Остров смерти Шум-шу

Шум-Шу – так называется один из островов Курильской гряды

Справка:

Остров Шум-Шу (площадью 20 на 13 километров), если верить легендам, приносил людям только смерть. Сначала здесь проживали племена айнов. Согласно легенде, они воевали с племенем собак этуланги. Айны жили на Шум-Шу до прихода японцев, которые их просто выселили. Но первые поселенцы не выдержали сурового климата и почти все погибли. Повторная попытка «приручить» Шум-Шу была сделана японцами в 1943 году. На острове появилась морская база, были построены фортификационные сооружения, аэродромы, подземные склады, доты, подземная железная дорога.

Остров Шум-шу представлял собой почти неприступную крепость с вооружением 275 пулеметов, 98 орудий и 77 танков. Здесь японцы успели возвести 37 дотов и большое количество дзотов. Были оборудованы подземные убежища для японского гарнизона, состоявшего из шести пехотных батальонов.
18 августа на рассвете передовой отряд советских десантников смог незаметно высадиться в северо-восточной части Шумшу и захватить небольшой плацдарм.
В 6 часов 30 минут началась высадка основных сил десанта. Основной рубеж обороны на острове Шум-шу проходил в северо-западной части острова в районе высот 171 и 165 (район военно-морской базы Катаока). Именно здесь развернулось главное сражение.
19 августа сопротивление японского гарнизона на Шум-шу было сломлено, однако японцы встретили огневым обстрелом советские корабли, заходящие во второй Курильский пролив. Японские войска сложили оружие только 21 августа, после мощных ударов корабельных пушек и авиации по портам Катаока (Байково) и Касивабара (Северо-Курильск).
Вечером 23 августа в далекой Москве гремел салют в честь Победы, одержанной на Дальнем Востоке. Но на островах боевые действия еще продолжались. 22–28 августа советские десантники продолжали высаживаться на других островах северной части гряды вплоть до острова Уруп. Всего здесь было взято в плен более 30 тысяч японских солдат и офицеров, захвачено более 300 орудий, 60 танков, 7 самолетов, много иного вооружения и техники.

После второй мировой остров отошел СССР. Сегодня здесь доживают свой век 200 километров наземных и 120 километров подземных дорог, 37 дотов и три аэродрома для летчиков-смертников.

Аэродром Шум-шу. Японские летчики камикадзе за обедом.

Испытания дорогой и жильем

Несколько лет назад здесь побывала экспедиция из подмосковного Красногорска. Шесть членов экспедиции (Анатолий Савочкин, Владимир Гришин, Валерий Самусев, Сергей Цветков, Олег Лаврухин и Александр Архипов) исследовали остров.

Остров уже по традиции встречает всех испытаниями. Сначала исследователей ждал десятичасовой перелет через всю страну до Петропавловска-Камчатского, далее – 26-часовой переход на пограничном сторожевом корабле «Сахалин» по Тихому океану до города Северо-Курильска на остров Парамушир и еще час на катере. После долгих переговоров начальник местного аэропорта предложил гостиничный номер в городке Байково. Но радоваться было рано: двери в комнатах отсутствовали, на окнах не хватало стекол, а печь, единственное спасение от холода, дымила прямо в помещение. Пришлось ребятам браться за ремонт.

 

Японский аэродром

Первый выход путешественников состоялся в районе аэродрома, построенного еще японцами. На его территории сконцентрировано большое количество техники времен второй мировой войны. Есть даже американские самолеты. После разгрома японской армии здесь базировалась эскадрилья самолетов «Кинг-Кобра».

Не сразу путешественники заметили, что оказались под прицелом нескольких дотов. К ним ведут подземные ходы. Вытащить орудия невозможно – они искусно врезаны в скалы. Однажды, во время пребывания экспедиции на острове, земля буквально ушла у исследователей из-под ног. Оказалось, что под землей обвалился свод одного из переходов, которыми усыпан весь остров.

 

Музей под открытым небом

Больше всего находок ждало исследователей у берега. Из песка торчали двигатель самолета, танковая башня и рельсы некогда проходившей здесь железной дороги. Выше берега обнаружились останки деревянных сооружений, скорее всего, в этом месте некогда располагались казармы японских солдат. В ручье, протекающем через них, нашлась часть керамической тарелки, на которой красовалась синяя звезда – армейский знак Японии. Из воды виднелись корабельные мачты, а под уступом берега стоял танк «Т-34». Среди зарослей кустарника путешественники обнаружили обломки самолета «Кобра» (хотя, судя по историческим документам, сбит был лишь один советский). Всего за время экспедиции было найдено 50 самолетов, брошенных на аэродроме после войны. Из общей массы можно восстановить два-три экземпляра. Металл на советских машинах хорошо сохранился. «Японцы» же были настолько коррозированы, что буквально рассыпались в порошок от прикосновения. Интересная деталь: все найденные японские самолеты лежали шасси вверх.

Недалеко от одной из взлетных полос исследователи наткнулись на небольшое возвышение, покрытое травой. Подойдя ближе, увидели отверстие. Войдя в него, оказались внутри корпуса американского транспортного самолета, погребенного под холмом.

Бомба на дороге

Однажды, исследуя остров, путешественники наткнулись на 50-килограммовую авиационную бомбу, лежащую прямо на дороге. Было принято решение не трогать опасную находку. Но кто мог предположить, что через несколько часов бомба… «сама придет» в гости к красногорцам. В тот же день, поздно вечером, когда наши земляки уже собирались ложиться спать, раздался стук. На пороге стояли два матроса. Они держали в руках ту самую авиационную бомбу, которую всего несколько часов назад с опаской обошли исследователи. Ребята были из расположившейся на Шум-Шу части ВМФ. Отцы-командиры знали, что на острове работают специалисты из Красногорска, вот и решили подсобить. Так вместо сна пришлось красногорцам эвакуировать опасный груз подальше от жилых строений и людей.

 

Остров «растаскивают» по кусочкам

Первые поисковые работы начались здесь еще несколько десятилеий назад. Любознательные исследователи без какого-либо разрешения вывозили понравившуюся технику. Чаще всего в неизвестном направлении. Так с острова исчез легкий японский танк и истребитель Ки-44 «Шоки». Позже в один из музеев «переехали» два американских истребителя «Кинг-Кобра». Но самыми ушлыми оказались юные поисковики из города Невельска. В одном из подбитых японских танков они обнаружили останки солдата. Недолго думая, ребята вывезли их с острова и передали японцам. За это поисковики получили приглашение в Страну восходящего солнца…

Записано со слов Александра АРХИПОВА

Специально для сайта Секреты мираПри использовании материала активная ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>