Бег роман кто написал


«Бег», анализ пьесы Булгакова

Пьеса Булгакова «Бег» была написана в 1928 г. для МХАТа, но подверглась цензурному запрету. При жизни автора напечатана и поставлена не была.

Материалом для произведения послужили воспоминания Белозерской, второй жены писателя, о том, как она со своим первым мужем бежала через Константинополь в Европу. Булгаков использует также воспоминания генерала Слащева, ставшего прототипом Романа Хлудова, другие исторические источники о гражданской войне в Крыму в 1920 г. Работа над пьесой началась в 1926 г. Первоначальные названия «Рыцарь Серафимы», «Изгои».

Пьеса должна была быть поставлена во МХАТе, но запрещена к постановке Сталиным, считавшим, что «Бег» «представляет антисоветское явление», потому что вызывает симпатию, жалость к «некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». За постановку ратовал Горький, указавший, что Чарнота – комическая роль, Хлудов – больной человек, а сама пьеса – «превосходнейшая комедия... с глубоким, умело скрытым сатирическим содержанием».

Многие герои пьесы имеют прототипов (Африкан, Роман Хлудов, Люська, Григорий Чарнота, главнокомандующий). Прототип Хлудова действительно страдал сильнейшей неврастенией, а в 1929 г. был застрелен в своей квартире родственником одной из жертв.

Премьера «Бега» состоялась в 1957 г. в Сталинградском театре.

Небольшой отрывок пьесы («Сон седьмой») был напечатан в 1932 г. в «Красной газете» за 1 октября. Пьеса издана в 1962 г.

Литературное направление и жанр

Принадлежность произведений Булгакова к реалистическому или модернистскому направлению – спорный вопрос в булгаковеденье. Пьеса, имеющая такое количество прототипов и основанная на реальных событиях, как будто относится к реалистическому направлению в литературе, хотя Булгаков подчёркивает нереальность и даже невозможность происходящих событий (как рассказ Чарноты о том, что он лежит и рожает).

Не менее сложен вопрос о жанре пьесы. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия.

По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.

Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном. «Моя жизнь мне снится», - говорит Голубков.

Проблематика

Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.

Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней.

Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного.

Конфликт

У большинства героев внешний конфликт, заставляющий их бежать (победа большевиков), накладывается на внутренний. У Хлудова внутренний конфликт с совестью приводит к возникновению осуждающего его молчаливого призрака.

Сюжет и композиция

У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может.

Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения.

Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.

Булгаковым было написано несколько финалов. Наиболее сильный в художественном смысле тот, где Хлудов, мучимый раскаянием, возвращается на родину, соглашаясь с любым возможным наказанием. В других вариантах Хлудов стреляется, предварительно расстреливая тараканьи бега. Неоднозначна также судьба Серафимы и Голубкова. В одних вариантах они уезжают во Францию и становятся изгоями, в других – возвращаются на родину.

Поганым паскудным царством, тараканьими бегами в финале Хлудов называет любое общество в целом.

Герои

Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.

Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое.

Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание.

Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. Он подобен тонущему свинцу.

В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре.

Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.

Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х.

Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.

Серафима – жена миллионера. Она чем-то напоминает Белозерскую времён её эмиграции.

Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.

Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов  – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.

Генерал Чарнота – симпатичный образ. В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч. Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.

Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.

Стилистические особенности

В пьесе большую роль играет звуковое сопровождение. Звучат монастырь и конные отряды, Россия и Константинополь. С помощью звуков Булгаков расширяет художественный мир до эпических масштабов, проблема русских эмигрантов становится общемировой.

В пьесе важен «тараканий» мотив. Хлудов говорит о разбегающейся белой армии как о тараканах, шуршащих в сумерках. Чарнота называет Артура, владельца тараканьих бегов, тараканьим царём. Все герои пьесы подобны тараканам, бегущим по кругу, а на них ещё и делают ставки. Как говорит Хлудов, все они ходят «один вослед другого».

Особое значение приобретает Константинополь, по словам Голубкова, ужасный, нестерпимый, душный город. Это символ ненавистной чужбины.

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
  • Проделки Воланда и компании в Москве
  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова
  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова
  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова
  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

По произведению: «Бег»

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

goldlit.ru

Фильм Бег: фото, видео, список актеров - Вокруг ТВ.

Советская двухсерийная военно-историческая драма, поставленная Александром Аловым и Владимиром Наумовым по мотивам произведений Михаила Булгакова, с Людмилой Савельевой, Алексеем Баталовым, Владиславом Дворжецким, Михаилом Ульяновым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.

Сюжет фильма Бег

Действие картины «Бег» разворачивается в 1920 году.

В России полыхает пламя Гражданской войны. Белогвардейские части под натиском Красной армии отступают в Крым, откуда пароходами отправляются дальше — в Турцию и Европу. Вместе с военными отходят к черноморскому побережью и те, кому новая власть пришлась не по душе, и те, кто волей случая стал изгоем в родной стране.

В людской водоворот оказались вовлечены жена чиновника крымского правительства Серафима Корзухина (Людмила Савельева) и влюбленный в нее приват-доцент Санкт-Петербургского университета Сергей Голубков (Алексей Баталов), генералы Григорий Чарнота (Михаил Ульянов) и Роман Хлудов (Владислав Дворжецкий). Для каждого из них исход из России стал глубоко переживаемой личной трагедией.

История создания фильма Бег

Фильм «Бег» вышел на экраны советских кинотеатров 14 января 1971 года. За прокатный год ленту посмотрели 19,7 миллионов зрителей.

В основу сценария фильма «Бег» были положены написанная в 1928 году одноименная пьеса Михаила Булгакова, а также фрагменты его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море».

Булгаков написал «Бег» специально для постановки во МХАТе, однако пьеса, названная цензурой с подачи Сталина антисоветской, была запрещена и при жизни автора так и не была поставлена. Впервые спектакль «Бег» был показан лишь в 1957 году на сцене Сталинградского драматического театра.

Через двенадцать лет после премьеры пьесы за ее экранизацию взялись давние соавторы, режиссеры и сценаристы Александр Алов и Владимир Наумов.

В качестве консультанта к работе над «Бегом» была привлечена Елена Булгакова — третья жена Михаила Булгакова, которая, по словам Владимира Наумова, стала связующим звеном между съемочной группой картины и писателем. Елена Сергеевна активно участвовала в процессе создания фильма, многие ее замечания и предложения были воплощены на экране. Так, например, эпизод, когда гробовщик проводит рукой по щеке капитана-белогвардейца — одного из трех офицеров, собравшихся покончить жизнь самоубийством, и произносит: «Надобно побриться! А то мертвого будет несподручно брить!», был включен в ленту по ее предложению.

Для воплощения на экране булгаковского произведения Алов и Наумов не только тщательно продумали драматургию каждой сцены, ее графическое и пластическое решение, но и сумели собрать великолепный актерский ансамбль, в который вошли Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин, Татьяна Ткач, Владимир Басов и другие замечательные советские актеры.

«Бег» стал кинодебютом никому тогда не известного актера из Омска Владислава Дворжецкого.

— Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова, — вспоминал Дворжецкий. – Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссеры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась — поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его зверствах… Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной...

Съемки фильма проходили в самых разных местах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Константинопольские эпизоды были поставлены в болгарском Пловдиве и в мосфильмовских декорациях, а общие планы города снимали в Стамбуле — полуподпольно, на ручную камеру, так как не удалось достать разрешения на съемку. Кроме того, из-за разрядившегося аккумулятора камеры получилось снять не 24, а 10-12 кадра в секунду. Форсирование красными Сиваша снимали под Севастополем и в Закарпатье, сцены в монастыре и в лесу — в окрестностях подмосковного Звенигорода, в Саввино-Сторожевском монастыре, визит Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина — во французской столице.

Много времени заняли поиски натуры для съемок снов Хлудова. Вначале для постановки этих эпизодов было выбрано озеро Баскунчак неподалеку от Волгограда, но из-за организационных проблем пришлось отказаться от этой идеи.

«Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров, — писал в своей книге мемуаров оператор картины Леван Пааташвили. — Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой пустыне не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной армией».

В 1971 году фильм«Бег» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и стал одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь».

Интересные факты о фильме Бег

Фамилия центрального персонажа фильма — Голубков — является анаграммой фамилии Булгаков.

В небольшой роли шпрехшталмейстера стамбульского цирка снялся поэт Наум Коржавин.

Батальная сцена, в ходе которой один из красных конников на всём скаку поднимает с земли упавшее знамя, была снята с одного дубля. Лошади, участвовавшие в эпизоде, только что отработали на съемках фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и были так утомлены, что снимались из последних сил. Положение спасло мастерство каскадера, с первого раза выполнившего сложный трюк.

Во время съемок во Франции Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты расхаживал по парижским улицам в подштанниках. Для самого актера и остальных членов группы было удивительным, что на человека в кальсонах мало кто обратил внимание.

Самым сложным в съемках фильма стал эпизод с тараканьими бегами. Усатые «спортсмены» никак не хотели следовать по прямой от старта к финишу. Бессильными оказались специально нанятые дрессировщики, потратившие много сил и времени на тренировки тараканов. Идея создания искусственных насекомых тоже потерпела крах: в те времена создание мини-роботов влетело бы съемочной группе в копеечку. Выручили обычные — не механические и не прошедшие курса подготовки — кухонные тараканы. Вспомнив, что тараканы боятся света, декораторы в конце беговых дорожек установили ящички, обитые изнутри черным бархатом. Видя перед собой темные щели, бегуны, испуганные ярким светом софитов, устремлялись к ним, никуда не сворачивая с дистанции.

Съемочная группа фильма Бег

Режиссеры фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов Авторы сценария фильма «Бег»: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Булгаков (пьеса) В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач, Владимир Заманский, Олег Ефремов, Михаил Глузский, Николай Олялин и другие Оператор: Леван Пааташвили

Композитор: Николай Каретников

Дата премьеры фильма «Бег»: 14 января 1971 года

www.vokrug.tv

«Бег»

Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г.

В келье монастырской церкви идёт беседа. Только что пришли будённовцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский интеллигент, удивляется, откуда взялись красные, когда местность в руках белых. Барабанчикова, беременная, лежащая тут же, объясняет, что генерал, которому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшифровку. На вопрос, где штаб генерала Чарноты, Барабанчикова не даёт прямого ответа. Серафима Корзухина, молодая петербургская дама, которая бежит вместе с Голубковым в Крым, чтобы встретиться с мужем, предлагает вызвать акушерку, но мадам отказывается. Слышны цокот копыт и голос белого командира де Бризара. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и предстаёт в виде генерала Чарноты. Он объясняет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Барабанчиков в спешке дал ему документы не свои, а беременной жены. Чарнота предлагает план побега. Тут у Серафимы начинается жар — это тиф. Голубков уводит Серафиму в двуколку. Все уезжают.

Сон 2. Крым, начало ноября 1920 г.

Зал станции превращён в штаб белых. Там, где был буфет, сидит генерал Хлудов. Он чем-то болен, дёргается. Корзухин, товарищ министра торговли, муж Серафимы, просит протолкнуть в Севастополь вагоны с ценным пушным товаром. Хлудов приказывает сжечь эти составы. Корзухин спрашивает о положении на фронте. Хлудов шипит, что красные завтра будут тут. Корзухин обещает всё доложить главнокомандующему. Появляется конвой, за ним — белый главнокомандующий и архиепископ Африкан. Хлудов сообщает главкому, что большевики в Крыму. Африкан молится, но Хлудов считает, что Бог отступился от белых. Главком уходит. Вбегает Серафима, за ней — Голубков и вестовой Чарноты Крапилин. Серафима кричит, что Хлудов ничего не делает, а лишь вешает. Штабные шепчут, что это — коммунистка. Голубков говорит, что она бредит, у неё тиф. Хлудов зовёт Корзухина, но тот, учуяв ловушку, отрекается от Серафимы. Серафиму и Голубкова уводят, а Крапилин в забытьи называет Хлудова мировым зверем и говорит о войне, которой Хлудов не знает. Он возражает, что ходил на Чонгар и ранен там дважды. Крапилин, очнувшись, молит о пощаде, но Хлудов приказывает повесить его за то, что «начал хорошо, кончил скверно».

Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г.

Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать показание, Тихий отпускает его. Служащий контрразведки Скунский оценивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий даёт ей показание. За окном с музыкой идёт конница Чарноты. Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стекло и зовёт на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаивает Серафиму.

Сон 4. Крым, начало ноября 1920 г.

Главком говорит, что уже год Хлудов прикрывает свою ненависть к нему. Хлудов признается, что он ненавидит главкома за то, что его вовлекли в это, что нельзя работать, зная, что все напрасно. Главком уходит. Хлудов один говорит с призраком, хочет его раздавить… Входит Голубков, он пришёл жаловаться на преступление, совершенное Хлудовым. Тот оборачивается. Голубков в панике. Он пришёл рассказать главкому об аресте Серафимы и хочет узнать её судьбу. Хлудов просит есаула доставить её во дворец, если она не расстреляна. Голубков в ужасе от этих слов. Хлудов оправдывается перед призраком-вестовым и просит его оставить его душу. На вопрос Хлудова, кто ему Серафима, Голубков отвечает, что она — случайная встречная, но он любит её. Хлудов говорит, что её расстреляли. Голубков в бешенстве, Хлудов бросает ему револьвер и говорит кому-то, что душа его двоится. Входит есаул с докладом, что Серафима жива, но сегодня Чарнота с оружием отбил её и увёз в Константинополь. Хлудова ждут на корабле. Голубков просит взять его в Константинополь, Хлудов болен, говорит с вестовым, они уходят. Тьма.

Сон 5. Константинополь, лето 1921 г.

Улица Константинополя. Висит реклама тараканьих бегов. Чарнота, выпивший и мрачный, подходит к кассе тараканьих бегов и хочет поставить в кредит, но Артур, «тараканий царь», отказывает ему. Чарнота тоскует, вспоминает Россию. Он продаёт за 2 лиры 50 пиастров серебряные газыри и ящик своих игрушек, ставит все полученные деньги на фаворита Янычара. Собирается народ. Тараканы, живущие в ящике «под наблюдением профессора», бегут с бумажными наездниками. Крик: «Янычар сбоит!» Оказывается, Артур опоил таракана. Все ставившие на Янычара бросаются на Артура, тот зовёт полицию. Проститутка-красавица подбадривает итальянцев, которые бьют англичан, ставивших на другого таракана. Тьма.

Сон 6. Константинополь, лето 1921 г.

Чарнота ссорится с Люсей, врёт ей, что ящик и газыри украли, она понимает, что Чарнота деньги проиграл, и признается, что она — проститутка. Она упрекает его, что он, генерал, разгромил контрразведку и вынужден был из армии бежать, а теперь нищенствует. Чарнота возражает: он спас Серафиму от гибели. Люся упрекает в бездействии Серафиму и уходит в дом. Во двор входит Голубков, играет на шарманке. Чарнота уверяет его, что Серафима жива, и объясняет, что она пошла на панель. Приходит Серафима с греком, увешанным покупками. Голубков и Чарнота кидаются на него, он убегает. Голубков говорит Серафиме о любви, но она уходит со словами, что погибнет одна. Вышедшая Люся хочет открыть свёрток грека, но Чарнота не даёт. Люся берет шляпу и сообщает, что уезжает в Париж. Входит Хлудов в штатском — он разжалован из армии. Голубков объясняет, что нашёл её, она ушла, а он поедет в Париж к Корзухину — он обязан ей помочь. Ему помогут перейти границу. Он просит Хлудова беречь её, не дать уйти на панель, Хлудов обещает и даёт 2 лиры и медальон. Чарнота едет с Голубковым в Париж. Они уходят. Тьма.

Сон 7. Париж, осень 1921 г.

Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не даёт, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продаёт ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражён, но не выдаёт её. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

Сон 8. Константинополь, осень 1921 г.

Хлудов один разговаривает с призраком вестового. Он мучается. Входит Серафима, говорит ему, что он болен, казнится, что отпустила Голубкова. Она собирается вернуться в Питер. Хлудов говорит, что тоже вернётся, причём под своим именем. Серафима в ужасе, ей кажется, что его расстреляют. Хлудов рад этому. Их прерывает стук в дверь. Это Чарнота и Голубков. Хлудов с Чарнотой уходят, Серафима и Голубков признаются друг другу в любви. Хлудов и Чарнота возвращаются. Чарнота говорит, что останется здесь, Хлудов хочет вернуться. Все отговаривают его. Он зовёт с собой Чарноту, но тот отказывается: у него нет ненависти к большевикам. Он уходит. Голубков хочет вернуть Хлудову медальон, но он дарит его паре, и они уходят. Хлудов один пишет что-то, радуется, что призрак исчез. Подходит к окну и стреляет себе в голову. Темно.

Буденовцы приходят проверить монастырскую церковь, в которой скрываются петербургские молодой приват-доцент Голубков и Серафима Корзухина. Вместе с ними прячется беременная Барабанчикова. Голубков намеревается бежать в Крым, вместе с ним и Корзухина, которая хочет встретиться там со своим мужем. Появляется белый командир де Бризар, при виде которого Баранчикова сбрасывает лохмотья и предстает в виде генерала Чарноты. Троица покидает монастырь и отправляется в Крым.

Тем временем крымская станция превращена в штаб белых сил. Муж Серафимы – Корзухин, служит там министром торговли. Он просит генерала Хлудова протолкнуть вагон с пушным товаром, однако генерал приказывает сжечь груз. Позже появляются Голубков, Серафима и вестовой генерала Чарноты –Крапилин. Серафима обвиняет Хлудова в жестокости, за что белые штабные обвиняют ее в поддержке коммунистов. Корзухин отрекается от своей жены, вестового Крапилина вешают за нелестные высказывания о деятельности генерала Хлудова.

Контрразведчик Тихий угрозами вынуждает приват-доцента Голубкова донести на Серафиму как на члена компартии. Штабные считают, что жена-коммунистка опозорит Корзухина и он откупится от нее тысячами долларов. На допросе Серафима выбивает оконное стекло и просит о помощи генерала Чарноту. Тот с оружием отбивает Корзухину у белых гвардейцев.

Позже Голубков приходит к Хлудову с жалобой на арест Серафимы. Приват-доцент видит, как генерал разговаривает с призраком вестового Крапилина. Хлудов просит подчиненного штабиста доставить Корзухину в штаб, если та еще не расстреляна. Штабист возвращается с вестью, что Чарнота отбил Серафиму и увез ее в Константинополь. Хлудов решает преследовать беглецов, Голубков просит взять его с собой.

В Константинополе пьяный Чарнота пытается выиграть ставку на тараканьих бегах. Он продает свои пожитки и ставит все деньги на фаворита среди тараканов. Однако отравленный таракан проигрывает бега, Чарнота теряет свои сбережения. Генерал возвращается домой, где его ждет Голубков. Он уверяет питерского интеллигента, что Серафима жива, но работает куртизанкой. В это время как раз возвращается Серафима, Голубков признается ей в любви, однако она отвергает его. Приходит генерал Хлудов и сообщает, что он разжалован из армии. Чарнота и Голубков уезжают в Париж в поисках Корзухина.

В Париже Голубков находит Корзухина и просит у него денег в долг для Серафимы, однако тот отнекивается, мотивируя это тем, что никогда не был женат. Голубков в ярости называет Корзухина гнилым человеком. Приходит генерал Чарнота и предлагает Корзухину сыграть на деньги, в итоге он выигрывает у него 20 тысяч долларов. Голубков и Чарнота возвращаются в Константинополь в дом Хлудова. Здесь Серафима и Голубков объясняются в своих чувствах. Чарнота решает остаться в Константинополе, так как больше не хочет бороться с большевиками. Хлудов остается один, он хочет вернуться в Россию и продолжить борьбу. Возвращается призрак вестового Крапилина, они беседуют, после чего призрак исчезает. Радостный Хлудов подходит к окну и стреляет себе в висок.

www.allsoch.ru

Бег (пьеса) - это... Что такое Бег (пьеса)?

«Бег» — пьеса Михаила Булгакова.

Пьеса состоит из 4 действий, 8 снов. Действие пьесы разворачивается во время Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Здесь тесно переплетаются судьбы беззащитной Серафимы Корзухиной, брошенной на произвол судьбы мужем, самого Корзухина, приват-доцента Голубкова, влюблённого в Серафиму, белого генерала Чарноты, командующего фронтом белых жестокого и несчастного Романа Хлудова, и многих других героев.

В 1928-1929 в МХАТе проводились репетиции. Была запрещена до премьеры. Премьера пьесы состоялась в Сталинградском театре 29 марта 1957 года.

В 1970 году пьеса была экранизирована режиссёрами А. А. Аловым и В. Н. Наумовым.

В 2003 году пьеса была поставлена в Театре под руководством Олега Табакова (постановка режиссёра Елены Невежиной)[1].

В 2010 году пьеса была поставлена в Магнитогорском драматический театр им. А. С. Пушкина режиссером Мариной Глуховской.

В 2010 году в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоялась премьера оперы «Бег», созданной на основе пьесы композитором Николаем Сидельниковым[2].

Прототипы героев

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>