Рухнувшие с неба. Авиакатастрофы времен СССР

 

Авиакатастрофа Ту-104Б в районе аэропорта Внуково. 1979 год. Погибло 58 человек.

Авиакатастрофы и происшествия – явления, порождающие самые разнообразные домыслы и кривотолки. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда все подобные случаи тщательно скрывались. Поэтому большинство людей думало, что в СССР авиакатастроф не было в принципе. Глубокое заблуждение. К примеру только в 1973 году в Советском Союзе произошла 51 авиакатастрофа. Причем речь идет только о гражданских самолетах. Сегодня мы расскажем о самых тяжелых и самых одиозных катастрофах 70-80-х годов прошлого века

Вопросы без ответов

1972. Ил-18. Сочи. Погибло 108 человек.

Самолет Ил-18 произвел взлет в аэропорту Сочи 1 октября. На борту находились 100 взрослых пассажиров, 1 ребенок и сопровождающий МВД. Вскоре связь с экипажем прекратилась, а затем поступило сообщение от ВМС о падении самолета в море.

В районе падения самолета море имело глубину 500-1000 м, на дне имелись мощные отложения жидкого ила. Поэтому, обнаружить и поднять со дна части самолета не удалось. По найденным на поверхности мелким частям и остаткам тел можно заключить, что самолет полностью разрушился при ударе об воду.

Следов пожара на найденных частях самолета и трупах не было обнаружено. Истинную причину катастрофы установить так и не удалось.

Комиссия выдвигала ряд причин катастрофы, в том числе: столкновении самолета со стаей перелетных птиц, отказ техники и нападение на экипаж. Ни одна из выдвигаемых версии не получила подтверждения.

 

Преступная халатность

1973 год. Ту-104. Северо-западнее аэропорта Домодедово (Московская область). Погибло 122 человека.

13 октября самолет выполнял рейс Кутаиси-Москва. На борту находились 112 взрослых пассажиров и два ребенка. Из низ 8 пассажиров были незаконно взяты экипажем без билетов. При заходе на посадку экипаж доложил о плохой работе компасов. Это была последняя связь с самолетом. Лайнер столкнулся с землей в 16 км от посадочной полосы. Причиной катастрофы назвали прекращения работы приборов в результате их обесточивания.

Представители комиссии указали, что «наиболее вероятной причиной обесточивания является непреднамеренное выключение тумблера электрощита, при развороте каким-то посторонним предметом, повешенном на крючок. Возможно также случайное выключение питания одним из находившихся в пилотской кабине безбилетников, взятых экипажем на борт»…

 

Отказ приборов

1976 год. Ил-18. Воронежская область, близ села Верхняя Хава. Погибло 111 человек.

6 марта экипаж произвел взлет в аэропорту Внуково. На борту находилось 100 пассажиров, в том числе 1 ребенок. При посадке экипаж передал воронежскому диспетчеру: «Падаем, отказали все приборы», после чего связь с ним прекратилась.
Самолет столкнулся с землей и взорвался. Разброс обломков составил 390 м. Основная масса конструкции самолета ушла под землю на глубину 14 м.
Заключение: причиной катастрофы является нарушение работы приборов вследствие отказа электропитания.  Причину прекращения питания установить не удалось. Наличие в кабине, рассчитанной на 5 человек, двух лишних членов экипажа (второго пилота и штурмана-стажера) могло способствовать развитию ситуации, приведшей к катастрофе…

 

Несчастная любовь

26 сентября 1976 года в Новосибирске произошла авиакатастрофа в результате преднамеренного столкновения самолета Ан-2 с пятиэтажным жилым домом.

Воскресным утром, молодой, 24 летний летчик, один из пилотов Западно-Сибирского Управления гражданской авиации, Владимир Серков совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 без пассажиров из аэропорта «Новосибирск». Некоторое время, покружив над городом на предельно малой высоте, пилот направил свой самолет в пятиэтажный жилой дом. Как показало расследование происшествия, по данному адресу проживала жена «пилота-камикадзе», которая незадолго до этого ушла от него, забрав ребенка. Она проживала в этом доме вместе с родителями. По одной из версий происшествия, летчик решил свести счеты с жизнью, и заодно отомстить своей супруге и ее родственникам, которых в момент тарана в доме не оказалось. При столкновении и в результате пожара погибли 11 жителей дома – кто-то под обломками, кто-то от ожогов, кто-то разбился, выпрыгнув с верхних этажей горящего дома.

26 сентября 1976 года. Новосибирск.

 

Ошибка диспетчера

1979 год. Столкновение близ Днепродзержинска двух Ту-134. Погибли 178 человек, в т.ч. команда «Пахтакор».

11 августа в районе города Днепродзержинск произошло столкновение двух самолетов Ту-134. Столкновение произошло в точке пересечения трасс Днепропетровск – Кременчуг и Магдалиновка – Днепродзержинск, на высоте 8 400 м.

Один из Ту-134 выполнял рейс Ташкент – Минск. На борту находилось 77 пассажиров (из них 13 детей), в том числе игроки и тренеры футбольной команды «Пахтакор», направлявшиеся на игру чемпионата СССР по футболу в Минск.
Второй самолет Ту-134 выполнял рейс Челябинск – Кишинев. На борту находилось 88 пассажиров, в том числе 16 детей.
Самолеты столкнулись под углом 95° и практически полностью развалились в воздухе.

Причиной катастрофы явились ошибки допущенные диспетчером, который не обеспечил установленный интервал между воздушными судами.

Могила команды «Пахтакор» погибшей в авиакатастрофе в 1979 году.

 

 

Некачественное изготовление

1982 год. Як-42. Близ Наровли (Белоруссия). Погибло 132 человека.

28 июня в при посадке экипаж доложил диспетчеру о начале снижения и на последующие запросы не отвечал… Обломки самолета были обнаружены в 10 км юго-западнее Наровли. На борту находились 113 взрослых пассажиров и 11 детей.
Выводы комиссии: «анализ Як-42 показал, что в процессе эксплуатации на нем выявлено большое количество дефектов, свидетельствующих о низком качестве производства и сборки»…

 

Низкая подготовка диспетчерской службы

1984 год. Ту-154. В районе омского аэропорта. Погибло 178 человек.

Вылетевший из Краснодара самолет Ту-154 должен был приземлиться в омском аэропорту. Получив разрешение на посадку, самолет пошел на снижение. Через несколько секунд он столкнулось с машиной, переломился на две части и загорелся.

Виновными в авиакатастрофе признали руководителя полетов и диспетчера.

В момент посадки самолета на полосе работали несколько ветровых машин, оснащенных емкостями с керосином и реактивными двигателями. Машины осушали горячим воздухом бетонное покрытие.

При этом они не имели радиостанций. Диспетчер включил посадочные огни, он был уверен, что полоса свободна…

Через секунду после приземления пилоты заметили препятствие на полосе, но увернуться не получилось. После столкновения с машинами, наполненными большим количеством керосина, произошел взрыв. Все автотранспортные средства были уничтожены. В огне погибло 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. 3 члена экипажа: командир корабля, штурман и бортинженер, не пострадали.

 

11 октября 1984 года. Жертвы катастрофы Ту-154 и пожара в омском аэропорту.

 

Роковое стечение обстоятельств

3 мая 1985 года в небе в Львовской области произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины — столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллина во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Погибли 94 человека.

Ту-134А выполнял внутренний рейс Таллин-Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира — 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели выдающийся художник-график — «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский теннисист Алари Линдмэе.

Одновременно при посадке пассажирского самолета, из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26. На этом самолете находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа. На борту Ан-26, включая шестерых членов экипажа, было 15 человек. На высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями. Не выжил никто.

После катастрофы, расшифровывая информацию «черных ящиков», комиссия установила: за несколько секунд до столкновения пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать. На Ту-134 слышен крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете — крик бортмеханика: «…командир, Тушка!»

В результате авиакатастрофы погибли 94 человека

Комиссия постановила, что виноваты в трагедии львовские диспетчера. Они дали разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор.

Удивительно то, что, львовский график Александр Аксинин незадолго до этого изобразил свою смерть на гравюрах — на одной из них он нарисовал падающую кисть с 35 ягодами (именно в 35 лет он и погиб), которые срезали воздушные ножницы. А на последнем своем офорте «Воскресение» график изобразил поминальный стакан около могилы в ржаном поле, куда потом упал самолет.

Обломки самолета. 3 мая 1985 года Львовская область.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>