Александр шибаев кто первый
А. Шибаев «Кто слово найдёт?»
На этом уроке вы узнаете некоторые удивительные особенности слов, научитесь вдумываться в слова при чтении, находить несколько слов в одном, разгадаете необычные загадки, а также познакомитесь со стихотворением Александра Шибаева «Кто слово найдёт?».
Тема этого урока «Читая – думаем», потому что всегда во время чтения нужно думать и вдумываться в слова.
Прочитайте медленно и внимательно скороговорку:
Проворонила ворона воронёнка (рис. 1).
Рис. 1. Воронёнок (Источник)
Проворонила (разг.) – по невнимательности, рассеянности и т. п. упустить; проглядеть, прозевать.
Прочитайте это скороговорку быстро, а потом с логическим ударением на каждом слове по очереди.
На первом слове:
Проворонила ворона воронёнка.
На втором слове:
Проворонила ворона воронёнка.
На третьем слове:
Проворонила ворона воронёнка.
От того, на каком слове поставить логическое ударение, зависит и смысл фразы.
Поиграем в игру, которая называется «Найди слово в слове».
Прочитайте слово:
гастроном
Узнайте его значение:
Гастроном – магазин продовольственных товаров.
Найдите в этом слове другие слова:
гастроном
астроном
агроном
монстр
нота
трос
матрос
нога
В слова очень интересно вчитываться и играть в них.
Наверное, каждый пробовал сочинять стихи. Попробуем сочинить стихотворение на этом уроке. Отгадайте, о ком пойдёт речь в нашем стихотворении:
Рогатая, а не олень.
Даёт молоко, а не корова.
(коза) (рис. 2)
Рис. 2. Коза (Источник)
Прочитайте стихотворение и попытайтесь его запомнить:
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!
Попробуем выучить это стихотворение. Посмотрите на оставшиеся последние слова и по ним, выполняя соответствующее движения к каждому глаголу, вспомните всё стихотворение:
________ ____ _ огород.
__ _________ _______ народ.
___ __ ______ ____, егоза?
_ ____ ________ глаза.
_ _____ _________ народ,
________ _____ в огород!
Проверяем:
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!
Запомнить стихотворение помогли действия, которые вы старались запомнить и воспроизвести, и его смысл.
Попробуйте отгадать загадки-обманки:
Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот?.. (мышей)
(собак) (рис. 3)
Рис. 3. Кот и собака (Источник)
Залезает мышка в шкаф
И пищит оттуда … (гав)
(пи-пи-пи) (рис. 4)
Рис. 4. Мышка (Источник)
В парке холодно и сыро
Ветер кружит хлопья … (сыра)
(снега) (рис. 5)
Рис. 5. Снег в парке (Источник)
Охранять муку и рис
Пригласим домашних … (крыс)
(кошек) (рис. 6)
Рис. 6. Кошки (Источник)
Слова бывают обманчивы. Оказывается, сочинять стихи не просто.
Прочитайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.
Как хорошо быть поэтом
- Давай попробуем сочинить стихотворение.
- Сочинять стихи очень просто.
- О чём же нам писать?
- Что увидим, о том и сочиним!
- Пёс помчался через двор,
- Кот забрался на забор,
- Птички весело поют,
- Тучки белые плывут.
- Вышел дед из магазина.
- У него в руках корзина.
- А в корзине той варенье.
- Вот и всё стихотворенье!
У Пети и Мурзилки не получилось стихотворенье, потому что они не обдумали тему, о которой будут писать.
Прочитайте весёлое стихотворение Александра Шибаева.
Кто слово найдёт
Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждёт: «Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!»
– Расскажи, охотник, толком, как же справился ты с волком? – Я поймал его. – А как? – Забежал он в тот овраг, где растёт трава-дурман,
скок – и прямо в мой …
(капкан) (рис. 7)
Рис. 7. Мальчик охотник (Источник)
Филипок за окуньком в речку лезет босиком. Очень хочет Филипок
окунька загнать в …
(сачок) (рис. 8)
Рис. 8. Мальчик с сачком (Источник)
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс: сорняки – на гряде,
а морковка – в …
(борозде) (рис. 9)
Рис. 9. Дед (Источник)
По дороге наша Машенька идёт, за верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза:
– Очень длинная у девочки …
(коса) (рис. 10)
Рис. 10. Девочка (Источник)Вёз водитель в магазин много мётел и корзин. Как приятно было
Зине вместе с ним сидеть в …
(кабине)
Малыши в лесок пошли, много веток принесли. Молодцы, они хотят
накормить своих …
(козлят) (рис. 11)
Рис. 11. Козлёнок (Источник)
Я осла узнаю сам по его большим …
(ушам) (рис. 12)
Рис. 12. Осёл (Источник)
Из карманов у Аркашки вечно сыплются …
(бумажки)
За окном шумит буран, за стеной поёт …
(баян) (рис. 13)
Рис. 13. Баян (Источник)
– Собаки, не троньте верблюда, для вас это кончится худо: он ловко дерётся с врагами
своими большими ...
(ногами) (рис. 14)
Рис. 14. Верблюд (Источник)
– Почему корова эта маленького роста?– Отвечает Вове Света: – Очень даже просто, это же – ребёнок,
это же …
(телёнок) (рис. 15)
Рис. 15. Телёнок (Источник)
Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный ...
(рост) (рис. 16)
Рис. 16. Слон (Источник)
Познакомьтесь с автором этого стихотворения.
Александр Александрович Шибаев (1923–1979) – ленинградец, человек скромный, домашний (рис. 17).
Рис. 17. А.А. Шибаев (Источник)
Полтора десятка тоненьких книжек для детей вышли при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (рис. 18) вышла в 1977 году.
Рис. 18. Обложка книги «Взялись за руки друзья» (Источник)
Посмертно появилась ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (рис. 19), которая вышла в 1981 году. Шибаев её дописывал на больничной койке.
Рис. 19. Обложка книги «Язык родной, дружи со мной» (Источник)
Иллюстратор книг, художник Вадим Гусев (рис. 20), писал так:
«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать. В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, – всё это знаки. У них предназначение – обозначать значение. Это и есть самое интересное – обозначать, для этого и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься, весело.
Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются. «Он (она, они) – смешной!» Нам весело – мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!»
Рис. 20. Вадим Иванович Гусев (Источник)
Об Александре Шибаеве можно сказать, что он услышал слово, предмет голыми ушами. И этот обострённый слух передаётся внимательному слушателю и читателю его весёлых и познавательных стихов.
Возьмите в библиотеке стихи Александра Шибаева. Читайте и думайте, ведь это очень увлекательно. Читайте с родителями и самостоятельно.
Список литературы
1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт doc4web.ru (Источник)
2. Интернет-сайт allforchildren.ru (Источник)
3. Интернет-сайт vilka.by (Источник)
Домашнее задание
1. Поиграть в игру «Найди слово в слове» с родителями, выписать слова, которые у вас получились.
Слова для игры: апельсин, лекарство, снегурочка, недоверие.
2. Выучить несколько загадок-обманок наизусть.
3. Сочинить одну загадку.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
web-dev01.interneturok.ru
Александр Шибаев
Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды, а уж тем более литературного начальника, перед которым открылись бы двери центральных издательств. Полтора десятка тоненьких книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и уже появившаяся посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие. «Было в его характере что-то от русского мастерового старой закваски, - вспоминал писатель Александр Крестинский, - недаром он так любил всякую столярную и слесарную работу. Он разрабатывал свою поэтическую делянку не спеша, и когда тоненькие его книжечки, любовно и талантливо оформленные Вадимом Гусевым, вдруг буквально «взялись за руки» и составили веселый и умный хоровод под одной обложкой - вот тогда-то все увидели и осознали, какой труд стоит за этим изданием и какое мастерство наработал автор за протекшие годы...» За годы, протекшие со дня преждевременной смерти Александра Шибаева, его стихи так и не стали достоянием широкой детской аудитории, хотя некоторые из них и входят в разного рода хрестоматии. Переиздаются они редко, но каждому профессионалу - особенно воспитателям, учителям языка и литературы, знакомым с его творчеством, ясно: поэзия Шибаева - значительное художественное явление, связанное с непосредственной педагогической практикой, поскольку занятия с детьми невозможны без игры с языком и в язык. Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского и семейного быта, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство речи, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка. Типичная шибаевская находка: слово контаминируется, обрастает дополнительным смыслом, звук становится носителем обогащенной, а то и вовсе новой, неожиданной информации. Именно на этом строятся многие уроки языка Шибаева, его учебно-познавательные штудии, его поэтическая азбука, грамматика - та игра в язык, о которой писал иллюстратор шибаевских книг художник Вадим Гусев: «Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать! В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - все это - знаки. У них предназначение - обозначать значение. Это и есть самое интересное - обозначать. Для того и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься - весело! Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил - над тем смеются. «Он (она, они) - смешной! (Смешная, смешные). Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами». Сегодня без стихов Александра Александровича Шибаева немыслима ни поэтическая педагогика, ни традиция русского детского стиха ХХ века.
Об Александре Александровиче Шибаеве можно сказать, что он услышал слово-предмет «голыми ушами», - и этот обостренный слух передается внимательному слушателю и читателю его веселых и познавательных стихов.
www.livelib.ru
Папмамбук
Александр Александрович Шибаев (1923–1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, – он и не претендовал на роль литературной звезды. Полтора десятка книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и появившаяся уже посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, – вот, собственно, и все его литературное наследие.Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского быта или шла на поводу у «барабанного» оптимизма, Шибаев обратился к основам культуры – к языку как таковому, его законам, его богатству. Он стал последовательно учить детей родной, обыкновенной речи посредством речи поэтической. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство языка, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания – Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка.
– Читаешь?..– Читаю.Не шибко пока...– А ну-ка, прочти это слово.– Сейчас прочитаю.ТЫ-Е-ЛЫ-КЫ-А.– И что получилось?
– КОРОВА!
Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:
– Зверек, зверек, куда бежишь?Как звать тебя, малышка?– Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я – мышка-мышка-мышка.
На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:
Букву «Д» на дне прудаОтыскали раки.С той поры у них беда:
То и дело Драки.
Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:
О твердом камне говоритИ слово твердое ГРАНИТ.А для вещей, что мягче всех,Слова – помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ.
То, отталкиваясь от смысла – через звук, – показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:
Я шел по лужайке.Гляжу – АДМИРАЛ...Я тихо подкрался к немуИ – поймал!Поймал!Наконец-то поймал адмирала!..БогатойКоллекция бабочек
Стала!
Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи – все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:
Мы изучаем перенос.Вот как слова я перенес.«Едва» я перенес «е-два»И получил за это «два».«Укол» я перенес «у-кол»И получил за это «кол».«Опять» я перенес «о-пять».
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!
Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе.Конечно, стихи Александра Шибаева стали прямым развитием уже существовавшей традиции. Это школа Маршака и творчество ее создателя. Это перевертыши и загадки Хармса. Это ассоциативные связи с современниками – Борисом Заходером, Генрихом Сапгиром, Вадимом Левиным. В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра – когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры, – в высшей степени необходима детской поэзии.
«Занимательная азбука» А. Шибаева, вышедшая нынче в «Махаоне», представляет творчество поэта полнокровно и целенаправленно. Целенаправленно – поскольку это действительно, как указано на обложке, настоящие уроки чтения и грамотной речи. А полнокровно, потому что помимо большого поэтического (и прозаического, и – дополнительно – игрового) материала книга представляет Александра Шибаева как блистательного поэта, для которого педагогика – только особая форма передачи читателю всего богатства своего внутреннего поэтического мира.
Михаил Яснов
www.papmambook.ru
Александр Шибаев КТО СЛОВО НАЙДЁТ?
ДЕТСКИЕ ЗАГАДКИ
Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждёт: «Пусть найдут меня ребята, Ну-ка, кто меня найдёт!»
♣♣♣♣♣
Из карманов у Аркашки вечно сыплются бу ... (Бумажки Букашки)
♣♣♣♣♣
— Расскажи, охотник, толком, как же справился ты с волком? — Я поймал его. — А как? — Забежал он в тот овраг, где растёт трава-дурман,
скок — и прямо в мой ка...
(Карман Капкан)♣♣♣♣♣
Филипок за окуньком в речку лезет босиком. Очень хочет Филипок
окунька загнать в са...
(Сапог Сачок)♣♣♣♣♣
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс: сорняки — на гряде,
а морковка — в боро ...
(Бороде Борозде)
♣♣♣♣♣
По дороге наша Машенька идёт,за верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза:
— Очень длинная у девочки ко...
(Коза Коса)♣♣♣♣♣
Вёз водитель в магазинмного мётел и корзин. Как приятно было Зине вместе с ним сидеть в ка...(Корзине Кабине)
♣♣♣♣♣
Малыши в лесок пошли, много веток принесли. Молодцы, они хотят
накормить своих ко...
(Котят Козлят)♣♣♣♣♣
— Собаки, не троньте верблюда, для вас это кончится худо: он ловко дерётся с врагами
своими большими ...
(Ушами Ногами)♣♣♣♣♣
Я осла узнаю сам по его большим у... (Усам Ушам)
♣♣♣♣♣
— Почему корова эта маленького роста?— Отвечает Вове Света:— Очень даже просто, это же — ребёнок,
это же ...
(Теленок)♣♣♣♣♣
За окном шумит буран за стеной поёт ба... (Буран Баян)
♣♣♣♣♣
Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный ...
(Рост)deti.ledibashkirii.ru