Автор сказки марья моревна кто написал
Сказка Марья Моревна. Русская народная сказка
Сказка Марья Моревна полна приключений. Героев и событий в ней не на одну, а на целых три сказки. Если трактовать ее с помощью современных понятий, то это остросюжетный детский триллер с загадками, похищениями, испытаниями, погонями, волшебными помощниками. Эту сказку с удовольствием читает не одно поколение детей. Ваши дети тоже будут от нее в восторге. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Сказка Марья Моревна читать
Кто автор сказки
Русская народная сказка Марья Моревна существует в пересказе фольклориста А. Афанасьева. Есть еще несколько вариантов сказки об удивительной Марье Моревне. Одну из них – «Иван-царевич и Марья Моревна» под редакцией М. Шолохова найдете в сборнике «Сказки для приятных сновидений» (выпуск 22, сказки, адаптированные для маленьких детей).
Краткое содержание сказки
После смерти родителей Иван-царевич выдал замуж трех своих сестер. Старшую за Орла, среднюю за Сокола, младшую за Ворона. А сам женился на королевне-воительнице Марье Моревне. Когда жена на войну засобиралась, попросила она мужа не заходить в чулан. Только Иван-царевич не послушался, заглянул, Кощея Бессмертного по неосторожности из плена освободил и беду накликал. Унес Кощей жену-красавицу. Пришлось Ивану царевичу много испытаний пройти. Отправился он жену выручать. По дороге у Орла, Сокола и Ворона в гостях побывал и их поддержкой заручился. Похищал жену-красавицу трижды у Кощея, но Кощей беглецов догонял, пленницу назад возвращал. Потом на куски молодца порубил, в засмоленную бочку сложил и в море бросил. Узнали Орел, Сокол и Ворон, что шурин мертв, полетели из беды вызволять, оживили Ивана-царевича. Чтобы жену избавить от злодея, нужен герою богатырский конь. Нанялся Иван-царевич к коварной Бабе-Яге кобылиц пасти. Волшебные помощники выручили молодца, помогли жеребенка получить. На богатырском коне вернулся за женой Иван-царевич. Сразился с Кощеем, победил лютого врага, сжег и пепел развеял. После всех испытаний Иван-царевич с женой навестили сестер царевича и счастливые вернулись домой. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Марья Моревна
В сказке раскрывается несколько тем. Главная, которая проходит через всю сказку, – тема добра и зла. Тема преданности и верности раскрывается через отношения главных героев. Присутствует еще одна важная тема – тема ответственности за свои поступки. Главные герои сказки Марья Моревна – Иван-царевич и Марья Моревна. Больше привлекает в сказке образ главной героини. Она смелая, мужественная, с врагами сражается, Кощея в плену держит, помогает мужу с Кощеем расправиться. Главный герой сражается за свою любовь, он добрый, благородный, настойчивый, ответственный. За это судьба в награду посылает ему волшебных помощников. Но в сказке Иван-царевич наделен и отрицательными качествами. Его чрезмерное любопытство принесло ему много проблем. Да и победу он получает и трудности преодолевает только с помощью родственников или волшебных помощников (попал в беду – друзья к жизни вернули; не смог с трудностями справиться – сел Иван, поплакал, пришли волшебные помощники – помогли). Образы Орла, Сокола и Ворона – олицетворяют верных и надежных друзей. Заморская птица, пчелиная матка и львица – символы благодарности за доброе сердце героя. Чему учит сказка Марья Моревна? Сказка учит, преодолевая трудности, идти к цели.
Мораль сказки Марья Моревна
Чтобы победить зло, с ним нужно бороться – такова мораль волшебной сказки.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Не устоять худу против добра.
- Доброе дело без награды не остается.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
ihappymama.ru
Марья Моревна
Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.
История создания
Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – Василисой Премудрой. Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених Иван Царевич.
Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.
Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с Ягой, обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.

Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».
Марья Моревна в сказках
О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.
Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.

Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.
Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.

Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате Кощея Бессмертного. Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.
Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.

Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.
Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.

Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.
Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.
Экранизации
Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял Никита Кожемяка, а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.

В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.
Интересные факты
- В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
- Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
- Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».
Фото
24smi.org
Книга «Марья Моревна»
Главная ценность книжек из этой серии — в иллюстрациях, чуть менее главная — самобытность сказок. Буду скучной и расскажу немного, чем же так ценны иллюстрации Билибина (скучной, потому что в худшем случае — вы могли бы и сами отыскать эту информацию, в лучшем — вы это и без меня давно знаете; но как известно, осмысление требует жертв, поэтому продолжу гнуть своё).
В книгоиздательской среде Иван Яковлевич Билибин известен как прекрасный «былинный» иллюстратор. Мне лекцию о нём прочитал наш издательский художник, чуть ли не настучав по голове за то, что не слышала о нём. А что я, я в детстве читала сказки Афанасьева, а с иллюстрациями там было туго. Тем более, что Билибину нужен размах для творчества, ведь его иллюстрации не запихнёшь в маленький формат, даёшь А4! или А3!, и вообще его сложно было найти. История гласит, что Билибин стал проявлять интерес к этнографическому стилю живописи после того, как увидел на одной из выставок картину Васнецова «Богатыри». В статьях о Билибине или Васнецове история умалчивает, как много поэтов и писателей в разные времена было вдохновлено этой самой картиной. Оно и логично, ведь например сейчас речь идёт о Билибине. Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом «билибинском» стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Первой жертвой красоты его иллюстраций стала «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», потом художника уже было не остановить: он рвал когти из города при любом удобном случае и проиллюстрировал ещё много замечательных книг. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси: люди носили древнерусские костюмы, проводили традиционные праздники, украшали дома затейливой резьбой, и всё это Билибин запечатлел. Его иллюстрации на голову выше иллюстраций других художников благодаря реалистичности и точно подмеченными деталями.
Как видите, это тот самый случай, когда книги были приобретены токмо заради дюже красных картинок. О том и пойдёт дале сказ. На рисунках мы видим настоящий сказочный мир, все звери и птицы кажутся разумными и волшебными. В сказке о Марье Моревне не так уж много иллюстраций, и кроме красивых резных наличников, виньеток, буквиц и рамок перед нами оживают и Иван-царевич, и Марья Моревна, и великие битвы, и волшебные звери, и Кощей Бессмертный. Мастерство Билибина творит чудеса.
Сама по себе сказка заключена в строгую традиционную форму, малоинформативна — зато оставляет огромный простор для воображения и домысливания. Как Марье Моревне удалось пленить Кощея Бессмертного? Почему она часто воевала? Кто позволил ей править своим государством, неужели не нашлось других претендентов и женщине позволили стать у руля? И вообще, если родители Ивана-царевича умерли, значит, он стал царём? А где же его царство? Как он смог оставить его без присмотра? И так далее, и тому подобное — вскормленное фэнтезийными историями, моё воображение пошло вразнос. Из трёх сказок, что попали в мои руки, эта — самая интригующая. Страшно представить, что будет, если по ней решат снять очередной мультфильм. Впрочем, если у людей получается хорошо, то почему бы и эту историю не вытянуть?
www.livelib.ru
Марья Моревна
Главная ценность книжек из этой серии — в иллюстрациях, чуть менее главная — самобытность сказок. Буду скучной и расскажу немного, чем же так ценны иллюстрации Билибина (скучной, потому что в худшем случае — вы могли бы и сами отыскать эту информацию, в лучшем — вы это и без меня давно знаете; но как известно, осмысление требует жертв, поэтому продолжу гнуть своё).
В книгоиздательской среде Иван Яковлевич Билибин известен как прекрасный «былинный» иллюстратор. Мне лекцию о нём прочитал наш издательский художник, чуть ли не настучав по голове за то, что не слышала о нём. А что я, я в детстве читала сказки Афанасьева, а с иллюстрациями там было туго. Тем более, что Билибину нужен размах для творчества, ведь его иллюстрации не запихнёшь в маленький формат, даёшь А4! или А3!, и вообще его сложно было найти. История гласит, что Билибин стал проявлять интерес к этнографическому стилю живописи после того, как увидел на одной из выставок картину Васнецова «Богатыри». В статьях о Билибине или Васнецове история умалчивает, как много поэтов и писателей в разные времена было вдохновлено этой самой картиной. Оно и логично, ведь например сейчас речь идёт о Билибине. Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом «билибинском» стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Первой жертвой красоты его иллюстраций стала «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», потом художника уже было не остановить: он рвал когти из города при любом удобном случае и проиллюстрировал ещё много замечательных книг. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси: люди носили древнерусские костюмы, проводили традиционные праздники, украшали дома затейливой резьбой, и всё это Билибин запечатлел. Его иллюстрации на голову выше иллюстраций других художников благодаря реалистичности и точно подмеченными деталями.
Как видите, это тот самый случай, когда книги были приобретены токмо заради дюже красных картинок. О том и пойдёт дале сказ. На рисунках мы видим настоящий сказочный мир, все звери и птицы кажутся разумными и волшебными. В сказке о Марье Моревне не так уж много иллюстраций, и кроме красивых резных наличников, виньеток, буквиц и рамок перед нами оживают и Иван-царевич, и Марья Моревна, и великие битвы, и волшебные звери, и Кощей Бессмертный. Мастерство Билибина творит чудеса.
Сама по себе сказка заключена в строгую традиционную форму, малоинформативна — зато оставляет огромный простор для воображения и домысливания. Как Марье Моревне удалось пленить Кощея Бессмертного? Почему она часто воевала? Кто позволил ей править своим государством, неужели не нашлось других претендентов и женщине позволили стать у руля? И вообще, если родители Ивана-царевича умерли, значит, он стал царём? А где же его царство? Как он смог оставить его без присмотра? И так далее, и тому подобное — вскормленное фэнтезийными историями, моё воображение пошло вразнос. Из трёх сказок, что попали в мои руки, эта — самая интригующая. Страшно представить, что будет, если по ней решат снять очередной мультфильм. Впрочем, если у людей получается хорошо, то почему бы и эту историю не вытянуть?
www.livelib.ru