Акваланг кто изобрел
Акваланг - это... Что такое Акваланг?
Аквала́нг (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = Aqua-lung, «Водяное лёгкое») или ску́ба (англ. SCUBA, Self-contained underwater breathing apparatus, автономный аппарат для дыхания под водой) — лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее погружаться на глубины до трёхсот метров и легко перемещаться под водой.
История
Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Этот прибор состоял из контейнера со сжатым воздухом и шланга. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. Регулятор работал по принципу сухой и мокрой камер, мембраны и клапана. Система приводилась в движение вдохом (пониженное давление) и выдохом (повышенное давление). Регулятор был способен делать давление в дыхательном аппарате равным окружающему давлению. Изобретателям был выдан патент N 63606 на устройство. Именно этот аппарат и описал Жюль Верн в романе «20000 лье под водой».
В 1878 году Генри Флюсс изобрёл первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород (ребризер). Однако вскоре у водолазов возникли новые проблемы, так как в то время не было известно, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20[1] метров и время его вдыхания должно быть ограничено. См. кислородное отравление.
В 1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 атм. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании.
Офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру несколькими десятилетиями позже удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера. Вместо одного баллона для сжатого воздуха он поставил два.
Несмотря на недостатки в применении и риск кислородного отравления, наибольшей популярностью пользовались аппараты с замкнутой схемой дыхания. Во время второй мировой войны они использовались всеми воюющими сторонами. В то же время два француза, морской офицер и инженер, работали над изобретением аппарата с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе. Это были капитан Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, в 1943 году они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.
Слово «акваланг» является торговой маркой во многих странах мира и обозначает только продукцию фирмы «Aqualung», однако на территории бывшего СССР и в Европе оно стало общеупотребительным и обозначает класс дыхательных аппаратов.
Современность

Современные акваланги уже существенно отличаются от самых первых аппаратов, изобретенных Кусто. Хотя принципиальная схема современных аквалангов не претерпела никаких изменений.
Составные части акваланга
В последнее время распространены одиночные баллоны, но в Советском Союзе были широко распространены аппараты, состоящие из двух баллонов ёмкостью от 4,6 литра («Юнга») до 7-ми литров («Украина-2»), в которых под давлением содержится сжатый воздух или иная дыхательная смесь. Обычно баллоны и редукторы рассчитаны на давление 200 бар (атм), баллоны и редукторы на 300 атм используются, в основном, в техническом дайвинге.
- Регулятор — может быть несколько на одном акваланге (в зависимости от задач, решаемых во время погружения). Состоит обычно из двух частей: редуктора и лёгочного автомата. Воздух под давлением из баллона подаётся в редуктор, который понижает давление до так называемого промежуточного или среднего, которое на 6-11 атм больше, чем давление окружающей среды, и далее по шлангу передаётся в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), который понижает давление до давления окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание.
- Компенсатор плавучести — не обязателен, но повсеместно используется в настоящее время.
Криогенный акваланг
Криоге́нный аквала́нг (криоланг) — изолирующий дыхательный аппарат, в котором жидкий воздух хранится в двустенном баллоне выполненном в виде сосуда Дьюара с экранно-вакуумной изоляцией. Позволяет увеличить время автономной работы под водой и значительно снизить массу и габариты аппаратов.
Криогенный акваланг очень прост по конструкции, имеет, как правило, небольшое рабочее давление 10—12 атм. и в два раза большее время работы под водой, чем акваланг на сжатом воздухе. Заправляется чистым жидким воздухом или смесью жидкого азота с кислородом[2].
Рекорды[3]
См. также
Примечания
dic.academic.ru
Акваланг (история изобретения)
Изобретатель: Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян Страна: Франция Время изобретения: 1943 г.
Современный акваланг, который мы знаем и любим это всего лишь, так называемый, аппарат открытого цикла. То есть это когда вдох производится из акваланга, а выдох отводится в воду. И в разработке этого аппарата в первую очередь спасибо мы должны сказать французам.
Первые попытки разработки автономного «аппарата открытого цикла» совершили два француза. Это горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант французского флота Огюст Денейруз. В середине девятнадцатого века они разработали конструкцию аппарата, который содержал мембранный механизм для понижения давления в зависимости от глубины. Любопытно, что Рукейроль и Денейруз не были знакомы на том момент. Рукейроль же на самом деле пытался сделать аппарат автономного дыхания при спуске в шахту при проведении спасательных работ.
Огюст Денейруз узнав об этой разработке, предложил использовать ее для спуска людей под воду. Таким образом, был создан прототип современного акваланга. Аппарат был запатентован и впоследствии именно он был описан Жюлем Верном в своем великом романе «20000 лье под водой».
Несмотря на это, в реальности этот аппарат имел массу недостатков. Самый главный из них был обусловлен тем, что баллоны того времени были способны выдерживать лишь давление до 30 — 40 атмосфер и для увеличения времени пребывания человека под водой приходилось подавать воздух с поверхности. Таким образом, о какой-либо особенной автономности на длительное время речи пока не шло.
Дело в том, что эта новинка позволяла человеку находиться под водой всего лишь несколько минут. Затем подводник подключал свой воздушный резервуар к стоящему на поверхности насосу. Но, тем не менее, это был прорыв, и люди получили возможность, пусть на короткое время, но все-таки, возможность автономного пребывания под водой. Это уже был своего рода «глоток свободы от шлангов».
Аппараты Рукейроля — Денейруза использовались впоследствии более шестидесяти, но из-за ряда недостатков конкуренцию им составляли аппараты «замкнутого цикла» – ребризеры. Это когда выдыхаемый воздух остается в системе и обогащается кислородом для нового вдоха. Но об это позже.
Но, тем не менее, люди и далее пытались усовершенствовать этот «открытый цикл» и уже в 1936 году офицер фрацузской армии Ив Ле Прийор разработал аппарат с постоянной подачей воздуха под давлением из баллона для накачивания автомобильных шин, которые выдерживали уже давление до 150 атмосфер. Интересной особенностью данной конфигурации снаряжения было то, что наряду с самим автономным аппаратом применялась еще и специальная маска, которая наполнялась воздухом из баллона, выталкивая, таким образом, воду. Аппарат Прийора был на сей раз полностью автономным, поскольку окончательно освобождал человека от шлангов.
Но и этот аппарат был далек от совершенства, поскольку вентиль для вдоха открывался только вручную, а выдох производился в маску и только через нос.
В то же время автономное плавание человека под водой уже было возможно, благодаря так называемым аппаратам «замкнутого цикла». Система этого аппарата еще в 1787 году разработана молодым британским моряком, предпринимателем, естествоиспытателем и изобретателем Генри Флюссом. На лице ныряльщика была маска соединенная с находящимися за спиной дыхательным мешком, соединенным в свою очередь с медным баллоном, который заполнялся кислородом и, с коробкой с едким калием.
Человек совершал вдох не воздухом, а кислородом. При выдохе (смеси кислорода и углекислого газа) выдыхаемая смесь не отводилась в воду, а оставалась в системе. Углекислый газ поглощался едким калием и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление которого он регулировал при помощи специального клапана находящегося на баллоне.
Данный аппарат невозможно было использовать под водой на значительных глубинах, поскольку на глубине кислород страшно токсичен и именно поэтому данную систему могли использовать только для спасения людей в угольных шахтах или тоннелях. Все так и было до того момента, как эта система была модернизирована англичанином Робертом Дэвисом. Уже в 1911 году был выпущен аппарат названный «Davis False Lung» («Искусственное легкое Дэвиса») и который в дальнейшем поступил в продажу под названием «Прото».
Кстати именно этот же, правда, несколько модифицированный аппарат Флюсса — Дэвиса использовался в 1925 году при съемках первого подводного фильма, снятого по роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».
Новый ребризер имел редукционный клапан и впускал, таким образом, кислород автоматически и под нужным давлением, работая при этом по принципу регулятора Рукейроля—Денейруза, а медный баллон был заменен на стальной, который выдерживал большее давление.
С началом Первой Мировой Войны эти аппараты использовались на пожарах, и в основном конечно на поле брани для защиты солдат во время газовых атак, так нередко применявшихся в этой первой мировой бойне. И вот только после того, как Дэвис адаптировал эту систему для выхода из подводных лодок, правительства стран заинтересовались этой продукцией, которая и использовалась в дальнейшем, даже несмотря на опасность кислородного отравления. Впоследствии это устройство обрело широкую известность под именем «ПСАД» — Подводный Спасательный Аппарат Девиса.
Но пришло время, и идея аппарата открытого цикла сказала свое веское слово в автономном подводном плавании.
Дело было так. Молодой французский офицер Жак Ив Кусто по счастливой случайности женился на дочери магната из владельцев крупнейшей французской корпорации по производству бытового газа — «Эйр Ликвид» (Air Liquide). В сорок втором году, когда Франция была оккупирована Германий, то вся нефть методически забиралась на военные нужды рейха. Режим Виши сотрудничал с Германией и угождал ей во всем.
Тем не менее французы не желали ограничивать себя в возможности перемещаться на автомобилях и в стенах КБ конструкторского бюро «Эйр Ликвид» была разработана система подачи газа в двигатель. Разработал эту систему штатный инженер Эмиль Ганьян. Именно ему Кусто и предложил переделать эту систему для дыхания под водой. Таким образом, была создана двухступенчатая система понижения давления, именовавшаяся в дальнейшем аквалангом.
Основное отличие акваланга от предыдущих разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически, сама давала человеку воздух с давлением окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможности длительности плавания.
Само название «Акваланг» образовалось в результате сложения слов из двух языков — латинского «аqua» (вода) и английского «lung» (лёгкое).
Затем аппарат был испытан Ганьяном на реке Марна в январе 1943 года и затем после некоторой модификации еще раз в одном из парижских бассейнов. В июле 1943 года Кусто продолжает испытание акваланга уже в море недалеко от Марселя.
Таким образом, появилось именно то, что сегодня принято называть аквалангом.
Первый регулятор был выпущен в 1945 году и носил название CG45 (Cousteau-Gagnan 45).
Патент же на само слово «акваланг» принадлежал корпорации «Эйр Ликвид» до 1960-63 г.г.
Но настоящую известность слово «акваланг» получило лишь тогда, когда оно в 1953 году появилось в книге Жака Ива Кусто «Мир безмолвия».
Компания «Эйр Ликвид» создала впоследствии мировую империю по производству оборудования для подводного плавания и в нее вошли такие гиганты как Technisub, US Divers, SeaQuest, и Apeks. В дальнейшем фирма «La Spirotechnique» стала носить имя «Aqualung» и Жак Ив Кусто стал членом правления.
Так что слово «акваланг» и сегодня это торговая марка и фирма по производству снаряжения, и именно поэтому во избежание путаницы за границей нашей Родины аппарат открытого цикла принято называть «скуба». (SCUBA — Self Contained Underwater Breathing Apparatus — автономный аппарат для дыхания под водой).
Вот так создавался акваланг и пусть за границей эту технику совершенно справедливо называют скубой, для нас это все-таки акваланг, поскольку мы так привыкли и нас уже не переделать.
Изобретение акваланга во время Второй мировой войны и его использование в качестве военного оборудования надолго определило отношение к подводному плаванию, как к спорту для избранных, прочно занявшему свое место среди престижных и опасных «мужских» развлечений типа прыжков с парашютом, охоты на крокодилов или гонок «Кэмел Трофи».
После войны начали возникать многочисленные национальные водолазные федерации, каждая из которых пыталась разработать свою собственную программу обучения. Однако, как правило, все они были ориентированы на спортсменов и военных водолазов. В нашей стране аналогом подобной организации являлся ДОСААФ, где молодежь учили плавать с аквалангом с учетом будущей службы в военно-морском флоте.
istoriz.ru
Кто изобрел акваланг?
Люди всегда испытывали любопытство к тому, что происходит под водой, в подводном мире, и пытались туда проникнуть. Но как получить запас воздуха для дыхания под водой? Это было довольно сложно.
Нужно было решить две проблемы: трудность передвижения в воде и проблему постоянного изменения давления в подводном мире. Ныряние с запасом воздуха могли осуществить только очень натренированные люди, облаченные в сложные громоздкие, глубоководные костюмы с шлемами, которые находились под давлением воздуха.
В 1943 году капитан Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг. Он позволил открыть секреты подводного мира.
С этим оборудованием ныряльщик мог долго оставаться под водой. Запас воздуха, сжатый под давлением, содержится в баллонах, которые крепятся на спине пловца. Дыхание у подводного пловца такое же естественное, как на поверхности. Регулятор, укрепленный на баллоне, подает воздух под тем же давлением, что и на той глубине, на которой находится аквалангист. Для этого существует клапан. Единственное, что должен сделать ныряльщик, чтобы получить кислород,— это сделать вдох. Акваланг подаст ему порцию воздуха под необходимым давлением, в зависимости от того, на какой глубине он находится.
После изобретения акваланга подводное плавание широко распространилось по миру.
potomy.ru
Кто изобрел акваланг?
Люди всегда испытывали любопытство к тому, что происходит под водой, в подводном мире, и пытались туда проникнуть. Но как получить запас воздуха для дыхания под водой? Это было довольно сложно. Нужно было решить две проблемы: трудность передвижения в воде и проблему постоянного изменения давления в подводном мире. Ныряние с запасом воздуха могли осуществить только очень натренированные люди, облаченные в сложные громоздкие, глубоководные костюмы с шлемами, которые находились под давлением воздуха.
В 1943 году капитан Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг. Он позволил открыть секреты подводного мира. С этим оборудованием ныряльщик мог долго оставаться под водой. Запас воздуха, сжатый под давлением, содержится в баллонах, которые крепятся на спине пловца.
Дыхание у подводного пловца такое же естественное, как на поверхности. Регулятор, укрепленный на баллоне, подает воздух под тем же давлением, что и на той глубине, на которой находится аквалангист. Для этого существует клапан. Единственное, что должен сделать ныряльщик, чтобы получить кислород, — это сделать вдох. Акваланг подаст ему порцию воздуха под необходимым давлением, в зависимости от того, на какой глубине он находится. После изобретения акваланга подводное плавание широко распространилось по миру.
Следующая глава
Кто изобрел мяч? Никто не знает, кто первым начал играть в мяч, но было это еще в доисторические времена. Каждая цивилизация, от первобытных времен до наших дней, играла в игры, используя различные виды мяча. Некоторые древние народы плели мяч из тростника, другие
Как устроен акваланг? Акваланг — это современное приспособление для погружения на глубину. Он дает возможность ныряльщику дышать под водой, не завися при этом от подачи воздуха с корабля. Аквалангист носит свой собственный запас воздуха с собой прикрепленным к спине. Он
Кто изобрел комиксы? В газетах обычно можно найти страничку юмора. Она состоит из нескольких картинок, рассказывающих об одном или двух персонажах. Книга комиксов — расширенный вариант газетных и журнальных комиксов. В каждом сборнике рассказывается полная история
Акваланг Акваланг – устройство для обеспечения дыхания человека, находящегося под водой. Конструкция этого автономного дыхательного устройства состоит из двух баллонов со сжатым воздухом, дыхательного аппарата, ремней крепления. Акваланг.Принцип работы основан на
Кто изобрел комиксы? В газетах обычно можно найти страничку юмора. Она состоит из нескольких картинок, рассказывающих об одном или двух персонажах. Книга комиксов – расширенный вариант газетных и журнальных комиксов. В каждом сборнике рассказывается полная история
Кто изобрел расческу? «Ну и вопросик, – скажете вы. – Откуда нам это известно?» Да, действительно, назвать имя этого человека мы не можем. Да и было ли у него имя? Ведь первые гребни для ухода за волосами, которые обнаружили при археологических раскопках ученые, относятся к
Кто изобрел ножницы? Сегодня ножницы являются такой повседневной частью нашего быта, что мы даже и не задумываемся, откуда они взялись. А история их возникновения очень интересна. В VIII веке какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два режущих полотна с помощью
Кто «изобрел» хлеб? Бесспорно, хлеб – одно из величайших изобретений человеческого ума. Кому оно принадлежит? Как и когда зерно, известное людям с незапамятных времен, стало превращаться в духмяный хлебный каравай, булку, лепешку? Ответы на эти вопросы нам дают находки
Кто изобрел самолет? Иногда открытие начинается с появления «идеи». У человека появляется мысль, что людям необходим какой-то механизм или изделие, и он начинает его «изобретать».Но что касается самолета, или, как говорили раньше, аэроплана, идея эта была для человека
Кто изобрел вертолет? Мечта о летательном аппарате, который мог бы подняться в воздух, возникла давно. Леонардо да Винчи уже в 1500 году нашей эры нарисовал чертеж огромного винтообразного вертолета. Но он никогда не пробовал построить вертолет, потому что у него не было
Кто изобрел поезд? В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы
Кто изобрел трактор? Паровая машина Кюньо 1770 года была одновременно трактором и машиной. Однако изобретение трактора обычно приписывается англичанину по имени Кили. В 1825 году изобретатель сконструировал машину на колесах, приспособленную к передвижению по любому виду
Кто изобрел асфальт? Мы привыкли к асфальту, этому невзрачному серому материалу. Его можно увидеть повсюду – у нас под ногами, на крышах зданий, в каналах и на днище просмоленной лодки и даже на картинах великих художников: в основе красок, которыми они пользовались, лежит
Кто изобрел лифт? Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад.Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки. Блок
Кто изобрел акваланг? Люди всегда испытывали любопытство к тому, что происходит в подводном мире, и пытались туда проникнуть. Но как получить запас воздуха для дыхания под водой? Это было довольно сложно.Нужно было решить две проблемы: трудность передвижения в воде и
info.wikireading.ru