования, аналогичного плавающему танку LVT(A)-1 (англ. A — Armored, Бронированный), основанному на том же самом дизайне, что и LVT-1 и 2.

При этом, в вооружённых силах СССР обязательным требованием к бронетраспортёрам была авитранспортабельность (ср. советские требования по ограничению массы и габаритов танка, рассчитанные на типичную железнодорожную грузовую платформу), с ограничением массы в 20 тонн — соответствующей грузоподъёмности Ан-12[источник не указан 794 дня] и Ми-26[1]. Что существенно повышает стратегические возможности переброски бронетраспортёров. Недостатком же является то, что необходимость уложиться в лимит 20 тонн (для сравнения, так и не принятый на вооружение вертолёт Ми-12 имел грузоподъёмность в 40 тонн), накладывает очень жёсткие ограничения на технические характеристики бронетранспортёров. Для сравнения, на Западе авиатранспортабельные бронетрансопортёры должны уложиться в лимит заданный техническими характеристиками транспортного самолёта Lockheed C-130 Hercules[2], ограниченный 18 тоннами[2], а при сложных погодных условиях 13-14 тоннами[2].

БТР LVTA4.

В то же время, помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры предназначенные для транспортировки морем, а не по воздуху. Что позволяет без оглядки на прокрустово ложе авиатранспортабельности, получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподёмность, которая может быть использована как для большего количества превозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения. Так например, если авиантранспортабельный бронетранспортёр M113 при массе около 11 тонн, перевозит 11 десантников и вооружён 12.7 мм пулемёт, то перевозимый морем AAV7 при массе в 23 тонны, перевозит 25 десантников и вооружён 40 мм гранатомётом.

Тем не менее, в течение многих лет морские пехотинцы США всё же были не слишком довольны мореходными характеристиками своих бронетранспортёров, указывая в качестве самого главного недостатка традиционно невысокую скорость движения по воде. Эта проблема разрешилась с появлением EFV (англ. Expeditionary Finghting Vehicle — Экспедиционный Боевой Транспорт), первоначально называвшегося AAAV — первого плавающего бронетранспортёра нового поколения (вторым стал китайский ZBD2000‎), благодаря сверхмощным водомётам, обеспечивающим глиссирование, имеющего скорость движения по воде, впятеро превышающую типичную скорость плавающего бронетранспортёра (~40-50 км/ч по воде против традиционных ~5-10 км/ч).

Что касается мотопехоты, то в начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою. С другой стороны, тяжёлые БТР серьёзно ограничивают возможности мотопехоты в ландшафтах, изобилующих водными препятствиями. Не случайно тяжёлая БТР «Ахзарит» применяется в пустынной и полупустынной местности, а для свободы действий в местности, не являющейся таковой, всё же необходима возможность преодоления водных препятствий.

Тяжёлые бронетранспортёры

Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту. Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.

В годы Холодной Войны идея тяжёлых бронетранспортёров не обрела популярности, а противопульная защита считалась достаточной. Основной причиной тому было то, что потенциальные противники в силу своей географической удалённости друг от друга делали ставку на десант. И если США, как получившие после Второй Мировой несомненное господство на море, ставили на свою морскую пехоту, то в СССР была сделана ставка на ВДВ. В результате и в той, и в другой стране обязательным требованием к бронетранспортёру была его способность к преодолению водных препятствий, которую было легче всего обеспечить при противопульном бронировании. Разница концепций заключалась главным образом в том, что американцы, благодаря господству на море, помимо небольших авиатранспортабельных бронетранспортёров (наподобие M113 с массой около 10 тонн), могли себе позволить и большие («монструозные» по советским меркам) бронетранспортёры наподобие AAV7.

Однако позднее широкое распространение дешёвых ручных противотанковых гранатомётов привело к появлению горькой шутки, согласно которой солдаты стали расшифровывать БМП как «Братская Могила Пехоты», так как бронетранспортёры (и БМП) легко уничтожались из РПГ вместе с экипажем и перевозимыми солдатами. Иными словами назрела явная необходимость создания тяжёлых БТР, способных выдержать обстрел из гранатомётов. Именно поэтому в начале 80-х годов XX века Израиль стал экспериментировать, переделывая под тяжёлые БТР различные танки. На основе полученного опыта, в том числе и во время Ливанской войны, на базе трофейных танков советского производства был создан тяжёлый бронетранспортёр «Ахзарит».

У израильской «Ахзарита» и украинской БМТ-72 в корме располагается компактный двигатель, оставляющий рядом с собою место для относительно узкого кормового люка, в целях компенсации узости оснащённого приподнимаемой крышкой, позволяющей десантирование с разбега. При этом у израильской «Намер» и иорданской «Темсах» двигатель располагается на носу, обеспечивая тем самым наличие в корме широкого люка для десантирования.

Что касается мотопехоты, то существенным доводом в пользу тяжёлых БТР является то, что специальная разновидность БТР, именуемая БМП, теоретически должна взаимодействовать с танками. А танки, за исключением плавающих, как известно, не способны с ходу (без специальной подготовки) преодолеть водное препятствие. И с этой точки зрения способность БТР и БМП к плаванию при взаимодействии с основными танками становится не столь критичной. В то же время, как показывает практика, плавающие обычные БТР и БМП из-за своего слабого бронирования способны полноценно взаимодействовать лишь с плавающими танками, а для полноценного взаимодействия с основными танками предпочтительны именно тяжёлые БТР.

Опыт боевого применения

В условиях Афганской войны среди личного состава мотострелковых подразделений БТР незаслуженно получили прозвище «жестянок». Этот факт обусловлен слабой защитой БТР от огня ручных противотанковых гранатомётов. В этой связи стоит заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, маневренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ.

Известные образцы БТР

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

  • Немецкие полугусеничные БТР Второй мировой войны SdKfz 251 и SdKfz 250.
  • Английский гусеничный БТР Второй мировой войны Bren.
  • Американская серия амфибий LVT: LVT(A)-2, LVT(A)-3
  • Американские полугусеничные БТР Второй мировой войны M2 и M3.
  • Советская серия колёсных БТР с формулой 8х8 БТР-60, БТР-70, БТР-80 и её наследник БТР-90.
  • Советский многоцелевой легкобронированный транспортер МТ-ЛБ (с многочисленными модификациями)
  • Немецкий колёсный БТР с формулой 6х6 TPz Fuchs («Фукс»).
  • Серия французских колёсных БТР с формулой 4х4 VAB.
  • Тяжёлый гусеничный израильский БТР «Ахзарит».
  • Плавающий бронетранспортёр EFV — первый в мире способный глиссировать
  • Бронетранспортёр БТР-40, боевая машина советских моторизованных стрелков в 1950-е годы.

  • Бронетранспортёр БТР-152, боевая машина советских моторизованных стрелков в 1950-е годы.

  • БМП Bradley и бронетранспортёр БТР-80

  • Pindad Panser Indonesia - ANOA 6X6 APS UN

  • APC Indonesia Pindad Panser - ANOA 6X6 APS

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Тяжёлые бронетранспортеры разных стран

Военные конфликты последних десятилетий, центр боевых столкновений в которых переместился большей частью в городские кварталы, внесли коррективы в тенденции развития бронетанковой техники. Кроме того, сыграло свою роль и бурное развитие противотанковых средств и появление на вооружении армий многих стран крупнокалиберных снайперских, или как их называют на Западе «antimaterial gun», что можно перевести как винтовки против техники. В связи с этим конструкторы бронетехники взялись за разработку бронетехники, предназначенной для оснащения мотопехотных (мотострелковых) подразделений, с более высоким уровнем защиты, примерно таким же, как и танка. Наиболее рациональным путем создания таких боевых машин для пехоты стала переделка в бронетранспортеры устаревших образцов танков. По странному стечению обстоятельств (а может быть и вполне закономерно) наиболее распространенным образцом танка, который послужил основой создания тяжелых БТР, стал советский Т-55. В этом номере мы предлагаем читателям материалы о перерождении Т-55 в машину для пехоты, а также расскажем о некоторых других образцах тяжелых БТР.

РОССИЯ. ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Т

Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т, вооруженный 30-мм автоматической пушкой и ПТРК «Конкурс»

Создание Для обеспечения более высокого уровня защиты пехотинцев мотострелковых подразделений, действующих совместно с танками, в России на базе шасси танка Т-55 Омским Конструкторским бюро транспортного машиностроения (КБТМ) был разработан опытный образец нового тяжелого бронетранспортера, получившего обозначение БТР-Т (бронетранспортер тяжелый). Впервые он был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 в Омске в 1997 г.Строительство тяжелого бронетранспортера БТР-Т было осуществлено на Омском заводе транспортного машиностроения («Омсктрансмаш»).По замыслу конструкторов, большое количество имеющихся в России танков Т-55, которые могут быть переоборудованы в БТР-Т, обеспечило бы оснащение армии сравнительно недорогими и высокозащищенными боевыми машинами для пехоты. По некоторым источником экспортная стоимость БТР-Т составляет 600 тыс. USD, соответственно переоборудование танка Т-55 в БТР-Т обходится значительно дешевле.

Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т, вооруженный 30-мм автоматической пушкой и ПТРК «Конкурс»

Конструкция

Новый тяжелый бронетранспортер БТР-Т базируется на шасси танка Т-55, с которого удалили башню и нарастили корпус, чтобы обеспечить дополнительное место для экипажа и десанта в передней части машины и моторно-трансмиссионным отделением, сохраненным в кормовой части машины.Экипаж машины состоит из двух человек. Механик-водитель находится в передней части на прежнем месте и командир-наводчик находится в башне. В десантном отделении могут перевозиться пять полностью экипированных пехотинцев.Для посадки и высадки десанта имеются люки в крыше: спереди справа и за башней. Поскольку крыша обитаемого отделения выше уровня крыше корпуса были сделаны еще два люка в задней части рубки. Крышки этих люков открываются вверх и имеют встроенные призменные блоки для наблюдения. С этой же целью десантное отделение также оборудовано перископическими приборами.Тяжелый бронетранспортер БТР-Т имеет боевую массу 38,5 тонн (по сравнению с 36 тоннами стандартного танка Т-55). Если учесть, что корпус БТР-Т имеет массу 27 т, то становится ясно, что основная часть увеличившейся более чем на 10 тонн массы БТР-Т пошла на усиление броневой защиты машины.Лобовые броневые детали и борта оснащены пакетом динамической защиты последнего поколения «Контакт-5», которая обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от бронебойных подкалиберных боеприпасов. Подобная ДЗ используется на современных российских танках Т-80У и Т-90С.Кроме того, на БТР-Т усилено днище корпуса для повышения живучести машины при подрыве на противотанковых минах. Это обеспечивается за счет дополнительного бронирования днища, которое приваривается к нему с промежутком, образуя воздушную прослойку между дополнительной броней и самим днищем, что значительно снижает воздействие взрывной волны при подрыве на мине.С целью компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на прежнем уровне, не ниже чем она была на танке Т-55, на машину установлен более мощный двигатель В-46-6, развивающий мощность 780 л.с. Трансмиссия машины также была усовершенствована.В передней части корпуса установлена низкопрофильная башня, на которой монтируются элементы комплекса вооружения.Комплекс вооружения на БТР-Т может иметь различный состав, т.к. он выполняется в виде различных модулей, которые могут устанавливаться на машину в зависимости от ее предназначения или требований заказчика.

Варианты вооружения для установки на БТР-Т

Предусмотрены следующие варианты вооружения БТР-Т:

1. 30-мм автоматическая пушка 2А42 и две ПУ ПТУР «Конкурс»; 2. 30-мм автоматическая пушка 2А42 и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17; 3. Два двухствольных 30-мм автомата 2А38; 4. 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (или «Корд») и две ПУ ПТУР «Конкурс»; 5. 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (или «Корд») и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.Кроме того, помимо использования в составе модулей с комплексом вооружения оружия российской разработки и производства, на них могут быть установлены также и образцы оружия западного производства.Подобно многим боевым бронированным машинам российского производства, БТР-Т имеет термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес за счет впрыска топлива в выхлопной тракт. Кроме того, имеются четыре блока (по три пусковых установки в каждом) для запуска дымовых или аэрозольных гранат. Постановка дымовых (аэрозольных) завес из этих блоков осуществляется впереди машины.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР-Т:

Боевая масса, т — 38,5 Экипаж + десант, чел — 2+5 Максимальная скорость, км/ч — 50 Двигатель

— марка — В-46-6

— мощность, л.с. — 780 Вооружение (вариант):

— основное — 30-мм автоматическая пушка 2А42

— дополнительное — 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ — комплекс управляемого вооружения — ПУ ПТРК «Конкурс-М» Боекомплект, (выстрелов):

— для 30-мм пушки 2А42 — 200

— для пулемета ПКТ — 2000 — для ПТРК — 3 Броневая защита — обеспечивает защиту от РПГ и ПТУР

ИОРДАНИЯ. ТЯЖЕЛЫЙ БТР AB14 TEMSAH

«Temsah», вооруженный 20-мм пушкой и 4-контейнерной пусковой установкой ПТУР

Если еще одно два десятилетия назад строительство и даже модернизация бронетанковой техники было участью только небольшого количества государств, имеющих высокий уровень промышленности, то в последнее время наблюдается увеличение производителей такой техники. К их числу недавно примкнуло и Хашимитское Королевство Иордания. На протяжении уже почти десяти последних лет иорданская компания KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на международных выставках вооружений представляет свои разработки в области бронетанковой техники.В отношении танков компания KADDB занималась их модернизацией, зато в отношении тяжелых боевых машин для пехоты она смогла представить новую разработку. Впрочем, это понятно, тяжелые БТР и БМП родились на Ближнем Востоке, правда, впервые они появились по другую сторону Иордана. В силу определенных обстоятельств арабские страны не перенимают израильский опыт и не приглашают специалистов из этой страны. К тому же в Иордании нет танков советской постройки. При участии компаний «Mechanology Design Bureau» (MDB) из ЮАР, американской «General Dynamics Land Systems» и иорданской CLS была создана высокозащищенная боевая машина для пехоты AB14 «Temsah». Она спроектирована на базе шасси танка «Centurion». Однако его пришлось изрядно перекомпоновать, поэтому можно сказать, что «Temsah» – это уже чисто иорданское детище.

Компоновка

Компоновка новой машины выполнена с передним расположением силовой установки. Другими словами корпус танка «Centurion» развернули на 180 градусов. В силовой установке машины использован американский дизельный двигатель AVDS 1790, мощностью 950 л.с., который также используется при модернизации танков М60А1 в Иордании. Трансмиссия автоматическая CD 1000, имеет две передачи переднего и одну заднего хода. Подвеска БТР гидропневматическая балансирная. Динамический ход катка составляет +350 и -100 мм.

Внутренний интерьер «Temsah»

Бронирование машины значительно усилено по сравнению с базовым шасси танка «Centurion». Оно обеспечивает защиту находящегося внутри машины экипажа и десанта не только от огня стрелкового оружия, но и от артиллерийских боеприпасов. Конструкция корпуса предусматривает установку динамической защиты, что сделает тяжелый БТР более живучим в условиях воздействия на него огня ручных противотанковых гранатометов. Правда, не сообщается, чьи разработки легли в основу предполагаемой динамической защиты. Кроме того, разработчики считают, что переднее расположение силовой установки повышает выживаемость экипажа машины на поле боя при обстреле во фронтальные проекции. Корпус БТР имеет относительно небольшую высоту, чуть более двух метров, что также, на взгляд создателей машины повышает ее живучесть на поле боя. Надстройки корпуса – башни с различными вариантами комплексов вооружения – необитаемы и управляются дистанционно из корпуса машины.Недавно компанией KADDB был представлен еще один образец тяжелого БТР «Temsah» совсем не имеющего никакого комплекса вооружения. На крыше корпуса машины выполнена небольшая надстройка имеющая со всех сторон относительно большие бронированные стекла, обеспечивающие хороший обзор из машины. При необходимости эти стекла закрываются бронированными щитками, в которых имеются щели для наблюдения.

Иорданский тяжелый БТР «Temsah» с надстройкой (башенкой механика-водителя) и без вооружения

Экипаж БТР «Temsah» составляет два человека: механик-водитель и командир, он же оператор комплекса вооружения. Десантное отделение БМП рассчитано на размещение 10 пехотинцев в полном снаряжении. Надо заметить, оно довольно просторно и имеет длину 3350 мм, ширину 1770 мм и высоту 1455 мм.Бойницы для ведения огня из личного оружия в машине не оборудованы. Однако для ведения наблюдения за местностью десантом могут устанавливаться телекамеры, а внутри десантного отделения 4 жидкокристаллических телемонитора. Пехотинцы в машине располагаются вдоль бортов, спиной к ним. Для посадки и высадки десанта машина оборудована откидной аппарелью в кормовой части с механическим приводом. Также имеются люки в задней части крыши десантного отделения. Их количество в зависимости от варианта машины может быть различным – от одного до шести.Внутри машины под сиденьями десанта оборудованы укладки для сухого пайка и воды на всех находящихся в машине людей. Как заявляют разработчики, запасы воды и продовольствия обеспечивают машине возможность действовать автономно в течение 48 часов.

Варианты

Вооружение машины может быть различным. До настоящего времени демонстрировалось два варианта вооружения БТР «Temsah»: в одном в составе комплекса вооружения использован крупнокалиберный пулемет, установленный в дистанционно управляемом башенном модуле, и две ПУ ПТУР INGWE, производства ЮАР. В другом варианте – с автоматической 20-мм пушкой, спаренным с ней пулеметом и 4 пусковыми установками ПТРК INGWE, также установленных в дистанционно управляемом башенном модуле.Вооружение «Temsah» стабилизировано в двух плоскостях. Темп стрельбы автоматической пушки составляет 200 выстрелов в минуту, ее боекомплект – 300 снарядов, из них готовых к использованию только 150 штук. Остальные находятся в укладке в машине и их необходимо заряжать, после израсходования ленты с боеприпасами, находящейся на башне. Прицельная дальность стрельбы из пушки составляет 2000 м. Огонь из пушки может вестись одиночными выстрелами или очередями.

«Temsah», вооруженный 20-мм автоматической пушкой и двухконтейнерной пусковой установкой ПТУР (ZT-35 «Ingwe») в башенке

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет M240 является танковым вариантом знаменитого бельгийского FN MAG. Прицельная дальность стрельбы – 1200 м, боекомплект 2600 патронов, из них готовых к использованию только 600. Остальные 2000 шт. уложены в укладки внутри десантного отделения машины. Боекомплект ПТУР составляет 4 ракеты – только те, что находятся в пусковых установках. Дальность стрельбы ПТУР INGWE от 500 до 5000 м.Для постановки дымовых завес на башенном модуле смонтированы дымовые гранатометы.Наведение оружия осуществляется дистанционно из корпуса машины. Наблюдение за полем боя и прицеливание осуществляется по жидкокристаллическому телемонитору, установленному на рабочем месте командира машины. Углы возвышения оружия составляют от -8 до +40 градусов, что, на мой взгляд, является не вполне достаточным, коль машина создана для действий в условиях города и гористой местности, которой в Иордании более чем достаточно.Предусматриваются варианты использования шасси БТР «Temsah» в качестве гусеничной бронированной медицинской машины, командного пункта, а также для базы под самоходные орудия и минометы.

БТР «Temsah» в качестве платформы под вооружение

В стандартной комплектации машина оборудуется системами коллективной защиты, кондиционирования воздуха и противопожарной системой.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР «Temsah»:

Боевая масса, т — 49,5 Экипаж + десант, чел — 2+10 Размеры, мм:

— длина — 7962

— ширина — 3766 — высота по крыше корпуса — 2080 — клиренс — 500 Двигатель

— марка — AVDS 1790

— мощность, л.с. — 950 Удельная мощность, л.с./т — 19,2 Допустимая полезная нагрузка, т — 4 Вооружение (вариант):

— основное — 20-мм автоматическая пушка

— дополнительное — 7,62-мм пулемет М240 — комплекс управляемого вооружения — ПУ ПТУР INGWE Боекомплект, (выстрелов):

— для 20-мм пушки — 150+150

— для пулемета М240 — 600+2000 — для ПТРК — 4 Запас топлива, л — 950 Броневая защита — обеспечивает защиту от РПГ

ИЗРАИЛЬ. ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР «ACHZARIT»

Израильский тяжелый гусеничный БТР «Ахзарит» Mk1 созданный на базе танка Т-55

Создание Пионером в создании тяжелых БТР считается Израиль. К этому израильских инженеров подтолкнул опыт войны в Ливане в 1982 г., большая часть боев которой велась в городских условиях. Если имеющиеся на вооружении сил обороны Израиля (СОИ) танки М60А1, американского производства, в какой-то степени от огня из ручных противотанковых гранатометов защищала примененная впервые динамическая защита (ДЗ), то американские БТР М113 стали легкой добычей арабских гранатометчиков. На израильские танки «Merkava» Mk1 динамическая защита не устанавливалась. Считалось, что уровень защиты и живучести на поле боя этой машины и так достаточно высок. А зря. Горели «Меркавы» от огня гранатометчиков, как и все остальные танки. Но все же больше всех доставалось бронетранспортерам и сидящей в них пехоте.Изучив опыт той войны, руководство СОИ разработало тактико-техническое задание на разработку тяжелого бронетранспортера, получившего впоследствии наименование «Achzarit». В соответствии с ними это должна была быть высокозащищенная машина, способная действовать в местных условиях совместно с основными танками «Merkava». К идее создания подобной машины подтолкнуло удачное применение в городских условиях в качестве средства доставки пехоты к месту боя инженерной машины разграждения «Puma», выполненной на шасси основного танка «Centurion».

Израильский тяжелый гусеничный БТР «Ахзарит» Mk1 созданный на базе танка Т-55

Разработка тяжелых БТР в Израиле первоначально предусматривала использование разнообразных шасси, включая шасси танков «Merkava» и «Centurion». Первые опытные образцы БТР «Achzarit» были построены в 1987 г. В последующем был проработан вариант создания машины на шасси танка Т-55, которые в большом количестве достались Израильской армии в качестве трофеев в ходе арабо-израильских войн и затем в течение нескольких лет были восстановлены для СОИ.

БТР «Ахзарит» Mk1 с дополнительной командирской башенкой

Испытания опытных образцов машин «Achzarit» на базе Т-55 показали некоторые преимущества по сравнению с отрабатывавшимися ранее вариантами и особенно более низкую стоимость машины. Принятие их на вооружение сил обороны Израиля в качестве тяжелого бронетранспортера и начало их серийного производства состоялось в 1988 г. Производство тяжелых БТР «Achzarit» осуществлялось в мастерских СОИ и на Военном заводе расположенном в г. Тель-Ашомере, что недалеко от Тель-Авива.По разным оценкам в настоящее время в вооруженных силах Израиля находится примерно 400-500 таких машин.

Тяжелый БТР «Ахзарит» Mk1 преодолевает спуск

Конструкция машиныПри перестройке танка Т-55 в тяжелый БТР его шасси полностью разбирается, а затем восстанавливается, но уже с некоторыми доработками. Башня танка демонтируется и на корпусе машины в месте обитаемого отделения варится дополнительная надстройка, которая образует отделение управления и десантное отделение. Моторно-трансмиссионное отделение находится в корме машины, но вместо штатных двигателя и трансмиссии в него устанавливается силовая установка израильской компании NIMDA, имеющая несколько меньшие по высоте габариты и более мощный двигатель.На корпус машины устанавливается дополнительное бронирование, разработанное в Израиле, которое, по словам разработчиков, обеспечивает этой машине лучшую защиту среди всех имеющихся машин в мире этого типа.В обитаемом отделении машины может разместиться до 10 человек, включая экипаж, состоящий из трех человек: командира машины, механика-водителя и наводчика пулемета. Место механика-водителя осталось спереди слева. Над ним имеется отдельный люк, крышка которого открывается влево. Перед люком установлены четыре перископических дневных прибора наблюдения, один из которых в центре может заменяться пассивным ночным прибором наблюдения для ночного вождения.Командир машины размещается справа от водителя и имеет вращающейся перископический дневной прибор наблюдения, установленный на крыше машины и квадратный люк, крышка которого открывается назад. Справа в передней части машины находится наводчик пулеметной установки, который управляет установкой RAFAEL Overhead Weapon Station со смонтированным на ней 7,62-мм пулеметом M240. Пулемет имеет стабилизацию в двух плоскостях и наводится при помощи дистанционного управления изнутри машины. Прицельный комплекс установки оборудован дневным и ночным тепловизионным прицелами.Помимо дистанционно управляемой пулеметной установки на БТР «Achzarit» имеются также три дополнительных 7,62-мм пулемета, установленные на шкворневых установках: один на люке командира машины и два в задней части десантного отделения машины. Для ведения огня из этих пулеметов необходимо открывать крышки люков и высовываться из них.Семь пехотинцев размещаются в задней части обитаемого отделения машины: трое на сплошном многоместном сиденье на левой стороне, трое на индивидуальных откидных сиденьях справа и один в центре в задней части десантного отделения.Кормовая дверь с аппарелью для выхода пехотинцевВодитель, командир и наводчик пулеметной установки имеют каждый свой люк. Крышка люка командира может открываться наполовину для ведения наблюдения. Позади люков членов экипажа машины имеются два дополнительных люка: один по центру десантного отделения и другой немного левее и сзади.Штатные дизельный двигатель В-55 и механическая трансмиссия были сняты и установлена силовая установка компании NIMDA. Эта необычная и чрезвычайно компактная силовая установка позволила сделать на корме машины с правой стороны выход для десанта, закрывающегося бронированной откидной при помощи гидравлического привода дверью. Нижняя ее часть откидывается вниз и служит трапом, а верхняя часть открывается вверх. Кормовой выход для десанта был выполнен без изменения конфигурации корпуса машины. Кроме того, пехота может осуществлять посадку и высадку через люки в крыше обитаемого отделения.Силовая установка объединяет различные агрегаты, основные из которых идентичны тем, что используются на модернизированном в Израиле варианте советского танка Т-55, получившего там наименование «Самовар», а также на американской 155-мм САУ M109. Оба этих образца машин используются в больших количествах в силах обороны Израиля.Силовая установка БТР «Achzarit» Mk1, поставляемая израильской компанией NIMDA, состоит из американского двухтактного дизельного двигателя жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V-71 TTA, развивающего мощность 650 л.с. Двигатель установлен поперек корпуса машины и соединен с гидродинамической автоматической трансмиссией Allison XTG-411-4, также производимой в США.Забор воздуха двигателем осуществляется либо через боевое отделение, либо через моторно-трансмиссионное отделение. В обоих случаях воздух поступает первоначально через фильтр предварительной очистки, имеющий вентилятор выброса пыли, а затем через бумажный воздухоочиститель, подобный тем, что устанавливаются на автомобилях.Внутренний интерьерХодовая часть танка Т-55, состоящая из пяти опорных катков, ведущего колеса сзади и направляющего колеса спереди на каждый борт, также была модернизирована. Узлы подвески опорных катков оснащены новыми торсионными валами, которые позволили увеличить динамический ход катка, а первые и последние узлы подвески оборудованы гидравлическими упорами производства компании «Israel Aircraft Industries», которые также используются на танках «Merkava». Такая модернизация подвески обеспечивает машине лучшую подвижность по пересеченной местности и позволяет ей действовать совместно с основными танками.Боевая масса БТР «Achzarit» возросла до 44 тонн по сравнению с 36 тоннами у танков Т-55. Как уже упоминалось, башня Т-55 при переделке его в БТР «Achzarit» демонтируется. Основная разница в массе между массой БТР «Achzarit», имеющим 44 т и массой корпуса Т-55 в 27 т, объясняется установкой дополнительной броневой защиты для повышения живучести машины на поле боя. Полная высота по крыше корпуса – составляет приблизительно 2 м, а ширина машины – 3,64 м.С обеих сторон корпуса в передней его части установлены по шесть пусковых установок дымовых гранатометов CL-303Q производства компании «Israel Military Industries». Такие гранатометы первоначально устанавливались на израильских танках «Centurion», M48/М60 и «Merkava». Они могут выстреливать различные типы гранат по ходу движения машины.Стандартное оборудование БТР «Achzarit» включает в себя систему обнаружения и тушения пожаров Spectronix, систему коллективной зажиты от ОМП и термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес, использующую принцип впрыска топлива в выхлопной коллектор двигателя, расположенный с левой стороны корпуса.В настоящее время на вооружении СОИ имеется вариант тяжелого БТР «Achzarit» Mk2. Эта машина имеет новую силовую установку, также поставляемую израильской компанией NIMDA. Она включает в себя американский дизельный двигатель «Detroit Diesel» 8V-92 ТА, развивающий мощность 850 л.с., соединенный с американской автоматической трансмиссией «Allison» XTG-411-5. Такая силовая установка обеспечивает машине более высокую удельную мощность и лучшие разгонные характеристики. На сегодняшний день модель «Achzarit» Mk2 является пока последним образцом данного тяжелого БТР.

Израильский тяжелый БТР «Ахзарит» Mk2

Кроме того, на базе тяжелого БТР «Achzarit», был создан вариант командно-штабной машины, которая отличается от штатного образца БТР отсутствием пулеметов на крыше машины и оснащением дополнительными радиостанциями для выполнения специализированных функций управления.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР Achzarit:

Боевая масса, т — 44 Экипаж + десант, чел — 3+7 Максимальная скорость, км/ч — 50 Двигатель

— марка — «Detroit Diesel» 8V-92 ТА

— мощность, л.с. — 850 Вооружение:

— основное — 7,62-мм пулемет M240 с дистанционным управлением

— дополнительное — два 7,62-мм пулемета FN MAG Броневая защита — обеспечивает защиту от РПГ

ИНДИЯ. ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР TBHA

Тяжелый индийский БТР TBHA

В Индии, имеющей также большое количество танков Т-55 советской постройки, тоже решили обратиться к опыту создания тяжелых бронетранспортеров. Не без влияния Израиля там тоже взяли старый добрый танк Т-55, сняли башню, наварили на корпус «салон» из многослойной толстой брони, и готово. Так получился индийский тяжелый бронетранспортер TBHA – T-55 Based Heavy APC (APC – armoured personnel carrier – бронетранспортер по-нашему).Просторный «салон» машины может вместить до 11 человек (вместе с двумя членами экипажа – механиком-водителем и командиром, он же является и наводчиком пулеметной установки). Надо сказать, «салон» оборудован комфортно, можно стоять в полный рост, внутри отделан ковролином.Для наблюдения за окружающей местностью командир пользуется прицельным комплексом дистанционно управляемой пулеметной установки, которая стоит на крыше машины. Изображение с комбинированного прицела выводится на жидкокристаллический экран. Установка оснащена 12,7-мм пулеметом, типа НСВТ-12,7 «Утес», стабилизированным в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь из пулемета с ходу. По заявлениям разработчиков, «броня салона способна выдержать попадание гранаты от РПГ-7 со всех сторон», что выглядит очень сомнительно. Правда, разработчики РПГ-7 заявляют несколько другое: «На сегодняшний день не существует образца бронетехники, броню которого не пробила граната РПГ-7».Трансмиссию и двигатель танка Т-55 заменили израильской силовой установкой компании NIMDA, подобно тому, как израильтяне сделали на БТР «Achzarit» Mk2. Она немного компактнее прежней, объединяет в себе американские 850-сильный дизель «Detroit Diesel» 8V-92 и автоматическую трансмиссию «Allison» XTG-411-5. Такая вот израильская сборка из американских комплектующих. Новая силовая установка дала возможность сделать на корме машины выход для перевозимых пехотинцев. Его бронированная дверь при открывании служит еще и трапом для удобства посадки в машину и выхода из нее.Естественно, TBHA укомплектован системами коллективной защиты от ОМП, пожаротушения, кондиционирования воздуха и постановки дымовых завес. По желанию заказчика, на нее могут быть установлены дополнительные системы вооружения, ведения наблюдения и т.д.Недостаток данного варианта тяжелого БТР в невозможности ведения огня из личного оружия десанта, находящегося внутри машины и наличии только одного пулемета. Так что при деле будут только два человека – механик-водитель и командир, остальные просто будут кататься по указанному маршруту пассажирами.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого БТР TBHA:

Боевая масса, т — около 45 Экипаж + десант, чел — 2+9 Максимальная скорость, км/ч — 50 Двигатель

— марка — Detroit Diesel 8V-92 ТА

— мощность, л.с. — 850 Вооружение — 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес» с дистанционным управлением Прицельный комплекс — комбинированный с оптическим и тепловизионным каналами, с дистанционным управлением Броневая защита — обеспечивает защиту от РПГ Таким образом, прослеживается мировая тенденция использования устаревших типов танков (в основном «Centurion» и Т-55) для дальнейшей службы в качестве тяжелых БТР. При этом, подобные БТР значительно ниже по себестоимости новых боевых машин, что позволяет иметь многим армиям в своем составе достаточное количество таких БТР. Основное предназначение тяжелых БТР – транспортировка и поддержка огнем пехотных подразделений при самостоятельных или совместных действиях с танковыми подразделениями в особых условиях (бой в горно-лесистой местности, в городе и т.д.). Мощное бронирование тяжелых БТР позволяет снизить потери, как личного состава, так и самих машин от огня крупнокалиберных винтовок и пулеметов, малокалиберных автоматических пушек, а также от подрыва на минах.

В то же время для комплектования мобильных сил, будут использоваться боевые машины легкой категории, то есть обычные БМП и БТР, масса которых не превышает 30 т.

www.perunica.ru

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БМП

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 2/2010, стр. 14-19

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БМП

М. Павлов, И. Павлов

Использованы фото из архивов авторов и редакции

Несмотря на то, что танки являются главной ударной силой Сухопутных войск, пехота всегда остается их составной частью. В зависимости от развития вооружения и военной техники менялись роль и тактика боевого применения пехоты. Большое значение в этом сыграла разработка принципиально нового вида вооружения и военной техники - боевой машины пехоты. Этот вид боевых машин, ставший неотъемлемой частью вооружения мотострелковых (мотопехотных) соединений и частей армий практически всех стран мира, впервые появился в СССР в середине 1960-х гг.

В данном цикле статей мы расскажем об истории создания и развития этого вида отечественного бронетанкового вооружения и техники, родоначальником которого стала боевая машина пехоты БМП-1.

Часть I. Путь к боевой машине пехоты

К середине 1950-х гг. в условиях возможного применения ядерного, бактериологического и химического оружия в случае развязывания новой войны стало очевидно, что пехота уже не сможет вести боевые действия с полной эффективностью, не будучи в какой-то мере защищенной от воздействия поражающих факторов этого оружия массового поражения (ОМП). Из всех видов вооружения и военной техники, находящихся на оснащении Советской Армии, только танки были способны к ведению боя в этих условиях. Но они не могли в полной мере завершить его, поскольку в основном решали кардинальные, основные задачи боя. Только пехота могла полностью освободить от противника завоеванную территорию и закрепиться на ней, т.е. окончательно утвердить победу. Помимо выполнения завершающих функций, пехота в некоторых случаях создавала благоприятные условия для применения ударных родов войск и осуществляла боевые действия в условиях, когда использование этих родов войск оказывалось нецелесообразным (например, в горах).

Одновременно с развитием ОМП происходило насыщение боевых порядков войск вероятных противников значительным количеством противотанковых средств ближнего действия и автоматическим оружием, что также требовало увеличения огневой мощи пехоты и повышения ее защитных способностей на поле боя от поражения этими средствами. Имевшиеся на вооружении Советской Армии бронетранспортеры (колесные БТР-40, БТР-152, гусеничный БТР-50П и их модификации) по своим боевым качествам были далеки от танков и не годились для ведения боевых действий. По своей маневренности, вместительности, возможностям оружия и средствам управления эти машины не позволяли создать в наступлении сколько-нибудь управляемые и эффективные боевые и предбоевые порядки пехоты. Как только пехота размещалась в бронетранспортерах, сразу автоматически нарушалась организация ее отделений, взводов и рот и они становились неуправляемыми. При этом терялась боевая сплоченность, и мотострелки превращались в пассажиров на поле боя.

Бронетранспортер БТР-40, 1950 г.

Боевая масса - 5,3 т; экипаж - 2 чел., десант - 8 чел., оружие: 1 пулемет -7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 57 кВт (78 л.с); максимальная скорость - 78 км/ч; колесная формула - 4x4.

Бронетранспортер БТР-152, 1950 г.

Боевая масса - 8,6 т; экипаж - 2 чел., десант - 17 чел.; оружие: 1 пулемет - 7,62 мм; броневая защита-противопульная; мощность двигателя - 81 кВт (110 л.с); максимальная скорость - 75 км/ч; колесная формула - 6x6.

Бронетранспортер БТР-50П, 1954 г.

Боевая масса -14,3т; экипаж - 2 чел., десант - 20 чел.; оружие - отсутствует; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 176 кВт (240л.с); максимальная скорость: на суше-44 км/ч, наплаву- 10 км/ч.

Бронетранспортер «Объект 112», 1953 г.

Боевая масса - 18,5т; экипаж - 3 чел., десант - 24 чел.; оружие: 1 пулемет - 14,5 мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с); максимальная скорость - 63,4 км/ч.

Кроме того, колесный бронетранспортер БТР-152 в указанный период уже не соответствовал новым условиям ведения боевых действий. В погоне за дешевизной коммерческого шасси машина имела плохую проходимость, малую удельную мощность и по своим боевым качествам оставалась на уровне бронетранспортеров, использовавшихся в годы Второй мировой войны.

Гусеничный бронетранспортер БТР-50П обладал более совершенной конструкцией, но также не удовлетворял многим современным требованиям. По существу, он представлял транспортное средство для перевозки 20 человек, которые скученно размещались в средней части машины и, находясь в ней, не могли активно участвовать в бою. Спешивание десанта было затруднено. Стационарным (штатным) оружием БТР-50П не оснащался, а противопульная броневая защита была недостаточной. К тому же и подвижность машины (запас хода и скорость) оставляла желать лучшего. Аналогичные недостатки в части оружия, количества и размещения десанта имел и готовившийся к принятию на вооружение бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П).

Все серийные и опытные образцы БТР (гусеничные К-75, К-78, «Объект 112» и колесные «Объект 1015», ЗИЛ-153), разрабатывавшиеся в 1946-1959 гг., предназначались для использования в качестве средств транспортировки мотострелков к полю боя. Поэтому их общая компоновка рассчитывалась на перевозку как можно большего количества личного состава, ограничивавшегося только конструкцией машины (от 16 солдат в БТР ЗИЛ-153 до 24 - в БТР «Объект 112»). Как правило, они не располагали стационарным оружием (за исключением БТР-152, К-75, К-78 и «Объект 112»). В результате на поле боя мотострелки были вынуждены передвигаться в пешем порядке за танками или как танковый десант «на броне» только со своим личным (носимым) оружием, как нередко делалось в годы Великой Отечественной войны. Однако в условиях применения ОМП такой способ передвижения пехоты на поле боя мог привести к неоправданным и преждевременным (даже до непосредственного соприкосновения с противником) потерям личного состава.

Таким образом, успешное решение задач пехотой было возможно лишь при обеспечении ей высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП и при высокой эффективности огневого воздействия на противника. В связи с этим возникла необходимость создания специальной пехотной боевой машины (ПБМ), используя которую пехота сохраняла присущие ей особенности ведения боя и приобретала недостающие к этому времени защищенность и подвижность на поле боя. Однако отечественные военные специалисты считали совершенно неправильным рассматривать ПБМ лишь как средство взаимодействия пехоты с танками или как средство перевозки к полю и частично на поле боя. Новая машина должна была стать- основным средством ведения боя пехотой в современных условиях, придать ей те положительные качества, которыми она отличалась от других родов войск и которые оправдывали ее существование. Особенно важным было иметь такие машины в танковых войсках.

Главной и руководящей тактической идеей ПБМ являлось целесообразное и органическое соединение первичных подразделений пехоты с бронетанковой техникой по принципу танка и его экипажа с той лишь принципиальной разницей, что экипаж; ПБМ мог вести бой как находясь в машине, так и вне ее при поддержке штатного оружия, установленного на машине. Первоначально ПБМ представлялась в виде полностью бронированной (обязательно закрытой и герметизированной) подвижной плавающей машины высокой проходимости, вмещавшей необходимое количество бойцов. Экипаж (десант), находясь в машине, должен был иметь защиту от воздействия поражающих факторов ОМП и мог использовать свое личное оружие, а при действии на местности - возможность удобного и прикрытого спешивания.

Десант «на броне» танков Т-34-85 и Т-54Б.

Помимо индивидуального стрелкового оружия десанта (мотострелков), на ПБМ требовалось установить более мощное стационарное скорострельное оружие с противотанковыми возможностями для обеспечения его поддержки в наступлении и устойчивости в обороне. Кроме того, по воспоминаниям старейшего сотрудника Главного бронетанкового управления (ГБТУ) полковника в отставке Г.Б. Пастернака, в свое время курировавшего эти боевые машины, «...она должна была быть для мотострелка родным домом: там дополнительные боеприпасы, сухие пайки, какая-то одежонка, личные вещички. Она должна не только высадить мотострелка, в том числе на ходу, но и подобрать его с поля боя, взять раненого, уметь поддержать его продвижение огнем, находясь за наступающими, и многое другое».

Применение ПБМ, как принципиально нового оружия, придавало современной пехоте и новые качества, расширяло ее возможности и приводило к необходимости пересмотра способов боевого применения и организационной структуры. Используя высокие качества боевой машины, пехота могла принимать активное участие в выполнении боевых задач как совместно с танками, так и самостоятельно во всех видах боевых действий. Так, при совершении маршей ПБМ могли успешно совершать передвижение вместе с танками, а также выполнять задачи в составе органов походного охранения (походных застав).

ПБМ могли применяться в составе тактического воздушного десанта для уничтожения ракетных средств противника, захвата переправ на водных преградах, а также для овладения важными рубежами и удержания их с целью воспрещения подхода резервов противника. В ряде случаев предусматривались их действия в составе разведывательных подразделений как самостоятельно, так и совместно с танками, а в наступлении с форсированием водных преград - в качестве разведывательных машин в составе передовых подразделений, авангардов и войск первого эшелона.

В связи с достаточно высоким процентным соотношением мотострелковых частей и соединений в сухопутных войсках для их оснащения требовалась массовая и недорогая в производстве машина. Это оказывало определенное влияние на ее конструкцию и боевые качества: как можно меньшая масса (металлоемкость), простота устройства, использование серийных и недорогих в производстве агрегатов автотракторной промышленности.

В 1959-1960 гг. по распоряжению начальника танковых войск генерал-полковника (с 1962 г. - маршала бронетанковых войск) П.П. Полубоярова в Военной академии БТВ и на НИИБТ полигоне при руководстве Научно-танкового комитета (НТК) ГБТУ была проведена научно-исследовательская работа по разработке концепции и выработке основных тактико-технических требований (ТТТ) к новой боевой машине. К этой работе также подключили и ВНИИ-100.

При разработке ТТТ к пехотной боевой машине были проанализированы все существующие на тот момент времени конструкции БТР отечественного и зарубежного производства, состоявших на оснащении пехотных частей и соединений таких стран, как США, ФРГ и Франция. При этом в ТТТ к отечественной ПБМ закладывалось существенное превосходство в боевых и технических характеристиках над лучшими зарубежными машинами с учетом перспективы их возможного дальнейшего совершенствования. Задел в качественном превосходстве предполагалось получить за счет малых размеров и боевой массы машины при условии удобного размещения требуемого числа десантников, установки штатного оружия, способного при необходимости поражать танки, и броневой защиты от огня крупнокалиберных пулеметов в сочетании с обеспечением плавучести.

Командование армии США в рассматриваемый период времени ориентировалось исключительно на гусеничные машины, с упором на то, что вся пехота будет вести боевые действия на БТР. Для этих целей использовались гусеничные бронетранспортеры БТР М59иМ113.

Во Франции на вооружение приняли несколько БТР: гусеничные АМХ VTT и «Гочкис» ТТ6, колесный «Па-нар» EBR-ETT, созданный на базе разведывательного бронеавтомобиля «Панар». Однако их производство осуществлялось в небольших количествах. Бронетранспортер АМХ VTT не мог быть отнесен к числу наилучших, несмотря на ряд хороших показателей (броневая защита) вследствие несколько завышенных численности десанта и массы машины. Колесный БТР «Панар» EBR-ETT отличался оригинальной конструкцией, но из-за большой сложности представлял лишь технический интерес.

В швейцарской армии использовались гусеничные БТР собственной разработки «Испано-Сюиза» HS.30 и «Пират» (модификаций I, II и III) фирмы «МОВАГ».

Бундесвер еще только начинал создавать свой парк бронетранспортеров и ориентировался тоже лишь на гусеничные машины, исходя из того, что вся пехотадолжнадействоватьнаБТР. При этом широко использовался французский и швейцарский опыт. На вооружении армии находились французский БТР «Гочкис» ТТ6 и швейцарский «Испано-Сюиза» HS.30 (SPz.12-3) «Ланг».

В армии Великобритании на вооружении состояли гусеничный БТР «Кембридж» FV.401 и колесный БТР «Сарацин» Mkl FV.603A, являвшийся основным.

Вышеперечисленные гусеничные БТР имели малые размеры и массу. Десант (примерно отделение) удачно располагался в закрытом корпусе и мог в какой-то степени принять участие в бою. Обеспечивалось удобное спешивание десанта в сторону кормы. В конструкции машин широко использовались автомобильные агрегаты - двигатель и трансмиссия. Один из них, «Испано-Сюиза» HS.30, оснащался автоматической малокалиберной пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда более 1000 м/с). На части машин во вращающейся башенке устанавливался пулемет калибра 7,62 (7,5) мм или 12,7 мм. Бронетранспортеры АМХ VTT, «Пират» и M113 были оборудованы системой противоатомной защиты (ПАЗ).

В своем большинстве все эти машины являлись просто транспортным средством и не обеспечивали мотопехоте возможности ведения активных боевых действий в новых условиях. Однако некоторые из них при установке соответствующего вооружения могли приблизиться к разрабатывавшейся отечественной ПБМ.

В нашей стране были рассмотрены два направления разработки таких машин. Первое направление было связано с приспособлением состоявших на производстве и вооружении колесных и гусеничных БТР для решения задач ПБМ. Второе направление предполагало создание ПБМ как принципиально нового вида бронетанкового вооружения Сухопутных войск, что подразумевало применение специальных узлов и агрегатов, легких сплавов и многотопливного двигателя для создания машины с наиболее высокими по тому времени боевыми и техническими характеристиками. По результатам проведенных исследований предпочтение было отдано второму направлению.

К выявлению основных тактико-технических характеристик (ТТХ) специальной ПБМ и выработке к ней ТТТ отечественные военные специалисты подошли серьезно и основательно, поскольку ее боевые свойства характеризовались не только подвижностью и броневой защитой, но и основным оружием, а также оптимальной численностью экипажа и десанта. При этом пришлось преодолеть ряд затруднений в определении основных показателей машины, которые объяснялись тем, что она должна была быть наиболее массовой с вытекавшими из этого требования ограничениями, налагаемыми, прежде всего, экономикой государства.

Численность десанта ПБМ, по мнению отечественных специалистов, ограничивалась минимальной штатной единицей - отделением. Меньшая численность десанта приводила к нежелательному увеличению количества боевых машин. Большая - превращала ее в транспортер с неполным боевым использованием всего скученного в машине десанта, а при поражении могла привести к большим потерям в личном составе. Кроме десанта, в ПБМ должны были располагаться механик-водитель и оператор штатного (стационарного) оружия, которые оставались в машине и огнем и маневром поддерживали действия спешенного десанта. Поэтому численность экипажа (десанта) должна была составлять 7-10 человек. При ведении боя из машины для эффективного использования личного оружия десантники должны были располагаться лицом к бортам, в которых предусматривались лючки и бойницы.

Стремление обеспечить более безопасный выход и быстроту спешивания десантников приводило к их размещению около кормовых дверей, что являлось нежелательным для ПБМ, так как пассивное расположение десанта в корме не обеспечивало ведение огня из стрелкового оружия вперед по ходу машины. Утверждение о лучшей защищенности десанта при заднем расположении десантного отделения и переднем размещении агрегатов МТО, играющих роль защитного экрана, не могло быть решающим. Переднее расположение МТО для плавающих машин неизбежно приводило к уменьшению массы лобовой брони и к увеличению толщины кормовой брони по условию местоположения центра тяжести машины.

Предпочтительней была ПБМ с активным расположением десанта, в которой носовая часть корпуса освобождалась от агрегатов силовой установки и трансмиссии для размещения в ней возможно большего числа стрелков, имевших возможность ведения огня по ходу машины.

Компактное стационарное вооружение ПБМ с возможностью кругового обстрела предполагалось использовать для поражения подобных машин противника, огневых точек и живой силы. Его установка должна была обеспечить возможно меньшие размеры машины с удобным размещением десанта. Наиболее подходящим оружием для машины считалась малокалиберная автоматическая пушка калибра 20-30 мм, либо автоматическая пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) калибра 70-90 мм, способная поражать даже танки. В качестве дополнительного оружия мог использоваться обычный пулемет. При наличии легкого пушечного вооружения по бокам башенки могли быть установлены несколько ПТУР пехотного типа.

Применение более мощного штатного вооружения во вращающейся башне требовало использования погона диаметром 1300-1500 мм, что значительно усложняло и утяжеляло машину и превращало ее в смесь артиллерийской боевой машины и БТР. Такая ПБМ не могла быть массовой.

Массовость и компактность по возможности легкой ПБМ исключали использование на ней противоснарядной броневой защиты. Целесообразным представлялась ее защита от огня крупнокалиберных пулеметов, при которой лобовые броневые листы корпуса имели приведенную толщину 35-40 мм. Толщина бортовых листов (ввиду того, что машина должна быть плавающей) не превышала 13 мм, при этом обеспечивалась защита только от огня обычных пулеметов, а от крупнокалиберных - в пределах курсового угла ±30°. Также была желательна возможность регулирования клиренса до минимума с целью маскировки машины и уменьшения ее силуэта на поле боя для повышения защищенности.

Специальная защита предусматривала герметизацию корпуса и наличие фильтровентиляционной установки (ФВУ) для коллективной защиты экипажа от поражающих факторов ОМП.

В части подвижности ПБМ должны были иметь средние и максимальные скорости, а также запас хода не ниже, чем у танков. Наиболее приемлемыми считались удельная мощность в 14,7 кВт/т (20 л.с./т) и максимальная скорость - 70-75 км/ч. По проходимости они также не должны были уступать танкам, причем мог использоваться как гусеничный, так и совершенный колесный движитель. При гусеничном движителе ПБМ имели более простую конструкцию трансмиссии, ходовой части и корпуса. Легче решался вопрос обеспечения движения на плаву - за счет перемотки гусениц. Сама ПБМ при прочих равных условиях отличалась меньшими габаритами и массой. В целом эти показатели для объекта массового производства были решающими, а требуемое обеспечение срока службы гусениц в 8000- 10000 км для легкой машины не являлось проблемой, а лишь задачей, которую предполагалось решить за счет применения резинометаллического шарнира (РМТТТ).

Высокие требования предъявлялись и к компоновке ПБМ, в которой большая часть внутреннего объема отводилась для размещения десанта. Предполагалась оригинальная компоновка, на базе которой впоследствии могли быть созданы другие боевые машины аналогичной категории по массе.

Поэтому параллельно с выработкой и обоснованием ТТТ в Военной академии БТВ и ВНИИ-100 выполнили ряд эскизных проработок ПБМ с двумя наиболее рациональными вариантами компоновок. Первый предусматривал расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и отделения управления, занимавших от 1/4 до 1/3 длины машины, в передней части корпуса. Остальное пространство оставалось свободным для десанта и воору жения. При этом корма корпуса выполнялась в виде откидной аппарели. Преимущества такой компоновки заключались в свободном размещении и удобном спешивании десанта, а также в широкой возможности использования базы машины без существенных изменений (благодаря наличию свободного пространства) под командно-штабные, разведывательные, санитарные, транспортные и другие машины. Однако в данном случае трудно было обеспечить необходимый дифферент на корму при движении на плаву вследствие тяжелой носовой части. Кроме того, ПБМ получалась более длинной.

Во втором варианте МТО располагалось в узком туннеле вдоль продольной оси машины с двигателем в кормовой части и трансмиссией в носовой. Личный состав (десант) размещался по бортам машины спинами к туннелю. Для уменьшения ширины машины десантников можно было повернуть под небольшим углом вперед. В носовой части корпуса рядом с механиком-водителем устанавливалось вооружение с оператором. Корма корпуса, как и в первом варианте, выполнялась с откидной аппарелью. Этот вариант компоновки позволял получить наименьшую длину машины, требуемый дифферент на плаву, но он проигрывал предыдущему в универсальности использования (туннель вдоль продольной оси машины).

Выполненные эскизные проработки ПБМ показали, что подобные машины, созданные в гусеничном варианте, удовлетворяли всем рассмотренным выше требованиям и могли иметь массу в пределах 8-10 т. В Академии БТВ, помимо колесного и гусеничного движителя для БПМ, дополнительно были проработаны варианты комбинированного движителя - колесно-гусеничного и гусенично-колесного.

Летом 1960 г. ориентировочные ТТТ на ПБМ, согласованные с 12 Управлением Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ), были направлены НТК ГБТУ в конструкторские бюро Московского автомобильного завода им. Лихачева (ЗИЛ), а также Челябинского (ЧТЗ) и Алтайского (АТЗ, Рубцовск) тракторных заводов. Заводам была поставлена задача - выполнить эскизную проработку различных вариантов машины исходя из их производственных возможностей.

Согласно этим требованиям предусматривалось создание плавающей бронированной машины массой 11-12 т с различными вариантами движителей (гусеничного, колесного или комбинированного), вооруженной орудием, ведущим огонь активно-реактивными снарядами, и двумя пулеметами. Активно-реактивные снаряды калибра не менее 100 мм с высокой кучностью боя на дистанции до 1,5 км и фугасным действием у цели должны были иметь достаточную эффективность при использовании против легких броневых целей. Процесс заряжания - автоматизированный, управление оружием и производство выстрела осуществлялось с места командира - дистанционно. Сектора обстрела - максимально возможные, но не менее 120-180° в переднем секторе. Один из 7,62-мм пулеметов был спарен с орудием (пусковой установкой), второй располагался в корме машины. Боекомплект активно-реактивных снарядов-не менее 25-30 шт. (из них половина в автоматизированной укладке).

Лобовая броня корпуса должна была обеспечивать защиту от обстрела из крупнокалиберного пулемета, борта и корма - от бронебойной пули винтовочного калибра. Боевое отделение - закрытое, десантное отделение - с размещением в кормовой части корпуса. Предусматривалась защита обитаемых отделений от ОМП с помощью подбоя и создания избыточного давления очищенного воздуха (ФВУ). В состав экипажа машины входили два человека, в состав десанта - 8-10 человек (10 посадочных мест).

При использовании комбинированного движителя - колесно-гусеничного (гусенично-колесного) оговаривалась необходимость перехода с одного типа движителя на другой без выхода экипажа из машины. Кроме того, предусматривалось использование в подвеске машины специального устройства для ее опускания на днище. Максимальная скорость на колесном ходу должна была составлять 60-70 км/ч, на гусеничном - до 50 км/ч, а запас хода по движителю (ходимость) - 15000 км и 1500-2000 км соответственно. В случае применения гусеничного движителя движение на плаву осуществлялось за счет его использования (перемотки), при других типах движителей - с помощью водометов. Для преодоления водных преград допускалось применение дополнительных объемов-поплавков, убираемых при движении машины на суше.

В результате в конструкторском бюро ЧТЗ приступили к разработке ПБМ на оригинальной базе, получившей наименование «Объект 765», на АТЗ - «Объект 13» на базе ГТ-Л («Объект 12») и в конструкторском бюро ЗИЛ - «Объект 851» на базе БТР ЗИЛ-153.

Эскизные проекты первых вариантов пехотных боевых машин рассматривались в НТК ГБТУ и на заседании секции №7 Научно-технического совета (НТС) ГКСМОТ в сентябре 1960 г. По результатам рассмотрения представленных проектов, ТТТ к новой машине подверглись доработке и корректировке. Скорректированные ТТТ в октябре того же года вновь были направлены в КБ заводов. Дополнительно к работе был привлечен Горьковский автозавод. Срок представления проектов для рассмотрения в НТК ГБТУ был определен 15-20 ноября 1960 г.

На основе рассмотрения представленных эскизных проектов ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ в НТК ГБТУ и Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ) ранее предъявленные ТТТ на ПБМ вновь были подвергнуты корректировке. После их согласования в ГКСМОТ и утверждения в ГБТУ вышло постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1961 г. № 141 -58, в соответствии с которым ЧТЗ, АТЗ, ЗИЛ, а также Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была поручена разработка технических проектов специальных боевых машин пехоты (БМП) массой 10-12 т, ограниченного бронирования, с экипажем из двух и десантом из 10 человек.

Конструкторские бюро ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ продолжили разработку своих проектов по скорректированным требованиям, а в конструкторском бюро КМЗ создание БМП было сосредоточено на гусеничном варианте «Объект 659» и колесном - «Объект 664».

Что касается Горьковского автозавода, то он представил в НТК ГБТУ свой эскизный проект пехотной боевой машины в апреле 1961 г. Проект был выполнен на базе БТР-60П с установкой облегченной башни конструкции ЧТЗ. В машине, кроме 2 человек экипажа, размещались 6 десантников, что не соответствовало предъявляемым требованиям. Численность десанта была ограничена общей массой машины, величина которой, согласно проекту, составляла 10-10,2т. В 1962г. в связи с мероприятиями по модернизации серийно выпускавшегося БТР-60П (установка броневой крыши и башенки со спаренными пулеметами калибра 14,5 и 7,62 мм) работа по созданию БМП с завода была снята и передана Брянскому автозаводу. К созданию боевой машины пехоты Горьковский автозавод вернулся летом 1964 г., когда ему была выдана для согласования тематическая карточка на колесную БМП, впоследствии получившую наименование ГАЗ-50.

Для выполнения постановления в конструкторских бюро ЧТЗ, АТЗ, КМЗ, ЗИЛ и ВНИИ-100 была организована конкурсная НИОКР. Для координации работ, оказания технической помощи разработчикам и оперативной оценки результатов по решению ГБТУ и ГКСМОТ во ВНИИ-100 сформировали бригаду специалистов во главе с И.С. Зильбербургом, в состав которой вошли И.В. Бах, В.Ф. Викторов, B.C. Идлис и сотрудники НИО.

В марте 1961 г. задание на разработку БМП с колесно-гусеничным движителем от начальника танковых войск получила и Военная академия БТВ. В соответствии с заданием БМП должна была обеспечить совершение длительных маршей по дорогам на колесах с переходом в особо трудных дорожных условиях на гусеничный движитель.

В процессе проведения НИОКР были выполнены 11 проектов БМП, которые имели одинаковые основное оружие и уровень броневой защиты и отличались конструкцией моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. При выборе вооружения были проработаны варианты установки автоматической пушки калибра 30, 37 и 45 мм, а также активно-реактивной системы калибра 57, 76,2 и 73 мм. Окончательный выбор основного оружия был сделан в пользу 73-мм гладкоствольного орудия с активно-реактивным выстрелом.

Технические проекты БМП, представленные ЧТЗ, АТЗ, КМЗ и ЗИЛ, были рассмотрены на заседании секции №7 НТС ГКСМОТ в июле 1961 г.

Бронетранспортер БТР-40 не предусматривался как основное средство для перевозки мотострелков, а предназначался для использования в качестве разведывательной машины в разведывательных подразделениях бронетанковых и механизированных войск и стрелковых дивизий, машины связи, а также командирской машины и машины для вывоза раненых из зоны ружейно-пулеметного огня («Бронетранспортер БТР-40. Краткая характеристика и описание», г. Горький, 1951 г.).

Краткие ТТХБТР «Объект 1015», 1959 г.: боевая масса - 10,52 т; экипаж - 2 чел., десант - 19 чел,; оружие - отсутствует; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 132 кВт (180 л.с); максимальная скорость: на суше- 74,5км/ч, на плаву - 10,7 км/ч; колесная формула - 8x8.

БМП - такое новое название получила пехотная боевая машина, оно утвердилось за ней на все последующие годы.

Выбор был сделан в связи с директивным указанием Н.С. Хрущева о переориентации развития вооружения со ствольной артиллерии на ракетное (реактивное) оружие. - Прим. авт.

militaryarticle.ru

БТР - фото, видео, названия, описание, история, список

Начав свою историю с транспортных танков во время Первой мировой войны, бронетранспортёры начали активно появляться после Второй мировой, став простым, дешёвым и быстрым средством доставки десанта, способным огрызнуться огнём при необходимости.

Ниже вы найдёте названия и фото бронетранспортёров.

AAV7

Статья появится позже.

AIFV

Статья появится позже.

Alvis FV103 Spartan

Статья появится позже.

Alvis FV4333 Stormer

Статья появится позже.

Boxer GTK

Статья появится позже.

Engesa EE-11 Urutu

Статья появится позже.

FIAT 6614

Статья появится позже.

FNSS Pars

Статья появится позже.

FV430 Bulldog

Статья появится позже.

FV432

Статья появится позже.

KTO Rosomak

Статья появится позже.

Lav 300

Статья появится позже.

Lav 600

Статья появится позже.

M1128 MGS Страйкер

Статья появится позже.

M113

Статья появится позже.

NORINCO Type 63

Статья появится позже.

Saxon AT105

Статья появится позже.

TAB-77

Статья появится позже.

TPz 1 Fuchs

Статья появится позже.

Type 1 Ho-Ha

Статья появится позже.

Type 73

Статья появится позже.

VBCI

Статья появится позже.

VBTP-MR Guarani

Статья появится позже.

Wiesel 1

Статья появится позже.

Zelda

Статья появится позже.

Ахзарит

Статья появится позже.

Б-3

Статья появится позже.

БТР-3

Статья появится позже.

БТР-4 Буцефал

Статья появится позже.

БТР-50

Статья появится позже.

БТР-60

Статья появится позже.

БТР-70

Статья появится позже.

БТР-90

Статья появится позже.

БТР-94

Статья появится позже.

БТР-МД Ракушка

Статья появится позже.

МТ-ЛБ

Статья появится позже.

Намер

Статья появится позже.

Первые подобные машины появились в годы Первой мировой войны. Летом 1917 года англичане создали Mark IX на базе тяжёлого танка Mark V. Экипаж состоял из 4 человек, помимо этого, внутри помещалось до 30 пехотинцев.

Первым отечественным бронетранспортёром можно считать Д-14, построенный весной 1931 года. Этот гусеничный трактор, защищённый бронёй, был рассчитан на перевозку 25 человек.

В начале осени 1938 года появился советский БА-22 на колёсной базе с задним приводом. Его предполагалось использовать как в роли десантного средства, так и в роли санитарного бронеавтомобиля. Создали всего один образец, который на испытаниях получил замечания, связанные с малой мощностью двигателя, слабой защитой и высоким профилем.

Развитие

В годы Второй мировой войны Германия активно применяла полугусеничные бронетранспортёры SdKfz 250 и SdKfz 251. Они служили настоящими рабочими лошадками, выполняя роль связных, штабных и санитарных машин. Транспортировка раненных солдат, буксирование различного вооружения непрерывно осуществлялись с помощью этих машин на всех фронтах на протяжении всей войны.

Стоит упомянуть Universal Carrier из Великобритании. Эта гусеничная машина поставлялась союзникам и была произведена в количестве более 90000 единиц.

В послевоенное время началось бурное развитие подобной техники в СССР и странах НАТО, но представления о необходимых характеристиках различались.

Прежде всего, БТР считается универсальной машиной, транспортирующей десант под защитой брони. Для преодоления водных преград необходима амфибийность, особое внимание ей уделяли США, которые использовали технику для доставки десанта по морю. При этом была необходима достаточная мореходность, а на массу не обращали особого внимания, поскольку, она неизбежно росла вместе с повышением защиты и возможностью установки мощного оружия.

В СССР делали ставку на авиатранспортабельность, из-за чего появились жёсткие ограничения по массе и размерам. Масса не должна была превышать 20 тонн, а габариты – размеры стандартной железнодорожной платформы.

Наше время

В новых бронетранспортёрах повышенное внимание уделяется защите экипажа и десанта. Для этого корпуса защищают более толстой бронёй, используются комплексы активной защиты, а днище дополнительно утолщается в передней части для сокращения последствий от подрыва на минах и взрывных устройствах.

Ещё во время холодной войны появилась концепция тяжёлых бронетранспортёров, отличающихся повышенной бронезащитой, в ущерб габаритам и массе. Поначалу она не прижилась, поскольку противостоящие страны находились на большом удалении друг от друга и ставка делалась на быструю транспортировку.

Однако, локальные вооружённые конфликты быстро дали понять, что противотанковые средства вроде РПГ не оставляют шансов людям внутри легкобронированной техники. Среди отечественных военнослужащих прижилась расшифровка БМП как «Братская Могила Пехоты», что ясно давало понять об эффективности защиты людей машинами привычной конструкции.

Первым стал Израиль, создавший БТР «Ахзарит» на базе Т-54 и Т-55. Помимо аналогичной танку брони, двигатель разместили спереди, что послужило дополнительной защитой. Позже появился «Намер» на базе «Меркавы», оснащённый комплексом активной защиты.

Американский M1126 Stryker, не являющийся тяжёлым БТР и созданный на колёсной базе, благодаря навесной композитной броне, способен обеспечить защиту от 30 мм пушек в лобовой проекции. Во время боевых действий в Ираке, машина продемонстрировала впечатляющую защиту от пулемётного огня и гранат, выпущенных из РПГ.

В России сегодня используются устаревшие машины на базе советского БТР-80, совершенно не удовлетворяющие современным требованиям защиты. Их броня способна защитить лишь от пуль, а днище неудовлетворительно противостоит подрывам на взрывных устройствах.

Впрочем, «Бумеранг» уже появился, в скором времени возможно появление тяжёлого бронетранспортёра на базе «Арматы», которые создавались с приоритетом защиты экипажа и десанта.

tanksdb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>