Балет раймонда кто написал


Балет «Раймонда»: содержание, интересные факты, видео, история

А. Глазунов балет «Раймонда»

«Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Для постановщика балета Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой. Для композитора Александра Глазунова, напротив, это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве.

Эпоха Средневековья оживает в образах «Раймонды», но благодаря пленительной музыке и яркой хореографии герои балета воспринимаются не как застывшие исторические персонажи, а как живые люди, способные самозабвенно радоваться, глубоко страдать и искренне любить.

Действующие лица

Описание

Сибилла де Дорис графиня из Прованса
Раймонда юная родственница графини Сибиллы
Андрей II венгерский правитель
Жан де Бриен рыцарь, нареченный Раймонды
Абдерахман страстный поклонник Раймонды, сарацин
Бернар трубадур из Прованса
Беранже трубадур из Аквитании
Клеманс наперсницы Раймонды
Генриетта

Краткое содержание

Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука — ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение — вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим.

На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
55 мин. 40 мин. 35 мин.

 Фото:

  

  

Интересные факты:

  • Первой исполнительницей роли Раймонды была знаменитая итальянка Пьерина Леньяни.
  • «Раймонда» стала лебединой песней великого балетмейстера Петипа, который поставил за свою жизнь более 40 спектаклей.
  • На титульном листе партитуры «Раймонды» автор написал, что посвящает свой первый балетный опус артистам петербургского балета.
  • Партия Раймонды в балетном мире считается одной из самых сложных для исполнения. У нее целых семь сольных вариаций, поэтому для балерин эта роль является «высшим пилотажем».
  • Непревзойденной Раймондой считалась современница Глазунова Елизавета Гердт. Она обладала поистине царственной осанкой, характерной для образа Раймонды, и была настолько органична в этой роли, что создавалось впечатление, будто этот балет написан специально для нее.
  • Существует несколько экранизаций «Раймонды». В 1973 была выпущена телеверсия спектакля, поставленного Л. Лавровским. Ровно 10 лет спустя Ив Андре Юбер снял полную версию спектакля в цвете для показа на французском телевидении. В 1989 году был экранизирован балет «Раймонда» в редакции Ю. Григоровича, запечатлевший в главных ролях Н. Бессмертнову, Ю. Васюченко и Г. Таранду.
  • Юрий Слонимский, написавший либретто «Раймонды» к постановке Вайнонена, буквально перевернул первоначальный сюжет с ног на голову. Жениха Раймонды в версии Слонимского зовут Коломан, и именно он является вероломным предателем, тогда как сарацинский рыцарь Абдерахман предстает воплощением благородства.
  • В 1999 г. в России была выпущена серия из 6 памятных монет, посвященная «Раймонде». В нее вошли три серебряные монеты номиналом 3, 10 и 25 рублей и три золотых достоинством 25, 50 и 100 рублей, на которых изображены различные фрагменты из «Раймонды».
  • О 19-летней Майе Плисецкой театральный мир заговорил именно после ее выступления в «Раймонде». Фото балерины в этой роли было опубликовано в популярном журнале «Огонек» в победном 1945 году.
  • На премьере «Раймонды», поставленной в Большом театре Григоровичем, присутствовала приемная дочь автора балета Е. Глазунова-Гюнтер. Новое прочтение известного балета привел почетную гостью в восхищение. «Это – русская «Раймонда». В ней есть те глубокие мысли, которые заложил отец в музыке», - заключила она.
  • Оригинальная постановка Петипа не исчезла безвозвратно. Режиссер труппы императорского балета Николай Сергеев досконально записал ее по особенной системе, придуманной его учителем. В 1917 г. Сергеев вынужден был эмигрировать и в своем багаже увез уникальные рукописи балетов, которые успел записать. В настоящее время эта коллекция является достоянием Гарвардского университета.
  • Одними из самых ярких фрагментов балета являются «Восточная сюита», звучащая во втором действии, и венгерский Гран-па — знаменитый танец четырех кавалеров.
  • Дж. Баланчин считал музыку «Раймонды» одной из лучших балетных партитур. Он был настолько впечатлен ею, что создал одноактный балет на музыку Глазунова «Вариации на темы Раймонды». В него вошли вальс кордебалета, адажио и 7 женских вариаций.

Популярные номера:

Венгерский Гран-па (слушать)

Выход Сарацин (слушать)

Испанский танец (слушать)

История создания

Либретто «Раймонды» было рождено фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов. Вот и будущему шедевру русской балетной сцены изначально с сюжетом не слишком повезло, он оказался путаным и противоречивым. Но, несмотря на очевидную слабость сценария, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский, заботившийся о расширении балетного репертуара, принял судьбоносное решение: спектаклю — быть. Он самолично доработал либретто и весной 1896 года заказал Александру Глазунову музыку к новому балету. Справиться с задачей композитору предстояло в очень сжатые сроки — премьера балета была намечена на сезон 1897/1898 г. У Глазунова шла работа над Шестой симфонией, но он согласился взяться за «Раймонду» - тема Средневековья и рыцарства его интересовала с юношеских лет. Не дожидаясь, пока получит на руки либретто, Глазунов в мыслях уже начал выстраивать первые номера будущего балета. Летом молодой композитор отправился за границу. В Ахене он завершил симфонию и с головой окунулся в работу над «Раймондой». Следующим курортом, куда он направился, был Висбаден, там и родились два первых акта балета.

Параллельная работа над симфонией объясняет своеобразие музыки «Раймонды». Партитуру балета отличает изобилие оркестровой палитры и особенная широта звучания, присущая симфоническим произведениям.

Глазунов работал в тесном содружестве с патриархом русского балета и будущим постановщиком «Раймонды» Мариусом Петипа, внимательно прислушиваясь к советам знаменитого балетмейстера. Петипа попытался еще более оживить либретто, сделав драматургические линии балета более законченными и выразительными. Два талантливых мастера сумели сочинить к абсолютно непримечательному сюжету яркую, выразительную хореографию и ее гениальное музыкальное воплощение.

Постановки

Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. Она прошла 7 января 1898 года. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Премьерный показ обернулся триумфом создателей балета. Композитору преподнесли лавровый венок победителя, а артисты зачитали сочиненное в его честь поздравление.

Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Горский. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа, но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии.

В 1938 году за обновление «Раймонды» на сцене Мариинского взялись балетмейстер В.Вайнонен и известный театральный деятель Ю. Слонимский, который полностью переработал сюжет балета. В этой редакции спектакль вошел в репертуар прославленных Галины Улановой и Наталии Дудинской, их партнерами по сцене в новой «Раймонде» стали Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани.

7 апреля 1945 года Большой театр представил зрителям балет Глазунова в редакции Л.Лавровского, использовавшего хореографические находки своих предшественников - Петипа и Горского.

Особое место занимает «Раймонда» в творчестве современного мастера хореографии Ю. Григоровича. Бывший главный балетмейстер Большого обращался к этому балету дважды — в 1984 и 2003 г. Для спектакля он создал не только свою хореографию, но и собственное либретто. Он бережно отнесся к хореографическому наследию Петипа, но укоротил сюжет, заменив пантомимные сцены, которых в балете Петипа было достаточно много, танцевальными. Сценографическое решение обоих спектаклей принадлежит художнику С. Вирсаладзе. Если в постановке 1984 г. в костюмах и декорациях преобладал белый цвет, то в более позднем варианте оформление «Раймонды» выдержано в синих тонах. Из-за этого в балетной среде за двумя редакциями закрепились названия «белая» и «синяя».

В середине 20-х годов прошлого века «Раймонда» получила известность за рубежом. Известный хореограф Дж. Баланчин показал нью-йоркской публике отдельные номера из балета Глазунова. Но настоящую популярность у зарубежного зрителя балет обрел благодаря Рудольфу Нурееву. «Раймонда» стала его первой большой работой на западной сцене. В 1964 году Нуреев стал работать с Английским Королевским балетом над «Раймондой» для фестивального показа балета в Италии. Первым делом он попытался разыскать оригинальный литературный опус либреттистки Пашковой, однако потерпел фиаско. Знаменитому танцовщику и хореографу ничего не оставалось, как только опираться на собственную память и опыт — в самом начале своей карьеры он танцевал рыцаря королевской свиты в «Раймонде» Вайнонена. Остальное довершила фантазия артиста. В 1965 году прошла премьера, на которой Нуреев с блеском станцевал роль де Бриена. В следующем году он перенес «Раймонду» на сцену Австралийского балета, в 1972 году поставил для балетной труппы Цюриха, в 1975 году слегка видоизмененный вариант шедевра Глазунова был представлен им в Американском Балетном театре в Бостоне. В 1983 году Нуреев был приглашен на пост директора балета Парижской Оперы. Постановочную деятельность в коллективе Парижской Оперы он начал именно с «Раймонды».

В октябре 2012 года в Миланском театре «Ла Скала» постановщик Сергей Вихарев в тесном соавторстве с координатором по архивным исследованиям Павлом Гершензоном попытался восстановить «Раймонду» Петипа в ее первоначальном виде, основываясь на записях режиссера Николая Сергеева. Спектакль оказался не только одним из самых успешных, но и одним из самых дорогостоящих в истории балетных постановок. Его бюджет составил миллион долларов.

«Раймонда» и сегодня остается одним из самых сложных спектаклей для любой балетной труппы. Ее насыщенная хореография требует от всех исполнителей виртуозности и физической выносливости. Для артистов это - возможность показать все грани техники классического танца. Для зрителей - насладиться впечатляющим зрелищем балетного мастерства. За это «Раймонду» ценят поклонники балета во всем мире. Музыка «Раймонды» входит в сокровищницу шедевров русского музыкального искусства. Борьба добра и зла, победа красоты и силы духа над темными сторонами человеческой натуры вносят в балет жизнеутверждающее начало, а красочный фейерверк ярчайших танцевальных номеров оставляет в душе каждого зрителя ликующее ощущение праздника.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть балет «Раймонда»

Мы рады вам предложить артистов балета и симфонический оркестр для исполнения номеров и отрывков из балета «Раймонда» на вашем мероприятии.

soundtimes.ru

Раймонда

Балет «Раймонда», который до сих пор является популярной постановкой, создали более века назад в Санкт-Петербурге. Поначалу за работу над «Раймондой» не хотели браться из-за сюжета. Но мастерство хореографов, композиторов и костюмеров сделало свое дело. И балет оценила не только питерская публика, но и весь мир.

История появления «Раймонды»

Действие балета разворачивается во времена Средневековья. Автор «Раймонды» — журналистка Лидия Пашкова. За свою жизнь романистка и княжна была женой Николая Телешова, а через время она вышла замуж за Ипполита Пашкова. Именно под этой фамилией ее и запомнил мир. Корреспондент из Петербурга много путешествовала. Сам Толстой просматривал литературные труды писательницы и узнал некоторую информацию об Африке из книг Пашковой.

В XIX веке в Северной столице был очень моден балет. Во времена автора «Раймонды» в литературных гостиных часто разговаривали о войнах в Африке и о Франции. Впечатления от путешествий и опыт жизни на французских землях вдохновили Пашкову на создание балетного либретто.

В то время Раймонда была первой главной героиней рыцарского сюжета. Раньше главную партию исполняли исключительно мужчины.

Сюжет

Сюжет балета был классическим. Раймонда — юная особа, воспитанница богатой родственницы, помолвлена с мужчиной, который находится в крестовом походе. Пока любимый воюет, девушке приходится столкнуться с жизненными трудностями: ее добивается злодей. Но Раймонда верна жениху и отказывает поклоннику. Когда будущий муж девушки возвращается домой, он убивает злодея.

Жан де Бриенн прощается с Раймондой, своей невестой, которая живет в замке тетушки. Мужчина отправляется в поход под предводительством венгерского короля. Ночью Раймонда видит сон, где к ней приходит призрак статуи, хранительницы дома ее родственницы. Ночная гостья зовет ее в мечты, где она может быть рядом с любимым рыцарем. Но вместо него появляется арабский поклонник, совсем незнакомый и безразличный девушке.

В замке тетушки празднуют именины Раймонды. Среди гостей юная особа узнает мужчину из кошмара, который приснился ей на днях. Арабский поклонник Абдерахман желает стать возлюбленным девушки. Но она верна жениху. Обиженный мужчина решается на похищение Раймонды. Его планы не осуществятся. Из похода возвращаются рыцари под предводительством короля. Среди них — Жан де Бриенн, жених девушки.

Венгерский король венчает влюбленных, молодая пара и присутствующие танцуют в честь высокопоставленного гостя.

Кто работал над балетом

Первым композитором балета стал Александр Глазунов. У него не было много времени на написание музыки, но он уложился в сроки. В то время композитор работал над симфонией, труды над которой временно отложил. В результате музыка балета перекликалась с некоторыми элементами симфонии и наоборот. М. Петипа написал хореографический план.

Премьера «Раймонды» состоялась 7 января 1898 года в Петербурге, в Мариинском театре. Роль Раймонды исполнила Пьерина Леньяни, ее возлюбленного сыграл Сергей Легат, арабским поклонником был Павел Гердт. Балет имел огромный успех, что принесло композитору лавровый венок. Критики отметили красоту хореографии и музыки, но с иронией отнеслись к простоте сюжета. Специалисты хвалили работу Глазунова и отмечали, что балет не помог в полной мере раскрыть его талант.

Постановка была хитом Мариинского театра на протяжении нескольких лет. А главные роли исполняли разные артисты: Николай Легат и Самуил Андрианов великолепно сыграли Жана де Бриенна, Ольга Преображенская чудесно смотрелась в качестве Раймонды, арабский злодей хорошо выглядел в исполнении Александра Ширяева.

Через пару лет Большой театр Москвы поставил «Раймонду». Над хореографией балета трудился Петипа.

В 1908 году «Раймонда» предстала в новой интерпретации. А. Горский презентовал зрителям свою редакцию балета, где главные роли сыграли Е. Гельцер (Раймонда), В. Тихомиров (де Бриенн), М. Щипачев (Абдерахман).

В 1938 году на сцене Мариинки публика увидела новую «Раймонду», над которой работали балетмейстер В. Вайнонен, литератор Ю. Слонимский. Мастера переписали либретто, добавили в постановку элементы из творений В. Скотта. В марте того же года спектакль увидели зрители. Роль Раймонды исполняли Наталья Дудинская и Галина Уланова. Одну из второстепенных партий – молодой Рудольф Нуриев.

В 1945 году над либретто трудился балетмейстер Л. Лавровский. Роли в балете исполняли М. Семенова, С. Головкина (Раймонда), М. Габович, В. Преображенский (жених главной героини), А. Ермолаев (назойливый поклонник).

В 1964 году за постановку взялся Рудольф Нуриев. Он показал ее на Западе, т. к. уехал из СССР. Нуриев воспроизводил балет по памяти. Сценарий Пашковой художник не нашел, поэтому дофантазировал элементы, которые не помнил. Через год спектакль был готов, но премьеру отложили. В 1966 году Нуриев вернулся к постановке и показал «Раймонду» с Австралийским балетом, через 6 лет ее увидели в Цюрихе, а в 1975 году балет лицезрела американская публика в Бостоне. Когда в 1983 году Нуриев возглавил балет Парижской оперы, первой постановкой оказалась именно «Раймонда».

Балет стал мировой классикой балетного искусства, его ставили на сценах разных театров мира и признали шедевром. До сих пор «Раймонду» ценят и хвалят критики, а зрители наслаждаются этой роскошной постановкой.

balletland.com

А.Глазунов. Балет «Раймонда»

Инициатором создания балета «Раймонда» был И.Всеволжский. Музыку для этого балета заказал он А.Глазунову, причем времени на ее создание отводилось не так много: заказ композитор получил в 1896 г. – а в репертуар сезона 1897-1898 гг. произведение уже было включено. И хотя А.Глазунов был занят в то время созданием Шестой симфонии, заказ этот автора – по признанию самого композитора – «не связывал, а воодушевлял».

Сценарий «Раймонды» разработал М.Петипа, а либретто – Л.Пашкова. Эта писательница – автор нескольких романов, написанных по-французски – получала заказы на либретто не столько благодаря собственному литературному дарованию, сколько за счет связей. В либретто, основанном на средневековом рыцарском предании, оказалось немало несуразностей: действие разворачивается в Провансе, а среди персонажей – король Венгрии Андрей, представленный победителем сарацинов (в действительности этот исторический деятель потерпел сокрушительное поражение от них).

А.Глазунов работал параллельно над Шестой симфонией и над «Раймондой». Создавать музыку к этому балету он начал в дачном местечке Озерки, расположенном недалеко от Санкт-Петербурга, продолжил в Ахене и на курорте Висбаден, а закончил в российской столице. Одновременное сочинение двух произведений не могло не сблизить их образный строй и музыкальное развитие. К созданию балетов, первым из которых стала «Раймонда», А.Глазунов пришел уже сложившимся, зрелым композитором, имея немалый опыт в области симфонии. В то же время, в симфониях его не раз возникали танцевальные ритмы.

А.Глазунов создавал музыку, точно придерживаясь плана, разрабатывал который М.Петипа – вплоть до соблюдения количества тактов, отведенных на каждую сцену, но это не помешало симфоническому развитию. В музыке балета широко используются лейтмотивы. Ими наделены главные персонажи – героиня, жених ее и сарацинский шейх – и даже действующие лица второго плана. Использует композитор и лейттембры – например, с образом Раймонды связываются деревянные духовые и струнные, а с образом де Бриена – медные духовые.

Самым продолжительным из трех актов балета является первый – он сопоставим со вторым и третьим в совокупности. Он посвящается, главным образом «миру» Раймонды – миру идеализированного европейского Средневековья. Фоном для образа героини служит торжественное шествие, большой вальс, меланхолическая Романеска. Во вторую половину акта вводят оркестровый антракт с поэтичной темой, исполняемой солирующими кларнетами в терцовом соотношении, и сцена погружения героини в сон. Последующая сцена представляет собою сюиту, состоящую из легкого, со скерциозным оттенком Фантастического вальса, трех вариаций и коды. Кульминация ее – мгновение, когда вместо де Бриена героиня видит страшного для нее Абдерахмана. Его тема, впервые заявившая о себе в этот момент, получит развитие в большом Адажио, которое представляет собой центр второго акта. Оно дополнено вариациями, последняя из которых выдержана в ритме польки – по указанию композитора, Раймонда издевается здесь над сарацинским шейхом.

Большую часть второго акта занимает восточная сюита. Здесь ощущается влияние М.Глинки и А.Бородина – композиторов, не создававших балетов, но блестяще воплотивших образы Востока в своих операх. В то же время, А.Глазунов, живописуя в музыке Восток, находит и нечто свое, специфическое. В этой сюите множество остинатных ритмов, диатонике контрастируют хроматизмы, широко применяются ударные инструменты – ксилофон, тамбурин. Заключительный номер сюиты, идущий в головокружительном темпе – Вакханалия – подводит к финалу, отмеченному торжествующим звучанием хоральной темы де Бриена у медных духовых.

В третьем действии «Раймонды» с точки зрения сюжета практически ничего не происходит, оно являет собою роскошный дивертисмент. Действие открывается симфоническим антрактом, которому композитор дал заглавие «Торжество любви», в нем не только возвращаются темы главных героев, но и появляется новая тема. Присутствие на свадьбе героев венгерского короля, хоть и противоречило исторической реальности, позволило создать здесь сюиту венгерских танцев, среди которых присутствуют и групповые, и сольные. Состоит она из Венгерского шествия, построенного на интонациях стиля вербункош, Большого Венгерского танца, Чардаша, Танца детей и Классического венгерского танца. Венгерские интонации проникают даже в Вариации.

Первая постановка «Раймонды» состоялась в январе 1898 г. в Мариинском театре. Осуществил ее М.Петипа, заглавную партию исполнила П.Леньяни, де Бриена – С.Легат, Абдерахмана – П.Гердт. Спектакль был воспринят публикой и критикой как явление не менее значительное, чем премьера «Спящей красавицы». Вариацию четырех танцовщиков пришлось исполнить на бис – применительно к мужскому танцу подобное случалось редко.

В последующие годы новые хореографические редакции «Раймонды» создавали разные балетмейстеры – А.Горский, К.Сергеев, Ю.Григорович. За рубежом балет ставили Дж.Баланчин, Р.Нуриев.

Музыкальные Сезоны

Создание сайтов и веб-приложений А.Глазунов. Балет «Раймонда» Просмотров: 621

musicseasons.org

Раймонда

Действие первое Картина первая В богатом средневековом замке идут приготовления к празднованию дня рождения Раймонды. Сенешаль извещает о прибытии знатных чужестранцев. В сопровождении рыцарей и оруженосцев в зал входит Рене де Бриен, венгерский рыцарь. Он просит для своего сына руки прекрасной Раймонды и преподносит ей в дар гобелен с изображением Жана де Бриена. Не успевает сенешаль доложить о появлении новых гостей, как в зал стремительно врывается сарацинский шейх Абдерахман. Он не в силах оторвать глаз от красавицы и готов ради нее сокрушить любые препятствия.

Праздник продолжается до позднего вечера. Оставшись одна, Раймонда, утомленная, опускается в кресло и засыпает…

Картина вторая (Сон Раймонды) Раймонде снится, что изображение на гобелене оживает, юный прекрасный рыцарь манит ее к себе и на руках уносит в свой замок.

Раймонда очарована неведомым ей прекрасным миром. Однако внезапно замок исчезает, на его месте возникает шатер…

Картина третья (Сон Раймонды) …Перед Раймондой появляется сарацинский шейх. Он мрачен и грозен, он преследует ее. Обессиленная, Раймонда лишается чувств…

Картина четвертая …Проснувшись, Раймонда не может понять, где она. Взгляд ее падает на арапчат, подаренных Абдерахманом: они вызывают в ее памяти образ сарацинского шейха. Солнечный луч освещает портрет Жана де Бриена. Значит, это был лишь сон!

Действие второе

Картина пятая

Внутренний двор замка. Из разных стран съезжаются гости, приглашенные на празднество. Раймонда с нетерпением ждет появления Жана де Бриена, но Абдерахман вновь и вновь обращается к ней с пылкими и страстными признаниями в любви. Он сулит ей несметные богатства, безмерную власть в его владениях, все, что только она пожелает! Отчаявшись, Абдерахман при помощи своей свиты пытается похитить Раймонду, но путь ему преграждает Жан де Бриен. Он вызывает шейха на поединок, и Абдерахман погибает, сраженный мечом рыцаря.

Раймонда приветствует своего жениха.

Действие третье

Картина шестая

Раймонда и Жан де Бриен счастливы. В замке пышно празднуется их свадьба.

www.mariinsky.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>