451 градус по фаренгейту кто написал


451 градус по Фаренгейту

Америка относительно недалёкого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.

Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.

Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.

Продолжение после рекламы:

Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.

Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.

Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»

Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличённая в хранении запрещённой литературы, отказывается покинуть обречённое жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.

На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.

В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчинённому небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «...Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Содержание. Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».

Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но средство, с помощью которого создаётся общество манипулируемых людей, где личности нет места.

«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а... просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».

Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».

До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашёл уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обречённого на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.

В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять. Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах. Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах. На прощание Фабер даёт Монтэгу миниатюрный приёмник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.

Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но ещё раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом. Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчёт книг куда нужно. Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.

По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предаёт огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемёта на Битти. Затем наступает черёд двух других пожарников.

С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удаётся спастись от погони. По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса. Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.

Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства. Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живёт» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке. Тысячи единомышленников делают своё дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики. Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.

briefly.ru

Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, сюжет романа «451 градус по фаренгейту» рэя брэдбери

В научной фантастике есть много авторов, которые оставили яркий след в этом жанре. Таким писателем был и Рэй Брэдбери, написавший большое количество рассказов и романов в жанре фантастики. Одним из его произведений стал роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году.

Сюжет романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Действие романа происходит в будущем, где общество полностью контролирует тоталитарное руководство. В общество усиленно насаждают потребительское мышление вместе с массовой культурой. Из-за этого государство даже запретило жителям держать в своих домах книги, с помощью которых люди могут начать мыслить критически. «Пожарные» сжигают обнаруженные книги, при этом книги сжигаются вместе с домом, в котором они хранились, ну а их владельцев ожидает незавидная судьба – их арестовывают, а некоторых даже отправляют в сумасшедший дом.

Главным героем романа является Гай Монтэг. Он работает «пожарным», он убеждён, что его деятельность направлена на благо общества, однако затем происходит случай, заставляющий его серьёзно задуматься над тем, стоит ли уничтожать книги.

Семнадцатилетняя девушка Кларисса Маклеллан показывает ему, что жить можно и не так серо и скучно, как живёт большинство других людей. Она показывает, что можно говорить о чувствах, просто наслаждаться каждым прожитым днём. Под её влиянием главный герой забирает несколько книг.

Через некоторое время девушку сбивает автомобиль, из-за чего она погибает. А затем женщина, в доме которой были книги, отказалась из него уходить и сгорела вместе с домом и книгами. Всё это в значительной степени усилило внутренний разлад главного героя. В итоге он принимает решение уйти со своей работы.

Пытаясь разобраться в том, насколько могут быть опасны книги, главный герой пытается зачитать отрывки из спрятанных книг своей жене, однако та его не понимает. Через некоторое время герой находит старика Фабера, вместе с которым он договаривается работать сообща – они намереваются создавать копии книг, чтобы затем, когда произойдёт разрушительная война и установленный порядок рухнет, они смогли передать литературные произведения новому поколению.

На главного героя доносят, из-за чего ему приходится ехать на сжигание собственного дома. Ему, впрочем, удаётся сбежать, однако в погоню за ним пускают электрического пса. Он договаривается с Фабером, что через некоторое время они, если останутся живы, обязательно свяжутся друг с другом и продолжат своё дело.

Покинув город, главный герой встречает неких людей, которые, как выясняется чуть позже, входят в общество, занимающееся заучиванием некоторых книг – члены общества рассчитывают на то, что в будущем они смогут воспроизвести запомненные книги на бумаге и вернуть их людям.

Этот роман впоследствии был экранизирован, при этом его сюжет частично изменили, в частности в экранизации Кларисса выжила. Кроме того, идеи, описанные в романе «451 градус по Фаренгейту», были использованы при создании сценария для фильма «Эквилибриум», который появился в 2002 году.

Рецензия на роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Роман «451 градус по Фаренгейту» вызывает и страх, и печаль одновременно. Страх он вызывает из-за того, что писатели-фантасты на самом деле очень часто угадывают будущее, которое ожидает людей. Даже в романе «451 градус по Фаренгейту» описаны некоторые вещи, которые появились в будущем, к примеру, в своём произведении автор описывает банкоматы и «телевизионные стены», которые представляют собой аналог появившихся относительно недавно плоских телевизионных панелей. Грусть же возникает из-за того, что современная жизнь уже во многом похожа на подобные антиутопии, ведь в жизни современного человека всё меньше и меньше остаётся места высокой культуре, всё больше распространяется так называемая массовая культура, не дающая людям развивать свой интеллект.

В мире, который показывает Брэдбери в своём произведении, настоящих друзей уже давно и прочно заменили «родственники». И они занимают у людей всё свободное время, из-за чего люди больше не тратят это самое время на закаты, первые цветы, чтение стихотворений, собственных детей и другие мелочи. Для жителей этого мира важными стали только стены-телевизоры да «родственники», с которыми они перебрасываются пустыми фразами. К сожалению, многие современные люди живут именно в таких условиях, что были показаны в романе «451 градус по Фаренгейту» - просто нужно «телевизионные стены» заменить на Интернет.

Тем не менее, жители мира романа Брэдбери счастливы. А рецепт этого счастья на самом деле очень прост – все люди в придуманном автором мире одинаковы. У них мозги заполнены одним и тем же ширпотребом, из-за чего спустя всего несколько лет после свадьбы они даже не в состоянии вспомнить время и место знакомства с супругом.

Брэдбери показал мир, в котором всё направлено на то, чтобы превратить нормальных людей в не думающих и не страдающих зомби. Государство лишило людей времени на размышления, окружило людей развлечениями, из-за чего люди были лишены возможности страдать, чувствовать, сопереживать и размышлять. И это превратило их в растения. В растения, в которые постепенно превращаются и современные люди, точно так же окружённые развлечениями, чьё время точно так же заполнено разнообразным эфирным шумом в виде телепередач, не несущих никакой смысловой нагрузки.

Роман «451 градус по Фаренгейту» можно с уверенностью назвать лучшим произведением для знакомства с антиутопиями, которые были написаны в большом количестве. Не менее известная антиутопия «1984», написанная Оруэллом, безусловно, хороша. Однако чтобы этот роман пробрал до костей, читатель должен иметь некоторые знания в политике и истории. А вот роман «451 градус по Фаренгейту» несколько проще и понятнее, хотя он тоже обладает пессимистической энергетикой, как произведение «1984».

Да, после прочтения романа «451 градус по Фаренгейту» читатель испытывает боль и грусть, однако прочитать это произведение следует уже для того, чтобы самостоятельно подумать о том, куда катиться весь наш мир…

www.cultin.ru

Обзор книги «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту» — роман-антиутопия Рэя Брэдбери, который впервые был издан в 1953 году. Что же значат цифры 451? Это температура в Фаренгейтах, при которой воспламеняется бумага. В переводе в градусы Цельсия это – 233 градуса.

В книге «451 градус по Фаренгейту» автор описывает общество будущего, которое подвластно потребительскому мышлению и которое зависит от массовой культуры. В таком обществе книги, которые заставляют задумываться о жизни и смысле существования, должны быть сожжены. Преступлением признается хранение книг. А люди, которые умеют иначе мыслить оказываются вне закона.

По сюжету романа, главный герой Гай Монтэг, который работает пожарным и сжигает книги. При этом он бесспорно уверен, что работает «на пользу общества». Но совсем скоро он разочаровывается в идеалах, которые навязаны обществу, к которому он сам и принадлежит. Он уходит в подполье и становится изгоем. Он ведет свою деятельность вместе с группой маргиналов, которая считает нужным заучить тексты книг, чтобы спасти информацию и передать ее потомкам.

Интересно, что этот роман автор писал на машинке, которую брал на прокат в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. В основу романа лег сюжет неизданного рассказа «Пожарный» и рассказа «Пешеход». Впервые роман печатался частями в самых первых Playboy.

В СССР впервые эта книга издалась в 1956 году. Отзывы на роман были разнообразные – и отрицательные и положительные. Хотя даже наличие отрицательных отзывов в идеологических журналах не привели к запрету книги.

В романе «451 градус по Фаренгейту» автор дал описание многим предметам и явлениям, которые появились уже после выхода книги в 1953 году:

  • Радиоприёмники «Ракушка» — аналог портативных радиоприёмников, которые появились в 1979 году.
  • В романе в жизни людей большое значение имеет телевидение. В романе автор говорит о разнообразных телевизорах. От телевизионных стен до миниатюрных переносных экранов. В книге есть упоминание, что картинка передается на экран в цвете и объеме, то есть это своего рода 3D-изображение.
  • Телевизионные стены — аналог плоских телевизионных панелей, которые начали производить в конце 20 в начале 21 века.
  • Банкоматы — банк, в котором круглосуточно можно получить наличные, а обслуживание ведут роботы.

Цитаты из книги 451 по Фаренгейту Рэй Брэдбери:

Человек в наше время — как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… 

-Теперь вам понятно, почему книги вызывают такую ненависть, почему их так боятся? Они показывают нам поры на лице жизни. 

Я люблю бывать с людьми. Но собрать их в кучу и не давать никому слова сказать — какое же это общение? Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории — что-то переписываем, или урок рисования, что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами- трах, трах, трах, — а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение?

bookdigest.com.ua

451 градус по Фаренгейту. Краткий сюжет

Этот роман издан Рэем Брэдбери в 1953 году. По жанру это научная фантастика и антиутопия. Название обусловлено тем, что температура, при которой загорается бумага, равна 451 градусу по Фаренгейту.

В книге описывается Америка в недалеком будущем. Главный герой – Гай Монтэг, он работает пожарным. Но в его мире пожарные не тушат пожары, так как в их новом развитом обществе их не бывает, а наоборот, пожарные жгут, жгут все, что может заставить человека задуматься хоть о чем-то, в том числе и книги.

Монтэг хороший работник, и многие годы служит во славу своей профессии. Но роковой для него становится встреча с маленькой девочкой по имени Кларисса. Она очень разговорчива и любознательна, ее интересует живая природа и люди. Она повергает Монтэга в шок своим вопросом, счастлив ли он. После этого его жизнь резко меняется. Он понимает, что его жизнь монотонна и заезжена, и что, конечно же, ни о каком счастье и речи идти не может.

Масла в огонь подливает и его собственная жена, которая постоянно пытается покончить с собой, но при этом не понимает причину своей бесконечной тоски. В браке у них нет ничего общего, жена полностью погружена телепередачами, которые показывают у них в доме на всех стенах. У Монтэга начинают появляться вопросы, что, зачем и почему. Он смущает этим всех окружающих.

Следующей стрессовой ситуацией для Монтэга становится случай, когда они выезжают на новый вызов и хозяйка дома, где было много книг, остается внутри, что бы сгореть. Потому что без них она жить не может, потому что не может человек жить без прошлого, без воспоминаний, эмоций и мыслей.

Монтэг впадает в депрессию и не в состоянии встать с постели. Все вокруг пытаются ему внушить, что такой устой мира правильный, что так лучше для человечества. Но Монтэг уже стал другим человеком. Он начинает действовать и выходит на некого господина Фабера, которого пожарные уже давно отслеживают как неблагонадежного.

Над Америкой тем временем нависла угроза войны, и профессор Фабер надеется, что возможно после нее можно будет возродить книгопечатание хотя бы в небольших количествах.

Над домом Монтэга нависла угроза, его собственная жена доложила о том, что муж прячет в доме книги. Ему приходится собственноручно спалить свой собственный дом, а затем и трех пожарных для того, чтобы скрыться и не подвести своих новых соратников. Он становится преступником и на него начинают погоню, но в суматохе главному герою все же удается скрыться. Профессор Фабер помогает ему выбраться из города. Он попадает в сообщество единомышленников, оппозицию. Люди, дабы избежать исчезновения великих книг, попросту выучили их наизусть, и сами стали живыми книгами.

Роман «451 градус по Фаренгейту» увлекает и заставляет задуматься о многих вещах. Почему люди не хотят расставаться со своим прошлым, накопленными знаниями и эмоциональным опытом? Разве не проще было бы жить без всего этого? Как человек может сопротивляться тоталитарному режиму? Много ли может сделать один человек?

fantasticstories.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>