Тараны в истории авиации. Иду на таран

Таран летчика Ивана Мещерякова

Таран – изобретение древнее. В древности носы боевых кораблей делались в форме рога, которым пробивали борт вражеского корабля. Принцип тарана использовался и для пробивания ворот или стен вражеских крепостей. А в XX веке слово «таран» пробрело новое значение. 26 августа 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров во время налета вражеских самолетов на аэродром в Галиции поднял в воздух аэроплан «Моран-М», направил его на австрийский самолет и протаранил машину. Оба самолета рухнули на землю, погребя под обломками пилотов. Так была начата эпоха воздушных таранов 

Предыстория

В августе 1914 года авиаотряд Нестерова передислоцировался в район Жолковского замка (район Львова).

Спокойной жизни здесь летчики, естественно, не обрели. В небе над замком часто появлялся вражеский самолет «Альбатрос». Однажды с него была сброшена граната, которая, к счастью, не разорвалась. Но тогда ни Петр Николаевич, ни бойцы его эскадрильи не знали, да и не могли знать, что за штурвалом «Альбатроса» сидел лейтенант австро-венгерской армии барон Розенталь владелец Жолковского замка…

Действия этого самолета-разведчика были довольно опасны во время подготовки наступления русских войск на австро-венгерском фронте.

 Таран первый, самый известный

Заметив в очередной раз круживший в небе «Альбатрос», штабс-капитан Нестеров сел за штурвал самолета. При этом летчик не взял никакого оружия, у него не было не то что пулемета, но даже пистолета.

Надо сказать, что вражеский летчик быстро разобрался, с каким противником ему предстоит иметь дело, и сделал откровенную попытку ретироваться. Однако гораздо более быстроходный самолет Нестерова догнал убегавшего врага, и Петр Николаевич ударил «Альбатрос» сверху корпусом своего самолета… От сильного удара самолет Розенталя стал падать вниз. Самолет же Нестерова еще некоторое время держался в воздухе, но вскоре тоже упал.

Когда однополчане добрались до места падения самолета, они увидели лежащего на земле бездыханного Нестерова. На теле не было видимых повреждений, лишь на правом виске – капля крови. Командир 11-го авиаотряда умер практически мгновенно от сильного повреждения позвоночника…

За свой подвиг Петр Нестеров был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Святого Георгия Победоносца IV степени. 

Тараны в истории авиации

Таран ночной

Первый ночной таран был совершен советским летчиком – старшим лейтенантом Евгением Степановым – 25 октября 1937 года в Испании: он разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика стойкой шасси. 

Те, кому повезло

Как показывает статистика, при совершении таранов погибло примерно 37 процентов летчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своем самолете.

Так, 31 мая 1938 года Антон Губенко в воздушном бою над китайским городом Ханькоу, израсходовав боеприпасы, протаранил японский истребитель и сумел посадить свой поврежденный самолет. Губенко был произведен из капитана сразу в полковника, получил звание Героя Советского Союза.

Капитан Николай Жердев в 1938 году в Испании протаранил бомбардировщик и приземлился. Погиб же летчик в авиааварии в 1942-м, имея на счету 14 сбитых самолетов. 

Статистика

В первые часы войны между Германией и СССР советские летчики совершили восемь таранов. Всего в этой войне таранили противника по крайней мере 636 советских пилотов. Как минимум 503 экипажа совершили таран наземных целей.

Примечательно, что если в 1941-1942 годах советские летчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в 1943-1944-м – менее 10, а в 1945-м – около пяти в месяц.

Более двух третей таранов приходится на 1941-1942 годы – самый тяжелый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров во избежание тарана.

Не один раз

Есть случаи, когда летчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек произвели так называемые двойные тараны, когда с первого раза самолет противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда летчику-истребителю Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара.

Летчики Терехин и Хлобыстов совершили по три тарана. Причем Алексей Хлобыстов два из них в одном бою.

35 летчиков совершили по два тарана, а Борис Ковзан – четыре.

Женский таран

12 сентября 1941 года летчица 135-го бомбардировочного полка Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 в бою пошла на таран и сбила немецкий истребитель Ме-109. Сама героиня также была сбита, но уже когда пыталась посадить поврежденный самолет.

Этот случай является единственным в истории авиации, когда воздушный таран успешно совершила женщина. 5 мая 1990 года летчице было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

Таран в стратосфере

Единственный в истории авиации таран в стратосфере, совершенный пилотом без кислородной маски, – на счету летчика-истребителя Алексея Катрича (11 августа 1941 года). При этом воздушный ас остался жив и воевал до самой Победы, уничтожив в общей сложности 14 вражеских самолетов.

– В тот день мне выпало одному, без ведомого, патрулировать подступы к Москве на МиГ-3, – вспоминал Алексей Катрич. – Я издалека заметил шлейф, тянущийся на высоте примерно восемь тысяч метров. Это был «Дорнье-217» – двухмоторный разведчик. Он фотографировал железную дорогу Ленинград – Москва. Это значило, что следом на железку придут бомберы.

Здоровье позволяло мне тогда летать без кислородной маски, и я нагнал фашиста на девяти тысячах. Мне повезло: солнышко светило мне в затылок, а фрицам в глаза, они меня не видели!

Первой же очередью я поразил их стрелка и один мотор, и они кинулись наутек. А у меня конфуз – заклинило пулемет! Принял решение таранить. Зайдя сверху, чтобы обломки «Дорнье» не коснулись моей машины, рубанул винтом по его стабилизатору. Все! Фашист пошел вниз и упал где-то у города Зубцов, а я на своем еле дышащем моторе дотянул до Мигалова под Калинином и сел как положено.

Вскоре по радио читали указ о присвоении Катричу звания Героя.  

На других фронтах

Естественно, что совершали тараны и граждане других государств: англичане, китайцы, испанцы, французы, болгары, греки, поляки, югославы, немцы и итальянцы.

Американцы даже утверждают, что первый таран в войне на Тихом океане был совершен отнюдь не японским, а американским пилотом. Так, 10 декабря 1941 года капитан Келли таранил японский линкор «Харуна» подбитым бомбардировщиком Б-17, предварительно приказав экипажу покинуть машину. 

Не только камикадзе

Отдельно надо сказать о японских камикадзе. Хотя справедливости ради надо отметить, что до 1944 года (вопреки распространенному мнению) тараны осуществлялись не смертниками, а обычными японскими пилотами, прибегавшими к таранам как к последнему средству нанесения урона противнику. Причем знамениты японские летчики не воздушными таранами, а морскими. Японцы совершали их практически во всех боевых операциях в войне на Тихом океане. Однако сильного урона противнику не наносили – пока этим не занялись летчики Специального ударного корпуса (известные как камикадзе). 

Успешные атаки

Камикадзе заранее знали, на что идут. Первых успехов они добились в октябре 1944 года, когда им удалось потопить эскортный авианосец Saint Lo и сильно повредить еще семь авианосцев.

1 ноября 1944-го камикадзе потопили эсминец и повредили еще пять. 25 ноября 1944-го камикадзе сильно повредили ударный авианосец Intrepid. В 1945 году летчики-смертники потопили два эскортных авианосца и повредили восемь авианосцев и два эсминца.

В апреле и мае 1945 года на смерть было послано 900 японских камикадзе, из которых 200 поразили намеченные цели.

Гибель авианосца «Сент-Ло» от нападения японского камикадзе.

23 тарана за день

Кстати, мало кто знает, что еще раньше японцев подобные части организовали у себя немцы. В середине 1944 года майор фон Карнацки предложил создать специальные отряды летчиков-смертников «рамяггер», которые должны были таранить американские бомбардировщики. Формирование «штурмовых групп» было санкционировано. При зачислении в часть добровольцы подписывали обязательство в случае неудачи сбить противника огнем, таранить его. В эти части зачисляли и штрафников. Формально летчиков не обязывали таранить, но любым способом они должны были сбить не менее одного самолета противника за вылет.

Была даже организована специальная школа подготовки пилотов-камикадзе.

Случай отработать «самоубийственную тактику» на практике представился днем 7 апреля 1945 года в районе Магдебурга. В атаке приняли участие 120 «мессершмитов». Всего в этот день было нанесено 23 таранных удара. При этом восемь американских бомбардировщиков было сбито. Остальным, несмотря на повреждения, удалось дотянуть до своих аэродромов. 

Один из последних

Выпускник Качинского училища военных летчиков подполковник Анатолий Николаевич Левченко совершил в 1985 году воздушный таран в районе перевала Саланг… Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Тараны в истории авиации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>