Боярыня морозова кто написал картину


Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова» знаменита своими гигантскими размерами и была написана художником в 1887г, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Сюжет был написан, вспоминая своё детство, проведённое в Сибири, где холод и сильные морозы. На данном полотне Суриков представил победоносный образ несломлённой женщины, везущую в острог.

В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из бархата, которая едет на санях-розвальнях.

Её черты лица суровы и бескровны, лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.

Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.

Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.

Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа.

Картина была приобретена за 25 тыс. рублей в 1887г, где и находится и сейчас.

opisanie-kartin.com

Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. 1887 г

Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх.

Боярыня выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.

В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель.

Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок.

На картине изображено много русского народа, среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему.

Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Художник Суриков Боярыня Морозова дает возможность зрителю картины прочувствовать весь трагизм данного действия, ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.

Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на 587,5 см

Биография Боярыни Морозовой

Боярыня Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича, являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича. Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем, происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых, которые являлись ближайшими родственниками царской семьи Романовых.

После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек.

По тем временам у нее имелось имение усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб.  Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам.

Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют.

Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.

Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, но все было тщетно.

Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым.

От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. После всего этого позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы, правда пока оставили сестер под домашним арестом.

Даже после, когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, все ее боярское имение, собственность боярыни перешло в царскую казну, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее.

По ее душу просил и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов.

В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство.

Решение царя было такое: 14 человек слуг, которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь, где их посадили в земляную тюрьму. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году

www.art-portrets.ru

Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»

На примере этой картины мы снова видим, как Суриков применяет свой любимый прием: управляет взглядом зрителя, заставляя его рассматривать картину в определенном порядке, таком, который лучше раскрывает содержание многофигурной композиции. Поэтому охотно пойдем на «сотрудничество» с художником и получим удовольствие от того, как ловко мы можем «считывать» невербальную информацию, записанную в картине.

Итак, кто главный герой этой картины? Конечно, боярыня Морозова.

Феодосия Морозова (1632 — 1675) была знаменитой деятельницей русского раскола, сподвижницей протопопа Аввакума. Она принадлежала богатому и знатному боярскому роду, входила в окружение царицы. После смерти мужа и его брата она стала еще более богатой. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме, миниатюра XIX векаФото: ru.wikipedia.org

Не одобряя религиозных реформ патриарха Никона, Феодосия Морозова общалась с главой старообрядцев, протопопом Аввакумом и занималась филантропией среди единоверцев. Она даже тайно постриглась в монахини по старому обряду.

Царь Алексей Михайлович сначала пытался вразумить Морозову словами и делом (у нее были конфискованы в царскую казну некоторые имения). Затем ее подвергли домашнему аресту, а потому заключили в Чудов монастырь. Этот монастырь находился на территории Кремля, на Ивановской площади, между Кремлевской стеной и колокольней Ивана Великого. В конце 1674 года боярыню Морозову со сподвижницей княгиней Урусовой выслали в Боровск, где уморили голодом в земляной яме-тюрьме.

На картине изображен момент, когда боярыню Морозову везут из ее дома в Чудов монастырь. Это произошло в ноябре 1671 года. Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии МорозовойФото: ru.wikipedia.org

То, что главным героем картины является боярыня Морозова, следует и из самого названия картины, и из того, что фанатичная боярыня-страстотерпица изображена в центре картины. Да еще с демонстративно поднятой рукой. За Бога, мол, и на казнь готова.

Есть ли на картине Сурикова еще один главный герой? Любой, кто видел картину хотя бы один раз, легко ответит на этот вопрос. Конечно, есть! Это юродивый, который сидит в правом нижнем углу картины. Юродивый изображен так живо и так четко, что запоминается с первого же взгляда. К тому же он — единственный из множества людей, изображенных на картине, кто выражает одобрение боярыне-диссидентке. Только он отвечает на ее высоко поднятое запретное двуперстие, тем же символом веры.

Художник сделал все, чтобы взгляд зрителя скользил по линии между этими двумя двуперстиями. Благодаря этому скольжению, зритель картины может внимательно разглядеть портреты людей, сосредоточенных в правой части. Именно здесь — сочувствующие, непонимающие, верующие. Именно в правом верхнем углу — икона Богородицы. Фрагмент картиныФото: ru.wikipedia.org

Распространена легенда о том, что художник был недоволен статичностью уже почти готовой картины. Не возникало чувства, что сани, на которых везут в узилище опальную боярыню, движутся. И только когда Суриков пришил к низу картины дополнительный кусок холста и нарисовал на нем снег, сани «поехали». А чтобы добавить динамики, слева был нарисован бегущий мальчик.

Искусствоведы эту легенду опровергают. Никакого шва в нижней части холста не найдено. Однако они замечают, что саням, действительно, было «тесновато». Картину следовало бы увеличить, но не по высоте, а по ширине. Однако в этом случае развалилась бы вся многофигурная композиция в правой части, к которой живописец всеми художественными способами привлекал внимание. Это многофигурье держит как раз его плотность, скученность, любимый Суриковым «парчовый ковер».

Тогда Суриков пошел на хитрость. Он, конечно, был художником-реалистом. Но в первую очередь — все же художником. Для увеличения впечатления, производимого картиной на зрителя, он нарушил закон перспективы. Если присмотреться, можно увидеть, что линии, проведенные по головам (или по ногам) толпы, сходятся в одной точке, а линии, проведенные от полозьев и бортов саней — в другой. У «Боярыни Морозовой» двойная перспектива!

Надо сказать, что в конце 19 века русская живопись не отделяла себя от живописи мировой, то есть в те годы — европейской. Искания В. И. Сурикова лежали в общем русле европейского искусства, которое уже начинало ломать принятые каноны, стремясь усилить впечатление, производимое картиной на зрителя. Одни художники экспериментировали с небывалыми красками, другие — ломали перспективу.

В данном случае намеренно допущенная неправильность в изображении увеличивает впечатление от картины. Феодосия Морозова немного приподнята над окружающей ее толпой. А сани с боярыней словно бы улетают в небо.

Что еще почитать по теме?

За что царь Алексей Михайлович казнил свою родственницу боярыню Феодосию Морозову?Как было положено начало Третьяковской галерее?Как шутил великий русский меценат? Теги: рецензии, художники, картины, живопись, искусство

shkolazhizni.ru

Боярыня Морозова - это... Что такое Боярыня Морозова?

О деятельнице раскола см. Морозова, Феодосия Прокопьевна Об опере Щедрина см. Боярыня Морозова (опера)

[Когда зрители проходят по основной анфиладе залов], они уже видят эту большую картину. И она уже втягивает их в это пространство свое, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. Она вся в черном одеянии, а вокруг нее шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины.

Галина Чурак, завотделом живописи вт. пол. 19-го - нач. 20-го века Третьяковской галереи[1]

«Боярыня Морозова» — гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов[1].

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Работа над картиной
  • 3 Описание
  • 4 Оценки
  • 5 Примечания

Истоки

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С т. н. пространной редакцией этого документа будущего художника познакомила его крёстная О. М. Дурандина[2].

Согласно тексту «Повести», 17/18 ноября 1671 года (то есть 7180 года от сотворения мира) знаменитые сёстры-«расколоучительницы» Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, содержавшиеся «в людских хоромах в подклете» московских палат Морозовых, были отправлены в Чудов монастырь. Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше»[3]. Именно этот эпизод и изображён на холсте.

Работа над картиной

Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег[1]. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное[1], соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев»[4]. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации[1].

При работе над картиной художник подолгу наблюдал за оттенками снега, которых на полотне насчитывают десятки; неслучайно современники называли его работы «цветовыми симфониями»[5]. «Делая этюды, Суриков ставил свои модели прямо на снег, непосредственно в натуре наблюдая цветовые рефлексы на одеждах и лицах, изучая, как холодный зимний воздух воздействует на цвет кожи, вызывая на её поверхности особенно живые краски»[6]. К примеру, бледность лица Морозовой искусно оттеняет чёрная бархатная шуба.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней, и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»[1]. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается[1].

  • Этюды к картине

Описание

Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей… закаляется в них воля… восстают неведомые душевные силы»[6].

В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине. Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня. Одежды, богатые и убогие, темные и яркие, здесь выступают как заглушенный басовый аккомпанемент к высоко звучащему колориту лиц и рук. Эти одежды образуют общую темную массу, сложную тональность которой определяют немногие локальные пятна синего, красного и желтого цветов[6].

Оценки

На передвижной выставке картина вызвала разноречивые оценки. Хотя, в отличие от «Утра стрелецкой казни», в новом произведении Сурикова наличествовал ясный композиционный центр, эту картину так же предосудительно сравнивали с варварски пёстрым персидским ковром. Однако маститый критик В. В. Стасов перед полотном расчувствовался и потом написал такие строки:

Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще[7].

В своём очерке по поводу картины В. М. Гаршин предался размышлениям, почему в гнилой землянке предпочла закончить свою жизнь «вельможная жена, владетельница 8000 душ крестьян и имения, оцениваемого на наши деньги в несколько миллионов»[8]. Отвергнув разговоры академистов о «неправильностях в положении рук» и огрехах рисунка, Гаршин расценил «Боярыню Морозову» как бесспорный художественный триумф реалистической манеры Сурикова:

Центральная часть картины

Изможденное долгим постом, «метаниями» и душевными волнениями последних дней лицо, глубоко страстное, отдавшееся одной бесценной мечте, носится перед глазами зрителя, когда он уже давно отошел от картины. Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые. Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание.[8]

Прогрессивная общественность вольно или невольно сравнивала несгибаемую фанатичку допетровской Руси со Стенькой Разиным[1] и с героями своего времени — народниками и народовольцами[9]. Например, В. Г. Короленко, сам прошедший ссылку за народнические убеждения, спорил с теми, кто видел в «Боярыне Морозове» гимн средневековому фанатизму:

Она так бесстрашно идет на лютую муку и этим будит в нас сочувствие к подвигу. Это было созвучно времени. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу[10].

— В. Г. Короленко

Высокого мнения придерживались о художественных достоинствах исторических полотен Сурикова деятели «Мира искусства». Им импонировал его отход от академических композиционных решений и импрессионистическое многоголосье красочных фактур. А. Н. Бенуа видит своеобразное достоинство «Боярыни Морозовой» и в скученности персонажей, и в отсутствии перспективной глубины, которые, с его точки зрения, призваны подчеркнуть «типичную и в данном случае символичную тесноту московских улиц, несколько провинциальный характер всей сцены»[11]. Он вслед за хулителями-академистами сравнивает суриковское многоголосье с ковром, но не видит в этом ничего предосудительного:

Действительно это удивительное по своей гармонии пестрых и ярких красок произведение достойно назваться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь.

— А. Н. Бенуа[11]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Радио ЭХО Москвы :: Собрание Третьяковки, 05.02.2006 14:08 Картина художника Сурикова 'Боярыня Морозова': Галина Чурак
  2. ↑ В. И. Суриков — Боярыня Морозова
  3. ↑ А. М. Панченко. «О русской истории и культуре». Азбука, 2000. Стр. 49, 370.
  4. ↑ История русского искусства. Том 9. Часть 2. Изд-во Академии наук СССР, 1965. Стр. 51.
  5. ↑ Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина. Цвет в живописи
  6. ↑ 1 2 3 Коллекция: мировая художественная культура Суриков, Василий Иванович. Боярыня Морозова. 1887. ГТГ
  7. ↑ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Суриков Василий Иванович
  8. ↑ 1 2 Lib.ru/Классика: Гаршин Всеволод Михайлович. Заметки о художественных выставках
  9. ↑ «В их объяснении получалось, что Суриков изобразил в Меншикове, в стрельцах и в Морозовой жертвы произвола тирании и темного суеверия», — иронически комментирует А. Н. Бенуа.
  10. ↑ В. С. Кеменов. В. И. Суриков: историческая живопись 1870-1890. Искусство, 1987. Стр. 396.
  11. ↑ 1 2 Бенуа о Василии Сурикове, статья

biograf.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>