Аквариум кто написал


Аквариум :: Суворов Виктор

Аннотация: Эта книга впервые приоткрыла секреты самой таинственной разведки мира — ГРУ. Книга выдержала более 70 изданий на 27 языках. «Аквариум» послужил основой для создания кинофильма, телесериала и многочисленных литературных подражаний. --------------------------------------------- Виктор Суворов. Аквариум ПРОЛОГ — Закон у нас простой: вход — рубль, выход — два. Это означает, что вступить в организацию трудно, но выйти из нее — труднее. Теоретически для всех членов организации предусмотрен только один выход из нее — через трубу. Для одних этот выход бывает почетным, для других — позорным, но для всех нас есть только одна труба. Только через нее мы выходим из организации. Вот она, эта труба... — Седой указывает мне на огромное, во всю стену, окно. — Полюбуйся, на нее. С высоты девятого этажа передо мной открывается панорама огромного бескрайнего пустынного аэродрома, который тянется до горизонта. А если смотреть вниз, то прямо под ногами лабиринт песчаных дорожек между упругими стенами кустов. Зелень сада и выгоревшая трава аэродрома разделены несокрушимой бетонной стеной с густой паутиной колючей проволоки на белых роликах. — Вот она… — Седой указывает на невысокую, метров в десять, толстую квадратную трубу над плоской смоленой крышей. Черная крыша плывет по зеленым волнам сирени, как плот в океане или как старинный броненосец, низкобортный, с неуклюжей трубой. Над трубой вьется легкий прозрачный дымок. — Это кто-то покидает организацию? — Нет, — смеется Седой. — Труба — это не только наш выход, труба — источник нашей энергии, труба — хранительница наших секретов. Это просто сейчас жгут секретные документы. Знаешь, лучше сжечь, чем хранить. Спокойнее. Когда кто-то из организации уходит, то дым не такой, дым тогда густой, жирный. Если ты вступишь в организацию, то и ты в один прекрасный день вылетишь в небо через эту трубу. Но это не сейчас. Сейчас организация дает тебе последнюю возможность отказаться, последнюю возможность подумать о своем выборе. А чтобы у тебя была над чем подумать, я тебе фильм покажу. Седой нажимает кнопку на пульте и усаживается в кресло рядом со мной. Тяжелые коричневые шторы с легким скрипом закрывают необъятные окна, и тут же на экране без всяких титров и вступлений появляется изображение. Фильм черно-белый, старый и порядочно изношенный. Звука нет, и оттого отчетливее слышно стрекотание киноаппарата. На экране высокая мрачная комната без окон. Среднее между цехом и котельной. Крупным планом — топка с заслонками, похожими на ворота маленькой крепости, и направляющие желоба, которые уходят в топку, как рельсы в тоннель. Возле топки люди в серых халатах. Кочегары. Вот подают гроб. Так вот оно что! Крематорий. Тот самый, наверное, который я только что видел через окно. Люди в халатах поднимают гроб и устанавливают его на направляющие желоба. Заслонки печи плавно расходятся в стороны, гроб слегка подталкивают, и он несет своего неведомого обитателя в ревущее пламя. А вот крупным планом камера показывает лицо живого человека. Лицо совершенно потное. Жарко у топки. Лицо показывают со всех сторон бесконечно долго. Наконец камера отходит в сторону, показывая человека полностью. Он не в халате. На нем дорогой черный костюм, правда, совершенно измятый. Галстук на шее скручен в веревку. Человек туго прикручен стальной проволокой к медицинским носилкам, а носилки поставлены к стене на ручки так, чтобы человек мог видеть топку.

Все кочегары вдруг повернулись к привязанному. Это внимание привязанному, видимо, совсем не понравилось. Он кричит. Он страшно кричит. Звука нет, но я знаю, что от такого крика дребезжат стекла.

123>>165

В тексте попалась красивая цитата? Добавьте её в коллекцию цитат!

tululu.org

Аквариум :: Суворов Виктор

И потому свои книги я решил писать сам. Потому решил не корчить из себя писателя, а писать так, как умею: ясно и просто — и чем проще, тем лучше. От одной книги к другой техника письма (на мой взгляд) становится лучше. Свою первую книгу «Рассказы освободителя» я бы писал сейчас совсем не так, а может, не писал бы вовсе. Редакторы с переводчиками мне попадались не лучшие а обыкновенные, за исключением Польши — там переводил мой хороший друг, боец польского антикоммунистического подполья Анджей Миетковский. Перевел (сужу по реакции читателей) с любовью. А в других странах переводчики и редакторы резали мои книги беспощадно. В английских, американских и многих других изданиях отсутствует, например, глава про арбузы и дядю Мишу. Для меня дядя Миша-центральная фигура «Аквариума», а они никак не могли понять, зачем в книгу введен этот персонаж, и вырезали его. Спорил с редакторами, спорил с переводчиками — не переспорил. И шутки мои переводу не поддавались, и потому их просто выбрасывали из текста. Но книги и после этого читались на всех языках. Я обращал внимание критиков: если на любом языке при любом переводе любая из семи моих книг все равно хорошо читается, так, наверное, это не только заслуга переводчиков и редакторов. Не могут же с плохих книг получаться только хорошие переводы? И хотелось кричать: вы мои книги на русском языке читайте… Но на русском-то как раз издать их было невозможно. Каждая из моих книг была бестселлером на многих языках, но на русском языке на Западе удалось опубликовать только две и, по-моему, не самые сильные: «Рассказы освободителя» и «Аквариум». Их быстро расхватали. По законам рынка следовало публиковать больше, если есть спрос, но не публиковали. А моя борьба за публикацию «Ледокола» на русском языке продолжалась более десяти лет. Но на Западе ни один издатель русских книг так и не решился публиковать «Ледокол» отдельной книгой. И в России «Ледокол» во времена, когда буйствовала «гласность», ходил много лет по редакциям и издательствам; нашлись умники, которые рукопись скопировали, чуть подправили и выдали за свое творение; нашлись издатели, которые подписывали контракты, но так и не решились их выполнить. Одним словом, долгие годы я считал себя знаменитым японским писателем… А потом повезло! Нашел меня издатель из России. Его зовут Сергей Леонидович Дубов. Он первым не побоялся издать главную книгу моей жизни «Ледокол» — на русском языке отдельной книгой. Шарахнул огромными тиражами. Не будем вступать в идеологический спор, хорошая книга «Ледокол» или плохая, но Дубов первым совершил то, чего в российской истории не бывало. Запрещенная литература публиковалась во все времена на Западе и перебрасывалась в Россию. Первый раз случилось так, что запрещенная литература печатается в России и перебрасывается в русское зарубежье. И все было бы прекрасно, но… посыпались вопросы и из России: «Витя, а кто это за тебя пишет книги? Например, кто написал „Аквариум“?» Хорошо, что после выхода «Аквариума» на русском языке в журнале «Нева» нельзя больше сказать, что русский такого написать не мог, и так больше не говорят — ясно написал такое русский, но только не я, а какой-то другой русский. И стали ученые мужи строчить научные трактаты: не мог Суворов такую книгу написать.

Логика непробиваемая: мы этого Суворова не знаем, мы его никогда не видели, мы с ним никогда не разговаривали, но ясное дело-он такого написать не мог, а вот другой дядя, которого мы не знаем, которого мы никогда не видели, с которым никогда не разговаривали, вот он мог такое написать.

1

tululu.org

Группа Аквариум - история и творчество

Иногда, чтобы лаконичными и емкими фразами сказать о той или иной группе, ее месте на музыкальном небосклоне и роли в жизни поклонников, нужно постараться обобщить все многолетнее творчество коллектива. А можно просто дать возможность участникам группы сказать о своем детище самим. Борис Гребенщиков назвал группу «Аквариум» сияющим зверем, который приносит людям то, чего им не хватало, о чем они и сами не знали. В одной этой фразе и раскрыт весь секрет популярности «Аквариума».

В поисках единомышленников

Летопись группы «Аквариум» открывается 1972 годом. С тех пор членами коллектива успели побывать десятки известных музыкантов разных стран – Всеволод Гаккель, Сергей Курехин, Олег Сакмаров, Борис Рубекин, Александр Ляпин, Дживан Гаспарян и Игорь Бутман. Историю группы можно условно разделить на несколько этапов. В эти периоды менялся не только состав участников «Аквариума», но и фирменное звучание.

Группа появилась по воле двух молодых людей, которые учились в одной питерской школе. Это были Борис Гребенщиков и Анатолий Гуницкий по прозвищу Джордж. Первоначально коллектив задумывался как поэтически-музыкальный. Как возникло его название, сказать однозначно невозможно, поскольку Анатолий утверждает, что оно появилось по аналогии с одним из пивных баров города. Но Борис склоняется к версии, что слово «аквариум» было утверждено в качестве названия после трехсуточных мучительных переборов множества словосочетаний.

Как бы там ни было, «Аквариум» получил название и окунулся в музыкальное течение. Правда, поначалу группе приходилось ограничиваться только репетициями в связи с нестабильностью состава. Музыканты то появлялись, то уходили, некоторые из них стали знаковыми фигурами в российском рок-пространстве. Среди них был и Эдмунд Шклярский – нынешний лидер рок-группы «Пикник». В это же время к коллективу присоединился один из основных участников золотого состава раннего периода «Аквариума» Михаил Файнштейн-Васильев (по прозвищу Фан), а через год в команде появился клавишник и флейтист Андрей Романов (Дюша).

Первый золотой состав

Свой первый магнитоальбом «Аквариум» записал в 1974 году с помощью обычной бытовой техники. Но официального релиза «Искушение святого Аквариума» (таково было его название) дождался только в 1997 году. Туда же вошли другие ранние работы коллектива. В 1975 году была еще одна запись («Менуэт земледельцу»), но эта фонограмма, к сожалению, безвозвратно утеряна.

Вскоре группу покидает Анатолий Гуницкий, однако он сохранил дружеские отношения с другими музыкантами, которые после такого поворота некоторое время пробовали реализовать себя в самодеятельном театре абсурда. Борис Гребенщиков очень быстро разочаровался в идее объединения музыки, поэзии и театра, поэтому он полностью сконцентрировался на музыкальной деятельности. А после прихода в «Аквариум» виолончелиста Всеволода Гаккеля, сформировался золотой состав группы: БГ, Дюша, Сева и Фан.

Провокаторы

Насыщенная концертная деятельность музыкантов «Аквариума» началась в 1976 году. Одной из судьбоносных была поездка на фестиваль в Таллин. Именно там, в обычном городском троллейбусе, произошло знакомство Бориса Гребенщикова с Андреем Макаревичем. С того времени участники «Аквариума» и «Машины Времени» «коллективно» дружат. Примерно в тот же период Гребенщиков познакомился лидером группы «Зоопарк» Михаилом (Майком) Науменко. Вместе они записали альбом «Все братья – сестры».

Апофеозом гастрольной деятельности «Аквариума» стало выступление на знаменитом рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году. В интервью одному из корреспондентов Борис Гребенщиков сказал, что ценность музыки «Аквариума» заключается том, что она не подчиняется стандартам и вылезает из всех шаблонов. Тогда на концерте музыканты вели себя откровенно эпатажно по советским меркам. В результате жюри фестиваля открыто обвинило коллектив в пропаганде гомосексуализма. После такого выступления Гребенщикова исключили из комсомола и выгнали с работы. Хотя сам Борис считает, что эти обстоятельства только помогли ему в самореализации.

Студийное творчество

Новой вехой в хронологии «Аквариума» стала встреча Бориса Гребенщикова с известным петербургским звукорежиссером Андреем Тропилло, которого называют первым советским продюсером. Именно он помог записать первые альбомы большинства групп Ленинградского рок-клуба – «Зоопарк», «Кино», «Алиса» и других. Он работал в Доме юного техника и там оборудовал студию, где и были записаны все пластики раннего периода группы «Аквариум».

Студийная история команды началась с выпуска «Синего альбома» в 1981 году. После этого музыканты создают «Треугольник». Впоследствии этот альбом признают одним из самых значимых в русской рок-музыке. Затем «Аквариум» становится членом только что основанного Ленинградского рок-клуба и таким образом получает легальный статус группы. Уже в 1982 году музыканты коллектива записывают пластинку «Табу», а через год появляется «Радио Африка».

Красная волна

Об «Аквариуме» узнают в разных уголках страны благодаря стремительному распространению записей группы. Коллектив становится востребованным, концерты продолжаются, многие выступления снимаются на пленку. А в 1984 году свет увидел альбом «День Серебра». Критики и поклонники считают его вершиной творчества группы того времени. Через два года вышла еще одна пластинка – «Дети Декабря», которая стала последней, созданной на студии Андрея Тропилло. Тогда же в США выходит двойная пластинка «Red Wave», которую подготовила Джоанна Стингрей. Эта американка сыграла главную роль в популяризации русского рока на Западе. Она много раз приезжала в СССР, подолгу жила в стране, познакомилась и подружилась со многими рок-музыкантами, помогала им в техническом плане усовершенствовать звучание, а затем еще и выпустила в Америке винил с музыкой четырех питерских групп – «Кино», «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы». Конечно, советские чиновники вскоре узнали о нем и решили дать рок-группам возможность выглянуть из подполья. Фирме «Мелодия» поручили выпустить компиляцию из песен, которые составляли альбомы «День Серебра» и «День Декабря». Так появилась советская пластинка «Белый альбом».

Уйти, чтобы вернуться

Это событие стало новым витком популярности «Аквариума». Команду БГ даже приглашали в музыкальные телепередачи. В 1987 году группа записывает саундтрек к фильму Сергея Соловьева «Асса». С тех пор начинается их сотрудничество. В том же году «Аквариум» выпускает альбом «Равноденствие», а потом Борис Гребенщиков подписывает контракт с канадской звукозаписывающей компанией и уезжает из страны. Тем временем музыканты группы пробуют силы в сольных проектах, изредка собираясь для совместных концертов. Ситуация с вынужденной паузой в коллективном творчестве «Аквариума», естественно, только накаляла конфликты между музыкантами и Гребенщиков объявил в 1991 году о роспуске своей группы. На VIII Ленинградском рок-фестивале золотой состав «Аквариума» дал последний концерт.

Возрождение «Аквариума»

Два года Борис Гребенщиков гастролирует с созданным им БГ-бэндом и под этим брендом записывает «Русский альбом». Некоторое время спустя, музыкант объявляет о возрождении «Аквариума». В новый состав команды БГ вошли Александр Титов, Алексей Зубарев, Олег Сакмаров, Андрей Вихарев, Сергей Щураков и Алексей Рацен. Первой совместной работой обновленного «Аквариума» стала виниловая пластинка «Любимые песни Рамзеса IV». Она поразила поклонников психоделическим звучанием, а музыкальные критики окрестили новый этап творчества группы «русским периодом БГ». После нескольких новых дисков Гребенщиков увлекся экспериментами, которые нашли свое отражение в проекте «Русско-Абиссинский оркестр». Не успел «Аквариум» насладиться возобновлением студийной и концертной деятельности, как после празднования 25-летия группы Борис Гребенщиков вновь объявляет о роспуске музыкальной команды.

Свежий воздух

Очередное перерождение «Аквариума» случилось в 1998 году, когда БГ начал сотрудничество с клавишником и аранжировщиком Борисом Рубекиным. Во многом именно он сформировал обновленный саунд и фирменный стиль «Аквариума». В 1999 году был представлен очередной студийный альбом «Ψ», хотя кардинальную смену звучания поклонники услышали через несколько лет, когда был выпущен альбом «Сестра Хаос». Современные аранжировки с использованием компьютерных технологий существенно отличали музыку «Аквариума» от того, что они играли до этого. Борис Рубекин дал коллективу глоток свежего воздуха. Состав участников заметно помолодел, зазвучал актуально, этим и привлек к творчеству более молодых поклонников. Альбом «Беспечный русский бродяга» стал символом группы в 2000-х годах. Его значимость отметили музыкальные критики, не оставил он равнодушными и коллег-музыкантов.

Тяга Гребенщикова к экспериментам привела к появлению «Аквариум International». В международном составе этого проекта играли музыканты, которые владеют игрой на экзотических инструментах.

На пороге неизвестности

В конце 2015 года коллектив пережил несчастье – в 46 лет умер Борис Рубекин. С его уходом из жизни завершился очередной этап развития группы «Аквариум». Теперь коллектив выступает без клавишника. А новым трендом творчества музыкальной команды БГ стали бесплатные выступления на улицах разных городов, в которых запланированы их крупные концерты. За несколько часов до основного выступления, музыканты «Аквариума» ставят аппаратуру прямо на улице и начинают играть для прохожих. А что будет дальше записано в хронике одного из старейших российских рок-коллективов, покажет время.

ФАКТЫ

В составе «Аквариума» за многие годы существования выступали около 25 гитаристов, более 15 клавишников, 15 басистов, 35 музыкантов-струнников, почти 5 десятков музыкантов-духовиков и вокалистов. По этой причине Артемий Троицкий называет «Аквариум» не группой, а личным творчеством Бориса Гребенщикова, которое реализуется с помощью неравнодушных музыкантов. При этом БГ называет группу ношей, которую несут все.

***

Группа «Аквариум» стала одним из первых музыкальных коллективов СССР, который делал полноценное оформление своих альбомов. Зачастую картинки на обложки пластинок клеили сами музыканты.

vmiremusiki.ru

Что мы знаем об изобретателе аквариума?

Говорят, большинство изобретений миру преподнесли чудаки. Возможно, Филип Генри был одним из таких изобретателей. У него была прекрасная по тем временам профессия — купец. Но юный Филип не хотел в нее погружаться целиком и полностью, его завораживали красоты живой природы, в частности, обитатели водоемов. А вас разве оставит равнодушным история такой рыбки, как килли, или икромечущие карпозубые, аплохейловые, канавные, сезонные рыбы? Названий у них много, а жизнь протекает в таких условиях, что кажется, сказка природы стала былью… Филип Генри Госсе, 1855 г.Фото: ru.wikipedia.org

Судите сами. Среда обитания этих рыбок поражает своим разнообразием: это могут быть и пересыхающие лужи и болотца Африки, и ледяные ручьи американских плоскогорий, и термальные источники с температурой воды до 50 градусов! Везде они чувствуют себя весьма комфортно.

Их икра уникальна по-своему: она остается жизнеспособной в течение двух лет, а в «сухом» виде её можно пересылать куда угодно в самой обыкновенной посылке. А уж палитре их красок позавидовал бы Леонардо да Винчи! Разве можно в них не влюбиться?

Нечто подобное произошло и с Госсе. Он безвозвратно потерял голову от рыбок в 17-летнем возрасте, когда отправился в Ньюфаундленд. Причем первой его любовью были бабочки и различные жуки. Но рыбки! Рыбки поразили его в самое сердце.

Уже чуть позже он узнал, что еще за тысячу лет до нашей эры китайцы вывели золотую рыбку. Кстати, китайские императоры содержали обитателей водоемов в парцеляновых вазах, украшенных цветками лотоса. А крестьянам было не до изысков — они плели для своих питомцев корзинки из рисовой соломы, такие плотные, что вода не выливалась. Одна беда — и в первом, и во втором случае стенки сосудов были непрозрачны, и рыбками можно было любоваться только сверху. Ваза периода династии Мин, 1522—1566 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Натуралист Госсе еще больше укрепился в своем желании разводить рыбок, когда ознакомился с первой европейской книгой по аквариумистике «Природная история домашних животных» Й. М. Бехштейна, которая была издана в 1797 году в Тюрингии. Она содержала описание условий содержания в неволе вьюна и золотой рыбки.

Впрочем, существовала одна существенная загвоздка — не была разрешена задача соблюдения баланса водной флоры и фауны и снабжения их кислородом. То есть рыбки не могли жить в первых аквариумах достаточно долго — воду приходилось менять через несколько часов. И подобный стресс не мог не отразиться на обитателях искусственных водоемов: во-первых, сокращались сроки жизни этих уникальных существ, а во-вторых, рыбки не очень хотели давать потомство.

К 1850 году Филип Генри, поработав в Ньюфаундленде, Канаде, Алабаме и Ямайке, принял твердое решение — посвятить остаток жизни преимущественно изучению жизни морских обитателей. Он-то и изобрел специальный прозрачный сосуд довольно большого объема, который и назвал, не мудрствуя лукаво, «аквариум». Что такое «аква», объяснять нет нужды… Современный аквариум, Окинава, ЯпонияФото: JordyMeow, pixabay.com

Первый «публичный аквариум» был открыт в лондонском Риджент-Парке весной 1853 года. Но и до этого, начиная с 1850 года, в Лондоне Госсе демонстрировал маленькие аквариумы, в которых размещал морских животных. Следом за Лондоном публичные аквариумы появились в Берлине, Неаполе, Париже, США. И все-таки настоящий аквариумный бум возник только после того, как аквариумы были установлены на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.

А спустя два года, в 1869 году, Пьер Карбоне впервые сумел добиться нереста макроподов и вырастить их потомство в условиях аквариума. Это тоже стало своеобразной революцией в деле разведения рыбок.

Но надо сказать, что к этому времени французы уже основательно «подсели» на труды Филипа Генри Госсе. Настольной книгой зоологов тех времен был двухтомник «Manual of marine Zoologie», который английский натуралист выпустил в 1855—1856 гг. Ее можно без всяких натяжек назвать азбукой морских животных.

Кстати, в Россию повальное увлечение аквариумами пришло чуть раньше, чем в Париж. Еще в 1863 году в Москве прошла первая выставка аквариумов с отечественными пресноводными рыбами. А в 1870 году в Санкт-Петербурге было создано общество любителей аквариума, которое возглавил А. А. Набатов — автор книг «Морской аквариум в комнате, его оборудование и уход за ним» и «Комнатный пресноводный аквариум». «Каким должен быть аквариум», Английская гравюра, 1876 г.Фото: ru.wikipedia.org

Но вернемся к Филипу Генри Госсе. Он прожил долгую жизнь и скончался 23 августа 1888 года. Кстати, единственный сын натуралиста пошел не по стопам отца.

Сэр Эдмунд Уильям Госсе известен как поэт и писатель. Сначала он работал в отделе каталогизации британского Музея (1865−1875), затем как переводчик в министерстве торговли с 1875 по 1904 год, потом служил библиотекарем в Палате лордов (1904−1914). С 1875 года Госсе начал издавать свои поэтические сборники. В истории он остался и как биограф многих куда более известных своих коллег. Но главное — он тоже добился признания и славы на туманном Альбионе. Фото: Irina_kukuts, pixabay.com

Наверняка у многих читателей нашего сайта есть дома аквариум. И следя за неспешным течением жизни в аквариуме, вспомните, пожалуйста, об истории изобретения аквариума и о Филипе Генри Госсе, который положил на алтарь истории престижнейшую профессию купца и стал натуралистом. Благодаря ему мы можем сколько душе угодно наблюдать за ярким миром обитателей водоемов.

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>