Баян кто придумал


История баяна

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь. Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.

В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

toolsmusic.ru

Русский инструмент баян: история происхождения

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких  ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

fonogramik.ru

Баян - это... Что такое Баян?

Бая́н — русский[1] язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

В западной традиции баян с левой аккордовой клавиатурой рассматривается как разновидность кнопочного аккордеона.

История

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно[2].

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской[3]. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы»[4].

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках[2].

Мастер Стерлигов

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил баян, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, давший этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику.

— Пётр Стерлигов[5]

Следует отметить, что самое первое известное упоминание названия «Баян» встречается на обложке самоучителя «Новейший практический самоучитель для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенки и Кларнетной „Баян“. Составил С. Егоров. Рославль, 1903»[5].

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд[2]. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской[6] (см. на схеме).

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие[5].

Описание

Баян состоит из трёх частей — правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосые баяны, определяемые по количеству максимального числа одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши правой клавиатуры.

Клавиатуры

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на баяне.

Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.

Правая

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.

Диапазон концертного баяна — от ноты Ми большой октавы до Ля-диез четвёртой октавы (5 октав и 6 полутонов).

Раскладки
Современные

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская раскладка (баянный тип B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется европейская раскладка типа C.

Исторические

Баян, сконструированный В. С. Стерлиговым в 1907 году, имел четырёхрядную правую клавиатуру, первый ряд (от меха) являлся вспомогательным. Раскладка этой клавиатуры позже стала называться ленинградской. В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой[2].

Схемы
Московская раскладка (тип B) 5 4 3 2 1 3 2 1
    До         До     
До      Ре
Ре Ре  Ми
Ми Фа
Фа Фа  Соль
Соль Соль 
Соль  Ля Ля 
Ля  Си
Си    
   
 
    Европейская раскладка (тип C) 5 4 3 2 1 3 2 1
До              
До      До      
Ре  Ре До     
Ми Ре 
Фа  Фа Ми
Соль Фа 
Ля Соль  Соль
Ля  Ля
  Си Ля 
   
 
        Ленинградская раскладка 5 4 3 2 1 4 3 2 1 3 2 1
    Фа        До     
Ми       Си
Ре Ля Ми
Соль Ре
Фа До Соль
Ля  Фа
Соль  Ре  Ля 
До  Соль 
Си    
 
 

Левая

Левая клавиатура у баяна такая же, как и у аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом.

Диапазон левой клавиатуры баяна с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду.

Оркестровый вид баяна (басовый баян) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы (К — контроктава, Б — большая октава, м — малая октава).

Схема 1. Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя (67 кнопок) и 5-ю (112 кнопок) рядами кнопок.

Схемы 2, 3. Левая клавиатура баяна с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд[7].

Схема 4. Левая клавиатура готово-выборного баяна в выборном режиме. Пример с количеством кнопок: всего — 100, из них 58 выборных (ряды: 3, 4, 5).

Схема 1 5 4 3 2 1 3 2 1
        МиБ      
МиБ       ФаБ
ФаБ ФаБ     СольБ
СольБ СольБ
СольБ ЛяБ ЛяБ
ЛяБ СиБ
СиБ Дом Дом
Дом Рем
Рем Рем Мим
Мим Фам
Фам Фам Сольм
Сольм Сольм
Сольм Лям Лям
Лям Сим
Сим До1 До1
До1 Ре1
Ре1 Ре1 Ми1
Ми1 Фа1
Фа1 Фа1 Соль1
Соль1 Соль1
Соль1 Ля1 Ля1
Ля1 Си1
Си1 До2 До2
До2 Ре2
Ре2 Ре2 Ми2
Ми2 Фа2
Фа2 Фа2 Соль2
Соль2 Соль2
Соль2 Ля2 Ля2
Ля2 Си2
Си2 До3 До3
До3 Ре3
Ре3 Ре3 Ми3
Ми3 Фа3
Фа3 Фа3 Соль3
Соль3 Соль3
Соль3 Ля3 Ля3
Ля3 Си3
Си3 До4 До4
До4 Ре4
Ре4 Ре4 Ми4
Ми4 Фа4
Фа4 Фа4 Соль4
Соль4 Соль4
Соль4 Ля4 Ля4
Ля4  
     
 
           
Схема 2 120 и 100 кнопок 1 2 3 4 5 6
Ля Ми Б М 7 У
Ре Ля  Б М 7 У
Соль Ре  Б М 7 У
До Соль  Б М 7 У
Фа До  Б М 7 У
Ля  Фа  Б М 7 У
Ре  Си Б М 7 У
Соль  Ми Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
До Ля  Б М 7 У
Фа Ре  Б М 7 У
Си  Соль  Б М 7 У
Ми  Си Б М 7 У
Ля  Ми Б М 7 У
Схема 3 80 кнопок 1 2 3 4 5
Соль Ре  Б М 7
До Соль  Б М 7
Фа До  Б М 7
Ля  Фа  Б М 7
Ре  Си Б М 7
Соль  Ми Б М 7
До  Ля Б М 7
Фа  Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си  Б М 7
Соль Ми  Б М 7
До Ля  Б М 7
Фа Ре  Б М 7
Си  Соль  Б М 7
Схема 4 1 2 3 4 5
 
         
   
  МиК      ФаК
Ми ФаК    
Ля СольК СольК
Ля  ЛяК
Ре ЛяК СиК
Ре  ДоБ
Соль ДоБ РеБ
Соль  РеБ
До МиБ ФаБ
До  ФаБ
Фа СольБ СольБ
Фа  ЛяБ
Ля  ЛяБ СиБ
Си Дом
Ре  Дом Рем
Ми Рем
Соль  Мим Фам
Ля Фам
До  Сольм Сольм
Ре Лям
Фа  Лям Сим
Соль До1
Си До1 Ре1
До Ре1
Ми Ми1 Фа1
Фа Фа1
Ля Соль1 Соль1
Си  Ля1
Ре Ля1 Си1
Ми  До2
Соль До2 Ре2
Ля  Ре2
До Ми2 Фа2
Ре  Фа2
Фа Соль2 Соль2
Соль  Ля2
Си  Ля2 Си2
Си До3
Ми  До3  
Ми  
Ля     
   
 

См. также

Примечания

  1. ↑ Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. ↑ 1 2 3 4 Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Баян московской системы и аккордеон бельгийской системы). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  4. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Выборные клавиатуры на левой стороне аккордеонов и баянов). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  5. ↑ 1 2 3 Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
  6. ↑ Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Аккордеоны и баяны. Баян системы Стерлигова). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  7. ↑ Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — М.: Советский композитор, 1984. — 125 с.

  • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.
  • Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах

dic.academic.ru

История аккордеона

В большой и дружной семье музыкальных инструментов каждый имеет свою историю, свое уникальное звучание, свои особенности. Об одном из них — инструменте с изысканным и благозвучным именем – аккордеон, и пойдет речь.

Аккордеон вобрал в себя свойства разных музыкальных инструментов. По внешнему облику он напоминает баян, по конструкции — гармонь, а клавишами и возможностью переключать регистр схож с фортепиано. История возникновения этого музыкального инструмента удивительна, извилиста и до сих пор вызывает оживленные дискуссии в профессиональной среде.

История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.

17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».

Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента.

Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы.

В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.

На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости. Несмотря на это, он по-прежнему продолжает совершенствоваться.

toolsmusic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>