Болеро кто написал


Болеро (Равель) - это... Что такое Болеро (Равель)?

Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн; оркестром дирижировал Вальтер Страрам. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты»[1].

Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал композитор, может достигать и 18 минут.

Морис Равель посвятил это произведение Марлен Дитрих после их совместной работы в театре Нью-Йорка.[источник не указан 25 дней]

Оркестр

Ритм: малый барабан повторяет 169 раз (4056 ударов), эти два размера d’ostinato дают Boléro Равеля равномерный и неизменный ритм

Bolero — произведение написано Равелем для большого оркестра:

  • Деревянные: две флейты, флейта-пикколо, два гобоя, гобой д’амур, английский рожок, кларнет-пикколо (в строе E-flat), два кларнета (в строе B-flat), бас-кларнет, два фагота, контрафагот, три саксофона (сопранино (в строе Fa), сопрано (в строе B-flat) и тенор (в строе B-flat));
  • Медные: четыре валторны, труба-пикколо (в строе D), три трубы, три тромбона, туба;
  • Ударные: литавры, два малых барабана, турецкий барабан, тарелки, гонг, челеста;
  • Струнные: скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфа.

Первые постановки

  • В 1932 году Бронислава Нижинская возобновила спектакль для себя в театре «Опера Комик»
  • В сезоне 1934/1935 в Парижской опере Фокин поставил балет для Иды Рубинштейн с костюмами Бенуа.
  • 20 мая 1944 года «Boléro» поставил Aurel Milloss (Ópera de Roma).

Постановка Бежара

Морис Бежар в труппе «Ballet du XXe siècle» поставил 10 января 1961 года своё «Boleró» на музыку Равеля: На круглом столе танцевала утончённая Душка Сифниос (фр.)русск., окружённая танцовщиками.[2][3]

Следующим знаменитым исполнителем стал Хорхе Донн[4] . Премьера состоялась в Théâtre de la Monnaie[5] . Эту постановку показал в своём фильме «Одни и другие» (Les uns et les autres) Клод Лелуш (фр. Claude Lelouch)[6] . В 1978 году редакцию Бежара повторила М. М. Плисецкая. Через десятилетие Морис доверил свою постановку[7] приме Сильви Гиллем[8][9][10]

Другие постановки

В 1987 году хореографию к музыке Равеля «Boléro» поставил José Granero в Ballet Nacional de España.

В 2004 году хореографию на музыку Равеля поставил Ратманский.

Балет «версии Брониславы Нижинской» был восстановлен в 1990-х годах Ниной Юшкевич. Именно по видеозаписи этой восстановленной работы Андрис Лиепа в 2007 году перенёс спектакль на артистов Кремлёвского балета.[11]

28 декабря 1984 года Валентин Елизарьев показал свою версию балета на музыку Равеля в театре оперы и балета Республики Беларусь[12]

Использование музыки

В 1982 году французский кинорежиссёр Жан-Люк Годар использовал это произведение как звуковой и ритмический слой для своей короткометражки «Письмо Фредди Бюашу» (в фильме Годар сам включает запись на пластинке, весь фильм строится на ритме Болеро, сопровождаясь текстом письма (голос Годара за кадром).

В 1992 году российский режиссёр Иван Максимов снял анимационный фильм «Болеро», иллюстрирующий музыку бесконечным движением по кругу динозаврика.

В 1994 году первая русская киноверсия романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (режиссёр — Юрий Кара) использовала данное музыкальное произведение в качестве основной темы бала Воланда.

Примечания

dic.academic.ru

М. Равель «Болеро»: история, видео, интересные факты, слушать.

М. Равель «Болеро»

Классическая симфоническая музыка XX века отличается яркостью, красочностью и богатством тембров. Не исключением является и «Болеро» Равеля. Эта музыка покорила мировые сцены, она известна и популярна. Но все ли загадки известны нам о столь чарующем произведении?

История создания

Соединенные Штаты Америки. Морис Равель находится в гастрольной поездке. Незадолго до отъезда композитор встречался с известнейшей солисткой в русском балете. Ее имя Ида Рубинштейн. Нельзя сказать, что техника вышеупомянутой балерины была лучше Анны Павловы или Натальи Трухановой, но ее артистические способности сводили с ума многих. Встреча была более чем деловой. Ида попросила Равеля написать танцевальное произведение, желательно балет, в котором она могла бы солировать. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности.

Гастроли успешно завершились, и Морис Равель мог наконец-то приняться за работу. По воспоминаниям композитора, произведение писалось легко и просто, поэтому он достаточно быстро завершил партитуру. Далее начались постоянные репетиции. Дирижером был назначен давний друг композитора, перед мастерством которого Равель приклонялся, а именно маэстро Тосканини. Тем не менее, между ними произошла небольшая ссора, касающаяся темпа. Так как Равель, очень уважал мнение дирижера, он позволил ему играть не в авторском темпе.

Первая постановка состоялась в Гранд-Опера и имела огромнейший успех среди публики. Кажется, Равелю удалось найти ключ к сердцу общества того времени. Музыка была понятна каждому слушателю вне зависимости от возраста или статуса. Возможно, это и сыграло собственную роль в возникновении популярности.

Интересные факты

  • Сам композитор не рассчитывал на успех произведения, он считал композицию достаточно монотонной, так как единственным разнообразием в музыке являлось крещендо всего оркестра. Более того с этим мнением были согласны все близкие и друзья композитора.
  • Болеро Равеля имеет наибольшую популярность в Японии. Так оно было использовано в культовом фильме аниме «Приключения Дигимонов», а также в знаменитой игре «Цветок, солнце и дождь», созданной Гоичи Суды.
  • Жанровая основа является народно-бытовой. Она является синтезом двух распространенных в Испании танцев: болеро и сортсико.
  • Произведение не раз выбиралось для создания номеров на спортивных олимпиадах, в дисциплине «Фигурное катание». На Олимпиаде в Югославии, оно помогло британской паре фигуристов получить долгожданную золотую медаль.
  • В среднем ритм повторяется примерно 170 раз!
  • В России произведение почетно является самым исполняемым на сегодняшний день.
  • Построение оригинально по собственной сути, так как представляет собой цепочку строгих вариаций, в которых сохраняется не только мелодия, но и ритм. Причем, ритмическая фигура на протяжении всего исполнения четко изображается малым барабаном без изменений. Единственное, что делает музыку интересной, это гениальнейшая оркестровка.
  • За все время исполнения, а именно от 15 до 18 минут в зависимости от темпа, музыкант, играющий на малом барабане должен сделать около 4 тысяч ударов. Именно из-за однообразия и монотонности барабанной партии, выдержанной в строгом ostinato, партия считается одной из сложнейших.
  • Равель не любил говорить об этом произведении, поэтому на вопрос о создании, всегда скромно отвечал, что гениальной здесь является только идея, а с самой работой справился бы даже студент, учащийся на отделении «Композиции».
  • Композиция скрасила финальную часть фильма «Оркестр». Идея использовать музыку пришла в голову режиссеру Рыбчинскому.
  • Не смотря на то, что «Болеро» Равеля – это балет, наиболее часто оно включается не для театральных постановок, а именно для концертного репертуара.

    

  • Нередко произведение исполнялось без участия оркестра, послушать одно из таких исполнений можно в фильме «Дорога в рай», там она воспроизводиться по средствам женского хора.
  • Когда композитору говорили, что Болеро является шедевром, он с усмешкой отвечал, что эта музыка пуста.
  • Первоначально дирижеры боялись дирижировать данное произведение, из-за желания композитора четко и строго соблюдать темповые указания. Они были необходимы для подчеркивания автоматизма в музыке.
  • В экранизации известнейшего романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене «Бал Воланда» используется именно данная композиция. Примечательно, что эту идею предложил гений композиции Альфред Шнитке.

Постановки на театральной сцене

Впервые балет был поставлен на сцене известнейшего театра Франции и мира Гранд-Опера, в конце ноября в 28 году XX столетия. Дирижером назначили Страрама. Как и задумывалось изначально, главную женскую партию танцевала Ида Рубинштейн. Основная хореография была сконцентрирована именно на солистке, роль труппы была минимальна. Постановка закончилась фурором. Произведение стало настолько популярным, что стало являться самостоятельным. В первую очередь его включили концертный репертуар, но и постановки в ведущих театрах мира не прекратились.

Уже в 30-х годах XX века, «Болеро» было поставлено в театре «Opera Comic», далее представление было поставлено для труппы. Постановкой занимался не менее известный режиссер того времени Михаил Фокин. Действие было красочно оформлено, благодаря стараниям художника-декоратора Александра Бенуа. Зрители Гранд-Опера были потрясены подобной премьерой, и она вошла в постоянный репертуар, но всего лишь на сезон.

В это же время балет стал постоянно исполняемой композицией в театре Русского балета в Монте-Карло.

В Соединенных Штатах Америки произведение стало по-настоящему замеченным, лишь к 1995 году, после постановки Юшкевич.

В настоящее время постановка периодически мелькает на мировых аренах мира, но чаще она все-таки исполняется, как отдельное концертное произведение.

Болеро в кинематографе

Музыка «Болеро» у всех на слуху, безусловно, такое популярное произведение может оживить и украсить сцены в известных кинофильмах. Наиболее известными кинофильмами, в которых используется музыка, являются:

  • Десятка (1979);
  • Мастер и Маргарита (1994);
  • Шутки в сторону (1995);
  • Дорога в рай (1997);
  • Сближение (2000);
  • Крутой парень (2002);
  • База «Клейтон» (2003);
  • Магия лунного света (2014);
  • Фотограф (2015);
  • Эдди «Орел» (2016).

Музыка и драматургия

Несмотря на явное пренебрежение самого создателя к собственному творению, в произведении можно найти драматургическое развитие. Равель был человеком весьма своенравным и хотел, чтобы все было, так, как он задумывал. Он даже чуть не поссорился с давним другом дирижером А. Тосканини, который решил играть произведение в темпе, который, по его мнению, лучше отражал сущность произведения. Почему темп был так важен в данном случае? Потому что именно темп играет ключевую роль. По задумке автора действие балета начиналось возле небольшого завода в Испании, музыка достаточно автоматична и изображает движение времени и прогресса XX века. В чем-то сюжет должен был перекликаться с знаменитейшей оперой Бизе «Кармен». Каждый зритель может найти сюжетное сходство.

Считается, что в произведении композитор использовал две темы, которые попарно чередуются. Как уже говорилось, изменения достигаются путем оркестровки. Особое эмоциональное развитие достигается путем динамического нарастания, приводящего к оркестровой кульминации. Данная кульминация достигается в конце произведения и является кульминацией «горизонтом». Необходимо учитывать, что данный прием наиболее сильно воздействует на эмоциональное состояние человека, он ощущает чувство незавершенности, притом, что музыка имеет логичное завершение. В таком случае, человеку хочется слушать и слушать произведение. Необходимо отметить, что после премьеры весь Париж напевал мелодию. С профессиональной музыкальной точки зрения, данный эффект был достигнут именно благодаря постоянному повторению мелодической линии. Ведь согласитесь, сложно не запомнить мелодию, если за время произведения, она была многократно повторена.

«Болеро» Равеля заслуженно находится на почетном месте среди истинных шедевров классической музыки. Оно исполняется в лучших театрах мира, используется в кино и рекламе. Можно с уверенностью сказать, что ритм Болеро – это ритм вечного двигателя времени, и пока звучит эта музыка, движется прогресс.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Болеро» Равеля

soundtimes.ru

Болеро

Морис Равель написал «Болеро» в 1928 году, и тогда же прошла первая постановка. Небольшое произведение, которое длится 15-18 минут в зависимости от темпа исполнения, сразу завоевало любовь и внимание публики. С тех пор прошло почти 90 лет, но популярность этой музыки не стихает. Это визитная карточка композитора, которую узнают даже далекие от мира музыки люди. «Болеро» востребовано и как балет, и как музыкальное произведение для оркестра.

Эта музыка представляет собой интересный эксперимент. Две мелодии повторяются в ней снова и снова, меняются и добавляются лишь инструменты. К концу, когда включается весь оркестр, звучание приобретает невероятную мощь, яркость и выразительность. Считается, что два этих мотива отражают два испанских характера. Это четкая строгость басков и восточная прихотливость Андалузии.

Также известно, что при создании балета Равель был вдохновлен видом огромного завода, который увидел однажды на закате во время путешествия по реке. Литейный цех поразил его своим масштабом, дымом и пламенем, а приближающаяся гроза усилила это впечатление. В последствии Равель приобрел дом недалеко от тех мест. Он неоднократно показывал литейный цех гостям, называя его «завод из Болеро».

Постановка Иды Рубинштейн

Ида Рубинштейн была непрофессиональной балериной. Современники отмечали, что она танцует на любительском уровне и недостаточно технична. Зато она была очень артистична и отличалась яркой, колоритной внешностью. К тому же она была богата и могла заказывать музыку для своей труппы у знаменитых композиторов. Многие произведения, написанные для нее, вошли в мировую сокровищницу музыки. Одним из таких произведений стало «Болеро».

В первой постановке не было ничего, связанного с заводом. Декорации Александра Бенуа изображали темный кабак со столом-сценой и ярким абажуром. Стол окружали мужчины-испанцы. На сцену выходила Ида Рубинштейн в образе экзотичной танцовщицы. Сначала мужчины смотрели на нее лишь мельком, но постепенно музыка и танец увлекали их все больше, пока они не забывали обо всем. В финале на стол забирался молодой испанец в исполнении Анатолия Вильтзака, и балет завершался впечатляющим дуэтом.

Танец был поставлен Брониславой Нижинской, солистка исполняла его в туфлях на каблуках. В постановку включены некоторые движения из фламенко, есть нечто общее с «Дон Кихотом» постановки Петипа.

В 1932 году Бронислава Нижинская стала ставить этот балет со своей труппой. Еще через два года к нему вернулась Ида Рубинштейн, но уже с постановкой Фокина. В наше время эта версия была восстановлена в США по инициативе дочери Нижинской. Нина Юшкевич из балета Монте-Карло исполняла эту роль несколько лет. В 2007 году Андрис Лиепа поставил этот балет в России, солисткой стала Илзе Лиепа.

Постановка Мориса Бежара

«Болеро» Мориса Бежара, пожалуй, самый знаменитый вариант этого балета. Он был поставлен в 1961 году и исполнен в Брюсселе с Душкой Сифниос в главной роли. Основная идея перешла из первой постановки — сохранился стол-сцена, танцовщица и зрители-мужчины. Но исчезли национальные приметы и другие отличительные черты. Балет приобрел минималистичный, вневременной характер.

По сути «Болеро» Бежара — это сольный танец. Другие участники даже не освещены полностью. Декорации и костюмы были выполнены в черно-красных тонах. Со временем мужчины стали выступать с обнаженным торсом. Танец интересен тем, что тело солиста словно делится на две части. Ноги выражают ритм, а руки и корпус двигаются согласно мелодии.

Когда «Болеро» в постановке Бежара увидела Майя Плисецкая, она захотела его исполнить. Балерина написала хореографу письмо с предложением о сотрудничестве. В 1978 году она с блеском исполнила эту роль. В дальнейшем ее работа с Бежаром продолжилась. Спустя год место солиста занял мужчина, аргентинец Хорхе Донн. Хореография при этом почти не изменилась, и балет смотрелся также впечатляюще. С 1997 в балете солировала французская прима Сильви Гиллем.

Сейчас включить в репертуар женскую или мужскую версию «Болеро» стремится каждый театр. Но права на постановку есть только у труппы Бежара, «Гранд-Опера» и «Токио Балет». В 2013 году в Лозанне главную роль в этом балете исполнила Диана Вишнева.

Интересные факты

  • Сергей Прокофьев называл «Болеро» чудом композиторского мастерства, хотя он был скуп на похвалы чужим произведениям.
  • «Болеро» неоднократно использовали фигуристы. В 1984 году британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин получили золотую медаль за номер, исполненный под эту музыку.
  • Поэт Николай Заболоцкий был так впечатлен музыкой Равеля, что в 1957 году написал стихотворение «Болеро».
  • Популярное во всем мире произведение в Испании воспринимается неоднозначно. Причина в том, что эта музыка имеет мало общего с традиционным испанским танцем. Настоящий болеро исполняется значительно быстрее. Аккомпанементом служат гитара и кастаньеты.

Новые вариации «Болеро» регулярно появляются в России, Испании и других странах. Например, еще в 1962 году интересную постановку-шутку представил Вахтанг Чабукиани из грузинской труппы. В течение всего балета зрители видели дам и кавалеров, которые прогуливались вверх-вниз по лестнице. По мере нарастания музыки росло и ожидание кумира. Но знаменитый танцор появился не вершине лестницы лишь с последними аккордами. Он исполнил пару движений, и упал занавес.

В 2004 году в Большой театр представил постановку Алексея Ратманского. В репертуар Мариинского театра с 2010 года входит «Завод Болеро» в хореографии Юрия Смекалова.

balletland.com

Болеро. История возникновения, описание, особенности и виды болеро

Говоря о болеро, можно иметь в виду два разных танца, имеющих одинаковое название. В первом случае это испанский танец, исполняемый в сдержанных ритмах, но при этом полный страсти и внутренней силы. Во втором случае - танец кубинский, медленный, изящный и романтичный

Испанское болеро известно с более раннего времени, что может говорить о влиянии этого танца на возникновение кубинского болеро, хотя есть мнение, что кубинский танец в период своего появления включал в себя элементы дансона и хабанеры.

История возникновения

По самой распространенной версии болеро своим появлением обязано испанскому танцору Себастьяно Сересо и известно приблизительно с 1780 года. Исполнялся танец в парах под аккомпанемент гитары и барабана. Часто танцующие пели, непременно сопровождая танец и пение звуками кастаньет, создающими неповторимый ритмический рисунок болеро.

Танцу было присуще изящество движений. Присутствовало много кружений, что по одной из версий могло дать название этому танцу: «volar» по-испански – «кружиться» в просторечии превратилось в «bolar». Особое внимание привлекали руки танцоров: женские выполняли гибкие, выразительные, плавные движения, а мужские – более быстрые и четкие, похожие на удары меча.

В XIX веке болеро стало столь популярно, что не только исполнялось в аристократических кругах, но и приобрело элитарность, вышло на театральную сцену и стало частью классического балета. Профессиональное обучение болеро проводилось по правилам балета, элементами его стали сложные пируэты, движения в прыжке, кружения и повороты.

Как музыкальный жанр болеро привлек внимание многих композиторов. Наиболее известно музыкальное произведение «Болеро» Равеля, но в Испании оно не очень принимается, так как не совпадает с ритмической структурой, присущей национальным танцам. Зато, когда Бронислава Нежинская поставила болеро на музыку Равеля на сцене Парижского оперного театра в 1928 году, этот балет был признан Международной ассоциацией развития танцев шедевром балетного искусства. Это же событие повлияло на распространение и популярность болеро в Америке.

Что такое болеро?

Музыкальный размер испанского болеро 3/4. За время своего развития трехдольность не всегда была присуща этому танцу, доли могли по-разному дробиться. Классическому болеро свойственен умеренный, сдержанный темп. Кастаньеты – обязательный атрибут этого танца. В народном варианте танец исполняется одной солирующей парой, в профессиональных выступлениях участвуют несколько пар.

Танец делится на пять частей: пазео (Paseo), траверсия (Traversias), диференсия (Diferensias), снова траверсия и финал (Finale). Первая часть представляет собой изображение прогулки («пазео» - от исп. «рasear» - «гулять»). В остальных частях танца много импровизации, пируэтов и кружений. Между частями обычно присутствует своеобразная пауза.

Кубинскому и доминиканскому болеро, сходному с кубинским, присущ двудольный ритм с синкопами и медленное, чувственное исполнение.

Виды болеро и их особенности

Испанское болеро

В разных областях Испании существовали варианты болеро, имеющие свои особенности. Для Андалусии был характерен умеренно быстрый темп и исполнение сольно или в парах; в Кастилии болеро исполнялось значительно медленнее; в Леоне танцевали пары, располагающиеся в 3 ряда, а на Балеарских островах танец исполняли мужчина и две женщины. Все разновидности болеро объединялись общими чертами: изящностью движений, замедлением шага и выразительными паузами, экспрессией поз и жестов, что даже приводило к сравнению с пантомимой. Болеро были присущи «благородные» черты, отличающие его от бурного стиля фламенко.

Кубинское болеро

Кубинское болеро известно с 1883 года, именно тогда появилось болеро «Tristezas» Хосе Пепе Санчеса. Под влиянием африканского стиля кубинскому болеро свойственен двойной ритм. С испанским танцем кубинское болеро почти не имеет никакого сходства, оно по особенностям исполнения близко к румбе, отличается особым изяществом и исполняется под медленные, красивые, романтические мелодии. Не зря в XX веке кубинское болеро назвали «Королем сердец», ведь именно этот танец создает массу возможностей для выражения романтических чувств через движения. Болеро способствовало появлению на Кубе песен, называющихся Филинг (Feeling), что значит «чувство».

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

hnb.com.ua


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>