«Камикадзе». Самоубийственная атака

12 апреля 1945 года. Школьницы провожают лейтенанта Тосио Анадзава на смерть, которая ждет его в районе Окинавы. На борту его самолета Hayabusa – 250-килограммовая бомба.

«Камикадзе» – это слово и по сей день вгоняет в ступор многих людей. Кто-то произносит его с ужасом, кто-то с гордостью. Как бы там ни было, после Второй мировой войны это японское понятие стало кровавым символом самоубийственной атаки, символом абсолютного самопожертвования

Последний оплот

Осенью 1944 года мощная авианосная группа Третьего флота США приближалась к побережью Филиппин – одной из главных военных баз японцев. Утрата архипелага означала бы для японцев потерю последнего бастиона, защищающего подступы к их родине…

В предыдущие недели американские палубные истребители и штурмовики, базирующиеся на двенадцати авианосцах, постоянно наносили удары по аэродромам в окрестностях Манилы. Так что в ходе изматывающих боев Первый воздушный флот Японии сократился с 432 крылатых машин до 40 самолетов.

Первый камикадзе

Утром 15 октября командир 26-й воздушной флотилии контр-адмирал Арима Масафуми получил от своего непосредственного начальника, командующего Первым воздушным флотом адмирала Тераока Кимпей, тревожное сообщение о том, что воздушная разведка обнаружила передовые корабли противника всего в30 миляхк востоку от острова Лусон. Контр-адмирал тут же поднял в небо все оставшиеся в его распоряжении самолеты.

На базу вернулась лишь треть вылетевших на задание машин. Плюс несколько самолетов разбилось при посадке из-за крайне неумелых действий экипажей. В распоряжении Масафуми осталось слишком мало ветеранов, а плохо обученные новички в массе своей были обречены погибнуть без всякой пользы в первом же бою. А между тем из штаба воздушного флота требовали оперативно подготовить вернувшиеся самолеты к новому вылету.

Вот тогда-то контр-адмирал Арима Масафуми решил лично возглавить вторую атакующую волну. Он быстро написал прощальное письмо домой, спорол с мундира знаки отличия, сел в истребитель и повел за собой ударную авиагруппу.

Последними словами его были: «Иду на таран неприятельского авианосца. Меня ведет путь самурая, и потому я спокоен. Да здравствует император и Япония!» Так контр-адмирал Арима Масафуми стал первым камикадзе новейшей истории.

Тяжелые времена

Правда, императорский флот, даже несмотря на серию тяжелейших поражений, все еще оставался грозной силой. К началу битвы за Филиппины в состав ВМФ Японии еще входили крупнейшие в мире суперлинкоры типа «Ямато», а также самый крупный в мире авианосец «Синано» водоизмещением 72 тыс. тонн (линкор «Мусаси» и суперавианосец «Синано» будут потоплены американцами в 1944 году, а «Ямато» – 7 апреля 1945 года).

Однако только немногие посвященные знали, что нехватка топлива сильно ограничивала боевые возможности японских оперативных соединений. А главная беда заключалась в невозможности быстро восполнить ужасающие потери среди летного состава.

Именно в это время японское командование начало активно проводить идею необходимости самопожертвования во имя родины и императора.

Отец камикадзе

Конечно, отдельные случаи самоубийственных атак с участием японских солдат происходили задолго до филиппинской операции. Для военнослужащих Императорской армии смерть в бою считалась самой почетной наградой. Но до осени 1944 года подобные примеры все же являлись исключением из правил.

Среди высших японских офицеров было достаточно здравомыслящих людей, которым была омерзительна идея в массовом порядке принуждать молодых соотечественников совершать самоубийство.

Но когда ситуация на фронтах стала критической, высшее военное руководство наконец вняло доводам тех, кто уже несколько лет утверждал, что гораздо эффективнее посылать на вражеский авианосец несколько скоростных истребителей, ведомых камикадзе, чем организовывать десятки бесполезных бомбардировочных рейдов.

Активнее всего столь радикальную меру лоббировал вице-адмирал Такидзиро Ониси (1891 – 1945). Впоследствии именно он получил неофициальный титул «отца камикадзе».

Первый отряд

Первый отряд камикадзе был сформирован в день, когда американские десантные силы уже входили в залив Лейте на Филиппинах. Для специальных атак японцы сняли со своих истребителей Zero подвесные топливные баки. На их место с целью усиления поражающей способности «крылатых торпед» были подвешены 250-килограммовые авиабомбы.

Молодые японские летчики-камикадзе. Ни одному из них не суждено вернуться на базу.

Молодые японские летчики-камикадзе. Ни одному из них не суждено вернуться на базу.

Первых реальных попаданий в цель камикадзе добились 25 октября 1944 года, когда неожиданной атакой врасплох был застигнут экипаж небольшого американского авианосца «Сэнти». Камикадзе на истребителе Zero спикировал на корабль со стороны солнца. Расчеты зенитных установок прозевали приближающуюся угрозу, и японец смог направить машину прямо в скопление стоящих на палубе американских штурмовиков. Пилот рассчитывал, что возникший на палубе пожар через лифтовую шахту быстро перекинется во внутренние помещения авианосца. Частично смертник своей цели добился. После его удара на палубе сдетонировало несколько авиабомб. При взрыве погибли 16 и были ранены 27 моряков. С большим трудом экипажу удалось спасти свой корабль.

Линкор «Миссури» атакован пилотом-камикадзе.

Апогей драмы

Самоубийственные атаки продолжались практически в течение всего этого дня, и с каждым часом интенсивность их возрастала.

Апогеем же драмы 25 октября 1944 года стала гибель авианосца «Сент-Ло». Нападение застало американских моряков врасплох и в самый неподходящий момент. Противовоздушная оборона корабля вовремя не среагировала на появление противника. В итоге совершенно невредимый Zero оказался прямо над головами палубной команды, подвешивающей бомбы и заправляющей топливом штурмовики.

Один из уцелевших членов экипажа «Сент-Ло» впоследствии вспоминал, что японский самолет шел на бреющем полете, а за остеклением кабины было отлично видно улыбающееся лицо пилота-мальчишки…

В следующую секунду японец с высоты 12 метров сбросил бомбу, которая пробила палубу и взорвалась в чреве корабля. Сам истребитель врезался в стоящие на палубе самолеты. Горящее топливо из самолетных баков брызнуло огнеметными струями. Моряки вспыхивали и сгорали, словно спички…

Гибель авианосца «Сент-Ло».

Всего в этот день японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев противника, потеряв при этом всего 17 своих самолетов – грандиозный успех, ведь обычными бомбардировками столь впечатляющих результатов добиться было невозможно.

Всего же от действий камикадзе в ходе филиппинской операции американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортных судов. Повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Линкор «Колумбия» — атакован.

Последнее право

В дальнейшем камикадзе массированно использовались в битве за Формозу (Тайвань) и Окинаву. По приказу адмирала Нимитца военная цензура засекречивала всю информацию о новом оружии японцев, чтобы не сеять панику среди резервистов.

Экипаж авианосца «Бункер-Хилл» борется с огнем после того, как корабль был атакован камикадзе 11 мая 1945 года.

Даже после того, как император Японии Хирохито объявил по радио о капитуляции своих вооруженных сил, атаки камикадзе продолжались какое-то время. Многие пилоты, месяцами ожидавшие приказа на последний вылет, спешили воспользоваться своим правом на почетную смерть. Последним американским кораблем, ставшим жертвой летчика-самоубийцы, стал эсминец «Каллаген». Всего же, по разным источникам, в самоубийственных атаках погибло от 5 до 7 тыс. камикадзе…

СПРАВКА 

История слова «камикадзе» восходит к XIII веку. В августе 1281 года огромный монгольский флот направлялся для десантной операции к берегам Японии. Перед лицом смертельной опасности японцам оставалось только готовиться к последнему бою и просить помощи у своих богов. Но неожиданно обрушившийся на монгольский флот тайфун разметал силы вторжения. Затонуло свыше четырех тысяч монгольских кораблей, около ста тысяч воинов погибли в волнах. Этот тайфун, спасший страну, получил название «Камикадзе» – «божественный ветер, пришедший на помощь».

 


«Камикадзе». Самоубийственная атака: 2 комментария

  1. Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

  2. Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>