Апостол кто написал


Книга «Апостол» - первая печатная книга 1564. Факты об «Апостоле» и его издателях.

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга — «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных — все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» — без указания издателя — книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодъ. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое — «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, — часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники — среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник — варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века — некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу — тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным — киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис — рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве», — отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Послесловие к «Апостолу»

«Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью», — обращался Иван Федоров к читателям в послесловии своей книги.

Послесловие к книге «Апостол» стало первой светской печатной публикацией. В нем сообщалось, где, когда и кем напечатана книга. Там были указан заказчик — Иван IV — и издатели: Иван Федоров и Петр Мстиславец, а также митрополит Макарий, который дал свое благословение на печать церковной книги.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник — «Азбуку», следуя своему жизненному принципу — «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году — Острожскую Библию.

www.culture.ru

Апостол (книга, 1564) - это... Что такое Апостол (книга, 1564)?

Фронтиспис и заглавная страница книги.

«Апо́стол» 1564 года («Моско́вский Апо́стол», «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою») — первая датированная московская книга. Напечатана в 1563—1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

История создания

Необходимость издания печатных книг в Московском государстве назревает к 1550-м годам. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с «колониальной политикой» (завоевание Казани) и развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия»[1]. Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками[2].

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х гг. незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них — возможно, вскоре после выхода «Апостола»)[3].

Разворот «Апостола».

Характеристики издания

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплётчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению[4].

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке[5]. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью[6].

Гравюра на фронтисписе — составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 г. Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров[7].

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников» Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом»[8].

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии — одной толщины. В основе шрифта — рукописный полуустав XVI века[9].

«Апостол» Фёдорова — подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне[5]. Слова разделяются шпациями, но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида[10].

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых — оригинальный, изобретенный, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской[11].

Известные экземпляры

Е. Л. Немировский предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 — в Киеве, по 2 — в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцати — в различных городах мира[12].

Другое

25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года — 14 марта по новому стилю[13].

Примечания

  1. ↑ Сборник «Иван Фёдоров Первопечатник», Л., 1935, стр. 56.
  2. ↑ «…царь… Иван Васильевич… повелел святые книги… покупать и в святые церкви вкладывать: …Но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов. Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде». Послесловие Ивана Фёдорова к «Апостолу» 1564 г.
  3. ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., Л., 1946. С. 52—53.
  4. ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., Л., 1946. С. 64. См. также: Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М., 2010. С. 368.
  5. ↑ 1 2 Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., Л., 1946. С. 54.
  6. ↑ Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М., 2010. С. 369. См. также: здесь.
  7. ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., Л., 1946. С. 56—59, 66.
  8. ↑ Щелкунов М. И. История, техника, искусство книгопечатания. М., Л., 1926. С. 310.
  9. ↑ Булгаков Ф. И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. Т. I. СПб., 1889. С. 220.
  10. ↑ Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., Л., 1946. С. 55, 63, 67.
  11. ↑ Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гуттенберга. М., 2000. С. 166—167.
  12. ↑ Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М., 2010. С. 370.
  13. ↑ В Узбекистане проходят мероприятия, посвященные Дню православной книги / Новости / Патриархия.ru

  • Электронное факсимиле «Апостола»

dic.academic.ru

Апостол (книга) - это... Что такое Апостол (книга)?

Московский Апостол. «Апостол», отпечатанный Иваном Федоровым в 1574 году во Львове.] самая старая сохранившаяся книга, которая была отпечатана на территории Украины

«Апо́стол» — богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов», — собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб (посвященных мученикам, пророкам и т. д.) и аллилуиариев — отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания. Книга имеет специальную разметку на «зачала» — фрагменты для чтения при различных богослужениях. В основном зачала «Апостола» предваряются словом-обращением «Братие» (в личных посланиях — «Чадо Тимофее», «Чадо Филимон» и т. д.).

Содержание

  • 1 В богослужении
  • 2 История
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

В богослужении

Во время церковного богослужения Апостольские зачала возглашает преимущественно специальный чтец (как правило — облачённый в стихарь), реже — диакон; если в службе участвуют два диакона — второй. В то же время, священник имеет возможность, благословив, допустить к чтению «Апостола» любого мирского прихожанина, в том числе — женщину[1].

«Апостол» читается на Божественной Литургии Иоанна Златоуста в части, называемой Литургией оглашенных, после Трисвятого, до чтения Евангелия. Перед чтением «Апостола» возглашается один или два прокимна, а после чтения трижды исполняется аллилуиарий.

История

Среди старейших сохранившихся старославянских рукописей несколько представляют собой «Апостол» или его фрагменты (Енинский, Охридский, Слепченский, Македонский, два Хлудовских «Апостола»). Первая точно датированная русская печатная книга — также «Апостол» (издана московской типографией Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в 1563—1564 гг.). Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Федорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Ивану Федорову принадлежит и первое издание «Апостола» на украинской земле (Львов, 1574 год).

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Апостол, книга / Открытая православная энциклопедия «Древо»

dic.academic.ru

АПОСТОЛ: ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА

 «…а не кляните так, как не дух святой и не ангел писал, а грешная и тленная рука…»

    Из предисловия к «Апостолу»

    Иван Фёдоров 

1 (14)  марта 1564 года повелением Ивана Грозного и с благословения московского митрополита Макария вышла первая русская точно датированная книга — «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛ, СПИСАНА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ И ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ». Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России.

Напомним, что это было за время. Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз тогда, когда на Красной площади возводился знаменитый Собор Василия Блаженного великими архитекторами Бармой и Постником. Велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний.

В Послесловии к первопечатному Апостолу говорится о большой потребности в книгах для новых церквей, создававшихся в Москве и других городах, больше же всего в только что завоеванной Казани и в ее окрестностях.[i] Царь Иван Васильевич велел строить «многие церкви» и покупать для них «на торжищех» священные книги: псалтыри, евангелия и апостолы.[ii] Но, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей. «Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде». [iii] Иван Грозный решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались.

Организацией работ по созданию типографии занялся один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для новой типографии.[iv] Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование.

Выбор «Апостола» для первого государственного печатного издания был неслучаен, т.к. он использовался для обучения духовенства. В нём заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Апостол (от греческого apostolos - послан­ник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включа­ет в себя написанные евангелистом Лукой дея­ния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, послания апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен     Ки­риллом, Мефодием и их учениками.

Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Издателям удалось избежать распространенных ошибок при переписывании, а язык «Апостола» был очищен от устаревших форм и слов, тем самым приблизившись к церковнославянскому языку позднего времени.

Московский «Апостол» 1564 года – произведение во многом новаторское. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. Надо отметить, что послесловие к Апостолу это единственный документ, из которого мы можем узнать, что Иван Фёдоров был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.

В «Апостоле» 267 листов, на каждой странице по 25 строк. Примечательна гравюра на 14 странице. Она изображает евангелиста Луку в триумфальной арке. Гравюра печаталась с двух досок. Предположительно доску для рамки изготовил сам Иван Фёдоров; гравер, изобразивший фигуру евангелиста, склонившегося над рукописью, неизвестен.

Помимо гравюры с Лукой, в книге 48 гравюр-заставок с растительным орнаментом.В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса.

Сам текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Фёдоров сделал шрифт более ёмким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это принцип «перекрещивания строк», когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых — оригинальный, изобретённый, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской.[v]

Шрифт «Апостола» 1564 г. настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве он считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия.

«Апостол» – книга без опечаток. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Это свидетельство того, что текст был подготовлен очень тщательно. [vi] Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.

Исследователи определяют тираж первого «Апостола» по разному - от 600 до 2000 экземпляров. Экземпляр первопечатного «Апостола» имеется в Государственном историческом музее в Москве. Замечательно, что он сохранился в своем первоначальном переплете. Доски переплета обернуты кожей с великолепным золотым тиснением. На верхней крышке переплета, в центре, оттиснут двуглавый орел с надписью: «Иоанн, божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». На груди орла — гербовый щит с изображением Ивана Грозного в короне.[vii] В библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 экземпляров «Апостола». Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело ут­верждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах. К примеру, в феврале 1985 г. Архангельский областной краеведческий музей приобрел «Апостол» 1564 года, который хранился в крестьянской старообрядческой библиотеке Кухтиной Анастасии Власьевны.[viii]

«Апостол» 1564 года — важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века, памятник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами. 

[i] Григорьев, Е. И.  О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ РУССКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ/ Е. И.  Григорьев // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. – 2001. – том 71, № 5. – Стр. 443-452.

[ii] М. Н. Тихомиров. Начало книгопечатания в России. Режим доступа от 08.03. 2017 http://sobornik.ru/article/uistokov/uistokov02.htm

[iii] ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛ, СПИСАНА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ И ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ. Москва, Печатный двор, 1564. Печатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Стр. 260 – 261: [Иван Федоров. Послесловие об издании книги].

[iv] История России: учебник /В. В. Моисеев | М.: Директ-Медиа, 2014. Стр 166.

[v] Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гуттенберга. М., 2000. С. 166—167.

[vii] Протасьева, Т. «Начаша изыскивати мастерства печатных книг...» / Т. Протасьева// Наука и жизнь.– 1964. – № 3. – Стр.7-10.

rusmuseumvrm.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>