Подделанная история. Знаменитые мистификации в археологии и истории

Эпоха исторических фальсификаций и мистификаций началась, как только предметы искусства приобрели статус товара. Умельцы стали создавать практически неотличимые от шедевров копии и вскоре наводнили ими антикварный рынок, частные и государственные коллекции. Причем история сохранила такие закрученные истории о подделках, что похождения графа Калиостро или Остапа Бендера кажутся по сравнению с ними невинными шалостями

Ушлый Казанова

Однажды жертвой мистификации со стороны художника Казановы (брата известного авантюриста) стал основатель современной археологии Винкельман.

Казанова продал знаменитому ученому три «древние» картины, которые, по его уверению, были сняты прямо со стен в Помпеях. Как позже выяснилось, две картины были изготовлены самим Казановой. Для убедительности мошенник сочинил совершенно невероятную историю о некоем офицере, который якобы тайком ночью выкрал эти картины с раскопок. Винкельман поверил во все басни Казановы и описал эти картины в своей книге по археологии.

Конфуз Лувра

А вот другой случай. Однажды журнал «Наука и жизнь» «оказал помощь» ловкому мистификатору. Так, в шестом номере журнала за 1968 год была опубликована статья доктора исторических наук Монгайта «Из истории археологических мистификаций». Там упоминалась и фальшивая тиара (золотая корона) скифского царя Сайтаферна, жившего в III веке до н. э. Надпись на короне свидетельствовала, что тиара была преподнесена в дар Сайтаферну гражданами греческой колонии Ольвии. Далее в статье говорилось, что автором этой подделки был одесский ювелир и антиквар Рухумовский. В 1895 году ушлый ювелир продал французам сделанную им же самим тиару за баснословную по тем временам сумму – 200 тысяч франков. «Скифская корона» была выставлена в Лувре, но через год разгорелся грандиозный скандал.

В 1896 году в «Одесском вестнике» было опубликовано письмо ювелира Рухумовского, в котором тот рассказывал о своей подделке: «…Клянусь небом, я купил рисунок этой тиары за двести рублей. Конечно, кое-что мне стоило золото… Ну а дарственную надпись ольвийцев я поместил на лбу тиары. Вы сами понимаете: какой царь стерпел бы такое? И что вы после этого скажете за этих парижан?»

Так продажа тиары сделала Рухумовского богатым, а мировая пресса – знаменитым.

«Скифская корона» — одна из самых известных археологических мистификаций.

«Журнальная» афера

Никто и не предполагал, что трюк Рухумовского повторится через 70 лет. В 1968 году некий гибралтарский ювелир Уильям Горп решил повторить старый «фокус».

И вот в 1971 году бостонский миллионер Артур Клер, делающий бизнес на предметах антиквариата, купил у Горпа тиару Сайтаферна за 300 тысяч долларов! Причем эксперты Нью-Йорка оценили ее в миллион. В интервью Клер сказал:

– Эту вещицу продал мне человек, не подозревающий, каким он обладал сокровищем…

Когда интервью Клера прочитали французские искусствоведы, то они сразу вспомнили, что одна такая тиара уже есть в Лувре… Разразился второй скандал.

Как выяснилось, настоящая фамилия человека, который продал тиару американскому миллионеру, – Горпищенко. И он сын ученика Рухумовского.

На суде Горпищенко-Горп рассказывал о том, что на подделку его вдохновила статья о тиаре в советском журнале «Наука и жизнь»:

– Фотография тиары была в журнале, и я подумал, что мог бы сделать не хуже. Но пусть никто не думает, что мне было легко. Я переделывал корону семьдесят три раза. Повторять же шутку Рухумовского мне не хотелось, поэтому надпись ольвийцев я поместил там, где надо, на внутренней стороне ободка тиары.

Суд оправдал Уильяма Горпа…

Рождение знаменитого мистификатора

И все же самым известным мистификатором в истории стал немецкий «археолог» Генрих Шлиман. Согласно мифу, который он сам создал, еще в детстве Генрих поставил перед собой цель – найти гомеровскую Трою. В результате Шлиман превратил свою жизнь в одну из самых занятных сказок в мировой истории.

В своей автобиографии Шлиман написал, что в семь лет мать подарила ему книгу «Всеобщая история для детей» – и он тут же загорелся Троей! Увы, на деле все было совершенно иначе: Шлиман сочинил историю о подарке матери – равно как и всю свою биографию. Книга до сих пор хранится в семье потомков Шлимана, но вот куплена она в букинистическом магазине Санкт-Петербурга через много лет после описанного события.

Доподлинно же об этом человеке известно то, что в 22 года он устроился в торговую фирму «Шредер и К». В то время наиболее выгодным рынком для фирмы была Россия. Шлиман выучил русский язык, и вскоре питерские купцы предложили ему создать совместное предприятие. Предприимчивый немец отправился в Россию и в течение последующих лет создал торговую империю, специализирующуюся на закупке европейских товаров и продаже их в России.

Генрих Шлиман.

Генеральный подрядчик

Начавшаяся в России Крымская война 1854 года открыла перед компанией новые горизонты. Шлиман добился, чтобы его фирма стала генеральным подрядчиком русской армии, и начал беспрецедентную аферу. Специально для армии были разработаны сапоги с картонной подошвой, мундиры из некачественной ткани, ремни, вытягивающиеся под тяжестью амуниции, и т. д. Разумеется, все это подавалось как товар наивысшего качества. Сложно сказать, насколько такое снабжение русской армии повлияло на поражение России, но Шлиману въезд в Россию закрыли. Много лет спустя он обратился к российскому императору Александру II с просьбой о въезде в Россию. На прошении император написал кратко: «Пусть приезжает, повесим!»

Новоявленный археолог

Тогда Шлиман решил заняться археологией. Он подготовил почву для новой славы – издал автобиографию, в которой объявил, что вся его предыдущая деятельность была лишь подготовкой к осуществлению мечты детства – найти Трою. (Парадоксально, но в эту мистификацию верили вплоть до недавнего времени, когда увидели свет подлинные дневники Шлимана…)

Вскоре археолог-самоучка заявил, что «нашел» Трою и сокровища царя Приама. Однако даже современники не признали находки Шлимана. Чтобы поддержать свой авторитет, Шлиман подарил «клад Приама» Германии. После войны это золото оказалось в Москве как военный трофей. Международная комиссия археологов в 1994 году обследовала «раритеты» и определила, что большинство из них выполнены по технологиям XIX века с применением инструментов из стали и с использованием мощной оптики.

Софья Шлиман примеряет сокровища из клада Приама. "Клад Приама" едва ли не самая грандиозная мистификация Шлимана.

Софья Шлиман примеряет сокровища из клада Приама. «Клад Приама» едва ли не самая грандиозная мистификация Шлимана.

«Соавтор»

Однажды известный московский коллекционер и эксперт русского искусства конца ХХ века Дудаков написал композицию в стиле художницы Любови Поповой. Картину он подарил приятелю, а через некоторое время ему принесли ее на экспертизу как «подлинную Попову». Более того, в 1989 году в Лондоне на аукционе «Сотбис» ошеломленный художник снова увидел свое творение, где оно было заявлено как работа Поповой и продано за 30 тысяч долларов…

«Помолодевшая» Нефертити

В июне 2003 года секретарь Верховного совета по древнему наследию Египта Захи Хавас обвинил во лжи британскую исследовательницу Джоан Флетчер, которая заявила о том, что она «обнаружила» мумию древнеегипетской царицы Нефертити.

Незадолго до этого археолог выступила с сенсационным заявлением, будто ей удалось идентифицировать найденную французскими учеными в 1898 году в одной из гробниц Долины фараонов мумию легендарной царицы Древнего Египта. Сообщение о находке, переданное по каналу Discovery, заставило специалистов Совета проверить утверждения Флетчер. В результате Хавас назвал заявления исследовательницы «абсолютной ложью». По словам генерального секретаря, неопознанная мумия, которую якобы идентифицировала Флетчер, является телом девушки от 16 до 20 лет. Между тем известно, что Нефертити умерла в возрасте 30 лет. В связи с этими выводами Совет по древнему наследию Египта принял решение приостановить работу британской археологической экспедиции, сославшись на то, что Флетчер нарушила правила научной этики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>