Александр алексеев создатель старого парка в кабардинке


«Старый парк» в Кабардинке

Юта Арбатская, Константин Вихляев

       Каждый настоящий художник, соприкасаясь с внешним миром через изучение истории, географии, литературы, философии, пытается реализовать собственное ощущение единства мира через доступные ему художественные формы. Иногда это получается, и тогда мы, потомки, восхищаемся подлинными шедеврами творчества человека. Иногда не получается, но это нисколько не умаляет величие идеи, что всё вокруг взаимосвязано и взаимообусловлено во времени и пространстве. Одним из необходимых условий возникновения настоящего произведения искусства, является собственное духовное совершенствование мастера. Образно говоря, чем ярче свет души творческой личности, тем дальше во Вселенную проникает ее взгляд. Уникальность же каждого творца, его индивидуальность реализуется через чувственную форму, посредством которой он передает нам, зрителям и слушателям, свое видение Универсума.

       В ноябре 2016 года авторам данной статьи посчастливилось познакомиться с творчеством такого Мастера. Зовут его Александр Иванович Алексеев. Живет он в курортном поселке Кабардинка, что находится на берегу Черного моря между Новороссийском и Геленджиком. Этому человеку удалось создать на небольшой территории парк, где воплощен принцип единства исторических культур. Грандиозный ансамбль включает в себя архитектурные символы разных эпох и государств - от древнеегипетской цивилизации до галереи современного искусства. По большому счету, это архитектурно-ландшафтный парк, гармонично сочетающий природное и искусственное в контексте развития человеческой цивилизации. И что самое удивительное - это единственный на Черноморском побережье ЧАСТНЫЙ парк, то есть построенный на средства владельца и содержащийся за его счет! Мало того. Почти всё, что есть в парке - фонтаны, здания, музеи, храмы, скульптуры, фрески - сделано руками одного Мастера - Александра Ивановича Алексеева!

А.И.Алексеев за работой

       Идея воплотить принцип единства мира средствами садово-паркового искусства не нова. Со времен Древнего Рима и Древнего Китая устроители собственных садов и парков пытались аллегорически спроецировать образ вселенной на земле при помощи особого подбора и группировки деревьев и растений, устройства водных композиций, расположения малых архитектурных форм и прочих ландшафтных приемов. Идея парка или сада, как универсального художественного образа единства мира, получила всеобщее признание в двадцатом веке. Авторы этой статьи побывали во многих подобных парках в разных странах мира, и даже написали о некоторых из них подробные статьи. К таковым можно отнести ландшафтный сад виллы Эфрусси де Ротшильд на Лазурном берегу во Франции, сад Альбера Кана в Париже, японский сад в Монако, ботанический сад Ёмиджи на острове Чеджу в Южной Корее, китайский сад Нан Лиан в Гонконге и другие. В Крыму есть два таких парка: старинный Воронцовский парк в Алупке и современный парк «Парадиз» в Айвазовском. Последний создан усилиями ландшафтного архитектора Анатолия Анненкова, где он в едином пространстве объединил при помощи композиционных садов культуры разных народов, оставивших свой след в истории Крыма (греки, турки, армяне, гунны, славяне и т. д.).

       Мы и сами много раз пытались реализовать идею создания подобного сада, но при помощи исторических роз, созданных в разные времена в различных странах мира. Увы, постоянное отсутствие финансов и полное непонимание со стороны властей (как старых, так и новых) не позволяют воплотить наши замыслы в жизнь.

       На фоне этих размышлений энтузиазм и фантастическое упорство создателя «Старого парка» в Кабардинке поражают воображение.

       Описывать подробно парк не имеет смысла - любой желающий может побывать в нем лично, в крайнем случае, ознакомиться с его устройством в Интернете. Администрация парка ведет активную пропаганду этого туристического объекта на просторах социальных сетей, а неравнодушные блоггеры детально рисуют поразившие их пейзажные картины и архитектурные объекты. Поэтому заострим внимание лишь на некоторых фрагментах.

       Сначала об истории возникновения парка. Мы были настолько очарованы увиденным, что естественно, сами собой возникли вопросы: кто такой Алексеев, каков его внутренний мир, кто ему помогает, где он берет деньги на все это? Нам не удалось лично познакомиться с Александром Ивановичем, поэтому используем информацию из Интернета, приведя некоторые цитаты из его интервью корреспондентам разных газет.

       С детства Александр видел себя писателем, писал с 10 лет. Очень много читал, в основном приключенческую литературу. Окончил ПТУ по специальности токарь-универсал, работал водителем. Тяга к живописи, и особенно к скульптуре, проявилась в армии: «Когда эта повседневность начинала душить, я приставал к замполиту, что бы он достал мне кусок гранита, и я бы высек из него какую-нибудь фигуру солдата-защитника».

       Демобилизовавшись, Алексеев искал возможность продолжить образование, но литературного института поблизости не было. Ближайшим вузом был Ростовский университет, куда Алексеев и поступил на факультет журналистики. В период учебы увлекся научно-философской литературой, но больше всего для формирования мировоззрения дала зарубежная классическая литература - от античности и средневековья до нового времени. Уже тогда он понял, что историю можно и нужно изучать не по научным трактатам, а по классикам зарубежной прозы, каковыми являются Бальзак, Диккенс, Мопассан, Золя. Из их отдельных романов, как из кирпичиков складывалось видение всего целого.

       Окончив университет с дипломом журналиста, проработав некоторое время (5-7 лет) по избранной профессии, он очень быстро в ней разочаровался. Поначалу профессия журналиста ему представлялась романтической, она была уважаема, а желтой прессы тогда не было. Но однажды, получив задание от одной донбасской газеты отправиться на завод и написать репортаж о первичных партийных ячейках (которых в принципе там не было, они существовали лишь в отчетах на бумаге) и об их влиянии на производительность труда, он понял, что не может кривить душой.

       Затем был период различных шабашек в Донецке, работы в разных газетах. Он делал дачные камины, строил дома, перестилал кровлю. Параллельно много читал литературы по истории и философии. Писательский труд он не оставлял никогда - писал повести, рассказы. Потом, когда понял, что книги уже не читают, а литература в культурной жизни людей стала занимать совсем маленькую нишу, тогда и начал искать другие виды деятельности, одной из которых стала архитектура. Вот что говорит сам художник: «Архитектура, на мой взгляд, это такой вид искусства, который всегда влиял на человека. Архитектура создает среду, в которой человек вырастает. А среда формирует сознание. И архитектура будет формировать сознание, когда она будет высокой, и когда будет нести в себе определенное содержание. Вот такая идея создать некий архитектурный мир, слить его с живой природой и наполнить архитектурные сооружения каким-то содержанием, родилась уже где-то с двухтысячного года».

       Но сначала была перестройка и всеобщая разруха. В селе Кабардинка у Александра Ивановича жили родители, которые оказались в тяжелой экономической ситуации, и Алексеев, как и его старший брат, вынужден был переехать к ним. Семья стала заниматься фермерством. В хозяйстве было полсотни дойных коров, много другого скота, для которого братья выкашивали горные склоны от Геленджика до Новороссийска. Александр Иванович вместе с другими членами семьи выполнял весь цикл производства – от заготовки кормов до изготовления молочной продукции. Это помогло не только выжить, но и привило ему, как он сам говорил, «привычку постоянно трудиться».

       Постепенно Алексеев все больше склонялся к мысли о создании на территории семейного подворья серии архитектурных сооружений, но сначала была скульптура. В далеком 1994 году Александр Иванович самыми простыми инструментами высек из куска мрамора бюст Вольтера, потом Данте, Гомера, Шекспира… Затем взялся за уменьшенную копию пирамиды Хеопса.

       «У меня первоначально был довольно скромный план. Изваять несколько архитектурных сооружений, выстроить их в ряд и назвать это «Аллеей цивилизаций», постепенно наполняя их содержанием. Начал я, естественно, с Древнего Египта – древнейшей культуры. Мне пришлось в те годы погрузиться основательно в изучение египтологии. Это был вопрос не легкий. Литературы по Египту в начале двухтысячных стало уже появляться достаточно много, но в основном это была поверхностная литература, иллюстративная, либо вообще мистификаторская, и пришлось фильтровать, отбирать нужное, реально ценное. Мне пришлось основательно погрузиться в изучение египтологии».

       Постепенно появились «Музей Кавказа», «Дом Востока», православная церковь, «Храм Зевса», средневековый замок, японский храм Синто, римский акведук. Начинал Александр вместе с тремя энтузиастами. Сейчас на общее дело трудится полсотни человек. В 2012 году присоединились к делу отца и сыновья. Старший, тоже Александр, окончил Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет. Жена Татьяна занимается растительным наполнением парка. Территория парка расширяется за счет покупки соседних участков. При «Старом парке» работает архитектурная и флористическая мастерская, есть магазин сувенирной и книжной продукции. Экскурсоводы с удовольствием проводят экскурсии по парку, а также по музеям. Официальное открытие парка состоялось в 2006 году, хотя строительство началось в 1996-м. В этом году парк отметил 10-летний юбилей.

       Уникален не только парк, но и материал, из которого сделаны скульптуры. Александр Алексеев изобрел цветной бетон. Этот искусственный состав подобен хамелеону и может заменить природный травертин, мрамор и песчаник. Гуляя по Кабардинке, мы обратили внимание, что скульптуры и архитектурные конструкции Алексеева можно увидеть на каждом шагу - на набережной, в санаториях и пансионатах, на улицах и площадях. Недавно в Новороссийске открылся после долгой реконструкции «Восточный парк», в оформлении которого так же активно принимал участие А.И.Алексеев. На фотографии он стоит с благодарственным письмом от учредителей.

А.И.Алексеев на открытии парка в Новороссийске

       Таким образом, «Старый парк» из первоначальной серии бюстов превратился в настоящий культурный центр не только Кабардинки, но и Геленджика. Свой замысел художник комментирует так: «Идея показать культуру всего мира не нова. И универсальна. Потому что нет одной изолированной культуры. Когда ты начинаешь изучать культуру разных народов, то понимаешь, что все мы вышли из одной колыбели. И говорить об одной культуре, чисто русской, славянской, армянской или греческой – это значит выхолащивать саму эту национальную культуру. Потому что мы до такой степени за эти тысячелетия переплелись, культурно ассимилировались, что нельзя отрывать одно от другого, это целое».

       Вот теперь, исследовав источники и мотивацию автора «Старого парка», приступим к краткому пересказу о содержании этого удивительного места. Все пространство изобилует символами.

       На входе расположились стражи парка. Самый первый страж сидит на камне - это сова, символ мудрости. Только мудрым открываются сокровенные тайны мест и символов. На тыльной стороне камня - цитата А.П.Чехова: «Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что он может, то как бы прекрасна была земля наша». Мы посчитали глубоко символичным тот факт, что жители Ялты - последнего пристанища великого писателя - начинают осмотр парка с Чехова.

       Центральный вход охраняют еще два мудрых стража - древнеегипетские сфинксы. У египтян сфинксы, властелины тайн, стояли у входа в святилища, охраняя их секреты и предупреждая входящих, что те не должны открывать высшее знание непосвященным. Они символизировали собой властителей и повелителей, которые, как и боги, были скрыты от глаз народа. Бычьи бока означают телесную материю, крылья орла означают жизненную силу, голова человека означает нематериальный дух, лапы и конечности льва означают всепожирающий огонь, активную силу и объединяющую энергию. Древняя мудрость позаимствовала у сфинкса четыре основных правила поведения человека: знать - благодаря разуму; желать - с силой льва; дерзать - то есть отважно воспарять на мощных орлиных крыльях: молчать - с непоколебимой силой и собранностью быка.

       Помимо сфинксов за пределами парка есть и другие стражи. Это скульптурные образы святого Павла, святого Георгия, святого Петра и Мефистофеля, установленные в готическом фонтане. Архитектор назвал каждую фигуру соответствующим эпитетом: Усмиряющий (святой Павел), Разящий (святой Георгий), Хранящий (святой Петр) и Вездесущий (Мефистофель).

Нижняя часть готического фонтана

       Исходя из представлений эпохи Средневековья, фонтан символизирует собой Источник жизни. Вода сама по себе олицетворяет жизнь. Место вознесения праведника на небеса виделось в образе холма, у подножия которого бил так называемый Источник жизни. На картине голландского художника XV века Дирка Баутса изображен именно такой источник. Он представляет собой архитектурное сооружение в стиле классической готики. Готический фонтан «Старого парка» в какой-то степени перекликается именно с этой картиной.

Дирк Баутс. Рай. Вознесение избранных. 1470 г. Фрагмент

       При входе в парк нас встретила уменьшенная копия пирамиды Хеопса со сфинксом. Внутри пирамиды, куда можно попасть через специально сделанный вход, на фресках изображены сферы деятельности египтян. В центре - весы, на которых после смерти боги взвешивают душу человека: если легче перышка, то попадает в рай.

      Павильон античности - стилизованный храм Зевса, построенный по античным канонам и воссоздающий облик классической Греции. Скульптуры Афродиты и Галатеи украшают парапеты гранитных ступеней.

       Центральное место в верхней части парка занимает классический фонтан, выбор которого вполне оправдан. Классицизм как архитектурный стиль сформировался в эпоху европейского Просвещения. Вместе с ним оформились и первые европейские парки, приобретшие популярность среди знати. Параллельно с появлением парков формировались основные их атрибуты - фонтаны, беседки, скамейки, вазоны, парковая скульптура и эффектное экзотическое озеленение. Гладь газонов и геометрия кустарников, стрижка деревьев и цветочные клумбы - все приобретало эстетические формы.

       Классицизм Просвещения ярче всего выражен таким элементом как колоннада, построенная здесь ради двух философских фраз:        «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась История» - это изречение можно считать прологом к началу аллеи цивилизаций.        Вторая надпись состоит из двух самостоятельных крылатых фраз:        «Даже боги не в силах изменить прошлое» и «История повторяется».

      Чуть поодаль - две ротонды.

       Эпоха Средневековья представлена величественной композицией, центром которой служит дозорная каменная башня с каменным мостом. На дозорную башню можно забраться по каменной винтовой лестнице.

      Башня окружена прудом, который должен напоминать ров с водой вокруг средневекового замка.

       Ограждение пруда в уголке Средневековья - настоящее произведение кузнечного искусства со своим замыслом и авторским воплощением темы Страшного суда мастера художественной ковки Игоря Ключникова.

       Сразу за средневековой беседкой расположен «Домик для двоих» - средневековый городской дом, отсылающий к легенде об Абеляре и Элоизе. Городской учитель, полюбивший свою ученицу, дочь добропорядочного бюргера, в свои 35 лет по тем временам был, наверное, уже стариком. Иначе их венчание и любовь не стали бы тайной, возмутившей родственников Элоизы. Ни сам брак, ни родившийся ребенок не удержали их от мести. Абеляр был жестоко избит, но чудом выжил и, поселившись в аббатстве, поддерживал связь со своей возлюбленной через письма. Сама Элоиза тоже ушла в монастырь и до конца жизни отвечала на все письма любимого.

       Пьер Абеляр прожил 63 года и в истории философии оставил большое наследие. Он одним из первых в богословских спорах заговорил о проблемах человека. А в его письмах к Элоизе прослеживается факт, что любовь, даже с прекращением физической жизни, не умирает, а переходит в более высокую связь, в Духовное Единство.

       Православная часовня, расположенная в самом начале Аллеи цивилизаций, является действующим храмом святителя Николая Чудотворца. Освящена 20 февраля 2011 года митрополитом Кубанским и Екатеринодарским Исидором.

       Напротив часовни - «Дом Кавказа». В одном здании представлены три типа архитектуры - духовная кавказская православная часовня, военная башня и гражданский дом, где находится небольшой музей истории кавказских народов.

       Лично для нас это был самый странный архитектурный объект - как по форме, так и по содержанию. Возможно потому, что мы никогда не видели воочию кавказских храмов в их первозданном виде, а лишь стилизацию.

       В правой части здания военная башня. Через ее верхние окна открывается вид на купол кавказской православной часовни, расположенной в другом крыле этого же здания.

       В центральной части здания находится экспозиция, представляющая различные предметы и произведения искусства, имеющие отношение к истории Кавказа и отражающие культуру народов Кавказа. Чего здесь только нет! И оружие, и одежда, и бытовые предметы, археологические и палеонтологические находки, минералы, самоцветы, живопись, посуда, древние женские украшения, скульптурная миниатюра. Предметов так много, что глаза разбегаются. Их размещение в одной, хотя и большой комнате, создает эффект беспорядка, эклектики, перегруженности. Музей явно не вмещает все экспонаты - требуется либо новое помещение, либо нужно определиться с тематикой сменяющихся выставок. К тому же, как мы выяснили, сотрудники «варятся в собственном соку», не выезжая за пределы музея и не обмениваясь опытом с другими музеями. Научный отдел не издал ни одного каталога, нет и периодического информационного бюллетеня, информирующего любителей истории Кавказа с новыми поступлениями.

       Музейная работа - очень кропотливая, часто неблагодарная и незаметная для посторонних глаз. Но именно она делает музей музеем, и не складом древностей.

       Между православной часовней и Домом Кавказа находится любопытный экспонат - Камень Вечности или Камень Клятв.

       По преданиям горцев самой сильной клятвой является клятва на камне, она нерушима. Если хотите подтвердить крепость своего слова, положите руку на камень и мысленно или вслух произнесите свое обещание. У многих народов мира камень является символом постоянства и твердости духа, поэтому самые серьезные клятвы в любви, верности, кровной мести произносятся у этого Камня. Камень клятв расположен на постаменте, в самом камне проделано сквозное отверстие и справа и слева от него отпечатки ладоней. Надпись на камне гласит: «Камень вечности слышит тебя и хранит сказанное».

     Далее следует японский уголок парка, где центральное место занимает японская часовня Синто.

       Синтоизм - традиционная религия Японии, основана на обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что все сущее на земле в той или иной степени одушевлено. У каждой вещи есть свой дух, божество - ками. Большинство святилищ посвящаются определенному ками и располагаются в живописных местах. Часовня в парке посвящена одному из «семи богов счастья» - Эбису.. Внутри часовни хранится «синтай» тело ками - предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Он всегда скрыт и не демонстрируется.

       Эбису - бог счастья, упорного труда, торговли и ремёсел, защитник домашнего очага и маленьких детей. Он единственный из семи имеет японское происхождение. По древней легенде он был покровителем рыбаков, направляющий рыбу в их сети. В руках у него рыба Тай. Со временем Эбису стал покровителем всей торговли. Он приносит удачу тем, кто честен в торговых делах, а рыба Тай - символ награды за внутреннюю чистоту и мастерство. Эбису помогает найти золотую жилу в бизнесе и дарует деловое чутьё. Первенец главных богов Идзанаги и Идзанами родился без костей. Перед своим трёхлетием он был унесён в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий выбросило на берег Хоккайдо. Там его подобрал рыбак. Преодолевая многие трудности, он вырастил себе руки и ноги. В три года он превратился в бога Эбису. В связи с тем, что все исцеления произошли с ним в маленьком возрасте, одна из его ипостасей- покровитель детей. Вся морская жизнь сделала Эбису богом рыбалки и трудолюбия. Он помогает только тем, кто всего старается добиться своим трудом. Эбису с рождения считается полуглухим, поэтому он всегда улыбается. В растительном мире символом Эбису является бамбук. Обратиться к Эбису можно с помоью таблички Эма или устно, погладив его по голове и испив чистой родниковой воды, которая вытекает изо рта рыбы Тай.

       Слева от Эбису находится «Черный самурай» - камень, найденный в горах Кавказа. После дождя он действительно приобретает черный цвет. Для его поиска была проведена целая экспедиция, в результате которой «Черный самурай» занял свое почетное место. По мнению японцев, камень и вода создают гармонию, а специально подобранные растения добавляют в образ уют и настроение миросозерцания.

«Черный самурай»

       Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Обожествление природы лежит в основе многовекового увлечения японцев камнями, особого почтения к горам, скалам, причудливым обломкам. Известна легенда о знаменитом художнике, который отказывался кланяться чиновникам, но зато отвешивал глубокие поклоны красавцам камням. Да и сегодняшние мастера говорят о камне, как о живом человеке. У знаменитых камней есть своя биография, считают, что они заряжены особой жизненной энергией. Поэтому не случайно центральное место в японском уголке занимает огромный камень «Черный самурай».

       Аллея цивилизаций продолжается индийским архитектурным ансамблем. Главное сооружение - «Дом Востока». Внешне он отдаленно напоминает Тадж-Махал.

       «Дом Востока» - синтез исламской и восточной многоликости. Фасад знаменует величественность дворца, минареты символизируют исламскую мечеть, золотой купол несет в себе характер персидских и индийских усыпальниц - мавзолеев. Внутри «Дом Востока» - не менее красив, чем снаружи: тонкая резьба, ажурные своды, в центре зала - чаша с родником. Сегодня внутреннее пространство наполняется предметами восточной старины и постепенно превращается в музей, как и «Дом Кавказа».

       Ансамбль дополняет индийская Ратха, которая традиционно посвящена божествам и героям индийских сказаний. Это здание служит техническим нуждам парка. Внутри проходит добыча и очистка воды, требующейся на нужды парка.

Индийская Радха

       Наконец, еще одним элементом восточного ансамбля выступает индийский фонтан. Четыре слона с высоко поднятыми хоботами смотрят на четыре стороны света и держат на себе чашу со струящейся водой и традиционной индийской башенкой.

       В дальней части парка расположен акведук. Представляет собой архитектурное сооружение в виде арок и служащее центральной частью всей водной системы парка, так как здесь содержится запас воды для нужд парка, а также для создания в нижней части парка влажности, чтобы тропические растения чувствовали себя прекрасно. По центру виднеется небольшой и красивый водопад. А по вечерам включается подсветка, которая создаёт иллюзию подводного царства.

       Летом акведук выглядит так:

       Бесспорно, без растительного наполнения «Старый парк» не имел бы того очарования, благодаря которому ежедневно здесь бывает до 3 тысяч туристов. Из древесных мы заметили здесь гингко, сакуры, магнолии, альбиции, камелии, трахикарпусы, хамеропсы. Понятно, что много хвойных пород, а из лиственных есть даже береза. Декоративные кустарники представлены сирийскими гибискусами, рододендронами, олеандрами. Вот только розы здесь не в почете. А напрасно. Аромат цветущих роз в царстве архитектуры был бы вовсе не лишним.

       Мы о многом еще не рассказали - о дольменах, камнях, композициях, «музее СССР», картинной галерее, дома архитектора, флористике.

       На самом деле, парк развивается, строится новая экспозиция. Особенно интересным обещает стать античный театр, где, по замыслу Мастера, будут проходить концерты классической музыки. Акустика театра, как утверждают специалисты, является идеальной для таких исполнителей. Также мы узнали, что строится оранжерея. Вот что говорит в интервью сам А.И.Алексеев:

       «Парк не закончен, завершено лишь капитальное строительство первой очереди. Наши экскурсоводы обучаются говорить о культуре тех или иных эпох, народов, чтобы беседовать с посетителями. И это разговор очень важен. В словарях, энциклопедиях есть определения культуры – это огромные статьи, я сжал их до одной фразы: «культура есть знание и почитание». Тут в парке высечено в камне еще несколько фраз, которые от моей писательской деятельности остались. Они несут глубокий смысл и заставляют размышлять».

       Далее он продолжает:

       «Наш культурный центр, коим и является «Старый парк», вмещает несколько объектов, которые сами по себе, по отдельности, не рентабельны. Но, находясь в культурном центре эти все не рентабельные объекты, вдруг становятся рентабельными. И они позволяют развиваться дальше, помогать тем же художникам, даже вдове художника начислять пенсию. Именно это мы и доказываем последние десять лет. И вот теперь свой опыт по строительству, содержанию, развитию подобных культурных центров мы хотим распространить по другим территориям. Они там нужны как воздух. Свой культурный центр должен быть не только в каждом городе, а в каждом селе. Везде есть скверы, парки, которые практически заброшены, либо нет финансирования, либо не выгодно ими заниматься. А ведь вокруг живут люди, которые не знают, где собраться. В лучшем случае там мамочки с колясками гуляют. А есть люди, которые знают историю своей малой родины, хотят о ней рассказать, но им негде это сделать. В этом плане мне не трудно собрать коллектив, который бы работал в этом культурном центре, нужно только все это наладить. Ну, и конечно, поддержка администрации, ее понимание играет большую роль в данном вопросе.        Больше скажу, сейчас вот это индустриальное развитие человечества, его информативность, мощь и скорость развития технологий, и на этом фоне глубокое отставание культуры ведет к серьезному кризису. Мы все меньше и меньше уделяем внимание культуре. А это может в результате привести к переделу, к войне. Обязательно, при низком культурном уровне все закончится большой дракой. И изучая сейчас историю, я все больше и больше в этом убеждаюсь. Когда год назад это все только началось на Украине, я выключил телевизор и перестал интересоваться тем, что происходит в мире. Я вдруг понял, что телевизор у меня просто забирает часть жизни. Я переживал, когда смотрел на то, на что я никак не могу повлиять. И если я трачу силы, время на то, что изменить не в состоянии, то это пустая растрата самого себя.

       Важно понять, что все имеет глубинный, всеобщий смысл, который обращен к каждому человеку индивидуально, к его конкретно проблеме, а проблема находится в нем самом: «Все из тебя истекает». Понять это может только культурный человек. Человек с низкой культурой всегда будет требовать. Почему-то мы считаем, что государство нам обязано, что глава города что-то нам должен, посыпать дорожку песком, выкосить возле дома траву, починить крышу, покрасить забор. Я с этим сталкиваюсь каждый день, и потому показываю своим примером, что твоя территория, огороженная забором, не заканчивается этим забором. Она выходит на улицу, продолжается по улице, выходит дальше в село, в город. И это все твоя территория, ты за нее ответственен. Я, например, одинаково трачу деньги и на благоустройство парка внутри и на улице. Кладем там тротуарную плитку, ставим фонарные столбы, поддерживаем это в рабочем состоянии, в чистоте, чтобы человек подходя к «Старому парку» издалека видел, как меняется атмосфера, и в нем самом под влиянием увиденного что-то меняется, он раскрывается, и тут он уже готов соприкоснуться с искусством».

Фрагмент фриза строящегося театра

       Этой пространной цитатой из интервью Алексеева можно было бы и закончить рассказ, но мы тоже хотим сделать некоторые выводы.

       То, что делает этот человек, достойно самой широкой огласки и распространения. Увы, думаем, что все призывы Алексеева к энтузиастам останутся гласом вопиющего в пустыне, поскольку, как показывает практика, любое хорошее дело держится на личности самого автора этого дела. С уходом человека уходит и дело. Возможно, не сразу, со временем. Великое дело держится огнем души Мастера. Дай Бог, чтобы мы ошиблись, и парк пережил наших правнуков.

       На память приходит устройство Летнего сада в Петербурге Петром Великим, который ставил первейшей целью просвещение общества. Это особенно хорошо видно сейчас, когда в Летнем саду произведена реконструкция и сад приобрел первоначальный вид, каким он был во времена Петра I. Точно такой же просветительской деятельностью через архитектуру занимается и Алексеев. Он пытается достучаться до сердец, напоминая нам, что не хлебом единым жив человек.

       Разумеется, мы примеряем деяния Мастера на себя, на свой жизненный опыт: а что мы можем сделать? Будучи в «Старом парке», мы встречались с администратором парка, пытаясь объяснить, что наши подходы во многом сходны. Наши планы постройки Императорского розария, то есть создания сада роз как картины единства мира, несли точно такой же посыл - приобщение населения к культуре цивилизаций. Об этом мы писали не раз в своих книгах и статьях. Но нам не так повезло с руководством Ялты, как Алексееву с администрацией Кабардинки. Редкая удача, когда мэрия поддерживает энтузиастов, желающих процветания малой родине. Возможно, нам еще удастся вместе поработать. Почему бы нашим идеям не воплотиться в «Старом парке»?

www.kajuta.net

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ — ТВОРЕЦ И ЗАЛОЖНИК «СТАРОГО ПАРКА»

В поселке Кабардинка 27 августа красиво и восторженно открылся частный театр на 150 зрителей. Последний раз такое событие зафиксировано российской историей в 1914 году, тогда был создан театр Таирова. Теперь это сделал Александр Алексеев – творец «Старого парка», скульптор, журналист и писатель.

   Мир еще спит, когда он отправляется в свою мастерскую. В это время вокруг не летают чужие мысли, не тревожат телефонные звонки. Зато лихорадочно работает мозг, включаются чувства, руки точно знают, что делать. Так начинается каждый день Александра Алексеева, созидателя и даже провидца.

Кто хоть раз бывал в созданном им «Старом парке», обязательно сюда вернется. Парк – это не застывшее пространство, он постоянно меняется. Каждый уголок наполняется новой жизнью, и новые персонажи рассказывают свои истории. «Старый парк» – это диалог культур. Это «Божественная комедия» Данте и тайна египетских сфинксов, утонченная культура Востока и прагматичность кубанского казачества. Алексеев создал универсальный комбинат культуры. С одной стороны, мир нескончаемого праздника, удовольствия от созерцания прекрасного, с другой – высочайшая просветительская деятельность. Алексеев не просто создает парковые объекты. За каждой воплощенной идеей – изучение истории, быта, костюма, политического обустройства эпохи. А затем поиск по всему миру мебели, утвари, культурных ценностей. В его коллекциях нет случайных предметов.

— Со временем начинаешь мыслить стратегически и все чаще задавать себе вопрос: зачем мне это? — говорит он. — Каждое приобретение должно иметь место, а главное – смысл. Я не коллекционер. Скорее, собиратель смыслов.

  Так появился Дом Кавказа. По значимости он уже перерос себя. Простые люди, понимая ценность создаваемого Алексеевым объекта, несли ему семейное оружие и одежду, бытовые предметы своих предков и женские украшения. Музейные работники разводят руками: в Доме Кавказа собраны ценности, равных которым немного даже в государственных хранилищах.

  Вот галерея – святая святых Алексеева. Здесь собрано то, что он особенно любит. На его вкусы не могут повлиять искусствоведы, в Алексееве живет собственный цензор. И только время покажет, насколько верно его внутреннее чутье.

  Многие из новороссийцев бывали в «Старом парке», но античного театра еще не видали. Мне посчастливилось бывать здесь на разных этапах его строительства. Несмотря на безумную загруженность, Алексеев всегда находит время для друзей, к коим я осмелюсь причислить и себя. Как-то позвал посмотреть на нечто новенькое. Быстрым шагом повел меня в мастерскую, на задний двор. Замираю в изумлении. Изучив скульптуру Древней Греции, он создал собственные образы. Его боги топчут землю. Вот двуликий актер, сущность которого не скрыть никакой маской, утомленная солнцем и любовью вакханка, горожанин, спешащий по делам. Больше года из ночи в ночь он создавал эти образы. Камень послушно выполнял все его прихоти. 24 образа. В каждом порок или достоинство.

Следующий раз я побывала уже внутри театра. Ко мне приехал в гости приятель – профессор Сергей Сапожников. Я потащила его в «Старый парк», желая доказать, что и мы здесь, на периферии, тоже имеем своих гениев. Сергей, как нормальный занудный ученый, вникал в марки стали витиеватых ограждений, сдержанно высказывал одобрение по поводу архитектурных решений, придирчиво рассматривал артефакты. Наконец, пришло время театра. Миниатюрное пространство сцены венчается огромным стеклянным куполом. Перед нами зал, раскрытый веером. Звук растекается и замирает, растворяясь в стенах, покрытых ракушечником. Так строили века назад.

— Математическое эстетство. Золотое сечение, – констатирует профессор. – Божественная пропорция. Браво!

  Когда стоишь на этой сцене, ощущение странное: получается, что публика над тобой, она главная. 

— Саша, а зачем тебе все это? Ты вкладываешь все свои деньги, влезаешь в долги, вся семья вкалывает на этот проект. Я думала, что театр – рубеж. Отдохнешь, займешься литературой, допишешь начатую книгу, а ты уже носишься с новыми идеями. Ты никогда не отдыхаешь, никуда не ездишь. Ты заложил себя этому Парку и служишь ему.

— Знаешь, почему я не смотрю телевизор? В какой-то момент понял, что он забирает у меня силы, высасывает мозг. Повлиять на события в мире я не могу, так зачем тратить время на то, что изменить не в состоянии? Я полностью отдал себя тому, что могу делать. Я уверен, что создаваемое мною пространство способно повлиять на будущее. Глубокий кризис в культуре на фоне мощи и скорости развития технологий ведет к серьезному кризису. Стирается историческая память, субкультура становится нормой восприятия мира. Низкий культурный уровень обязательно приведет к драке, об этом говорит вся мировая история. Все имеет глубинный смысл, который обращен к каждому человеку индивидуально, к его конкретной проблеме, а проблема находится в нем самом: «Все из тебя истекает». Понять это может только культурный человек. Человек с низкой культурой всегда будет требовать. Почему-то считается, что государство нам обязано, что глава города что-то должен. А я доказываю, что твоя территория, огороженная забором, не заканчивается этим забором. Она продолжается по улице, выходит в село, в город. И ты за нее отвечаешь. Я, например, одинаково трачу деньги на благоустройство парка и за его пределами. Кладем на улице тротуарную плитку, ставим фонарные столбы, поддерживаем чистоту, чтобы человек издалека видел, как меняется атмосфера, чтобы готов был соприкоснуться с искусством.     Наш культурный центр, коим и является «Старый парк», вмещает несколько объектов, которые сами по себе, по отдельности, не рентабельны. Но, находясь в культурном центре, эти нерентабельные объекты вдруг становятся рентабельными. И они позволяют развиваться дальше, помогать тем же художникам, даже вдове художника начислять пенсию. Именно это мы и доказываем последние десять лет. И вот теперь свой опыт по строительству, содержанию, развитию подобных культурных центров мы хотим распространить по другим территориям. Они там нужны как воздух. Свой культурный центр должен быть в каждом городе и в каждом селе, — уверяет Алексеев. — Везде есть скверы, парки, которые практически заброшены, либо нет финансирования, либо невыгодно ими заниматься. А ведь вокруг живут люди, которые не знают, где собраться. И есть люди, которые знают историю своей малой родины, хотят о ней рассказать, но им негде это сделать. Мне нетрудно собрать коллектив, который работал бы в этом культурном центре, нужно только все наладить. Ну и, конечно, поддержка администрации, ее понимание играет большую роль.

Людмила Шалагина. Источник: Газета «СОВА ПЛЮС»

novorossmoney.ru

Центростремительные силы Александра Алексеева | Неделя Геленджика

Расположенный в Кабардинке «Старый парк» давно стал одной из главных достопримечательностей Геленджика. Ежегодно его посещают сотни тысяч туристов. О парке знают далеко за пределами Краснодарского края и даже за рубежом. Но, в тоже время личность его создателя талантливого художника, писателя, архитектора, искусствоведа Александра Алексеева, который в эти дни празднует свой юбилей, для многих до сих пор остается загадкой. И вот, чтобы заглянуть во внутренний мир человека, осуществившего такую замечательную идею, как «Старый парк», мы и напросились в гости к Александру Ивановичу. Место для встречи он выбрал для нас неожиданное. — Это моя библиотека, — с этих слов Александр Алексеев знакомит нас со своим рабочим кабинетом, стены которого до потолка закрывают стеллажи с книгами. – Книги я люблю, собираю и читаю. Читаю до сих пор, много книг, сразу одновременно, в разных местах они у меня разложены. Здесь, в одном месте собрано то, что сопровождало меня в течение всей жизни. Здесь можно увидеть юношескую литературу, приключенческую, литературу по искусству, по истории, психологии, архитектуре, много справочной, специальной литературы. Все, что я знаю о жизни, все что во мне есть профессионального, в тех областях, в которых работаю храниться здесь. Можно сказать, что я мир изучал по книгам. — Тогда, как Вы считаете, насколько прочитанное совпадает с реальной жизнью? — Понимаете, изучая историю, я доверяю художественной литературе. Потому что автор, как бы выстраивая вымышленный сюжет, в тоже время пишет правду. Историк же сообщая документальные исторические факты, как правило, лжет, преследуя интересы какого-нибудь заказчика, или государства. Вот сейчас я особо увлекся русской историей, погружаюсь в нее и понимаю, что мы своей истории не знали. В этом, наверное, наша беда. — Кто из авторов оказал наибольшее на Вас влияние? — Трудно сказать, потому что здесь нет случайных авторов. В свое время на мое мировоззрение, творческий потенциал действовала приключенческая литература, что было естественно для юношеского возраста. В зрелом возрасте меня увлекла научно-философская литература. Историю я стал изучать несколько позже, поскольку интерес к этому предмету у нас был отбит в школьные годы, все, что преподавалось по истории России, мягко говоря, не привлекало. По западной истории информации было мало, и опять же, подача была в соответствующем идеологическом контексте, что, соответственно не привлекала. А вот зарубежная классическая литература от античности, средневековья до нового времени мне дала больше всего. В определенном возрасте я любил таких писателей как Бальзак, Диккенс, Мопассан, Золя. Это писатели-гиганты, которые охватывали все общество в целом. Из их отдельных романов, как из кирпичиков складывалось видение всего целого. И позже, когда появилась возможность читать больше литературы, я понял, что писатели были правы. Не случайно говорят, что об экономике Англии гораздо больше можно узнать почитав Диккенса, чем Сен-Симона, Фурье или каких других существовавших в то время экономистов, социологов. Но, тем не менее, художественная литература всегда требует самостоятельного анализа и глубинного размышления, тогда как специальная историческая литература подается как неоспоримый факт. А ведь совершенно разные вещи, когда тебе диктуют истину и когда ты до нее докапываешься сам. Добытая тобой в труде истина, становится уже твоей истиной, которая тебя вооружает, сопровождает дальше по жизни, придает направленность, и делает, можно сказать, из тебя цельную личность. — Вы по профессии – журналист… — Да, но, я никогда это не афишировал. Я в общем-то, стал журналистом практически от безысходности. Я всю жизнь писал, начал писать с десяти лет, и всегда видел себя писателем. Потом, изучая жизнь, я приобретал и другие профессии. Я, например, окончил ПТУ, и первая моя профессия токарь-универсал, потом водитель, потом еще и еще кем только не был. Журналистика, это было уже зрелое решение. Дело в том, что там, где я жил не было литературного института, а самым ближайшим учебным заведением по родственной специальности это был Ростовский университет, факультет журналистики. Но, в те времена профессия журналиста представлялась довольно романтической, она была уважаема. Желтой прессы тогда вообще не было. Я помню, как посетил от одной донбасской газеты завод, так меня встречали всем рабочим коллективом, почему-то остановили работу, собрали в Красном уголке весь цех, а это человек пятьдесят-шестьдесят и организовали со мной встречу, как с какой-то звездой. Конечно, я себя чувствовал неловко. Во-первых, я обязан был ответить на все вопросы, а вопросы были жизненные. А ведь я пришел писать на этот завод о первичных партийных ячейках (которых в принципе там не было, они существовали лишь в отчетах на бумаге) и об их влиянии на производительность труда – тоже мифическая, ненужная никому тема. Но, я разговариваю с живыми людьми и понимаю, что на меня смотрят как на человека, который должен ответить на волнующие их вопросы. Вот тогда я, наверное, и стал задумываться об истинности в своей профессии. И очень скоро в ней разочаровался. Хотя, журналистом я успел проработать где-то лет пять или семь… — И тогда возникла идея «Старого парка»? — Нет, много позже. Понимаете, я жил в Донецке, занимался разными шабашками, работал в разных газетах и параллельно делал дачные камины, строил дома, кровлю делал… — То есть, навыки строителя они тоже присутствовали изначально… — Да, вот, что я всегда умел делать, это ходить, плавать, когда этому научился – не помню, ездить на велосипеде, всегда умел рисовать. Всегда мечтал сделать скульптуру, особенно в армии, когда эта повседневность начинала душить, я приставал к замполиту, что бы он достал мне кусок гранита, и я бы высек из него какую-нибудь фигуру солдата-защитника. В то же время еще и живописью занимался. Откуда это все взялось – не знаю. Способности присутствуют в каждом человек, другое дело как, в какой области ты будешь их дальше развивать. А что касается «Старого парка» — это уже последний этап в моей жизни. То есть, первый этап – это где-то до тридцати пяти – сорока лет, когда ты набираешься опыта, а потом пытаешься его реализовать. Первой реализацией у меня стали художественные произведения, книги. Потом, когда понял, что книги уже не читают, литература в культурной жизни стала занимать совсем маленькую нишу, тогда и начал искать другие виды деятельности, одной из которых была архитектура. Архитектура, на мой взгляд, это такой вид искусства, который всегда влиял на человека. Архитектура создает среду, в которой человек вырастает. А среда формирует сознание. И архитектура будет формировать сознание, когда она будет высокой, и когда будет нести в себе определенное содержание. Вот такая идея создать некий архитектурный мир, слить его с живой природой и наполнить архитектурные сооружения каким-то содержанием, родилась уже где-то с двухтысячного года. — А почему для «Старого парка» был выбран именно Геленджик, село Кабардинка? — Здесь с 70-х годов жили мои родители. А после Донецка, развала Советского Союза я вынужден был сюда переехать. Отец собрал тогда нас сыновей поближе, наверное, предчувствовал, что выживание будет нелегким. И мы здесь занимались фермерством. Сельское хозяйство – это тот самый беспроигрышный вариант, тот труд, который поможет выжить в любой ситуации. У нас было полсотни дойных коров, мы выкашивали для них горные склоны от Геленджика до Новороссийска, много другого скота было. И мы выполняли весь цикл производства – от заготовки кормов до изготовления молочной продукции. Это помогло не только выжить, но и привило мне, например, и брату старшему привычку постоянно трудиться. И не дала возможности, к сожалению, наверно, научиться правильно отдыхать. Вот сейчас, когда мне 60, я понимаю, что отдыхать-то, правильно расслабляться я и не умею. А это отражается и на внутреннем состоянии, и на здоровье… Так что, отдыхать нужно, но, к сожалению, нас этому не научили. Если мы отдыхаем, то отдыхаем по-русски, на всю катушку, тоже до полной усталости… — И все же возвращаясь к «Старому парку» он в Ваших мыслях, в Ваших представлениях сразу возник в таком виде, каким мы его видим и знаем сейчас? — Нет, дело в том, что идея показать культуру всего мира не нова. И универсальна. Потому что нет одной изолированной культуры. Когда ты начинаешь изучать культуру разных народов, то понимаешь, что все мы вышли из одной колыбели. И говорить об одной культуре, чисто русской, славянской, армянской или греческой – это значит выхолащивать саму эту национальную культуру. Потому что мы до такой степени за эти тысячелетия переплелись, культурно ассимилировались, что нельзя отрывать одно от другого, это целое. И у меня первоначально был довольно скромный план. Изваять несколько архитектурных сооружений, выстроить их в ряд и назвать это «Аллеей цивилизаций», постепенно наполняя их содержанием. Начал я, естественно с Древнего Египта – древнейшей культуры. Мне пришлось в те годы погрузиться основательно в изучение египтологии. Это был вопрос не легкий. Литературы по Египту в начале двухтысячных стало уже появляться достаточно много, но в основном это была поверхностная литература, иллюстративная, либо вообще мистификаторская, и пришлось фильтровать, отбирать нужное, реально ценное. Тогда много появилось туристических фирм, которым выгоден был этот вал, чтобы привлекать в Египет туристов, а настоящая египтология как наука занимала все более скромное место. Много шарлатанов тогда вокруг этого крутилось, но у нас такой рефлекс – мы ищем чудо, а чудо рядом, где хочешь можно его придумать. Но, дело не в этом. Мне пришлось основательно погрузиться в изучение египтологии. Изучить культуру, открыть искусство Египта, я почему-то раньше думал, что истинная культура началась с Древней Греции, Рима, когда категорией эстетики было человеческое тело. А египтяне все изображались боком ходящие, как человечки-символы. Но, когда ты в это серьезно погружаешься, то понимаешь, что та символика, эти типажи несут более глубокое, сверхчеловеческое содержание, слияние божественной сути, вечности и жизненного отрезка пути человека. И вот это божественное и позволило этой культуре сохраниться в веках. Это была мощная цивилизация, но именно понимание, что жизнь есть после смерти, позволило ей строить пирамиды и оставить после себя эту память, которую мы сейчас читаем и поражаемся тому, какие они были похожими на нас. Понимаете, в те времена существовали не менее мощные цивилизации, но они не ставили перед собой таких целей – готовится при жизни к другой жизни, и они не строили пирамид, и не собирали там утварь, папирусы, все то, что могло понадобиться в загробном мире. И если бы они это все делали, мы бы и о тех цивилизациях много узнали. А так, мы о них не знаем практически ничего. Вот, кстати, о культуре, истории народов Кавказа мы знаем очень мало, потому что не было письменности, не было необходимости делать послания в загробный мир. Поэтому об истории Египта мы знаем гораздо больше, чем об истории того места в котором живем. — Но, вот касаясь истории Египта, пирамидам приписывают различные мистические свойства. В «Старом парке» стоит уменьшенная копия пирамиды, Вы за ней нечто подобное замечали? — Однозначно. Она, во-первых, обладает изумительной акустикой. Низкий голос там начинает так резонировать, что мурашки бегут по коже. Некоторые сентиментальные женщины просто не выдерживают. Но, это всего лишь геометрия пространства. А на счет особой энергетики пирамиды, скажу, что не успел я сделать пирамиду, как на следующий день, приезжает мой товарищ из Ростова: «Я здесь переночую». Я уж не знаю, как он там разместился, утром его спрашиваю, как спалось, он отвечает: «Проснулся в пять часов, эрекция замучила, раньше такого не было». Вот вам – чудо это, не чудо… Еще могу сказать, что когда я высекал там рельеф, а там должен был быть рельеф, отражающий всю культуру Египта, от их мировоззрения до социального устройства – в иероглифах. Так я успел высечь только свод правил, законов и начало одной стены, и начало потом сердце мне давить. И это были не шутки, поработаю десять минут и все, дальше не могу. Решил, сделаю перерыв, потом вернусь, но вот прошло 14 лет, так и не вернулся. Хотя потом был храм Зевса, тоже был рельеф, даже еще больше, с иллюстрациями гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Всю зиму его высекал, в валенках, мерз, работал днями и ночами, но сердце не давило. Но в чудеса я не верю, поэтому думаю, все дело в геометрии пространства, и та энергия, которую я излучаю, она тут же отражается и на меня же давит. Во всяком случае, это я так объясняю… — Нынешний «Старый парк» имеет законченную форму? — Нет. Завершено лишь капитальное строительство первой очереди. Здесь представлено несколько культур, работает картинная галерея, Кавказа», «Дом Востока», как музей. Наши экскурсоводы обучаются говорить о культуре тех или иных эпох, народов, чтобы беседовать с посетителями. И это разговор очень важен. В словарях, энциклопедиях есть определения культуры – это огромные статьи, я сжал их до одной фразы: «культура есть знание и почитание». Тут в парке высечено в камне еще несколько фраз, которые от моей писательской деятельности остались. Они несут глубокий смысл и заставляют размышлять. Люди их читают и уносят с собой. — А как идет пополнение картинной галереи? — Галерея тоже занимает в моей жизни серьезное место. Я к искусству всегда относился трепетно. Сам причисляю себя к людям искусства. Делаю скульптуру, живопись ценю и чувствую. Дружу с художниками. Но, представить художника публике, это другое дело. Я для нашей галереи выбрал не совсем обычный путь. Галерея обычно собирает разных художников, выбирает их лучшие работы, представляет их, а публика уже решает, кто там лучший. В нашем случае, выбор делаю я, и останавливаюсь на нескольких художниках, достойных называться авангардом искусства сегодняшнего дня. Их всего шесть. Это не значит, что их шесть со всей России. Это шесть из числа тех, которые попались мне на моем жизненном пути. Вот эти художники представлены в нашей галереи с первого дня и находятся там уже седьмой год. Я пополняю коллекцию, помогая тем самым художникам, покупая их работы, и экспонируя их работы, помогаю им развиваться. В нашем взаимном общении, я являюсь как бы проводником их творчества к людям. Вот художник, рвет себе душу, пишет картины, пытается что-то выразить, сказать, потом бегает по выставкам, хотя это не его занятие. Ну, удается ему пробить, выставить одну картину, а одна картина ничего практически о художнике не скажет. И вот, наша галерея на сегодняшний день это фонд, это музей этих шестерых художников. И вот на последней экспозиции памяти Леонида Ляха я в этом окончательно убедился. Понимаете, задача стоит показать художника в его творческом развитии. Показать его потенциал, его мощь, язык, его душевную жизнь. Так вот, возвращаясь в целом к «Старому парку», он сейчас территориально расширяется. В планах новая картинная галерея, потому что эта уже не вмещает всего. Будет там «Зимний сад», чтобы человек в любую погоду мог прийти в культурный центр и найти местечко, чтобы комфортно отдохнуть. Будет «Летний театр», в форме амфитеатра. Хотелось бы сделать его с идеальной акустикой. Меня одолевают отдельные артисты, разные группы, которые хотят выступить здесь в «Старом парке», но я им отказываю, потому что нормальной площадки у нас нет, а выступать, как на паперти, как-то не хочется, чтобы артисты так себя принижали. Поэтому будет такая площадка и это будет вторая очередь парка. Она уже отгорожена забором, решаем последние вопросы по оформлению положенных документов. И третья очередь – это сделать объезд вокруг театра, что бы он был доступен со всех сторон. И вот этот театр станет завершающим элементом «Старого парка». Понимаете, наш культурный центр, коим и является «Старый парк», он вмещает несколько объектов, которые сами по себе, по отдельности, не рентабельны. Но, находясь в культурном центре эти все не рентабельные объекты, вдруг становятся рентабельными. И они позволяют развиваться дальше, помогать тем же художникам, даже вдове художника начислять пенсию. Именно это мы и доказываем последние десять лет. И вот теперь свой опыт по строительству, содержанию, развитию подобных культурных центров мы хотим распространить по другим территориям. Они там нужны как воздух. Свой культурный центр должен быть не только в каждом городе, а в каждом селе. Везде есть скверы, парки, которые практически заброшены, либо нет финансирования, либо не выгодно ими заниматься. А ведь вокруг живут люди, которые не знают, где собраться. В лучшем случае там мамочки с колясками гуляют. А есть люди, которые знают историю своей малой родины, хотят о ней рассказать, но им негде это сделать. В этом плане мне не трудно собрать коллектив, который бы работал в этом культурном центре, нужно только все это наладить. Ну, и конечно, поддержка администрации, ее понимание играет большую роль в данном вопросе. Больше скажу, сейчас вот это индустриальное развитие человечества, его информативность, мощь и скорость развития технологий, и на этом фоне глубокое отставание культуры ведет к серьезному кризису. Мы все меньше и меньше уделяем внимание культуре. А это может в результате привести к переделу, к войне. Обязательно, при низком культурном уровне все закончится большой дракой. И изучая сейчас историю, я все больше и больше в этом убеждаюсь. Когда год назад это все только началось на Украине, я выключил телевизор и перестал интересоваться тем, что происходит в мире. Я вдруг понял, что телевизор у меня просто забирает часть жизни. Я переживал, когда смотрел на то, на что я никак не могу повлиять. И если я трачу силы, время на то, что изменить не в состоянии, то это пустая растрата самого себя. Но, мы стараемся на своем уровне в этом направлении что-то делать. Так, если вы зайдете в «Дом Кавказа», то по истории, по политике много чего там найдете. Важно понять, что все имеет глубинный смысл, всеобщий смысл, который обращен не к каждому индивидуально, к его конкретно проблеме, а проблема находится в нем самом. Это как фраза над головой Зевса: «Все из тебя истекает». И не случайно, вот мы у Гомера читаем, что к Зевсу обращаются как к главному божеству, с эпитетами «великий», «могучий, помоги…», а он им отвечает: «ты сам свои проблемы создал. Из тебя все это истекает!» И понять это может только культурный человек. Человек с низкой культурой всегда будет требовать. Почему-то мы считаем, что государство нам обязано, что глава города что-то нам должен, посыпать дорожку песком, выкосить возле дома траву, починить крышу, покрасить забор. Я с этим сталкиваюсь каждый день, и потому показываю своим примером, что твоя территория, огороженная забором, не заканчивается этим забором. Она выходит на улицу, продолжается по улице, выходит дальше в село, в город. И это все твоя территория, ты за нее ответственен. Я, например, одинаково трачу деньги и на благоустройство парка внутри и на улице. Кладем там тротуарную плитку, ставим фонарные столбы, поддерживаем это в рабочем состоянии, в чистоте, чтобы человек подходя к «Старому парку» издалека видел, как меняется атмосфера, и в нем самом под влиянием увиденного что-то меняется, он раскрывется, и тут он уже готов соприкоснуться с искусством. — Вы недавно вновь вернулись в литературу. В свет вышли сразу две Ваших книги «Падение с яблони» и «Окно на тихую улицу». Что заставило обратиться к писательскому творчеству? — Я не вернулся, можно сказать, что я лишь вышел оттуда ненадолго. Эти книги были написаны в 90-ые. Тогда же они и издавались. Первая должна была быть выпущена в Москве, но годы были такие зыбкие, и все издательства не гарантировали, даже после выплаты гонорара, что книга реально выйдет в свет. Так с первой книгой, кстати, и случилось. Вторая книга вышла в Донецке, но в таком убогом полиграфическом исполнении, что тоже где-то затерялась во времени. А сейчас у меня просто появилась возможность еще раз пересмотреть, отредактировать и издать так, как планировал тогда. Первая книга «Падение с яблони» о юности. Я считаю, что проблема юности это самая неосвещенная проблема. Да, о ней писали классики и Толстой, и Тургенев, и Горький. Писали, действительно, мастера. Но, у меня здесь другой подход. Поскольку писать я начал еще ребенком и писать не переставал, то когда я обратился к тем своим юношеским запискам, я почувствовал нечто такое интересное, что в зрелом возрасте не встречается. Потом я обратился к людям, которые тоже вели дневники, фиксировали свои переживания, мысли, стал сравнивать, анализировать, искать закономерности. И в то время у меня и родилась мысль показать жизнь юноши изнутри. Это самый активный возраст от 15 до 19 лет, в этом возрасте люди легко знакомятся, легко открываются, легко сходятся и быстро расстаются. И вот именно изнутри этот возраст никто, практически, не показал. Мы, как правило, пишем о юности с высоты сегодняшнего дня, видим писателя зрелого, уважаемого, который снисходительно погружается в свою юность и не подозревает, что его память искажает мотивацию тех поступков, тех действий, которые в том возрасте совершались. Наша психология такова, психика так устроена, что свой вчерашний день, мы мотивируем сегодняшней позицией. Поэтому я выбрал для книги дневниковый жанр, который является, по сути, документом. Мой герой там не врет, он пишет и не знает, что с ним будет завтра. Соответственно и читатель не знает, что будет дальше с этим героем. Он читает документ, и каким будет автор в зрелости, он не знает. Поэтому, я еще в 90-х годах написал еще одну книгу «Окно на тихую улицу», которая логически связана с первой книгой. Но, повествуется там уже о зрелом возрасте. — Последует ли продолжение? — Вряд ли, если я буду писать, то уже буду писать о конкретных людях. Но все равно это будет перекличка с теми позициями, высказанными ранее в тех книгах. Я все-таки не литератор, это не мой хлеб. Я работаю в другом направлении, которое охватывает большую аудиторию, и является более серьезным, чем литература на сегодняшний день. Мне сейчас надо осуществлять свою практическую культурную программу, связанную со строительством культурных центров по городам и весям. Это очень важно. Мы культурно отстаем, я имею ввиду все человечество, от своего технического развития. Все определяют финансы. Если у человека много денег, он быстро развивается. А нужно ли это ему? Высокое технологическое развитие и звериный инстинкт, а инстинкт остается звериным при низкой культуре. И снова это ведет к катаклизму. Хотелось бы немного остановить бег этих технологий, но они могут только ускоряться, а ускоряются они не для всех. У большинства жизненный уровень падает. Повышается лишь для узкой группы лиц.

И тут, литература бессильна. Здесь нужны другие средства воздействия, для меня это на сегодняшний день, это культурный центр. И главное то, что я не одинок в этом. В последнее время все больше и больше людей приходит. То есть срабатывают в какой-то момент центростремительные силы. И я верю, что культурные центры будут возникать, они нужны как воздух.

gelnedelya.ru

Частный театр в Геленджике: первый за последние 100 лет

«The Village Черное море» узнал, как будет работать новая театральная площадка

28 августа в культурном центре Старый парк в Кабардинке открылся частный театр — первый за более чем 100 лет в истории России.

Автор и создатель Старого парка Александр Алексеев задумал строительство театра еще 2012 году. В результате появилось сложное сочетание греческой строгости, торжественности и озорства. Это целый архитектурный комплекс зданий, включающий в себя сам театр в виде ротонды, театральную беседку, декоративную афишу и зеленые насаждения. Все выполнено в соответствии со стилем Старого парка: с обилием колонн, барельефов, скульптур и лепнины.

Фотографии

Владимир Алексеев

Здание театра рассчитано на 150 зрителей, а театральная беседка в виде полуротонды легко превращается в концертную площадку и ничуть не уступает основной. И если внутренняя сцена рассчитана на оперные и драматические постановки, то эта – более неформальная, здесь могут выступать не только профессиональные, но и начинающие артисты.

Театр рассчитан на круглогодичную работу. Его основной сферой деятельности станет проведение концертов классической музыки, оперных выступлений и антрепризных спектаклей ведущих российских мастеров сцены. Идут переговоры о постановке на сцене Театра спектакля «Не покидай свою планету» (проект Константина Хабенского и Юрия Башмета).

адрес: Геленджик, п.Кабардинка, Ул.Черноморская, 55, р-н Стадиона «Олимп»

время работы: ежедневно

летнее время: с 8:00 до 22:00 зимнее время: с 9:00 до 18:00

 старыйпарк.рф

В течение сентября здесь будут проходить музыкальные недели. Всего музыкальных программ будет семь.

Стоимость билетов, в которую входит и посещение самого Старого парка, начинается от 1 000 рублей. Приобрести их можно на сайте .

На мероприятиях действует дресс-код.

www.the-village.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>