Автор василиса прекрасная кто написал


Сказка Василиса Прекрасная. Русская народная сказка

Сказка Василиса Прекрасная – одна из самых известных русских народных сказок. Она привлекает детей своим волшебством, помогает различать плохое и хорошее, верить в добро. Интересную и поучительную сказку с большим удовольствием прочитают онлайн дети любого возраста.

Сказка Василиса Прекрасная читать

Кто автор сказки

Сказка о Василисе имеет несколько версий с похожим сюжетом. В одних сказках героиня – Прекрасная, в других – Премудрая. Очевидно одно, сказка фольклорная, автор всех вариантов – русский народ.

Интересные факты: традиция предков возвращается

Куклы-обереги – наследие языческой культуры древних славян. Тряпичные обереги на счастье и богатство играли определенную роль в жизни предков. Они выполняли защитную функцию, оберегая ребенка от опасностей и болезней. Именно такая куколка была у героини сказки Василиса Прекрасная. Только в волшебной сказке она наделена особой волшебной силой. Сейчас традиции предков возрождаются. Прочитав сказку, вы вместе с ребенком можете сделать куклу-оберег, которая станет любимой игрушкой вашего ребенка.

Краткое содержание сказки

Сказка Василиса Прекрасная – подтверждение того, что добро всегда побеждает. После смерти жены купец женился во второй раз. Мачеха сразу невзлюбила сиротку за ее красоту и доброту. Она заставляла ее выполнять тяжелую работу. Перед смертью матери девочка получила вместе с ее благословением куколку, которая в трудную минуту всегда дает добрый совет и приходит на помощь. Однажды, чтобы сжить со свету падчерицу, мачеха посылает ее к Бабе-Яге за огнем. Ведьма заставила Василису работать, а помогала девочке всю работу выполнять ее волшебная помощница – куколка. Приветливая и работящая девочка понравилась Бабе-Яге. Она ее отпустила и с помощью колдовского огня от мачехи и ее дочерей избавила. Поселилась девочка у однойдоброй старушки и стала рукодельничать. Ее золотые руки выткали чудесную тонкую пряжу. Самому царю понравились сорочки, сшитые Василисой. Захотел он мастерицу увидеть. А когда увидел, влюбился и женился на ней. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Василиса Прекрасная

По жанру Василиса Прекрасная – волшебная сказка. В ней действуют волшебные герои и помощники. За доброе сердце и терпение героиня получает награду. Василиса – идеал женской красоты. Она не только красивая, но и приветливая, трудолюбивая, смелая. Главная мысль сказки: личностные качества человека помогают преодолеть все невзгоды. Чему учит сказка Василиса Прекрасная? Сказка учит быть приветливыми, терпеливыми, не пасовать перед трудностями.

Мораль сказки Василиса Прекрасная

Добро всегда вознаграждается, зло – карается, но для этого нужно действовать, а не сидеть сложа руки – вот мораль сказки «Василиса Премудрая».

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Добро делай – добро и будет.
  • Что посеял – то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

ihappymama.ru

Василиса Прекрасная

Русские народные сказки не теряют актуальности вне зависимости от эпохи, политического строя и экономической ситуации в стране. Их любят взрослые и дети. Сказка помогает сохранить веру в добро и волшебство, привить малышам правильные ценности и представить им не один чудесный образ.

Василиса Прекрасная

Василиса Прекрасная – узнаваемый литературный персонаж. Ее часто путают с тезкой, Василисой Премудрой, но девушки имеют разные биографии и являются действующими лицами различных повествований.

Существуют несколько интерпретаций сказаний о Василисе Прекрасной. В некоторых она предстает простой девушкой, в других – дочерью Кощея Бессмертного, которая знает, как приготовить эликсир бессмертия.

История создания

Автором сказки, сюжет которой строится вокруг русской красавицы по имени Василиса, поработал Александр Николаевич Афанасьев. Имеющий юридическое образование, деятель науки гораздо больше реализовался в литературной области, изучая работы Фонвизина, Кантемира и Новикова. Исследователь литературы увлекался изучением фольклора.

Писатель Александр Афанасьев

Афанасьев интересовался поэтическими взглядами славян на окружающий мир, изучал легенды и сказания, передаваемые из уст в уста. Это отчасти объясняет тот факт, что в произведениях исследователя скрупулезно соблюдена масса нюансов: подробные описания, логические связи, понятные толкования культурных кодов.

В период с 1855 по 1864 год исследователь коллекционировал русские народные сказки, которые впоследствии опубликовал в сборнике в количестве 600 штук. Сборник автора «Народные русские легенды» в 1859 году запретила цензура. Издание было загадкой для публики вплоть до 1914 года. Афанасьев анонимно опубликовал в Женеве книгу «Заветные сказки», представив в ней сатиру на богатых помещиков и представителей религиозной общины.

«Сказки» Александра Афанасьева

Афанасьев проработал любимую читателями народную сказку «Василиса Прекрасная» и включил ее в один из сборников. В предании автор отразил происходящее, ориентируясь на природную составляющую, противопоставляя солнечный луч сокрушающему ветру. Василиса и мачеха стали антагонистами в произведении. Сестры девушки в образе черных туч лишь ухудшали ситуацию.

По мнению западников, главная мысль в ней заключалась в отказе женщины от смирения перед ограничениями и в предпочтении ею независимости. Сила духа воспевалась в сказании как влиятельная мощь, способная выручить из беды.

Василиса Прекрасная

В сказке много символизма и мифологичности. Говоря о канонах создания литературного произведения, историки указывали на следующие нюансы. Если отец Василисы – купец, то действие происходит во время торгово-финансовых отношений. Они пользовались особым интересом и популярностью в правление царя Алексея Михайловича. Смерть матушки принесла Василисе истинную веру и воодушевила героиню.

Образы белого, красного и черного всадника – это олицетворение дворянской и большевистской революций, а также связанных с ними потрясений. Тряпичная кукла, речь о которой идет в повествовании, тоже имеет тайный смысл, отражая культурные основы страны и являясь оберегом.

Василиса Прекрасная и тряпичная кукла

Описание героини произведения позволяет предположить, что миловидная девушка слегка полновата, как и положено русской красавице, имеет покладистый характер и смиренно переносит невзгоды, выпадающие на ее долю. В отличие от других персонажей, Василиса отличается широким мировоззрением, восприимчивостью и потенциалом, которым не наделены мачеха и сестры.

Сюжет

Главные герои сказки «Василиса Прекрасная» знакомы аудитории и имеют привычные роли в повествовании. В отличие от тезки, дочери морского царя Василисы Премудрой, героиня произведения – купеческая дочь. Матушка рано умерла, оставив девушке куклу-оберег. Василиса Прекрасная, аналогично ЗолушкеШарля Перро, вынуждена жить с мачехой и сестрами, сварливыми, завистливыми и недалекими женщинами.

Василиса Прекрасная и Баба-Яга

Одинокая девушка постоянно терпела притеснения со стороны названных родственниц и выполняла грязную работу по дому, пока отец во всем соглашался с новой супругой. Куколка, которую завещала мать, помогала Василисе справляться с обязанностям. Исполняя роль духовного помощника, оберег скрашивал существование девушки и облегчал трудности.

Однажды купец уехал по делам, а домашние решили переехать в дом, располагавшийся неподалеку от леса. Этот сказочный образ символизировал жизненные испытания, которые пришлось пройти красавице. Как-то вечером, сидя за работой, мачеха решила извести Василису. Давно тая на нее гнев из-за того что женихи сватались к Василисе, а не к старшим сестрам, женщина отправила падчерицу за огнем к Бабе-Яге.

Василиса Прекрасная с огнем

Женщины рассчитывали на погибель красавицы, но оберег вновь пришел ей на помощь. Баба-Яга сделала девушку служанкой. Куколка делала за Василису работу по дому и помогала угождать старухе.

Ведьма, удивленная, как спорится работа у Василисы, спросила, чем девушка обязана такому везению. Признавшись в помощи материнского благословления, Василиса получила огонь и вернулась домой. Лес, стоявший в заколдованном состоянии, представлял собой царство мертвых, из которых героине посчастливилось вернуться.

Василиса Прекрасная и Царевич

Огонь сжег мачеху и дочерей, после чего Василиса Прекрасная отправилась в город. Там ее заметил царь. Влюбившись, правитель женился на девушке. Главной мыслью сказания стала идея о ценности духовного мира, сила которого способна побороть любые препятствия.

Экранизации

В 1939 году Александр Роу снял знаменитую картину под названием «Василиса Прекрасная». Валентина Сорогожская исполнила главную роль. Бабу Ягу воплотил Георгий Милляр. Сюжет повествовал о том, как после выстрелов из лука трое братьев обретают жен. Первый – боярскую дочь, второй – купеческую, а третий – лягушку.

Валентина Сорогожская в роли Василисы Прекрасной

В образе зверька скрывалась заколдованная красавица. Братья позавидовали Ивану и сожгли шкурку чаровницы. Змей Горыныч унес девушку, а Ивану пришлось выручать возлюбленную. В 1977 году по мотивам кинокартины создали мультфильм.

Василиса Прекрасная в мультфильме «Иван-царевич и серый волк»

В 2016 году детская аудитория увидела на больших экранах мультфильм «Иван-царевич и серый волк». Главным женским образом выступила Василиса Прекрасная. Мультипликационный персонаж не походил на героиню, описанную в сказке Афанасьева, зато соответствовал кинематографическим стандартам красоты.

Фото

24smi.org

Василиса Прекрасная (сказка) - это... Что такое Василиса Прекрасная (сказка)?

Василиса Прекрасная — русская народная сказка и именование её главной героини. В сборнике Народные русские сказки Афанасьева находится под номером 104. Одноимённые советские фильм (1939) и мультфильм (1977 г.) имеют собственные сюжеты, основанные на сказке «Царевна-лягушка» (в них Василиса «Премудрая» стала «Прекрасной»).

Сюжет

У одного купца умерла жена, с которой он прожил в супружестве 12 лет, оставив единственную дочь восьми лет — Василису. Перед смертью, купчиха отдаёт дочери куклу со своим благословением. Кукла не простая: если дать кукле поесть, то можно получить от неё помощь при неприятностях. Через некоторое время купец вторично женится на вдове с двумя дочерьми, сверстницами Василисы, но новая жена невзлюбила падчерицу, давая ей разные непосильные работы. Но куколка выполняла всю работу за Василису. Когда Василиса выросла, то к ней стали свататься все женихи города, мачеха же всем отказывала: «Не выдам меньшой прежде старших!»

Однажды купец надолго уехал из дома по торговым делам, и в это время, по желанию мачехи, семья перешла жить в другой дом, стоящий возле дремучего леса, в котором находилась избушка бабы-яги. Часто посылала мачеха Василису в лес, надеясь что людоедка баба-яга, встретит её и съест. Но девушка, благодаря руководству куколки, всегда избегала опасных путей. Наконец, мачеха с дочками сговорились прямо отослать Василису в избушку бабы-яги за огнём, так что, во время осенней женской работы (плетение, вязание и прядение), совершаемой ночью, нарочно потушили горящую свечу. Куколка, как обычно, пообещала заботиться о безопасности девушки, и та отправилась в дорогу. По пути ей встретились три всадника: белый, красный и чёрный (день, солнце и ночь) — слуги бабы-яги. На заборе же бабы-яги, сделанном из человеческих костей, были развешаны черепа, глаза которых освещали своим светом окрестности как днём. Тут из лесу выехала и сама хозяйка: «в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Выслушав нужду девушки в огне, баба-яга потребовала от той под страхом смерти поработать для начала служанкой. По голосовому приказу отворились ворота, а затем сами же и заперлись.

Разные задания давала Василисе баба-яга, но та, благодаря помощи куколки, всё выполняла как надо. У бабы-яги были ещё помощники — три пары рук, которые откликались и являлись на зов её голоса. Через какое-то время баба-яга спросила девушку, как та умудряется так хорошо исполнять всю работу, и узнав, что причиной тому — «благословение матери», вытолкала её вон, сказав: «Не нужно мне благословенных». С собой же, вместо светильника, дала в дар один череп с горящими глазами. Хотела Василиса от него избавится, но череп сказал, чтобы она этого не делала, а несла в дом мачехи. Там, свет, исходящий из глазниц черепа, испепелил мачеху и её двух дочек.

После происшедшего, Василиса зарыла череп в землю, и ушла в город, где поселилась у одной старушки, решив ждать возвращения отца там, и занялась прядением да ткачеством. Ткань в её руках получалась такой тонкой, что старушка как-то понесла её прямо в царский дворец. Царь же попросил нашить ему из этого полотна сорочек, что Василиса через старушку и исполнила. Оценив искусную работу, захотел правитель лично увидеть и наградить девушку. Увлёкшись её красотою с первого взгляда, царь взял Василису в жёны. Вернувшийся из торгового путешествия отец Василисы, остался жить при дворе, старушку новая царица тоже взяла к себе, а помощницу-куколку до конца своих дней носила в кармане.

Интерпретации

Белый, красный, и чёрный всадники появляются и в других историях про бабу-ягу, и часто интерпретируются как мифологические образы.

Как и многие фольклористы XIX века, Афанасьев рассматривает многие народные сказки, как примитивные способы отображения природных явлений и стихий. В такой интерпретации он истолковал эту сказку, как изображение конфликта между солнечным светом (Василиса), бурным ветром (мачеха), а темными тучами (сводные сестры).[1]

Кларисса Пинкола Эстес интерпретирует сказку как рассказ о женском раскрепощении, как путь главной героини от подчинения до силы и независимости. Баба-яга объясняется в качестве «необузданного феминного» принципа, от которого Василиса была отделена, но попав под его власть, повинуясь и научаясь самовоспитанию, она возрастает в процессе этого научения.[2]

Галерея

Иллюстрации к сказке Ивана Яковлевича Билибина:

  • Василиса, старушка и царь

См. также

Примечания

  • Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010, С. 123—128. ISBN 978-5-9922-0149-9.

dic.academic.ru

Василиса Прекрасная

Хранители сказок | Русские народные сказки

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, — стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

— На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

— Не выдам меньшой прежде старших! А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе. Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

— Что теперь нам делать? — говорили девушки. — Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!

— Мне от булавок светло! — сказала та, что плела кружево. — Я не пойду.

— И я не пойду, — сказала та, что вязала чулок. — Мне от спиц светло!

— Тебе за огнем идти, — закричали обе. — Ступай к бабе-яге! И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

— На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

— Не бойся, Василисушка! — сказала она. — Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, — стало всходить солнце.

Василиса прошла всю-ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, — настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

— Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

— Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

— Хорошо, — сказала баба-яга, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем! Потом обратилась к воротам и вскрикнула:

— Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

— Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу. Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

— Когда завтра я уеду, ты смотри — двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то — съем тебя!

После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила:

— На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-баба работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!

Кукла ответила:

— Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера!

Ранешенько проснулась Василиса, а баба-яга уже встала, выглянула в окно: у черепов глаза потухают; вот мелькнул белый всадник — и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник — взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

— Ах ты, избавительница моя! — сказала Василиса куколке. — Ты от беды меня спасла.

— Тебе осталось только обед состряпать, — отвечала куколка, влезая в карман Василисы. — Состряпай с богом, да и отдыхай на здоровье!

К вечеру Василиса собрала на стол и ждет бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник — и совсем стемнело; только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья — едет баба-яга. Василиса встретила ее.

— Все ли сделано? — спрашивает яга.

— Изволь посмотреть сама, бабушка! — молвила Василиса.

Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

— Ну, хорошо! Потом крикнула

— Верные мои слуги, сердечные други, смолите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала приказ Василисе:

— Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

Сказала старуха, повернулась к стене и захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:

— Молись богу да ложись спать: утро вечера мудренее, все будет сделано, Василисушка!

Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

— Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло! Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

— Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая?

— Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

— Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!

— Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

— Это день мой ясный, — отвечала баба-яга.

— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

— Это мое солнышко красное! — отвечала баба-яга.

— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

— Это ночь моя темная — всё мои слуги верные! Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.

— Что ж ты еще не спрашиваешь? — молвила баба-яга.

— Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состаришься.

— Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

— Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.

— Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

— Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Бегом пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: “Верно, дома, — думает себе, — уж больше в огне не нуждаются”. Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

— Не бросай меня, неси к мачехе!

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей — тот погасал, как только входили с ним в горницу.

— Авось твой огонь будет держаться! — сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке:

— Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит:

— Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы; я все тебе смастерю.

Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:

— Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе. Старуха взглянула на товар и ахнула:

— Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец.

Пошла старуха к царским палатам да все мимо окон похаживает. Царь увидал и спросил:

— Что тебе, старушка, надобно?

— Ваше царское величество, — отвечает старуха, — я принесла диковинный товар; никому, окроме тебя, показать не хочу.

Царь приказал впустить к себе старуху и как увидел полотно — вздивовался.

— Что хочешь за него? — спросил царь.

— Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла.

Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.

Стали царю из того полотна сорочки шить; вскроили, да нигде не могли найти швеи, которая взялась бы их работать. Долго искали; наконец царь позвал старуху и сказал:

— Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить.

— Не я, государь, пряла и соткала полотно, — сказала старуха, — это работа приемыша моего — девушки.

— Ну так пусть и сошьет она!

Воротилась старушка домой и рассказала обо всем Василисе.

— Я знала, — говорит ей Василиса, — что эта работа моих рук не минует.

Заперлась в свою горницу, принялась за работу; шила она не покладываючи рук, и скоро дюжина сорочек была готова.

Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга; вошел в горницу и говорит:

— Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук.

Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти.

— Нет, — говорит он, — красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою.

Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.

Хранители сказок | Русские народные сказки

Альтернативный текст:

Василиса Прекрасная — Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.

hobbitaniya.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>