Боже храни царя кто написал


История одной песни: «БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ»

«Боже, царя храни» — государственный гимн Российской империи с 1833 по 1917 годы. Был написан по поручению Николая I после его визита в 1833 году в Австрию и Пруссию, там императора приветствовали звуками английского гимна. Впервые «Боже, царя храни» был исполнен в декабре 1833 года и в конце месяца — 31-го числа стал официальным гимном Российской империи. Историю создания гимна напомнит Марина Максимова.

Среди определений гимна можно найти и такие: гимн — символ государства, отражающий мировоззренческий и духовный настрой общества, или гимн — краткое изложение национальной и державной идеи народа. Историки утверждают, что в XIX веке потребность в новом, официальном государственном гимне Российской империи стала очевидной. Гимн должен был открыть новый этап развития России как самодостаточной великой державы. Главная песня страны, положенная на иностранную музыку, уже не соответствовала идеологическим постулатам своего времени.

Впервые в России задумались о собственном гимне в конце XVIII века после побед в русско-турецких войнах, затем было знаменитое взятие Измаила, наконец, новый патриотический порыв охватил Россию после победы над Наполеоном. В 1815 году Василий Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», посвященное Александру I, которое начиналось со слов: «Боже, Царя храни!». И именно это произведение, положенное на музыку английского гимна (God Save the King), использовали в качестве российского гимна с 1816 по 1833 год — целых 17 лет. Это произошло после заключения в 1815 году «Четверного союза» — России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Было предложено ввести единый гимн для участниц союза. В качестве музыки был выбран один из старейших гимнов Европы — God Save the King.

17 лет гимн Российской империи исполнялся на музыку британского гимна

Однако Николая I раздражало, что российский гимн пелся на британскую мелодию, и он решил положить этому конец. Согласно одним данным, по указанию императора состоялся закрытый конкурс на новый гимн. Другие источники утверждают, что никакого конкурса не было — создать новый гимн было поручено талантливому композитору и скрипачу из окружения Николая I — Алексею Львову.

Львов вспоминал, что задача показалась ему очень трудной: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды». Такие условия пугали Львова, позже он говорил, что проходили дни, а он ничего не мог написать, как вдруг в один вечер, вернувшись домой поздно, он сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Затем Львов обратился к Жуковскому с просьбой написать слова к уже готовой музыке. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам;

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Гимн «Боже, царя храни» состоял всего из 6 строк

Очевидцы говорят, что Николай I был в восторге от нового гимна. Император похвалил Львова, сказав, что тот «абсолютно его понял» и подарил ему золотую табакерку с бриллиантами. Впервые публично гимн был исполнен в Москве в Большом театре 6 декабря 1833 года. Вот как описывает один московский очевидец этот памятный театральный вечер: «Едва раздались слова напева «Боже, царя храни!», как вслед за представителями знати поднялись со своих мест все три тысячи зрителей, наполнявших театр, и оставались в таком положении до окончания пения. Картина была необыкновенная; тишина, царствовавшая в огромном здании, дышала величественностью, слова и музыка так глубоко подействовали на чувства всех присутствовавших, что многие из них прослезились от избытка волнения».

Впервые в официальной обстановке «Боже, царя храни» был исполнен в Петербурге во время открытия на Дворцовой площади Александровской колонны. После этого гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях.

В качестве гимна произведение Жуковского и Львова просуществовало до отречения Николая II от престола — 2 марта 1917 года.

diletant.media

История создания гимна "Боже, Царя храни!"

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. «В чести» была тогда в России мелодия английского гимна «Боже, храни короля», о чем говорилось выше. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 г.: «Песнь русскому царю» А. Востокова с мелодией английского гимна содержала такие слова: «Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе!» В 1815 г. В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. Кто-то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки — «Боже, Царя храни» («Боже, храни короля»). В 1816 г. А.С. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Лицея перевод Жуковского получил оригинальное продолжение, написанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 г. — оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии.

Василий Андреевич Жуковский Таким образом, текст «Молитвы русского народа», текст русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 г. Александра I. С этого времени Высочайше было повелено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна. Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую...» Уже отмечалось, что Николай I был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Вряд ли «от скуки» надумал он создать и «народную песнь». Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека — А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один — М.И. Глинку. Предполагают, что был устроен некий негласный конкурс, о котором мачеха композитора Львова вспоминала: «Знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти (?) слова, что даже у императрицы поют и играют сочинения эти, что Царь слышит и ни слова не говорит». Современники в своих воспоминаниях называют М.Ю. Виельгорского и М.И. Глинку, будто бы писавших музыку гимна. Впрочем, последний позднее сообщал, что никто не поручал ему писать гимн.

Алексей Федорович Львов Алексей Федорович Львов родился в Ревеле в 1798 г. в аристократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 г. он попал на военную службу — в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку «Стабат Матер» Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получает почетное звание композитора Болонской академии. Львов не раз пытался уйти со службы и заняться только музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедительно прося, правда, для пользы службы «не употреблять его по секретной части», для чего был неспособен. В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828—1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках. С этого времени он становится близок не только к императору, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке пению княжны, участвуя в домашних концертах императорского семейства. Именно к нему обратился через Бенкендорфа Николай I с предложением попробовать написать «гимн Русский». Произошло это в 1833 г. после возвращения царя из Австрии и Пруссии. Львов вспоминал, что задача показалась ему весьма трудною, особенно когда он думал о величественном английском гимне. «Я чувствовал надобность, — писал Львов, — создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды». Хотя все эти мысли волновали и пугали молодого музыканта, в один из вечеров, возвратясь домой, он сел к столу — и в несколько минут гимн был написан. Здесь, как видим, А.Ф. Львов уподобился Руже де Лилю. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Так появился шедевр Жуковского — Львова. Текст состоял всего из 6 строчек: Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя храни! - однако благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно. 23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю, который отдал приказание «показать» ее широкой публике. 11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Императорских театров М.П. Загоскин: «Сначала слова были пропеты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена...» 25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку». 30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, Царя храни». В 1840 г. Львов отправляется в отпуск, причем как невоенный человек, артист. Он выступил с концертами в Германии, Англии, Франции и везде с огромным успехом; его талантом скрипача восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Последний в статье «Алексей Львов» писал: «Г-н Львов — скрипач настолько примечательный и редкостный, что он может быть поставлен в один ряд с первыми исполнителями вообще». Музыка гимна «Боже, Царя храни» стала быстро известна в Европе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России П.И. Чайковский «цитирует» его в двух музыкальных произведениях — «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве. Львов, обласканный государем (он получил драгоценную табакерку с бриллиантами, а позднее — девиз в герб: «Боже, Царя храни»), занимается активной музыкальной деятельностью, пишет церковную музыку, создает несколько опер, скрипичных концертов, песен. После смерти отца он «унаследовал» придворную певческую капеллу, создает прекрасный ансамбль и школу певческого мастерства, а затем — Петербургское Симфоническое общество. По военной службе он также получает чины — флигель-адъютант царя, через два года — полковник, а в 1843 г. — генерал-майор.

Авторство в создании государственного гимна принесло, однако, А.Ф. Львову самую большую славу. Это прекрасно понимал и его соавтор. Незадолго перед смертью В.А. Жуковский написал А.Ф. Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!»

Музыка гимна была не по душе известному критику В.В. Стасову, она не вызывала восторга и у М.И. Глинки, но А.Ф. Львов навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетельствует, в частности, картина И.Е. Репина, висящая на площадке лестницы в Московской Консерватории. Картина называется «Славянские композиторы», и на ней, вместе с Глинкой, Шопеном, Римским-Корсаковым и другими, изображен в расшитом придворном мундире автор официального российского гимна А.Ф. Львов.

Просмотров: 18258

Источник: Российская государственная символика: история и современность. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

«Боже, царя храни!» Как британский гимн превратился в символ царской России

18 декабря 1833 года был утвержден и впервые публично исполнен официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни!», ставший вторым в истории русского государства. Вплоть до 1917 года строки, написанные Жуковским, оставались символом российской державы. SPB.AIF.RU вспоминает об истории и предыстории создания гимна, который прекратил свое существование вместе с царской Россией.

Молитва русских

«Молитва русских» - именно так назывался первый государственный гимн России, о котором мало кто знает и вспоминает. Еще раньше главной песней Российской империи считалась написанная на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», звучавшая на мотив полонеза. В 1791 году строки

«Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрёс!

Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная к нам мать!» 

Гимн Ленобласти впервые исполнили в Приозерске впервые раздались в Таврическом дворце на празднике в честь взятия Суворовым крепости Измаил. Однако эта композиция не была официально утверждена в качестве гимна и по понятным причинам со временем потеряла свою общегосударственную актуальность. Настоящего музыкального символа у России не было вплоть до 1816 года.

В 1815 году в новом столичном журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение 32-летнего Василия Жуковского «Молитва Русскаго народа». Произведение вполне отвечало нравам издания, которое в то время возглавлял секретарь Цензурного комитета. Правда, опубликованы были лишь первые несколько строф. Целиком патриотичное стихотворение выглядело так:

Боже! Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли!

Перводержавную

Русь православную

Боже, храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное! —

Все ж недостойное

Прочь отжени!

Воинство бранное,

Славой избранное,

Боже, храни!

Василий Жуковский стал автором первого российского гимна. Фото: Commons.wikimedia.org

Воинам мстителям,

Чести спасителям,

Миротворителям —

Долгие дни!

Мирных воителей,

Правды блюстителей,

Боже, храни!

Жизнь их примерную,

Нелицемерную,

Доблестям верную

Ты помяни!

О, Провидение!

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

Будь нам заступником,

Верным сопутником

Нас провожай!

Светлопрелестная,

Жизнь наднебесная,

Сердцу известная,

Сердцу сияй!

Богатырь, миротворец и художник. Интересные факты из жизни Александра III Одной из главных функций гимна в то время было обозначение появления главы государства на официальных церемониях. Период после войны 1812 года требовал подъема патриотического духа, многие поэты славили подвиги российского императора и русской армии.

В 1816 году на параде в Варшаве, которая вместе с другими польскими землями перешла во владение России, по приказу командующего войсками великого князя Константина Павловича (брата Александра I) для встречи императора был исполнен гимн на мотив английского «God save the King» с русскими словами.

Императора настолько это впечатлило, что он велел впредь петь то же самое во всех торжественных случаях и подкрепил это официальным указом, утвердив первый российский гимн.

Британское наследие

Да, мотив был не слишком оригинален, но с Британией у России были добрые отношения, а английский гимн считался общеевропейским символом борьбы. Александр I, мечтавший об объединении Европы в союз дружественных стран и прекращении войн, увидел особый смысл в заимствовании мелодии у британцев. Окончательная редакция текста и музыки гимна сложилась силами Василия Жуковского к концу 1818 года.

17 лет «Молитва русских» на британский лад славила Россию. В 1826 году был коронован новый император Николай I, которому гимн пришелся не по нраву. Англоманство предшественника ему претило, и во всем он стремился подчеркнуть свою приверженность русским традициям. Спустя семь лет правления Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу Александру Бенкендорфу, что предпочел бы слышать на церемониях вместо «God save the King» что-нибудь иное.

Автограф нот, написанный Александром Львовым. Фото: Музей русских гимнов

О подробностях создания нового гимна история умалчивает. Известно лишь, что музыку было поручено написать композитору и бывшему адъютанту Бенкендорфа Александру Львову, который в 1833 году сопровождал императора в поездках в Австрию и Пруссию. За музыку брались также Михаил Глинка, Михаил Виельгорский и другие композиторы, но никто не довел работу до конца, а Львову это сделать удалось. Слова гимна императора устраивали, поэтому автором текста остался Василий Жуковский. Для простоты текст был сокращен всего до шести строк и переименован в «Боже, царя храни!», хотя основой для него осталось все то же стихотворение 1815 года.

Автограф финального текста гимна Василия Жуковского. Фото: Музей русских гимнов

Любопытно, что музицирование даже не было основным занятием Львова – по образованию он был инженером и спроектировал 16 различных мостов и 3 судопропускных шлюза, а в 1830-х годах заведовал организацией царских поездок и работой охраны императора.

Народное одобрение

Во время «камерного» исполнения гимна хором Певческой капеллы в сопровождении оркестров лейб-гвардии Преображенского и Измайовского полков дирижировал сам Львов, а в числе слушателей были только императорская семья и Василий Жуковский.

Для широкой публики гимн впервые прозвучал 18 декабря 1833 года в финале большого музыкального спектакля. Зрителей никто не предупреждал, что прозвучит вариант нового гимна, заказанный императором. Николай I хотел узнать, какова будет непосредственная реакция народа на это произведение. Одна из московских газет на следующий день писала: «Сначала слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре когда ее пропели. Разумеется, она была повторена. В четверг, то есть послезавтра, сей спектакль дается опять, потому что большая часть московской публики не могла в первый раз получить билетов».

Понаблюдав за реакцией слушателей, Николай I подписал 31 декабря приказ № 188, которым «Молитва русского народа» под новым названием официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Сотни раз эта мелодия обыгрывалась в художественных произведениях. Например, в 1903 году Умберто Джоржано включил ее в свою оперу «Сибирь», а Петр Чайковский использовал в сочинении № 31 «Славянский марш» и в конце «Торжественной Увертюры 1812 года».

83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства, пока революция не превратила его в «пережиток империализма». На сорок лет он был предан забвению, пока снова не прозвучал в 1958 году в фильме «Тихий Дон». 

www.spb.aif.ru

Кто написал гимн «Боже, царя храни»

Далеко не секрет, что каждая суверенная, уважающая себя и свои традиции страна имеет собственный гимн. Это не просто музыкальное сочинение, это один из символов государства, исполняемый при торжественных мероприятиях и официальных празднованиях. Современный государственный гимн «Россия – священная держава наша» написан Сергеем Михалковым, однако у него было несколько предшественников. Некоторые из них были известны во всем мире. К ним относится гимн, утвержденный Николаем Первым, «Боже, царя храни». Произведение было визитной карточкой Российской Империи на протяжении всего XIX-го века. Кто написал «Боже, царя храни»? Давайте рассмотрим историю его написания подробней.

  • Произведение являлось официальным государственным гимном Российской Империи в период с 1833-го по 1917-й годы, вплоть до Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия. В основу произведения легла мелодия антинаполеоновской коалиции, часто исполнявшаяся полевыми оркестрами после Отечественной войны 1812 года. Используя мотив англоязычной версии «Боже, храни короля», российский поэт Александр Христофорович Востоков, написал военный марш «Песнь русскому царю», некоторое время исполнявшийся военным оркестром на торжественных мероприятиях.
  • В 1815-ом году текст песни был изменен российским филологом Валентином Андреевичем Жуковским. В его редакции также использовались куплеты, написанные Александром Сергеевичем Пушкиным. Сочинение назвали «Молитва русских». Впервые исполненный в 1816-ом году на параде в Варшаве, гимн получил статус государственного.
  • В 1833 году гимн Российской империи пережил очередную редакцию, авторами которой стали Алексей Федорович Львов, написавший музыку, и В.А. Жуковский, написавший текст. Инициатором написания нового варианта стал император Николай I. После официального слушания торжественного музыкального произведения, император присудил гимну государственное значение, сделав его главным музыкальным сочинением империи. За свои старания, главный автор, Алексей Федорович Львов, получил звание флигель-адъютанта в чине ротмистра, после чего был зачислен в придворный корпус императора.
  • В 1838 году фраза «Боже, царя храни» была внесена в имперский герб. Сочинение состоит из шести строк и шестнадцати тактов с тремя куплетными повторами. Гимн просуществовал 84 года, после чего потерял статус государственного в ходе Февральской революции 1917-го года. Произведение исчезло из репертуаров абсолютно всех государственных оркестров на сорок лет.
  • В 1958 году, после сорокалетнего перерыва, жители Советского Союза услышали гимн Российской империи в фильме «Тихий дон», Сергея Герасимова. С тех пор сочинение можно услышать во многих отечественных и зарубежных кинофильмах.

Похожие инструкции

Сколько городов в России

Россия – это, несомненно, уникальная по многим вопросам страна, имеющая свою неповторимую историю и...

Как выучить стих

Одним из важных элементов школьного курса литературы является разучивание стихов наизусть. Но даже если...

Виды субъектов РФ

Все государства по форме государственного устройства разделяются на два типа: унитарные и федеративные....

Что такое метафора

Метафора – это слово или словосочетание, заведомо используемое в переносном значении, основанное на...

kak-legko.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>