Братья создатели кинематографа
Братья Люмьер
Братья Люмьер – легендарные «отцы» французской киноиндустрии, открывшие человечеству дорогу в мир кино. Они сняли первые киноролики и спроецировали их на экран. Французская синематека хранит около 1800 лент, отснятых знаменитыми братьями.
Детство и юность
Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер родились в Безансоне (Франция). Отец Чарльз-Антуан Люмьер был профессиональным художником, а также интересовался фотографией. В 1870 году семья переехала в Лион, где Огюст и Луи окончили техническую школу La Martiniere. После переезда из Безансона мать Жанна Хосефина Костиль Люмьер родила еще одного сына Эдуарда и троих дочерей.

Чарльз-Антуан открыл небольшой завод по производству фотоматериалов. Несмотря на то, что Луи с одной из сестер трудились на фабрике с раннего утра до позднего вечера, отцу семейства Люмьер грозило банкротство. С помощью Огюста, который вернулся с военной службы, удалось наладить производство и в 1884 году нанять дюжину рабочих. В 1892 году отец ушел на заслуженный отдых, и весь завод остался в распоряжении братьев Люмьер.
Кинематограф
В 1892 году Луи и Огюст Люмьеры взялись за разработку аппарата, который мог бы воссоздавать движущиеся картины. Они запатентовали несколько важных процессов, в том числе и пленочную перфорацию, используемую для транспортировки и выдерживания пленки, хотя первоначально этот процесс реализовал французский изобретатель Эмиль Рейно. В том же году появилось устройство, запатентованное под названием «Cinématographe Léon Bouly». Идея создания «кинематографа» принадлежит Леону Були.

Усовершенствовать аппарат Були помешало отсутствие средств, поэтому права на устройство изобретатель продал братьям Люмьер. Собственную версию они запатентовали в 1895 году. Первый фильм был снят и презентован в том же году.
Дебютный частный показ состоялся в 1895 году, 22 марта. В «Обществе развития национальной индустрии» в городе Париже на мероприятии собрались 200 человек. Основной темой крупной конференции была цветная фотография, однако внимание зрителей было приковано к подвижному черно-белому изображению.
Первый фильм в истории «Выход рабочих с фабрики»Знаменитое документальное немое кино «Выход рабочих с фабрики» вошло в историю как первый фильм, показанный зрителям на большом экране. Дебют состоялся 22 марта 1895 года во время конференции в честь развития фотопромышленности во Франции.
Кстати, именно «Выходу рабочих с фабрики» выпала честь открыть первый платный киносеанс, который прошел в Париже 28 декабря 1895 года на знаменитом бульваре Капуцинок в подвальном помещении «Гран-кафе». Небольшой ролик не имеет замысловатого сюжета: на кадрах изображены рабочие, выходящие из здания. Последующие работы братьев Люмьер представляли собой небольшие сцены из реальной жизни.
Фильм братьев Люмьер «Вольтижировка»Фильм «Вольтижировка» повествует об уроке верховой езды для молодого кавалериста, который пытается забраться на лошадь.
Самой знаменитой картиной Луи и Огюста Люмьеров принято считать «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Несмотря на простой сюжет, фильм крайне популярен. Это связано с историей о реакции зрителей во время сеанса. В одном ролике впервые появились общий, средний и крупный планы при неподвижной камере.
Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»Впечатляющие размеры экрана и движущийся «в зал» поезд напугали посетителей сеанса. Картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» является одной из первых постановочных. В съемках участвовали родные и знакомые братьев Люмьер. Фильм показали в 1896 году.
Постановка использовалась еще в 1895 году в немой картине «Политый поливальщик». Согласно задумке поливающий растения садовник не замечает мальчика-хулигана, который наступил на шланг. Вода прекратила поступать, и садовник смотрит в наконечник шланга. Мальчик убирает с него ногу, и вода с напором бьет садовнику в лицо. Рассерженный, он бросается за убегающим хулиганом.
Фильм братьев Люмьер «Политый поливальщик»На роли в кинокомедии выбрали садовника Франсуа Клер, который работал в поместье Люмьеров, и сына одного из слуг. Мальчика звали Бенуа Дюваль. Сюжет киноленты стал основой еще для нескольких работ. Например, намного позже замысел «Политого поливальщика» использовался во фрагменте ленты «Человек с бульвара Капуцинов».
Седьмым фильмом на платном киносеансе в «Гран-кафе» стала немая короткометражка «Завтрак младенца» с участием Огюста, его супруги и дочери. В кадре пара кормит малышку с ложки. Этот фильм появился в 1895 году. Дочь Люмьера появилась и в картине «Вылавливание красных рыбок».
Фильм братьев Люмьер «Завтрак младенца»Длина пленки каждого короткометражного фильма составляла около 17 метров, а время показа ограничивалось 50 секундами: именно столько продолжается любой из первых фильмов.
Легендарное изобретение братья Люмьер в 1896 году демонстрировали в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее. В 1898 году Луи Люмьер продолжил заниматься усовершенствованием и изучением киноаппаратуры. Продолжал опыты в области фотографий и кино в цвете.

В 1903 году Луи Люмьером был запатентован автохром – способ, с помощью которого получают цветные снимки. В честь Луи Люмьера в 1914 году назван астероид. В честь изобретателя существует премия за лучший документальный фильм.
Помимо изобретения самого «кинематографа» считается, что братьям принадлежит идея регулярного показа фильмов. Фильмография родоначальников кино включает около пятидесяти короткометражных работ совершенно разной тематики. В процессе съемок появлялись новые приемы и способы. Во время сеансов в зале всегда звучала музыка (саксофон или пианино).

Известно, что Луи и Огюст Люмьеры и подумать не могли, какие масштабы примет их «кинематограф». Они считали, что это веселый аттракцион, с помощью которого можно получить прибыль.
В 1919 году Луи Люмьер стал членом Французской академии наук. За все время в работы с кинематографом братья оставили около 1800 работ.
Личная жизнь
Имя жены Огюста Люмьера – Маргарет Винклер. Официально брак зарегистрирован в 1893 году. В браке родились двое детей: дочь Андре и сын Анри.

Девочка навсегда вошла в историю, так как появилась в кадрах первых фильмов. В 1914 году она скончалась от гриппа. Анри перед началом Второй мировой войны продолжил дело братьев Люмьер. Луи был женат на сестре жены Огюста, Розе.
Смерть братьев Люмьер
В 1948 году, 6 июня, скончался Луи Люмьер, 10 апреля 1954 года – Огюст. В Лионе находится семейное захоронение на кладбище Нью-Гильотье.
О смерти легендарных французских изобретателей зачастую не пишется подробно в источниках. После кончины братья Люмьер оставили огромное наследие.

В 1960 году в честь изобретателей появилась звезда на «Аллее славы» Голливуда. Кроме того, установлены памятники в Лионе и Ла-Сьоте, а также в Екатеринбурге.
Долгое время «Банк Франции» выпускал банкноты с изображением братьев Люмьер, однако в 1995 году из-за громкого исторического скандала 17-миллионный тираж был уничтожен, а производство приостановлено. Это связано с внезапными подробностями о сотрудничестве «отцов» кинематографа с коллаборационистским режимом Виши во время Второй мировой войны.
Фильмография
- 1895 – «Политый поливальщик»
- 1895 – «Мастерская в Ла-Сьота»
- 1895 – «Выход рабочих с фабрики»
- 1895 – «Завтрак младенца»
- 1895 – «Ловля золотых рыбок»
- 1895 – «Кузнецы»
- 1895 – «Морское купание»
- 1895 – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»
- 1896 – «Игра в снежки»
Фото
24smi.org
12 пар самых знаменитых братьев-режиссеров в истории кино
При том, что кино на всех этапах своей истории было творчеством коллективным, режиссеры обычно если не противопоставлялись, то выносились за скобки съемочной группы – именно их индивидуальный взгляд формирует представление о готовой картине. Однако из правила «режиссер = одиночка» есть исключения, и многие из них заслуживают внимания. Режиссерские тандемы очень часто составляют братья, и нам, отлично знающим, что такое конкуренция между близкими родственниками, не прекращающаяся ни на минуту, очень интересно наблюдать за творчеством таких пар. Вот лишь некоторые родственные режиссерские связки, которые навечно вписали свои имена в историю кино.
Огюст и Луи Жан Люмьер
Заглавной буквой в огромной красочной книге истории кинематографа стала сдвоенная «Л» – родоначальниками кино принято считать братьев Люмьер – младшего Луи Жана, изобретателя и экспериментатора, и Огюста, финансиста и инвестора. Изобретение техники, названной братьями «синематографом», не только изменило жизнь этих людей, но и коснулось каждого из нас, на рубеже XIX и XX веком вселенная преобразилась посредством движущихся по экрану картинок. Как изобретатели кино Люмьеры сами же выступали и его первыми производителями – их в полной мере можно называть первыми режиссерами, заложившими основы жанров, техники съемки и мастерства монтажа. Результаты совместной деятельности братьев Люмьер вскружат голову любому – Французской синематеке по итогам их работы было передано 1800 отснятых пленок!
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер
www.film.ru
Синематограф братьев Люмьер. Как в наш мир пришло кино?
Братья Люмьер действовали оперативно, незадолго до знаменательного дня они запатентовали «синематограф», предназначавшийся для съемки движущихся объектов и проекции снятого на экран. А за три дня до кинопоказа провели съемки короткого сюжета у ворот собственной фабрики, расположенной в Лионе. Ими были не просто проведены первые съемки фильма, впервые же было организовано дублирование — похожий сюжет снимался три раза. Выбирать лучший сюжет братья Люмьер не стали, посчитав, что все три достойны демонстрации. Сейчас трудно установить, какую именно версию этого коротенького фильма увидели зрители в исторический день 22 марта.
Появление кинематографа было стремительным и параллельно шло во многих странах, так как идеи фиксации на гибкой пленке движущихся объектов буквально носились в воздухе. Первый шаг в этом направлении сделал наш соотечественник И. В. Болдырев, который изобрел в 1878 году гибкую светочувствительную негорючую пленку. Но патент на неё он получить не смог, как и многим русским изобретателям, ему просто не хватило денег на оплату регистрации изобретения. Поэтому приоритет создания кинопленки получили шедшие по его стопам американцы Г. Гудвин и Д. Истмен.
Появление пленки позволило создавать аппараты для съемки и проекции, которых за несколько лет предложили более десятка: «фоноскоп» и «хронофотограф» Ж. Демени, «тахископ» О. Анщюца и В. А. Дебюка, «оптический театр» Э. Рейно, «кинетоскоп» Эдисона, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «синематограф» братьев Люмьер, «биоскоп» М. Складановского и т. д. Определять приоритеты в этих изобретениях сложно, да и нет необходимости, так как для массового показа кино зрителям большинство из них оказались непригодными. Широкую известность получил только синематограф, да короткое время позабавил зрителей биоскоп.
Первый показ киноленты братьями Люмьер был встречен овациями, став главным событием конференции фотографов. Воодушевленные авторы решили не останавливаться на достигнутом и приступили к съемкам новых сюжетов. Очередную демонстрацию киноленты они устроили 12 июня 1895 года на закрытии Лионского конгресса Фотографического общества. В этот раз «изюминкой» было то, что съемки проводились в предыдущий день, а снимали прибывающих на конгресс делегатов. По сути, это был первый в мире показ кинохроники.
В публичном платном показе кино первенство оказалось у братьев Складановских, устроивших при помощи биоскопа демонстрацию фильма 1 ноября 1895 года в варьете «Зимний сад» в Берлине. Правда, назвать фильмом шестисекундные сюжеты, склеенные в единую ленту, трудно. Но зрители в течение месяца платили деньги, чтобы их посмотреть. Кстати, Складановские впервые сопроводили демонстрацию кино специально подобранной музыкой.
Событием в кинематографе, по праву снискавшем славу первого платного показа кинофильмов, стала демонстрация 28 декабря 1895 года в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцин подборки из десяти киносюжетов, организованная братьями Люмьер. Это были именно фильмы, хотя и весьма короткие. Открывала демонстрацию лента «Выход рабочих с фабрики», приоритет которой братья решили сохранить. Затем шли «Вольтижировка», «Вылавливание красных рыбок», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе» и «Морское купание».
Среди показанных фильмов особо стоит отметить «Политого поливальщика» — первый в мире игровой фильм. Его сюжет вы, наверное, помните. Садовник из шланга поливает цветы. Мальчишка-хулиган незаметно наступает на шланг и садовник, пытаясь понять, что же произошло, направляет наконечник шланга на себя. В результате садовника обливает водой, и, уронив от неожиданности шланг, он бросается за мальчишкой.
В этом коротком сюжете снимались Франсуа Клер — настоящий садовник из поместья Люмьеров, а также Бенуа Дюваль — сын одного из слуг. Именно их можно считать первыми киноактерами.
В некоторых источниках можно найти информацию, что в первом показе был продемонстрирован сюжет «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», вызвавший панику среди зрителей. Это ошибка. Знаменитый сюжет был включен братьями в демонстрацию только 6 января 1896 года.
Сюжет с поездом и на самом деле производил на зрителей большое впечатление. Вот как описывал его Максим Горький, увидевший этот фильм на Нижегородской ярмарке в июле, всего через полгода после его первой демонстрации в Париже: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».
Обратите внимание на приведенную дату, всего полгода после первой демонстрации, а фильмы братьев Люмьер уже смотрят в России. И на самом деле распространение кинематографа по планете было стремительным, а Россия оказалась в числе первопроходцев. Уже в мае 1896 года в Московском театре «Эрмитаж» и в Петербургском саду «Аквариум» демонстрировались не только привезенные из Франции сюжеты, но и снятые своими «кинооператорами» на родине. Среди первых отечественных кинолент «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери» и «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством».
А уже в 1908 году петербургским фотографом Дренковым и режиссером Ромашковым был снят по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень…» семиминутный игровой фильм «Понизовая вольница». К этому времени синематографы (кинотеатры) были во многих городах России. Прошло еще несколько лет, и фильмы в России стали снимать десятками, появились свои профессиональные киноактеры, операторы и режиссеры.
Прошло всего сто с небольшим лет. Теперь мы в удобное для себя время можем смотреть фильмы в кинотеатрах, дома по телевизору или на мониторах компьютеров. Сегодня почти в каждой семье есть своя кинотека — фильмы на кассетах или дисках. Появились и семейные видеоархивы, в которых хранятся сделанные при помощи видеокамер, фотоаппаратов-мыльниц или мобильных телефонов видеосъемки основных событий семейной жизни, туристических поездок и т. д.
Теперь трудно представить, что столь привычное и любимое нами кино начиналось со скромного сорокасекундного сюжета, снятого братьями Луи и Огюстом Люмьер в далеком 1895 году. Теги: история, изобретения, кино, фильмы, кинопрокат
shkolazhizni.ru
8.6.8. Изобретатели кинематографа братья Люмьер
8.6.8. Изобретатели кинематографа братья Люмьер
«Важнейшим из всех искусств для нас является кино». Так в пересказе Клары Цеткин определил пропагандистский потенциал кинематографа В. И. Ленин — создатель, вождь и идеолог партии коммунистов-марксистов в России. До телесериалов Владимир Ильич не дожил.
Кинематограф был одним из самых выдающихся изобретений последнего десятилетия XIX в. Создателем кинематографа стал Луи Жан Люмьер, родившийся в 1864 г. После окончания промышленной школы он работал фотографом на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 г. Л. Ж. Люмьер изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий» Аппарат был запатентован и пригоден для коммерческого использования. В отличие от «кинетографа» Т. А. Эдисона он получил название «кинематограф». Огюст Люмьер при брате-изобретателе играл роль организатора и менеджера. Поэтому считается, что кинематограф изобрели братья Люмьер.
Первый публичный платный сеанс прошел на бульваре Капуцинок в Париже 28 декабря 1895 г. в подвале «Гран-кафе». Первые сюжеты, представленные новыми техническими средствами, назывались «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка». Эти сюжеты снимались с натуры. Огромный успех имел первый постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик». Со своим изобретением братья Люмьер посетили Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.
В последующем Луи Люмьер занимался производством киноаппаратуры, продолжал совершенствовать свое изобретение. Уже в 1903 г. братья Люмьер запатентовали способ получения цветной фотографии, получивший название «автохром».
Луи Жан Люмьер в 1919 г. был избран членом Парижской академии наук. Он умер в 1948 г. В его честь во Франции присуждается ежегодная премия за лучший документальный фильм.
Следующая глава
Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев
Зэки от кинематографа (Борис Сичкин / Сергей Параджанов) Критики советской власти, желая уличить ее в бесчеловечности, в качестве примеров обычно любят ссылаться на судьбы двух известных деятелей советского кинематографа: режиссера Сергея Параджанова и актера Бориса
Зэки от кинематографа-2 (Валентина Малявина / Эдуард Изотов) С воцарением Юрия Андропова в Кремле в СССР началась борьба за законность и порядок. В частности, были реанимированы те уголовные дела, в которых имелись сомнительные моменты и где истина так и не была
Глава XIII КИНЕМАТОГРАФ БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР Антуан Люмьер родился в 1840 году в Ормеа (От-Саон). Сначала он подвизался как учитель рисования, потом, в 1862 году, стал фотографом в Безансоне. Дела его процветали, а вскоре после войны 1870 года он покинул главный город департамента Дуб и
Глава XIII РЕПЕРТУАР КИНЕМАТОГРАФА В 1896–1897 ГОДАХ Греческие и латинские корни сходятся на одном. Названия витаскоп, витаграф, биоскоп, биограф говорят о показе или регистрации жизни, в то время как аппараты, создававшиеся до представления в «Гран кафе», назывались
Глава I ЛЮМЬЕР ПОБЕЖДЕН В АМЕРИКЕ ЭДИСОН НАЧИНАЕТ «ВОЙНУ ПАТЕНТОВ» В 1897 году американское кино еще скромно. Несколько мелких компаний изготовляют аппараты, снимают фильмы, предпринимают турне. Эра ящиков с окулярами — кинотеатров для одного зрителя — еще не совсем
Глава IV ЛЮМЬЕР ПРЕКРАЩАЕТ ПРОИЗВОДСТВО ФИЛЬМОВ (Лето 1898 г.) Необходимо было бы когда-нибудь заняться жизнеописанием операторов Люмьера, которые распространяли кино на пяти континентах. Их бродячая жизнь была полна сенсационных и комических происшествий. Многие из этих
ДРЕВНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм. Подхваченные течением, они в конце концов оказались на почти
«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»: ПЕРВЫЕ ШАГИ КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ 28 декабря 1895 г. в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов состоялся первый общедоступный сеанс «синематографа Люмьеров», а уже в первой половине 1896 г. изобретение Луи Люмьера импортируется в Россию. Первая
7.6.4. Никита Сергеевич Михалков как зеркало отечественного кинематографа Известный актер, титулованный кинорежиссер и заметный общественный деятель Никита Сергеевич Михалков многими воспринимается как баловень судьбы. Выходец из дворянско-интеллигентской семьи с
Изобретатели, первооткрыватели
Люмьер Огюст и Луи 1862–1954 и 1864–1948Изобретатели кинематографа, создатели первых в мире фильмов.Кинематограф стал настолько неотъемлемым элементам нашего бытия, что трудно представить себе время, когда люди жили без него. Воспроизведение изображения, наряду с
ГЛАВА 2 Первые изобретатели
history.wikireading.ru